Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Трухманов В.Б. 1 Трухманова Е.Н. 2
1 ГАОУ ВО города Москвы Московский городской педагогический университет
2 ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет, Покровский филиал
Статья посвящена происходящим в системе высшего образования изменениям в условиях ее цифровой трансформации. Актуальность статьи обусловлена необходимостью исследования возможностей формирования цифровой компетентности студентов – будущих психологов в информационно-образовательной среде вуза. На основе анализа научной литературы выявлена проблема отсутствия четкого и однозначного определения категорий «цифровые компетенции» и «цифровая компетентность» ; нет единого представления о содержательных аспектах компетентности специалиста, востребованного в цифровой экономике. В статье анализируется взаимосвязь цифровой компетентности с уровнем информационной культуры личности. Авторы считают, что информационную культуру неправомерно сводить только к социальным и технологическим аспектам; акцентировать внимание необходимо на формировании культурного сознания личности, включая овладение культурой научного исследования, передачи и использования информации. Основой развития цифровой компетентности будущего специалиста является дидактически обоснованная, непрерывно совершенствующаяся информационно-образовательная среда вуза. Авторы описывают собственный опыт формирования цифровой компетентности студентов (направление подготовки 37.03.01 Психология, профиль «Психологическая диагностика и психологическое сопровождение личности»), приводят примеры заданий, направленных на овладение обучающимися культурой научного исследования, передачи и использования информации .
цифровая компетентность
цифровые компетенции
информационная культура
информационно-образовательная среда
культурное сознание личности
1. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71670570/#friends (дата обращения: 24.02.2023).
2. Калинина Т.В., Патрикеева Э.Г., Трухманов В.Б., Трухманова Е.Н. Возможности развития информационной культуры студентов-психологов в системе профессиональной подготовки // Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов: сборник научных трудов VI Виртуального Международного форума по педагогическому образованию. Том Часть III. (Казань, 27 мая – 09 июня 2020 г.). Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2020. С. 57 66.
3. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 4 (4). С. 16-31.
4. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 января 2020 г. № 41 «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/prikaz_minekonomrazvitiya_rossii_ot_24_yanvarya_2020_g_41.html (дата обращения: 24.02.2023).
5. Солдатова Г.У., Зотова Е.Ю., Лебешева М.А., Шляпников В.Н. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. М.: Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013. 165 с.
6. Лотман Ю.М. Типология культуры: статьи по типологии культуры. Тарту, 1970. 105 с.
7. Дулатова А.Н., Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности. М.: Либерея-Бибинформ, 2007. 176 с.
8. Колин К.К., Урсул А.Д. Информация и культура. Введение в информационную культурологию. М.: Изд-во «Стратегические приоритеты», 2015. 288 с.
9. Роберт И.В. Востребованность фундаментальных научных исследований в области информатизации отечественного образования // Ученые записки ИУО РАО. 2017. № 4(64). С. 8-28.
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. N 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71166760/ (дата обращения 24.02.2023).

Современное общество развивается в условиях цифровой трансформации, качественно изменяющей функционирование социальных институтов и жизнь людей. Информационные технологии стали необходимым и важнейшим элементом многих сфер жизнедеятельности человека, в том числе профессиональной. Современному специалисту для успешного выполнения трудовых функций необходимо владение базовыми профессиональными компетенциями, среди которых важное место занимают цифровые компетенции.

В «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» (2017 г.) определены цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики страны в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на формирование национальной цифровой экономики и реализацию стратегических национальных приоритетов [1, с. 3]. В целях развития информационного общества государством создаются «условия для формирования пространства знаний, <…> применения знаний на практике в интересах личности, общества и государства» [1, с. 8].

Не осталась в стороне от цифровой трансформации и сфера образования. В частности, перед ней поставлена задача обеспечения подготовки для цифровой экономики высококвалифицированных кадров, обладающих необходимыми компетенциями.

Цифровая компетентность обучающегося или дипломированного специалиста дает возможность своевременного гибкого реагирования на информатизацию всех сфер жизнедеятельности, выступает средством повышения эффективности его практической деятельности в решении разнообразных профессиональных задач и становится важным личностным ресурсом, необходимым для саморазвития и самореализации, а также способствует профилактике профессионального и эмоционального выгорания [2, с. 61].

Цель исследования заключается в анализе содержательных аспектов цифровой компетентности специалиста и определении возможностей ее формирования у будущих психологов в информационно-образовательной среде вуза.

Материал и методы исследования. Для решения поставленных вопросов проводился анализ научных и научно-методических работ по проблеме формирования цифровой компетентности личности, а также авторского опыта развития культурного сознания студентов – будущих психологов в информационно-образовательной среде вуза.

Результаты исследования и их обсуждение. В научной и научно-методической литературе встречаются неоднозначные, неточные трактовки категорий «компетенция» и «компетентность», затрудняющие их понимание. В связи с этим необходимо привести четкое определение их понятийного содержания. В рамках лингвопсихологического направления, разрабатываемого И.А. Зимней, понятие компетенции определяется автором как «…осваиваемое и освоенное, но не актуализируемое еще содержание, представляющее собой психическое образование, образ содержания знаний, программ их реализации, способов и алгоритмов действий», предпосылка и основа формирования компетентности как «актуализированного, интегративного, базирующегося на знаниях, интеллектуально и социо-культурно обусловленного личностного качества, проявляющегося в деятельности, поведении человека в его взаимодействии с другими людьми в процессе решения разнообразных задач» [3, с. 24]. Компетентность как результат образования человека не сводится к сумме компетенций, а является их интегративным воплощением, включая в себя «не только когнитивную и операционально-технологические составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую» [3, с.26].

В современных исследованиях выделяются различные подходы к пониманию того, каким должен быть компетентный специалист, востребованный в цифровой экономике.

В приказе № 41 Минэкономразвития РФ от 24 января 2020 г. обозначены следующие «компетенции, которые необходимы для решения человеком поставленной задачи или достижения заданного результата деятельности в условиях глобальной цифровизации общественных и бизнес-процессов»: коммуникация и кооперация в цифровой среде, саморазвитие в условиях неопределенности, креативное мышление, управление информацией и данными, критическое мышление в цифровой среде [4, с. 3].

В соответствии с этими ориентирами образовательные учреждения должны сформировать у обучающихся умение использовать различные информационно-коммуникационные средства и технологии для эффективного взаимодействия с другими людьми в цифровой среде; способность самостоятельно ставить себе образовательные цели и подбирать способы их решения; вырабатывать новые оптимальные алгоритмы действий на основе уже усвоенных; искать нужные источники информации, критически оценивать, анализировать и передавать данные с использованием цифровых средств.

Г.У. Солдатова, Е.Ю. Зотова, М.А. Лебешева, В.Н. Шляпников определяют цифровую компетентность как часть социальной компетентности личности, включающую в себя способность «…уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять инфокоммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности (работа с контентом, коммуникации, потребление, техносфера), а также готовность к такой деятельности» [5, с. 19–20].

По мнению авторов, цифровая компетентность личности включает в себя соответствующие знания и умения, а также мотивацию и ответственность: а) связанные с поиском, пониманием, структурированием, критическим осмыслением цифровой информации и созданием новых цифровых ресурсов (информационная и медиакомпетентность); б) необходимые для различных форм коммуникации – посредством электронной почты, чатов, блогов, социальных сетей и иного (коммуникативная компетентность); в) связанные с применением технических и программных средств: компьютерных сетей, облачных сервисов и иного – для решения различных задач (техническая компетентность); г) ориентированные на решение повседневных жизненных задач (потребительская компетентность) [5].

Цифровая компетентность неразрывно связана с уровнем информационной культуры личности. По мнению многих отечественных и зарубежных ученых (Д. Белл, Д. Лайон, Ю.М.Лотман, А.И. Ракитов и др.), информация и культура – зависимые категории. Так, Ю.М.Лотман определяет культуру как «совокупность всей ненаследованной (негенетической) информации, способов ее организации и хранения» [6, с. 56]. В свою очередь, категория информации в самом широком ее толковании как отражение разнообразия в любых объектах и процессах природы и общества (У.Р. Эшби) требует культурного сознания пользователя.

Процесс социализации личности, формирование ее культуры происходят в условиях непрерывного интенсивного информационного влияния общества. Под воздействием всевозможных потоков информации, в ходе овладения инструментами ее переработки в виде логических операций мышления, а также освоения знаковых систем осуществляется постепенное усложнение структуры сознания личности. Наиболее интенсивно этот процесс идет при наличии двух факторов – развитой познавательной потребности человека и погружения его в максимально насыщенную информационную среду. Необходимость формирования культурного сознания личности в условиях информатизации общества обусловлена преобладанием технократического мышления – системы представлений об определяющей роли техники в регуляции и совершенствовании жизни общества и личности. Однако, как справедливо полагают А.Н. Дулатова и Н.Б. Зиновьева, «информация, не одухотворенная чувствами и эмоциями, не может способствовать движению вперед к устойчивому развитию человеческой цивилизации. <…> Надо не только вложить в новые информационные технологии гуманистическое содержание, но и обеспечить приоритет духовных ценностей по отношению к материальным» [7, с. 77–78].

Интеграция гуманистической и технократической культур позволяет воспитать субъекта новой информационной цивилизации – личность с высоким уровнем культурного сознания, носителя информационной культуры, способного не только пользоваться преимуществами информатизации общества, но и умеющего избегать ее негативного воздействия.

Исследования феномена информационной культуры и возможностей ее формирования отличаются чрезвычайной разнородностью и многогранностью, характеризуются использованием различных научных парадигм, методологии, понятийного аппарата. Интерес к данной проблематике обнаруживается в работах философов, психологов, социологов, лингвистов, специалистов в области информационных технологий и др. В настоящее время нет единого, общепризнанного подхода к определению понятия «информационная культура личности». В самом общем виде данный феномен трактуется либо как элемент информационной культуры общества, либо как личностное новообразование, определенная характеристика внутреннего мира субъекта [8].

Нам ближе второй подход, в рамках которого информационная культура рассматривается в связи с активной познавательной деятельностью и творческим потенциалом человека. На наш взгляд, неправомерно сводить информационную культуру личности к аспектам социальным (технологиям ее развития в рамках социальных институтов, умению использовать информацию в социальных коммуникациях) и технологическим (овладению информационными ресурсами, умению использовать разнообразные программные продукты в различных сферах жизнедеятельности и т.п.). Представляется важным акцентировать внимание на формировании гуманистических ценностных ориентаций, познавательной потребности, развитии интеллектуально-творческих способностей, исследовательских умений личности, дающих возможность пользователю – носителю информационной культуры непрерывно расширять систему знаний, необходимую для ориентации в инфосреде; усложнять информационную деятельность (совокупность процессов поиска, сбора, обработки, хранения, воспроизведения и применения информации в различных сферах). Достижение этих целей предполагает овладение культурой:

а) научного исследования (умение осознавать собственные познавательные потребности, выявлять проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы продуктивного уровня, классифицировать, анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения, целенаправленно находить информацию в различных источниках, планировать исследование и др.);

б) передачи и использования информации (умение максимально полно и доступно ее транслировать, критично воспринимать, разграничивать конструктивную и деструктивную информацию, противостоять манипулятивному информационному влиянию, принимать самостоятельные решения на основе анализа информации из различных источников, производить собственные информационные продукты и др.).

Содержательный аспект информационной культуры субъекта как результат его социализации связан с различной степенью освоенности межличностных и профессиональных ролей. Обучение в вузе значительно интенсифицирует формирование базовых составляющих данного личностного новообразования, поэтому уровень сформированности информационной культуры будущего специалиста становится важным показателем качества его подготовки.

Под информационной культурой обучающегося мы понимаем сложное многокомпонентное качество личности, определяющее способность эффективно функционировать в современной информационной среде, грамотно создавать, использовать и хранить информационные ресурсы; являющееся основой профессиональной культуры выпускника вуза и условием конкурентоспособности, востребованности специалиста на рынке труда [2, с. 61].

Важнейшим компонентом информационной культуры студента является владение базовыми цифровыми компетенциями, которые модифицируются, уточняются и дополняются с учетом специфики деятельности личности в определенной профессиональной сфере.

Основой формирования цифровой компетентности будущего специалиста является информационно-образовательная среда вуза (ИОС). Этот феномен исследуется в работах О.М. Бабанской, И.М. Осмоловской, О.А. Козлова, И.В. Роберт, В.А. Ясвина и др. В частности, И.В. Роберт рассматривает информационно-образовательную среду как «совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучаемым(ми), обучающим и интерактивными средствами ИКТ, взаимодействующими с субъектами образовательного процесса как с личностью» [9, с. 9].

Для эффективного формирования цифровых компетенций ИОС должна обладать соответствующими характеристиками:

1) наличие современных средств информационных и коммуникационных технологий;

2) наличие подготовленных преподавателей, с высоким уровнем цифровой компетентности;

3) возможность информационного обмена между различными ее субъектами;

4) возможность дифференциации образовательного процесса с учетом разного уровня подготовленности студентов и темпа освоения ими учебной деятельности;

5) возможность трансформации с учетом профессиональной направленности студентов;

6) возможность выстраивания индивидуальной траектории обучения с учетом индивидуальных образовательных потребностей студентов;

7) возможность организации различных форм самостоятельной работы студентов;

8) возможность интерактивного общения в системах «преподаватель – студент», «студент – студент»;

9) направленность на развитие познавательных потребностей, мыслительных и творческих способностей студентов.

Формирование информационной культуры и цифровой компетентности обучающихся в информационно-образовательной среде вуза строится с учетом требований образовательных и профессиональных стандартов. В связи с этим перечень цифровых компетенций для специалиста определенной профессиональной сферы должен сопоставляться с функциональной картой вида профессиональной деятельности и характеристикой обобщенных трудовых функций.

Остановимся на содержательных аспектах формирования цифровой компетентности в профессиональной подготовке студентов, обучающихся по направлению 37.03.01 Психология (профиль «Психологическая диагностика и психологическое сопровождение личности»).

В соответствии с Профстандартом 01.002 Педагог-психолог (психолог в сфере образования) основной трудовой функцией работника является «психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ» [10]. Для выполнения трудовых действий в рамках данной трудовой функции специалист должен знать профессиональную этику, методы верификации результатов исследования, методы интерпретации и представления результатов исследования, методы математической обработки результатов психологической диагностики; уметь использовать качественные и количественные методы психологического обследования, обрабатывать и интерпретировать его результаты, в том числе с помощью методов статистического анализа данных; владеть методами психологической оценки параметров образовательной среды, в том числе ее безопасности; проводить мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); формировать у обучающихся навыки поведения в виртуальной среде [10].

Взаимодействие с интернет-средой в процессе подготовки студентов-психологов осуществляется в течение всего обучения. В ходе освоения дисциплин «ИКТ и медиа информационная грамотность», «Психометрические основы психодиагностики», «Экспериментальная психология», «Методы математической статистики в психологии» и иных у обучающихся по программе бакалавриата формируются необходимые цифровые компетенции, позволяющие уверенно ориентироваться в стандартных и специализированных программных продуктах, оптимизировать временные затраты при изучении учебных материалов, а также подтверждать или опровергать гипотезы психологических исследований. В процессе дальнейшего овладения профессиональными знаниями и знакомства со спецификой измерений различных психологических свойств и характеристик студенты приходят к необходимости обобщения эмпирических данных, установления зависимости между ними, определения наличия или отсутствия существенных различий, формулирования научных предсказаний.

Приведем примеры заданий на формирование у студентов, обучающихся по направлению 37.03.01 Психология, культуры научного исследования, передачи и использования информации.

1. Задания на поиск, выбор, структурирование и анализ профессионально значимой информации в сети Интернет:

– знакомство с ресурсами и технологией поиска информации в электронных библиотечных системах, интегрированных с вузом (на примере Юрайт, Лань, Либэр, Библиоклуб, Университетская библиотека);

– знакомство с базами данных психологических исследований (на примере портала психологических изданий PsyJournals.ru, научных электронных библиотек «КиберЛенинка» и eLibrary.ru, сайтов научных журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Теоретическая и экспериментальная психология»).

Опираясь на вышеперечисленные ресурсы, студенты составляют обзорные рефераты по конкретной тематике (например, «Факторы формирования подростковой агрессии», «Роль отношений с матерью в формировании привязанности ребенка», «Диагностика и коррекция детских страхов» и т.п.), выполняют проекты разного уровня сложности (например, «Технология работы психолога с проблемой социофобии», «Технология коррекции тревожности ребенка средствами арт-терапии» и т.п.), проводят эмпирические и экспериментальные исследования в рамках курсовых работ и ВКР на основе корректного цитирования научной литературы, без нарушений авторского права. Будущие психологи подбирают и используют тексты научных статей на практических занятиях в режиме онлайн по дисциплинам «Экспериментальная психология» и «Психометрические основы психодиагностики». Примеры заданий: «По аналогии с материалом статьи по данной тематике сформулируйте проблему, объект, предмет и гипотезу психологического исследования»; «Найдите примеры исследований, организованных по конкретному экспериментальному плану»; «Определите вид экспериментального плана по описанию исследования в статье»; «Определите связь между зависимой и независимой переменными в данном эксперименте»; «Определите способы контроля внешних переменных в данном эксперименте, опишите стратегию формирования экспериментальной выборки», и т.п.

2. Задания на развитие умения критично воспринимать информацию, разграничивать конструктивную и деструктивную информацию.

На основе анализа блогов, социальных сетей, различных потоков информационных сообщений студенты находят примеры информационно-психологического воздействия и манипулирования информацией (различные виды средств психологического нападения; способы манипулятивного воздействия; нарушения этических норм психологических исследований; некорректные психологические рекомендации и т.п.).

3. Задания на развитие умения создавать собственные информационные продукты.

В процессе решения кейсов и выполнения проблемных и исследовательских заданий будущие психологи учатся применять полученные знания в области профессиональной этики и создавать информационные продукты конструктивной направленности (например, «Разработайте корректное психологическое заключение по результатам обследования ребенка в двух вариантах – для родителей и для учителя»; «Разработайте вопросы диалогического характера для установления доверительного контакта с тревожным ребенком» и т.п.). В дальнейшем задания усложняются, и в качестве информационных продуктов выступают разработанные обучающимися интерактивные коррекционные и развивающие игры, диагностические задания и иное, созданные на основе готовых цифровых образовательных ресурсов (например, «Мерсибо», «Самоучка» и др.).

Одновременно студенты учатся презентовать себя в интернет-среде посредством разработки своей странички на сайте учреждения, в социальных сетях и ином, размещая собственные интеллектуальные продукты и создавая свое электронное портфолио, необходимое для дальнейшего трудоустройства.

4. Задания на применение методов обработки экспериментальных данных.

Современные программные продукты (SPSS for Windows, STATISTICA, STADIA и др.) открывают широкие возможности в статистической обработке данных психологического исследования на основе применения инструментов описательной статистики, корреляционно-регрессионного и дисперсионного анализа, а также различных методов многомерного анализа – факторного, кластерного анализа, многомерного шкалирования и иных, в том числе в презентации полученных результатов в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Вначале студентам предлагаются задания на отбор данных эмпирического исследования и их представление в табличной форме, анализ этих данных на наличие ошибок. Далее они учатся переносить исходные данные в электронные таблицы соответствующих статистических пакетов, а после этого приступают к освоению методов описательной статистики и визуализации с помощью диаграмм и графиков. Следующая группа заданий направлена на формирование навыков применения корреляционно-регрессионного анализа и методов многомерного анализа, причем студенты обучаются осуществлять не только количественную, но и качественную интерпретацию причинно-следственных взаимосвязей на основе корректности и выверенности фактических данных. Данный аспект развития информационной культуры будущих психологов в работе с эмпирическим материалом позволяет адекватно воспринимать, анализировать и транслировать информацию с минимумом искажений. Осваивая технологию проведения статистической обработки и анализа данных, обучающиеся постепенно приобретают все более усложняющиеся цифровые компетенции, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности.

Заключение. Приведенные выше материалы не охватывают всех возможностей формирования в информационно-образовательной среде вуза цифровых компетенций студентов, обучающихся по направлению 37.03.01 Психология (профиль «Психологическая диагностика и психологическое сопровождение личности»). Мы рассмотрели данный процесс в его связи с наиболее значимыми, на наш взгляд, компонентами информационной культуры студентов-психологов – культурой научного психологического исследования, передачи и использования профессионально значимой информации. В этом контексте повышение уровня цифровой компетентности как интегративного личностного новообразования на протяжении всего периода обучения в вузе связано с формированием культурного сознания будущего специалиста, способного эффективно решать профессиональные задачи на основе высокого уровня мотивированности к саморазвитию и развитых исследовательских умений, позволяющих осознавать собственные познавательные потребности, целенаправленно и быстро искать нужный материал в информационной среде (отсеивая деструктивный контент), структурировать и анализировать его, корректно транслировать, производить собственные информационные продукты конструктивной направленности с помощью современных информационно-коммуникационных технологий.


Библиографическая ссылка

Трухманов В.Б., Трухманова Е.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32508 (дата обращения: 29.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674