Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР

Мосиенко Л.В. 1 Новикова С.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Московский государственный областной педагогический университет»
В статье рассматривается феномен молодежных субкультур с точки зрения педагогической науки. На основе семантического контент-анализа определений ведущих российских и зарубежных ученых выделены и описаны причины их появления, характеристики, функции и составляющие, что дало возможность определить предметное содержание знаний об изучаемом понятии. В работе предпринята попытка группирования современных молодежных субкультур с целью выявления их внешних признаков, целей, ценностей и практик. Анализ социологических, педагогических исследований позволил выявить социально-педагогический потенциал изучаемого феномена, который заключается в его ресурсах (цели и ценности, технологии, формы, методы, средства), направленных на развитие личности, в возможности создать условия для социализации, трансляции культурного опыта и его присвоения обучающимися, в воспитании на основе ценностей и осознания антиценностей, обеспечении эффективности педагогической деятельности. Интерес молодых людей к рассматриваемому явлению, зафиксированный в ходе анкетирования, а также идеи ученых-педагогов определили как содержательный, так и технологический аспект использования знаний о молодежных субкультурах. Авторами предложены педагогические условия использования социально-педагогического потенциала молодежных субкультур, позволяющие реализовать потребность подростка в самоидентификации, самоопределении, самореализации, отражающие содержание, технологии, формы и методы работы, этапы, способствующие ценностному самоопределению, формированию ценностного отношения к молодежным субкультурам и их представителям. Практическая значимость работы заключается в возможности использования предложенных авторами содержания, педагогических технологий, активных методов работы в учебно-воспитательном процессе школы, вуза – как в урочной, так и внеурочной деятельности.
социально-педагогический аспект
потенциал
педагогические исследования
молодежная субкультура
ценности
социализация
воспитание
1. Bąk T., Kardis M., Valco M., Kalimullin A.M., Galushkin A.A. A philosophical-sociological diagnosis of youth subcultures in the context of social changes // XLinguae. 2019. Vol. 12(2). Р. 163-185. DOI: 10.18355/XL.2019.12.02.14.
2. Суртаева Н.Н., Ройтблат О.В., Косицына, Ж.Б. Молодежные субкультуры как продукт проявления характера социокультурного взаимодействия в социуме и роль кафедр педагогики в этих условиях // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 2 (93). С. 255-257.
3. Психология субкультуры: феноменология и современные тенденции развития: материалы международной научной конференции (Москва, 22-23 апреля 2019 г.). М.: РГГУ, Институт им. Л.С. Выготского, 2019. 466 с.
4. Бушмарина Н.Н. Молодежные субкультуры как предмет педагогического исследования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2008. 20 с.
5. Михеева Е.В. Становление экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования: автореф. дис. …канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 24 с.
6. Савченко В.М. Социально-педагогическая адаптация молодого пополнения различных субкультур к военной службе (на примере частей ЖДВ): автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2010. 22 с.
7. Кравченко Н.В. Особенности профессионального образования молодежи с особыми образовательными потребностями в скандинавских странах: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Москва, 2014. 24 с.
8. Саидова И.О. Детская субкультура как фактор активного обучения младших школьников: на материале дагестанской многонациональной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2002. 24 с
9. Зебзеева В.А. Субкультура детства как источник экологического развития детей в дошкольном образовании: автореф. дис. ... канд пед. наук. Екатеринбург, 2009. 46 с.
10. Глебова Е.А. Зарубежный опыт педагогической работы с молодежными субкультурами: на материале Великобритании, Германии, США и Канады: автореф. … канд. пед. наук. Волгоград, 2013. 26 с.
11. Ситникова Е.Н. Формирование субкультурной грамотности подростка в условиях взаимодействия школы и семьи: автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2014. 25 с.
12. Filina N.V. Youth Subcultures in Modern Society // COLLOQUIUM-JOURNAL. 2019. № 25-4(49). Р. 83-84.
13. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Смысложизненные ценности в культурном пространстве российской молодежи // Научный результат. Социология и управление. Т.4. № 3. 2018. С. 3-13.
14. Мосиенко Л.В. Университетская субкультура как фактор профессиональной социализации студентов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 4 (89). С. 151-155.
15. Антонов Г.В. Современные молодежные субкультуры: педагогические и психологические основания взаимодействия и воспитания // Ученые записки Орловского государственного университета. 2019. № 1 (82). С. 146 – 150.
16. Хаджиев С.М. Интерактивные технологии развития поликультурного воспитания в диалоге молодежных субкультур // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27987 (дата обращения: 24.02.2023).
17. Широкова Е.В. Развитие проектной деятельности студентов – будущих педагогов в современном вузе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2020. № 4(54). С. 277-280.

Современный период развития российского общества характеризуется переосмыслением ценностей, определяющих активизацию социальных процессов (конкуренция, конфликты, кооперация), трансформацию иерархических связей в обществе, появление новых или преобразование имеющихся объединений, движений, субкультурных сообществ. В контексте вышеназванных современных реалий речь идет, прежде всего, о молодежи, являющейся наиболее динамичной стратой, активно вовлекающейся в различные процессы и движения. С одной стороны, именно молодежь является наиболее прогрессивной, адаптирующейся к инновациям, активной, а с другой – наиболее уязвимой для пропаганды радикальных, экстремистских, террористических идей и замыслов частью общества, мишенью для дезориентации, вовлечения в деструктивные организации и движения, представляющие угрозу обществу [1].

Следует отметить, что в целом к молодежным субкультурам сложилось негативное отношение; преподаватели предпочитают не поднимать вопросов, связанных с принадлежностью к ним молодых людей, не обращать внимания на тот факт, что около четверти подростков и молодых людей имеют или имели отношение к данному явлению, причем речь идет, в том числе, и о деструктивных субкультурах, а по данным исследований Высшей школы экономики, 75% молодых людей, принявших участие в опросе, включены в подобные объединения [2, с. 256].

Однако нельзя отрицать и положительное влияние молодежных субкультур, которые предоставляют молодым людям возможности для реализации потребностей в общении, взаимодействии с другими людьми, развитии конкурентоспособности, независимости, самоорганизации, признания их роли в обществе, познания и творчества.

Молодежная субкультура долгое время являлась предметом интереса социологов, рассматривающих ее как социальный феномен; философов, размышляющих об экзистенциальных проблемах этого явления; психологов, изучающих вопросы идентичности и молодежных субкультур; культурологов, обращавших внимание на соотношение культуры и субкультуры, выделение характеристик рассматриваемого понятия [3].

Исследования молодежных субкультур с точки зрения педагогики позволяют раскрыть социально-педагогическую сущность этого сложного, многоаспектного понятия [4], рассмотреть его особенности, отражающие сферы существования: экологическая [5], военная [6], кадетская [7]. Ряд работ посвящен изучению причин появления молодежных субкультур, связанных с возрастными особенностями детей и молодежи, и вопросов их развития, воспитания и обучения [8, 9], описанию опыта педагогической работы с представителями подобных объединений [10], рассмотрению вопросов формирования субкультурной грамотности [11]. В последнее время все чаще отмечается необходимость изучения проблем, связанных с молодежными субкультурами, в контексте профессиональной подготовки педагогов в вузе, усиления воспитательной составляющей, а также целесообразность изучения характера социального взаимодействия подростков в различных объединениях [2, с. 257].

Цель исследования – раскрыть социально-педагогический аспект исследования молодежных субкультур, который предполагает выявление потенциала данного феномена, то есть тех ресурсов, которые направлены на развитие личности, позволяют создать условия для социализации, трансляции культурного опыта и его присвоения обучающимися, воспитания на основе ценностей и осознания антиценностей молодежных субкультур, определения возможностей взаимодействия с их представителями, мер профилактики негативного влияния антисоциальных и контркультурных молодежных субкультур, обеспечения эффективности педагогической деятельности.

Материалы и методы исследования: работа над статьей предполагала анализ и синтез теоретических источников (монографий, научных статей из российских и зарубежных журналов, сборников научных трудов, семантический контент-анализ (seo-анализа текстов http: // advego.com/text/seo) 35 определений понятия «молодежная субкультура» наиболее известных российских (И.С. Кон, А.В. Мудрик, П.С. Гуревич, С.И. Левикова, В.Т.Лисовский, Вал.А. Луков, С.И. Иконникова, В.И. Чупров, Ю.А. Зубок и др.) и зарубежных ученых (T. Parsons, M. Brake, D. Baacke, T. Roszak, B. Schäfers, A. Scherr и др.). В результате выделены видовые понятия, их составляющие, характеристики, причины появления. С целью выявления отношения подростков к молодежным субкультурам, их личностных предпочтений, влияния принадлежности к ним на процесс обучения и воспитания в школе было проведено анкетирование в google-формате, что позволило определить содержательный и технологический аспект использования знаний об изучаемом феномене в учебно-воспитательном процессе.

Результаты исследования и их обсуждение

Согласно изученным определениям, молодежная субкультура является составной частью культуры, представляет собой социальную структуру, систему, в отношении культуры – подсистему. Объединяющий характер исследуемого явления заключается в определении данного понятия как «группы», «сообщества», «объединения», «организации», представляющей своеобразную «силу».

Согласно анализу определений, можно выделить следующие причины возникновения изучаемого явления: «кризисы», «конфликт поколений», «протест», «противостояние», с одной стороны, а с другой – стремление к свободе, общению, возрастные особенности, получение опыта, социализация, самоиндентификация, различные формы практик, эстетические предпочтения. Учеными отмечается западное влияние на появление многих субкультур. Несмотря на их разнообразие (профессиональные, гендерные, политические, криминальные и иные субкультуры), ученые связывают появление данного феномена, прежде всего, с молодежью, с ее стремлением к стихийным группировкам, к независимости.

Отмечается, что это явление социальное, отражающее структуру общества, имеющее неформальный, временной характер (современное поколение), а также коммуникативный и творческий. Помимо характерных признаков, обращается внимание на наличие «особенностей», «отличий», «своеобразия», «специфичности». Отличительными качествами конструктивных молодежных субкультур, по мнению ученых, выступают солидарность как некая общность, одинаковый образ действий, свидетельствующие о взаимопринадлежности, и элитарность как представление, объединяющее людей с определенными качествами, специальными навыками или опытом в избранную группу.

Составляющими молодежной субкультуры являются собственный ценностный строй, ценностные ориентации, иерархия (межличностные связи), общность интересов, вкусов, стиль жизни, нормы поведения, традиции, обычаи, ритуалы, внешние признаки (одежда, прически, макияж, предметы потребления, символика, тату и пр.), символика, формы общения, формы самовыражения, деятельность, практики, стереотипы, язык, музыка.

Хотелось бы уточнить, что в проанализированных определениях функции молодежных субкультур отражены фрагментарно: «влияют на стиль мышления», развитие, социализацию, «демонстрацию свободы», «оказывают воздействие на молодежь», позволяют создать собственный имидж, подчеркнуть собственную идентичность, принадлежность к сообществу. Ниже предпримем попытку их выделения, что важно для реализации цели данного исследования.

Для выявления социально-педагогического потенциала изучаемого феномена необходимо учитывать мнение не только ученых, преподавателей, но и самих обучающихся. На основе проведенной анкеты в google-формате нами были выявлены отношение подростков к молодежным субкультурам, их личностные предпочтения, влияние принадлежности к ним на процесс обучения и воспитания в школе. Анкетирование было проведено на базе МБОУ «Лицей № 2» (г. Мытищи). В качестве респондентов были выбраны 109 учеников старших классов.

По мнению респондентов, субкультура – это «сфера культуры, существующая внутри господствующей и имеющая собственные ценности», особенности, «подкультура», «культура, которая отличается от общепринятых норм». 32% респондентов отмечают общность интересов, взглядов, увлечений, видов деятельности, объединяющих молодых людей, 24% – «определенное мировоззрение, нормы поведения и стиль». Отдельные респонденты считают данное явление «отклонением в поведении», не всегда «адекватного», иногда «жестокого», «грубого», а внешний вид молодых людей – представителей отдельных групп, по их мнению, вызывает негативные эмоции, неприязнь.

Основными критериями принадлежности человека к молодежной субкультуре (рис. 1), по мнению обучающихся, являются: принятие мировоззрения, следование образу жизни, принятие специфических ценностей.

 

Рис. 1. Основные критерии принадлежности к молодежной субкультуре

Почему подростки считают необходимым выбор именно молодежных субкультур для общения, для нахождения «себе подобных»? Главные мотивы – быть с теми, кто разделяет интересы, понимает, обретение свободы от мнения взрослых или «других», самовыражение, ощущение особенности в группе таких же особенных (рис. 2).

 

Рис. 2. Причины присоединения к молодежной субкультуре

По мнению самих подростков, отдельные молодежные субкультуры оказывают негативное влияние, вызывая конфликты, раздражение окружающих, проблемы дома и в школе, формируя вредные привычки (рис. 3).

 

Рис. 3. Отрицательное влияние молодежных субкультур

Влияет ли молодежная субкультура на процесс обучения? Большинство респондентов ответили положительно на данный вопрос (46%), объясняя тем, что данное увлечение не позволяет уделять достаточно времени учебе (30%), возникают проблемы с учителями (34%), отчасти из-за «пугающего» внешнего вида (42%), изменения отношения к учебе (14%).

В целом следует отметить, что подростки имеют достаточно поверхностные знания о современных молодежных субкультурах, причинах их появления, функциях, рисках участия, влияния на личность. Так, наиболее известными остаются эмо (66%), панки и готы (62%), хиппи (42%), скинхеды (18%), хипстеры (12%) и др.

Результаты изучения этого сложного и неоднозначного феномена с точки зрения как ученых, так и молодых людей, имеющих собственное мнение или являющихся представителями разных молодежных объединений, подтверждают необходимость обращения к исследованию социально-педагогического потенциала данного явления.

Важно отметить, что молодежные субкультуры, выступая в качестве определенных социальных институтов, групп, представители которых имеют общие возраст, интересы, политические взгляды, образ жизни [12, с. 83], позволяют подростку получить навыки, необходимые для жизни в обществе, поддержания своей социальности в объединении со сверстниками [13, с. 11], приобретения умений сотрудничества, работы в группе, развития организаторских, коммуникативных, креативных умений [14, с. 154]. Именно в подростковом возрасте влияние группы сверстников наиболее велико. Благодаря своей причастности к субкультурной группе подростки реализуют потребность в общении с друзьями, самоутверждении среди сверстников, самореализации, саморазвитии, организации досуга и создания «элементов культуры». В своем намерении стать частью подобных групп молодыми людьми движет желание выделиться, отличиться, с одной стороны, с другой – «слиться» с группой, быть среди тех, кого объединяет чувство «мы», быть похожим на других представителей этой группы, что придает ощущение свободы, независимости, самостоятельности и защищенности.

Молодежные субкультуры помогают подросткам решать проблемы конфликта поколений, взаимопонимания, взаимодействия; преодолеть определенные психологические комплексы; примерить различные социальные роли, в том числе и лидеров, и аутсайдеров.

Что касается педагогического потенциала, то важное значение имеют цели и ценности молодежных субкультур, знание которых позволяет «дифференцировать воспитательные подходы» [15, с. 149], осуществлять выбор технологий, методов и форм, как, например, разработанный «комплекс интерактивных субкультурных диалогов» [16], тренинги командообразования, круглые столы, тематические семинары [11], игровые технологии (игра-состязание, игра-маскарад, игра-загадка, игра-иллюзия), проектные технологии [17].

Действительно, воспитательный потенциал заложен в ценностях, например соматические ценности для носителей спортивных субкультур, «город» как ценность для представителей урбанистических субкультур, «виртуальный мир», «игра» для носителей интернет-субкультур. Для вышеназванных категорий молодых людей привлекательными будут соревнования турникменов, воркаутеров, по спортивному ориентированию; виртуальные экскурсии «Подземелья и крыши Санкт-Петербурга и Москвы», ролевая игра «Я – виртуальный гид», квест «Поиск сокровищ» (исторических фактов, событий, загадочных историй); конкурс коллажей в формате Aestetics, круглый стол «Субкультура сети Интернет глазами молодежи».

В данной работе мы предприняли попытку группирования современных молодежных субкультур по принципу самообъединения: спортивные (воркаутеры, спортивные фанаты, паркурщики, роллеры, скейтеры), урбанистические (сталкеры, диггеры, руферы), арт-культуры (граффити, фрики, косплей), музыкальные, ролевые, японские (отаку, хикикомори, гяру, фрутс), интернет-субкультуры (хакеры, геймеры, компьютерные гики, интернет-эстетика), асоциальные (скулшутинг, колумбайн, АУЕ, скинхеды). Следует отметить, что данное группирование достаточно условно, а примеры представлены не в полном объеме. Принципиально важно было определиться со сферами самообъединения, с интересами подростков, чтобы предложить альтернативу в учебно-воспитательном процессе, найти педагогические идеи в субкультурных практиках.

Для активного овладения социокультурными знаниями о молодежных субкультурах, их особенностях, внешних признаках и формах выражения (язык, музыка, символика, практики, ритуалы, традиции), внутренних отличиях (ценностный строй, иерархия, стиль жизни, нормы поведения), формирования ценностного отношения к ним и продуктам творческой деятельности, ценностного самоопределения обучающихся необходимы определенные условия. На основе теоретического анализа и собственного практического опыта нами были выявлены следующие условия: изменение характера взаимодействия (ценностное, коллективное, виртуальное); введение категории свободы творчества в учебной и внеучебной деятельности; применение социальных практик (флешмобы, гуманитарные проекты, волонтерская деятельность), игр (игра-состязание, игра-маскарад, игра-иллюзия, игра-загадка), коммуникативно-ценностных технологий (дискуссии, круглые столы, дебаты, философские кафе).

Интерес молодых людей к рассматриваемому явлению, зафиксированный в ходе представленного выше анкетирования, определил как содержательный, так и технологический аспект использования знаний о молодежных субкультурах. Авторами разработан чек-лист, позволяющий реализовать потребность подростка в самоидентификации, самореализации, ценностном самоопределении, отличить ценности от антиценностей и найти свою «культурную нишу». Цель – формирование ценностного отношения подростка к молодежным субкультурам и их представителям, задачи:

1) овладение системной информацией об изучаемом феномене;

2) формирование способности к анализу целей, ценностей/антиценностей молодежных субкультур;

3) осознание значимости молодежных субкультур для реализации потребностей в самореализации, самовыражении, самоопределении;

4) участие в познавательной, творческой деятельности для формирования социокультурной компетенции подростка.

На первом этапе предлагаем использовать такие методы, как анкетирование, мозговой штурм: «Почему подростки хотят объединяться … в субкультуры?», самопрезентация: «Субкультура? Я бы выбрал…», имидж-тренинг. В ходе основного этапа считаем целесообразным начать с тренинга командообразования для работы над проектами информационными, исследовательскими, творческими. Команды участвуют в создании продуктов совместной деятельности, представляемых в творческой форме: фотографии «Субкультуры на улицах города», интервью «Я – в субкультуре», создание альманаха «Субкультуры во времени и в пространстве». На заключительном этапе активно применяются коммуникативно-ценностные технологии, например философское кафе на тему «Бунтуют – значит, существуют?». Особое значение приобретают события патриотического содержания (акции «Милосердие», «Ветеран живет рядом», «Солнце – в дом» (для воспитанников детских домов), Недели толерантности, декада, посвященная Великой Победе, флешмоб «Вальс Победы»). Важен период групповой рефлексии для оценки своего участия и участия других в делах, включения каждого в процесс взаимооценки, повышения эффективности деятельности каждого члена группы.

Выводы

Подводя итоги, следует отметить, что в нашем понимании социально-педагогический потенциал молодежных субкультур представляется как совокупность их педагогических возможностей для развития подростка, молодого человека, социализации, воспитания на основе ценностей и осознания антиценностей, использования педагогических технологий, форм, методов и средств. Считаем возможным использование целей и ценностей молодежных субкультур, принятых в них социальных практик как образовательного ресурса нового поколения, способного актуализировать, оптимизировать разные технологии, формы и методы обучения и воспитания подрастающего поколения. Практическое значение данной работы заключается в том, что предлагаемые содержание знаний об изучаемом феномене, разнообразные формы деятельности, учитывающие интересы, вкусы, возможности обучающихся, могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе с целью формирования способности к ценностному самоопределению, к сотрудничеству, к работе в команде; развития самосознания, организаторских, коммуникативных, креативных умений, навыков исследовательской и проектной деятельности; получения опыта познавательной, творческой деятельности.


Библиографическая ссылка

Мосиенко Л.В., Новикова С.А. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32525 (дата обращения: 28.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674