Коммуникационные взаимодействия в современном мире постоянно претерпевают изменения. Технологические инновации постоянно внедряются в различные сферы жизнедеятельности человека. В эпоху информационного общества большинство работников занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации в разных областях профессиональной деятельности. Высшей формой этого процесса становится передача знаний от одного поколения к другому в процессе получения образования. Поэтому данное обстоятельство требует изучения коммуникационно-образовательных взаимодействий между участниками образовательных отношений, в том числе в виртуальной среде. Данное обстоятельство, с одной стороны, обусловлено происходящей трансформацией образования, а с другой - определено развитием педагогических технологий в цифровой образовательной среде.
Отметим, что в начале 2020 года переход на повсеместное дистанционное обучение стал вынужденной мерой в связи с распространением инфекции COVID-19 и полным прекращением обучения в образовательных организациях разных типов и видов. Врезультате пандемия COVID-19 изменила нормы и стандартные практики в сфере образования и оказала большое влияние на организацию учебного процесса в системе образования. Именно эта беспрецедентная ситуация создала неопределенность в обучении, а также в организации образовательного процесса в учебных заведениях [1]. Однако с помощью современных дистанционных образовательных технологий преподаватели своевременно смогли обеспечить доступ к учебным ресурсами, а также организовать коммуникации между участниками образовательного процесса в виртуальной среде [2].
Педагогическая практика показывает, что организация дистанционного обучения существенно отличается от организации обучения в очном формате и имеет свои особенности. В свою очередь это требует научного обоснования методического и дидактического обеспечения инструментов обучения в дистанционном формате. Одним из таких инструментов и стала онлайн-платформа Miro, представляющая собой интерактивную доску для совместной работы. Следует заметить, что в настоящее время это один из самых современных инструментов коммуникационного взаимодействия для совместной удаленной работы в сфере образования. Доска Miro включает в себя различные функции и образовательные инструменты: работа с ручкой и ластиком; добавление картинок и цветных стикеров; прикрепление всех возможных документов, учебных пособий или отдельных страниц, видеоматериала, таблиц, схем; написание текста, комментариев и общение в чате. Кроме того, эту доску можно экспортировать в формате PDF [3].
Цель исследования: проанализировать теоретические источники и педагогическую практику использования доски Miro в обучении иностранному языку и определить особые характеристики коммуникационных и образовательных взаимодействий в виртуальной среде.
Материал и методы исследования: метод теоретического анализа использован для определения характеристик доски Miro, метод педагогического наблюдения применен для выявления коммуникационных и образовательных взаимодействий в виртуальной среде, а метод обобщения - для обобщения педагогической практики использования доски Miro в обучении иностранному языку.
Доска Miro – это удобный инструмент для проведения занятий по иностранному языку в дистанционном формате обучения. Она может быть использована для создания уроков как на начальной ступени изучения иностранного языка, так и на продвинутом уровне обучения иностранному языку. Также доска Miro является хорошим механизмом для эмоционального вовлечения учащихся в образовательный процесс потому, что двигательную активность учащихся обеспечивают интерактивные задания. Работа по повышению словесной памяти учащихся осуществляется благодаря разработанным упражнениям на говорение, аудирование, изучение грамматики и подкрепляется визуальным рядом на доске Miro, что стимулирует мотивацию учащихся на получение знаний.
Развитию образного мышления помогают предложенные схемы, картинки и видео по изучаемым темам. Использование доски Miro как инструмента образовательного взаимодействия в виртуальной среде помогает преподавателю организовать эффективный процесс комплексной подачи учебной информации в дистанционном формате обучения [4]. На наш взгляд, именно данное обстоятельство обеспечивает результативность коммуникационно-образовательного взаимодействия и качество обучения.
Традиционно структура урока иностранного языка включает следующие последовательные этапы:
- освоение нового лексико-грамматического материала;
- содержание «коммуникативной темы»;
- закрепление пройденного материала;
- формирование навыка использования в собственной речевой практике изученного на уроке материала;
- контроль усвоения изученного материала на уроке.
В зависимости от типа и целей урока последний должен включать фонетическую/ артикуляционную/коммуникативную разминку, проверку домашнего задания [5].
С опорой на сформулированные цели и этапы урока было разработано его содержание на основе учебного пособия серии Gateway 2nd Edition (уровень A2). Остановимся подробнее на проведении онлайн-урока с использованием возможностей электронного ресурса – доски Miro. В основу урока положен третий раздел – Fitness fanatics / «Фанаты фитнеса».
Коммуникативные задачи урока были сформулированы следующим образом:
- развить и усовершенствовать лексические и грамматические навыки у учащихся;
- отработать навыки чтения у учащихся;
- закрепить умения в чтении и аудировании;
- сформировать умения в устной и письменной речи у учащихся.
Языковая компетенция раздела Fitness fanatics / «Фанаты фитнеса» заключается в особенностях произношения слов по теме и знании правил использования модальных глаголов. Речевая компетенция данного раздела обозначена как умение читать с пониманием основного содержания, выборочным пониманием интересующей информации, а также состоит в осуществлении диалогической и монологической речи и проведении аудирования с выборочным пониманием. Социокультурная компетенция и универсальные учебные действия изучаемого раздела представлены умением учащихся: работать в парах; развивать социально-этические навыки; развивать критическое мышление; формировать навыки самостоятельной работы и создавать презентации; формировать навыки самоконтроля и рефлексии в учебной деятельности [6].
В процессе разработки урока были поставлены три воспитательные задачи по адекватному восприятию спорта в жизни человека и его значимости в сохранении здоровья:
1. Формирование положительного отношения к занятиям спортом как механизму развития личной мотивации к этому виду деятельности и жизни человека.
2. Выведение грамматического правила на основе конкретных примеров.
3. Расширение кругозора в области спорта и правильности выбора потребностей в жизни и сохранении здоровья человека.
С методической точки зрения занятие включает в себя отдельные блоки урока, находящиеся в системе уроков по теме Fitness fanatics / «Фанаты фитнеса». Цели первого урока были сформулированы по направлениям учебной деятельности:
1. Образовательная деятельность: совершенствование навыков распознавания и употребления в речи лексических единиц по теме «Спорт. Здоровый образ жизни».
2. Развивающая деятельность: обеспечение развития навыков чтения, написания и восприятия на слух новых лексических единиц.
3. Воспитательная деятельность: стимулирование интереса к предмету и вырабатывание коммуникативной культуры в целях формирования положительного отношения к занятиям спортом как механизму сохранения здоровья человека.
На рисунке 1 представлен онлайн-урок Physical activities / «Физическая активность» и использование возможностей виртуальной доски Miro. В рамках предлагаемого урока содержится четыре блока: Warmer / «Разминка», Vocabulary / «Слова», Video / «Видео» и Homework / «Домашнее задание». На экране доски Miro можно транслировать сразу четыре блока или приблизить нужный и показывать его по отдельности. Практическое удобство виртуальной доски заключается в том, что можно выбрать в процессе ее использования любой дизайн урока, что очень нравится учащимся.
Рис. 1. Урок Fitness fanatics / «Фанаты фитнеса»
Первый блок урока Warmer / «Разминка» – это так называемый разогрев, когда учащиеся вместе с преподавателем с помощью наводящих вопросов и выложенной учебной информации на доске Miro формулируют тему, цель урока, а также активно отвечают на поставленные вопросы. В процессе фронтальной работы преподаватель настраивает учащихся на тему, что визуально подкрепляется с помощью стикеров.
Второй блок урока – Vocabulary / «Лексика», в котором учащиеся осваивают новый лексический материал. Для ознакомления с новой лексикой были разработаны специальные задания с использованием инструментов доски Miro, на которой учащиеся соотносят слова с номером картинки. Еще одним популярным сервисом является Wardwall, на котором можно создать различные задания для изучения, повторения и закрепления лексики. Таким образом, данный электронный ресурс позволяет разнообразить процесс изучения и сделать его намного интересней и динамичней. Следует подчеркнуть, что сервис Wardwall уже содержит некоторый разработанный контент, который может быть использован преподавателем или учащимся в сформированном виде. В то же время этот контент может быть разработан самостоятельно как преподавателем, так и самим учащимся в зависимости от поставленных учебных целей и задач.
Третий блок урока представлен разделом Video / «Видео». Доска Miro позволяет разместить на доске ссылку на видео или непосредственно само видео. На данном этапе урока учащиеся смотрят видео вместе с преподавателем, после чего устно отвечают на поставленные вопросы по нему после просмотра видео.
На рисунке 2 представлен пятый блок урока Homework / «Домашняя работа». Доска Miro позволяет размещать ссылки на различные ресурсы для определения заданий. Первое задание представлено с сайта Wordwall, которое было разработано специально для закрепления изученной лексики на уроке. Педагогическая практичность данного задания состоит в том, что во время его выполнения учащиеся записывают свое имя и результат сохраняется. После чего преподаватель может выстроить таблицу рейтинга на основе количества допущенных ошибок. Второе задание заключается в выполнении заданий в рабочей тетрадке учащегося, которые нужно сфотографировать и прикрепить на доску Miro, что показано на рисунке 2.
Рис. 2. Блок Homework / «Домашняя работа»
Представленный интерактивный урок в режиме онлайн с использованием виртуальной доски Miro можно назвать эффективным педагогическим механизмом коммуникационно-образовательного взаимодействия в современной педагогической практике.
С помощью метода теоретического анализа были определены особые характеристики виртуальной доски Miro, которые представлены ниже в таблице.
Характеристики доски Miro и виды коммуникационно-образовательного взаимодействия
Название характеристики |
Содержание характеристики |
Виды взаимодействия |
Универсальность |
Виртуальная доска Miro может быть использована в качестве инструмента коммуникаций в любой сфере общения и донесении учебной информации |
Педагогическая коммуникация |
Гибридность |
Данный цифровой ресурс позволяет сочетать традиционную форму аудиторного обучения с элементами электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
Образовательная коммуникация |
Практичность |
Доска Miro предусматривает возможности работы с разными форматами представления информации, такими как гиперссылки, видео, фото, картинки, презентации, графики, ментальные карты и другие |
Технологическая коммуникация |
Дидактические возможности |
На доске Miro осуществляется вербально-визуальное представление учебных материалов. Предоставляется возможность совместной работы и разных видов интерактивной работы с источником информации. Виртуальная доска Miro предоставляет реализациювидов образовательной деятельности в формате синхронной совместной работы, такой как групповая дискуссия, парная работа, мозговой штурм, проектная деятельность, аудирование, чтение, презентация докладов и многие другие |
Дидактическая коммуникация |
Как видим, коммуникационно-образовательное взаимодействие на доске Miro представлено четырьмя видами коммуникаций: педагогическими, образовательными, технологическими и дидактическими коммуникациями. При этом доска Miro обеспечивает реализацию разных видов образовательной деятельности в формате синхронной совместной работы, что делает урок более динамичным и гибким.
Заключение. С помощью методов теоретического анализа и педагогического наблюдения определены основные направления коммуникационно-образовательного взаимодействия в виртуальной среде на доске Miro: языковое, речевое, социокультурное, учебное, воспитательное, развивающее, методическое, дидактическое, цифровое и ресурсное, а также выделены четыре отличительные характеристики доски Miro: универсальность, гибридность, практичность и дидактические возможности.
С помощью метода обобщения сформулированы особенности педагогической практики использования доски Miro как инструмента коммуникационо-образовательного взаимодействия в виртуальной среде. В результате мы пришли к выводу, что особенности педагогической практики заключаются в следующие положения:
1. Прохождение регистрации на сервере. Перед началом работы преподавателю необходимо зарегистрироваться на сервере, указать электронную почту и завершить регистрацию. Установка программы на компьютер не требуется, так как работать можно из любого браузера.
2. Наличие англоязычного интерфейса. В процессе работы на доске Miro могут всплывать подсказки, которые помогают в работе. На YouTube есть обучающие видео по работе с доской Miro, что позволяет пройти быстрое ознакомление с ее ресурсами.
3. Изучение правил использования. На первых этапах работы с доской Miro нужно изучить правила работы с ней, определить ее возможности и инструменты, расположенные на панели управления. Также следует ознакомить учащихся с правилами применения доски Miro на уроке и некоторыми моментами ее использования.
4. Изучение панели инструментов. Для работы с отдельным учеником или группой учащихся следует создать отдельную доску для урока и озаглавить её. В дальнейшем это поможет быстро находить нужный урок. Преподаватель может добавить учебник в формате PDF, а также присоединить дополнительные задания по теме, видеоматериалы, ссылки на источники дополнительной информации и т. д.
5. Наличие возможности подключения по ссылке. Для того чтобы получить доступ к доске, учащиеся могут просто перейти по ссылке в любое время в течение урока.
6. Имеющиеся ограничения. Преподаватель может ограничивать права участников. Учащимся может быть доступно редактирование, копирование или только просмотр.
7. Наличие возможности видеть все изменения. Все действия и изменения на доске подсвечиваются, поэтому преподаватель с легкостью может их контролировать.
Таким образом, доска Miro предоставляет широкий спектр эффективных коммуникационо-образовательных взаимодействий в изучении любого предмета или дисциплины, носит универсальный характер в качестве инструмента виртуальной образовательной среды и обеспечивает качество учебной информации.
Библиографическая ссылка
Городецкая Д.М., Резер Т.М. ДОСКА MIRO КАК ИНСТРУМЕНТ КОММУНИКАЦИОНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32556 (дата обращения: 13.10.2024).