Научно-технологическое развитие является основой повышения конкурентоспособности экономики России. Его стратегическими задачами выступают стимулирование обновления и глубокая модернизация технологической базы за счет развития науки, техники и производства, способных обеспечить формирование принципиально новых рынков и лидерство на них [1]. В соответствии с существующими вызовами инженерные вузы ориентированы на совместное решение образовательных и научно-исследовательских задач по подготовке лидеров технологических изменений, выполнению и коммерциализации прорывных разработок и исследований [2]. Обеспечение эффективной комплексной деятельности инженерных вузов связано с организацией процесса опережающего обучения, интегрированного с научными исследованиями и осуществляемого в партнерстве с высокотехнологичными компаниями [3].
В ранее проведенных исследованиях суть опережающего обучения определена как процесс развития у обучающихся способности к активному получению знаний, их приросту, творческой и инновационной реализации [4]. Практика осуществления опережающей подготовки показала, что, чем раньше обучающиеся вуза вовлекаются в этот процесс, тем выше уровень формируемых компетенций у студентов и тем лучше они впоследствии адаптируются к изменяющимся условиям инженерной деятельности [5]. В связи с этим опережающий образовательный процесс реализуется уже на младших курсах. Особенностями опережающей инженерной подготовки являются: высокая степень новизны содержания и используемых форм образования, интенсивность учебного процесса, проектно-исследовательский характер, инновационные форматы взаимодействия с реальным производством. Такая подготовка требует от студентов высокой организованности в учебной деятельности, понимания необходимости и готовности к проектной деятельности, наличия креативного мышления, способности к самоорганизации и самообразованию, активного участия в системе дополнительного образования, осознанного построения и реализации индивидуальной образовательной траектории, профессиональной мотивации и раннего выбора работодателя. Беседы со студентами младших курсов, наблюдение за образовательным процессом, анализ профессионального развития обучающихся показали наличие затруднений в обучении. Так, сложности в эффективной организации учебной деятельности испытывают около 40% студентов, проблемы ориентации в большом потоке информации существуют у 75%, более половины не видят смысла в получении дополнительных знаний и навыков, практически 80% опрошенных не проявляют интереса к изучению рынка труда, инженерной деятельности на отраслевых предприятиях. Данная ситуация не способствует реализации инновационного образовательного процесса, выбору отраслевого профиля подготовки и планированию профессионально-образовательного маршрута обучающимися. В связи с этим актуальна организация педагогического сопровождения студентов младших курсов в опережающей инженерной подготовке. Цель работы состояла в разработке организационно-содержательной модели педагогического сопровождения студентов младших курсов в инженерной опережающей подготовке и анализе эффективности ее применения на практике.
Методы и материалы исследования
Анализ задач научно-технологического развития и приоритетов деятельности по их решению национальными исследовательскими университетами подтвердил востребованность реализации опережающей инженерной подготовки. Обзор научных исследований и изучение практики вузов позволили выявить особенности опережающего обучения: инновационность содержания и организации образовательного процесса с участием промышленных партнеров.
Экспериментальная работа проводилась в течение 2 лет на базе института нефти, химии и нанотехнологий ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский университет» (ФГБОУ ВО «КНИТУ»). Она включала апробацию разработанной модели педагогического сопровождения. Наблюдение за процессом обучения, проявлением активности и профессиональной ориентированности студентов с последующим проведением обобщающего анализа показало эффективность педагогического сопровождения в условиях опережающей инженерной подготовки.
Результаты исследования и их обсуждение
Реализация опережающей подготовки является объективной необходимостью в обеспечении промышленного комплекса страны передовыми инженерами. Опережающий образовательный процесс характеризуется инновационным содержанием с высокой степенью вариативности, интенсивностью, многофункциональной интеграцией с профильными предприятиями и организациями, ориентацией на саморазвитие [6]. Это позволяет динамично формировать актуальные инженерные компетенции. Участие студентов младших курсов в этом процессе требует педагогического сопровождения.
Педагогическое сопровождение как процесс и форма взаимодействия субъектов образовательного процесса систематически исследуется учеными [7, 8, 9]. Это связано с динамично изменяющимися условиями образования, постановкой новых целей и достижением различных результатов, многообразием проблем, возникающих у обучающихся.
В нашем исследовании под педагогическим сопровождением студентов младших курсов в опережающей инженерной подготовке понимается процесс создания условий, обеспечивающих эффективное участие обучающихся в инновационном образовательном процессе. Учитывая особенности и задачи опережающей инженерной подготовки, педагогическое сопровождение является полисубъектным процессом, который предполагает взаимодействие обучающихся с преподавателями, кураторами академических групп, работодателями, методистами деканатов, студенческими лидерами. Модель реализации процесса предполагает следующие направления педагогического сопровождения: опережающе-образовательное, профессионально направляющее, инновационно-средовое. Их реализация обусловлена решением конкретных задач. В рамках опережающе-образовательного направления решаются задачи по созданию условий успешного освоения учебного плана, выявлению одаренных студентов, развитию интереса и организации участия в научно-исследовательской, проектной деятельности. В числе задач профессионально направляющей поддержки предусмотрены организация профессионально-информационной работы, стимулирование профессионального развития. Создание развивающей образовательной среды, поддержание благоприятных продуктивных взаимоотношений и творческой активности в студенческой группе являются задачами инновационно-средовой педагогической поддержки студентов. Критериями и показателями реализации педагогического сопровождения рассматриваются следующие:
- образовательный (доля студентов, успешно освоивших учебный план 1-го курса подготовки; доля студентов, участвующих в предметных олимпиадах; доля студентов, вовлеченных в научно-исследовательскую деятельность; доля студентов, участвующих в проектах и выступающих организаторами проектов);
- профессионально ориентированный (доля студентов 1-го курса, участвующих в профориентационных мероприятиях; доля студентов, готовых к построению индивидуальной образовательной траектории и осуществивших выбор в системе дополнительного образования);
- студенческо-групповой (доля студенческих групп, коллективно и творчески участвующих в мероприятиях внеучебной деятельности).
Рассмотрим содержание, технологические средства и инструменты, применяемые для решения задач процесса педагогического сопровождения.
Опережающе-образовательное сопровождение
Формирование углубленной знаниевой базы для развития опережающих инженерных компетенций является основной задачей подготовки на младших курсах. Для этого преподаватели-предметники используют современные педагогические технологии, способствующие активному включению студентов в процесс обучения, стимулируют участие первокурсников в предметных олимпиадах и конкурсах, обеспечивающих развитие нестандартного мышления [10]. Для студентов института нефти, химии и нанотехнологий актуальны расширение знаний и участие в олимпиадах по математике, химии, физике, информационным технологиям. Для повышения организованности участия студентов в учебном процессе, своевременного информирования и контроля за успеваемостью, развития интереса к освоению дисциплин и раскрытия их значимости для будущей профессиональной деятельности в процессе поддержки участвуют кураторы академических групп и студенческие тьюторы. Они осуществляют информационную, аналитическую и организационно-консультационную работу [11]. Сопровождение учебного процесса первокурсников способствовало повышению их успеваемости (доля студентов, успешно освоивших учебный план, возросла с 75 до 90%), при этом численность студентов, сдавших сессию без троек, возросла с 35 до 47%. Наряду с этим увеличилось с 8 до 15% количество студентов младших курсов, которые участвуют в предметных олимпиадах различного уровня.
Научно-исследовательская компетентность инженерных кадров является одним из определяющих факторов технологической трансформации наукоемких производств, в число которых входят нефтегазохимические [12]. Развитие готовности студентов к проведению научных исследований – это сложный процесс, поскольку требует наличия у них заинтересованности в выполнении трудоемких и сложных инженерных экспериментов. Поэтому привлечение обучающихся к научно-исследовательской деятельности в вузе начинается с младших курсов [13]. Для формирования представления у студентов о научных направлениях и достижениях, кафедральной структуре института проводятся круглые столы ученых кафедр с демонстрацией уникальных исследовательских приборов, мастер-классы от аспирантов, тематические кураторские часы. Результатом такой работы является рост вовлеченности студентов младших курсов в научно-исследовательскую деятельность: доля охваченных научно-исследовательской работой увеличилась с 4 до 10% от общей численности, и 70% из них участвуют в научных публикациях. Педагогическая практика показывает, что 95% студентов, привлеченных к научной деятельности на младших курсах, продолжают обучение в исследовательской магистратуре и поступают в аспирантуру.
Наряду с формированием основных профессиональных компетенций для будущего инженера современного производства востребовано развитие «softskills». Поэтому развитие у студентов способностей работы в команде, эффективного коммуницирования, проявления инициативности является важной задачей вуза. Основным способом формирования этих компетенций служит привлечение обучающихся к проектной деятельности с младших курсов. Инициаторами таких проектов во внеучебной деятельности преимущественно выступают студенческие объединения. При информационной поддержке педагогов-кураторов и под руководством студентов-активистов выполняются командные проекты разной направленности: социальные, профессионально-познавательные, волонтерские и т.д. Практика показала, что большая часть студентов участвуют в проектах «Твой ход» (развитие организаторских способностей), «Дружба народов» (межкультурная коммуникация), а также в экологических, волонтерских, медийных проектах. Если ранее студенты не проявляли интереса к проектной деятельности, то теперь 50% обучающихся участвуют и 10% выступают организаторами различных проектов. При этом третья часть проектов стали победителями грантовых конкурсов в 2022 году: «Раздельный сбор отходов в университете», «Финансовая грамотность студентов».
Профессионально направляющее сопровождение
Подготовка передовых инженеров современных производств требует актуального профориентирования и создания условий для профессионального развития студентов. Практика работы со студентами младших курсов показывает, что курс «Введение в специальность» в инновационном формате и участие в дополнительных профессионально-развивающих мероприятиях способствуют их профессиональному самоопределению. Организация участия первокурсников ФГБОУ ВО «КНИТУ» в ежегодном Татарстанском нефтегазохимическом форуме обеспечивает возможность знакомства со структурой регионального отраслевого рынка, типами производств и первого взаимодействия с представителями профессионального сообщества по содержанию и перспективам будущей профессиональной деятельности. Уровень полученной информации оценивается по результатам подготовки и представления презентации «Предприятие моей мечты». Последовательному профессиональному развитию студентов способствует карьерный форум «Шаг в профессию», в рамках которого проводятся мастер-классы, тренинги, деловые игры («Мозгопат», «Профессионалы»), круглые столы: «Как продать себя на собеседовании», «Развитие нестандартного мышления», «Как написать резюме», «Построй карьеру вместе с ТАНЕКО». Участие в таких мероприятиях позволяет студентам выбрать индивидуальную образовательную траекторию с получением дополнительного профессионального образования, в том числе в школах «Технолидер» и «Технологическая элита». Проведение опроса среди студентов 1-го курса по выявлению желающих получить дополнительное профессиональное образование с приобретением рабочей профессии показало рост проявивших интерес с 37 до 52%. Из участвовавших в опросе 53,2% студентов приняли решение получить профессию лаборанта, 36,2% – системного администратора и 31,9% – аппаратчика. Анализ динамики участия студентов 2-го и 3-го курсов в системе дополнительного образования показывает, что все сориентированные на 1-м курсе участвуют в дополнительной подготовке в вузе. Наряду с этим еще 8% осваивают дополнительные образовательные программы самостоятельно в других организациях.
Инновационно-средовая педагогическая поддержка
Инновационно-развивающая образовательная среда является важным фактором эффективности опережающего обучения студентов. Ее создание обеспечивается участием вуза в отраслевом кластере [12]. Партнерское сотрудничество создает возможности для студентов овладеть конкретной информацией как о производственных, так и о сервисных компаниях, их кадровых потребностях и с учетом этого планировать профессиональную карьеру.
Благоприятная развивающая образовательная среда в академической группе определяется сформированностью студенческого коллектива [14]. Совместная деятельность куратора группы с преподавателями, деканатом, старостой и студенческим активом направлена на становление и укрепление коллектива в группе. Индивидуально-диагностическая деятельность, применение технологий сотрудничества позволяют куратору оказывать помощь в развитии студенческого коллектива [15]. Отличительной особенностью этой работы в настоящее время выступает возможность использования потенциала психологической службы вуза и системы студенческого тьюторства. Проведение коллективных тренингов разной направленности ускоряет процесс формирования коллектива. Практика показала, что в многоэтапных университетских конкурсах «Лучшая академическая группа», «Поколение» в число победителей входят группы, в которых развита взаимопомощь и учитываются индивидуальные возможности и интересы каждого студента. Из 10 студенческих групп ранее участвовало в конкурсах 60%, сейчас участвуют 100%, увеличилась доля победителей и лауреатов в различных номинациях конкурсов с 10 до 40%.
Заключение
Приоритеты научно-технологического развития страны формируют запрос на профессиональную элиту, способную действовать в качестве компетентных и ответственных лидеров технологических изменений. Опережающая подготовка позволяет формировать высокопрофессиональные инженерные кадры, готовые к инновационной деятельности. Опережающее обучение будущих инженеров отличается множественностью задач, которые ставятся перед студентами: освоение больших объемов новейшего учебного и вспомогательного материала, осуществление научной и проектной деятельности, участие в системе дополнительного образования, профессионально-личностное развитие для построения карьерного плана. Предложенная модель организации педагогического сопровождения студентов способствует их решению и обеспечивает благоприятные условия опережающей подготовки инженерных кадров, востребованных высокотехнологичными компаниями.
Библиографическая ссылка
Журавлева М.В., Петрова М.А., Гончарова И.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ В ИНЖЕНЕРНОЙ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32507 (дата обращения: 13.10.2024).