Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Ермакова С.С. 1
1 ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
В статье автор обобщил собственную практику включения творческих заданий в дисциплины музыкально-теоретического цикла для студентов музыкального факультета педагогического вуза. По элементарной теории музыки студентам даются следующие творческие задания: сочинение мелодий из нескольких звуков (первоначально в пентатонном ладу, позднее – в диатоническом), окончаний заданных музыкальных фраз, сочинение стихотворной строки, завершающей последовательность диезов и бемолей в ключевых знаках. По гармонии предлагается изучение приемов гармонической и фактурной обработки мелодий, преимущественно для школьной песенной практики; аранжировка песни в различных музыкально-исторических стилях. Обозначены сложности, которые возникают у студентов при выполнении творческих заданий по гармонии, связанные с различным уровнем довузовской подготовки. По полифонии предлагается сочинение хорового ричеркара – как итоговой работы, обобщающей знание образно-стилевых черт строгого стиля. В теме «Подголосочная полифония» студентам дается мелодия русской народной песни для двух-, трехкуплетной фактурной обработки. Также предлагается школьная или детская песня для обработки в трех видах полифонической фактуры. В качестве результата приведены примеры выполнения студентами творческих заданий по музыкально-теоретическим дисциплинам из педагогической практики автора статьи.
творческие задания
сочинение
гармонизация
фактурная обработка мелодий
1. Харишина В.И. Творческие задания по гармонии и образцы их выполнения: учеб. пособие по дисциплине «Гармония» для студентов всех музыкальных специальностей оч. и заоч. отд-ний; Челябинская государственная академия культуры и искусств. 2-е изд. Челябинск, 2015. 100 с.
2. Петрушин В.И. Музыкальная психология: учеб. пособие для вузов. М.: Академический проект, 2020. 399 c.
3. Слонимская Р.Н Анализ гармонических стилей: тезисы лекций и конспект исторического обзора гармонических стилей. СПб.: Композитор, 2001. 71 с.
4. Паулс Р. Птичка на ветке: песни для детей в сопровождении фортепиано. Л.: Сов. композитор, 1990. 103 с.
5. Любимые детские песенки / В. Шаинский, Г. Гладков, Ю. Энтин и др. М.: Лабиринт пресс, cop. 2015. 16 с.
6. Гладков Г.И. Трубадур и его друзья: музыкальное представление в двух действиях с прологом (мюзикл): для широкого круга любителей музыки; либретто Василия Ливанова и Юрия Энтина; стихи Юрия Энтина. Челябинск: MPI, 2017. 90 с.
7. Чесноков П. Детские песни. СПб.: ЦГПБ им. В.В. Маяковского, 2015. 33 с.

Творческие задания для студентов музыкальных факультетов педагогических вузов являются одним из важнейших направлений преподавания, поскольку «творческое мышление есть высшая цель любого обучения и является наиценнейшей частью личности» [1, с. 4].

Цель исследования – определение музыкально-творческих заданий по дисциплинам музыкально-теоретического цикла для студентов педагогического вуза, обобщающих преподавание автора на музыкальном факультете Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева, а также представление некоторых образцов выполнения студентами творческих заданий. Творческие задания по дисциплинам музыкально-теоретического цикла вводятся с целью развития у студентов музыкально-творческих способностей, приобретения более глубоких знаний по изучаемым дисциплинам.

Материал и методы исследования. Материалом являются творческие задания по музыкально-теоретическим дисциплинам для студентов музыкально-педагогического факультета педагогического вуза. Методы исследования: анализ научных источников, синтез, наблюдение, обобщение опыта работы.

Речь пойдет о музыкально-теоретических дисциплинах: элементарная теория музыки, гармония и полифония. По элементарной теории музыки автор статьи предлагает студентам сочинение мелодий первоначально в пентатонном ладу, позднее – в диатоническом. Это задание направлено на освоение особенностей интервального строения и интонационной выразительности пентатонических и диатонических ладов. Также предлагаем сочинение стихотворной строки, завершающей последовательность диезов и бемолей в ключевых знаках. Примером сочинения студентами заключительной строки к ряду диезов и бемолей могут быть такие варианты: «фа, до, соль, ре, ля, ми, си – знаки у меня спроси; самолет раскрыл шасси»; «си, ми, ля, ре, соль, до, фа – и тебе отвечу я; наш маршрут: Москва – Уфа; наша группа хороша». Сочинение собственных стихотворных строк к ряду диезов и бемолей способствует лучшему запоминанию последовательности диезов и бемолей в ключевых знаках.

Курс гармонии также интересен с точки зрения включения творческих заданий. Одна из постоянных, переходящих из года в год сфер внимания преподавателя и студентов, мы считаем, должна быть направлена на изучение приемов гармонической и фактурной обработки мелодий, преимущественно для школьной песенной практики. Ведь, как известно, «творческому акту предшествует длительное накопление соответствующего опыта, знаний, навыков, тщательное обдумывание того, что человек хочет воплотить» [2, с. 70].

Однако здесь возникает ряд сложностей. Самая существенная связана с тем, что работа с группами различной довузовской музыкальной подготовки обнаруживает значительные отличия. Перед студентами групп с начальным музыкальным образованием и без музыкального образования встают задачи изучения гармонических закономерностей голосоведения, фактурных вариантов сопровождения песен, инструментально-исполнительского роста. Студенты групп со средним музыкальным образованием увлечены желанием показать свои технические возможности и знание правил классической гармонизации.

Второе магистральное направление курса гармонии основывается на знакомстве с музыкально-историческими стилями и присущей им системой гармонических средств выразительности. В изучении музыкально-гармонических стилей большую помощь оказывает работа Р.Н. Слонимской «Анализ гармонических стилей». Мы знакомим студентов с основными положениями этого труда Р.Н. Слонимской с тем, чтобы они могли применить полученные знания, в том числе и при выполнении музыкально-творческих заданий. Приводим несколько выдержек из ее работы, наиболее емко характеризующих основные музыкально-гармонические стили. Р.Н.Слонимская так описывает основные черты гармонического мышления романтизма: «Гармония характеризуется стремлением к наибольшей детализации каждого отдельного гармонического последования, тонального соотношения, фактурных элементов, отдельных созвучий. Необычайно расширенный круг аккордов становится нормой стиля: здесь трезвучия и септаккорды побочных ступеней; многочисленные альтерированные аккорды, нередко соединяемые с диссонирующими аккордами или с побочными доминантами. В основе гармонии часто оказывается мажоро-минорный лад. Особенно часто применяется VI низкая, иногда III низкая в мажоре… Отсюда и частые терцовые сдвиги… Происходит интенсивная мелодизация гармонического голосоведения… Неаккордовые звуки часто акцентированы, не разрешены или устанавливаются на сильную долю» [3, с. 15–16].

К особенностям натурально-ладовой гармонии, проявленным в русских народных песнях и музыке русских композиторов XIX века, Р.Н.Слонимская относит следующие: «В темах крестьянского характера иногда встречается натуральный минор, а также плагальные кадансы и отклонение в S… С национальными чертами стиля связано использование композиторами "Могучей кучки" натуральных ладов, терцово-переменного лада» [3, с. 19, 23].

Соединиться оба направления могут на заключительном этапе изучения предмета. В качестве итогового творческого задания студентам группы со средним музыкальным довузовским образованием автором статьи было предложено аранжировать мелодию песни «Маленькой елочке холодно зимой» (муз. М.И.Красева, сл. З.Н.Александровой) в обобщенно-стилевых манерах: романтизма, русской народной песни. Главное задание студентам при выполнении аранжировок – показать наиболее типичные черты гармонического мышления обозначенных стилей. Выбор интонационной модели может показаться жанрово-неубедительным, но это лишь на первый взгляд. Мерность движения, интонационная и ритмическая простота мелодии, заключенной в октавный диапазон, создают обобщенный, мягко-сдержанный образ. Напев, благодаря этому, может получить различные стилевые интерпретации, подобно тому, как белый цвет содержит в себе потенцию звучания иных цветов. Представим работы, выполненные в жанре хоровой миниатюры: стилизация русской песни (Наталья П., рис. 1), романтическая (ЮлианаК., рис. 2) зарисовка.

пример4

Рис. 1. Стилизация русской народной песни

пример5

Рис. 2. Стилизация романтической миниатюры

В стилизации русской народной песни (рис. 1) проявились следующие черты натурально-ладовой гармонии (приведенные в цитате из работы Р.Н.Слонимской): использование натурального минора (в данном примере натуральный ми минор сочетается с гармоническим), отклонение в S (в 4-5 тт. происходит отклонение из тональности ми минор в тональность ля минор). Также в анализируемой стилизации соблюдена такая особенность фактурно-гармонического строения русских народных песен, как одноголосный зачин.

Стилизация романтической миниатюры (рис. 2) включает такие черты гармонического мышления романтизма, как расширенный круг аккордов (использованы трезвучие и септаккорд VI ступени (1 т.), терцквартаккорд I ступени (2 т.)); соединение альтерированных аккордов с диссонирующими (трезвучие IV ступени с пониженной терцией соединено с квартсекстаккордом I ступени с задержанным тоном (3 т.), за септаккордом IV ступени с пониженной терцией следует секундаккорд V ступени с секстой (4 т.); акцентирование неаккордовых звуков (ритмическое выделение квартсекстаккорда I ступени с задержанием (3 т.)).

Курс полифонии предоставляет свои возможности для включения творческих заданий. Это может быть сочинение хорового ричеркара – как итоговой работы, обобщающей знание образно-стилевых черт строгого стиля. В теме «Подголосочная полифония» можно предложить студентам мелодию русской песни для двух-, трехкуплетной фактурной обработки с чертами русской народной песенности.

Также можно дать задание обработать школьную или детскую песню в трех видах полифонической фактуры [4-7]. Подобное сочинение стягивает в профессиональный узел приобретенные знания, прилагаемые к школьному и детскому репертуару. Мы в своей практике в качестве модели брали песни Р.Паулса «Колыбельная» и «Приглашение», мелодии которых было предложено обработать в контрастной и подголосочной фактуре [2]. Песни написаны в прозрачном гомофонно-гармоническом стиле, их интонации согреты искренним чувством, а ритм мелодий предполагает естественное включение имитационных приемов. Приводим образцы сочинения контрастной и подголосочной фактуры к мелодии «Колыбельной», выполненные студентами Алексеем Д. и Ариной Р. (рис. 3, 4).

пример1

Рис. 3. Обработка песни в стиле контрастной полифонии

пример2

Рис. 4. Обработка песни в стилях подголосочной и контрастной полифонии

Музыкальным обаянием отмечена, на наш взгляд, работа Натальи Н. – полифоническая обработка песни «Приглашение» Р. Паулса (рис. 5).

 

Рис. 5. Обработка песни в стиле подголосочной, контрастной, имитационной полифонии

Вдохновляющая радость творчества (пусть на уровне ученического опыта) проявляется в обработке весьма разнообразно: она выражается в ровном пульсирующем токе мелодико-ритмического обновления, в наделении равной значимостью голосов через их мелодическое пропевание (контраст – басовая партия-фундамент). Как трогательно доверительна беседа голосов в конце куплета, с какой интонационной достоверностью откликается вторящий голос на движение мелодии от яркой распевной секстовости к мягким терцово-секундовым вопрошаниям! В данной обработке представлены все виды полифонической фактуры. Бас наделен функцией контрастного голоса и – одновременно – гармонической опоры на протяжении всего куплета. В альтовой партии сочетаются черты контрастного голоса (1-4, 6, 9-11 тт.), подголоска (5, 7-8, 9, 11 тт.) и имитационного голоса (11-12 тт.) к мелодии. В теноровой партии по отношению к мелодии также последовательно проявляются функции контраста (1-6 тт.), подголоска (7-8 тт.), имитации (9-11, 14-15 тт.).

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. Предложение, отбор и апробация в собственной педагогической практике наиболее эффективных заданий на развитие музыкально-творческих способностей в процессе изучения музыкально-теоретических предметов показали их достаточно высокую продуктивность и результативность. На практике было выявлено, что задания – сочинение мелодий из нескольких звуков (первоначально в пентатонном ладу, позднее – в диатоническом), окончание заданных музыкальных фраз, сочинение стихотворной строки, завершающей последовательность диезов и бемолей в ключевых знаках (по элементарной теории музыки); изучение приемов гармонической и фактурной обработки мелодий, преимущественно для школьной песенной практики; аранжировка песни в различных музыкально-исторических стилях после изучения стилевых систем гармонических средств выразительности (по гармонии); сочинение хорового ричеркара, обработка школьной или детской песни в трех видах полифонической фактуры - содействуют развитию музыкально-творческих способностей студентов.

Заключение

Поставленные цели исследования – определение музыкально-творческих заданий по дисциплинам музыкально-теоретического цикла для студентов педагогического вуза, обобщающих преподавание автора на музыкальном факультете Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева, а также представление некоторых образцов выполнения студентами творческих заданий – выполнены. Творческие задания по предметам музыкально-теоретического цикла возможны после тщательного и подробного изучения учебных тем. Представленные образцы выполнения заданий: аранжировка мелодии песни «Маленькой елочке холодно зимой» (муз. М.И.Красева, сл. З.Н.Александровой) в виде хоровых миниатюр – стилизации русской песни и романтической зарисовки (примеры 1, 2); обработки детских песен Р.Паулса «Колыбельная», «Приглашение» в трех видах полифонической фактуры (примеры 3, 4, 5) и их теоретический анализ, показали достаточно высокий уровень развития музыкально-творческих способностей студентов и освоения содержания предметов.

Мера творческой состоятельности студента при выполнении заданий обусловлена соблюдением многих условий: слухового и исполнительского опыта, багажа теоретических знаний, музыкальной чуткости и открытости красоте, уровнем способностей. Музыкально-творческие работы, невзирая на доли оригинальности и подражательства, позволяют студенту в большей полноте воспринять содержание предмета – при условии искренней и заинтересованной позиции.


Библиографическая ссылка

Ермакова С.С. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32586 (дата обращения: 29.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674