Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

УЧЕБНАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ РЕЖИССУРА КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Быкова Н.И. 1
1 ФГАОУ ВО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского
В настоящее время перед образовательными учреждениями высшего образования ставится много задач, решение которых определяется современной ситуацией на рынке труда и в сфере образовательных услуг. Одной из важнейших задач является рациональное и обоснованное распределение трудоемкости внутри образовательной программы между дисциплинами и практиками, а также государственной итоговой аттестацией. Заложенные федеральными государственными образовательными стандартами пропорции распределения зачетных единиц между блоками варьировались на протяжении определенного времени. В первую очередь это касалось объемов практики в связи с тем, что и образовательные учреждения, и работодатели заинтересованы в высококвалифицированных специалистах, ориентированных на профессиональные компетенции. Необходимо было найти наиболее эффективный подход к реализации учебной и производственной практики, сбалансированно распределить трудоемкость основной образовательной программы и соотнести программы практик и учебных дисциплин. В данной статье автор опирается на метод описания собственного опыта планирования и организации учебной и производственной практики на базе факультета культуры и искусств ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, а также на нормативные документы. Анализируются федеральный государственный образовательный стандарт, основная образовательная программа и учебный план по специальности 55.05.01 Режиссура кино и телевидения, специализация «Режиссер мультимедиа».
учебная практика
производственная практика
образовательный процесс
учебный план
основная образовательная программа
факультет культуры и искусств
1. Макарова С.Н. Производственная практика как составляющая профессиональной социализации студентов вуза // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29652 (дата обращения: 19.02.2023).
2. Бирюкова А. В. Производственная практика в университете как стратегия трудоустройства молодёжи // Вестник Института социологии. 2020. Т. 11. № 11. С. 61-77.
3. Занина И.А., Михайлова Е.В., Бредихина Т.А. Использование интерактивных педагогических технологий при проведении учебной практики у обучающихся по специальности «фармация» // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29935 (дата обращения: 09.03.2023).
4. Суховиенко Е.А., Севостьянова С.А., Нигматулин Р.М., Мартынова Е.В. Мониторинг формирования проектных умений будущих педагогов в период педагогической практики // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30373 (дата обращения: 03.04.2023).
5. Карпова Е.В., Невзорова А.В. Производственная практика студентов педагогического вуза: взгляд изнутри и со стороны // Вестник Череповецкого государственного университета. 2022. №4 (109). С. 163–178.
6. Полупан К.Л. Учебная практика: матричная технология организации // Высшее образование в России. 2017. №8-9 (215). С. 159–164.
7. Быкова Н.И. К вопросу о реализации модульного принципа построения учебных планов по направлениям подготовки в сфере культуры и искусств // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31348 (дата обращения: 05.03.2023).
8. Мавлянов А., Ачилов Г.Б., Абдалова С.Р. Содержание учебной практики и требования к ним // Экономика и социум. 2021. №5-2 (84). С. 996-1003.
9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2011 г. N 88
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта высшего профессионального образования по
направлению подготовки (специальности) 070601 Режиссура кино и телевидения (квалификация (степень) "специалист")» [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/60/20110505003834.pdf (дата обращения: 05.03.2023).
10. Приказ МИНОБРНАУКИ РФ от 16.11.2016 № 1427 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 55.05.01 Режиссура кино и телевидения (уровень специалитета)» [Электронный ресурс]. URL: https://minjust.consultant.ru/documents/21668 (дата обращения: 05.03.2023).
11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.08.2017 г. № 733 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 55.05.01 Режиссура кино и телевидения [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Spec/550501_C_3_23082017.pdf (дата обращения: 05.03.2023).

Различные аспекты учебной и производственной практики, которую должны проходить студенты высших учебных заведений РФ, исследуются достаточно серьезно, так как практика – неотъемлемая и важнейшая часть учебного процесса, значимость которой невозможно переоценить. Статьи, раскрывающие те или иные аспекты организации практики, довольно часто можно встретить в научных изданиях. Ученые поднимают вопросы профессиональной социализации [1]; стратегии трудоустройства [2]; использования интерактивных педагогических технологий при проведении учебной практики [3]; проблему мониторинга формирования проектных умений в период прохождения практики [4]; анализируют различные аспекты организации практики внутри образовательного учреждения и со стороны работодателей [5] и многое другое.

Спектр актуальных компонентов для изучения практики достаточно обширен и продолжает волновать современное образовательное сообщество, так как по многим направлениям подготовки значительно увеличились количество зачетных единиц на практику и количество типов практики. Актуальность обращения к вопросам практической подготовленности выпускников отмечают многие исследователи. К.Л. Полупан подчеркивает, что в «условиях постоянной модернизации образовательных стандартов особенно важны систематизация и интеграция дисциплин, модулей и практик, что позволяет удерживать целостность учебного процесса при реализации образовательной программы в университете» [6, с. 159]. Автор привлекает внимание к проблеме разрозненности внутри образовательной программы. Четыре основных кластера, составляющих основу программы: базовые дисциплины, профильные дисциплины, практики и государственная итоговая аттестация – отличаются целями и задачами, которые не всегда взаимодействуют между собой, что приводит к отрыву учебного процесса от практической деятельности. «Практика же зачастую становится для студента формальным получением зачета за приготовленный отчёт, а не площадкой “проб и ошибок” и тем более не началом исследования, которое может быть продолжено в выпускной квалификационной работе» [6, с. 159]. Исследователем затрагивается важнейшая проблема организации практики, которую нередко можно встретить в вузе, – это формальный подход. Избежать этой ошибки могут помочь объединение всех кластеров образовательной программы едиными целями, а также отношение к практике как к процессу получения практических умений и как к основе будущей выпускной квалификационной работы.

Перед современным вузом стоит проблема осмысления значимости учебной и производственной практики и создания системы взаимосвязи образовательных дисциплин и практической подготовки студентов.

Цель исследования – выявить наиболее эффективные подходы к реализации учебной и производственной практики, проанализировать основные тенденции модернизации образовательных стандартов в аспекте распределения трудоемкости практик и учебных дисциплин.

В настоящий момент поиск оптимальных путей взаимодействия учебных дисциплин и практик, а также наполнения содержания программ практик значимыми задачами становится одним из важнейших. В условиях современного образовательного процесса такие цели ставят перед собой многие образовательные учреждения, в том числе Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского. В рамках обозначенной проблемы факультет культуры и искусств разрабатывает новые стратегии и оптимальные траектории процесса обучения [7].

Материал и методы исследования. В процессе проведения исследования применялись следующие методы:

– анализ и обобщение научной литературы по теме исследования;

– изучение нормативных документов, в частности государственных образовательных стандартов по специальности Режиссура кино и телевидения;

– описание и анализ накопленного опыта по разработке основных профессиональных образовательных программ.

Многие исследователи подчеркивают необходимость изучения современного состояния учебной практики в вузах и выявления перспективных направлений для организации практики, теоретических подходов к этой области и последовательной системы, критериев определения сформированных в результате знаний, навыков и компетенций [8, с. 1000].

Ряд ученых обращают внимание на одну из важнейших проблем организации практики – это заявленные в программах компетенции. Например, К.Л. Полупан отмечает, что в некоторых программах перечислены все заявленные в образовательном стандарте компетенции, что является просто невозможным на первом и втором курсах обучения студентов. Характерно, что при «разложении» результатов обучения на «знать», «уметь», «владеть» их содержание часто никак не коррелирует с этими концептами [6, с. 160]. Исследователь предлагает определенные приемы эффективного подхода к реализации практики, например внедрение единых требований к организации и формам проведения практики; создание рабочих программ практик с опорой на профессиональную деятельность; согласованность образовательных программ и основных трудовых функций [6]. Следует согласиться с мыслью о том, что трудовые функции в настоящее время присутствуют в образовательных программах, но недостаточно прописаны в программах практик, что приводит к определенному дисбалансу нормативных документов и реального процесса прохождения практики.

Интерес представляют исследования, в которых анализируются традиционные и инновационные решения процесса организации практики и ее содержательного наполнения. Е.В. Карпова, А.В. Невзорова подчеркивают мысль о том, что количество зачетных единиц на учебную и производственную практику в соответствии с ФГОС 3++ увеличилось почти в три раза, а содержание практики значительно трансформировалось. «Фактически идентичное содержание практики в образовательных программах 3+ и 3++ имеет различную трудоемкость, реализуется во множестве организационных форм и направлено на формирование разных профессиональных компетенций» [5, с. 166–168]. В целях эффективной организации различных видов практик в образовательных учреждениях важно проанализировать основные образовательные программы и программы практик и задуматься над вопросами отношения к практике студентов и работодателей. Также исследователи обращают внимание на еще одну проблему – это увеличение количества зачетных единиц на разные виды практик, что требует на современном этапе определенной трансформации самого процесса организации практики.

А.В. Бирюкова провела социологические исследования, изучающие динамику отношения к практике студентов младших и старших курсов. В статье отмечается, что студенты первого курса практически полностью полагаются в выборе базы практики на руководство университета. Автором выявлено, что на первом курсе 88% студентов приходят на практику по направлению университета, далее многие ищут базы практик самостоятельно. На втором курсе 67% обучающихся идут на практику по рекомендации университета, на третьем и четвертом курсах эти проценты серьезно уменьшаются – от 60 до 39% [2, с. 66]. Таким образом, отмечается изменение отношения к практике со стороны самих студентов. Этот процесс становится ориентированным на собственные потребности обучающегося и его потенциальное видение выбранной профессии на старших курсах. Следовательно, происходит некое осознание реальной необходимости прохождения практики, которая позволит получить опыт профессиональной деятельности.

Также исследователями анализируются сами программы практик. Отмечаются недочеты в разработке программ и формулировках компетенций, которые представлены в образовательных стандартах. В частности, обращается внимание на определенную тенденцию «притягивать» обозначенные в нормативных документах компетенции. Включенный в программу практик набор компетенций накладывает отпечаток на все содержание практики. Имеющие место разночтения в вопросе необходимости включения тех или иных компетенций в программы практик можно искоренить, создавая универсальную модель организации и проведения учебной практики [6, с. 160]. С одной стороны, это может быть решением проблемы. С другой стороны, создание такой модели – это трудно реализуемая задача, так как студенты разных направлений подготовки ориентированы на профессиональные навыки, которые серьезно отличаются друг от друга.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате проведенного исследования было выявлено, что понимание целей и основных задач учебной и производственной практики корректировалось поэтапно с изменениями государственных образовательных стандартов. Основные процессы модернизации образовательных стандартов в данной статье будут рассмотрены на примере специальности Режиссура кино и телевидения, специализация «Режиссер мультимедиа».

В 2011 году приказом Министерства образования и науки РФ от 24 января 2011 г. № 88 был утвержден стандарт 070601 Режиссура кино и телевидения, в котором акцент переносится на компетентностный подход к процессу обучения и пересматриваются многие компоненты стандарта. Данный ФГОС предусматривает 18 зачетных единиц на учебную и производственную практику, включая научно-исследовательскую работу. Детально виды и типы практики не расписываются, так как разработчики ФГОС определили, что практические умения и навыки, которые необходимо развивать студентам в процессе прохождения практики, определяются основной образовательной программой вуза.

Важно обратить внимание, что количество зачетных единиц, выделяемое на практику, жестко регламентируется. По данной специальности на практику отводится достаточно большое количество зачетных единиц, которое намного выше, чем в других образовательных программах этого периода. Например, еще одна реализуемая на факультете культуры и искусств программа, схожая по некоторым компетенциям, – это направление Народная художественная культура, профиль подготовки «Руководство студией кино, фото- и видеотворчества». ФГОС 2009 года предусматривает учебную и производственную практику в количестве 10 зачетных единиц. Можно сделать вывод о том, что ФГОС ВПО 070601 Режиссура кино и телевидения 2011 года уделяет очень много внимания практической подготовке будущих специалистов. Восемнадцать зачетных единиц на практику – это большой объем практической работы, ориентированной на закрепление профессиональных умений и навыков [9].

Разработчики федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 55.05.01 Режиссура кино и телевидения (уровень специалитета) 2016 года пересматривают объем программы практики: на учебную и производственную практику планируется уже от 73 до 76 зачетных единиц.

Данный ФГОС ВО предусматривает три типа практики: учебная, производственная и преддипломная. Типы практик определяются стандартом более конкретизированно. Для учебной практики обозначен один тип – практика по получению первичных профессиональных умений и навыков. Для производственной практики – два типа: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности и творческо-производственная работа. При этом предусмотрены возможность выбора типа практики в зависимости от вида деятельности, на который ориентирована специализация, и возможность добавить иные типы практик дополнительно [10].

Прослеживается явная динамика, предполагающая ориентацию образовательной программы на серьезную практическую подготовку студентов. Трудоемкость всех видов практик согласно этому стандарту – от 2628 до 2736 академических часов (если исходить из традиционного наполнения зачетной единицы, равной 36 академическим часам).

Образовательные организации, реализующие процесс обучения в соответствии с ФГОС ВО 55.05.01 Режиссура кино и телевидения, должны были серьезно пересмотреть программы практик, которые необходимо было наполнить достаточным количеством заданий, позволяющим планировать объем от 73 до 76 зачетных единиц.

Разработчики основной образовательной программы на факультете культуры и искусств поставили перед собой задачу выстраивания траектории практической подготовки, с одной стороны, с учетом заложенных в программу практик компетенций, с другой – с учетом потенциальных возможностей трудоустройства и запросов работодателя. Это крайне непростая задача, так как ориентирована на узкоспециальную профессиональную подготовку в сфере экранных искусств.

Думается, что с данной проблемой столкнулись практически все разработчики основных образовательных программ по специальности 55.05.01 Режиссура кино и телевидения. Не всегда возможности образовательной организации и график учебного процесса позволяют эффективно реализовать такой объем практик.

Именно этот факт становится одним из основополагающих при пересмотре распределения зачетных единиц в следующем варианте стандарта. В 2017 г. приказом Министерства образования и науки РФ от 01.08.2017 г. № 733 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 55.05.01 Режиссура кино и телевидения. Разработчики данного ФГОС ВО отошли от жесткой регламентации распределения зачетных единиц по блокам. Объем программ специалитета также предусматривает 300 зачетных единиц, однако принципиально меняется подход к регламентированию распределения зачетных единиц между блоками (табл. 1).

Таблица 1

Структура и объем программы 55.05.01 Режиссура кино и телевидения

Структура программы

Объем в зачетных единицах

Блок 1

Дисциплины

не менее 204

Блок 2

Практика

не менее 15

Блок 3

Государственная итоговая аттестация

не менее 60

Объем программы

 

300

Таким образом, динамика объема зачетных единиц на практику в структуре образовательной программы регламентируется от однозначных позиций в сторону возможностей варьирования и до определения минимального нижнего порога.
Разработчики данного ФГОС ВО предусмотрели возможность увеличения количества зачетных единиц на практику в зависимости от возможностей и потребностей образовательной организации. Разумеется, не предполагается увеличение объема практик до бесконечности. В таблице 1 видно, что также необходимо предусмотреть не менее 60 зачетных единиц на государственную итоговую аттестацию, и не менее 204 должно остаться на изучаемые дисциплины.

Следует также отметить и увеличение количества предусмотренных стандартом типов практик. Обозначенные практики являются обязательными. Выделяются два типа учебной практики: ознакомительная и практика по освоению технологии творческо-производственного процесса; а также два типа производственной практики: творческо-производственная и преддипломная (проектно-творческо-производственная) [11]. Образовательным организациям предоставляется возможность добавить дополнительные типы учебной и производственной практики.

В данной ситуации разработчики образовательных программ могут ограничиться минимумом и запланировать в процессе реализации программы 15 зачетных единиц на практику или увеличить объем и количество типов практик. В ситуации, при которой в 2016 г. были созданы рабочие программы, предусматривающие более 70 зачетных единиц на реализацию практик, продуманы механизмы подходов к такому объему практик, многие разработчики не были заинтересованы в серьезном уменьшении часов на практику. Учебным планом 2022 года по специальности Режиссура кино и телевидения специализация «Режиссер мультимедиа» предусмотрено 30 зачетных единиц на практику и добавлен еще один тип учебной практики: проектная практика (табл. 2).

Таблица 2

Типы и трудоемкость практик по учебному плану

Типы практик

Объем в з.е.

Учебная практика: ознакомительная практика

6

Учебная практика: проектная практика

3

Учебная практика: практика по освоению технологии творческо-производственного процесса

10

Производственная практика: творческо-производственная

8

Производственная практика: преддипломная (проектно-творческо-производственная)

3

В процессе освоения задач, поставленных программами практик, студенты, применяя теоретические знания, полученные в процессе обучения, приобретают практические умения в области профессиональной деятельности и имеют возможность внедрения в свой опыт навыков владения профессиональными компетенциями.

Заключение

Таким образом, прослеживаемая динамика модернизации федерального государственного образовательного стандарта по специальности Режиссура кино и телевидения в области практической подготовки студентов (от 10 зачетных единиц в 2011 г. до 73–76 в 2016 г. и не менее 15 зачетных единиц в действующем стандарте) свидетельствует о поиске путей оптимального баланса между учебными дисциплинами и практиками. Предусмотренная в действующем стандарте возможность достаточно большого варьирования объема зачетных единиц на реализацию дисциплин и практик – это серьезный шаг в сторону гармоничного взаимодействия всех компонентов процесса обучения. В то же время остается нерешенным вопрос сбалансированного взаимодействия всех кластеров образовательного процесса, при котором практика будет являться органичным продолжением процесса обучения.


Библиографическая ссылка

Быкова Н.И. УЧЕБНАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ РЕЖИССУРА КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32662 (дата обращения: 30.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674