Гражданская идентичность, составляющая, согласно велениям времени и содержанию обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [1] неотъемлемую часть патриотизма, предполагает «осознание каждой личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства» [2, с. 7] и имеет глубокий личностный смысл. Гражданская идентичность для россиян имеет фундаментальное значение, поскольку, объединяя многонациональное, многоконфессиональное и поликультурное население страны, является важнейшим условием сохранения стабильности и государственности, поступательного развития. Наблюдаемый кризис гражданской идентичности (Р.Г. Абдулатипов, А.Г. Асмолов, Э. Эриксон) сопровождается неустойчивостью общественного сознания, неопределенностью ценностных ориентаций, особенно характерных для молодых людей, вступающих во взрослую жизнь и определяющих свою гражданскую позицию в отношении своей роли в жизни страны, защиты ее интересов [2, 3, 4].
В связи с этим вопросам развития гражданской идентичности у старшеклассников необходимо уделять приоритетное внимание, что и нашло отражение в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина» и федеральных образовательных стандартах общего образования. Переход к социальному конструированию гражданской идентичности в образовательной системе послужит базовой предпосылкой укрепления государственности [4].
Существенный вклад в решение данной проблемы может внести образование в области безопасности жизнедеятельности, поскольку современная сложная геополитическая ситуация требует нового подхода к трактовке безопасности. Безопасность должна рассматриваться с точки зрения настоятельной необходимости в защите общественных отношений, обеспечивающих прогрессирующее развитие личности, общества и государства, защиту национальных интересов. По мнению Л.В. Байбородовой, М.А. Картавых, школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» является «важнейшим рычагом», осуществляющим поворот к удовлетворению острейших национальных запросов общества [5, 6, 7].
Признавая неоспоримость гражданской идентичности, следует отметить недостаточность внимания исследователей к ценностным образовательным смыслам ее развития у обучающихся старших классов. А ведь именно сформированная эмоционально-ценностная мировоззренческая платформа служит своего рода социальным навигатором общественной жизни выпускника. Данное обстоятельство потребовало обращения к феномену образовательной событийности, предполагающей опору в учебно-воспитательном процессе на реальные явления, имеющие личностный смысл и ценность для школьника. Яркие и волнующие образовательные события, связанные с исторической памятью, современной ситуацией, мечтами о будущем, имеют большое значение в жизни человека.
Цель исследования состояла в обосновании роли образовательных событий в развитии гражданской идентичности обучающихся старших классов при обучении безопасности жизнедеятельности.
Теоретической базой исследования послужили публикации Л.И. Байбородовой, Г.С. Камериловой, М.А Картавых, А.В. Репиной [5, 8]. В работах авторов подчеркивается, что образовательная событийность выступает в качестве одной из важнейших идей совершенствования учебно-воспитательного процесса. Б.Д. Эльконин, Б.А. Архипов, О.С. Островерх, О.И. Свиридова характеризуют событийность как фундаментальный подход и базу педагогических исследований [9]. Н.Б. Крылова относит событийность к одной из лично значимых культуросообразных идей образования, поскольку она обеспечивает уникальность личностного роста обучающегося [10]. В трудах Е.Б. Куркина событийность связывается с формированием личностных результатов, поскольку педагогическое событие становится эффективным фактором становления личности [11].
Сущность образовательной событийности, как следует из анализа подходов исследователей, состоит в смысловом обогащении личного опыта и ценностных отношений обучающихся, что определяет глубокую внутреннюю мотивацию обучения, а значит, и его эффективность. Образовательное событие в понимании Н.В. Волковой представляет собой специально организованное участие субъектов образования в совместной деятельности, открывающее каждой из сторон «себя», своего личного отношения, сильных переживаний, создании «нового» [12].
Включение образовательных событий в учебно-воспитательный процесс означает точку зрения на мир, которая разделяется с другими; то есть это не только «бытие – в мире», но, что самое главное, «бытие – с другими», построенное на ценностно-смысловой основе (М. Хайдеггер). В.И. Слободчиков делает акцент на образовании событийной общности, которая может возникать лишь в условиях постоянного взаимодействия ее участников на условиях диалога, доверия и сопереживания [13].
Анализируя теоретические основы образовательной событийности, следует отметить большой вклад Г.Н. Прозументовой, которая обращает особое внимание на личное начало образования и ценностно-смысловое содержание учебной деятельности [14]. Следовательно, образовательным событием становится не каждое школьное мероприятие, а значимая для всех участников ситуация, которая означает диалог ценностно-смысловых отношений, эмоционально-чувственных переживаний, которые позволят осуществить «психологический прорыв», выход за пределы актуального личностного опыта.
Материалы и методы исследования. Материалами исследования проблемы развития гражданской идентичности на основе идей образовательной событийности послужили экспериментальные данные, полученные в ходе опытной работы в общеобразовательных школах № 3, 29, 129, 137 г. Нижнего Новгорода. В процессе работы использовались общенаучные, психолого-педагогические и практические методы, а также инструментарий педагогического моделирования. Среди приоритетных психолого-педагогических методов исследования были выбраны психолого-педагогическое наблюдение, проведение диагностических бесед, анкетирование и тестирование, которые составили основу педагогического эксперимента. В процессе педагогического моделирования была разработана теоретическая модель развития гражданской идентичности учащихся 10–11-х классов при обучении основам безопасности жизнедеятельности на основе применения принципа образовательной событийности. Педагогический эксперимент строился на основе внедрения в практику обучения основам безопасности жизнедеятельности в 10–11-х классах разработанной теоретической модели. При этом сама гражданская идентичность как необходимый образовательный результат старшеклассников рассматривалась в качестве независимой (уравниваемой) переменной, а декларируемая нами образовательная событийность выступала в виде зависимой (варьируемой) переменной.
При анализе сущности и структуры гражданской идентичности применялся аксиологический подход, позволивший акцентировать внимание на ценностно-смысловых аспектах данного понятия и оценить значимость образовательных событий в школьной жизни. Благодаря включению в учебный процесс образовательной событийности актуализировался смысл деятельности, усилилась яркость восприятия совместного гражданского действия, появились предпосылки качественного изменения личности обучающихся.
Результаты исследования и их обсуждение. Образовательную событийность мы рассматриваем как инновационную стратегию конструирования учебно-воспитательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности в старших классах. Ее смысл заключается в разработке и включении в деятельность школы системы образовательных событий естественно-научной и социальной направленности, каждое из которых вносит существенный вклад в личностное развитие. При этом мы исходим из неразрывного единства урочной и внеурочной деятельности, обеспечивающего культурообразующую образовательную среду, соединяющую педагогические достоинства уроков и свободного взаимодействия школьников за их пределами.
Культурологический принцип, сопряженный с аксиологичностью, дополняется в нашей работе природосообразностью, предполагающей учет возрастных и психологических особенностей старшеклассников. У выпускников общеобразовательной школы появляется новая социальная ситуация развития, связанная с активным самоопределением, выбором своего жизненного пути. Помыслы школьников старших классов обращены в будущее, они озабочены поиском своего места в социальной реальности, выработкой ценностных ориентаций и отношений, жизненных смыслов. Появляется желание к коллективному решению социально значимых проблем, возрастает оценка учебного процесса с точки зрения его перспектив для будущей успешной самореализации. Ценностно-смысловая и эмоциональная направленность содержания деятельности по развитию гражданской идентичности определяется также использованием краеведческого подхода. Глобальные и национальные проблемы идентичности рассматриваются через призму своего ближайшего окружения. Именно события героического прошлого своего родного края, истории своей малой родины и семьи, культурного и природного наследия служат основой формирования гражданской ответственности за ее благополучие и сохранение национальных традиций, накопленных опытом предшествующих поколений той земли, на которой человек родился и вырос. Данный принцип нашел отражение в отборе образовательных событий для учебного процесса курса основ безопасности жизнедеятельности.
Содержательная основа образовательных событий раскрывалась в единстве трех аспектов: ценностно-смыслового, когнитивного, деятельностного. Ценностно-смысловой аспект обеспечивал осознание обучающимися личного и социального смысла события как фактора развития гражданской идентичности в современной национальной культуре, концентрирующего мировоззренческое содержание обучения по безопасности жизнедеятельности. Когнитивный аспект отражал систему междисциплинарных знаний в сфере гражданско-патриотической направленности курса основ безопасности жизнедеятельности, включая краеведческий материал. Деятельностный аспект ориентирует обучающихся на активное участие в образовательных событиях, предполагающих со-причастность старшеклассников к происходящему, осознание его смысла.
Учебно-воспитательный процесс, объединяющий уроки и внеурочную деятельность по развитию гражданской идентичности, строился в соответствии с последовательными этапами: мотивационно-целевым, информационно-познавательным, творческо-деятельностным.
Мотивационно-целевой этап сопряжен с категорией «образовательное событие – отношение», поскольку его доминантой выступают ценности и смыслы, формируются эмоционально-чувственные отношения. Центральными образовательными событиями, раскрывающими социальные и личностные смыслы защиты окружающей среды, учитывая региональную специфику Нижегородской области, является празднование Дня народного единства под слоганом «Праздник, рожденный в нашем городе» и Дня национального объединения, а также Дня национального единства, имеющего для обучающихся-нижегородцев личностную значимость, понимание сопричастности к событиям четырехсотлетней давности. В качестве основных локаций выбраны: мультимедийный парк «Россия – моя история» и Нижегородский государственный художественный музей, в котором экспонируется картина К.Е. Маковского «Воззвание Минина к народу». Другим важным образовательным событием явился экологический флешмоб «Связанные “живой цепью”». Он посвящен сохранению памятника природы «Стригинский Бор», испытывающего сильную антропогенную нагрузку. Название образовательного события отражает всеобщую взаимосвязь природы и человека и ассоциируется с понятием пищевой (трофической) цепи, изучаемой в школьных учебных дисциплинах естественно-научной направленности.
Информационно-познавательный этап учебно-воспитательного процесса по развитию гражданской идентичности в школьном курсе основ безопасности жизнедеятельности сопряжен с категорией «образовательное событие – знание». Здесь происходит доминирование интегративной когнитивной базы обучения, поэтому преобладает урочная деятельность с изучением основ обороны государства и подготовки к военной службе. На уроках основ безопасности жизнедеятельности, в соответствии с их тематикой, в контексте развития у обучающихся гражданской идентичности обращается внимание на вопросы обеспечения экологической безопасности территорий на глобальном, региональном и локальном уровнях, а также на мужество и героизм граждан нашей страны, проявленные во время ведения боевых действий в период войн (подвиги солдат Великой Отечественной войны), контртеррористических (спасение заложников в Беслане, Буденновске, «Норд-Ост») и миротворческих операций (марш-бросок и захват российским миротворческим контингентом аэропорта «Слатина» в столице Косово городе Приштина); в мирное время при спасении людей на водах и при пожарах, в том числе подвиги детей – героев-спасателей (клуб «Хромая лошадь» в Перми, торговый центр «Зимняя вишня» в Кемерово), потерпевшим в дорожно-транспортных происшествиях, авиакатастрофах (Казань, 2013 г.) и кораблекрушениях (теплоход «Булгария»), при обрушении зданий (Москва, Магнитогорск), вооруженных нападениях на образовательные организации (Казань, Пермь, 2021 г.); знаковые события в международных отношениях и общественные акции («разворот над Атлантикой» Е.М. Примакова).
Основные образовательные события проектируются в виде круглого стола с элементами панельной дискуссии «Мои гражданские права и обязанности в обеспечении безопасности», дебатов по теме «Контрактная Российская армия: преимущества и недостатки – моя гражданская позиция», диспута «Современные экологические инициативы» и др. При этом обращается самое пристальное внимание на символику и традиции воинских подразделений, проявление патриотизма, героизма, воинского братства, дружбы, взаимовыручки. Именно на этом этапе развития гражданской идентичности у обучающихся средней школы в обучении основам безопасности жизнедеятельности большое значение имеют групповые формы и технологии деятельности. Серьезное внимание на уроках основ безопасности жизнедеятельности уделяется проблемно-ценностному общению в виде круглых столов, дебатов, диспутов, а также общению во внеурочное время с использованием социальных сетей «ВКонтакте», «Одноклассники», «Мой Мир» и др.
Творческо-деятельностный этап сопряжен с категорией образовательное «событие – действие», где приоритет отдается различным видам социально значимой активности и проблемно-ценностного общения. Проектируемые образовательные события приурочены к гражданским акциям по празднованию Дня защитника Отечества, Дня Победы, «Бессмертный полк», выполнению проекта «Формирование комфортной городской среды», «Марш парков». Акцентируется внимание на групповой и индивидуальной формах и технологиях деятельности, направленных на развитие у обучающихся средней школы гражданской идентичности в обучении основам безопасности жизнедеятельности.
Для оценки значения образовательных событий в развитии гражданской идентичности старшеклассников при обучении безопасности жизнедеятельности были выбраны экспериментальный и контрольный классы, которые соответственно обучались по авторской и традиционной методике. Обобщенный критерий оценки уровня сформированности гражданской идентичности (высокий, средний, низкий) разрабатывался нами исходя из содержания и объединял ценностно-смысловой, когнитивный и деятельностный аспекты. При разработке критериев оценки уровней развития гражданской идентичности обучающихся 10–11-х классов мы опирались на разработанную А.Г. Асмоловым, Л.В. Байбородовой, А.В. Репиной [2, 5] структуру гражданской идентичности, адаптировав ее под содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» средней школы.
Полученные результаты убедительно свидетельствуют о ценности и эффективности использования идей образовательной событийности. Если в начале обучения школьники и контрольной, и экспериментальной групп показывали в целом недостаточный уровень (низкий (62%) и средний (24%)), то по завершении эксперимента ситуация кардинально изменилась. Обучающиеся экспериментального класса демонстрировали уровни: 18% – низкий; 58% – средний, 24% – высокий; контрольного класса соответственно: 33%, 55%, 12%. Расчет коэффициента Стьюдента, составившего 2,57, убедительно доказывает достоверность полученных результатов педагогического эксперимента и целесообразность выбора принципа образовательной событийности при развитии у старшеклассников гражданской идентичности. Успешные старшеклассники экспериментального класса обладают внутренней устойчивой мотивацией, сформированностью ценностных мировоззренческих позиций по отношению к гражданской идентичности, знаниями и способностью к творческому решению проблем высокой гражданской значимости.
Заключение. Цель, определенная в начале работы, достигнута. Идеи образовательной событийности, широко обсуждаемые в педагогическом сообществе, показали свою высокую значимость в развитии гражданской идентичности старшеклассников при изучении школьного курса основ безопасности жизнедеятельности. Благодаря им происходит обогащение образовательного процесса эмоциями, ценностями и смыслами, что способствует формированию высокой мотивации, познавательного интереса к гражданским событиям, готовности к участию в социальных акциях и движениях. Использование в учебном процессе лично и социально значимых образовательных событий обеспечивает формирование у выпускников школ мировоззренческих установок на успешность самоопределения в родной стране, готовность к обеспечению ее безопасности. Эффективность введения образовательных событий на уроках и во внеурочной деятельности зависит от их грамотного проектирования, которое обосновывается современными принципами, актуальным содержанием, последовательной этапностью совместной деятельности. Комплексное применение приведенных выше методов исследования, организация и полученные позитивные результаты педагогического эксперимента позволили судить об адекватности разработанной методики развития у старшеклассников гражданской идентичности на основе включения их в образовательные события. Возможность тиражирования предложенной методики предоставляет возможность ее широкомасштабного внедрения в учебный процесс российских школ с учетом региональной специфики.
Библиографическая ссылка
Воронина И.А. ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ В РАЗВИТИИ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32534 (дата обращения: 13.10.2024).