Современная система российского образования претерпевает качественные изменения как на уровне общего школьного, так и на уровне высшего профессионального. Личностная ориентированность, заложенная в основу всей концепции образовательной политики, требует переосмысления идей гуманизма и гуманности, как фундаментальной основы гуманитаризации и гуманизации, а вместе с тем разработки новых методов и подходов к образовательному процессу, учитывая мировую и отечественную практику.
Важнейшей составляющей педагогического процесса на сегодняшний день становится личностное взаимодействие учителя с учеником, их непосредственный контакт. Одним из важнейших направлений реформы образования является национальное и гражданское воспитание подрастающего поколения [1]. В этой связи педагог и его компетентность, его действия и поступки во многом будут определяющими в развитии личности ученика.
МХК – это предмет, целью которого является художественно-эстетическое развитие учащихся, и в этой связи учителям важно найти подход для формирования и развития личности и ее культуры, а вместе с тем создать условия для приобщения подростков к культуре и искусству, как важнейшему компоненту целостной гармонично развитой личности [1].
Культурологический подход в преподавании мировой художественной культуры в школе систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике ее развития в исторической перспективе, о ее месте в жизни общества и каждого человека [1].
Актуальность заявленной проблемы во многом обусловлена направленностью школы на личностно ориентированное образование. В этом плане важная роль отводится гармоничному развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер личности школьников на базе усвоения ими основ художественной культуры [2]. Во многом в соответствии с этим на уровне основного общего образования получил развитие учебно-методический модуль «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Цель исследования – выявить основные концептуальные положения, лежащие в основе преподавания курса мировой художественной культуры, для формирования гармонично развитой личности как полноценного субъекта социальных отношений.
Материал и методы исследования
Для достижения поставленной цели нами были использованы следующие методы исследования:
1) выборочный анализ уроков мировой художественной культуры, что позволило целостно подойти к заявленной проблеме и увидеть положительные и отрицательные аспекты;
2) педагогическое наблюдение с целью выявления контактов «учитель - ученик», определения стилей педагогического воздействия;
3) анкетирование и интервьюирование педагогов и учащихся для формирования репрезентативного материала с целью понимания важности и нужности предметной области;
4) контент-анализ полученных результатов.
Результаты исследования и их обсуждение
В результате проведенного эксперимента мы пришли к ряду важнейших концептуальных положений, имеющих теоретико-методологическое значение для реализации курса «Мировая художественная культура».
Первая встреча учащихся с учителем мировой художественной культуры уже должна быть направлена на постижение того, что является необычайно увлекательным, интересным, очень важным в человеческой жизни и даже таинственным [3]. Тайна искусства, как и тайна человека, его творчества, во многом еще неведомы. Однако мы знаем, что ни один народ в истории не мог существовать и не существовал без искусств. Все культуры Земли обязательно имели в своем составе художественное творчество и его поразительные результаты [4]. Люди создавали искусство из века в век как образное средоточие своего опыта жизни, как «зеркало» – удвоение, смотрясь в которое, каждый человек видел весь «космос своего бытия» и узнавал себя в других, познавал мир, осваивал мудрости человеческой жизни. Искусство, как сказ человека о человеке, было и будет всегда интересно человеку. Настоящее произведение искусства несет в себе огромный опыт сопереживания и понимания людей – и в этом его школа [5]. Ничто другое в культуре заменить искусство не может. Именно поэтому все виды искусств, собранные в мир художественной культуры, необходимо осваивать, начиная с детства и – особенно – в юности [6]. Существенно также, что сложную современную культуру, впитавшую историческую память людей о самих себе, «можно по-настоящему понять и оценить, - как говорил Д.С. Лихачев, - только в свете тысячелетий» [7]. Поэтому современным учащимся, и прежде всего гуманитариям, курс мировой художественной культуры важен и весьма значим как с теоретической точки зрения, так и практико-ориентированной.
Первое концептуальное положение, лежащее в основе преподавания мировой художественной культуры – это эмоционально-ценностное отношение самого учителя к явлениям искусства, способное вызывать ответную реакцию детей. Скучный перечень стилей искусства и унылое описание «картинок» могут убить интерес к «сказу человека о человеке», к океану человекотворчества, не дать ощутить прелесть человеческих творений [8; 9].
Понимание искусства, его многообразных «текстов» – сложная, активная и специфическая духовная деятельность, которой необходимо учиться. В младшей и средней школе на занятиях по литературе, музыке, изобразительному и сценическому искусству учащиеся уже имели опыт освоения разных «языков» искусства [10]. Вместе с тем до начала освоения истории мировой художественной культуры нужно два-три урока посвятить обобщению знаний о «языках» – выразительных средствах разных искусств, показать различие и общность художественных образов. Это второе положение также должно лежать в основе преподавания данного курса. Отметим при этом, что более всего нуждается в адекватном освоении «язык» киноискусства, телеискусства, которому, как правило, не уделяется должного внимания, хотя именно это искусство властвует сегодня над душами людской массы, и прежде всего – молодежи.
Третье основание преподавания курса – он должен быть не искусствоведческой «шедевриадой», а культурологическим конструктом [11]. Речь идет прежде всего о том, что искусство – явление культуры; своеобразие его содержания и выразительных средств определяются как древними константами, так и перманентным культурогенезом – постоянным обновлением культурных систем различных периодов и целых эпох в истории человечества [9]. Обратим особое внимание на то, что, хотя понятие «культура» постоянно используется в преподавании базовых и элективных курсов, но все же в существующих школьных учебниках и программах это ключевое понятие курса крайне редко раскрывается в контексте современных достижений науки о культуре – культурологии [12]. Обычно говорят, что существует много определений культуры и нет единого. На самом деле наличие многих определений культуры связано с тем, что в культуру входит грандиозное количество явлений, форм, состояний, процессов, и все они изучаются разными конкретными науками: филологией, историей, социологией, религиоведением, искусствоведением. Эти специальные науки обеспечивают многоаспектное изучение богатого содержания культуры, но не дают общего представления о культуре [11]. Общую теорию культуры обеспечивает культурология. На наш взгляд, курс по истории художественной культуры должен предваряться кратким пропедевтическим разделом «понимание культуры». Учащиеся должны хорошо усвоить мысль: человек выделился из природы благодаря тому, что сам создал для себя своим трудом, мыслью и чувством специфический, особый мир – мир культуры, поэтому развитие культуры, ее «здоровье» и успехи зависят от характера деятельности самих людей [13].
Культура представляет собой многосторонне-целостный и исторически меняющийся способ бытия людей. Художественная культура, наряду с материальной и духовной культурами, входит в структуру культуры как важнейший компонент бытия человека [14]. Поэтому изучение мировой культуры не сводится к изучению отдельных видов искусства вне их связи друг с другом в конкретном историческом типе культуры.
Четвертое теоретическое основание преподавания курса – сочетание комплексного видения и осознания мировой культуры различных народов, регионов, эпох с детальным конкретным изучением памятников искусства отдельных народов, желательно в музеях, театрах, концертных залах, в которых авторы ярко и сильно выражают суть содержания культуры своего времени, свое понимание человеческого опыта, ценностей и смыслов существования конкретных людей и обществ [15]. Образное изучение культурного достояния будет способствовать не только культурному обогащению учеников и выполнению учебной программы, но и целостному приобщению подростков к «прекрасному», формированию в них эстетики и красоты.
Пятое основание преподавания курса охватывает несколько взаимосвязанных положений. Это преодоление европоцентризма и демонстрация всей эйкумены художественного творчества народов Земли. По большому счету это логически последовательное представление периодов развития художественной культуры и ее синхронизация творческой деятельности разных народов, что будет способствовать комплексному пониманию художественно-исторических процессов [16]. Так, например, в один реальный период истории жили Ярослав Мудрый, создавший «Русскую правду», и его митрополит Илларион, написавший «Слово о законе и благодати» с великим персо-таджикским поэтом Омаром Хаямом, который был знаменит своими четверостишиями – «рубаи», сочинениями по математике и философии; это же время ознаменовано расцветом византийского зодчества, европейским рыцарским куртуазным романом, масштабным градостроительством ацтеков в долине Мексики. Культуры названных народов были одновременными, но типологически различными, имеющими свою индивидуальность и уровень сложности.
В наше время век глобализации и мультикультурного взаимодействия необходимо формировать действительно планетарное и толерантное мышление, «схватывающее» культуру всех континентов с их основными очагами художественного развития, великими мастерами и уникальностью создаваемых произведений, которыми ныне гордится все просвещенное человечество [17].
Шестое положение связано с идеей акцентировать внимание на синхронном изучении разных типов современной культуры. Ее школьники знают весьма однобоко, это некоторые молодежные музыкальные ансамбли, романы «фэнтези», американские фильмы-боевики. Представить же себе всю мировую систему целостно весьма трудно, в ней воплощена могучая стихия океана творчества наших современников. И все же некий панорамный конструкт художественной культуры выстроить можно: архитектурные небоскребы не только Евроатлантики, но и городов Тихоокеанского региона, «пятна» архаичных традиционных культур Африки и Азии, «горные вершины» мирового литературного и кинематографического творчества с небольшим, но выразительным набором интерпретаций самых интересных явлений современного искусства.
Седьмое положение касается изучения отечественной художественной культуры. Оно должно быть доминантой видения истории художественного развития человечества, а не «проскальзывать» пунктирно в отдельные эпохи. Изучение всех искусств конкретной эпохи должно вестись на основе краткой общей характеристики самой культуры, которое общество создало в это время; необходимо показывать связь содержания культуры с содержанием искусств, художественно-образной концепцией человека, его отношения к природе, обществу, жизни и смерти, к самому себе [15]. Изучение стилей искусства не должно быть самодовлеющим; они анализируются как способ выражения мыслей и чувств конкретных людей конкретной эпохи с ее доминирующими ценностями.
Освоение содержания истории МХК предусматривает широкую реализацию межпредметных связей этой дисциплины с обществознанием, естествознанием, человекознанием. Художественная культура изучается, таким образом, в связи с материально-практической деятельностью и духовной культурой различных исторических эпох, этнических или национальных типов культуры. В целом учебный предмет «Мировая художественная культура» имеет фундаментальный характер и может стать эффективным способом глобального постижения истории и современного содержания культуры человечества [18].
Основные задачи обучения курсу «Мировая художественная культура» сводятся к пониманию сути человеческой культуры; освоению «языков» и образов искусства как «волшебного зеркала» культуры; формированию художественного и эстетического вкуса; познанию различных типов этнических и национальных художественных культур; постижению особенностей отечественной художественной культуры; воспитанию уважительного отношения к мировому и отечественному культурному наследию [8; 19].
Решение основных задач обучения предмету МХК будет способствовать развитию гуманитарных технологий инновационного типа для профильного образования. Набор операций по конструированию способов обучения или набор педагогических технологий включает в себя как традиционные, так и инновационные компоненты.
Урок-лекцию можно сочетать, например, с уроком – общественным смотром знаний по пониманию культуры и искусства. Урок-опрос может удачно быть связан с уроком-семинаром. Для активизации деятельности учащихся можно использовать лекцию-провокацию.
Для характеристики социокультурных особенностей разных эпох уместно проводить лекцию-обзор в сочетании с уроком-инструктажем. В целях формирования заинтересованного отношения к учебному материалу нужно обращаться к игровым технологиям. Например – к репрезентациям культурных форм конкретного времени [6; 11; 15]. Так, например, культурные формы эпохи Петра Великого: одежда, прическа, пища, архитектурно-художественная среда, научные идеи, стиль речи, транспорт, которые учащиеся могут реконструировать на практикумах, в том числе и компьютерной форме. Возможен состязательный урок «Клуб знатоков» по некоторым темам художественной культуры. Ряд памятников художественной культуры можно изучать в жанре «урока-аннотации», «урока-размышления», «урока памяти», «философского урока».
Поскольку изучение мировой художественной культуры предполагает освоение значительного числа творческих портретов мастеров искусства, великих личностей, уникальных биографий и открытий, постольку можно воспользоваться такими уроками, как «в мастерской художника», «выставка шедевра», «урок-юбилей», урок-моделирование.
Итоговые занятия тоже можно проводить, используя традиционные и новые способы обучения, например: «урок-зачет», «урок-викторина», «урок-экскурсия», «урок - проверочный кроссворд», «урок-конференция», «урок-презентация».
В результате обучения ученик должен обрести:
- компетентности в понимании культуры и особенностей «языков» искусства;
- умение видеть специфику художественного образа и его значения;
- понимание человеческих отношений;
- способности уважительного, толерантного отношения к ценностям культуры разных народов;
- понимание закономерности развития художественной культуры;
- художественный вкус, отличающий «псевдоискусство» от подлинных художественных ценностей.
Заключение
Применение выше обозначенных концептуальных положений в преподавании курса МХК существенно оптимизирует процесс изучения художественной культуры, повысит интерес, а вместе с тем и знаниевый компонент у учащихся. Итоговой целью школьных занятий по истории мировой художественной культуры является обретение школьниками общекультурной и общехудожественной компетентности, а также освоение азов первичной профессиональной компетентности в социогуманитарной области. Эта система компетентностей как условно достаточная степень социализированности и инкультурированности выпускников школ будет в значительной степени определять последующее развитие их самосознания и адекватного поведения в современной социальной и культурной среде.
Библиографическая ссылка
Скопа В.А. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32506 (дата обращения: 13.10.2024).