Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МЧС РОССИИ

Дорохова О.Е. 1 Хонгорова О.В. 1 Шныпко В.С. 1 Баскаков С.В. 1
1 ФГБОУ ВО "Академия ГПС МЧС России"
Статья посвящена актуальной для образовательных организаций высшего образования МЧС России проблеме повышения эффективности самостоятельной работы обучающихся под руководством преподавателя. Возможность управления вытекает из самой сути данного процесса. Авторы рассматривают цикл педагогического управления самостоятельной работой как логическую последовательность этапов: предварительного планирования, непосредственного планирования, организации, контроля, оценки и рефлексии. Содержание каждого из этапов соотнесено с принципами управления. Особое внимание в статье уделено принципу оптимизации. Сравнительный анализ организации самостоятельной работы под руководством преподавателя с использованием традиционных средств обучения и с применением учебно-методического комплекса, содержащего интернет-ресурсы, показывает, что оптимизация данного процесса по критериям затраченных сил и учебного времени преподавателя и курсантов достигается за счет уменьшения количества повторяющихся связей между деятельностью педагога и деятельностью обучающегося. Данный эффект достигается благодаря функциональным возможностям образовательных интернет-ресурсов, позволяющих курсантам ускорить поиск нужной информации, изучить материал, сформировать навыки решения задач, осуществить самодиагностику, самокоррекцию и самоконтроль знаний по различным дисциплинам, а также получить интерактивную обратную связь не только со стороны преподавателя, но и со стороны интернет-ресурса. Авторами выделены факторы, влияющие на выбор тактики проведения самостоятельной работы под руководством преподавателя.
цикл педагогического управления
самостоятельная работа под руководством преподавателя
вузы мчс россии
образовательные интернет-ресурсы
1. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 192 с.
2. Образцов П.И., Косухин В.М. Дидактика высшей военной школы. Орел: Академия Спецсвязи России, 2004. 317 с.
3. Волкова И.С., Тужилова Н.А. Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя // Научные исследования студентов в решении актуальных проблем АПК: Сборник статей студенческой научно-практической конференции с международным участием (Иркутск, 12–14 марта 2013 года). Часть 2. Иркутск: Иркутская государственная сельскохозяйственная академия, 2013. С. 140-143.
4. Романова Е.С. Самостоятельная работа под руководством преподавателя как вид учебного занятия в военном вузе // Наука, образование и инновации: Сборник статей Международной научно-практической конференции (Томск, 25 июня 2016 года). Часть 1. Томск: «Омега сайнс», 2016. С. 252-254.
5. Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании. М.: КНОРУС, 2016. 476 с.
6. Астахова Н.И. Теория управления. М.: Издательство Юрайт, 2023. 375 с.
7. Свеженцева И.А. Организационно-педагогические условия оптимизации самостоятельной работы бакалавров средствами сетевых технологий // Вестник науки Сибири. 2017. № 3(26). С. 47-56.

В настоящее время в рамках общей концепции реинжиниринга образовательной деятельности, направленной на изменение подходов к традиционному обучению, поиску новых эффективных технологий, форм и методов освоения знаний, а также выстраиванию гибкой системы формирования компетенций в образовательных организациях высшего образования (ООВО), в том числе и силовых ведомств России, прослеживается тенденция к сокращению часов контактной работы за счет увеличения объема самостоятельной работы. Сравнивая, например, данные рабочих программ дисциплины «Высшая математика» в 2015 и в 2022 годах в АГПС МЧС России, можно увидеть уменьшение суммарного числа часов лекций и практических занятий на 44% и дальнейшее запланированное снижение еще на 20%. Тем самым большое количество тем выносится на самостоятельное изучение под руководством преподавателя, а, следовательно, актуальной становится проблема повышения эффективности педагогического управления самостоятельной работой курсантов ООВО МЧС.

Цель исследования: рассмотреть цикл педагогического управления самостоятельной работой курсантов ООВО МЧС России, выделить факторы, влияющие на выбор тактики проведения самостоятельной работы обучающихся под руководством преподавателя.

Материал и методы исследования. Исследование осуществлялось на основе теоретических методов (анализ научно-педагогической литературы по теме исследования, изучение и обобщение педагогического опыта) и эмпирического метода (наблюдение).

Результаты исследования и их обсуждение. Понятие самостоятельной работы, ее виды, цели, мотивы, используемые методики и технологии достаточно широко рассмотрены в научно-педагогической литературе. В.И.Загвязинский отмечает, что «…никакое воздействие извне, никакие инструкции, наставления, приказы, убеждения, наказания не заменят и не сравнятся по эффективности с самостоятельной деятельностью» [1, с. 154].

Именно эта форма деятельности обучающихся формирует готовность к самообразованию и саморазвитию, дает возможность постоянно повышать свой уровень знаний, квалификацию на протяжении всей жизни, что является актуальным для будущих специалистов МЧС России в связи с выходом на пенсию еще в трудоспособном возрасте.

Можно выделить следующие формы самостоятельной работы обучающихся в вузах силовых ведомств [2-4]:

- аудиторная самостоятельная работа под контролем преподавателя на лекциях, практических занятиях и семинарах. Данный вид работы с позиции обучающегося включает в себя: умение слушать и конспектировать лекции; выполнять задания преподавателя по изученной теме; продуманно и критично формировать свое мнение по отношению к рассматриваемой проблеме, выступлению или ответам одногруппников и т.д. Непосредственное участие педагога заключается в адекватной оценке деятельности обучающихся, консультировании;

- внеаудиторная самостоятельная работа без участия преподавателя. К этому виду относятся: поиск информации; работа с учебной литературой; отработка теоретического материала лекций и практических навыков; выполнение заданий самоподготовки, индивидуальных расчетно-графических работ и типовых расчетов; написание докладов, рефератов, презентаций, курсовых работ и т.д.;

- аудиторная самостоятельная работа под руководством преподавателя как самостоятельный вид учебного занятия. Его целями являются: изучение тем или отдельных вопросов, не рассмотренных на плановых учебных занятиях; формирование культуры умственного труда; усовершенствование навыков критического и системного анализа информационных ресурсов; развитие способностей самостоятельного изучения фундаментальных теоретических положений; освоение техники и приобретения практических навыков на учебно-тренировочных комплексах и т.п.; активизация познавательной деятельности обучающихся; повышение уровня мотивационной активности курсантов; выработка у обучающихся способности к рефлексии, самокритике и самооценке;

- консультирование. Консультации являются выделенной частью учебной нагрузки педагогов, тесно связанной с самостоятельной деятельностью курсантов. В ведомственных и военных вузах данный вид работы является регламентированным утвержденными графиками проведения в часы самостоятельной работы курсантов, контролируемым со стороны факультетов, учебного отдела и руководства ООВО [2]. Консультирование по своей сути также является руководством самостоятельной работой обучающихся, но, в отличие от предыдущего вида, направлено в большей степени на оказание помощи со стороны преподавателя в вопросах по уже изученному учебному материалу, которые вызвали затруднения. Консультации, как правило, носят индивидуальный характер, не предполагают предварительной организационно-методической подготовки, но, безусловно, требуют от преподавателя широкого диапазона профессиональных знаний, высокого уровня обладания логическим, критическим и креативным видами мышления. Кроме того, необходимо отметить, что все большее распространение получает консультирование в ходе сетевого взаимодействия преподавателя с обучающимися в режимах онлайн или офлайн.

В рамках данной статьи рассмотрена самостоятельная работа курсантов под руководством преподавателя с точки зрения педагогического управления деятельностью обучающихся с учетом специфических особенностей образовательного процесса в ООВО МЧС России.

Возможность управления самостоятельной работой обучающихся под руководством преподавателя вытекает из самой сути данного процесса. Под педагогическим управлением самостоятельной работой обучающихся будем понимать совокупность принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью обучающихся, направленных на повышение ее эффективности[5]. Замкнутый управленческий цикл состоит из следующих друг за другом в строгой логической последовательности этапов: предварительного планирования, непосредственного планирования, организации, контроля, оценки и рефлексии.

Объем аудиторной и внеаудиторной учебной работы, предполагаемые результаты определяются в процессе разработки основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) и учебных планов по различным направлениям подготовки и специальностям, реализуемых образовательной организацией, на этапе предварительного планирования. Распределение часов и отбор содержания по видам работ в рабочих программах дисциплин планируются преподавателем исходя из требований действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. На данном этапе важно найти оптимальное соотношение аудиторной самостоятельной работы под руководством преподавателя и внеаудиторной самостоятельной работы без участия педагога и, проанализировав содержание программы, распределить темы на соответствующие виды работ.

Этап непосредственного планирования самостоятельной работы обучающихся под руководством преподавателя включает в себя: мониторинг необходимых для изучения выбранной темы знаний, умений, навыков и сформированности компетенций у обучающихся, и, что не менее важно, способности к самообучению, степени развития критического мышления; постановку цели и определение задач обучающимся с учетом их индивидуальных возможностей; выбор методов и средств, механизмов их реализации; прогноз результатов выполнения поставленных задач и подготовку планов занятий самостоятельной работы обучающихся под руководством преподавателя. Этап непосредственного планирования осуществляется в соответствии с принципом целенаправленности, предполагающим четкую, обоснованную постановку целей для самостоятельной деятельности обучающегося. При этом цели должны быть реально достижимыми, иметь понятную конкретную формулировку, что придает работе здравый смысл и повышает мотивацию к их достижению [6]. Важно соотнести поставленные цели с планируемыми ресурсами, выделить возможные проблемные области в учебном материале, вынесенном на самостоятельное изучение. На этапе непосредственного планирования преподаватель разрабатывает планы занятий, разграничивая индивидуальные и обобщенные задания для обучающихся.

Этап организации занятий самостоятельной работы обучающихся под руководством преподавателя представляет собой совокупность: распределения функций преподавателя и обучающихся; руководства и координации; консультирования; стимулирования; оперативного корригирования самостоятельной работы обучающихся. Для этого этапа характерны следующие принципы:

- ответственности и полномочия, предполагающий распределение функций и полномочий педагога и обучающегося. В то же время каждый из участников образовательного процесса должен нести ответственность за выполнение работы в пределах его возможностей и компетенций;

- соблюдения дисциплины, присутствующий в системе управления любого уровня и предполагающий безусловное выполнение указаний руководителя (преподавателя), приказов и других директивных документов [6]. Этот принцип также влечет за собой формирование самодисциплины, чувства ответственности за результаты своей работы;

- компетентности, включающий в себя профессиональные знания педагога, его способность компетентно управлять деятельностью обучающихся и принимать рациональные решения. В основе этого принципа лежит непрерывное совершенствование самого педагога, так как шаблонное мышление, устаревшие стереотипы порождают формализм, который выражается в предпочтении, отдаваемом привычным, легким и удобным формам организации самостоятельной деятельности обучающихся вопреки сути и смыслу ее содержания [5];

- стимулирования, основанный на создании мотивации для выполнения поставленной задачи. Он может включать в себя материальные, моральные, педагогические и служебные стимулы (получение повышенной стипендии, рост рейтинга курсанта, повышение самооценки при решении сложной проблемы или качественного выполнения задания, поощрение со стороны руководителя, высокая оценка работы обучающегося, дополнительные дни отдыха, увольнительные и т.д.);

- оптимизации, заключающийся в сознательном выборе в каждой конкретной ситуации оптимального варианта организации управления по критериям результативности, затратам ресурсов, времени преподавателя и обучающегося.

Цикл педагогического управления завершается этапами контроля, оценки и рефлексии, основанными на принципе комплексности, предполагающем периодическую диагностику, контроль, оценку результатов деятельности обучающихся в соответствии с совокупностью поставленных целей и задач на этапе непосредственного планирования, механизмами организации, а также предусматривающем систему поощрений и наказаний за соответственно качественное выполнение или, наоборот, невыполнение поставленной задачи. Контроль выполнения опирается на систему критериев оценки, разработанных согласно уровням сложности решаемой проблемы.

Процесс управления предполагает диагностику изменений после прохождения каждого из этапов с возможностью возвращения к предыдущим фазам.

Остановимся подробно на принципе оптимизации, который является крайне актуальным для ООВО МЧС России, так как самостоятельная работа под руководством преподавателя лимитирована по времени и ограничена рамками учебного занятия. Кроме того, образовательный процесс в ООВО МЧС России обладает существенными отличиями от образовательного процесса гражданских вузов. В первую очередь это связано со спецификой организации внеурочного служебного времени обучающихся и профессорско-преподавательского состава: строгий распорядок дня, несение суточных нарядов и комендантской службы, выполнение хозяйственных работ, интенсивные физические нагрузки, тренировки по служебно-прикладным видам спорта, командировки, участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, гарнизонных пожарно-тактических учениях и занятиях, выезд на долгосрочную практику, подчинение системе установленных правил и запретов, занятия по служебной подготовке, обязательное участие и присутствие на различных общественно значимых мероприятиях, концертах, митингах, акциях и т.д., проживание в условиях казармы и общежития. Все это приводит к дополнительным затратам сил и времени курсантов и преподавателей, увеличению количества пропусков обучающимися аудиторных учебных занятий и самостоятельной работы, уменьшению личного времени, снижению эффективности деятельности учения.

В качестве методов и средств оптимизации самостоятельной работы в различных предметных областях исследователи выделяют: метод проектов (Т.И. Васькина, С.Н.Поцепай), методы компьютерной поддержки (А.В. Пантелеев, Т.А. Летова, В.К.Кондаков), сетевые технологии (И.А. Свеженцева), электронные учебники контекстного типа (С.А.Бакленева)ит.д.

Авторы статьи согласны с мнением И.А. Свеженцевой, что актуальность проблемы оптимизации самостоятельной работы обучающихся под руководством преподавателя свидетельствует о необходимости изменения традиционных подходов к организации самостоятельной работы через внедрение инновационных средств обучения [7].

По мнению авторов, доступными, востребованными и эффективными средствами самостоятельной работы обучающихся на сегодняшний день являются учебно-методические комплексы (УМК), включающие в себя различные виды современных образовательных интернет-ресурсов (онлайн-курсы; ресурсы, расположенные на сертифицированных образовательных платформах; онлайн-калькуляторы; ресурсы, расположенные в электронной информационно-образовательной среде различных ООВО; образовательные форумы; сервисы для визуализации данных; интернет-тренажеры; видеоресурсы; авторские веб-сайты и др.).

Формируя учебно-методический комплекс, содержащий интернет-ресурсы, преподаватель должен обладать высоким уровнем цифровой и информационной грамотности, быть готовым принимать инновации и работать в новых условиях. Кроме того, необходимо: учитывать актуальный уровень сформированности соответствующих компетенций и у курсантов, способность к самообразованию, личностные особенности; принимать во внимание не только преимущества интернет-ресурсов в процессе обучения и учения, обусловленные широким спектром потенциальных возможностей, но и негативные стороны их использования, т.е. рационально распределять время личного взаимодействия педагога с обучающимся и время взаимодействия обучающегося с интернет-ресурсами и другими дидактическими средствами.

Это подтверждает сравнительный анализ цикла педагогического управления самостоятельной работой обучающихся с использованием традиционных средств обучения (рис. 1) и с применением образовательных интернет-ресурсов (рис. 2).

Согласно рисунку 1, этап организации в случае традиционного подхода имеет следующую структуру: преподаватель после постановки целей и задач обучающимся стимулирует, руководит, координирует, консультирует и корригирует самостоятельную работу обучающихся посредством традиционных средств обучения, т.е. с помощью технических средств, учебных изданий, представленных в бумажном или электронном вариантах, плакатов, видеоматериалов и т.д., находящихся в распоряжении ООВО. Обучающийся в процессе самостоятельной работы, используя эти средства обучения, осуществляет поиск нужной информации, изучает материал, выполняет поставленные перед ним задачи, обращаясь в случае затруднений за помощью к преподавателю (связь на рис.1).

В случае выполнения обучающимся поставленной задачи преподаватель диагностирует объем и качество ее выполнения, завершая процесс оцениванием знаний, умений, навыков и компетенций. Если же курсант не справился с задачей, то следующим шагом является исправление ошибок или возвращение к этапу организации (связь или на рис.1), повторному этапу диагностики, контроля и оценивания (связь на рис.1). Этап рефлексии также способствует возвращению к предыдущим фазам.

Безусловно, рассмотренный цикл педагогического управления требует больших усилий педагога и обучающихся, в том числе и не запланированных.

 

Рис. 1. Цикл педагогического управления самостоятельной работой обучающихся с использованием традиционных средств обучения

Оптимизация самостоятельной работы под руководством преподавателя по критериям результативности, затратам ресурсов, времени педагога и обучающегося достигается за счет уменьшения количества повторяющихся связей (на рис. 2 эти связи представлены штриховыми стрелками) благодаря функциональным возможностям образовательных интернет-ресурсов, позволяющим курсантам ускорить поиск нужной информации, изучить материал, сформировать навыки решения задач, осуществить самодиагностику, самокоррекцию и самоконтроль знаний по различным дисциплинам, а также получить интерактивную обратную связь не только со стороны педагога, но и со стороны ресурса.

Рис. 2. Цикл педагогического управления самостоятельной работой обучающихся с использованием интернет-ресурсов

Заключение. Самостоятельная работа под руководством преподавателя – это эффективный интегрированный метод обучения и самообразования, который требует четкого управления на каждом этапе выполнения задачи и сотрудничества педагога и обучающегося.

При определении того, какую тактику использовать в процессе самостоятельной работы обучающихся под руководством преподавателя, необходимо учитывать следующие факторы:

- уровни знаний, умений, навыков, сформированности цифровой и информационной компетентности, способности к самообразованию у обучающихся различны, исходя из этого требуются личностно ориентированный и дифференцированный подходы;

- доля самостоятельности в деятельности обучающегося должна увеличиваться по мере совершенствования навыков самообразования у обучающихся;

- предоставляемый контент должен быть тщательным образом проанализирован преподавателем, быть лимитированным и концентрированным по своему объему и форме предоставления, соответствовать академическим возможностям и потребностям обучающихся;

- используемые ресурсы и средства обучения должны быть ориентированы на оптимизацию самостоятельной работы обучающихся по критериям результативности, затратам ресурсов, времени педагога и обучающегося, а также реализацию других принципов управления;

- использование традиционных средств обучения и интернет-ресурсов должно быть целесообразным и рациональным, так как их необоснованное применение приведет к нивелированию потенциальных возможностей и преимуществ.


Библиографическая ссылка

Дорохова О.Е., Хонгорова О.В., Шныпко В.С., Баскаков С.В. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МЧС РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32625 (дата обращения: 09.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674