Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РИСОВАНИЕ КАК МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДИСЦИПЛИНАМ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Макарова А.Е. 1 Туана Е.Н. 2 Туана М.-. 2 Болдырева Е.Л. 2 Землинская Т.Е. 2 Жук А.Е. 2
1 МОБУ «СОШ «Бугровский ЦО № 3»
2 ФГАОУ ВО "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого"
В статье исследуется использование рисунка как методического приема в обучении младших школьников предметам, предусмотренным учебной программой начальной школы. Цель статьи - выявить преимущества включения рисования в учебный процесс и разработать рекомендации по его использованию в преподавании дисциплин естественно-научного и гуманитарного цикла. В качестве методов исследования применялись экспериментальное обучение, педагогическое наблюдение, анализ научно-методической литературы по изучаемой проблеме. Использование рисования в обучении было широко исследовано в ходе экспериментального обучения с младшими школьниками и доказало свою высокую эффективность. По сравнению с результатами констатирующего обучения экспериментальное обучение, основанное на активном использовании рисования с учётом выработанных авторами рекомендаций, показало не только значительный прогресс по целому ряду показателей, характеризующих когнитивные, творческие, психологические особенности младших школьников, но и сделало процесс обучения более динамичным и интерактивным. Результаты исследования показали, что рисование помогает учащимся лучше понимать, запоминать и систематизировать учебный материал, а также повышает их творческий потенциал, способствует развитию мышления, памяти, концентрации внимания, мелкой моторики рук, повышает качество знаний. Кроме этого, у детей активнее развиваются коммуникативные и языковые навыки, повышается их мотивация к учебе и вовлеченность в образовательный процесс в целом. Работа представляет интерес для учителей начальных классов, а также для специалистов, занимающихся обучением младших школьников в рамках внеурочной деятельности.
рисование
обучение младших школьников
начальная школа
дидактический потенциал рисования
методический прием
1. Гусейнов А.З., Турчин Г.Д. Развитие принципа наглядности в истории педагогики // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2007. № 1. С. 64-67.
2. Жукова Т.Н. Роль визуализации в школьном образовании // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2016. № 1 (1). С. 63-71.
3. Усольцев А.П., Шамало Т.Н. Наглядность и ее функции в обучении // Педагогическое образование в России. 2016. № 6. С. 102-109.
4. Белькович В.Ю. Системный подход к развитию наглядно-образного мышления младших школьников при ознакомлении с природой: монография. Тюмень: ТОГИРРО, 2010. 122 с.
5. Аранова С.В. Методологические подходы к формированию области визуализации учебной информации // ЧиО. 2018. № 4 (57). С. 77-83.
6. Катханова Ю.Ф., Корзинова Е.И., Игнатьев С.Е. Визуализация учебной информации как педагогическая проблема // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2018. № 4 (228). С. 51-59.
7. Рябоконь Е.А., Крецан З.В., Шмакова Л.В. Визуализация учебной информации как средство активизации познавательной деятельности обучающихся // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2020. № 2 (14). С. 126-136.
8. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.
9. Чабан М.А. Теоретическое обоснование термина «визуальная грамотность» в условиях цифровизации общества // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2022. № 2. С. 218-222.
10. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
11. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста. М.: Флинта: Наука, 2014. 271 с.
12. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. 240 с.
13. Полынская И.Н. Методика обучения изобразительному искусству в начальных классах: учебно-методические рекомендации по дисциплине «Методика обучения и воспитания». Нижневартовск: НВГУ, 2020. 94 с.
14. Клемешова Н.С. Иванникова О.Т. Нетрадиционные техники рисования в начальной школе (из опыта работы) // Молодой ученый. 2020. № 26 (316). С. 295-298.
15. Прибыткова Ю.А., Неволина В.В. Арт-терапия как средство развития творческого потенциала младшего школьника // Наука и социум. 2019. № 10-2. С. 54-58.

В современных условиях образования учителя младших классов сталкиваются с серьёзной методической проблемой: как организовать обучение школьников в условиях быстро растущих объемов знаний? Как сделать так, чтобы обширный учебный материал был качество переработан и освоен обучающимися? Одним из эффективных способов в решении данной проблемы традиционно является визуализация учебной информации, что обозначается в дидактике как принцип наглядности обучения [1]. Применение визуальных форм усвоения учебной информации позволяет изменить характер обучения: ускорить восприятие, осмысление и обобщение, умение анализировать понятия, структурировать информацию [2-4]. Ученые–педагоги Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко отмечали в своих трудах важность наглядности в обучении детей. Данный принцип получил распространение еще в XVII веке. Впервые его теоретически обосновал Я.А. Коменский, который назвал его «золотым правилом дидактики». Согласно этому принципу обучение должно строиться на основе личного наблюдения и чувственной наглядности, что должно обеспечить формирование мышления ребенка и его представлений о мире во всем многообразии его связей. В современной дидактике принцип наглядности предполагает использование не только конкретных предметов, их изображений, но и их моделей. К.Д. Ушинский в своих трудах подчеркивал, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей, мыслящих конкретными образами, непосредственно воспринятыми ребенком или созданными самостоятельно посредством наблюдения. Обучение детей, построенное от конкретного к абстрактному, от представления к мышлению, педагог считал естественным и единственно правильным.

В многочисленных отечественных и зарубежных исследованиях описаны различные техники визуализации информации, такие как интеллект–карта, скрайбинг, лента времени, инфографика, кроссенс, облако слов, кластеры, интерактивный плакат и др., которые успешно применяются в учебном процессе [5-7]. А.А. Вербицким процесс визуализации понимается как «свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий» [8, с. 113]. Постоянно увеличивающийся информационный поток возможно преобразовать в зрительные образы, которые способны упорядочить и систематизировать большие объемы информации. Визуальная грамотность становится необходимым умением каждого человека в современном информационном обществе, атрибутом успешной коммуникации [9].

Процессу визуализации полученной информации и собственных мыслей необходимо обучать с младшего школьного возраста, являющегося сензитивным периодом для развития наглядно-образного мышления [10]. В отечественной и зарубежной психологии и педагогике изучением различных видов мышления, а в частности наглядно-образного мышления, занимались Л.С. Выготский, Р.С. Немов, Л.С. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, Ж. Пиаже, Л.А. Венгер, Р. Арнхейм, Р. Хольд, Д. Браун, Д. Хебб и др. В их трудах показана важная роль наглядно-образного мышления в развитии младших школьников, которое продолжает формироваться и в среднем школьном возрасте. Исследователи отмечают, что успешное решение задач, требующих привлечения наглядно-образного мышления, зависит от степени сформированности зрительных образов (представлений) и мыслительных операций. Наглядно-образное мышление позволяет продуцировать образы на основе наглядного материала, трансформировать их и создавать новые образы, что необходимо при выполнении и решении задач разного рода деятельности.

Мышление детей в возрасте 6-7 лет характеризуется переходом от наглядно-действенного мышления к наглядно–образному. Если для наглядно-действенного мышления свойственны предметно-практические процедуры, т.е. действия с реальными предметами, то для наглядно–образного мышления свойственно оперирование образами, т.е. это «мышление в представлениях» (Ж. Пиаже). При этом виде мышления ребенок держит в памяти образ какого–либо предмета или явления во всем многообразии его особенностей и осуществляет мыслительные операции, а именно анализирует, сравнивает, обобщает какие-либо свойства, признаки. Данный вид мышления неразрывно связан с воображением.

Описывая особенности наглядно-образного мышления младших школьников, О.О. Гонина отмечает, что дети «начинают понимать общие положения только тогда, когда они конкретизируются с помощью конкретных примеров. Кроме того, мышление детей тесно связано с их прошлым опытом, и поэтому в предметах и явлениях они часто выделяют только те стороны, которые свидетельствуют об их применении, действии с ними» [11].

Проблеме развития наглядно-образного мышления в психолого-педагогической литературе уделено много внимания, она до сих пор остается актуальной и требует новых творческих решений, основанных на знаниях возрастной психологии, когнитивной психологии и педагогической психологии.

Настоящая статья посвящена изучению роли рисования в учебной деятельности детей младшего школьного возраста. Ж. Пиаже рассматривал рисование как своеобразное усвоение общественного опыта, который ребенок постепенно набирает в процессе развития. Знаковая природа детского рисунка, его неразрывная связь с речью и развитием мышления ребенка неоднократно становились предметом исследования в фундаментальных трудах известных ученых (Л.С. Выготский, Л.С. Рубинштейн, Н.А. Рыбников, В.П. Зинченко, Р.С. Немов, Ж. Пиаже, С. Уэмо, М. Дюбьен и др.). Рисунок рассматривается учеными как особый вид речи, который отражает все, что известно ребенку на определённом этапе его развития. Л.С. Выготский отмечал, что «рисование ребенка по психологической функции есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо» [10, с. 218]. По его мнению, при рисовании дети являются скорее не натуралистами, а символистами. Они не стремятся к полному и точному изображению чего-либо, для них важнее символически указать самые важные видимые признаки изображаемого. Кроме этого, ученый отмечает рентгеновский характер детского рисунка. «Ребенок изображает человека в одежде, но при этом рисует его ноги, живот, кошелек, лежащий в кармане, и даже деньги в кошельке, т.е. то, о чем он знает, хотя этого нельзя видеть при данном изображении» [10, с. 218]. Изобразительное творчество детей, по мнению А.С. Макаренко, «активно отражает реальный мир и проявляет свое отношение к нему». В.А. Сухомлинский считал, что «дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

Вышеизложенные положения послужили основой для данного исследования, посвященного использованию рисования как методического приема при обучении детей младшего школьного возраста дисциплинам, изучаемым в российской начальной школе.

Анализ доступной авторам научно-методической литературы по данной проблеме позволил заключить, что в настоящее время не было предпринято специального научного исследования, посвященного широкому использованию рисования как методического приема в преподавании дисциплин начальной школы.

Объектом исследования является использование рисунка как методического приема в преподавании естественно-научных и гуманитарных предметов младшим школьникам. Предмет исследования - изучение эффективности рисования в процессе обучения этим предметам школьников младшего звена.

Гипотеза исследования состоит в том, что рисование является эффективным методическим приемом при обучении младших школьников предметам гуманитарного и естественно-научного цикла в начальной школе, так как оно способствует активному развитию у детей мышления, памяти, внимания, креативности, воображения, а также улучшает усвоение новой информации детьми. Использование рисования в качестве методического приема способно сделать учебный процесс более динамичным и интерактивным, что будет способствовать повышению мотивации к учебе и улучшению успеваемости учеников.

Целью исследования является изучение дидактического потенциала рисования как методического приема в преподавании дисциплин начальной школы и разработка рекомендаций по его использованию в учебном процессе.

Материал и методы исследования

В данном исследовании применялись следующие методы: анализ научной литературы, посвященной данной проблеме; педагогическое наблюдение; экспериментальное обучение. Эксперимент проводился со школьниками 2-го класса Бугровской общеобразовательной школы Всеволожского района Ленинградской области в течение одной учебной четверти.

Результаты исследования и их обсуждение

Познание и освоение окружающего мира в форме художественных образов является одним из универсальных и эффективных средств развития личности ребенка, особенно в раннем возрасте, когда предметно-образное мышление является ведущим. Дошкольный и младший школьный возраст характеризуется потребностью детей активно познавать мир в различных формах. Именно в этот период развития они особенно восприимчивы к разным видам художественной деятельности [12]. В настоящее время одним из приоритетов в области образования детей дошкольного и младшего школьного возраста является создание условий для свободного творческого развития личности ребенка, способного всесторонне познавать окружающий мир и также полно самовыражаться в различных видах деятельности.

По мнению ученых, именно в изобразительной деятельности творческие способности учащихся проявляются наиболее ярко. В работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова и других исследователей установлено и научно обосновано влияние изобразительного искусства на умственное и эстетическое развитие детей. В процессе приобщения детей к разным видам изобразительного искусства в учебной деятельности происходит не только формирование художественного вкуса, но и значительное развитие познавательных способностей детей. Через созерцание богатых по идейному содержанию и совершенных по художественной форме произведений изобразительного искусства дети получают представление о богатстве и многообразии окружающего их мира, что, в свою очередь, развивает у детей умение самостоятельно находить решение творческих задач.

Как известно, учебный процесс младшего школьника сопряжен с целым рядом трудностей, которые связаны не только с психологической адаптацией к школьной жизни, но и интеллектуальными нагрузками. Юному ученику предстоит не только осваивать значительный по объёму учебный материал по различным предметам, но и уметь его запоминать, письменно фиксировать, систематизировать и воспроизводить. В силу несовершенных навыков письма, неусидчивости, быстрой утомляемости, низкой концентрации внимания, обусловленных психофизиологическими особенностями младших школьников, учителю постоянно приходится искать оптимальное сочетание методов и приемов, позволяющее преодолевать названные трудности.

К одним из таких эффективных приемов относится рисование. Именно оно дает учителю младших классов возможность обучать, развлекать и расслаблять детей в рамках учебного процесса.

Чем отличается рисование как учебная школьная дисциплина от рисования как учебного приема, используемого учителем начальных классов на других дисциплинах?

На рисовании как учебной школьной дисциплине учащиеся изучают основы художественной композиции, правила построения перспективы, основы цветовой гармонии, а также изучают различные техники рисования [13]. Рисование как учебный прием, используемый на уроках литературного чтения, русского языка, математики, информатики, окружающего мира и др., является способом иллюстрации учебного материала и помогает учащимся лучше понимать и запоминать информацию. При этом учащимся не требуется иметь определенный уровень навыков рисования для его использования. В общем, рисование как учебная школьная дисциплина фокусируется на развитии художественных навыков учащихся, в то время как рисование как учебный прием используется как способ наглядно представить учебный материал.

Какие формы работы можно проводить со школьниками на основе созданных ими рисунков на занятиях по изучаемым дисциплинам?

Тематическое рисование на уроках литературы может помочь детям лучше понять и запомнить сюжеты и персонажей рассказов или сказок. На уроках русского языка тематическое рисование может служить для иллюстрации слов и фраз, а также для развития словарного запаса. Также учащимся можно предлагать создавать истории на основе рисунков или придумывать новые сюжеты к уже известным картинам. На уроках иностранного языка тематическое рисование может быть использовано для иллюстрации новых слов и выражений, а также для закрепления правил употребления. На уроках музыки тематическое рисование может помочь детям лучше понять особенности разных жанров музыки и визуализировать свои ощущения от них. На уроках по окружающему миру тематическое рисование позволяет детям наглядно изучать особенности разных животных, растений, минералов, особенностей местности и т.д. На занятиях по математике ребенок может составить математические задачи, опираясь на свой рисунок, проводить измерения различных объектов на рисунке, используя различные математические инструменты и т.д.

Каковы преимущества и недостатки использования рисования в качестве метода обучения дисциплинам в начальной школе?

К преимуществам можно отнести следующее:

1. С раннего детства рисование в жизни ребенка является не только самой распространенной формой организации его досуга, но и необходимой деятельностью по развитию мелкой моторики руки, что стимулирует развитие речевой деятельности и закладывает базу для подготовки руки ребенка к письму.

2. Включение рисования в учебный процесс может положительно повлиять на мотивацию к учебе и вовлеченность учащихся в образовательный процесс в целом. Визуальное представление информации может сделать материал более привлекательным и доступным, что приведет к повышенному интересу и активному участию ученика.

3. Рисование играет важную роль в улучшении понимания учащимися изучаемого материала и сохранении в памяти сложных понятий. Визуально представляя информацию, учащиеся могут лучше понять и запомнить информацию более привлекательным и запоминающимся способом. Кроме того, рисование помогает учащимся активно обрабатывать информацию, поскольку от них требуется синтезировать и анализировать информацию в визуальном формате, что может привести к более глубокому пониманию и запоминанию. Это может быть особенно полезно для учащихся, для которых недостаточно эффективны традиционные методы обучения, поскольку рисование может обеспечить им более доступный и интерактивный способ обучения.

4. Использование рисования в качестве метода обучения положительно влияет на результаты обучения учащихся, их креативность и навыки критического мышления. Это позволяет учащимся визуализировать и взаимодействовать с информацией по-другому, облегчая ее понимание и запоминание. Рисование также может побудить учащихся мыслить нестандартно и развивать их воображение и навыки решения проблем. Школьники учатся анализировать, синтезировать и оценивать информацию в визуальном формате.

5. Рисование также может способствовать развитию междисциплинарных и межпредметных связей, поскольку учащиеся могут видеть, как концепции и информация из одного предмета связаны с другими предметами или применимы к ним. Кроме того, рисование может обеспечить уникальный взгляд на предмет, позволяя учащимся подойти к материалу под другим углом и получить более глубокое понимание информации.

Однако существуют и некоторые недостатки рисования как приема обучения:

1. Рисование может быть сложным для тех учащихся, которые не обладают художественными талантами: для них рисование может стать источником стресса и неуверенности.

2. Рисование может стать отвлекающим фактором: учащиеся могут сосредоточиться слишком на рисовании, не уделяя достаточно внимания самому материалу.

3. Рисование может быть трудозатратным: детям может потребоваться много времени, чтобы закончить рисунок, что может затруднить изучение большого количества материала.

4. Требование дополнительных ресурсов, таких как художественные принадлежности.

5. Необходимость обучения учителей тому, как эффективно интегрировать рисование на различных уроках.

6. Нехватка времени в классе может ограничивать использование рисования в качестве приема обучения.

Важно учитывать указанные преимущества и недостатки, чтобы принимать обоснованные решения о включении рисования в качестве приема обучения.

Активное внедрение рисования в качестве методического приема на занятиях гуманитарного и естественно-научного цикла в начальной школе, педагогическое наблюдение за учебным процессом, а также анализ учебной успеваемости детей позволили авторам выработать следующие методические рекомендации, которые способствуют созданию необходимых психолого-педагогических условий для успешного использования рисования на уроках:

1. При использовании рисования на уроке следует учитывать цели и задачи обучения, а также содержание учебных материалов изучаемых дисциплин.

2. Важно учитывать уровень предварительных знаний ребенка, его психофизиологические особенности, обусловленные возрастом.

3. Необходимо разнообразить формы работы с рисунком. Например, рисовать самостоятельно, по наброску, по образцу, а также использовать разные материалы для рисования (краски, карандаши, восковые мелки, фломастеры и др.).

4. Чтобы ребенок чувствовал себя уверенно и спокойно, необходимо создавать доброжелательную и поддерживающую обстановку на уроке.

5. Важно развивать у учащихся умение критически оценивать свои работы и работы других учащихся, чтобы они могли улучшать свои рисунки и развивать свои творческие способности, обращали внимание на точность и соответствие рисунка поставленной учебной задаче.

6. При использовании рисования как приема обучения на занятиях с младшими школьниками необходимо принимать во внимание следующие факторы:

опыт рисования: чем больше опыта у учащихся в рисовании, тем более эффективно оно будет использоваться в качестве приема обучения;

интерес учащихся к рисованию: учащиеся, которые интересуются рисованием, будут более заинтересованы в использовании его в качестве приема обучения;

качество учительской подготовки: учитель, который хорошо подготовился к уроку и предлагает интересные задания для рисования, сможет сделать этот прием более эффективным;

соответствие задания уровню развития учащихся: учащиеся будут эффективнее использовать рисование в качестве приема обучения, если задание соответствует их уровню развития.

7. Следует сочетать рисование с другими методическими приемами, например с обсуждением, конспектированием, играми, состязаниями, презентациями, чтобы усилить эффективность занятий.

8. Нужно помнить о том, что рисование является достаточно творческим и увлекательным занятием, поэтому необходимо давать учащимся достаточно времени на самостоятельную работу.

9. Важно организовывать отчетные выставки школьных рисунков в классе. Целями реализации таких выставок являются: стимулирование творческого развития учащихся; повышение у учащихся самооценки; развитие умения работать в команде; развитие умения общаться; укрепление уважения к творчеству других учащихся; улучшение обучения учащихся через вовлечение их в проекты, связанные с рисованием.

10. При использовании рисования в учебном процессе следует избегать следующего:

принуждения: ребенок должен рисовать то, что ему нравится, а не то, что Вам кажется правильным. Поэтому не стоит стремиться к тому, чтобы ребенок рисовал как можно более реалистично или точно по образцу;

оценки: не стоит оценивать работы ребенка слишком строго. Это может усложнить процесс обучения и заставить ребенка чувствовать себя неуспешным;

сравнения: не стоит сравнивать работы ребенка с работами других детей по качеству художественного исполнения. Каждый ребенок уникален и имеет свои способности и таланты;

ограничения: не стоит ограничивать детей в выборе материалов и техник рисования. Пусть они экспериментируют и используют разные кисти, карандаши, маркеры, краски и т.д. Это поможет развить их творческий потенциал и интерес к рисованию. Как известно, однообразие быстро утомляет детей;

напряжения: не стоит создавать напряженную атмосферу во время рисования. Пусть ребенок рисует спокойно и расслабленно, наслаждаясь процессом. Это поможет развить его творческое мышление и улучшить его рисунок.

11. Если ребенок испытывает трудности при рисовании, важно понимать, что у каждого ребенка свои способы восприятия мира и выражения себя. Некоторые дети могут быть способны точно передавать на бумаге то, что видят, в то время как другие могут испытывать трудности при рисовании даже самых простых форм. Не стоит ожидать, что ребенок сможет сразу же создавать художественные шедевры, но регулярное участие в рисовании может помочь ему развить эту способность. Важно понимать, что рисование – это один из способов выражения себя и выражения своих эмоций. Поэтому не стоит ограничивать ребенка традиционными способами рисования и стремиться к тому, чтобы он рисовал точно так же, как это делают другие. Можно использовать нетрадиционные способы рисования и дать ребенку возможность выражать себя по-разному [14]. Например, это может быть рисование на стенах или других больших поверхностях географической карты или животного и его среды обитания с использованием различных художественных средств. Также можно попробовать включить ребенка в различные кружки и мастер-классы, где он сможет получить дополнительное руководство и навыки рисования. Важно найти такой способ рисования, который будет увлекательным и интересным для ребенка, чтобы он хотел продолжать заниматься рисованием как способом познания окружающего мира.

12. Формулировать задание нужно так, чтобы оно было понятным для детей. Например, можно сказать: «Нарисуйте героя рассказа, о котором вы прочитали. Помните, что у него должно быть улыбающееся лицо, веснушки, светлые волосы, голубые глаза и зелёная куртка».

Данные рекомендации были использованы авторами в третьей учебной четверти в ходе проведения экспериментального обучения со школьниками 2-го класса, в котором активно использовалось рисование как методический прием при изучении различных дисциплин, предусмотренных учебной программой российской начальной школы.

Полученные нами результаты ярко продемонстрировали положительную динамику следующих показателей:

1. Повышение учебной мотивации учащихся. Рисование дает творческий выход для самовыражения и способствует активному обучению. В ходе экспериментального обучения наблюдался рост заинтересованности и увлеченности детей, что к концу учебной четверти привело к формированию у них устойчивой учебной мотивации.

2. Улучшение коммуникативных и языковых навыков и умений. Данные навыки и умения активно развивались у учеников при презентации своих работ или обсуждении работ одноклассников. Рисунок в этом случае выполнял функцию интеллект-карты и позволял учащимся строить связное высказывание, в котором были соблюдены логические связи.

3. Развитие мелкой моторики рук. Ежедневное рисование на занятиях ускорило развитие мелкой моторики у детей, что положительно повлияло на улучшение качества письма в целом. С каждым разом процесс рисования у детей проходил быстрее и увереннее.

4. Улучшение запоминания учебного материала. Зрительные образы надолго удерживаются в памяти и позволяют ребенку надолго запоминать большие объемы учебной информации. Во время эксперимента у учащихся заметно повысилась успеваемость. При текущем контроле знаний школьники могли воспроизвести больше информации, чем раньше. По прошествии некоторого времени они могли воспроизвести остаточные знания на достаточно высоком уровне.

5. Увеличение усидчивости и концентрации внимания. При рисовании необходимо внимательно следить за деталями, а также удерживать внимание на действии в течение некоторого времени, что помогает развивать у ребенка усидчивость и концентрацию внимания. Во время выполнения учебного рисунка в классе возникала рабочая тишина, дети погружались в самостоятельную работу, с каждым разом все меньше и меньше обращаясь за помощью к учителю.

6. Развитие эмоциональной сферы. В своем рисунке ребенок выражает чувства, переживания, мысли, которые у него возникли при знакомстве с изучаемым явлением. Это самовыражение без слов, передача своего эмоционального состояния с помощью художественных средств. Речь младших школьников еще недостаточно развита, чтобы ребенок мог хорошо сформулировать то, что он думает и чувствует. Рисование позволяет ребенку изобразить доступными ему средствами свое состояние или отношение к чему–либо. Детский рисунок компенсирует недостаток слов и является, по выражению Л.С. Выготского, «графической речью».

7. Развитие воображения и творческого мышления. При рисовании дети самостоятельно придумывают и создают образы, что требует от них творческого мышления. Рисование позволяет учащимся визуализировать то, что они читают или слышат, и оживить свои идеи на бумаге. Школьники получают возможность выражать свои идеи и интерпретации уникальным способом.

8. Снижение психоэмоционального напряжения. При рисовании ребенок может погрузиться в себя и свои мысли, что помогает снять стресс и напряжение. В данном случае рисование выполняет функцию арт-терапии [15].

Как видим, детские рисунки позволяют учителю установить закономерности развития когнитивных, творческих, психологических аспектов личности ребенка, наблюдать динамику происходящих изменений, вносить своевременные корректировки [12].

Во второй учебной четверти изучение идентичной образовательной программы с эпизодическим использованием рисования на занятиях привело второклассников к менее успешным результатам по сравнению с результатами, достигнутыми ими в третьей четверти, по упомянутым выше показателям.

Успешность экспериментального обучения отражена в таком показателе, как качество знаний обучаемых.

Качество знаний (КЗ) находится по формуле: КЗ = ((G5 + G4) / Go) x 100% (G5 - количество обучаемых с отметкой «5», G4 - количество обучаемых с отметкой «4», Go - общее количество обучаемых). Из 30 человек 26 школьников окончили третью учебную четверть на «хорошо» и «отлично», что составило процент качества знаний 86,6%. Таким образом, мы можем наблюдать повышение качества знаний на 26,6% по сравнению с результатом во второй четверти, в которой качество знаний составило 60% (18 человек с отметками «4» и «5»).

Говоря о повышении качества знаний к концу третьей учебной четверти, необходимо отметить более высокий темп учебного процесса, увеличение учебной самостоятельности школьников при выполнении заданий, а также сокращение количества требующейся помощи учителя и времени, необходимого для выполнения того или иного задания.

Результаты, полученные при экспериментальном обучении, свидетельствуют о высокой эффективности рисования как методического приема обучения младших школьников различным дисциплинам, предусмотренным учебной программой российской начальной школы.

Выводы

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Рисование является высокоэффективным методическим приемом в обучении младших школьников при обучении дисциплинам естественно-научного и гуманитарного цикла. Оно играет важную роль в системе образования в рамках начальной школы, так как этот методический прием помогает развивать у школьников разнообразные навыки и умения. Рисование может быть использовано в качестве средства для развития языка, воображения, творческого мышления, мелкой моторики рук, концентрации внимания, памяти, а также для развития способности к анализу и синтезу. Внедряя рисование в учебную деятельность, учителя могут улучшить понимание и запоминание учащимися сложных понятий, повысить их мотивацию и вовлеченность, а также создать более динамичный и интерактивный процесс обучения. В целом исследование дополняет существующий объем знаний о методах и приёмах обучения и роли наглядности в образовании, что может дать информацию для разработки инновационных подходов к преподаванию различных дисциплин младшим школьникам.


Библиографическая ссылка

Макарова А.Е., Туана Е.Н., Туана М.-., Болдырева Е.Л., Землинская Т.Е., Жук А.Е. РИСОВАНИЕ КАК МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДИСЦИПЛИНАМ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32567 (дата обращения: 29.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674