Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Сигачев М.Ю. 1
1 Казанский федеральный университет
В условиях цифровой трансформации среднего профессионального образования актуализируется необходимость подготовки будущих педагогов, обладающих междисциплинарными знаниями, умениями и практическими навыками, позволяющими своевременно реагировать на изменения в учебной, профессиональной и научной деятельности. Для получения объективных, научно обоснованных данных, а также с целью выявления уровня проработанности научной проблемы использовались как теоретические, так и эмпирические методы изучения, обобщения, анализа педагогической научной литературы и педагогического опыта, анкетного опроса. Цель исследования заключается в выявлении уровня мотивационной готовности студентов к обучению с использованием интегративного курса «Педагогические информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» в образовательной практике физкультурного училища с учетом работы в цифровой образовательной среде. В результате исследования получены эмпирические данные по результатам анкетного опроса, которые свидетельствуют о высоком уровне мотивационной готовности опрошенных студентов к обучению педагогике и информационно-коммуникационным технологиям с использованием междисциплинарного подхода в организации учебного процесса, уточнено понятие, рассмотрена сущность и структура междисциплинарной интеграции. Материалы статьи могут быть полезными для магистрантов, педагогов среднего профессионального образования и исследователей в области педагогики.
междисциплинарная интеграция
среднее профессиональное образование
цифровая образовательная среда
1. Шестакова Л.А. Междисциплинарная интеграция как методологическая основа современного образовательного процесса // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 3: Образовательные ресурсы и технологии. 2013. №1 (2). С.47-52.
2. Колесников А.В., Сиренко С.Н. Междисциплинарная интеграция в процессе изучения веб-технологий и компьютерной графики // Открытое образование. 2013. №3(98). С.68-77. DOI: 10.21686/1818-4243-2013-3(98)-68-77.
3. Бушковская Е.А. Междисциплинарная интеграция как феномен философии и стратегия обучения // Молодой ученый. 2009. № 5 (5). С. 178-182.
4. Баляйкина В.М., Маскаева Т.А., Лабутина М.В., Чегодаева Н.Д. Межпредметные связи как принцип интеграции обучения // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29320 (дата обращения: 06.04.2023).
5. Киприянчик Т.В. Междисциплинарная интеграция как методологическая основа современного образовательного процесса // Образовательные ресурсы и технологии. 2013. №1 (2). С.168–172.
6. Жук О.Л. Междисциплинарная интеграция на основе принципов устойчивого развития как условие повышения качества профессиональной подготовки студентов // Весн. Белар. дзярж. ун-та. Сер.4, Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. 2014. №3. С.64–70.
7. Гильмеева Р.Х., Зеленкова Е.В. Междисциплинарная интеграция как условие формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза // Казанский педагогический журнал. 2013. №5 (100). С.43-50.
8. Гоголева И.В., Семенова Г.Е., Иванова А.В. Междисциплинарная интеграция в учебном процессе по экономическому направлению подготовки бакалавриата // Педагогический журнал. 2017. Т.7(3А). С.90-97.
9. Ландарь Л.Н., Жежа В.В., Кузьмин О.Б. Междисциплинарная интеграция в учебном процессе медицинского вуза // Педагогические и социологические аспекты образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 апр. 2018 г.). Чебоксары: ИД «Среда», 2018. С. 89-90.
10. Листунов О.Д. Междисциплинарная интеграция в подготовке будущих учителей к профессионально-педагогической деятельности: автореф. дис. … канд.пед.наук. Ижевск, 2003. 31с.
11. Пахомова Т.Е. Формирование икт-компетентности студентов педагогического колледжа с учётом междисциплинарной интеграции в условиях цифровизации образования: автореф. дис. … канд.пед.наук. Улан Удэ, 2020. 24 с.
12. Биккинина Л.И., Шарипова А.Д., Святова Н.В. Междисциплинарная интеграция в образовательном пространстве как одно из условий развития интеллектуальных и творческих способностей студентов // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30024 (дата обращения: 06.04.2023).
13. Львов Л.В., Кадочников А.И. Междисциплинарная интеграция как условие эффективного формирования навигаторской компетентности // Образование и наука. № 9(57). 2008. С. 41–51.
14. Golding Cl. Integrating the disciplines: Successful interdisciplinary subjects was developed. Centre for the Study of Higher Education, 2009 P. 27.

Современная педагогическая наука выдвигает междисциплинарную интеграцию в качестве необходимого процесса в образовании и одного из важнейших методологических оснований. Появление большого числа новых учебных дисциплин вызывает необходимость усвоения студентами разрозненных знаний, применения их теоретически и на практике в комплексе [1]. Ученые указывают на возрастающую актуальность междисциплинарной интеграции в условиях компетентностного подхода в образовании и связывают это с тем, что современный выпускник – это специалист, который не только эффективно анализирует, проектирует, выбирает оптимальные пути решения профессиональных проблем, но и владеет коммуникационными технологиями, ставит и решает задачи в разнообразных ситуациях [2]. Следует отметить, что междисциплинарность не новое явление в педагогике и возникло в процессе осознания того, что перегрузка учащихся разрозненной учебной информацией развивает главным образом их память а, не мышление и личность [3].

Особое значение междисциплинарная интеграция приобретает в связи с процессами цифровизации среднего профессионального образования. Подготовка будущих педагогов по физкультуре и спорту требует, с одной стороны, высокого уровня педагогической компетентности для успешной реализации профессиональной деятельности, с другой - выпускник должен владеть цифровыми технологиями, позволяющими осуществлять эффективное взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса.

Исследование различных аспектов междисциплинарной интеграции в высшем образовании привлекает внимание учёных. В том числе изучаются межпредметные связи как принцип интеграции обучения [4], междисциплинарная интеграция в образовательном пространстве рассматривается как методологическая основа современного образовательного процесса [5], как условие повышения качества профессиональной подготовки студентов [6], как условие формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза [7]. Внимание исследователей также направлено на изучение междисциплинарной интеграции в учебном процессе изучения веб-технологий и компьютерной графики и по экономическому направлению подготовки бакалавриата [2; 8]. Кроме того, ученые анализируют реализацию междисциплинарной интеграции в учебном процессе медицинского вуза [9] и в подготовке будущих учителей к профессионально-педагогической деятельности [10]. Особый интерес для нашего исследования представляет работа Т.Е. Пахомовой по формированию ИКТ-компетентности студентов педагогического колледжа с учётом междисциплинарной интеграции в условиях цифровизации образования [11]. Изучение научных работ показало недостаточность исследований проблемы междисциплинарной интеграции в среднем профессиональном образовании в условиях цифровизации образования, что вызывает необходимость более глубокого рассмотрения педагогического явления.

В настоящее время ученые, изучая различные аспекты междисциплинарной интеграции, используют определения, указывающие на обязательное использование интегрированных занятий, в процессе которых осуществляются межпредметные связи, с одной стороны, и сохраняется целостность базовых учебных дисциплин - с другой [12]. В работах исследователей подчеркивается роль междисциплинарной интеграции в развитии гармоничной личности, интеллектуальных и творческих способностей будущего специалиста и в формировании его профессиональной компетенции [1]. По мнению Е.А. Бушковской, интеграция является важным принципом развития современного образования. Ученый указывает, что междисциплинарная интеграция предполагает разработку содержания дисциплины на основе глобальных, основополагающих тем [3]. Интересным для нашего исследования является метод Л.В. Львова, использующего уровневый подход при рассмотрении междисциплинарной интеграции. Ученый исследует междисциплинарную интеграцию на методологическом уровне как подход к проблеме, на теоретическом уровне в качестве возможного педагогического условия и на практическом уровне как форму организации обучения. При этом ученый дифференцирует понятие «межпредметные связи», связывая этот процесс с координированием и комбинированием дисциплин с сохранением содержательной и функциональной самостоятельности каждой. В то время как при междисциплинарной интеграции происходит взаимопроникновение содержания дисциплин, ведущее к появлению качественно новой образовательной единицы [13].

Анализ определений понятия «междисциплинарная интеграция», предложенных учеными, и собственное исследование позволяют предположить, что междисциплинарная интеграция в среднем профессиональном учреждении – это сложное, комплексное, системное и разноуровневое явление, предполагающее использование интегрированных занятий, содержанием которых становится новая дисциплина, появляющаяся в процессе синергии фундаментальных тем разрабатываемых предметов, а результатом – профессиональная компетентность будущего специалиста.

Анализ современных исследований междисциплинарной интеграции показал, что ученые рассматривают сущность этого педагогического явления, исходя из образовательной цели, которая предполагает развитие мотивации к учению и творчеству, подготовку выпускника к системному гуманитарному мышлению и высокому уровню научно-исследовательской компетентности [12]. При этом ученые отмечают, что междисциплинарная интеграция в профессиональном образовании должна не только сводить учебные дисциплины в блоки, комплексы или модули, но согласовывать все компоненты учебного процесса, в том числе цели, результаты, содержание, формы и методы обучения и характеризоваться связью учебных дисциплин с профессиональной деятельностью будущих специалистов [8].

Педагогические исследования указывают на дифференцированную сущность различных взаимодополняемых видов интеграции – горизонтальной и вертикальной. Так, горизонтальная интеграция предполагает изучение проблем или решение практических задач двух-трех дисциплин в рамках одной, а вертикальная интеграция, дополняя горизонтальную, включает в содержание интегрируемых дисциплин научно-прикладные проблемы и решает таким образом междисциплинарные задачи [8]. Сущность междисциплинарной интеграции отражается в системной структуре этого комплексного педагогического явления. Для нашего исследования интерес представляет работа Л.В. Львова, в которой ученый указывает на существование трех уровней. Переход к каждому следующему уровню осуществляется только по мере того, как исчерпываются возможности предыдущего уровня [13].

На первом уровне конструируются межпредметные связи, согласуются сроки и последовательность учебных программ интегрируемых дисциплин, координируется и упорядочивается содержание с учетом формирования единого терминологического и понятийного аппарата. Обучающая деятельность педагога и учебная работа обучающегося направлены на то, чтобы компетенции, приобретенные при изучении интегрированной дисциплины, могли применяться и в других дисциплинах.

Второй уровень междисциплинарной интеграции предполагает развитие сформированных компетенций и включает в себя процесс объединения, слияния и взаимопроникновения содержания интегрируемых дисциплин для повышения учебного уровня и подготовленности к профессиональным действиям.

Для того чтобы возникла целостная учебно-профессиональная компетентность, по мнению ученого, необходим переход на следующий уровень междисциплинарной интеграции, который предполагает полную междисциплинарную интеграцию по содержанию и методам учебных, а также профессиональных действий. Знания, приобретенные при изучении специальных дисциплин, должны преобразоваться в профессиональную компетентность [13].

Для студентов участие в междисциплинарном проекте должно завершиться достижением поставленных учебных целей. Учащиеся должны обладать междисциплинарными навыками, то есть знать и понимать проблему с точки зрения разных дисциплин; уметь критически оценивать знания по широкому кругу дисциплин; иметь способность заниматься междисциплинарными исследованиями и решать проблемы, используя различные способы познания; иметь метадисциплинарное понимание природы знаний и дисциплин; быть в состоянии интегрировать, синтезировать, уравновешивать и приспосабливать знания из нескольких дисциплин, чтобы производить нечто большее, чем это было бы возможно с точки зрения какой-либо одной дисциплины; иметь навыки применения полученных знаний на практике [14].

Анализ исследований научно-педагогической литературы позволил выявить противоречие между потребностью образовательных организаций в педагогах по физкультуре и спорту, успешно реализующих педагогическую деятельность, и существующим уровнем цифровой компетентности студентов физкультурного училища, недостаточным для успешной реализации будущей профессиональной деятельности [4; 5]. Выявленное противоречие актуализирует проблему исследования: определить возможность эффективного использования междисциплинарной интеграции в физкультурном училище с учетом работы в цифровой образовательной среде. Выявленная проблема определяет цель исследования, которая заключается в выявлении уровня мотивационной готовности студентов к обучению с использованием интегративного курса «Педагогические информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» в образовательной практике физкультурного училища.

Материалы и методы исследования. В процессе теоретического исследования проблемы междисциплинарной интеграции в образовательном процессе физкультурного училища для получения объективных и полных данных, а также с целью выявления уровня проработанности научной проблемы использовались теоретические методы изучения, обобщения, анализа педагогической научной литературы и педагогического опыта. Анкетный опрос студентов Казанского училища олимпийского резерва позволил выявить мотивационную готовность опрошенных к изучению интегративного курса «Педагогика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)».

Результаты исследования и их обсуждение. При проектировании новой дисциплины на констатирующем этапе педагогического эксперимента было необходимо выявить мотивационную готовность студентов к обучению с использованием интегративного курса, а также разработать рабочую программу интегрированной дисциплины, включающую педагогический прогноз ожидаемых результатов уровня знаний, умений и навыков студентов; фонд оценочных средств, с помощью которого определить критерии, показатели и уровни оценивания учебных действий учащихся. Необходимо учитывать каждый из перечисленных этапов в процессе разработки, организации и реализации интеграционного проекта. Упущение любого из этапов может повлиять на эффективность обучающей деятельности.

На констатирующем этапе для выявления мотивационной готовности студентов к обучению с использованием интегративного курса «Педагогические информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» использовался метод анкетирования. В анкетном опросе принимали участие 47 студентов первого курса Казанского училища олимпийского резерва, которые по результатам анкетного опроса и внутреннему убеждению смогли сделать выбор обучаться педагогике и ИКТ раздельно в контрольной группе или в рамках интегративной дисциплины в экспериментальной группе. Разработанная анкета включала вопросы закрытого типа, что предполагает ограничение временных затрат; возможность автоматической обработки; отсутствие сложности при заполнении; возможность получения точной шкалированной оценки результатов анкетирования. Анкетный опрос включал следующие вопросы:

1. Считаете ли Вы, что интеграция дисциплин «Педагогика физической культуры и спорта» и «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» будет способствовать повышению уровня знаний в обеих областях знаний?

2. Влияет ли междисциплинарная интеграция на повышение уровня взаимодействия преподавателей и студентов?

3. Создает ли дисциплинарная интеграция более благоприятную среду для изучения дисциплины на занятиях?

4. Хотели бы Вы изучать педагогику и ИКТ в качестве интегративного курса? (Если да, просим ответить на следующий вопрос.)

5. Какие педагогические технологии могут повысить эффективность дисциплинарной интеграции в цифровой образовательной среде вуза? (Можно выбрать несколько предложенных вариантов ответа.)

6. Какие цифровые инструменты, средства, платформы, коммуникационные порталы Вы хотели бы освоить в процессе изучения интегративного курса? (Можно выбрать несколько предложенных вариантов ответа.)

Статистический метод обработки анкет, который подтверждает достоверность проведенного исследования и используется в том случае, если анкета содержит менее 10 вопросов и количество респондентов не превышает 150 человек – это использование рядов распределения ответов для каждого предложенного вопроса. При этом ряд чисел, то есть частот выбора соответствующего варианта ответа, дополняется рядом процентов, где каждой частоте соответствует доля, выраженная в процентах. Проценты рассчитывают по формуле: Pi= ni/ N * 100, где i – номер варианта ответа; ni– частота выбора i-го варианта ответа на данный вопрос в рассматриваемой совокупности анкет; N – общее количество анкет. Результаты количественной обработки анкетного опроса в соответствии с указанной формулой представлены в таблице.

Мотивационная готовность будущих педагогов по физкультуре и спорту к обучению с использованием интегративного курса

№ вопроса

Варианты ответов,

количественные показатели ответов в %

 

Да

 

 

Возможно

 

 

В небольшой степени

 

Не уверен

 

 

Нет

 

 

1

51%

19%

15%

9%

6%

2

 

47%

 

24%

19%

 

6%

 

4%

3

 

44%

 

25%

14%

 

11%

 

6%

4.

 

53%

 

15%

 

17%

 

9%

 

6%

5.

Проектные технологии

19%

 

ИКТ-технологии

 

49%

Кейс-технологии

 

13%

Модульное

обучение

4%

Игровые технологии

15%

6

Обучающие платформы

 

 

 

89%

 

Коммуникативные порталы

 

 

 

83%

Инструменты для создания обучающих демонстрационных материалов

96%

Библиотечные сайты для поиска источников информации

76%

Развлекательные платформы

 

 

 

34%

Качественный анализ ответов будущих педагогов по физкультуре и спорту показал, что 51% студентов считают, что интеграция дисциплин «Педагогика физической культуры и спорта» и «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» будет способствовать повышению уровня знаний в обеих областях знаний. 47% студентов уверены, что междисциплинарная интеграция влияет на повышение уровня взаимодействия преподавателей и студентов; 44% респондентов считают, что междисциплинарная интеграция создает более благоприятную среду для проведения занятий; 49% анкетируемых указали, что информационно-коммуникационные технологии позволят усовершенствовать дисциплинарную интеграцию в цифровой образовательной среде вуза. 53% будущих педагогов хотели бы изучать педагогику и ИКТ в качестве интегративного курса. 89% и 96% анкетируемых студентов хотели бы освоить цифровые обучающие платформы и инструменты для создания обучающих демонстрационных материалов. Полученные цифровые данные свидетельствует об осознании студентами роли междисциплинарной интеграции и достаточно высоком уровне мотивации на использование цифровых образовательных ресурсов в процессе изучения интегративного курса «Педагогика и ИКТ в профессиональной деятельности».

В учебном плане 2022 года образовательной программы среднего профессионального образования Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Казанское училище олимпийского резерва» по специальности среднего профессионального образования 49.02.01 Физическая культура, квалификация: педагог по физической культуре и спорту, очное обучение, были включены факультативные дисциплины по выбору: «Информатика» и интегративный курс «Педагогические информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности». На первой встрече со студентами был проведен мотивационный опрос о перспективе изучения педагогики и ИКТ с использованием интегративного курса, в котором приняли участие студенты двух групп (47 студентов) первого курса. По результатам опроса, 24 студента выбрали интегративный курс «Педагогические информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности», а 23 студента выбрали дисциплину «Информатика».

Констатирующий этап педагогического эксперимента проводился в рамках пилотной реализации рабочей программы интегративного курса «Педагогические информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности». Данная факультативная дисциплина относится к разделу ОУД.09. Общеобразовательный цикл. Для специальности 49.02.01 Физическая культура, квалификация: педагог по физической культуре и спорту, очное обучение.

Целью освоения дисциплины «Педагогические информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» является повышение уровня ИКТ-компетентности будущих педагогов по физкультуре и спорту в педагогической деятельности. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы – 108 часов. Контактная работа обучающихся с преподавателем – 72 часа, в том числе лекции – 24 часа, практические занятия – 48 часов. Самостоятельная работа студентов – 36 часов. Форма промежуточного контроля дисциплины: дифференцированный зачет во втором семестре. Форма итогового контроля дисциплины: экзамен в третьем семестре.

В качестве задания на зачет студенты будут участвовать в тестировании по дисциплине. Зачет включает в себя 100 вопросов, соответственно по 25 вопросов для оценивания знаний по педагогике, ИКТ, этикету сетевого взаимодействия, педагогическим ИКТ-технологиям в образовательной среде учебного учреждения. Экзаменационное задание включает в себя защиту творческого проекта физкультурного занятия или спортивного мероприятия с использованием ИКТ «Цифровая педагогическая технология в физкультурно-спортивной деятельности». Учебный процесс осуществлялся дистанционно с помощью коммуникационного портала TEAMS и электронного образовательного ресурса по дисциплине. Студенты используют свободный доступ к таким библиотечным ресурсам, как электронно-библиотечная система «Знаниум», электронная библиотека (ИЦ «Академия»), электронно-библиотечная система «КОНСУЛЬТАНТ СТУДЕНТА», электронно-библиотечная система «ЛАНЬ», электронно-библиотечная система издательства «ЮРАЙТ», журнал «Среднее профессиональное образование», образовательные сайты для учителей физической культуры.

Также будущие педагоги используют образовательные интернет-ресурсы на YouTube, демонстрационные возможности Prezi, ClearSlide, VoiceThread, TopHat, PosterMyWall и PowerPoint для создания электронных презентаций, инструменты для создания графики: Canva, PosterMyWall, Piktochart, GesidnCap, Visme, Storybird, инструменты для редактирования и обработки видео и создания видеозаданий: Movavi, Cantazia, oCam Screen Recorder, iMovie, Flipgrid, Thingling, для демонстрации записи обучающего этапа проекта дистанционного урока студенты использовали платформу Vimeo.

Перспектива дальнейшего исследования проблемы использования интегративного курса «Педагогические информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» предполагает поэтапный анализ полученных промежуточных результатов по оценке дисциплинарных знаний, умений и навыков студентов, разработку рекомендаций по коррекции выявленных недостатков и внедрение интегративной дисциплины в практику физкультурного училища. Анализ междисциплинарной интеграции как педагогического явления позволяет сформулировать требования к ее эффективной реализации в образовательном процессе физкультурного училища. Во-первых, необходимо установить необходимость междисциплинарной интеграции, а также ожидаемые результаты. Во-вторых, педагог должен определить интегрируемые дисциплины, выявляя объединяющее их ядро; согласовать функции, уровни, форму, вид и тип интеграции. В третьих, важно обосновать эффективные приемы междисциплинарной интеграции, учитывая специфику учебного материала и условия ЦОС физкультурного училища, развивать цифровые компетенции педагогов и студентов. И наконец, определить условия внедрения учебных результатов в профессиональную практику через проектную деятельность с использованием цифровых технологий.

Выводы

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1) эмпирические данные, полученные в результате анкетного опроса будущих педагогов, свидетельствуют о достаточно высоком уровне (53% опрошенных) мотивационной готовности студентов к обучению с использованием интегративного курса «Педагогические информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» в образовательной практике физкультурного училища с учетом работы в цифровой образовательной среде;

2) междисциплинарную интеграцию дисциплин «Педагогика физической культуры и спорта» и «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» в учебном процессе физкультурного училища можно определить как поэтапный организационный процесс и результат учебных действий, направленных на получение педагогических ИКТ-компетенций, не присущих до этого интегрируемым дисциплинам;

3) необходимо продолжить исследование для выявления и апробации условий эффективного внедрения междисциплинарного курса в образовательную практику физкультурного училища.


Библиографическая ссылка

Сигачев М.Ю. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32505 (дата обращения: 29.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674