В связи цифровой трансформацией общества у студентов необходимо формировать способности к адаптации, готовность к любым переменам, развивать такие качества, как гибкость, креативность и умение учиться. Последовательно внедряются цифровые средства и в медицинское образование. Так, И.С. Олюниным и Г.Я. Беляковой перспективным проектом указаны «разработка и внедрение телемедицинских технологий в процессы консультаций, диагностики и лечения, а также обучения» [1]. Кроме того, рассматриваются вопросы подготовки специалистов по ИТ-медицине. Как важный момент информатизации здравоохранения в документах указывается необходимость создания достаточного интеллектуального уровня в среде медиков. В частности, в стратегическом направлении цифровой трансформации здравоохранения РФ до 2024 года [2] отмечено, что учебные программы должны учитывать цифровизацию здравоохранения.
Педагогические работники высшего медицинского образования все активнее выбирают подходящие цифровые средства в их постоянно меняющемся диапазоне. Анализ информационных источников позволяет выделить происходящий поиск решения проблем подготовки студентов медицинских вузов к применению цифровых средств и особенности преподавания медицинской информатики [3]. Также обсуждаются вопросы преподавания информатических дисциплин в медицинских образовательных учреждениях (информатики, медицинской информатики, информационных технологий в здравоохранении, социальной информатики и др.): переструктурирование учебных планов; определение объема учебных часов; разработка недостающих специальных методических и программных средств; недостаточное уделение внимания проектному подходу и подходам информационного, кибернетического, компьютерного, математического, имитационного моделирования. При этом контингент обучаемых исследуется на непонимание ими отношений процессов цифровизации и специфики медицинских проблем, отсутствие навыка выбора наиболее удобных и эффективных цифровых средств для решения поставленных задач.
Анализ источников по вопросам медицинского информационного образования показывает, что специальные исследования адаптационных способностей студентов медицинского вуза к изменчивым условиям цифровой трансформации здравоохранения не выделены.
Цель исследования. Изучение источников и опыт педагогической практики позволяют актуализировать необходимость выявления отношений между современным процессом цифровой трансформации медицинского образования и состоянием методического обеспечения формирования специальной для этого компетентности обучаемых в медицинских вузах.
Целью исследования является рассмотрение вариантов подходов формирования адаптационных способностей студентов медицинского вуза к изменчивым условиям цифровой трансформации здравоохранения.
Материалы и методы исследования. Материалы исследования опираются на научно-методические материалы и опыт работы авторов в Дальневосточном государственном медицинском университете (ДВГМУ) при обучении информатическим дисциплинам и использовании средств единой информационной сети университета. Наше исследование основано на нормативно-правовом подходе исторического развития процесса информатизации высшего медицинского образования. Кроме того, оно опирается на исследования ученых по тематике подготовки медицинских кадров в условиях информатизации здравоохранения. Согласно поставленной цели выбраны теоретические методы исследования анализа информационных источников и педагогического опыта; эмпирические и диагностические методы для педагогических экспериментов; статистические методы обработки экспериментальных данных. Методологическую основу исследования составили системно-деятельностный, компетентностный, модульный, комплексный, личностно-ориентированный, адаптационный и информационный подходы. Также на основе выделенного авторами вида компетентности [4] и изученного С.И. Поздеевой и О.А. Чубыкиной [5] метаметодического подхода рассмотрена реализация позиций методического инструментария Е.Н Стрельчук [6] для формирования необходимой компетентности студентов и их обеспечения технологическими средствами поиска необходимых для изучения и исследования данных.
Результаты исследования и их обсуждение. Отметим, что в теоретических исследованиях по использованию теории адаптации В.М. Ячменевой и З.О. Османовой [7] рассматриваются различные подходы к смыслам к адаптивности и адаптации. Отметим выделение в их смыслах связей с изменениями как во внешних, так и во внутренних средах человеческой деятельности. В частности, адаптация трактуется как способность человека и функциональная возможность его центральной нервной системы приспосабливаться к условиям окружающей среды. Адаптивность же выделяется как конкретная характеристика деятельности, что особенно важно, на наш взгляд, для обеспечения реализации современного системно-деятельностного подхода в процессах обучения и учения.
Рассмотрим также такой вариант одного из процессов формирования информационной культуры членов формирующегося информационного общества, как направление от развития специальных информационных компетенций педагогических кадров высшего образования к подготовке обучающих в образовательных организациях высшего образования к активному участию в процессах цифровой трансформации производственной деятельности. Следуя позиции научной школы «Информатизация образования» И.В. Роберт и В.А Полякова [8], выделим в научном направлении информатизации образования в разделе «Подготовка кадров информатизации образования» такой вид, как подготовка медицинских работников интеллектуального уровня к использованию современных средств цифровых технологий.
На позициях системно-деятельностного, компетентностного, модульного, комплексного, личностно-ориентированного и реализации адаптационного и информационного подходов исследования педагогической практики медицинских вузов авторами для такой подготовки рассмотрена необходимость формирования вида компетентности студентов-медиков, содержащей специальную совокупность характеристик адаптационнных и информационных компетенций [4]. С одной стороны, в этой логике исследования выделены необходимые для исследования совокупности адаптационных компетенций. Именно адаптационная компетентность, согласно исследованиям Е.В. Нехорошевой, рассмотрена нами как «умение решать адаптационные проблемы и связанные с ними профессиональные задачи в реальных ситуациях с использованием соответствующих знаний, профессиональных ценностей и личного опыта адаптации» [9]. На основе трактовки же адаптационного умения личности как комплексной ее способности сознательно и самостоятельно выбирать имеющиеся и формировать новые тактики и стратегии деятельности автором введено понятие адаптационных способностей обучаемых к использованию новых средств цифровых технологий в профессиональной деятельности и к восприятию новых данных [10].
Согласно этому подходу и педагогическому опыту, из совокупности адаптационных компетенций в данном исследовании представлены технологические варианты методического инструментария для формирования адаптационных способностей обучаемых к использованию новых средств цифровых технологий в профессиональной деятельности и их индикаторов. Анализ изученных М.А. Захаровой и О.Е. Дороховой различных индикаторов сформированности компетенций [11] позволил выделить такие, для которых авторам удалось подобрать технологические инструменты для формирования рассматриваемых адаптационных способностей при реализации методических систем обучения информатическим дисциплинам. В частности, выделены следующие индикаторы адаптационных способностей студентов медицинского вуза к цифровой трансформации здравоохранения (ИАС): ИАС 1 – анализ и адекватное восприятие необходимости рассмотрения различных данных; ИАС 2 – выбор методов работы в соответствии с требованиями изменившейся ситуации; ИАС 3 – эффективное решение задачи, несмотря на неоднозначность исходных данных.
С другой стороны, в нашей логике исследования адаптационных способностей студентов медицинского вуза к цифровой трансформации здравоохранения выделены необходимые для исследования совокупности информационных компетенций. Именно при многообразии описаний информационной компетентности и ее функций: как «умения работать с информацией» [12]; как «культуры работы с информацией в аспекте релевантности» [13]; как «показателя рационального использования информационно-коммуникационных технологий» [14] – будем следовать трактовке ее сущности как потенциальной способности осуществления информационной деятельности. С одной стороны, информационную деятельность рассмотрим как составляющую когнитивного компонента компетентности в виде способности выполнять учебную, профессиональную, бытовую, досуговую деятельность с помощью информационных технологий. С другой стороны, информационную деятельность рассмотрим в качестве такой составляющей деятельностного компонента, которая направлена на получение поведенческого опыта проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях. Наше исследование опирается на такую грань деятельностной компоненты, которая связана с информационной деятельностью по работе с данными, реально отражающими особенности изменяющихся сред. Согласно такому подходу и педагогическому опыту, из совокупности информационных компетенций, рассмотренных В.И. Козлачковым [15], выделены специальные виды информационной деятельности. Именно технологические варианты методического инструментария были направлены на формирование следующих видов информационной деятельности обучаемых (ИД): ИД 1 – поиск, сбор, анализ, оценка, проверка и актуализация доступных данных по исследуемой проблеме; ИД 2 – производство недостающих дополнительных новых данных; ИД 3 – разработка достаточно полного набора семантических баз ориентировочной основы предстоящей практической деятельности в виде концептуальных моделей компьютерного моделирования; ИД 4 – оформление и закрепление полученного положительного эффективного и результативного опыта решения исследуемой проблемы; ИД 5 – проектирование своей информационной среды, обеспечивающей эффективный информационный поиск данных и методов решения проблем изменяющейся действительности.
В нашем исследовании предлагается конструирование подходов формирования адаптационных способностей студентов медицинского вуза к изменчивым условиям цифровой трансформации здравоохранения на основе вариантов сочетаний выделенных технологических инструментов формирования выделенных адаптационных способностей и рассмотренных в исследовании видов информационной деятельности.
Данная конструкция используется авторами в своем университете в процессах преподавания и освоения студентами информатических дисциплин. В качестве компонентов методического инструментария данного конструирования выбраны: принципы обучения, подходы и технологии обучения; содержание, методы, средства и формы обучения. Для проектирования авторских методических систем обучения преподавателями и организации студентами своей ученой деятельности таким специальным методическим инструментарием выделены определенные автором определенные дидактические принципы [10]. На этом пути специальным методическим инструментарием были выбраны и апробированы ряд принципов формирования выделенных нами адаптационных способностей студентов и рассмотренных в исследовании видов информационной деятельности: «Принцип координации – выделение обучаемым средствами цифровизации содержательной линии определения стиля своей будущей профессиональной деятельности; Принцип использования инноватики – обеспечение адаптационной деятельности обучаемого и педагогического работника к подходам инноватики; Принцип доминирования – преобладания собственной учебной деятельности обучающегося; Принцип целесообразных средств цифровизации – использования обучаемым только целесообразных и необходимых средств цифровизации; Принцип нарастания сложности – разработка на первом этапе простых моделей с последующим их расширением; Принцип практико-ориентированности – использования изменяющегося содержания данных информационно-образовательной среды электронного обучения, направленного на будущую профессиональную деятельность; Принцип оценки информационных фрагментов – реализация походов использования методологии фон-Неймана; Принцип пошагового метода – решения ситуационных задач с выборов оптимального варианта на каждом шаге» [10].
С использованием смыслов кибернетики, информатики, психологии, социологии и педагогики определяющими методическими инструментами как для разработки преподавателем технологии обучения, так и для организации студентом своей учебной деятельности в целях формирования выделенных нами адаптационных способностей студентов и рассмотренных в исследовании видов информационной деятельности также были выбраны и апробированы изученные автором метаметоды, основанные на вариантах сочетания подходов (Винер–Эшби–Нейман): «кибернетического Норберта Винера; использования закона разнообразия Эшби; использования принципов обработки данных фон-Неймана; реализации правила Джорджа Миллера “семь плюс-минус два”» [10].
Приведем варианты такого конструкта при реализации учебной дисциплины «Информационные технологии в здравоохранении» для специальности «Сестринское дело».
В частности, формирование адаптационной способности по индикатору ИАС 1 «анализ и адекватное восприятие необходимости рассмотрения различных данных» осуществлялось на основе Принципа координации. Для этого разработан специальный инструментарий метаисследовательской работы студента для освоения видов информационной деятельности ИД 1, ИД 2, ИД 5. В него вошли: Введение; Морфологический анализ на основе подходов «Винер–Эшби–Нейман» основных понятий выбранного вопроса и описание выбранных для них вариантов; Выделение связей этих понятий с цифровыми средствами; Анализ возможностей использования этих понятий в практике здравоохранения; Заключение по использованию в своей выпускной квалификационной работе. Обучаемый, изучив указанный инструментарий, на основе подходов инноватики и «Винер–Эшби–Нейман» ищет и анализирует необходимые данные, в результате выбирает свой планируемый вариант будущего профессионального стиля деятельности. Заключение должно содержать выводы по использованию результатов в предполагаемой теме исследования будущей выпускной квалификационной работы.
Формирование же адаптационной способности по индикатору ИАС 2 «выбор методов работы в соответствии с требованиями изменившейся ситуации» планируется на основе Принципа целесообразных средств цифровизации. Обучаемый осваивает вид информационной деятельности ИД 2 и ИД 5 и ориентируется на свободу выбора доступных для него средств цифровизации и потенциала открытых данных и электронных банков открытых учебных материалов своего вуза, ведущих вузов страны и зарубежья.
Для реализации разработана серия специальных метапрактикумов, направленных на освоение и использование студентами подходов «Винер–Эшби–Нейман» на контенте информатических дисциплин. Реализация на этих метапрактикумах студентами информационной деятельности ИД 5 направлена на освоение основных положений инноватики с помощью тренингов по конструированию своего полигона вариантов необходимых данных, наиболее полного и замкнутого, и овладение навыками определения на основе этого полигона своей персональной траектории усвоения учебной дисциплины.
Технологический инструмент метапрактикума студенту представляется в виде структуры: Тема; Цель (Научиться использовать не менее семи …); Ход работы (Проанализировать интернет-источники и выделить семь вариантов …; Результат анализа представить в виде таблицы морфологического анализа данных; Выписать семь характеристик, наиболее часто встречающихся в таблице; По результатам анализа сформулировать вывод по теме задания и оформить его в формате указанного в задании специального цифрового продукта); Рефлексия обучаемого по процессу формирования его адаптационных способностей к использованию цифровых средств в будущей профессиональной деятельности.
В частности, при анкетировании студентов ДВГМУ (153 студента) специальности Лечебное дело и медицинского колледжа необходимость формирования адаптационных способностей продемонстрирована следующей разницей показателей (в процентах) контрольной и экспериментальной групп рассмотренных индикаторов: анализ и адекватное восприятие необходимости рассмотрения различных данных: 37,9 и 58,1; выбор методов работы в соответствии с требованиями изменившейся ситуации: 23,5 и 75,8; эффективное решение задач, несмотря на неоднозначность исходных данных: 26,1 и 64,1.
Заключение. Подходы формирования адаптационных способностей студентов медицинского вуза к изменчивым условиям цифровой трансформации здравоохранения представлены вариантами сочетаний выделенных технологических инструментов формирования ряда их адаптационных способностей и выделенных в исследовании видов информационной деятельности. На основе анализа научных и методических источников, педагогической практики произведен выбор адаптационных способностей студентов медицинского вуза к изменчивым условиям цифровой трансформации здравоохранения и видов их информационной деятельности. Основой для выбора служила результативность разработки необходимого методического инструментария.
Реализация вариантов таких подходов в ДВМГУ показала их потенциал для построения преподавателями своих авторских систем обучения дисциплинам, а студентам предоставила набор инструментария для формирования своих адаптационных способностей к изменчивым условиям цифровой трансформации здравоохранения.
Выделенные подходы могут быть применимы для реализации различных направлений подготовки в вузах и являться основой для разработки вариантов авторских методических инструментов в быстро меняющихся условиях цифровой трансформации здравоохранения.
Библиографическая ссылка
Поличка А.Е., Гец Е.А. ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32529 (дата обращения: 13.10.2024).