Минувшее десятилетие привело к множественным социальным, экономическим, культурным изменениям и преобразованиям в нашей стране. В период подобных перемен обострились социальные и иные общественные проблемы, что напрямую повлияло на благополучие граждан. Сложившаяся ситуация образует собой потребность в волонтерстве как в деятельности по оказанию безвозмездной помощи и сопровождению граждан, находящихся в социальной изоляции.
Цель статьи - обосновать педагогические условия подготовки обучающихся к волонтерской деятельности в инклюзивном образовании.
Материал и методы исследования
Институт волонтерства играет решающую роль в ресурсной базе российского общества. Государственная молодежная политика в одной из своих целей утверждает аккумуляцию и последующее использование волонтерского молодежного движения для решения как актуальных, так и перспективных социальных проблем.
Сегодня волонтерство рассматривается в нескольких аспектах. С одной стороны, это совокупность общественных отношений, основанных на добровольной общественно-полезной деятельности, а с другой – деятельность, направленная на решение возникающих проблем всестороннего характера. Однако, с какой бы стороны ни велось рассмотрение феномена волонтерства, это в первую очередь безвозмездная деятельность во благо общества и отдельно взятого человека, способствующая актуализации его потребностей и ресурсов, а также мощный инструмент социализации молодежи, её самоактуализации и самореализации.
Особенно это проявляется в образовательной среде университета, где волонтерские молодежные объединения и движения становятся частью функционирования и поддержания инклюзивной среды в системе высшего образования. Ведь инклюзия ‒ это включение, иными словами, интеграция людей с ограниченными возможностями в общество, а в контексте высшего образования это содействие включению в учебный, образовательный и воспитательный процесс университета людей с особыми образовательными потребностями. Для них помощь волонтеров является незаменимым условием вовлечения в образовательную среду университета.
Для того чтобы участие студенческой молодежи в волонтерской деятельности в контексте инклюзивного образования было наиболее успешным, немаловажно учесть все факторы в процессе подготовки к такой деятельности. С педагогической стороны, необходимо оказать максимально полезное влияние на студентов, сформировать эффективные компетенции, выработать необходимые умения и навыки. Реализация данных задач возможна при грамотном соблюдении определенных педагогических условий подготовки студентов к волонтерской деятельности, их последовательном теоретико-методологическом обосновании.
Для выявления таких условий и их обоснования в исследовании будет использоваться метод анализа научной литературы в профильной области, а затем интерпретация проанализированной информации как обобщенный результат проведенного исследования.
Обозначенные выше проблемы волонтерства, инклюзии, волонтерской деятельности студентов в инклюзивном образовании и педагогические условия их подготовки в научной среде подвергаются активной дискуссии множества исследователей и авторов.
Обобщенный вид педагогических условий подготовки студентов к волонтерской деятельности в инклюзивном образовании представлен в исследовании С.К. Абильдиной, Р.К. Дюсембиновой, Г.А. Рановой и А.Р. Рымхановой. Им удалось объединить разные точки зрения исследователей и при помощи глубокого осмысления проблемы организации работы волонтеров в инклюзивном образовании выявить перечень педагогических условий подготовки. Авторы убеждены, что воспитательный и непременно педагогический процесс будет включать формирование толерантности, эмпатийности по отношению к различным категориям людей с особыми образовательными потребностями, приобретение особой и устойчивой мотивации на основе принятия идей и философии инклюзии и инклюзивного образования, проявление активной позиции на принципах гуманности [1]. Как итог, согласно их мнению, подготовка студентов к волонтерской деятельности в условиях инклюзивного образования является непосредственно частью профессиональной педагогической подготовки для работы на разных уровнях образования с людьми с особыми образовательными потребностями.
Е.А. Василенко, Л.Р. Салаватулина, А.А. Шабалина разработали модели формирования готовности студентов к волонтерству в инклюзивном образовании [2] в контексте следующих подходов: системно-деятельностном, мотивационно-ценностном и партисипативном. Каждый из подходов, в свою очередь, позиционирует подготовку к волонтерской деятельности через взаимодействие субъектов образовательного пространства университета, формирование мотивации к волонтерской деятельности, осознание её ценностной роли и профессионально-образовательной цели, раскрытие значения самой деятельности в субъект-субъектной системе отношений и приобретение необходимого практического волонтерского опыта. По мнению авторов, готовность к волонтерской деятельности в инклюзивной среде - это, прежде всего, ценностно-смысловой личностный ориентир каждого волонтера, целью которого является сопровождение в социально-образовательном пространстве университета молодежи с ограниченными возможностями здоровья. В Костромском государственном университете в образовательной программе 39.03.02 Социальная работа активное значение для воспитательной работы со студентами в традициях инклюзии имеет студенческое волонтерское объединение «Абилимпикс», лидером которого является старший преподаватель кафедры, молодой ученый и наставник этого студенческого сообщества. Эта уникальная педагогическая практика в вузе способствует сплочению студенческого сообщества, поддержке всех его членов, включая студентов с инвалидностью.
В свою очередь, Н.В. Каменкова, Н.О. Леоненко считают, что инклюзивное образование напрямую влияет на успешность освоения человеком с ограниченными возможностями здоровья или особыми образовательными потребностями предлагаемой профессиональной программы освоения будущей профессии, что в перспективе обеспечит его гарантированным трудоустройством и социальной опорой для комфортной жизни в обществе [3]. В данном случае волонтерская деятельность носит сопроводительный характер и является не обособленной, а непосредственной частью процесса инклюзии. И подготовка к такой деятельности должна носить больше практический характер, без упоминания строгих теоретических позиций, и осуществляться на принципах инклюзивной культуры, осознания потребностей студентов с ограниченными возможностями здоровья в процессе освоения ими образовательных программ, соответствия заранее разработанным программам взаимодействия. В Костромском государственном университете благодаря проведению соревновательных площадок чемпионатов профессионального мастерства «Абилимпикс» в компетенции «Социальная работа» ряд студентов нашли работу и трудоустроились по специальности. С одним из студентов 3 курса работодатель заключил договор о намерениях трудоустройства. Следовательно, создаваемые формы для соревнования в профессиональном мастерстве способствуют презентации личностных ресурсов и профессиональных компетенций будущего бакалавра и магистра социальной работы экспертам-работодателям. Эффективной практикой сопровождения студентов с инвалидностью является проект «Доверенный студент», который реализуется в Московском государственном психолого-педагогическом университете. Студенты-старшекурсники оказывают помощь в адаптации и подготовке к учебным занятиям студентам с инвалидностью, поступившим на первый курс. При необходимости практико-ориентированная помощь предоставляется обучающимся с инвалидностью на протяжении всего периода обучения в вузе. Доверенный студент обладает следующими качествами: способен выслушать и помочь, может поделиться своими знаниями, добр и терпелив, честен, отзывчив.
Для решения задач инклюзивного образования в университете, по мнению Е.А. Гавло, Т.Н. Мартыновой и К.А. Цвеклинской, необходимо подготавливать особую группу волонтеров, отличающуюся от иных таких же групп особыми условиями подготовки к волонтерской деятельности. Такое направление носит наименование «социальное волонтерство» [4]. Волонтеры данного направления оказывают помощь наиболее незащищенным слоям населения, в том числе и лицам с особыми образовательными потребностями в университете. Для их подготовки используются практики семинаров и практикумов при использовании методов групповой дискуссии, метода индивидуального анализа случая. Все это является активными методами обучения, что позволяет сделать студентов активными субъектами познания, развивает у них способность к самообразованию и самостоятельному обнаружению решения возникающей проблемной ситуации. На поздних этапах подготовки к волонтерской деятельности используются методики психодиагностики с целью выявления сформированных у студентов компетенций для успешной работы волонтерами в условиях инклюзивного образования.
Ю.В. Серебреникова в своих исследованиях делает акцент на формировании специальных компетенций волонтерской деятельности у студенческой молодежи в области инклюзии [5]. Центральным элементом такой подготовки являются основы педагогики и педагогики социальной работы с обязательным освоением социально-педагогических технологий, а также методов и приемов социальной работы, реализацией полученных знаний на мастер-классах и тренингах. Для овладения необходимыми компетенциями должна быть разработана специальная утвержденная программа, позволяющая за отведенные академические часы освоить необходимые компетенции для сопровождения студентов с инвалидностью с помощью волонтерского студенческого сообщества. Наполнение программы осуществляется грамотным комбинированием теоретических и практических занятий, участием в акциях и тематических форумах, собраниях и публичных мероприятиях для закрепления полученных теоретических знаний и обретения ценного опыта взаимодействия в инклюзивной среде.
Исследования В.И. Богдановской в основном построены на стыке инклюзии и добровольчества [6]. Инклюзия здесь выступает как явление интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство, а именно студенческую молодежь и их непосредственное участие в освоении образовательных программ. Добровольчество же рассматривается как просоциальная деятельность человека в целевом, содержательном, процессуальном, технологическом компонентах, влияние на безвозмездных основах на возникшую социальную проблему или ситуацию. Объединение этих двух категорий создало новую технологию – инклюзивное добровольчество. Такая категория в своей сущности опережает время, и подготовка студентов к деятельности в её рамках заключается в передаче опыта от более зрелых и знающих представителей волонтерского движения более молодым новичкам, только начинающим свой путь волонтера. Стоит отметить также, что в перспективе инклюзивное добровольчество может включать в работу волонтеров и студентов с ограниченными возможностями здоровья, что позволит наладить более тесное взаимодействие между интегрированными группами молодежи.
Е.В. Кетриш в своей монографии заостряет основное внимание на педагогических аспектах работы в инклюзивной среде в сфере образования [7]. Автор отмечает, что все необходимые условия подготовки, требуемые умения и навыки взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательной сфере указаны в профессиональном стандарте педагога. То есть подготовка к педагогической, в том числе и волонтерской, деятельности строится на заранее утвержденных нормах и не подлежит корректировке. По окончании обучения у педагогов формируется готовность, а именно относительная завершенность подготовки к самостоятельному выполнению профессиональной задачи, что говорит об освоении необходимых компетенций по работе в инклюзивной среде.
Для получения достоверных и научно значимых результатов нами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ проблемы и предмета исследования с применением культурологических, философских, социологических, психологических, педагогических источников; сочетание исторического и логического методов изучения теории вопроса; выявление подсистем сложных объектов и их системный анализ; целостный, интегративный подход к исследованию психологических и педагогических явлений.
Результаты исследования и их обсуждение
В результате анализа самых современных взглядов и мнений в области педагогики на проблему теоретико-методологического обоснования педагогических условий подготовки студентов к волонтерской деятельности в инклюзивном образовании формируется достаточно ясное и целое представление о систематизации теоретико-методологических подходов в единую целостную систему.
Систематизированы философско-методологические и психолого-педагогические представления о процессе подготовки обучающихся к волонтерской деятельности в инклюзивном образовании, позволяющие определить модель инклюзивного волонтерства.
Авторами обоснована целесообразность выявления педагогических условий подготовки обучающихся к волонтерской деятельности в инклюзивном образовании.
Педагогическая теория формирования педагогических условий подготовки обучающихся к волонтерской деятельности в инклюзивном образовании исследует развитие инклюзивного образования в образовательной организации, параметры оценки уровня сформированности педагогических условий, проблемы воспитания инклюзивной культуры личности. В основе этой теории лежат следующие идеи, фундаментальные принципы и концепции:
‒ педагогическая концепция инклюзивного образования (Л.С. Выготский, Х.С. Замский, Н.П. Капустин, Н.Н. Малофеев, Е.А. Ямбург и др.);
‒ структура педагогических условий подготовки обучающихся к волонтерской деятельности в инклюзивном образовании (С.К. Абильдина, Е.А. Василенко, В.И. Богдановская, Е.А. Гавло, Р.К. Дюсембинова, Н.В. Каменкова, Е.В. Кетриш, Т.Н. Мартынова, Н.О. Леоненко, Г.А. Ранова, А.Р. Рымханова, Л.Р. Салаватулина, Ю.В. Серебреникова, К.А. Цвеклинская, А.А. Шабалина и др.).
Практическую значимость исследования характеризуют обоснованные авторами практические подходы к осмыслению научных категорий «инклюзивное образование», «инклюзивное волонтерство», «готовность обучающихся к волонтерской деятельности», которые могут быть полезны при разработке инновационных педагогических технологий, способствующих активной социализации обучающихся с инвалидностью в образовательной организации.
Выводы
К педагогическим условиям подготовки студентов к волонтерской деятельности в инклюзивном образовании относятся:
‒ создание интерактивной площадки в университете для самореализации и самоактуализации студентов в волонтерской деятельности в инклюзивном образовании; восприятие волонтерской деятельности как составной части профессиональной подготовки студентов;
‒ организация работы волонтеров со студентами, имеющими инвалидность в инклюзивной среде в формате курсов, мастер-классов;
‒ стимулирование и поощрение самостоятельных инициатив со стороны студентов в волонтерской деятельности;
‒ преобладание практико-ориентированной составляющей при подготовке к волонтерской деятельности с лицами с особыми образовательными потребностями;
‒ формирование у студентов особых личностных качеств на основе принципов гуманизма и участия для осуществления волонтерской деятельности в инклюзивном образовании;
‒ поддержка социально значимых проектов в проблемной области, нацеленных на развитие и расширение волонтерства в инклюзивном образовании;
‒ разработка и исполнение специальных программ подготовки студентов к волонтерской деятельности в инклюзивном образовании, в том числе и во внеаудиторной форме.
Таким образом, теоретическая значимость исследования состоит в решении научной проблемы, связанной с теоретической разработкой и практической реализацией комплекса педагогических условий подготовки обучающихся к волонтерской деятельности в инклюзивном образовании.
Библиографическая ссылка
Кузнецов Н.В., Веричева О.Н. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32554 (дата обращения: 13.10.2024).