Современные образовательные технологии затронули весь спектр учебной деятельности. Однако четкого определения данному понятию не существует. Обращаясь к исследованиям в данной области, авторы предлагают найти четкое определение таких понятий, как технология обучения, педагогическая (или образовательная) технология. Последние два определения часто отождествляются между собой и не имеют различительных граней.
Глоссарий современного образования характеризует технологию обучения как системную категорию, ориентированную на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации учебного процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направленности на достижение высоких результатов в развитии личности обучаемого. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования [1].
Так, В.И. Андреев считает, что педагогическая технология – это система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании [2]. М.В. Кларин педагогической технологией обозначает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [3]. Образовательные технологии же в свою очередь определяются О.П. Околеловым как технологии, реализующие актуальные педагогические подходы к организации обучения и воспитания учащихся [4].
Суммируя все вышесказанные определения, по мнению авторов, под современными образовательными технологиями следует понимать весь спектр педагогических средств, включая технические и учебно-методические, с помощью которых может быть реализована новая образовательная парадигма.
Цель данного исследования состоит в рассмотрении возможных этапов и способов измерения знаний посредством применения современных образовательных технологий обучения в процессе преподавания латинского языка в медицинском вузе.
Материалы и методы исследования. Материалом исследования послужили рабочие программы дисциплины «Латинский язык», разработанные сотрудниками кафедры иностранных и латинского языков, и дидактические материалы, размещенные на странице электронной информационной образовательной среды Самарского государственного медицинского университета. Методологическую и теоретическую базу составили труды отечественных и зарубежных исследователей и ученых в области методики преподавания основных моделей и принципов обучения, реализуемых посредством образовательных технологий. Изучение и критическая оценка результатов практического применения современных образовательных технологий позволяют получить достоверные данные.
Практическая значимость исследования заключается в том, что описанные принципы преподавания латинского языка посредством применения современных образовательных технологий могут быть использованы педагогами как в процессе преподавания, так и в процессе подготовки к занятиям с целью повышения качества обучения по данному предмету. Они могут применяться при организации самостоятельной работы обучающегося, а также в процессе измерения полученных студентами знаний. Данное исследование может представлять интерес для широкого круга педагогических работников, занимающихся учебно-методической деятельностью в сфере преподавания латинского языка, и носить рекомендательный характер в процессе составления рабочих программ по данной дисциплине.
Результаты исследования и их обсуждение
Неоспоримым является тот факт, что современные образовательные технологии реализуются путем не только внедрения в образовательный процесс цифровых технологий обучения, но и методов обучения, которые более полно отвечают запросам обучающихся. Данные методы реализуются посредством уже существующих форм и принципов обучения, с учетом особенностей применения основных современных образовательных технологий. Некоторые принципы опираются на уже существующие, однако они дополняются и переосмысляются с учетом новых требований к процессу обучения.
Так, любая инновационная форма обучения, реализуемая посредством современных образовательных технологий, требует использования прогрессивных моделей обучения. В настоящее время таковыми являются, прежде всего, поисковые модели, впервые обозначенные в ХХ веке в работе Д. Дьюи «Школа и общество». Говоря об обучении, американский философ считает главной задачей учителя «стимулировать индивидуальную активность обучающегося и правильно направлять её» [5, с. 34–62]. В данном исследовании авторы опираются на два основных варианта, в которых воплощается вышеуказанный «проблемно-поисковый» подход. К ним относятся поисковый подход практической, познавательно-прикладной ориентации, в рамках которой учебный процесс строится как поиск новых практических сведений, и поисковый подход теоретико-познавательной ориентации, в рамках которой учебный процесс строится как поиск нового теоретического знания, новых познавательных ориентиров.
Такое построение обучения основано на самостоятельной выработке учащимися теоретических представлений о предметах и явлениях окружающего мира, моделировании научного поиска. Реализация поискового подхода возможна за счёт работы с оригинальными медицинскими текстами. Однако наиболее ярко он проявляется в игровой деятельности, которая является важным и эффективным средством измерения приобретённых лингвистических и профессиональных знаний.
В качестве примера приведём игру, которая используется при обучении латинскому языку студентов института стоматологии. Так, общей целью игры «Проблемы оформления рецептов» является формирование умения работать с документом (рецептом) и пациентом в процессе обслуживания амбулаторных больных. К частным целям проведения игры относятся: развитие и овладение навыками выписки рецепта, оценивания качества решения собственной игровой задачи и задачи своих оппонентов; развитие ответственного отношения к выдаче лекарственного препарата и к жизни пациента в целом.
В процессе подготовки к деловой игре студентам необходимо выбрать заболевание, изучить его симптоматику, разработать план медикаментозного лечения и выписать несколько рецептов. Всё это требует активной работы с дополнительными источниками информации. Студенты должны изучить основные способы словообразования, основные словообразовательные элементы фармакотерапевтических групп, правила употребления дополнительных надписей в рецептах, грамматическое оформление рецептурных прописей, выбора адекватной лексической единицы с учётом национальной номенклатуры лекарственных средств.
Необходимо подчеркнуть, что именно поисковый характер современных педагогических методов требует от обучающегося активной исследовательской деятельности. Подобный подход к обучению приводит к изменению роли обучающегося в академическом процессе по сравнению с традиционной формой обучения, требует от него более инициативного и субъектного участия. Изменения обусловлены тем, что дистанционная форма подачи дидактических материалов требует от него высокой мотивированности, сознательной и упорядоченной деятельности, трудолюбия, определённых фоновых знаний, а также наличия базовых знаний в изучаемой области [6, с. 262–270].
Исследовательская направленность в рамках обучения с применением современных образовательных технологий выражается в подготовке сообщений, презентаций, докладов по определенной теме. Данный вид работы является эффективным и при обучении латинскому языку в медицинском вузе. Например, после первого вводного занятия студентам можно предложить найти и составить небольшие сообщения об интересных фактах из истории латинского языка и анатомической терминологии, о страноведческих аспектах, касающихся латинского языка. На последующих занятиях темы для поиска можно расширить интересными фактами из истории клинической терминологии в целом и терминологии изучаемой специальности, фармацевтической терминологии и традиций составления рецептов в других языковых культурах.
Подобная деятельность позволяет нестандартно подойти к процессу преподавания латинского языка, сделать процесс обучения более увлекательным, расширить общекультурные и коммуникативные компетенции, мотивировать студентов к изучению латинского языка.
К следующим принципам, способствующим реализации обучения с применением современных образовательных технологий, можно отнести: «принцип интерактивности, рефлексии, нелинейности информационных структур и процессов, комбинированного использования различных форм обучения, комплексного использования средств мультимедиа» [4, с. 9-18], «принцип технологического подхода, исследовательской направленности в обучении» [3, с. 10–12].
Все выше обозначенные принципы тем или иным способом находят свое применение в процессе преподавания дисциплины «Латинский язык», что подтверждается разработанными рабочими программами дисциплины [7; 8]. Латинский язык в медицинском вузе является неотъемлемой частью учебного плана. Традиционно изучение латинского языка происходит на первом курсе параллельно с изучением анатомии человека. Такой подход способствует формированию понимания структуры анатомических терминов, принципов их построения. Немаловажной частью изучения латинского языка является знакомство с клинической и фармацевтической терминологией. Изучение этих аспектов формирует представления о том, как строятся и функционируют данные термины.
Для большинства обучающихся латинский язык является новой дисциплиной. Принцип стартового уровня образования учитывает этот факт и предполагает постепенность нарастания уровня сложности заданий. На начальном этапе основное внимание уделяется фонетическим аспектам и чтению (произношению гласных и согласных, дифтонгов, правилам постановки ударения), а также формируется представление о системе родов, словарной форме базовых существительных и прилагательных. Постепенно на протяжении всего курса происходит усложнение изучаемого материала не только за счёт увеличения количества лексических единиц и грамматических конструкций, но и за счёт введения заданий на усвоение релевантных для медицинской терминологии словообразовательных морфем.
Усложнение обеспечивается добавлением элементов синтаксиса латинского языка к заданиям на перевод и грамматический разбор предложений в структуре небольших текстов медицинской тематики, взятых из аутентичной литературы и мультимедийных источников. Такой подход позволяет тренировать навыки чтения, перевода и понимания изучаемого материала. Кроме того, такой вид заданий обучает студентов работать со словарями, справочниками и знакомит их с трудами классиков античной медицины, что в свою очередь расширяет кругозор и общекультурную компетенцию.
Повышение уровня сложности заданий позволяет реализовать в процессе обучения такие немаловажные принципы, как принцип рефлексии и принцип нелинейности. Суть принципа рефлексии состоит в самостоятельном выполнении и самостоятельном завершении работы по поиску и овладению определённым набором знаний. Реализуемый принцип нелинейности позволяет апеллировать к мотивированности студентов по овладению новыми знаниями с учётом их личностных особенностей. Следует отметить, что оба эти принципа в полной мере раскрываются в процессе обучения латинскому языку. Однако для реализации данных принципов необходимо учитывать эмоциональную составляющую обучения и уровень овладения латинским языком. Проведение аналогий с русскими терминами (иногда и с английскими, поскольку студенты изучают «медицинский английский»), приведение исторических и этимологических справок при обсуждении анатомической, клинической, фармацевтической терминологии позволяет повысить интерес студентов к изучаемой дисциплине и реализовать принцип адаптивности учебного процесса.
Очевидно, что современная дидактическая модель, основанная на образовательных технологиях, предполагает предельную эффективность использования учебного времени. Поэтому в данном случае необходимо говорить ещё об одной грани современной дидактики – технологизации учебного процесса [9, p. 23]. Преподаватель должен знать возможности современных образовательных технологий, их дидактических положений и приёмов, владеть навыками представления учебного материала различными средствами, каждое из которых обладает своим педагогическим потенциалом. Преподаватель также должен грамотно комплектовать отобранный материал и распределять его с учётом исходного уровня подготовки обучающихся и требуемых уровней усвоения. Своеобразная пластичность и подвижность обучения с применением современных образовательных технологий позволяют преподавателям активно разрабатывать собственные авторские тренировочные упражнения, контрольно-измерительные материалы, отвечающие требованиям учебного плана и ФГОС, с одновременной возможностью отработки и проверки степени усвоения материала.
В качестве примера приведём метод «тихого обучения», который являет собой некий творческий процесс. При обучении латинскому языку данный метод предполагает работу с различными схемами (например, схема порядка слов во многокомпонентном словосочетании, обозначающем анатомический объект, или порядка терминоэлементов в сложном клиническом термине), плакатами (например, страница анатомического атласа, глядя на которую, студенты последовательно называют анатомические объекты на латинском языке или составляют словосочетания с данными объектами). Такая деятельность может быть использована как с целью тренировки новых элементов, так и в качестве контроля степени усвоения лексико-грамматического материала.
Как уже отмечалось, в последние годы происходит постепенное и не всегда заметное разрушение традиционной образовательной среды [10, с. 200]. Назревшая необходимость использования новых информационных технологий как педагогического инструмента, стремительный рост количества современных телекоммуникационных средств обучения и совершенствование их технических характеристик стимулируют переосмысление основ педагогической науки, ее категориального аппарата, предмета и методов. В связи с этим современному педагогу приходится сталкиваться с принципиально иной реализацией классических принципов дидактики (природосообразность, проблемность, наглядность, постепенность, последовательность, индивидуальный подход и т.д.) [11, c. 78]. Бумажные книги как источник и средство хранения, передачи и распространения информации постепенно вытесняются виртуальной средой, которая, как показывает практика, в наш информационный век становится мощным средством мотивации познавательной деятельности студентов. Традиционная учебная литература даже высокого научного и методического уровня часто оказывается невостребованной вследствие недостатка времени и, к сожалению, слабой интеллектуальной подготовки к восприятию печатной информации в условиях массового высшего образования.
Для обеспечения образовательного процесса в Самарском государственном медицинском университете создана «Электронная информационная образовательная среда» (далее ЭИОС) [12]. Для каждого студента и преподавателя создаётся учётная запись и личный кабинет, воспользовавшись которыми, студент получает доступ к обучающим материалам, а преподаватель может разместить свои обучающие разработки (презентации, задания, лекции с аудиовизуальным сопровождением, ссылки на интернет-источники для самостоятельного изучения) и контрольно-измерительные материалы.
ЭИОС позволяет студентам выкладывать выполненные письменные задания, пройти различного типа онлайн-тесты, разработанные преподавателем по изученным темам. Преподавателям данная система даёт возможность проконтролировать, обращался ли студент к материалам занятия или лекции, оценить работу, дать комментарий к выполненному заданию, сделать объявление. Единственный недостаток ЭИОС – невозможность прямого аудиовизуального контакта, что делает необходимым прибегать к помощи других систем для организации непосредственного общения студентов с преподавателем.
ЭИОС даёт возможность проводить не только текущий и рубежный контроль в дистанционном формате, но и итоговую аттестацию. Для итоговой аттестации в дистанционном формате требуется привлечение дополнительных платформ, надёжное функционирование которых обеспечивается службой технической поддержки [13, с. 308].
Заключение. Измерение знаний по предмету «Латинский язык» посредством применения современных образовательных технологий в медицинском вузе реализуется путем внедрения в образовательный процесс цифровых технологий обучения с учетом уже существующих форм и принципов обучения. Данная форма реализации позволяет нестандартно подойти к процессу преподавания латинского языка, мотивируя студентов к его изучению, а также расширить общекультурные и коммуникативные компетенции. Разработка тренировочных упражнений, контрольно-измерительных материалов, отвечающих требованиям учебного плана и ФГОС, становится прозрачнее и легко осуществима при обучении с применением современных образовательных технологий. Наряду с разработкой существует и одновременная возможность отработки и проверки степени усвоения материала. Следует помнить, что образование с применением современных технологий обучения достаточно трудоёмкий процесс, поскольку требует специальной подготовки преподавателя, который должен не только составить качественный дидактический материал, но и учесть личностные особенности обучающегося, чтобы вести его в нужном для получения знаний направлении. Таким образом, все приемы и способы измерения знаний по предмету «Латинский язык» посредством применения современных образовательных технологий, включающих весь спектр педагогических средств, с помощью которых может быть реализована новая образовательная парадигма, вполне обоснованны и применимы в процессе преподавания данной дисциплины.
Библиографическая ссылка
Александрова Е.В., Рожкова Т.В. ИЗМЕРЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК» ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32605 (дата обращения: 14.02.2025).