Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕРАЦИЯ В ПОРТФЕЛЕ ПРОЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Макович Г.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Уральский юридический институт МВД России»
В статье рассматриваются проект внедрения технологии модерации в образовательный процесс и структура деятельности на всех этапах проекта – начальной реализации проекта, группового взаимодействия, рефлексии и закрытия проекта. Цель статьи – выявить оптимальные способы формирования у обучающихся компетенции «осуществлять модерацию в процессе обучения». Представлена программная основа модели формирования у обучающихся данной компетенции. В качестве задач проекта определены следующие: разработать и апробировать в опытно-экспериментальных условиях способы внедрения технологии модерации в процесс обучения, а также проверить результативность модели содержания процесса подготовки модераторов. Концепция образовательного проекта состоит в том, что технология модерации трансформирует асимметричность процесса обучения и приводит к реальному равноправию субъектов процесса за счет смещения аксиологической шкалы. При модерации каждый участник отражает себя и своего партнера в роли субъектов, видит ценность для образовательного процесса в себе и в другом. На основании сравнения экспериментальной и контрольной группы в работе показано, что проект внедрения модерации в образовательный процесс создает возможности дальнейшего роста субъектности обучающихся, позволяет обеспечить интенсификацию учебного процесса и использовать научный потенциал коммуникативности в конкретной учебной ситуации.
технология модерации
образовательный проект
эффективность групповой работы
приемы
методы и техники модерации
1. Klebert K., Schrader E., Straub W.G. KurzModeration, Anwendung der Moderationsmethode in Betrieb, Schule und Hochschule, Kirche und Politik, Sozialbereich und Familie bei Besprechungen und Prdsentationen. Windmhle-Verlag Hamburg, 1987. P. 99-101.
2. Баходирова Г.К., Омарова М.А. Некоторые особенности технологии модерации в формировании учебно-познавательной деятельности будущих специалистов // Вопросы науки и образования. 2018. №3(15). С.169-172.
3. Карелова Р.А. Модерация: история и области применения // Современные тенденции развития технологий и науки. 2015. № 5-4. С. 83-87.
4. Бурмистрова Н.А., Филимонов В.А., Шамис В.А. Метод проектов в формировании практико-ориентированных образовательных результатов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2022. Т.10, №6. С. 29-35.
5. Лазутина Г.В. Сетикет и репутация пользователя: роль модератора групп // Современная журналистика в аспекте деонтологии / под ред. Г.В. Лазутиной, И.Н. Денисовой, И.А. Панкеева. М: Фак. журн. МГУ, 2022. Вып. 4. С. 116-126.
6. Кудряшов В.С., Андрианова Д.Д. Групповые решения и групповое мышление в системе методов принятия управленческих решений // Экономика и управление народным хозяйством. 2021. №16(18). С. 141-147.
7. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ, 2004. С.151-154.

Широкий спектр различных видов деятельности в современном обществе имеет технологическую основу, что определяет возрастающую степень коммуницируемости всех элементов социума, и ключевой коммуникативной компетентностью выступает умение вести коммуникации, ориентированные на сотрудничество. Образование, с одной стороны, является вариантом коммуникации, а с другой – средством коммуникации. Оно призвано вводить обучающихся в мир современных коммуникаций.

Альтернативой авторитарной коммуникации в образовательном процессе может стать модерация. Модерация является одной из технологий активного обучения, основанного на интерактивном взаимодействии и сотрудничестве всех субъектов образовательного процесса.

Первые упоминания о модерации содержатся в работе немецких авторов K. Klebert, E. Schrader, W.G. Straub. Она интерпретировалась ими как универсальная социальная и коммуникативная технология, эффективная для использования в бизнесе, в политике, в духовных практиках и ином для организации процесса принятия решения. Авторы показали возможности применения технологии модерации в образовательном процессе для организации процесса свободной коммуникации, обмена мнениями, в ходе которого у участников общения происходят глубокое осмысление тех или иных содержательных блоков знания, придание новым знаниям активного статуса [1]. Активный статус знания – необходимое условие формирования умений и навыков, готовности их применять в конкретной практической ситуации, в том числе и в ситуации неопределенности, когда при принятии решения информации недостаточно или она полностью отсутствует. Поскольку компетенция включает когнитивную составляющую (знания, умения, навыки), а также эмоциональную и волевую составляющие, то можно сказать, что модерация является инструментом и благоприятным условием для формирования компетенций – общекультурных, профессиональных.

Модерация в обучении – это субъект-субъектный процесс, в ходе которого модератор на принципах сотрудничества организует работу группы, осваивающей новое предметное содержание. Он стимулирует активное участие в процессе освоения нового знания на основе принципа интерактивности и формирует у каждого обучающегося компетенцию, связанную с формированием навыка, относящегося к усвоению данного предметного блока знаний. Активность участников обеспечивается за счет ликвидации иерархии и доминирования в группе, включая ликвидацию власти самого модератора, запрет для всех участников процесса, в том числе и для модератора, оценивать групповое взаимодействие [2]. При модерации нет лидеров и аутсайдеров, и все в одинаковой степени могут влиять на результат групповой работы. Сам модератор не является ни лидером коммуникации, ни лидером мнения. Он катализатор обсуждения, персональной активности каждого члена группы, организатор эффективной коммуникации, при которой актуализируется внутренний потенциал каждого обучающегося, выявляются скрытые возможности и нереализованные умения. Цель коммуникации в модерировании – это, с одной стороны, направлять и структурировать интерактивное сотрудничество обучающейся группы с помощью вербальных и визуальных знаков, с другой – создавать психологически комфортную атмосферу для интерактивности – дружескую, доброжелательную, способствующую открытости и обмену, согласованным совместным действиям [3, с. 84].

Внедрение технологии модерации в образовательный процесс требует специальных компетенций как преподавателя, так и обучающихся.

Цель исследования – выявить оптимальные способы формирования у обучающихся компетенции модерации.

Материалы и методы исследования

Для реализации цели были использованы проектный метод, прогностический метод, анкетирование, метод кейсов, метод стандартизированного тестирования, метод включенного наблюдения, общенаучные теоретические методы анализа и синтеза.

Инновационной площадкой для реализации проекта «Модерация в портфеле проектов образовательной дисциплины» стала учебная дисциплина «Риторика». Проект был внедрен в Уральском юридическом институте МВД России. Модерация выступила организационно-педагогическим условием эффективного формирования у обучающихся общекультурной компетенции ОК-7 «способность осуществлять профессиональные коммуникации юриста; знать условия эффективной речевой коммуникации; вербальные и невербальные средства коммуникации; требования, предъявляемые к речи юриста; виды делового общения, методику его организации и проведения».

Образовательный проект внедрения технологии модерации был реализован как совместная и согласованная учебно-познавательная и коммуникативная деятельность преподавателя и обучающихся, имеющая общую цель, направленность на достижение конкретного нового результата деятельности. Результатом проекта стало формирование особой субъект-субъектной образовательной среды на принципах модерации как интенсивного коммуникативного интерактивного процесса, при котором происходят сотрудничество участников обучения и преподавателя, взаимная поддержка, между ними формируются внутренние связи и отношения, общие ценности и интересы, посредством этого создается высокая мотивация к обучению, к получению практических навыков, к формированию компетенции, раскрывается скрытый потенциал участников образовательного процесса.

Структура деятельности по реализации образовательного проекта предполагает следующие этапы: подготовительный этап, этап начальной реализации проекта, этап группового взаимодействия, этап рефлексии и закрытия проекта.

На подготовительном этапе проекта внедрения модерации в образовательный процесс ведущую роль играл инициатор и организатор проекта преподаватель, который выявил ключевую проблему, разработал оригинальную концепцию проекта, определил цель проектной деятельности, конкретный результат и способы его диагностики, перечень элементов для контроля качества реализации проекта и критерии качества, круг участников проекта, команду проекта, руководителя команды, его полномочия и меру ответственности, принципы взаимодействия участников проекта, сроки реализации проекта и необходимые ресурсы, риски проекта и способы их минимизации, наметил процедуры и технологии контроля качества, состав и объем работ проекта, его календарный план.

Подготовительный этап проекта начинается со стадии признания необходимости инициации проекта. На этом этапе было проведено анкетирование обучающихся, которое показало качество стандартных коммуникаций в обучении и выявило проблему, для решения которой разрабатывается проект.

Традиционные коммуникации в образовательном процессе, как показало анкетирование, характеризуются слабой степенью осознания ценности совместного обсуждения и высокой степенью отчужденности обучающихся между собой и преподавателем. Субъекты обучения выступают как разрозненные пользователи некоторой единой информационной среды, которую они используют, чтобы формулировать сообщения друг другу и проводить обсуждения. Низкая степень осознания обучающимися нового знания как личностно и профессионально значимого приводит к тому, что процесс обучения выстраивается асимметрично и наибольшую потребность в осуществлении деятельности проявляет преподаватель, именно он извне задает деятельность обучающимся, и эта деятельность оказывается детерминированной преимущественно внешними по отношению к обучающимся условиями. Преподаватель в такой системе коммуникации рассматривается обучающимися как консультант, способный предоставить необходимые ресурсы для осуществления деятельности. Субъект-субъектное взаимодействие строится с доминированием детерминирующей образовательный процесс субъектности преподавателя.

Концепция проекта: технология модерации трансформирует асимметричность процесса обучения и приводит к реальному равноправию субъектов процесса за счет смещения аксиологической шкалы. При модерации каждый участник понимает себя и каждого из обучающихся как ценного и полезного в общем процессе. Субъект-субъектные взаимодействия при модерации – это одновременно и результат активности участников, и источник этой активности. Таким образом, модерация повышает уровень субъектности обучающейся группы, эффективность совместной целенаправленной деятельности модератора и обучающихся.

Проект внедрения в образовательный процесс модерации определяется логикой формирования субъект-субъектных отношений внутри группы, логикой формирования сообщества. В качестве цели проекта была выдвинута следующая: сформировать компетенцию модерации в рамках образовательной дисциплины «Риторика».

В качестве задач проекта были определены следующие: разработать и апробировать в опытно-экспериментальных условиях способы внедрения технологии модерации в процесс обучения, а также проверить результативность разработанной нами модели содержания процесса подготовки модераторов.

Проект внедрения модерации в образовательную дисциплину рассчитан на 4 месяца. Целевая аудитория проекта – курсанты Уральского юридического института МВД России, осваивающие дисциплину «Риторика», 50 человек. К стейкхолдерам проекта наряду с обучающимися относятся администрация, преподавательский состав вуза. Ожиданиями заинтересованных сторон проекта являются мотивированное результативное обучение, формирование общекультурной компетенции, предусмотренной программой дисциплины «Риторика».

Ключевые риски проекта – это инерционность внешней среды, высокая степень торможения, которую внешняя среда обеспечивает, представление администрации о владении той или иной коммуникативной технологией как властном ресурсе и о трансляции знаний, умений и навыков как утрате властного ресурса, степень осознанности интересов и потребностей у субъектов проекта внедрения модерации, адекватность коммуникации ценностям субъектов. Минимизировать риски позволяют четкая формулировка цели, результатов, разработка четких критериев оценки результатов.

Результаты исследования и их обсуждение

На этапе начальной разработки проекта происходит организация проектной деятельности обучающихся, что предполагает общее обсуждение идей проекта, конкретных направлений для разработки, целей и задач деятельности, формирование команды проекта, определение ролей участников в команде проекта, общих правил и норм взаимодействия, сроков поэтапных действий в ходе проекта, сроков разработки собственных диагностических материалов для оценки результативности проекта и др. На этом этапе деятельность обучающихся и преподавателя одинаково активная, однако преподаватель производит особую работу по организации активного и продуктивного обсуждения проекта, по выработке единых точек зрения на разные вопросы [4, c. 31].

В проекте, направленном на формирование модели обучения на основе коммуникаций модерации, логично обсуждение самого проекта выстраивать с использованием средств модерации, что станет началом работы по формированию навыков модерации. Поэтому на этапе начальной разработки проекта преподаватель – инициатор проекта проводит предварительную подготовку обучающихся к коммуникации при модерации, т.е. создает условия для внедрения модерации. Однако общим смыслом познания нового объекта в рамках учебного курса такая деятельность на этом этапе еще не наполнена, и происходит лишь освоение конкретных приемов модерации.

Система работы с обучающимися по формированию компетенции модерации включала в себя следующие блоки.

1. Обучение базовому умению модерации – способам формулировки вопросов, видам вопросов, ориентированности на адресата, мотивирующему потенциалу вопросов, содержательной стороне формулировок вопросов и их расположению в процессе модерации таким образом, чтобы последовательность вопросов приводила к фактической разработке темы, заявленной к обсуждению.

2. Обучение исходному методу модерации – организации мозгового штурма, или «брейнсторминга», активизирующему порождение идей. В этом блоке ключевыми к формированию были умения отделять процесс генерирования идей от их критической оценки, сортировать, ранжировать, визуализировать идеи, прорабатывать и развивать их.

3. Обучение методу активного слушания, повышающему внимательность модератора к высказываниям участников группы, толерантность, деликатность, эмпатийность, психологическую комфортность коммуникации.

4. Обучение методам качественной обратной связи, позволяющей корректировать дальнейшие действия участников коммуникации и улучшать эмоциональный фон групповой работы, предоставлять содержательно значимую информацию относительно способов действия, ведущих к решению проблемы [5, c. 119].

5. Обучение принципам сотрудничества, т.е. эффективному взаимодействию в целях достижения результата, методам оказания взаимной поддержки, помощи – информационной и психологической, способам развития выдвинутых при обсуждении темы идей, способам соединения индивидуальных действий для выполнения совместной работы, формированию умения находить у участников коммуникации точки соприкосновения, общие ценности, пониманию взаимной ответственности за предпринимаемые действия и результаты.

6. Обучение работать с содержанием высказываний участников коммуникации. Формируются умения подхватывать и развивать идеи, позиционировать их, решительно продвигать высказанные участниками идеи, видеть и устанавливать связи между высказанными идеями; держать фокус обсуждения, концентрироваться на проблеме, сводить воедино всю полученную информацию, формулировать ясно, понятно, однозначно.

7. Обучение таймингу, умению учитывать фактор времени, что позволяет модератору добиться высокого коэффициента использования времени обсуждения, держать высокий темп обсуждения, минимизировать паузы.

8. Обучение способам предупреждения и минимизации конфликтов, при которых противоречивые стремления участников модерации способны нанести социально-психологический ущерб какому-то из субъектов обсуждения, к примеру занизить его престиж, привести к осуждению группой, показав, например, несостоятельность доводов.

Обучение модерации осуществляется в режиме тренинга, в котором преподаватель выступает в качестве модератора. В идеальном случае коммуникативное поведение модератора должно стать образцовой моделью модераторской деятельности для участников.

На этапе начальной разработки проекта, на котором происходит вхождение участников в проект модерации, должен реализовываться принцип полного охвата, т.е. в групповом обсуждении занятий, построенных по системе модерации, должны принимать участие все обучающиеся. Например, на занятии каждый обучающийся должен высказывать свое мнение о тех или иных аспектах модерации (собственная рефлексия, мнения о формах модерации, эффективности обучения, построенного на принципах модерации, и др.) [6, с. 143].

Следующий этап внедрения проекта – этап группового взаимодействия, и на этом этапе деятельность обучающихся по большей части определяется преподавателем, а потому образовательное сообщество, создаваемое на основе принципов модерации, будет таковым лишь номинально: коммуникацию модерации ведет преподаватель, и он включает в нее обучающихся. Стратегическое направление заключается в формировании у каждого участника группы навыка самому формировать, инициировать модераторскую коммуникацию, а не только быть включенным в нее. Стратегическая задача реализуется через этап работы во временных микрогруппах, которая позволяет все большему количеству обучающихся выполнять роль модератора, организатора модерации, а преподавателю – консультировать модераторов, координировать их работу и направлять ее. Также на этом этапе реализации проекта происходят рефлексия результатов деятельности участниками модерации, обсуждение качества коммуникации.

На этапе группового взаимодействия формируется понимание эффективности целенаправленной, мотивированной и результативной индивидуальной и совместной деятельности, эффективности непосредственных коммуникативных связей между всеми участниками модерации, сотрудничества и взаимной поддержки.

После того как внедрены педагогические условия формирования компетенции модерации в экспериментальной группе, происходит диагностика результативности работы, эффективности тех или иных педагогических условий формирования компетенции. В качестве диагностических материалов использовались кейсы, описывающие конфликтные ситуации в образовательных коммуникациях; решение проблемы надо было найти, переведя коммуникацию в режим модерации. Диагностические карты содержали оценочные шкалы от 0 до 6 (0 – компетенция не сформирована, 1 – компетенция сформирована на низком уровне, 2 – компетенция сформирована на достаточном среднем уровне, 3 – компетенция сформирована на достаточном уровне выше среднего, 4 – компетенция сформирована на достаточном высоком уровне, 5 – компетенция сформирована на продвинутом уровне, 6 – компетенция сформирована на профессиональном уровне). Каждому диагностическому уровню соответствовали подробные описания оценочных параметров по системным блокам формирования компетенции модерации, таким как: 1) работа с вопросами, 2) организация мозгового штурма, 3) активное слушание, 4) установление обратной связи, 5) организация сотрудничества, 6) работа с содержанием высказываний участников коммуникации, 7) тайминг, 8) работа с конфликтами.

По окончании проведения диагностических процедур были получены следующие результаты. У всех курсантов в экспериментальной группе компетенция сформирована. Преобладающее количество испытуемых обладают уровнем 4, компетенция сформирована на достаточном высоком уровне у 32 курсантов (64%). 12 курсантов (24%) имеют уровень сформированности компетенции выше среднего, и 6 курсантов (12%) – продвинутый. В контрольной группе, где проект внедрения не осуществлялся, но проходил тренинг по технологии модерации, результаты отличаются: 3 курсанта (6%) показали несформированность компетенции, 24 курсанта (48%) – сформированность компетенции на низком уровне, 17 курсантов (34 %) – на достаточном среднем, 5 курсантов (10%) – на достаточном уровне выше среднего, 1 курсант (2%) – на высоком уровне.

Также на основании методики А.А. Реана и В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой [7] применительно к дисциплине «Риторика», в рамках которой в экспериментальной группе занятия проходили с применением технологии модерации, а в контрольной группе – без использования этой технологии, хотя и с применением других методик активного обучения, была проведена диагностика учебной мотивации студентов. В экспериментальной группе по шкале «Коммуникативные мотивы» показатель в 2,7 раза превосходит показатель контрольной группы, по шкале «Мотивы творческой самореализации» показатели экспериментальной группы превосходят в 3,1 раза, а по шкале «Учебно-познавательные мотивы» – в 2,3 раза показатели контрольной группы.

На этапе закрытия проекта была произведена глубокая рефлексия над процессами проекта, дана оценка работы членов проектной команды, проанализирован опыт и обобщены результаты проекта в статьях, запланирован обмен опытом на конференциях. Анализ модерации как проектной деятельности позволяет лучше понять природу активности обучаемых, совместной деятельности и структуру компетенций, которые формируются у обучающегося.

Заключение

Оптимальным способом формирования у обучающихся компетенции модерации является деятельность в рамках таких содержательных блоков, как работа с вопросами, организация мозгового штурма, активное слушание, установление обратной связи, организация сотрудничества, работа с содержанием высказываний участников коммуникации, тайминг, работа с конфликтами. Предлагаемая содержательная модель результативно формирует составляющие компоненты общей компетенции модерации. Эффективным способом формирования компетенции является работа в группе, организованная по принципу самообучения. Первоначально преподаватель включает группу в процесс модерации, а в последующем обучении применяется метод ролевой игры, при котором организатором модерации оказывается каждый участник группы.

Проект внедрения модерации в образовательный процесс показывает ресурсы модерации как инструмента для роста субъектности обучающихся и как фактора, интенсифицирующего процесс обучения и повышающего его эффективность. Новые коммуникативные технологии имеют потенциал для решения конкретных учебных ситуаций в вузовском обучении. Кроме того, внедрение модерации в образовательный процесс позволяет устранить разрыв между интенсивным развитием в социуме новых интерактивных и симметричных по своей внутренней структуре коммуникационных технологий, ориентированных на партнерство и сотрудничество, и преобладанием в обучении классических несимметричных директивных коммуникаций субъект-объектной структуры.

Внедрение коммуникаций модерации повышает роль преподавателя вуза как коммуникатора, способного вести учебный процесс в режиме совместного действия и высокой мотивированности самообучения. Развитие средств и форм коммуникации позволяет решить проблему обновления образования.


Библиографическая ссылка

Макович Г.В. МОДЕРАЦИЯ В ПОРТФЕЛЕ ПРОЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32552 (дата обращения: 29.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674