Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ

Карелин А.Ю. 1
1 Саратовский военный ордена Жукова Краснознамённый институт войск национальной гвардии Российской Федерации
В рамках статьи исследуется значимость воспитания и совершенствования морально-волевых качеств у будущих офицеров посредством анализа конструкта «морально-волевые качества» и его составляющих, как одного из профессионально важных качеств будущих офицеров. Целью исследования является изучение проблемы совершенствования морально-волевых качеств будущих офицеров посредством анализа конструкта «морально-волевые качества» и его составляющих. Задачи исследования: анализ конструкта «морально-волевые качества», конкретизация сущности составляющих данный конструкт понятий - морали и воли; определение содержательных ориентиров в определении ключевых МВК. Сформулировано понятие конструкта морально-волевых качеств будущих офицеров, в совокупности с другими качествами позволяющего формировать устойчивую личность, способную преодолевать психологические трудности и противоречия, с которыми предстоит столкнуться выпускнику военных образовательных учреждений. В работе выявлены и представлены содержательные характеристики морали и моральных качеств; конкретизированы понятия воли и волевых качеств будущих офицеров; представлен краткий обзор истории развития направления военной педагогики, затрагивающей вопросы формирования и совершенствования морально-волевых качеств будущих офицеров, как профессионально значимых. В заключение обоснована важность совершенствования морально-волевых качеств у будущих офицеров. Предложены пути дальнейшего исследования проблемы.
морально-волевые
качества
мораль
моральные качества
воля
волевые качества
воспитание
педагогический процесс
1. Гусейнов А.А. Понятие морали // Morality: разнообразие понятий и смыслов: сборник научных трудов: к 75-летию академика А.А. Гусейнова. М.: Альфа-М, 2014. 446 с.
2. Дорошина И.Г. Мораль как основа толерантности // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 12. С. 92–97.
3. Рудакова В.А., Мармаза С.А. Моральные и профессиональные качества офицеров Росгвардии через призму взглядов А.В. Суворова // Гуманитарные и социально-экономические дисциплины в современном мире: сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Пермь: ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации», 2021. С. 402–406.
4. Молодым офицерам – постоянное внимание военных учреждений культуры: Методическое пособие. М.: ФГБУКИ «Центральный Дом Российской Армии имени М.В. Фрунзе» Министерства обороны Российской Федерации, 2019. 28 с.
5. Васильев Б.Ю. Методы формирования морально-волевых качеств у курсантов военных вузов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1 (25). С. 77–83.
6. Дмитриев Ю.А., Зверева О.Л. Образование детей старшего дошкольного возраста в России и за рубежом: учебно-методическое пособие: магистерская программа «Педагогика дошкольного образования»: направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование». М.: МПГУ, 2016. 106 с.
7. Кулешов Д.О. Психолого-педагогические условия развития профессионально-личностных качеств будущего офицера войск национальной гвардии: автореф. дис. … канд. психол. наук. Рязань, 2022. 25 с.
8. Марков А.М. Формирование эмоционально-волевых качеств курсантов военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации: автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2021. 22 с.
9. Сергиенко А.И. Формирование морально-психологической готовности будущих летчиков к профессиональной деятельности в образовательном процессе военного вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Воронеж, 2021. 24 с.
10. Утюганов А.А. Система ценностно-смысловых ориентаций курсантов вузов национальной гвардии: феноменология вузов национальной гвардии: феноменология и психолого-педагогические детерминанты формирования: автореф. дис. … докт психол. наук. Кемерово, 2019. 50 с.
11. Васильев Б.Ю. Использование техники сторителлинга в процессе формирования морально-волевых качеств курсантов военного вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 2 (34). С. 80–85.
12. Гожиков В.Я., Казакова Л.П., Караяни А.Г. Психолого-педагогические условия формирования военно-профессиональной идентичности будущих офицеров в военном вузе. М.: ВУ, 2018. 156 с.

Морально-волевые качества присущи всем людям различных профессий, различных по вероисповеданию, по среде и условиям проживания, и, в зависимости от того или иного пути их развития, обучения, у каждого человека формируются индивидуальные морально-волевые качества, процесс формирования которых начинается с раннего детства, в школьном периоде, до начала обучения в военных образовательных учреждениях, начинают закладываться основы моральных, волевых качеств, что является стержнем в формировании морально-волевых качеств у курсантов в военных образовательных учреждениях. Наряду с возникающими реалиями мировой политики, социально-экономической обстановкой в стране и за рубежом, нарастающей угрозой национальной безопасности в пределах границ Российской Федерации все это повышает значимость формирования квалифицированных офицерских кадров и повышает требовательность со стороны профессорско-преподавательского состава по формированию и совершенствованию морально-волевых качеств у курсантов военных вузов, как будущих офицеров, способных выполнить поставленную задачу мирного и военного времени в условиях постоянной как информационной, так и позиционной войны.

Цель исследования – изучение проблемы совершенствования морально-волевых качеств будущих офицеров посредством анализа конструкта «морально-волевые качества» и его составляющих.

В настоящее время значимость воспитания и совершенствования морально-волевых качеств у будущих офицеров не вызывает сомнений. Высокий уровень сформированности морально-волевых качеств является залогом психолого-педагогической готовности курсантов к несению военной службы и высококачественного выполнения своего профессионального долга.

Освещение проблемы совершенствования морально-волевых качеств у будущих офицеров в педагогических исследованиях целесообразно начать с уточнения основных понятий конструкта «морально-волевые качества»: мораль и воля.

Исследователи, занимающиеся изучением различных аспектов воли и морали, зачастую не могут разделить данные понятия: объясняя принципы морали, они так или иначе упоминают волю, как необходимое качество для реализации моральных принципов и моральных качеств в жизнедеятельности личности. И, наоборот, рассуждения о воле обязательно затрагивают вопросы морали и нравственности личности, ибо без этих категорий воля становится не положительным качеством личности, которое нуждается в постоянном совершенствовании, а причиной многих бед как самого обладателя такого качества, так и окружающих его людей.

По мнению А.А.Гусейнова, мораль – «индивидуально-ответственное поведение, рассмотренное в его зависимости от смысложизненных целей деятельности человека. Под смысложизненными целями имеются в виду цели, задающие направленность (вектор) сознательной жизнедеятельности индивида и выступающие для него в качестве ее ценностных оснований» [1].

Мораль объединяет множество нравственно-этических характеристик, лежащих в основе выбора человека, признающего общечеловеческие ценности. Мораль распространяется на все сферы жизни каждого человека, она пронизывает всё его существование, в совокупности мораль представляет собой определенную форму общественного сознания, некий идеал гуманистической культуры человека [2].

Исходя из определения понятия «мораль», можно представить характеристику моральных качеств: если мораль – это определенная форма общественного сознания, то моральные качества, как индивидуальная категория, представляют собой совокупность интериоризированных («пропущенных» через себя, принятых человеком) социально одобренных норм поведения и установок, направленных на регуляцию отношений с окружающим миром с непременным акцентом на этические категории добра и зла, уважения, порядочности, толерантности и других социально значимых качеств.

Для будущих офицеров спектр моральных категорий не ограничивается общепринятыми нормами и дополняется рядом военно-профессиональных требований, таких как преданность Родине и чувство долга, жесткая дисциплина, уважение к подчиненным [3, с. 403].

В начале прошлого века ротмистр В.М.Кульчицкий свел основные неписанные веками складывающиеся моральные нормы русских офицеров в кодекс офицерской чести. Так на свет появились «Советы молодым офицерам» [4]. Причем в книге давались советы, не ограничивающиеся рамками службы: они затрагивали все стороны жизни офицера. Автор считал своей целью «предотвратить от ложного, губительного шага неопытную военную молодёжь» [5].

Мораль выполняет социально важную поведенческую функцию, принимая во внимание регулирование отношений, принятие военного морального выбора, существующие примеры воинского мужества российского офицера. В рамках профессионального будущего моральные качества военнослужащих представляют собой (должны представлять) цель, потребность и перспективу личного самосовершенствования, основанного на приверженности личности своей профессии.

Мораль обладает рядом преимуществ по отношению к традициям и ритуалам: моральные принципы выступают регулятором социальных устоев вне зависимости от обычаев того или иного социума. По отношению к правовым нормам и официальным предписаниям, которые разрабатываются и контролируются уполномоченными органами, мораль не обладает столь серьезным статусом, за нарушение моральных принципов сложно нести юридическую ответственность. Однако без морали и моральных принципов невозможно существование функционального общества. Целостность моральных принципов создает духовную основу общества.

Следование моральным нормам редко имеет какое-то внешнее подтверждение, какой-то материальный результат, однако приверженность моральным нормам ведет человечество к духовному и социальному развитию, гуманизму и толерантности. На наш взгляд, толерантность и терпимость – важнейшие моральные качества человека. Только толерантный человек способен, не отвлекаясь на личностные мотивы, объективно воспринимать реальность. Таким образом, моральные нормы выступают императивом, регулирующим взаимоотношения людей.

Воля, являясь сложным психическим процессом, реализует свою основную – регулятивную – функцию, которая побуждает организм к выполнению определенных действий. Эта функция может контролировать поведение человека и помочь ему достигнуть поставленных целей. Воля может подавлять негативные эмоции и помогать принимать решения в сложных ситуациях. Она также способствует эффективной регуляции поведения в сложных ситуациях, с которыми сталкиваются как курсанты военных вузов, так и офицеры в своей повседневной деятельности. Данные аспекты воли способствуют формированию адекватной самооценки, а также формированию характера будущего офицера.

В то же время воля является системным качеством, поскольку для ее развития и поддержания необходима определенная системность в мышлении и действиях. Развитие воли требует систематической работы над своими привычками и умениями, установления определенных целей и создания плана действий, а также контроля за своими поступками и реакциями на внешние обстоятельства.

Волевые качества человека определяют сущностные характеристики поведения человека в определенных ситуациях, это умение принимать решения, быть ответственным за свои поступки, проявлять самоконтроль и самодисциплину, выносливость, целеустремленность, раскрывать свой лидерский потенциал. Волевые качества являются основой для развития личности будущего офицера, позволяют достигать успеха в личной жизни и карьере.

Волевые свойства личности в целом обусловлены особенностями тех трудностей и препятствий, с преодолением которых приходится сталкиваться человеку. А также различием психоэмоциональных сценариев, возникающих у личности при столкновении с этими препятствиями. Препятствия и сценарии безграничны, а следовательно, и разнообразны волевые качества.

С одной стороны, развитые волевые качества для личности в целом должны принести положительные характеристики, одновременно с этим, развивая волю, можно получить и негативные моменты, связанные со стрессом, усталостью, если не удается достигать поставленных целей или приходится постоянно преодолевать трудности, что сказывается на эмоционально-волевом фоне для развития волевых качеств.

Волевой акт предполагает борьбу разнонаправленных мотивационных тенденций, которые проявятся у будущих офицеров. Кроме того, если в этом типе мотивационной борьбы преобладает прямой импульс, то волевая регуляция дополняется деятельностью. Воля проявляется в независимости, настойчивости, самоконтроле, сдержанности, решимости, уверенности в себе и других качествах личности.

Воля и волевые качества будущего офицера существенно влияют на его деятельность уже в военном вузе: при преодолении трудностей обучения, трудностей, возникающих во время военной службы, и т.д. Воля будущего офицера совершенствуется в процессе целенаправленного воспитательного процесса, через способности регулировать свою учебную деятельность, через систематическое развитие физических качеств в ходе выполнения различных физических упражнений для физической подготовки, а также через мужество, настойчивость, выдержку и инициативу, как необходимые качества, сопровождающие профессиональную деятельность военнослужащего, начиная с первых дней учебы и продолжая в местах прохождения службы.

Объединив два понятия, мы можем сформулировать определение конструкта «морально-волевые качества» (далее – МВК): морально-волевые качества являются личностными характеристиками человека, позволяют ему сознательно управлять своим поведением и деятельностью, «преодолевая внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий». МВК – не просто взаимосвязанные характеристики, но вытекающие одна из другой, именно поэтому их сложно разделять на нравственные и волевые составляющие.

Резюмируя сущность понятия «морально-волевые качества будущего офицера», следует еще раз подчеркнуть: данное понятие включает в себя определенные качества личности. Для выпускников военного вуза, офицеров различных сфер военно-служебной деятельности МВК имеют решающее значение, поскольку позволяют офицерам даже в самых сложных ситуациях не поддаваться панике и сохранять объективность в восприятии реальности.

В трудах разных авторов неоднозначно описываются набор, количественный и сущностный состав морально-волевых качеств личности.

В воспитании волевых качеств будущих офицеров в условиях несения службы, а также в повседневной жизни и деятельности курсантов к основным волевым качествам, необходимым офицеру, можно отнести целеустремленность, настойчивость, решительность, стойкость, ответственность и дисциплинированность.

Теоретические аспекты формирования и развития морально-волевых качеств личности представлены в исследованиях Л.И.БожовичОшибка! Источник ссылки не найден., Т.В.Драгуновой, А.Г. КовалеваОшибка! Источник ссылки не найден., И.С.КонаОшибка! Источник ссылки не найден., В.А.Крутецкого и др. В исследованиях особо отмечается тот факт, что к подростковому возрасту личность обладает достаточным опытом морально-волевого и нравственного поведения, что позволяет целенаправленно развивать волевую сферу в последующие возрастные периоды.

Как в советский период, так и в современной России эмоционально-волевые качества изучались как неотъемлемая часть морального фактора. В профессиональной подготовке военнослужащих моральный фактор был признан регулятором военно-профессиональной деятельности. Целью педагогической системы как в прошлом, так и в настоящее время признавалось воспитание целостной личности военнослужащего – защитника Отечества с учетом индивидуальных морально-психологических особенностей.

Вопросы волевого поведения курсантов являются центральными в исследованиях процесса обучения курсантов в военных вузах. Авторами отмечается, что это важнейший аспект профессиональной подготовки будущих офицеров к военной службе. В частности, В.Л. Зверева и А.Б. Дмитриев подчеркивают необходимость воспитания профессионально важных качеств у будущих офицеров, в том числе волевых качеств: целеустремленности, решительности, настойчивости, инициативы, самостоятельности, чувства ответственности, настойчивости [66].

В последние годы появились диссертационные исследования, так или иначе посвященные различным аспектам формирования морально-волевых качеств курсантов военных вузов как важного фактора, способного обеспечить успешность военно-профессиональной деятельности будущих офицеров (Д.О.Кулешов [77], А.М.Марков [88], А.И.Сергиенко [99], А.А.Утюганов [10] и др.).

Цель совершенствования морально-волевых качеств будущего офицера заключается в том, чтобы офицер-командир смог выполнить поставленные перед ним служебно-боевые задачи мирного и военного времени, сохранил жизни и здоровье своих подчиненных, был примером и образцом для будущего поколения, а также защитником своей семьи и Отечества.

Большинство исследователей полагают, что мораль – это определенный набор исторически сложившихся норм, регулирующих поведение человека в обществе, которое является важнейшим элементом общего и военно-профессионального образования.

Образовательная часть процесса формирования морально-волевых качеств заключается в том, чтобы исключить морально-волевые причины, обусловливающие невыполнение служебно-боевых задач при осуществлении офицером конкретного вида выполнения задачи, воспитать и сформировать здоровую во всех аспектах личность, способную существовать в различных социумах, в любых условиях окружающей или внутренней психологической среды.

Заключение

Процесс совершенствования морально-волевых качеств – крайне важный педагогический процесс как в плане самосовершенствования обучающихся, так и в плане дальнейшей военно-профессиональной деятельности будущих офицеров [1111]; данный процесс предполагает обеспечение необходимыми знаниями и навыками регулирования своего поведения в рамках моральных принципов общества [1212]. Путь формирования как моральных, так и волевых качеств непростой и требует от самой личности определенных усилий для формирования базовых морально-волевых качеств, которые приобретаются с рождения человека и продолжают развиваться на всем протяжении становления человека как личности, в процессе его взаимодействия с окружающим миром. Сама проблема формирования необходимых качеств заключается в противоречиях индивидуума и социума, которые возникают из-за противоречий взглядов, убеждений, идей, не бывает идеальных обществ, но большая часть людей к этому стремится. Не исключением является и то, что система высшего образования построена как раз для формирования нужного социума, формирования морально здорового общества, с устойчивой волей. Именно педагогический коллектив направляет курсантов на формирование и развитие необходимых морально-волевых качеств, присущих будущим офицерам, посредством проведения занятий, например по физической подготовке. Развивая такое физическое качество, как выносливость, курсанты военных вузов становятся более устойчивы к стрессам, у них развиваются способности по преодолению различных препятствий, трудностей, противоречий, возникающих в процессе учебно-боевой и повседневной деятельности, формируется психологическая закалка. Профессорско-преподавательский состав помогает сгладить или сократить, или вовсе ликвидировать противоречия, возникающие на пути формирования морально-волевых качеств, в процессе профессионального становления будущих офицеров. И от того, насколько правильно сумеют курсанты военных вузов справляться с решением противоречий, препятствий, трудностей, проблемой выбора в необходимости принятия правильного решения в мирное и военное время, будет зависеть исход выполнения поставленных задач и сохранение жизней и здоровья будущих подчиненных.

Таким образом, изучение проблемы совершенствования морально-волевых качеств будущих офицеров посредством анализа конструкта «морально-волевые качества» и его составляющих еще раз убеждают нас в значимости и крайней необходимости совершенствования морально-волевых качеств у будущих офицеров. Следующим этапом исследования будет изучение проблемы совершенствования морально-волевых качеств у будущих офицеров в рамках различных педагогических подходов.


Библиографическая ссылка

Карелин А.Ю. ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32602 (дата обращения: 30.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674