Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОБЫТИЙНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОПАРКОВ

Вотинцев А.В. 1
1 ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»
Данное исследование посвящено изучению вопросов необходимости развития событийной компетентности педагогических работников в условиях образовательного технопарка. Целями исследования были выявление основных аспектов исследуемой темы, а также оценка значимости событийной компетентности педагогического работника технопарка и определение возможных интегративных педагогических инструментов, применимых в условиях технопарка. В ходе исследования было проведено пилотное исследование, включающее анкетирование и опросы среди педагогических работников сети образовательных технопарков. Результаты показали, что событийная компетентность педагогического работника является важным фактором, влияющим на успешность образовательного процесса в условиях образовательного технопарка. Основными интегративными педагогическими инструментами, выделенными в исследовании, были видеостудия, моделирование педагогических ситуаций, креативные технологии, взаимное обучение, конкурсы проектов, семейные образовательные события, создание обучающих продуктов и проведение мастер-классов. Выводы исследования указывают на значимость образовательного технопарка в инновационном развитии образовательной сферы. Технопарк создает условия для активного и творческого обучения, развивает компетенции самих педагогических работников и обеспечивает интеграцию знаний и технологий. Образовательный технопарк является перспективной формой организации обучения, способствующей подготовке педагогических кадров, готовых к современным вызовам и требованиям рынка труда.
педагогический работник
образовательный технопарк
событие
событийная компетентность
педагогический кванториум
технопарк универсальных педагогических компетенций
событийный подход
1. Вотинцев А.В. К вопросу о необходимости развития событийной компетентности у работников образовательных технопарков // Мир педагогики и психологии. 2023. № 4(81). С. 328-335.
2. Тарханова И.Ю. Формирование универсальных компетенций обучающихся средствами университетской среды // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. Т. 24, № 3. С. 123-128.
3. Арушанян Ж.А., Василенко В.Г., Тютюнникова Е.Б., Белоус О.В. Особенности междисциплинарной практической подготовки студентов вузов в условиях технопарка // Перспективы науки. 2002. № 1. С. 123–127.
4. Галустов А.Р., Карабахцян С.К. Образовательный технопарк как фактор развития социально-профессиональной мобильности студентов педагогического вуза // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2022. № 1. С. 40–47.
5. Горбунов Н.А., Чудинский Р.М. Роль и место технопарка универсальных компетенций и педагогического технопарка «кванториум» в подготовке будущего учителя информатики // Информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы: материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции / редкол.: Р.М. Чудинский, В.В. Малев, А.А. Малева. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2022. С. 70–76.
6. Ерохина Е.Л. Риторическая культура учителя как универсальная педагогическая компетенция // Казанский педагогический журнал. 2021. № 3 (146). С. 29–35.
7. Кравцов Ю.В, Микушина О.В. Применение элементов интегрированного обучения для формирования универсальных педагогических компетенций в условиях межфакультетского технопарка // Вестник педагогических инноваций. 2022. № 1 (65). С. 31–37.
8. Ларина Л.Н. Непрерывная образовательная модель инженерно-технического обучения школьников в формате «школа — кванториум — вуз — предприятие» // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 4 (32). С. 37–47.
9. Лунев К.А., Милинский А.Ю. Возможности VR/AR лаборатории межфакультетского технопарка универсальных педагогических компетенций для обучения будущих учителей химии и физики // Вопросы педагогики. 2022. № 5–1. С. 215–217.
10. Луференко У.С., Ромм Т.А. Становление и развитие образовательных технопарков // Сибирский педагогический журнал. 2021. № 4. С. 128–137.
11. Иванова Е.О. Роль универсальных педагогических компетенций в непрерывном педагогическом образовании // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2022. № 48 (67). С. 57–67.

Современное образование стало непрерывным процессом адаптации к быстро меняющемуся информационному и технологическому прогрессу. Стремительное развитие цифровых технологий и инновационных решений влияет на все сферы жизни, включая образование. В свете этих перемен образовательные учреждения и педагогические работники должны активно адаптироваться и развиваться, чтобы эффективно осуществлять свою миссию – подготовку компетентных и готовых к вызовам будущих выпускников.

В последние годы особую роль в инновационной сфере образования начали играть образовательные технопарки. В рамках национального проекта «Образование» и комплексной программы Минпросвещения России по модернизации педагогических вузов «Учитель будущего поколения России» созданы педагогические технопарки «Кванториум» и технопарки универсальных педагогических компетенций. Это уникальные площадки, которые объединяют образовательные, научные и технические ресурсы с целью содействия развитию творческого и инженерного мышления обучающихся, а также их подготовки к будущей профессиональной деятельности в области науки, технологий и инноваций.

Однако эффективность образовательных технопарков напрямую зависит от компетентности педагогических работников, занимающихся обучением и воспитанием в этих учреждениях. Событийная компетентность является одним из ключевых аспектов, который необходимо развивать у педагогов, работающих в образовательных технопарках. Событийная компетентность педагогических работников образовательных технопарков предполагает умение эффективно организовывать, планировать и проводить различные образовательные события, такие как научные конференции, хакатоны, курсы повышения квалификации, конкурсы и выставки и др. [1, 2]. Эта компетентность включает в себя знание методов и технологий организации событий, умение работать с партнерами и заинтересованными сторонами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям и потребностям учащихся.

Базой настоящего исследования послужили работы Ж.А. Арушанян [3], А.Р. Галустова, С.К. Карабахцян [4], Н.А. Горбунова, Р.М. Чудинского [5], Е.Л. Ерохиной [6], Ю.В. Кравцова, О.В. Микушиной [7] и иных, которые анализируют влияние технопарка на формирование у студентов не только профессиональных навыков, но и компетенций, необходимых для работы в междисциплинарных командах, расширение кругозора, формирование навыков работы в команде и повышение конкурентоспособности на рынке труда. Н.А. Горбунов и Р.М. Чудинский обращаются к роли и месту технопарка универсальных педагогических компетенций и педагогического технопарка «Кванториум» в подготовке будущих учителей информатики. Они анализируют, как технопарк способствует развитию педагогических навыков и компетенций у студентов, выбирающих данное направление [5].

Исследователи предлагают вариативные подходы при организации процесса подготовки будущих педагогов. Е.Л. Ерохина в своей работе поднимает вопрос риторической культуры учителя как универсальной педагогической компетенции, которая, а свою очередь, помогает учителям эффективно коммуницировать с учащимися, развивать их критическое мышление и умение аргументировать свои идеи. Автор исследует, какие компетенции необходимы учителям для успешной адаптации к изменяющимся требованиям образовательной среды [6]. Ю.В Кравцов и О.В. Микушина рассматривают применение элементов интегрированного обучения для формирования универсальных педагогических компетенций в межфакультетском технопарке. Они исследуют, как интеграция различных предметных областей способствует развитию комплексных навыков у студентов [7]. Л.Н. Ларина анализирует роль технопарков и предприятий в формировании профессиональных и универсальных компетенций учащихся в области инженерии и техники [8]. К.А. Лунев и А.Ю. Милинский исследуют возможности VR/AR лаборатории межфакультетского технопарка универсальных педагогических компетенций для обучения будущих учителей химии и физики. Они изучают, как виртуальная и дополненная реальность могут помочь студентам развивать свои профессиональные навыки [9]. У.С. Луференко и Т.А. Ромм описывают основные этапы развития технопарков и рассматривают их влияние на развитие универсальных педагогических компетенций [10]. Несмотря на уже имеющиеся исследования и разработки, изучение проблемы влияния образовательных технопарков на подготовку педагогических работников и трансформацию педагогического образования в целом остается по-прежнему актуальным.

Цель исследования заключается в изучении и анализе компонентов событийной компетентности педагогических работников, занятых в образовательных технопарках, а также формирования основных интегративных инструментов в области организации и проведения образовательных событий в условиях технопарков.

Материал и методы исследования

При подготовке статьи использовались теоретические и эмпирические методы исследования. Проводился анализ научной и методической литературы, посвященной вопросам организации образовательного процесса в условиях педагогических технопарков «Кванториум» и технопарков универсальных педагогических компетенций. Также было проведено пилотное исследование, в котором приняли участие 34 педагогических работника из 13 образовательных технопарков. Исследование проводилось в форме анонимного анкетирования, в котором участникам предлагалось оценить значимость событийной компетентности педагогического работника технопарка, выделить основные элементы интеграции образовательного события, предложить эффективные формы образовательных событий и др. После сбора данных ответы были систематизированы и классифицированы, проведена статистическая обработка результатов. Исследование также включало качественный анализ ответов участников, результаты которого выносятся на обсуждение.

Результаты исследования и их обсуждение

Согласно результатам опроса, 50% респондентов (17 человек) оценили важность образовательного события наивысшим баллом, т.е. 10. Еще 20% (7 человек) поставили 9 баллов. Среди остальных оценок преобладают 6 баллов – 9% (3 человека), 7 баллов – 12% (4 человека) и 8 баллов – 9% (3 человека). Эти результаты указывают на то, что большинство педагогических работников придают высокую значимость образовательным событиям как инструменту успешного управления учебно-воспитательным процессом.

По вопросу применения форм образовательных событий из 34 респондентов 65% (22 человека) заявили, что они применяли какие-либо формы образовательных событий в своей педагогической деятельности. 12% (4 человека) ответили, что не применяли такие формы, а 23% (8 человек) затруднились ответить на этот вопрос. Это указывает на то, что большинство педагогических работников все же имеют опыт организации образовательных событий, однако часть из них либо не имеют опыта организации подобной формы учебного формата, либо не могут четко выделить признаки такого формата.

Рассмотрим более подробно формы образовательных событий, которые педагогические работники образовательных технопарков уже применяли в своей педагогической деятельности: дни открытых дверей в формате «университетских суббот» и встречи с работодателями, образовательный туризм, игры и квесты, дебаты, творческие проекты, фестивали, форумы, конференции, вебинары, мастер-классы, хакатоны, олимпиады и др.

Эти разнообразные формы образовательных событий свидетельствуют о том, что педагогические работники образовательных технопарков проявляют интерес и активность в разработке и использовании разнообразных образовательных событий для достижения целей учебно-воспитательного процесса, что указывает на их стремление создать стимулирующую и практико-ориентированную образовательную среду для обучающихся, способствующую развитию их событийной компетентности и интеграции знаний и навыков в реальные ситуации.

Такие события способствуют активному взаимодействию между всеми участниками образовательного процесса, создают благоприятную образовательную среду и способствуют развитию партнерских отношений [11].

Обращаясь к уже имеющемуся опыту, по результатам опроса среди педагогических работников образовательных технопарков можно зафиксировать, что:

- 39% (13 человек) имеют опыт организации совместных мероприятий с участием родителей, обучающихся и преподавателей;

- 35% (12 человек) не имеют подобного опыта;

- 26% (9 человек) не смогли однозначно ответить на данный вопрос.

Рассмотрим некоторые основные идеи и критерии, которые педагоги считают важными для того, чтобы образовательное событие запомнилось его участникам:

- интересное и нескучное: событие должно быть привлекательным и захватывающим, чтобы вызывать интерес у участников;

- эмоциональное и яркое: событие, которое вызывает положительные эмоции и оставляет яркие впечатления, часто запоминается лучше;

- познавательное и практическое: событие, которое предоставляет возможность для практического опыта и новых знаний, может быть более запоминающимся;

- вовлекающее и активное: событие, которое вовлекает всех участников в интересную совместную деятельность, может создать более сильные воспоминания и связи между ними;

- значимое и с реальными результатами: событие, которое имеет значимую цель и достигает практического результата, может быть запоминающимся для участников;

- интерактивное и новаторское: событие, которое предлагает новые формы взаимодействия, активное участие и возможности погружения, может быть более запоминающимся;

- междисциплинарное и масштабное: событие, которое объединяет различные области знаний и имеет масштабный характер, может вызывать больший интерес и запоминаться на долгое время.

Рассмотрим основные идеи и ресурсы, которые, по мнению респондентов, необходимы для изменения подходов к проведению образовательных событий в педагогическом вузе:

- больше коммуникативных ресурсов: создание платформ и механизмов для обмена опытом и взаимодействия между преподавателями и педагогическими вузами;

- цифровые медиаресурсы: продвижение создания и использования цифрового контента для образовательных событий, чтобы сделать их более привлекательными и доступными;

- методические инструменты: разработка и предоставление методических рекомендаций, инструментов и поддержки для эффективной реализации образовательных событий;

- педагогические кадры: поддержка и развитие педагогических кадров, обеспечение их профессионального роста и подготовки в области организации и проведения образовательных событий;

- материальные и технические ресурсы: обеспечение доступа к необходимому оборудованию, материалам и ресурсам для организации качественных образовательных событий;

- временные ресурсы: выделение достаточного времени для подготовки и проведения образовательных событий, а также для диагностирования и оценки их эффективности;

- вовлечение студентов: создание механизмов для активного участия студентов в организации и выборе формата проведения образовательных событий;

- междисциплинарный подход: применение междисциплинарных методов и подходов для создания и реализации новых инструментариев и форматов образовательных событий;

- партнерство и сотрудничество: укрепление взаимодействия и партнерства между различными образовательными учреждениями, технопарками, родителями и другими стейкхолдерами с целью обмена опытом и ресурсами.

На основе предоставленной информации выделим 3 наиболее часто упоминаемые причины, которые, по мнению респондентов, затрудняют внедрение в практику процессов событийной интеграции.

1. Консервативность педагогических работников (для работы в прежнем формате требуется меньше сил и времени) – 59% (20 человек).

2. Отсутствие ресурсов и времени для организации системы интеграции – 50% (17 человек).

3. Отсутствие компенсации за новаторские усилия – 44% (15 человек).

Эти причины являются наиболее значимыми и требуют особого внимания при планировании и реализации событийной интеграции в условиях образовательного технопарка.

Событийная компетентность в широком смысле означает способность человека эффективно реагировать на изменения и организовывать образовательные события с учетом их специфики. Она включает в себя развитие, способность решать профессиональные задачи с использованием событийного подхода, применять знания, умения и навыки при создании и проведении образовательных мероприятий.

Анализ результатов, описывающих понятие «событийность», позволил получить информативные и разнообразные ответы. Рассмотрим и проанализируем ответы респондентов:

- развитие, способность человека реагировать на изменения в соответствии с спецификой события. Ответ связывает событийность с процессом развития, указывая на ее важность для развития человека;

- способность решать профессиональные образовательные задачи с использованием социально значимых событий для всех участников образовательного взаимодействия;

- формирование навыка у обучающихся по внеурочной деятельности, знание различных форматов проведения событий и активное включение в данный вид деятельности. Этот ответ подчеркивает, что событийность способствует формированию навыков и знаний у студентов через внеурочную деятельность и активное участие в различных форматах событий.

В целом, результаты указывают на то, что событийность воспринимается как важный аспект педагогической деятельности, который требует развития навыков, знаний и способностей для организации и проведения образовательных событий, создания благоприятной образовательной среды и достижения качественных результатов обучения.

Событийная компетентность включает мотивационную составляющую, то есть понимание важности и ценности событийных форм работы в образовании. Она также предполагает когнитивную компетентность, то есть наличие знаний в данной области, и деятельностную компетентность, которая включает умение организовывать и проводить события, а также анализировать их результаты.

На вопрос, какие иные интегративные педагогические инструменты возможно применять в условиях педагогического технопарка, были получены следующие рекомендации:

- видеостудия может быть использована для создания образовательных видеоматериалов, записи уроков или демонстрации практических навыков;

- вместо традиционного письменного тестирования обучающиеся могут продемонстрировать свои знания, умения и креативность через практическое выполнение задач;

- моделирование педагогических ситуаций представляет собой создание ситуаций, близких к реальным, с использованием различных инструментов, таких как ролевые игры, симуляции или виртуальная реальность;

- использование виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) в образовательном процессе позволяет создавать интерактивные среды для обучения. Это позволяет обучающимся погружаться в виртуальное пространство, взаимодействовать с трехмерными объектами и получать практический опыт в управлении различными технологиями и ситуациями;

- площадки по обмену опытом, актуальными технологиями и методиками обучения могут быть организованы в форме конференций, семинаров, вебинаров, форумов и других мероприятий, где специалисты могут представлять свои исследования, передавать опыт работы и обсуждать актуальные вопросы образования.

Внедрение эффективных моделей образования, доступных для тиражирования во всех регионах страны, является важным аспектом интегративного подхода в образовательном технопарке.

Выводы

Событийная компетентность педагогического работника является важным аспектом исследования, оценка которой показала, что большинство респондентов придают ей высокую значимость. Это указывает на необходимость развития у педагогов навыков и знаний в области организации событий, мероприятий и проектной работы.

В контексте образовательного технопарка существуют различные интегративные педагогические инструменты, которые могут быть применены для обогащения образовательного процесса. Эти инструменты включают видеостудию, демонстрационный экзамен, моделирование педагогических ситуаций, креативные технологии, взаимное обучение, проведение конкурсов и конференций, семейные образовательные мероприятия, создание обучающих продуктов, модули VR/AR-обучения и многое другое.

Использование этих интегративных инструментов позволяет развивать не только различные компетенции у обучающихся, но и компетенции самих педагогических работников в процессе подготовки и проведения образовательных событий, такие как коммуникационные компетенции, критическое мышление, самостоятельность, сотрудничество, творческое мышление и др. Они также способствуют целостному и интегрированному подходу к образованию, объединяя различные предметы и области знаний.


Библиографическая ссылка

Вотинцев А.В. СОБЫТИЙНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОПАРКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32694 (дата обращения: 30.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674