Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Дорохова О.Е. 1 Хонгорова О.В. 1
1 ФГБОУ ВО "Академия ГПС МЧС России"
В статье рассматриваются понятие и виды математических интернет-ресурсов. На основе анализа научно-педагогических публикаций выявлен спектр возможностей, преимуществ и негативных сторон использования образовательных интернет-ресурсов как для преподавателей, так и для обучающихся. Педагогический опыт проведения занятий по высшей математике и прикладным математическим дисциплинам, а также опрос обучающихся и профессорско-преподавательского состава Академии ГПС МЧС России показали, что студенты недостаточно владеют навыками, позволяющими плодотворно и эффективно работать с различными видами математических интернет-ресурсов; чаще всего используют их для бездумного, быстрого получения готового решения задачи или ответа, что ведет к нарушению всей структуры процесса учения. Авторы предлагают семь направлений рационального использования математических интернет-ресурсов: на лекционных и практических занятиях по математике с целью визуализации учебного материала, а также автоматизации рутинного труда, громоздких вычислений и т.д.; на лабораторных работах по математике, где для решения задач задействуются специализированные математические пакеты программ; в рамках самостоятельной работы под руководством преподавателя с целью полноценного обеспечения всех компонентов деятельности учения при освоении тем или отдельных вопросов, не рассмотренных на плановых учебных занятиях; в рамках самостоятельной работы без участия педагога при подготовке обучающихся к учебным занятиям, текущему и итоговому контролям; в личное время с целью неформального общения на математических форумах, познавательной деятельности и развлечений; при сетевом взаимодействии (онлайн или офлайн) студентов с преподавателями и студентов между собой; при разработке преподавателем контента для обучающихся в электронной образовательной среде вуза.
математические интернет-ресурсы
высшее образование
Процесс обучения
виды математических интернет-ресурсов
преимущества и недостатки использования интернет-ресурсов
1. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57723-2017 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Системы электронно-библиотечные. Общие положения» (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2017 г. N 1256-ст). [Электронный ресурс]. https://base.garant.ru/72026046/ (дата обращения: 01.04.2023).
2. Кузнецов А.А., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Образовательные электронные издания и ресурсы: Методическое пособие. М.: Дрофа, 2009. 156 с.
3. Михайлов Д.Ю. Краткий обзор математического программного обеспечения // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2019. № 4. С. 325-333.
4. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: МГУ, 1986. 197 с.
5. Гончарук Н.П., Хромова Е.И. Интеграция педагогических и информационных технологий в образовательном процессе // Казанский педагогический журнал. 2018. № 4м(129). С. 32-37.
6. Золотухина Т.В., Тарасова С.В. Использование Интернет-ресурсов при организации самостоятельной работы студентов в процессе обучения иностранному языку // Актуальные проблемы профессионального образования: цели, задачи и перспективы развития: сборник научных статей по материалам 14-ой всероссийской заочной научно-практической конференции (г. Воронеж, 21 апреля 2016 г.). Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2016. С. 13-21.
7. Монтина И.М. Применение интернет-ресурсов при обучении студентов педагогического вуза // Педагогический журнал. 2022. Т. 12, № 3-1. С. 423-430.
8. Бурцева Э.В., Куликова О.А., Чепак О.А. Некоторые результаты исследования влияния цифровых технологий на учебную деятельность студентов // Педагогика и просвещение. 2020. № 1. С. 1-14.

На сегодняшний день развитие и интеграция информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс имеют приоритетное значение в силу стремительной информатизации и цифровизации всех видов человеческой деятельности. В свою очередь Интернет для представителей молодого поколения становится неотъемлемой частью их жизни, местом поиска информации и знаний, средой общения. Исходя из этого все большую популярность приобретают различные образовательные интернет-ресурсы, трансформирующие деятельность преподавания и учения.

Под интернет-ресурсами понимают «совокупность программно-технических средств, позволяющих осуществлять и поддерживать в течение определенного периода времени публикацию информации в текстовой, графической и мультимедийной форме. Каждый интернет-ресурс имеет уникальный адрес, который позволяет найти его в сети Интернет» [1].

Цель исследования – обоснованно классифицировать современные интернет-ресурсы математического содержания, выявить преимущества, недостатки и направления их рационального использования в процессе обучения.

Материал и методы исследования. Исследование осуществлялось на основе теоретических методов (анализ и синтез) и эмпирических методов (наблюдение, опрос обучающихся и профессорско-преподавательского состава АГПС МЧС России).

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ научно-педагогических исследований за последние годы показал растущий интерес ученых к проблемам интеграции образовательных интернет-ресурсов в процессе обучения, педагогические условия их применения для обучающихся различных специальностей и направлений подготовки, выявления положительных и отрицательных сторон использования.

В рамках данной статьи нас интересуют пути рационального использования математических образовательных интернет-ресурсов, которые включают в себя систематизированный контент по математике и ее прикладным направлениям, обеспечивающий активное овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками в этой области [2].

Современные образовательные интернет-ресурсы непрерывно совершенствуются, наполняются все более разнообразным содержанием, интегрируя различные виды электронных образовательных ресурсов.

Существует множество различных подходов к классификации интернет-ресурсов, в основу которых положены цели использования, технические возможности, способы доступа, размещения, передачи, обновления, генерации информации и т.д.

Рассмотрим математические образовательные интернет-ресурсы с дидактической и методической точек зрения, а именно: где и как будет востребован образовательный контент ресурса, в каких формах и видах учебной деятельности может применяться. Исходя из этого, можно выделить следующие виды:

- общего назначения. К этому виду относятся: онлайн-калькуляторы для решения математических задач (OnlineVSchool, Microsoft Math Solver, Мathforyoum, Контрольная работа РУ, Math.semestr.ru, Math10.com, MathSolution.ru); сайты готовых решений (Решебник.ру, Матбюро, 100Task и др.); математические приложения для устройств, базирующихся на операционных системах Android и iOS (Photomath, Geometryx, Mathpix, MalMath, MyScript Calculator, Mathematics, Mathway и др.). Данный вид интернет-ресурсов, на наш взгляд, рационально использовать в процессе проведения аудиторных занятий по математике для самопроверки ответов и хода решений заданий, автоматизации громоздких и рутинных вычислений;

- сервисные программные продукты (SimInTech, Macsyma, Mathcad, Scilab, Maple, Mathcad Prime, GNU Octave, Maxima, Mathematica, Matlab, RAW Graphs, Fast Charts, Google Таблицы, Chart Blocks, Semestr.online, Lumpics.ru, Noznet.ru и т.д.), позволяющие выполнить действия от арифметических до моделирования целых динамически изменяющихся систем [3], а также используемые для визуализации данных и оформления учебной документации, содержащей формулы, графики, схемы с диаграммами во время самостоятельной работы при подготовке курсовых и дипломных работ (проектов);

- информационно-поисковые ресурсы: ресурсы, расположенные в электронной образовательной среде различных вузов (онлайн-лекции, учебники, электронные учебные пособия МФТИ, Электронная библиотека механико-математического факультета МГУ им.М.В. Ломоносова и др.); ресурсы, расположенные на сертифицированных образовательных платформах (электронная библиотека Юрайт-Академии и др.); онлайн-курсы (Stepik, Открытое образование и др.); агрегаторы контента и онлайн-курсов (Mathprofi.net, Alexlarin.net, StudFiles, EqWorld, Kursfinder.ru и др.); видеоресурсы (видеолекции, видеоразборы решений задач - Школа Опойцева, МатБюро, Раздел «Математика» проекта «Элементы», Математика онлайн и т.д.); авторские веб-сайты (Alexlarin.net, Mathprofi.net, Сайт элементарной математики Дмитрия Гущина, Школа Опойцева и т.д.); сайты, содержащие учебную литературу по различным разделам высшей математики (Allmath.ru, List-of-lit.ru, EqWorld и т.д.). Данный вид ресурса позволит обучающимся самостоятельно осуществить поиск информации, изучить теоретический материал, разобрать и освоить методы и алгоритмы решения математических задач без помощи педагога или с минимальными затратами его сил и времени;

- математические тренажеры. К ним относятся онлайн-тренажеры (интернет-тренажеры в сфере образования, Матбюро, WolframAlpha и т.д.), предназначенные для формирования и закрепления навыка решения математических задач у студентов, повышения уровня устного счета;

- контрольно-измерительные ресурсы, включающие в себя различные виды контрольных заданий, онлайн-тестов, интерактивных диктантов (Чистая и прикладная математика, Оltest.ru и т.д.), позволяющие осуществить мониторинг, контроль и оценивание со стороны педагога, а также дающие возможность обучающимся выполнить самоконтроль, самодиагностику и самооценку. Данный вид ресурсов значительно сокращает временные затраты и усилия преподавателя во время проведения текущего и итогового контроля на диагностику и проверку индивидуальных заданий за счет автоматизации рутинного труда. Кроме того, целый ряд онлайн-конструкторов дает возможность преподавателю самостоятельно создавать тесты, используя гибкие настройки параметров, с учетом целей и специфики учебных занятий по курсу математики и прикладных математических дисциплин. В данном случае это могут быть: тесты с одиночным или множественным выбором ответа, вводом числа или фразы, с ответом в произвольной форме, на установление последовательности или соответствий, последовательное исключение и т.д.;

- коммуникационные. К этому виду можно отнести различные математические форумы (Math Help Planet, CyberForum.ru; MathForum, Math.hashcode.ru, ВК Вся математика в одном месте и т.д.), помогающие реализовать ускоренную обратную связь преподавателя и обучающегося, группы студентов, т.е. незамедлительно получить ответ на вопрос, обратиться за консультацией, организовать обсуждение интересующих математических проблем и тем, выходящих за рамки курса математики на форумах и чатах, увидеть и прокомментировать содержание предыдущих дискуссий, а также осуществить самоанализ, самопроверку и рефлексию, анализируя и сравнивая собственный уровень понимания учебного материала с партнерами по диспуту;

- познавательные и развивающие ресурсы, дающие возможность рассматривать задачи, требующие нестандартного подхода, развивать математический кругозор, логическое и критическое мышление (Московский центр непрерывного математического образования, Mathnet.ru и т.д.).

В большей степени информационно-поисковые ресурсы, математические тренажеры и контрольно-измерительные ресурсы, предназначенные для самопроверки, целесообразно использовать в процессе самостоятельной работы обучающихся под руководством преподавателя или без участия педагога, так как они полноценно обеспечивают все компоненты деятельности учения: нахождение информации, закрепление, отработка, применение знаний, установление и упрочнение связей [4].

Необходимо отметить, что по критериям затраченных сил и времени педагога интернет-ресурсы позволяют оптимизировать процесс создания контента для обучающихся в электронной информационно-образовательной среде вуза, включив в содержание курса не только собственные разработки, но и ссылки на видеолекции, учебные материалы, задания, тренажеры, контрольно-измерительные материалы и т.д.

Кроме того, анализ научных публикаций [2; 5-8] показал, что образовательные интернет-ресурсы, в том числе и математические, обладают широким спектром возможностей как для обучающихся, так и для преподавателей: организация разнообразных форм деятельности обучающихся и педагогов на занятиях по математике, а также в процессе самостоятельной работы студентов; сетевое взаимодействие преподавателя и обучающихся; возможность непрерывного, индивидуального и группового обучения; построение гибкого и динамичного процесса обучения; повышение доступности информации; формирование информационной и цифровой компетенций; реализация дифференцированного обучения; использование различных видов контроля; объективная диагностика знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций у обучающихся; эффективное управление деятельностью обучающихся; создание условий для саморазвития, самообучения и самореализации; возможность самопроверки и рефлексии; создание ситуации успеха для обучающихся; повышение уровня мотивации к изучению математики; обеспечение дополнительными учебными материалами к изучаемому курсу; автоматизация рутинного труда; быстрота, надежность и упрощение математической обработки данных; оптимизация и интенсификация процесса обучения; повышение производительности труда при виртуальном рассмотрении свойств геометрических фигур и т.д.

Исследователями выделены и существенные негативные стороны: переходя от ссылки к ссылке, обучающиеся затрачивают огромное количество времени в поиске необходимой информации и зачастую отклоняются от первостепенной задачи; уменьшается время живого общения со сверстниками и преподавателями. Это приводит к тому, что пользователь существенно реже использует речь как орудие объективизации мышления, а также теряет практику социального взаимодействия; избыточность информации приводит к серьезным трудностям в нахождении, систематизации и структурировании учебного материала; осуществляется нерациональная замена отработки знаний, умений и навыков и контроля в письменном варианте на аналог интернет-ресурса.

Педагогический опыт проведения занятий по высшей математике и прикладным математическим дисциплинам, а также опрос обучающихся и профессорско-преподавательского состава АГПС МЧС России показал, что студенты имеют значительный опыт работы только с математическими интернет-ресурсами общего назначения и коммуникационными ресурсами, которые при сканировании (фотографировании) или введении данных задачи позволяют получить ее пошаговое решение. При этом обучающиеся не всегда вникают в суть и логику получения итогового результата, чаще всего используя интернет-ресурсы этих видов для бездумного мгновенного получения готового ответа, что ведет к нарушению всей структуры процесса учения, отсутствию развития познавательных функций: восприятия, внимания, понимания, мышления, памяти и механизмов, их реализующих; снижению способности к самообучению и рефлексии [4]. Данная проблема значительно обостряется в случае заочной и дистанционной форм обучения, где личное общение слушателей с преподавателями ограничено рамками учебного плана.

В то же время у большинства студентов наблюдается низкий уровень знаний по применению широко известных сервисных программных продуктов для решения математических задач, а также недостаточно сформированный навык самообучения, самопроверки и самоконтроля с помощью информационно-поисковых, контрольно-измерительных ресурсов и математических тренажеров.

К недостаткам использования математических интернет-ресурсов можно отнести и тот факт, что многие из них содержат контент, авторы которого неизвестны, достоверность материалов не проверена, отсутствует системный подход и научность изложения. Кроме того, преподаватели-практики отмечают, что постоянное использование калькуляторов и интернет-ресурсов приводит к значительному ухудшению навыков устного счета.

Таким образом, выбор и использование математических интернет-ресурсов в процессе обучения должен быть методически и дидактически грамотным, целесообразным и обоснованным.

По мнению авторов, использование математических интернет-ресурсов рационально в следующих случаях:

- на лекционных и практических занятиях по математике и смежным математическим дисциплинам с целью визуализации учебного материала, а также автоматизации рутинного труда, самопроверки и самоконтроля знаний, громоздких вычислений и других операций, на которые нерационально затрачивать драгоценное учебное время совместной работы педагога с обучающимися. Ведь именно преподаватель способен найти нужный подход к студенту, предложить несколько способов решения или объяснения задачи, задействовать воспитательную составляющую;

- на лабораторных работах по математике, где для решения задач задействуются специализированные математические пакеты программ, что позволит обучающимся получить необходимые навыки грамотного владения цифровыми математическими ресурсами, ориентироваться в безграничном интернет-пространстве, применять весь потенциал ресурсов при решении математических и прикладных задач;

- в рамках самостоятельной работы под руководством преподавателя с целью полноценного обеспечения всех компонентов деятельности учения при освоении тем или отдельных вопросов, не рассмотренных на плановых учебных занятиях;

- в рамках самостоятельной работы без участия педагога при подготовке обучающихся к учебным занятиям, текущему и итоговому контролям, где интернет-ресурсы позволят мгновенно получить интерактивную обратную связь;

- в личное время с целью неформального общения на математических форумах, познавательной деятельности и развлечений;

- при сетевом взаимодействии (онлайн или офлайн) студентов с преподавателями и студентов между собой, что дает преимущество в комфортном выборе времени, места, темпа обучения и т.д.;

- при разработке преподавателем контента для обучающихся в электронной образовательной среде вуза.

Заключение

Учитывая выявленные преимущества и недостатки использования математических интернет-ресурсов, авторы считают необходимым на этапе планирования курсов математических дисциплин дополнительно поставить цель по овладению обучающимися навыками работы всех видов современных образовательных интернет-ресурсов. Достижение данной цели возможно путем внедрения в рабочую учебную программу лабораторных практикумов и самостоятельной работы под руководством преподавателя, основанных на освоении учебного материала, решении математических задач и самоконтроля с помощью интернет-ресурсов.

Использование интернет-ресурсов должно быть обусловлено рациональностью их применения, степенью владения обучающимися различными видами данных ресурсов, возможностью оптимизации деятельности преподавателя и обучающегося по критериям затраченных сил и времени. Безусловно, педагоги при этом должны обладать высоким уровнем компетентности в области информатизации и цифровизации образования, самообразовываться, знакомиться с последними тенденциями в сфере создания и применения электронных ресурсов.


Библиографическая ссылка

Дорохова О.Е., Хонгорова О.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32601 (дата обращения: 30.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674