Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ НАЧАЛ У УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕДАНИЙ И ПРИТЧ

Скопа В.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»
В статье рассматривается воспитательный потенциал притч и преданий как основа духовно-нравственного развития учащихся. Актуальной проблемой нынешней системы образования, а вместе с тем и образовательной политики, является духовно-нравственное развитие подрастающего поколения, формирование и развитие ценностных категорий у подростков в условиях поликультурного социума и трансформации социальных систем. Притчи и предания представляют собой сосредоточение мысли, взаимосвязи поступков и последствий, морали и примеров человеческой мудрости. Они в первую очередь повествуют о реальных событиях. В этой связи притчи и предания уместно использовать на занятиях по истории, обществознанию, основам духовно-нравственной культуры народов России, МХК, основам религиозных культур и светской этике. Умелый подбор текстов из сокровищницы народного творчества является мощным средством воспитания формирующей личности. Необходимо, чтобы в них во весь голос «заговорил» сам народ с присущей ему мудростью, афористичностью, выразительностью речи. При работе с притчами важно учитывать методическую составляющую. Педагог должен не только читать детям притчу, но и обсуждать ее, стараться раскрыть в контексте рассматриваемой проблемы, подталкивая детей к самостоятельному суждению и объяснению таких категорий, как «нравственность», «дружба», «уважение». Притча дает возможность посмотреть на суть вещей с необычной стороны, при этом повышая мотивационную составляющую у обучающихся.
притча
нравственное развитие
предание
воспитание
учащиеся
образовательный процесс
1. Данилюк А.Я. Нравственное и гражданское воспитание: взгляд компаративиста // Педагогика. 2014. № 8. С. 112-116.
2. Кондаков А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования // Педагогика. 2013. № 4. С. 13-19.
3. Новоселова В.О. Основы нравственного воспитания в традициях русской модели мира // Философия образования. 2013. № 2. С. 124-131.
4. Цыплаков Д.А., Пынтиков А.П. Секуляризация в России и национальное самосознание: аксиологический аспект // Идеи и идеалы. 2014. № 3. Т. 1. С. 141-150.
5. Метлик И.В. Изучение религий и воспитание учащихся в современной школе // Педагогика. 2008. № 9. С. 51-61.
6. Симонов П.В. Происхождение духовности. М., 1989. 245 с.
7. Лекторский В.А. Духовность и рациональность // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 48-53.
8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М, 1982. 782 с.
9. Словарь литературоведческих терминов. М., 2014. 694 с.
10. Аверинцев С.С. Филология // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 2017. 347 с.
11. Барулин В.С. Социально-философская антропология: Общие начала философской антропологии. М., 2015. 318 с.
12. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.
13. Аверинцев С.С. Книга притчей. М., 2016. 395 с.
14. Аверинцев С.С. Образ античности. СПб., 2014. 480 с.
15. Лопатина А. Скребцова М. Притчи для детей и взрослых. М., 2017. 214 с.
16. Грищенко Н.А. Формирование ценностно-смысловой сферы личности будущего учителя начальной школы средствами притчи // Вестник Ленинградского государственного университета. 2016. № 4-2. С. 46-56.
17. Даренский В.Ю. Образ «Универсального человека» в рассказе В. И. Даля «Денщик (физиологический очерк)» // Вестник славянских культур. 2017. Т. 45. С. 106-117.

За последние годы существенно изменилась система духовного воспроизводства общества. Произошло это в результате глубокого кризиса, который на сегодняшний день переживает система образования. Остаются нерешенными многие проблемы. К одной из них можно отнести духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, вражда, преступность и многие другие пороки нашего времени – все это разрушает человека, общество и государство [1; 2].

Необходимо предотвратить нравственную опустошенность, на которую обрекают подрастающие поколения. Важно кардинально изменить место и роль религии и религиозных объединений, которые, несомненно, играют существенную роль как в духовной жизни общества, так и в межнациональных отношениях [3; 4].

Сегодняшний мир оценивается как глобализирующийся не только экономически и политически, но и информационно, социокультурно. Реалии современной жизни заставляют переосмыслить и по-новому взглянуть, казалось бы, на устоявшиеся вещи, актуализировать и придать новый оттенок базовым категориям жизненного бытия человека: нравственности, доброте, любви, духовным ценностям, где, стоит заметить, православие во всем этом играет важнейшую роль, выступая фундаментом в созидании и творении [5].

Заявленная проблема – воспитательный потенциал притч и народных преданий как основа духовно-нравственного развития школьников - является достаточно актуальной как с теоретической точки зрения, так и с практико-ориентированной: воспитание подростков не путем внушения или грубого назидания, а посредством морально-этических примеров или их антиподных прототипов, где учащиеся могут самостоятельно сделать вывод и понять отличие хорошего от плохого. Следует отметить, что популяризация православия в современной системе образования в значительной степени обусловлена реалиями времени, современными вызовами как внутри страны, так и извне [6].

Одна из актуальных проблем нынешней системы образования, а вместе с тем и образовательной политики – это духовно-нравственное развитие подрастающего поколения, формирование и развитие ценностных категорий у подростков в условиях поликультурного социума и трансформации социальных систем [7].

Цель исследования – выявить учебно-воспитательный потенциал преданий и притч для формирования и развития духовно-нравственных начал у учащихся на дисциплинах гуманитарного цикла.

Материал и методы исследования

Для достижения поставленной цели нами были использованы следующие методы исследования:

1) выборочный анализ уроков дисциплин гуманитарного цикла (история, обществознание, МХК, основы духовно-нравственной культуры народов России), что позволило целостно подойти к заявленной проблеме и увидеть положительные аспекты использования притч и преданий;

2) анализ и систематизация притч по отдельным проблемам нравственного воспитания;

3) анкетирование и интервьюирование учащихся для формирования репрезентативного материала с целью понимания важности и нужности использования преданий и притч на определенных уроках;

4) анализ содержания текстов, оценка и интерпретация полученных результатов;

5) корректировка тематических планов в соответствии с репрезентативно обработанными данными.

Результаты исследования и их обсуждение. Притчи представляют собой сосредоточение мысли, взаимосвязи поступков и последствий, морали и примеров человеческой мудрости. Они в первую очередь повествуют о реальных событиях. Передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, дополняясь подробностями, притчи при этом никогда не утрачивали своей мудрости и простоты. В словаре Даля слово «притча» толкуется как «поучение в примере» [8]. Это весьма близко к толкованию современного литературоведения: «притча – небольшой нравоучительный рассказ, в иносказательном виде заключающий моральное или религиозное поучение» [9, с. 295].

В этой связи притчи уместно использовать на занятиях по истории, обществознанию, основам духовно-нравственной культуры народов России, МХК, основам религиозных культур и светской этике.

Умелый подбор текстов из сокровищницы народного творчества является мощным средством воспитания формирующей личности. Необходимо, чтобы в них во весь голос «заговорил» сам народ с присущей ему мудростью, афористичностью, выразительностью речи [10].

В то же время важно предложить меры, которые позволят уберечь общество от духовной деградации [11]. В частности, знакомство с притчами о дружбе является одним из способов воздействия на духовно-нравственное воспитание личности. Еще с древнейших времен притчи и народные предания служили средством нравственного и культурного воспитания, нацеленного на формирование гармоничной личности, где положительный пример являлся базисом воспитания и становления человека. Именно такое освоение внесет существенный вклад в гуманитаризацию образования. Представленные знания помогут найти смысл жизни, прикоснуться к высшим ценностям самосуществования, к мудрым советам, способствующим противостоянию искушениям и разрушению [12].

В сборнике «Притчи народов мира» дружба рассматривается в 56 религиозных притчах. Среди них, раскрывающих всю ценность и значимость дружеских отношений, можно выделить следующие – это дзенские, суфийские, даосские, индийские, африканские, греческие, восточные, христианские и еврейские притчи [13-15].

Притчи, связанные с понятием «дружба», условно можно разделить на три группы, которые уместно и рационально на занятиях обсуждать с возможной аргументацией и личными суждениями:

- характеризующие дружбу в бытийном плане;

- ориентирующие человека в его взаимоотношениях с другом;

- раскрывающие подлинность и ложность дружеских отношений.

Притчи первой группы прямо говорят о значимости дружеских отношений в народном сознании. Например: дзенская притча «Настоящие друзья» и христианская притча «Заботливый друг» констатируют то, что друзья в нашей жизни занимают важное место. Хороший друг всегда будет рядом в трудную минуту, и если необходимо, то незамедлительно окажет помощь и проявит заботу. Африканская притча «Трое судей» советует, что в жизни предпочтение нужно отдавать дружеским отношениям и расширению круга знакомства, а не богатству и изобилиям. Индийская притча «Царевич и пастух» показывает, что, несмотря на положение, которое занимаешь в обществе, вернее и преданнее друзей не найти никого. Восточная притча «Смерть мудреца» учит, что человеку необходимо помнить, что жизнь скудна и несчастна, если нет верных друзей [13]. Так, умирал под яблоней мудрец и попросил у Бога еще немного пожить. Бог готов был подарить несколько лет жизни мудрецу. Он сказал ему, что выделит столько лет, сколько у мудреца было настоящих друзей. Мудрец заплакал и сказал, чтобы Господь принял его душу, так как у него друзей нет.

Данные притчи позволяют формировать у учащихся понятие, что есть дружба. Данная тема поднимается на уроках по обществознанию, и предложенные примеры позволяют продемонстрировать и красочно представить дружбу как неотъемлемый элемент сосуществования субъектов социальных отношений. В этой связи логичными будут вопросы, нацеленные на раскрытие сущностной природы дружбы между людьми, что может быть дополнено и историческими повествованиями. В качестве примеров могут выступать исторические сюжеты эпохи Древней Руси, феодальной раздробленности, где дружба имела весомое значение.

Во второй большой группе религиозных притч можно выделить своего рода «правила дружбы», которыми человек должен руководствоваться в дружеских отношениях.

Избирательность составляет одну из важных черт дружбы. Так, суфийская притча «Делай так, как хотят твои друзья» показывает, что порой ожидания и надежды, которые мы возлагаем на своих друзей, не оправдывают себя. Притча «Друзья познаются в радости» учит правильно выбирать друзей [13]. В жизни хороший друг тот, кто не жалеет и не решает за другого проблемы. Жалеть другого легко, а вот искренне радоваться чужим успехам – на это способны не все. Данный воспитательный мотив прослеживается на уроках обществознания и отдельных исторических зарисовках при рассмотрении тем «общение», «культурные ценности», «воспитание человека» и другие.

В притче «Поход за счастьем» прослеживается то, что в дружбе не нужно ждать, чтобы все было приготовлено чужими руками. За всякое дело необходимо браться самому. Тогда до самой смерти будут возле человека дружба и счастье. В данном контексте восточная притча «Партнер или друг?» советует выбирать себе такого друга, с которым и деловые отношения можно вести с удовольствием. Притчи отражают именно преданность и верность в дружеских отношениях. Это способствует развитию у детей ответственного отношения к дружбе, а значит формированию духовно-нравственных ценностей. В продолжение вышеотмеченного христианская притча «Настоящий рай» рассказывает, как сохранить преданность в дружбе, не поддавшись искушениям и соблазнам. Индийская притча «Корова» описывает, что дружеские отношения главных героев притчи Рамана и его друга Коровы были всем на зависть. Всю жизнь они были преданны друг другу и верны.

Еще один аспект притч – друзья проверяются в трудностях. Здесь важно отметить такие категории, как друг, дружба, что есть ценностно-смыслового в этом. Историческими иллюстрациями могут выступать княжеские усобицы на Руси, для которых характерно и предательство, и дружба, и преданность. Так, греческая притча «Завидная дружба» отмечает проявление честности друзей, если их настигли трудности в жизни. Тот, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпеливым. Отсюда логически возникает вопрос к учащимся: в чем проявляется дружба, каким образом можно дружбу укрепить, что может разорвать дружеские отношения? Методически верным шагом будет являться стремление учителя предоставить возможность учащимся самостоятельно, основываясь на притчах, дать пояснение и трактовку заявленным категориям.

Рассуждая о дружбе и ее важности, можно обратиться к притче «Гвозди», которая показывает, как важно иметь терпение и к чему наша поспешность в дружеских отношениях может привести. В притче «Настоящий друг» рассказывается о том, как человек в дружеских отношениях всегда должен быть терпеливым и добрым, проявляя внимание к чужим нуждам. Ведь почет и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском. Еврейская притча «Песок и камень» показывает, что друзья, соблюдающие терпение в дружбе, получают награду. В жизни надо научиться обиды писать на песке, а радости гравировать на камне. Существенным дополнением к этому могут являться исторические рассказы с отдельными образами и персонажами.

Дружба предполагает собой отношения, основанные на схожести принципов, взглядов, вкусов, мыслей. Исходя из этого, уместно привести две даосские притчи «Дружба четырех», «Смерть третьего друга» и восточную притчу «Настоящая дружба», которые убеждают, что друзья лишь на основе совместно принятых решений во имя собственных принципов, не зависящих от мнения окружающих, способны выдержать любые пытки суровой жизни. А суфийская притча «Истинная дружба» говорит о том, что свидетельством искренней дружбы является то, что друзья делят между собой не только заботы, но и деньги [13]. Только тогда можно считать себя близкими в сердце. Данные зарисовки позволят сформировать у учащихся ценностно-смысловые понятия о дружбе и ее значимости, что отчасти будет способствовать социализации личности и ее умению ценить это.

Притчи третьей группы повествуют о том, что надо уметь распознать истинного друга и угадать возможного врага. Поэтому вступление в дружеские отношения требует большой осторожности. Об этом свидетельствуют суфийская притча «Король и его сын» и индийская притча «Павлин-насмешник», повествующие о том, как друзья постепенно становятся врагами. Христианская притча «Трое друзей» показывает, как друзья, нагло пользуясь любовью и уважением других, не отвечают такой же добротой и заботой, когда от них требуется поддержка. Эти мотивы обращают к исконной вере и добру, что является основой нравственного воспитания. Восточная притча «Два друга и четыре жены» отмечает, что ложь в дружеских отношениях не является средством достижения счастья друзей [15]. В целом данные притчи формируют у учащихся чувство внутреннего переживания, желание понять и разобраться в человеке, увидеть истинное лицо друга, а это в свою очередь способствует развитию таких качеств, как умение ценить друга, уважать его, прощать обиды.

Притча про Насреддина «Друзья и враги» заставляет задуматься о том, почему друзья легко могут стать недругами. А вот врагов в друзей превратить гораздо труднее. Дружбу можно сравнить со строящимся домом, который легче разрушить, чем построить. Кувшин разбить просто, а обратно скрепить не всегда возможно. Поэтому друзья всеми силами должны сохранять дружеские чувства друг к другу, чтобы потом не пришлось восстанавливать порушенную дружбу [15].

При работе с притчами важно учитывать и методическую составляющую. Педагог должен не только читать детям притчу, но и обсуждать ее, анализировать, стараться показать ее смысловую сущность в контексте рассматриваемых проблем [16]. В свою очередь притча позволит посмотреть на проблему с необычной стороны [17]. В этой связи можно предложить некоторые подходы в использования притч в образовательном процессе:

- повествовать притчу и предание как пример какого-либо события или исторического действия; рациональнее в контексте рассматриваемой эпохи, если это уроки по истории;

- представить притчу иллюстрацией к той или иной духовно-нравственной идее; удачная демонстрация возможна на уроках по обществознанию к темам «семья», «дружба», «нравственный подвиг и идеал»;

- применять притчу как средство кратковременного «отдыха» во время урока, тем самым вовлекая учащихся в орбиту изучаемого материала и повышая их мотивацию;

- использовать для организации дебатов или дискуссии;

- поручать учащимся подготовить и представить ту или иную притчу на уроке как элемент рассматриваемой проблемы;

- рассматривать потенциал притч и преданий для формирования атмосферы взаимного доверия.

Заключение

Таким образом, обращаясь к изучению притч, в частности о дружбе, мы извлекаем духовные смыслы, которые становятся фундаментом духовно-нравственного потенциала ребенка, а значит и всего общества. Притчи воздействуют на сознание и влияют на поведение человека, на отношение к миру людей. Благодаря притчам мы видим большую ценность и значимость дружбы как глубокой личной симпатии, выдержавшей проверку временем и закаленной в трудностях. Эти мудрые мысли, копившиеся веками, помогут человеку ориентироваться в вопросах нравственности, разрешить конфликты, выбрать верное направление в жизни и найти настоящих друзей. В конечном итоге знакомство с притчами расширяет кругозор учащихся, помогает им осознанно строить взаимоотношения со сверстниками из различных этнокультурных сред, а также содействует гармонизации межчеловеческих отношений и социализации.


Библиографическая ссылка

Скопа В.А. РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ НАЧАЛ У УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРЕДАНИЙ И ПРИТЧ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32580 (дата обращения: 30.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674