Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ «ПИЛА» В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВУЗА

Ильин А.Е. 1
1 Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
В статье освещены вопросы обучения студентов неязыковых факультетов вуза монологической речи на английском языке при помощи техники «Пила». На основе анализа научной литературы по теме исследования и с учетом сложившейся практики обучения английскому языку на неязыковых факультетах авторами были рассмотрены основные особенности обучения монологической речи студентов-нелингвистов, выявлены некоторые способы повышения эффективности этого процесса, обоснованы преимущества использования техники «Пила» в обучении монологу на неязыковых факультетах вуза и описаны возможные трудности, которые могут возникать у преподавателя и студентов в ходе применения данной техники на уроках английского языка. Для подтверждения гипотезы исследования, состоящей в том, что обучение студентов неязыковых факультетов вуза монологу на английском языке проходит более эффективно, если при этом используется комплекс упражнений на основе техники «Пила», было проведено экспериментальное исследование, в ходе которого студенты экспериментальной группы обучались монологической речи с использованием техники «Пила». Подробно описано применение техники «Пила» в работе со студентами экспериментальной группы. Приводятся данные диагностики, которые позволяют обоснованно утверждать, что процесс обучения монологической речи студентов неязыковых факультетов вуза с использованием данной техники действительно проходит более эффективно.
обучение языку
английский язык
неязыковой факультет
говорение
монологическая речь
техника «пила»
1. Курбонова Г., Курбонова М. Использование современных методов преподавания и средств развития речи при обучения иностранным языком (английский) // Вестник Таджикского национального университета. 2019. № 8. С. 302–306.
2. Гальскова Н.Д., Василевич А.П., Коряковцева Н.Ф., Акимова Н.В. Основы методики обучения иностранным языкам: учеб.пособие. М.: КНОРУС, 2017. 390 с.
3. Колкова М.К. Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам: учебное пособие для студентов и учителей / Под. ред. М.К. Колковой. СПб.: КАРО, 2018. 288 с.
4. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М.: АРКТИ, 2013. 192 с.
5. Михеева Н.Ф. Методика преподавания иностранных языков: учебное пособие. М.: Российский университет дружбы народов, 2010. 76 с.

В настоящее время обучению монологическому высказыванию на неязыковых факультетах в вузе не всегда уделяется достаточное внимание. Программа обучения часто построена таким образом, что слишком много времени отводится обучению грамматике и лексике, знание которых не всегда находит выход в формировании умений и навыков устной речи студентов. Позиция, что у студентов нет особой нужды в том, чтобы на высоком уровне владеть навыками монолога, кажется ошибочной, потому что именно владение устной речью является одним из важнейших показателей профессионально направленного владения студентами иностранным языком. С учетом сложившейся на сегодняшний день ситуации знание иностранных языков в подготовке высококвалифицированных кадров в вузе не теряет своей актуальности, однако, как и ранее, часто выпускники вуза не достигают достаточного уровня развития умений и навыков вести профессионально направленное общение на иностранном языке с использованием полученных в высшем учебном заведении знаний.

Современные подходы к обучению иностранным языкам на неязыковых факультетах вуза требуют поиска новых методов и форм работы, которые позволят студенту превратить имеющиеся у него знания в области лексики и грамматики в способность полно и подробно раскрыть тот или иной вопрос на иностранном языке, выразить свою точку зрения, выполнить определенный проект или решить задачу, связанную с владением устной речью на иностранном языке. Поиск таких форм и методов работы является нелегкой задачей для преподавателя [1, 2, 3].

Анализ научной литературы и сложившаяся практика показывают, что одной из эффективных техник, которые могут применяться в развитии умений и навыков монологической речи у будущих выпускников, является техника «Пила». Ее использование в процессе обучения монологической речи студентов вуза позволяет в определенной степени сгладить существующие недостатки рабочих программ и организовать процесс обучения наиболее эффективно. В работе с текстами профессиональной направленности, которые используются в процессе применения данной техники на неязыковых факультетах вуза, у преподавателя имеется возможность выводить на первый план такие проблемы, как нравственные ценности и человеческие отношения. Использование текстов профессиональной направленности позволяет студентам сравнивать различные точки зрения и вырабатывать личную позицию по рассматриваемому вопросу, находить наиболее действенные подходы к решению проблемы, учит их находить аргументацию для высказывания собственных суждений и т.д. [4].

Цель исследования – теоретическим и опытным путем доказать эффективность использования такого приема, как техника «Пила», в обучении монологической речи студентов неязыковых факультетов вуза.

Материал и методы исследования

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева». В ходе исследования использовались теоретические и практические методы исследования. Так, был проведен анализ психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования, изучены рабочие программы дисциплины «Иностранный язык», была обобщена существующая практика по обучению монологической речи на английском языке студентов неязыковых факультетов. На основе проведенного анализа и с учетом существующей практики по обучению английскому языку студентов неязыковых факультетов была выдвинута гипотеза, состоящая в том, что обучение студентов монологической речи на английском языке будет проходить более эффективно, если при этом систематически и целенаправленно применяется комплекс упражнений с использованием техники «Пила». Для подтверждения выдвинутой гипотезы и повышения эффективности обучения студентов монологической речи был разработан и внедрен в процесс обучения английскому языку комплекс заданий с использованием техники «Пила».

Результаты исследования и их обсуждение

На констатирующем этапе была поставлена задача по определению уровня умений и навыков монологической речи у студентов первого курса. Для этого обучающимся было дано задание, где нужно было с подготовкой, ограниченной временным лимитом в 20 минут, пересказать материал текста профессиональной направленности с передачей основных содержащихся в нем идей, обозначить свое видение рассматриваемой проблемы, а также высказаться по поводу возможного решения.

Оценка за задание выставлялась с учетом следующих общепринятых критериев оценивания монологического высказывания по выбранной теме:

1) достижение коммуникативной цели (достаточное раскрытие темы, понимание материала и умение передать основные моменты прочитанного на иностранном языке, построение логически законченного и развернутого высказывания по материалу текста; способность обоснованно обозначить свою точку зрения по данному вопросу);

2) лексическая сторона высказывания: использование тематически обусловленных слов и выражений, количество лексических ошибок;

3) грамматическая сторона высказывания: использование соответствующих грамматических конструкций, количество грамматических ошибок;

4) фонематическая сторона высказывания: произношение и интонация высказывания, темп речи, количество фонетических ошибок.

По результатам констатирующего этапа опытной работы были получены следующие данные (табл. 1).

Таблица 1

Уровень развития умений и навыков монологической речи студентов опытной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента (оценки за контрольное задание)

Опытная группа

 

Контрольная группа

Студент

Оценка

Студент

Оценка

Студент 1

хорошо

Студент 1

удовлетворительно

Студент 2

хорошо

Студент 2

хорошо

Студент 3

удовлетворительно

Студент 3

удовлетворительно

Студент 4

удовлетворительно

Студент 4

удовлетворительно

Студент 5

отлично

Студент 5

хорошо

Студент 6

отлично

Студент 6

отлично

Студент 7

неудовлетворительно

Студент 7

неудовлетворительно

Студент 8

хорошо

Студент 8

хорошо

Студент 9

отлично

Студент 9

отлично

Студент 10

удовлетворительно

Студент 10

неудовлетворительно

Студент 11

хорошо

Студент 11

удовлетворительно

Студент 12

хорошо

Студент 12

хорошо

По результатам диагностики средний балл, характеризующий умения и навыки монологической речи студентов опытной группы, составил 3,8. Это выше среднего. В контрольной группе средний балл, характеризующий умения и навыки монологической речи на доопытном этапе, составил 3,5. Уровень владения умениями и навыками монологической речи здесь несколько ниже, но также выше среднего. Сводные результаты диагностики представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Средний балл опытной и контрольной групп до проведения опытной работы

Для повышения уровня умений и навыков монологической речи студентов была проведена экспериментальная работа, которая состояла во включении в процесс обучения студентов английскому языку системы упражнений на основе техники «Пила». 12 студентов были включены в экспериментальную группу, еще 12 – в контрольную. Работа по обучению монологической речи в экспериментальной группе велась с использованием техники «Пила», контрольная же группа обучалась по традиционной методике.

Специфика работы по обучению монологической речи в экспериментальной группе состояла в том, что основной целью на занятиях выступало коммуникативно-ориентированное общение студентов с целью получения и обмена языковой информацией. В процессе подготовки монолога студенту необходимо понимать цель своего высказывания и осознавать особенности речевой ситуации, в соответствии с которой строится монолог [5].

В рамках изучения определенных тем студенты экспериментальной группы работали с текстами профессиональной направленности. При работе с каждым текстом его материал дробился на равные доли и распределялся по подгруппам, состоявшим из 4 человек.

Работа всегда проходит эффективнее, если учитывать уровень знаний каждого из студентов, входящих в подгруппы. В нашем случае в составе подгрупп были как сильные и средние, так и слабые студенты.

После раздачи текстов в течение 3 минут текст читался одним из студентов из каждой подгруппы. Каждая подгруппа работала с разными текстами.

Далее студенты, которые были выбраны читать тексты первыми, подробно пересказывали их одногруппникам. Ограничение времени – 3–4 минуты. При пересказе можно было упускать некоторые детали, однако основную мысль необходимо было донести без искажений. По ходу пересказа было можно задавать дополнительные вопросы, а также делать записи в тетрадях.

Один из студентов подгруппы выбирался для донесения прочитанной информации другой подгруппе. Он должен был представить пересказ так, чтобы в нем содержались важные детали из прочитанного текста, однако не должен был повторять ранее услышанное слово в слово. Требования к пересказу в данном случае были следующие – четкость, сохранение оригинальной логики, понятность, отсутствие затрудняющих понимание и в целом ненужных деталей. Затем с той же целью студент второй подгруппы переходил к следующей подгруппе, и т.д.

Отрезок времени, за который вся группа узнавала содержимое всех предложенных текстов, составлял примерно 20 минут. Преподаватель в данном случае выступал в качестве координатора и для лучшего понимания услышанного при необходимости задавал вопросы по содержанию текстов. Таким образом, за короткое время все студенты группы усваивали довольно большой объем информации.

Цель завершающего этапа работы с текстами заключалась в том, чтобы проверить степень усвоения студентами информации. Здесь проводился опрос, при помощи которого преподаватель выяснял, как обучающиеся поняли материал. По результатам опроса преподаватель выставлял студентам итоговые оценки за проделанную работу. Таким способом в экспериментальной группе была проведена работа с циклом текстов профессиональной и общеобразовательной направленности.

Проделанная работа показала, что в процессе использования техники «Пила» преподавателю часто приходится сталкиваться с рядом трудностей. Так, необходимо проводить постоянный мониторинг работы обучающихся, т.е. попросту следить за тем, насколько активно работают все студенты подгруппы. В случае большого количества ошибок в монологах слабых студентов нужно было по возможности исправлять их, однако делать это следовало только в тех случаях, когда ошибки могли искажать содержание передаваемого текста.

Для подтверждения эффективности системы упражнений на основе техники «Пила» и определения уровня развития умений и навыков монологической речи по результатам экспериментальной работы была проведена повторная диагностика. С этой целью студентам было предложено выполнить задание, идентичное тому, которое ученики выполняли до начала опытной работы. Полученные результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровень развития умений и навыков монологической речи студентов контрольной и опытной групп на завершающем этапе опытной работы (оценки за контрольное задание)

Опытная группа

 

Контрольная группа

Студент

Оценка

Студент

Оценка

Студент 1

отлично

Студент 1

хорошо

Студент 2

отлично

Студент 2

хорошо

Студент 3

отлично

Студент 3

хорошо

Студент 4

хорошо

Студент 4

хорошо

Студент 5

отлично

Студент 5

хорошо

Студент 6

отлично

Студент 6

отлично

Студент 7

удовлетворительно

Студент 7

удовлетворительно

Студент 8

хорошо

Студент 8

хорошо

Студент 9

отлично

Студент 9

отлично

Студент 10

хорошо

Студент 10

неудовлетворительно

Студент 11

отлично

Студент 11

хорошо

Студент 12

хорошо

Студент 12

отлично

По результатам диагностики, выполненной после проведения работы по использованию техники «Пила» в процессе обучения английскому языку студентов факультета истории, управления и права, уровень развития умений и навыков монологической речи в опытной группе в балльном выражении достиг 4,5. В контрольной группе средний балл составил 3,9.

Результаты проведенной диагностики также представлены на рисунке 2.

Динамика результатов развития умений и навыков монологической речи в опытной и контрольной группах

В опытной группе прирост показателей был довольно значительным, средний балл вырос на 0,7 балла, в то время как прирост показателей в контрольной группе был не столь выраженным и составил 0,4 балла.

Заключение

Анализ научной литературы и изучение сложившейся практики обучения дисциплине «Иностранный язык» на неязыковых факультетах вуза дали нам возможность предположить, что техника «Пила» может эффективно использоваться в процессе обучения студентов неязыковых факультетов вуза английской монологической речи, и сформулировать соответствующую гипотезу. Для ее подтверждения было проведено опытное исследование, результаты которого позволили обоснованно утверждать, что процесс обучения монологической речи студентов неязыковых факультетов вуза действительно проходит более эффективно, если при этом систематически и целенаправленно используется комплекс упражнений на основе техники «Пила».


Библиографическая ссылка

Ильин А.Е. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ «ПИЛА» В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32553 (дата обращения: 29.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674