Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Толстенева А.А. 1
1 Федеральная государственная бюджетная образовательная организация высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
Предметом статьи является исследование миссии университета педагогического профиля в современном образовательном пространстве России. Рассмотрены исторический аспект формирования миссии классического университета и ее трансформация в современных условиях. Проведен анализ миссий университетов педагогического профиля. Обобщены актуальные направления их развития в контексте глобальной государственной и научно-образовательной политики. Выделены основные направления развития: закладка фундамента подготовки школьников к профессиональной деятельности; создание единого образовательного пространства современной России; построение системы непрерывного педагогического образования; ориентация научных исследований на практикориентированные разработки образовательных методик и технологий подготовки школьников. Сделан акцент на участие педагогических университетов в реализации национального проекта «Образование», а именно формирование кадрового потенциала для обеспечения деятельности инновационных образовательных пространств: «Точка роста», школьный Кванториум, «IT-куб» и др. Особо значимым для педагогических университетов является формирование повышенной социальной ответственности будущих учителей. Приведен пример создания сети профильных психолого-педагогических и инженерных классов на базе Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. Приведена логика формирования системы подготовки школьников в классах инженерной направленности с учетом организации предпрофильной и профильной подготовки. Сделан вывод о ключевой роли педагогических университетов в закладке фундамента подготовки школьников к востребованной государством профессиональной деятельности.
миссия университета
педагогический университет
региональный психолого-педагогический кластер
образовательный округ
национальный проект «образование»
предпрофильная и профильная подготовка школьников
1. Краснобаева И.А., Новикова Н.Г. Классический университет В. Гумбольта и стратегическое управление современным вузом // Сервис+. 2007. №4. С. 144-159.
2. Лизунов В.В. Роль современных университетов в развитии регионов. Третья миссия университетов // Национальные проекты России. 2021. №1 (40). С. 66-75.
3. Три миссии университета: образование, наука, общество / Ред. кол.: В.А. Садовничий и др. М.: МАКС Пресс, 2019. 440 с.
4. Программа стажировок работников и аспирантов российских вузов и научных организаций в НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс]. URL: https://internship.hse.ru/mission3. (дата обращения: 16.05.2023).
5. Кравцов С.С. Мы продолжим укреплять национальную систему образования. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/press/4229/sergey-kravcov-my-prodolzhim-u. (дата обращения: 16.05.2023).
6. Кравцов С.С. Национальная система подготовки педагогических кадров должна стать одной из самых передовых в мире // Вестник образования. Декабрь 2021. URL: https://vestnik.edu.ru/main-topic/sergei-kravtsov-natsionalnaia-sistema-podgotovki-pedagogicheskikh-kadrov-dolzhna-stat-odnoi-iz-samykh-peredovykh-v-mire. (дата обращения: 16.05.2023).
7. Песков Д. Почему для России важен технологический суверенитет. Газета № 077 (3570) (1006). URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2022/06/10/62a0e95b9a79472d8b713207 (дата обращения: 16.05.2023).
8. Курилова А. Ведомости. Сдать физику во время ЕГЭ намерено рекордно малое число школьников. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2022/05/03/920771-sdat-fiziku-maloe-chislo. (дата обращения: 16.05.2023).
9. Декларация проекта «Мининский университет» [Электронный ресурс]. URL: https://mininuniver.ru/images/docs/declaration.pdf (дата обращения: 16.02.2023).
10. Экспертный доклад, центра трансформации образования Сколково // [Электронный ресурс]. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1641371327&tld=ru&lang=ru&name=Маршрутная-карта-трансформации-университета. (дата обращения: 16.02.2023).
11. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ovd.com.ru/doc55.pdf. (дата обращения: 16.05.2023).
12. Педвузы станут ответственными за развитие непрерывного педагогического образования в своем регионе // URL: https://edu.gov.ru/press/6679/pedvuzy-stanut-otvetstvennymi-za-razvitie-nepreryvnogo-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-svoem-regione/ (дата обращения: 21.05.2023).

В современном мире функция университета выходит за пределы образования, сейчас это центр исследовательской и проектной деятельности, просвещения и социального развития. Наряду с классическими университетами система российского образования включает технические, социально-экономические, педагогические и иные университеты. Трансформация современной системы образования требует формирования «лица» образовательных организаций, их миссии, отражающей смысл ее существования – то, что дает организация миру, обществу, другим людям. Миссия отвечает навопрос: зачем нужен университет? Миссия университета педагогического профиля не является исключением.

Традиционными целями университетского образования являются обучение достижениям культуры, развитие интеллекта и духовности. Принципы классического университета В. Гумбольта могут быть сформулированы как фундаментальность образования, академическая свобода в преподавании и исследовании, обучение через исследование, отказ от утилитарного знания и господства эмпирической науки, автономность образовательного учреждения, господство гуманитарного знания [1]. Классический университет является носителем национальной идеи, он призван ее идентифицировать, содействовать формированию управленческой элиты, реализующей идеи государства. Университет должен стать носителем национальной идентичности, отражать социокультурную динамику, потребности общественного развития, уметь сочетать материальные запросы с духовными и интеллектуальным потенциалом нации [2].

В современных условиях глобализации, интеграции и конкуренции университетов стало размываться понятие «классический университет», вышел на повестку дня вопрос о миссии современного университета. Университет как учебное заведение, объединяющее образовательную и научно-исследовательскую деятельность, приобретает и третью – общественную – миссию: формирование новой социальной и культурной среды [3].

«Третья миссия» – это вклад университетов в социально-экономическое развитие страны и регионов, в развитие системы образования, общественно значимые проекты и инициативы университета; волонтерские и благотворительные акции; социальная поддержка студентов, работа со школьниками и абитуриентами [4].

Глобализация создает предпосылки для развития связей между государствами и регионами, однако развитие общества происходит в конкретных национальных и региональных условиях, что часто определяет требования к подготовке специалистов [3].

Среди перспективных направлений развития университетов исследователи выделяют:

– развитие телекоммуникаций и продвижение новых информационных технологий;

– усиление междисциплинарности в исследовательской и образовательной политике;

– формирование на базе университета «ядра» открытых образовательных систем и др. Проведенный анализ литературы и миссий педагогических университетов позволил сделать вывод, что приведенные выше тенденции в полной мере распространяются и на педагогические университеты, являющиеся элементом системы высшего профессионального образования России, обеспечивающей подготовку кадров для дошкольного и школьного образования, что накладывает на педагогические университеты особую ответственность.

Целью исследования является определить основные направления развития педагогического университета в контексте государственной научно-образовательной политики.

Материал и методы исследования. Как отмечал в своем выступлении министр просвещения РФ С.С. Кравцов: «Целью является создание национальной системы образования. Ключевые принципы национальной системы образования – это фундаментальность, научность, единое образовательное пространство, единая система подготовки педагогических кадров и повышение их квалификации, прочная научная основа, система воспитания, которая дает возможность ребятам развиваться в соответствии со своими потребностями, и цифровая образовательная среда, которая становится помощником традиционной системы образования» [5].

Необходимо создание национальной системы подготовки педагогических кадров, обеспечивающей [6]:

– формирование единого образовательного и воспитательного пространства;

– непрерывную практику студентов во время обучения;

– обновление инфраструктуры и совершенствование материально-технической базы;

– развитие научных исследований, лежащих в основе совершенствования методики преподавания предметов, обновления содержания программ, влияния информационных технологий, организации воспитательной работы;

– качество подготовки педагогов.

Важнейшей задачей является включение педагогических университетов в реализацию национального проекта «Образование». Современные педагогические университеты обладает уникальной материально-технической базой, созданной в рамках реализации проекта «Учитель будущего поколения России»: это Технопарки универсальных педагогических компетенций и педагогические технопарки Кванториум. Оборудование высокотехнологичных площадок университетов синхронизировано с оборудованием, которым комплектуются школьные технопарки «Кванториум», центры «Точка роста» и «IT-куб», создаваемые на базе образовательных организаций, что позволяет использовать их при подготовке всех категорий слушателей – от школьников до действующих учителей.

Непрерывное педагогическое образование может рассматриваться на уровнях: предпрофильное и профильное образование (школьники), высшее и среднее профессиональное (организации СПО и ВПО), дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации и профессиональная переподготовка). Закладка фундамента педагогического образования происходит на уровне работы со школьниками. Педагогический университет в контексте глобальной государственной научно-образовательной политики может рассматриваться как «точка входа» для будущих специалистов различных отраслей, поскольку выпускник педагогического университета прямо или опосредованно влияет на выбор будущей профессии школьников. Инициированная Министерством просвещения РФ программа создания профильных классов может стать инструментом профессиональной ориентации не только на профессию учителя, но и на другие специальности приоритетных отраслей экономики.

Такой подход позволяет наряду с воспроизводством будущих педагогов внести вклад в кадровое обеспечение различных отраслей, включая отрасли, значимые для формирования технологического суверенитета России. Технологический суверенитет должен решать простые задачи: обеспечивать безопасность, получать энергию, продовольственную независимость, товары первой необходимости, обеспечивать транспортную связность, производство информации, доступ к средствам производства средств производства. Будущее – за инженерными командами, за теми, кто способен создавать устойчивые, сложные, долго работающие инженерные системы, основанные на глубоких фундаментальных знаниях, с высоким уровнем ставок и риска и нацеленные в яркое будущее [7].

Ответственность за подготовку инженерных кадров для различных отраслей промышленности в значительной степени лежит на выпускниках педагогических университетов и работающих учителях, поскольку они обеспечивают подготовку школьников к сдаче ЕГЭ по естественно-научным дисциплинам, в частности физике, и ведут профориентационную деятельность. С 2012 по 2016 гг. доля школьников, сдающих экзамен по физике, от общего количества участников ЕГЭ составляла 26–27%, в 2017г. – 23,4%, в 2018г. – 21,3%. В 2019 и 2020гг. доля выпускников, выбравших ЕГЭ по физике, составила уже 19,2 и 19,6% соответственно, а в 2021г. – 18,8% (128000), в 2022 г. – 124000 человек – это 16,8% от общего числа участников экзамена. Это минимум за последние годы [8].

Для восполнения этих дефицитов и популяризации инженерной и изобретательской деятельности необходимо обеспечить условия для максимально раннего знакомства и вовлечения детей во взаимодействие с технологиями, что обеспечит раннюю инженерную профессиональную ориентацию. Решение задачи требует создания системы «бесшовной» подготовки в области естественно-научных дисциплин. В Нижегородском государственном педагогическом университете наряду с сетью профильных классов психолого-педагогической направленности формируется сеть инженерных классов. Идея создания инженерных классов реализуется путем совмещения предпрофильной (5–9-е классы) и профильной (10–11-е классы) подготовки в области естественно-научных дисциплин при ведущей роли дисциплин технологического блока, в частности «Технологии». На предпрофильном этапе подготовки школьникам предлагается изучение дисциплины «Школа будущего инженера» (5-й, 6-й, 7-й классы), позволяющей интегрировать в рамках проектной и исследовательской деятельности естественно-научный блок с решением технологических задач. Подключаются также пропедевтический курс физики (5–6-е классы), основной и предпрофильный курс физики (7–9-е классы), химии (8–9-е классы), биологии (8–9-е классы). Профильная подготовка в 10–11-м классе позволяет осуществить углубленное изучение дисциплин естественно-научного блока, в частности физики, подготовить к выбору и успешной сдаче ЕГЭ, поступлению в вузы инженерно-технической направленности и на педагогические направления подготовки естественно-научной направленности. Решение поставленной задачи требует также включения в реализацию проекта индустриального партнера. Для школ, открывших инженерные классы, таким партнером стало предприятие группы ГАЗ.

Реализация проекта в школах возможна только при обеспечении программ квалифицированными кадрами, учителями, обладающими необходимыми компетенциями, для этого разработаны программы повышения квалификации: «Пропедевтика формирования инженерных компетенций обучающихся с использованием ресурсов Технопарка универсальных педагогических компетенций и педагогического Кванториума в условиях реализации ФГОС общего образования», «Формирование инженерных компетенций обучающихся по физике в системе предпрофильного инженерного образования», а также программы подготовки учителей химии и биологии.

Решение проблемы подготовки инженерных кадров через систему предпрофильной и профильной подготовке в школе имеет и другие решения. В частности, в Нижегородском регионе реализуется проект «Инженерный класс судостроительного профиля», ориентированный на подготовку будущих профильных специалистов, он включает как углубленное изучение профильных предметов (физика, математика, информатика), так и специфические курсы дополнительного образования. Специфика программ рассматриваемого университета заключается в предоставлении более широкого круга образовательных возможностей с использованием уникальной инфраструктуры университета, синхронизированной с современным школьным оборудованием. Создание сети профильных классов наряду с профориентационными задачами позволяет делать педагогический университет центром педагогического кластера, расширять возможности практической подготовки студентов, повышать качество их подготовки, проводить практикоориентированные научные исследования.

При подготовке представленных материалов были использованы теоретические методы: анализ педагогической литературы и нормативных документов, обобщение и сравнение миссий педагогических университетов, моделирование предпрофильной и профильной подготовки школьников и др.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ миссий педагогических университетов демонстрирует их нацеленность на решение задач национального развития с учетом исторического контекста развития университетов и региональных особенностей. Нами проанализированы миссии ведущих учебных заведений: ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» – и региональных педагогических университетов: Волгоградского социально-педагогического университета, Башкирского, Новосибирского, Омского, Алтайского, Ульяновского, Мордовского, Башкирского, Мордовского, Нижегородского университетов [9] и др.

Анализируя общие подходы к развитию университетского образования, современные требования к развитию российской образовательной системы, миссии педагогических университетов, можно обозначить общие направления развития системы педагогического образования в контексте глобальной научно-образовательной повестки и актуальные направления. Рассматривая понятие образования как совокупность обучения, воспитания развития, отметим точки роста системы высшего образования России и специфические направления развития педагогических вузов с опорой на экспертный доклад центра трансформации образования Сколково [10], Концепцию подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г. [11] и др.

В области образовательной политики. Обучение: удовлетворение запросов наиболее значимых отраслей национальной экономики квалифицированными кадрами; расширение возможностей академической мобильности, сетевых программ, программ, позволяющих получать дополнительные квалификации; проектирование образовательного процесса от компетентностной модели выпускника к образовательным результатам, обновленному содержанию, формам и методам подготовки; широкое использование информационных технологий.

Специфическими для педагогического образования являются: обеспечение ранней профессиональной ориентации школьников за счет предпрофильной и профильной подготовки; нацеленность на подготовку и переподготовку учителей естественно-научных дисциплин с использованием обновленной инфраструктуры; обеспечение единых для педагогических университетов подходов к осуществлению предметной, методической и психолого-педагогической подготовки будущих учителей, что позволяет развивать внутреннюю академическую мобильность студентов.

Воспитание: реализация воспитательной работы является важнейшим элементом образовательного процесса в университете, позволяющим формировать личность гражданина России. Специфическим моментом для педагогического образования является обеспечение единых подходов к процессу формирования социальной ответственности личности педагога, способного транслировать идеи гражданско-патриотического воспитания, основанные на традиционных ценностях отечественной культуры.

Развитие: субъектных отношений между университетом и обучающимся от «студент-клиент», «студент-партнер» к «студент-гражданин». Студент-партнер разделяет ответственность за результат с университетом. Студент-гражданин разделяет с университетом ответственность не только за свой образовательный опыт, но и за образовательный опыт других студентов [10].

Особенностями педагогического образования являются: участие в создании единого образовательного пространства страны, реализация принципа справедливости и доступности качественного общего и среднего образования в любой точке Российской Федерации. Задачи, которые ставятся перед современным педагогическим вузом, постоянно расширяются, наряду с решением региональных задач ставится вопрос о развитии межрегиональных систем педагогического образования. Поставлена задача создания учебно-педагогических округов, объединяющих два-три региона. В учебно-педагогические округа будут входить институты развития образования или повышения квалификации, профильные классы (включая психолого-педагогические), педагогические колледжи и др. [11].

В области научно-исследовательской политики: формирование пула научных исследований, которые должны быть основой всех процессов в университете: образовательного, инновационного, управленческого, взаимодействия с социальной средой и иных; ориентация на исследование проблем, затрагивающих национальные интересы, для обеспечения качества образования и исследований и внесения наибольшего вклада в развитие общества.

Особенностью педагогического образования является удовлетворение запроса на проведение исследований в области теории и методики обучения и воспитания, в первую очередь в области естественно-научных дисциплин, информатизации образования.

В области социальной политики: создание на базе университетов центров социально-экономического развития регионов и территорий; функционирование площадки междисциплинарной интеграции и коммуникации с индустрией в области науки, производства, образования и проектной деятельности; обеспечение включенности в федеральную и региональную повестку, привлечение потенциальных работодателей.

Особенностями педагогического образования являются: создание ядра образовательного пространства региона и учебно-образовательных округов и координация их деятельности; построение системы непрерывного многоуровневого педагогического образования, включая систему повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров; участие в реализации национального проекта «Образование», в первую очередь путем подготовки специалистов для школьных технопарков «Кванториум», центров «Точка роста» и «IT-куб» и др.

Заключение

Таким образом, основные направления развития университета педагогического профиля в контексте глобальной государственной и научно-образовательной политики представлены триадой: наука, образование, социальная сфера. Специфика педагогических университетов состоит в таких факторах, как: закладка фундамента подготовки школьников к востребованной государством профессиональной деятельности (психолого-педагогической, инженерной и др.); участие в создании единого образовательного пространства современной России путем реализации проекта «Ядро педагогического образования»; создание региональных психолого-педагогических кластеров, педагогических образовательных округов; реализация программ академической мобильности и др.; создание системы непрерывного педагогического образования. Миссия педагогических университетов требует сместить акценты на решение задач социально-экономического развития страны и регионов.


Библиографическая ссылка

Толстенева А.А. МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32664 (дата обращения: 30.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674