Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ В РАЗВИТИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воронина И.А. 1
1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа №129"
Статья посвящена рассмотрению вопросов развития у обучающихся 10–11-х классов гражданской идентичности. Педагогический акцент сделан на применении принципа образовательной событийности в обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности. Обращение к феномену образовательной событийности, предполагающей опору в учебно-воспитательном процессе на реальные явления, имеющие смысл и ценность для школьника, обеспечивает повышение эффективности процесса развития гражданской идентичности у старшеклассников. Исходной методологической позицией предлагаемой методики является единство урочной и внеурочной деятельности, образующей культуропорождающую образовательную среду, обогащенную личностными смыслами и ценностями, эмоциональными контактами и диалогическим взаимодействием. Используемый культурологический принцип сочетается с природосообразностью, междисциплинарностью, краеведением. Содержание каждого образовательного события раскрывается в аксиологическом, когнитивном и деятельностном аспектах, что нашло отражение в критериях итоговой диагностики полученных результатов. Процесс развития гражданской идентичности на основе идей образовательной событийности представляет логическую последовательность этапов, сопряженных с разными категориями образовательных событий. На основании авторской методики определены и обоснованы виды образовательных событий: событие – отношение, событие – знание, событие – действие. Каждому из обозначенных видов образовательных событий соответствует своя приоритетная доминанта влияния ценностно-смыслового, когнитивного, праксиологического характера. Охарактеризованы педагогические особенности организации деятельности старшеклассников на каждом этапе развития у них гражданской идентичности. Обоснована личностная значимость образовательных событий для обучающихся общеобразовательной школы.
образовательное событие
ценности
смыслы
культурологичность
аксиологичность
гражданская идентичность
безопасность жизнедеятельности
1. Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022г. №732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405172211/ (дата обращения: 10.02.2023).
2. Асмолов А.Г., Карабанова О.А., Марциновская Т.Д. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии: в 2 ч. Ч. 1. / Под общ. ред. А.Г. Асмолова. М.: Федеральный ин-т развития образования, 2011. 112 с.
3. Абдулатипов Р.Г., Михайлов В.А. Россия в XXI веке: общенациональный ответ на национальный вопрос: монография. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2015. 100 с.
4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006. 344 с.
5. Воспитание гражданской идентичности сельских школьников: опыт региональной инновационной площадки: учебно-методическое пособие / под ред. Л.В. Байбородовой, А.В. Репиной. Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2013. 268 с.
6. Картавых М.А., Арефьева С.В., Петрова Е.Н. Эколого-краеведческий подход в образовании в области безопасности жизнедеятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №75-4. С. 119-122.
7. Картавых М.А., Воронина И.А., Аракелян А.А. Воспитательный потенциал школьного курса основ безопасности жизнедеятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-1. С. 171-174.
8. Картавых М.А., Камерилова Г.С., Воронина И.А. Формирование гражданской идентичности как актуальная проблема современного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-3. С. 111-114.
9. Эльконин Б.Д., Архипов Б.А., Островерх О.С., Свиридова О.И. Современность и возраст. М.: Авторский клуб, 2015. 60 с.
10. Крылова Н.Б. Уровни проявления событийности образования // Событийность в образовательной и педагогической деятельности: сб. / Под ред. Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной. Вып.1(43). 2010. С.147-155.
11. Куркин Е.Б. Событийное образование - технология будущего // Образовательная политика. 2016. №1 (71). С. 24-33.
12. Волкова Н.В. Образовательная событийность: формирование концепта и гипотезы // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6-2 (25). С.167-168.
13. Слободчиков В.И. Событийная образовательная общность – источник развития и субъект образования // Событийность в образовательной и педагогической деятельности: сборник статей / Под ред. Н.Б. Крыловой, М.Ю. Жилиной. 2010. Вып.1(43). С. 5-14.
14. Прозументова Г.Н. Образовательные инновации: феномен «личного присутствия» и потенциал управления: (опыт гуманитарного исследования): монография. Томск: ТГУ, 2016. 416 с.

Гражданская идентичность, составляющая, согласно велениям времени и содержанию обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [1] неотъемлемую часть патриотизма, предполагает «осознание каждой личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства» [2, с. 7] и имеет глубокий личностный смысл. Гражданская идентичность для россиян имеет фундаментальное значение, поскольку, объединяя многонациональное, многоконфессиональное и поликультурное население страны, является важнейшим условием сохранения стабильности и государственности, поступательного развития. Наблюдаемый кризис гражданской идентичности (Р.Г. Абдулатипов, А.Г. Асмолов, Э. Эриксон) сопровождается неустойчивостью общественного сознания, неопределенностью ценностных ориентаций, особенно характерных для молодых людей, вступающих во взрослую жизнь и определяющих свою гражданскую позицию в отношении своей роли в жизни страны, защиты ее интересов [2, 3, 4].

В связи с этим вопросам развития гражданской идентичности у старшеклассников необходимо уделять приоритетное внимание, что и нашло отражение в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина» и федеральных образовательных стандартах общего образования. Переход к социальному конструированию гражданской идентичности в образовательной системе послужит базовой предпосылкой укрепления государственности [4].

Существенный вклад в решение данной проблемы может внести образование в области безопасности жизнедеятельности, поскольку современная сложная геополитическая ситуация требует нового подхода к трактовке безопасности. Безопасность должна рассматриваться с точки зрения настоятельной необходимости в защите общественных отношений, обеспечивающих прогрессирующее развитие личности, общества и государства, защиту национальных интересов. По мнению Л.В. Байбородовой, М.А. Картавых, школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» является «важнейшим рычагом», осуществляющим поворот к удовлетворению острейших национальных запросов общества [5, 6, 7].

Признавая неоспоримость гражданской идентичности, следует отметить недостаточность внимания исследователей к ценностным образовательным смыслам ее развития у обучающихся старших классов. А ведь именно сформированная эмоционально-ценностная мировоззренческая платформа служит своего рода социальным навигатором общественной жизни выпускника. Данное обстоятельство потребовало обращения к феномену образовательной событийности, предполагающей опору в учебно-воспитательном процессе на реальные явления, имеющие личностный смысл и ценность для школьника. Яркие и волнующие образовательные события, связанные с исторической памятью, современной ситуацией, мечтами о будущем, имеют большое значение в жизни человека.

Цель исследования состояла в обосновании роли образовательных событий в развитии гражданской идентичности обучающихся старших классов при обучении безопасности жизнедеятельности.

Теоретической базой исследования послужили публикации Л.И. Байбородовой, Г.С. Камериловой, М.А Картавых, А.В. Репиной [5, 8]. В работах авторов подчеркивается, что образовательная событийность выступает в качестве одной из важнейших идей совершенствования учебно-воспитательного процесса. Б.Д. Эльконин, Б.А. Архипов, О.С. Островерх, О.И. Свиридова характеризуют событийность как фундаментальный подход и базу педагогических исследований [9]. Н.Б. Крылова относит событийность к одной из лично значимых культуросообразных идей образования, поскольку она обеспечивает уникальность личностного роста обучающегося [10]. В трудах Е.Б. Куркина событийность связывается с формированием личностных результатов, поскольку педагогическое событие становится эффективным фактором становления личности [11].

Сущность образовательной событийности, как следует из анализа подходов исследователей, состоит в смысловом обогащении личного опыта и ценностных отношений обучающихся, что определяет глубокую внутреннюю мотивацию обучения, а значит, и его эффективность. Образовательное событие в понимании Н.В. Волковой представляет собой специально организованное участие субъектов образования в совместной деятельности, открывающее каждой из сторон «себя», своего личного отношения, сильных переживаний, создании «нового» [12].

Включение образовательных событий в учебно-воспитательный процесс означает точку зрения на мир, которая разделяется с другими; то есть это не только «бытие – в мире», но, что самое главное, «бытие – с другими», построенное на ценностно-смысловой основе (М. Хайдеггер). В.И. Слободчиков делает акцент на образовании событийной общности, которая может возникать лишь в условиях постоянного взаимодействия ее участников на условиях диалога, доверия и сопереживания [13].

Анализируя теоретические основы образовательной событийности, следует отметить большой вклад Г.Н. Прозументовой, которая обращает особое внимание на личное начало образования и ценностно-смысловое содержание учебной деятельности [14]. Следовательно, образовательным событием становится не каждое школьное мероприятие, а значимая для всех участников ситуация, которая означает диалог ценностно-смысловых отношений, эмоционально-чувственных переживаний, которые позволят осуществить «психологический прорыв», выход за пределы актуального личностного опыта.

Материалы и методы исследования. Материалами исследования проблемы развития гражданской идентичности на основе идей образовательной событийности послужили экспериментальные данные, полученные в ходе опытной работы в общеобразовательных школах № 3, 29, 129, 137 г. Нижнего Новгорода. В процессе работы использовались общенаучные, психолого-педагогические и практические методы, а также инструментарий педагогического моделирования. Среди приоритетных психолого-педагогических методов исследования были выбраны психолого-педагогическое наблюдение, проведение диагностических бесед, анкетирование и тестирование, которые составили основу педагогического эксперимента. В процессе педагогического моделирования была разработана теоретическая модель развития гражданской идентичности учащихся 10–11-х классов при обучении основам безопасности жизнедеятельности на основе применения принципа образовательной событийности. Педагогический эксперимент строился на основе внедрения в практику обучения основам безопасности жизнедеятельности в 10–11-х классах разработанной теоретической модели. При этом сама гражданская идентичность как необходимый образовательный результат старшеклассников рассматривалась в качестве независимой (уравниваемой) переменной, а декларируемая нами образовательная событийность выступала в виде зависимой (варьируемой) переменной.

При анализе сущности и структуры гражданской идентичности применялся аксиологический подход, позволивший акцентировать внимание на ценностно-смысловых аспектах данного понятия и оценить значимость образовательных событий в школьной жизни. Благодаря включению в учебный процесс образовательной событийности актуализировался смысл деятельности, усилилась яркость восприятия совместного гражданского действия, появились предпосылки качественного изменения личности обучающихся.

Результаты исследования и их обсуждение. Образовательную событийность мы рассматриваем как инновационную стратегию конструирования учебно-воспитательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности в старших классах. Ее смысл заключается в разработке и включении в деятельность школы системы образовательных событий естественно-научной и социальной направленности, каждое из которых вносит существенный вклад в личностное развитие. При этом мы исходим из неразрывного единства урочной и внеурочной деятельности, обеспечивающего культурообразующую образовательную среду, соединяющую педагогические достоинства уроков и свободного взаимодействия школьников за их пределами.

Культурологический принцип, сопряженный с аксиологичностью, дополняется в нашей работе природосообразностью, предполагающей учет возрастных и психологических особенностей старшеклассников. У выпускников общеобразовательной школы появляется новая социальная ситуация развития, связанная с активным самоопределением, выбором своего жизненного пути. Помыслы школьников старших классов обращены в будущее, они озабочены поиском своего места в социальной реальности, выработкой ценностных ориентаций и отношений, жизненных смыслов. Появляется желание к коллективному решению социально значимых проблем, возрастает оценка учебного процесса с точки зрения его перспектив для будущей успешной самореализации. Ценностно-смысловая и эмоциональная направленность содержания деятельности по развитию гражданской идентичности определяется также использованием краеведческого подхода. Глобальные и национальные проблемы идентичности рассматриваются через призму своего ближайшего окружения. Именно события героического прошлого своего родного края, истории своей малой родины и семьи, культурного и природного наследия служат основой формирования гражданской ответственности за ее благополучие и сохранение национальных традиций, накопленных опытом предшествующих поколений той земли, на которой человек родился и вырос. Данный принцип нашел отражение в отборе образовательных событий для учебного процесса курса основ безопасности жизнедеятельности.

Содержательная основа образовательных событий раскрывалась в единстве трех аспектов: ценностно-смыслового, когнитивного, деятельностного. Ценностно-смысловой аспект обеспечивал осознание обучающимися личного и социального смысла события как фактора развития гражданской идентичности в современной национальной культуре, концентрирующего мировоззренческое содержание обучения по безопасности жизнедеятельности. Когнитивный аспект отражал систему междисциплинарных знаний в сфере гражданско-патриотической направленности курса основ безопасности жизнедеятельности, включая краеведческий материал. Деятельностный аспект ориентирует обучающихся на активное участие в образовательных событиях, предполагающих со-причастность старшеклассников к происходящему, осознание его смысла.

Учебно-воспитательный процесс, объединяющий уроки и внеурочную деятельность по развитию гражданской идентичности, строился в соответствии с последовательными этапами: мотивационно-целевым, информационно-познавательным, творческо-деятельностным.

Мотивационно-целевой этап сопряжен с категорией «образовательное событие – отношение», поскольку его доминантой выступают ценности и смыслы, формируются эмоционально-чувственные отношения. Центральными образовательными событиями, раскрывающими социальные и личностные смыслы защиты окружающей среды, учитывая региональную специфику Нижегородской области, является празднование Дня народного единства под слоганом «Праздник, рожденный в нашем городе» и Дня национального объединения, а также Дня национального единства, имеющего для обучающихся-нижегородцев личностную значимость, понимание сопричастности к событиям четырехсотлетней давности. В качестве основных локаций выбраны: мультимедийный парк «Россия – моя история» и Нижегородский государственный художественный музей, в котором экспонируется картина К.Е. Маковского «Воззвание Минина к народу». Другим важным образовательным событием явился экологический флешмоб «Связанные “живой цепью”». Он посвящен сохранению памятника природы «Стригинский Бор», испытывающего сильную антропогенную нагрузку. Название образовательного события отражает всеобщую взаимосвязь природы и человека и ассоциируется с понятием пищевой (трофической) цепи, изучаемой в школьных учебных дисциплинах естественно-научной направленности.

Информационно-познавательный этап учебно-воспитательного процесса по развитию гражданской идентичности в школьном курсе основ безопасности жизнедеятельности сопряжен с категорией «образовательное событие – знание». Здесь происходит доминирование интегративной когнитивной базы обучения, поэтому преобладает урочная деятельность с изучением основ обороны государства и подготовки к военной службе. На уроках основ безопасности жизнедеятельности, в соответствии с их тематикой, в контексте развития у обучающихся гражданской идентичности обращается внимание на вопросы обеспечения экологической безопасности территорий на глобальном, региональном и локальном уровнях, а также на мужество и героизм граждан нашей страны, проявленные во время ведения боевых действий в период войн (подвиги солдат Великой Отечественной войны), контртеррористических (спасение заложников в Беслане, Буденновске, «Норд-Ост») и миротворческих операций (марш-бросок и захват российским миротворческим контингентом аэропорта «Слатина» в столице Косово городе Приштина); в мирное время при спасении людей на водах и при пожарах, в том числе подвиги детей – героев-спасателей (клуб «Хромая лошадь» в Перми, торговый центр «Зимняя вишня» в Кемерово), потерпевшим в дорожно-транспортных происшествиях, авиакатастрофах (Казань, 2013 г.) и кораблекрушениях (теплоход «Булгария»), при обрушении зданий (Москва, Магнитогорск), вооруженных нападениях на образовательные организации (Казань, Пермь, 2021 г.); знаковые события в международных отношениях и общественные акции («разворот над Атлантикой» Е.М. Примакова).

Основные образовательные события проектируются в виде круглого стола с элементами панельной дискуссии «Мои гражданские права и обязанности в обеспечении безопасности», дебатов по теме «Контрактная Российская армия: преимущества и недостатки – моя гражданская позиция», диспута «Современные экологические инициативы» и др. При этом обращается самое пристальное внимание на символику и традиции воинских подразделений, проявление патриотизма, героизма, воинского братства, дружбы, взаимовыручки. Именно на этом этапе развития гражданской идентичности у обучающихся средней школы в обучении основам безопасности жизнедеятельности большое значение имеют групповые формы и технологии деятельности. Серьезное внимание на уроках основ безопасности жизнедеятельности уделяется проблемно-ценностному общению в виде круглых столов, дебатов, диспутов, а также общению во внеурочное время с использованием социальных сетей «ВКонтакте», «Одноклассники», «Мой Мир» и др.

Творческо-деятельностный этап сопряжен с категорией образовательное «событие – действие», где приоритет отдается различным видам социально значимой активности и проблемно-ценностного общения. Проектируемые образовательные события приурочены к гражданским акциям по празднованию Дня защитника Отечества, Дня Победы, «Бессмертный полк», выполнению проекта «Формирование комфортной городской среды», «Марш парков». Акцентируется внимание на групповой и индивидуальной формах и технологиях деятельности, направленных на развитие у обучающихся средней школы гражданской идентичности в обучении основам безопасности жизнедеятельности.

Для оценки значения образовательных событий в развитии гражданской идентичности старшеклассников при обучении безопасности жизнедеятельности были выбраны экспериментальный и контрольный классы, которые соответственно обучались по авторской и традиционной методике. Обобщенный критерий оценки уровня сформированности гражданской идентичности (высокий, средний, низкий) разрабатывался нами исходя из содержания и объединял ценностно-смысловой, когнитивный и деятельностный аспекты. При разработке критериев оценки уровней развития гражданской идентичности обучающихся 10–11-х классов мы опирались на разработанную А.Г. Асмоловым, Л.В. Байбородовой, А.В. Репиной [2, 5] структуру гражданской идентичности, адаптировав ее под содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» средней школы.

Полученные результаты убедительно свидетельствуют о ценности и эффективности использования идей образовательной событийности. Если в начале обучения школьники и контрольной, и экспериментальной групп показывали в целом недостаточный уровень (низкий (62%) и средний (24%)), то по завершении эксперимента ситуация кардинально изменилась. Обучающиеся экспериментального класса демонстрировали уровни: 18% – низкий; 58% – средний, 24% – высокий; контрольного класса соответственно: 33%, 55%, 12%. Расчет коэффициента Стьюдента, составившего 2,57, убедительно доказывает достоверность полученных результатов педагогического эксперимента и целесообразность выбора принципа образовательной событийности при развитии у старшеклассников гражданской идентичности. Успешные старшеклассники экспериментального класса обладают внутренней устойчивой мотивацией, сформированностью ценностных мировоззренческих позиций по отношению к гражданской идентичности, знаниями и способностью к творческому решению проблем высокой гражданской значимости.

Заключение. Цель, определенная в начале работы, достигнута. Идеи образовательной событийности, широко обсуждаемые в педагогическом сообществе, показали свою высокую значимость в развитии гражданской идентичности старшеклассников при изучении школьного курса основ безопасности жизнедеятельности. Благодаря им происходит обогащение образовательного процесса эмоциями, ценностями и смыслами, что способствует формированию высокой мотивации, познавательного интереса к гражданским событиям, готовности к участию в социальных акциях и движениях. Использование в учебном процессе лично и социально значимых образовательных событий обеспечивает формирование у выпускников школ мировоззренческих установок на успешность самоопределения в родной стране, готовность к обеспечению ее безопасности. Эффективность введения образовательных событий на уроках и во внеурочной деятельности зависит от их грамотного проектирования, которое обосновывается современными принципами, актуальным содержанием, последовательной этапностью совместной деятельности. Комплексное применение приведенных выше методов исследования, организация и полученные позитивные результаты педагогического эксперимента позволили судить об адекватности разработанной методики развития у старшеклассников гражданской идентичности на основе включения их в образовательные события. Возможность тиражирования предложенной методики предоставляет возможность ее широкомасштабного внедрения в учебный процесс российских школ с учетом региональной специфики.


Библиографическая ссылка

Воронина И.А. ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ В РАЗВИТИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32534 (дата обращения: 29.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674