Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНКУРСОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ КУМАНДИНЦЕВ

Дудышева Е.В. 1 Беспалов А.М. 1 Макарова О.Н. 1 Еремеев Е.А. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина»
Формирование гражданской и этнической идентичности у молодежи невозможно без этнокультурного развития. Целью статьи является анализ ценностно-смыслового отношения обучающихся к результатам дистанционного этнопедагогического конкурса как форме развития этнической идентичности, на примере молодых кумандинцев. Экспериментальным материалом послужили результаты наблюдения и документирование конкурсной деятельности обучающихся – молодых кумандинцев – по созданию цифровых артефактов объектов этнической культуры при участии в дистанционном конкурсе «Наследие кумандинцев», результаты анкетирования участников номинации с высокой сложностью создания цифровых моделей методом фотограмметрии с последующим контент-анализом. В статье также проанализированы материалы релевантных социологических исследований. Тенденции глобализации по расширению виртуальных коммуникаций, в целом разрушающей культуру малочисленных народов, возможно использовать для сохранения и развития этнокультуры в сообществах, обучающихся при поддержке образовательных и культурно-исторических организаций и этносоциумов. Использование современных цифровых технологий в рамках дистанционных этнопедагогических конкурсов способно привлечь обучающихся – старших подростков из различных образовательных учреждений - к задачам сохранения культурного наследия с активным участием семей. На основе исследования можно сделать вывод о том, что создание цифровых моделей этнокультурных артефактов во время участия в дистанционных конкурсах, при поддержке педагогов, оказывает положительное влияние на процесс формирования этнокультурной идентичности старших подростков за счет когнитивного компонента – знакомства с реальными этнокультурными объектами, деятельностного компонента – разработки цифровых артефактов для сохранения культурного наследия, а также аффективно-эмоционального компонента – повышения интереса к этносоциуму.
дистанционные этнопедагогические конкурсы
культура малочисленных народов
кумандинцы
этническая идентичность
визуальные артефакты цифровой этнографии
1. Беспалов А.М., Макарова О.Н. Факторы сохранения и воспроизводства языка и культуры // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2022. Т. 13. № 3. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/19SCSK322.pdf (дата обращения: 27.04.2023).
2. Назаров И.И. Основные тенденции современного этнокультурного развития кумандинцев Алтайского края // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 2. С. 39-49.
3. Федорова С.Н., Петрова Т.Н. Эффективные механизмы инновационного развития этнокультурного образования детей на различных ступенях системы образования // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2019. № 1 (101). С. 222-231.
4. Белоруссова С.Ю. Коренные малочисленные народы России: виртуальная этничность и сетевые опыты // Этнография. 2022. № 4 (18). С. 84-111.
5. Белоруссова С.Ю. ЭтноЭкспедиция «Алтай-2022» // Кунсткамера. 2022. № 4 (18). С. 208-216.
6. Nishanbaev I. A web repository for geo-located 3D digital cultural heritage models // Digital Applications in Archaeology and Cultural Heritage. 2020. № 16. e00139.
7. Коровникова Н.А. Цифровой музей: особенности и перспективы развития // Социальные новации и социальные науки. 2021. № 1. С. 145-154.
8. Касаткина А.К. Цифровое «пространство знания» и мобилизация этничности: размышления о цифровых перспективах петербургской кунсткамеры // Этнографическое обозрение. 2020. № 1. С. 34-50.
9. Дудышева Е.В., Гусева Т.А., Солнышкова О.В. Практики экоцифрового воспитания обучающихся в гибридных средах образовательных экосистем // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31819 (дата обращения: 27.04.2023).
10. Григорьев С.И., Беспалов А.М., Гуслякова Л.Г., Прудникова М.М. Социальное качество и структура смысложизненных ориентаций подростков российско-монгольского приграничья на Алтае (опыт пилотного исследования Международного российско-монгольского проекта) // Уровень жизни населения регионов России. 2013. № 9 (187). C. 70-77.
11. Беспалов А.М., Прудникова М.М., Бавуу Н., Даваа У. Этническая идентичность малочисленных народов Западной Монголии // Вестник Томского Государственного Университета. 2018. № 431. C. 70-80.
12. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. 208 с.
13. Хубешты А.Ф. Этнокультурный компонент в образовательном процессе // АНИ: педагогика и психология. 2018. № 4 (25). С. 369-371.
14. Клюсова П.С. Медиарепрезентация образов этнической культуры как способ сохранения идентичности: автореф. дис. … канд. культурологии. Екатеринбург, 2020. 26 с.

В российских регионах несколько десятилетий прослеживается тенденция оттока сельского населения в ближайшие города и крупные городские конгломерации. Для малочисленных коренных народов России, таких как кумандинцы, изменение образа жизни, связанного с компактным проживанием в моноэтничной среде, на образ жизни в условиях многонациональной социальной среды приводит к утрате языка и своеобразия этнической культуры. Эти изменения особенно заметны у молодежи, детей и подростков. Возрастное становление этнической идентичности тесно связано с формированием гражданской идентичности и культуры общения в многонациональном обществе [1]. Поэтому актуальными задачами педагогических исследований являются разработка и апробация методов формирования этнической идентичности молодежи с помощью образовательных практик, соответствующих тенденциям развития современного общества в условиях продолжающихся миграционных процессов и цифровой трансформации.

Формирование этнической идентичности у молодежи невозможно без приобретения знаний, освоения и принятия традиций, участия в сохранении национальной культуры, включая «целенаправленную деятельность по собиранию, сохранению и трансляции последующим поколениям этнокультурного наследия; выставочную деятельность» [2, с.44]. В приобщении обучающихся к этнической культуре можно успешно задействовать цифровые методы, социальные сети и виртуальное образовательное пространство [3-5]. Создание виртуальных образов на основе реальных этнографических артефактов, их размещение для доступа и исследования в виртуальном или гибридном пространстве востребованы в современной этнографии [6]. Цифровые методы, привнесенные в культурно-просветительскую деятельность, существенно расширяют функционал «цифровых музеев» [7], позволяют использовать их не только как трансляторы культурных ценностей, но и как пространства коммуникаций социально-этнических сообществ, а также как пространства знания для «получения, описания, изучения и экспонирования» [8, с.34].

Применение дистанционных форм в цифровой образовательной среде эффективно для различных ступеней и задач образования, включая реализацию деятельностных практик воспитания [9]. Деятельностный подход в образовании лежит в глубоких традициях отечественной педагогической науки и способствует как активному вовлечению обучающихся в образовательный процесс, так и коммуникативному взаимодействию в нём. Более того, традиция должна заново рождаться в представителе этноса, в противном случае культура останется «мемориальным явлением», пригодным только для хранения в музее [1,с.6]. Конструирование обучающейся молодежью цифровых экспонатов на основе реальных артефактов, создание других образцов визуальной культуры, которые могут быть широко представлены в многонациональном социуме, при поддержке образовательных организаций – один из потенциальных методов формирования этнической идентичности. Проведение дистанционных конкурсов по разработке цифровых артефактов этнокультуры должно снять территориальные ограничения, что особенно важно для малочисленных народов, а также привлечь обучающихся разных возрастов для продолжения последующих коммуникаций. Целью статьи является анализ ценностно-смыслового отношения обучающихся к результатам дистанционного этнопедагогического конкурса как форме развития этнической идентичности, на примере молодых кумандинцев.

Материал и методы исследования. В мае-июне 2022 года был проведён опрос в местах компактного проживания кумандинцев в г.Бийске, Красногорском и Солтонском районах Алтайского края. Из 112 подростков и молодёжи в возрасте 14-20 лет, проживающих в Алтайском крае, у которых хотя бы один из родителей является кумандинцем, было опрошено 90 человек (80%). Для выявления когнитивного и эмоционального аспектов этнической идентичности использовалась апробированная в прошлых исследованиях [10; 11] социологическая анкета «Мой этнос». В процессе данного этапа исследования применялись методы анализа научной литературы, обобщение, аналогия, педагогическое наблюдение, анкетирование. Экспериментальным материалом послужили результаты наблюдения и документирование конкурсной деятельности обучающихся – молодых кумандинцев – по созданию цифровых артефактов объектов этнической культуры при участии в дистанционном этнопедагогическом конкурсе «Наследие кумандинцев», проводимом на базе АГГПУ им. В.М.Шукшина, а также результаты анкетирования участников номинации с высокой сложностью создания цифровых моделей этнокультурных экспонатов (фотограмметрии).

Результаты исследования и их обсуждение. Кумандинцы, признанные малочисленным коренным народом Сибири (Постановление Правительства РФ №255 от 24.03.2000), проживают преимущественно в Алтайском крае, Республике Алтай, Кемеровской области. Процессы ассимиляции в городской социальной среде, а также рабочая и учебная миграция активной молодежи за пределы традиционных областей проживания приводят к постоянному сокращению числа респондентов, ассоциирующих при переписях и опросах себя с кумандинским этносом. Согласно сведениям Всероссийской переписи населения (2020), общая численность кумандинцев в Российской Федерации составляет 2408 человек (на 484 человека меньше, чем по предыдущим данным 2010 года).

Особенность формирования и поддержки этнической идентичности кумандинцев как представителей коренного малочисленного народа в педагогической проблематике состоит в необходимости создания этнопедагогических ситуаций для обучающихся различных образовательных учреждений и ступеней образования, владеющих преимущественно государственным языком. Выявление и развитие компонентов структуры этнической идентичности молодежи является предметом психолого-педагогических исследований, где в структуре этнической идентичности подростков оперируют взаимосвязанными когнитивным и аффективным (эмоциональным) компонентами [12]. Значимость этнокультурного компонента в учебно-познавательной деятельности обосновывается тем, что обучающиеся как субъекты этнической культуры «выступают не только в качестве потребителей этнокультуры, но и в качестве носителей и творцов», и как социальная группа «способствуют укреплению и распространению прогрессивного этнического опыта» [13, с.369]. Для обучения, воспитания, развития детей и молодежи учебным контентом могут являться объекты визуальной культуры, в том числе в области этнической идентичности коренных народов [5]. К визуальным цифровым артефактам можно отнести мультимедиапрезентации образцов этнической культуры, в том числе фото-, кино-, интернет-репрезентации, способствующие сохранению этнокультурной идентичности [14]. Для обучающихся применение современных методов разработки цифровых визуальных артефактов на основе объектов реального культурно-исторического наследия позволяет поддерживать формирование когнитивного и способствовать развитию эмоционального компонентов. В современной педагогике принято различать когнитивный и деятельностный компоненты, которые также могут быть сформированы за счет механизмов вовлеченности в совместную продуктивную деятельность виртуализированного сообщества обучающихся. Создание цифровых видео, анимационных и фотоматериалов, сферических фотопанорам, трехмерных цифровых моделей, объектов виртуальных сред с помощью современных инструментальных средств интересно и доступно обучающимся при соответствующей поддержке педагогов.

Объединение в виртуальные сообщества, активные дистанционные коммуникации, самопрезентация результатов своей деятельности в цифровой среде – общая социальная тенденция современной молодежи. Коммуникацию молодых представителей малочисленных народов, обучающихся в территориально разделенных образовательных организациях, даже разного возраста, получится осуществить с помощью дистанционных технологий, например при организации дистанционных конкурсов, фактически формируя сообщество для изучения собственной этнокультуры. Важно, что такие конкурсы могут вовлекать не только самих обучающихся, но и их семьи [2, с.224]. Новизна нашего исследования заключается в том, что в условиях разрушения культуры малочисленных народов в глобализированном мире становится возможным использование виртуальных коммуникаций для её сохранения и развития. В целях реализации этого процесса можно использовать поддержку образовательных и культурно-исторических организаций (вузов, музеев, школ, историко-просветительских сообществ) и этносоциумов. Для привлечения внимания к самобытному образу жизни, истории и культуры кумандинцев Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М.Шукшина организовал конкурс этнопедагогической направленности «Наследие кумандинцев» с номинациями «Исторические и сакральные места кумандинцев в технологии фото 360°», «История и культурные традиции кумандинцев в видео», «История и культурные традиции кумандинцев в фотографиях» и номинацией с обучением «История и культурные традиции кумандинцев: цифровые экспонаты».

В нашем исследовании, проведённом летом 2022 года, молодые кумандинцы указывают на необходимость изучать родной язык (50,1%), культуру своего народа (87,8%), знать историю своей семьи (87,8%). Вместе с тем самостоятельной инициативы участвовать в конкурсе обучающиеся не проявили. Темы конкурсных работ, связанные с родословной, семейными традициям, не вызвали интерес у молодых кумандинцев. Однако в ходе специальной работы с учащимися в образовательных учреждениях г.Бийска они согласились участвовать в дополнительной подноминации «История и культурные традиции кумандинцев: цифровые экспонаты» с использованием технологии фотограмметрии, позволяющей создавать трехмерные модели реально существующих этнографических экспонатов музеев с помощью набора фотографий. Задание предполагало наибольшие трудозатраты обучающихся по овладению незнакомыми цифровыми технологиями. Это и послужило стимулом для участия в конкурсе: кумандинскую молодежь привлекло освоение новой цифровой технологии в условиях педагогического сопровождения в Интернете «Кумандинцы Алтая» (https://vk.com/club214212290). Выбор сети «ВКонтакте» был обусловлен рекомендацией Минпросвещения России по использованию данной социальной сети и востребованностью среди представителей коренных народов [4, с.89], а также тем, что от 60 до 80 процентов кумандинских подростков (в зависимости от места проживания), которых мы опросили, пользуются этой социальной сетью. Размещение мультимедиаматериалов, книг, словарей, а также работ, выполненных самими кумандинцами, позволило в краткие сроки существенно увеличить количество участников сообщества.

Для проведения опытно-экспериментальной работы привлечены обучающиеся – молодые кумандинцы, в том числе: студентка педвуза (21 год, знания о кумандинцах ограничиваются сведениями о составе семьи, присутствуют родственники, транслирующие культуру и традиции через выступления в творческих объединениях), студентка педагогического колледжа (20 лет, выступает в педагогических конкурсах этнокультурной тематики, участвует с семьей в сохранении традиций кумандинцев), обучающиеся общеобразовательной школы 10 класса (16 лет, члены семьи исполняют композиции предков на фестивалях традиционной музыки) и 8 класса (14 лет, потеряв интерес, не выполнил работу в полном объеме, оценить знания о культуре кумандинцев не удалось). Участники посещали музеи и этнографические центры для разработки цифровых моделей. Например, один из экспонатов – тепши (кумандинская деревянная чаша, выдолбленная из березы для хранения муки и других продуктов) хранится в Национально-культурном центре кумандинской культуры (с.Красногорское); другой экспонат - туз-айак (кумандинская солонка с деревянной крышкой с круглым отверстием в центре, которую украшают слои бересты) хранится в Бийском краеведческом музее им. В.В.Бианки (г.Бийск). Подготовленные модели можно рассмотреть не только на экране компьютера, но и в более наглядном варианте «цифрового» музея – трехмерной виртуальной среде. В рамках опытно-экспериментальной работы проведено анкетирование молодых кумандинцев – обучающихся, принимавших участие в разработке цифровых моделей этнокультурных артефактов. Так как общее число кумандинцев-подростков как представителей малочисленного народа невелико, то применялся контент-анализ результатов анкетирования. Анкета содержала вопросы, относящиеся к аспектам когнитивного, деятельностного и аффективно-эмоционального компонентов этнокультурной идентичности обучающихся. По обобщенным компонентам получены следующие результаты.

По когнитивному компоненту:

1.При выявлении предназначения разработанных участниками цифровых этнографических артефактов кумандинской культуры все опрошенные отметили, что их приоритетной задачей является «сохранение культуры и традиций кумандинцев». Некоторые участники приводили другие варианты ответов: цифровые артефакты «стимулируют изучать традиции других народов», «формируют среду для коммуникаций кумандинцев», «объединяют кумандинцев и другие малочисленные народы». Ответы респондентов свидетельствуют о достаточно высокой оценке среди молодежи влияния цифровых этнографических артефактов на сохранение кумандинской культуры.

2.В ходе оценивания свойств цифровых этнографических артефактов мнения анкетируемых разделились. Большинство участников конкурса указали на потребность в «получении дополнительной информации об объекте». Среди зафиксированных ответов были другие варианты: наличие возможности «интерактивно взаимодействовать с объектом», «просматривать объект на плоскости и в пространстве». При этом наличие эмоциональной оценки (лайки, комментарии) не является приоритетным для цифровых артефактов с точки зрения участников. Полученные ответы позволяют сделать вывод, что информационная поддержка цифрового артефакта не менее важна, чем непосредственно его создание.

3.Участникам было предложено назвать востребованные способы освоения культуры и традиций народа. Были названы следующие способы: создание информационных ресурсов (книг, буклетов, презентаций) и этнографических артефактов (например, виртуальных объектов), а также знакомство с реальными объектами в музеях, на выставках и др. Таким образом, для современного молодого человека изучение культуры и традиций народа может успешно осуществляться как в реальной среде, так и в музейном цифровом пространстве.

По деятельностному компоненту:

4.В процессе анкетирования респондентам необходимо было определить формат взаимодействия с другими конкурсантами-кумандинцами из числа своих друзей. При ответе на этот вопрос мнения респондентов категорично разделились. Роль наставника, который имеет возможность помогать, подсказывать или направлять деятельность конкурсантов-кумандинцев, выбрал участник, который имеет опыт наставничества (студентка педагогического колледжа последнего курса обучения, которая в рамках педагогической практики реализовывала этнографические проекты со школьниками). Другие участники - форму эмоциональной поддержки для мотивирования и побуждения к выполнению действий. Участник, утративший интерес к конкурсу и не выполнивший работу в полном объеме, выбрал вариант «стороннего наблюдателя». Выбранные участниками форматы поддержки конкурсантов коррелируют с имеющимся опытом наставничества у самих участников и их успешностью выступления в конкурсе и связаны, скорее, с социальным опытом.

5.Указывая навыки, которые участники получили при выполнении цифровых этнографических артефактов, респонденты назвали разные варианты: «могу применять цифровые инструменты в решении этнографических задач», «освоил навыки работы в дистанционной среде», «умею представлять результаты своей работы». Отсутствие приоритета в полученных ответах свидетельствует, что привлечение обучающихся к созданию цифровых этнографических артефактов может оказывать влияние на формирование разных навыков. Для большинства важное значение имели навыки организации работы, коммуникации и самопрезентации. Умение применять цифровые инструменты в решении именно этнографических задач отметил один участник, который ранее указал роль наставника.

6.В рамках анкетирования участникам необходимо было оценить достигнутый в ходе конкурса уровень владения цифровыми инструментами: студенты дали оценку на уровне «владею, но иногда требуется помощь», а более младшие обучающиеся отметили, что «испытывают сложности, хотя иногда удается получить нужный результат». Крайних оценок не зафиксировано. Отчасти это объясняется организованным для участников сопровождением в сообществе «Кумандинцы Алтая».

7.При исследовании преобладающих способов изучения культуры малознакомого народа общих предпочтений участников выявить не удалось. Участник, активно вовлеченный в этнокультурную жизнь своего села, отметил важность «участия в мероприятиях (обрядах, праздниках)». Другими участниками названы: «изучение литературы», «исследование интернет-ресурсов», «посещение музея (выставки)», «изучение виртуальных экспонатов, виртуальных музеев». Никто из опрошенных не предложил для достижения указанной цели участие в дискуссиях, конференциях или иных официальных мероприятиях, что вполне соответствует способам получения информации среди молодежи.

По аффективно-эмоциональному компоненту:

8.При создании цифровых этнографических артефактов кумандинской культуры для конкурсантов из числа студентов оказалось важным «участие в сохранении национальной культуры кумандинцев». Участники-школьники дали другой ответ – «знакомство с кумандинской культурой и традициями». При этом никто из респондентов не указал возможность распространить сведения об истории своей семьи, появление новых друзей среди участников-кумандинцев, вступление в этнические интернет-сообщества, что, судя по всему, говорит о стремлении оградить свою частную жизнь от стороннего вмешательства.

9.Исследуемым было предложено назвать причины, по которым другим людям стоит участвовать в конкурсах по созданию цифровых этнографических артефактов кумандинской культуры. Участники отметили, что «людям будет интересно узнать новое о культуре народа», «освоение цифровых технологий пригодится в будущем», «в результате получится полезный обществу результат». Участник с опытом этнокультурной деятельности указал, что «важно участвовать в сохранении культур всех народов в многонациональной стране». Таким образом, привлечение молодежи из числа кумандинцев к решению этнографических задач может оказывать влияние и на формирование гражданской идентичности.

10.Оценивая роль семьи в процессе создания ими цифровых этнографических артефактов, все участники указали на наличие у них потребности в помощи родственников-кумандинцев. Степень привлечения семьи демонстрировалась разная. Большинство участников рассчитывали, что родственники окажут «эмоциональную поддержку». Участник с опытом наставничества указал, что необходимо максимальное привлечение семьи к созданию цифровых артефактов, и привлекал свою семью на всех этапах конкурса. Среди опрошенных присутствовал лишь один участник (младшего подросткового возраста), который отметил, что семья не должна привлекаться к созданию конкурсной работы. Очевидно, привлечение семьи как носителя культуры является важным фактором сохранения этнокультурного наследия кумандинцев.

Заключение. Для формирования этнокультурной идентичности молодежи в современной педагогике перспективным способов видится применение игровых технологий этнокультурного содержания с использованием практик самопрезентации в цифровых коммуникативных средах, поддерживаемых образовательными организациями. Проведение дистанционных этнопедагогических конкурсов с презентацией результатов в единой цифровой (виртуальной) среде позволяет вовлечь обучающихся разных возрастов из различных образовательных учреждений, а использование современных цифровых технологий способно привлечь обучающихся – старших подростков к задачам сохранения культурного наследия с активным участием семей. На основе исследования можно сделать вывод о том, что создание цифровых моделей этнокультурных артефактов во время участия в дистанционных конкурсах при поддержке педагогов оказывает положительное влияние на процесс формирования этнокультурной идентичности на старших подростков за счет когнитивного компонента – знакомства с реальными этнокультурными объектами, деятельностного компонента – разработки цифровых артефактов для сохранения культурного наследия, а также аффективно-эмоционального компонента – повышения интереса к этносоциуму.


Библиографическая ссылка

Дудышева Е.В., Беспалов А.М., Макарова О.Н., Еремеев Е.А. ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНКУРСОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ КУМАНДИНЦЕВ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32617 (дата обращения: 30.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674