Современная педагогическая наука выдвигает междисциплинарную интеграцию в качестве необходимого процесса в образовании и одного из важнейших методологических оснований. Появление большого числа новых учебных дисциплин вызывает необходимость усвоения студентами разрозненных знаний, применения их теоретически и на практике в комплексе [1]. Ученые указывают на возрастающую актуальность междисциплинарной интеграции в условиях компетентностного подхода в образовании и связывают это с тем, что современный выпускник – это специалист, который не только эффективно анализирует, проектирует, выбирает оптимальные пути решения профессиональных проблем, но и владеет коммуникационными технологиями, ставит и решает задачи в разнообразных ситуациях [2]. Следует отметить, что междисциплинарность не новое явление в педагогике и возникло в процессе осознания того, что перегрузка учащихся разрозненной учебной информацией развивает главным образом их память а, не мышление и личность [3].
Особое значение междисциплинарная интеграция приобретает в связи с процессами цифровизации среднего профессионального образования. Подготовка будущих педагогов по физкультуре и спорту требует, с одной стороны, высокого уровня педагогической компетентности для успешной реализации профессиональной деятельности, с другой - выпускник должен владеть цифровыми технологиями, позволяющими осуществлять эффективное взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса.
Исследование различных аспектов междисциплинарной интеграции в высшем образовании привлекает внимание учёных. В том числе изучаются межпредметные связи как принцип интеграции обучения [4], междисциплинарная интеграция в образовательном пространстве рассматривается как методологическая основа современного образовательного процесса [5], как условие повышения качества профессиональной подготовки студентов [6], как условие формирования педагогической компетентности студентов музыкального вуза [7]. Внимание исследователей также направлено на изучение междисциплинарной интеграции в учебном процессе изучения веб-технологий и компьютерной графики и по экономическому направлению подготовки бакалавриата [2; 8]. Кроме того, ученые анализируют реализацию междисциплинарной интеграции в учебном процессе медицинского вуза [9] и в подготовке будущих учителей к профессионально-педагогической деятельности [10]. Особый интерес для нашего исследования представляет работа Т.Е. Пахомовой по формированию ИКТ-компетентности студентов педагогического колледжа с учётом междисциплинарной интеграции в условиях цифровизации образования [11]. Изучение научных работ показало недостаточность исследований проблемы междисциплинарной интеграции в среднем профессиональном образовании в условиях цифровизации образования, что вызывает необходимость более глубокого рассмотрения педагогического явления.
В настоящее время ученые, изучая различные аспекты междисциплинарной интеграции, используют определения, указывающие на обязательное использование интегрированных занятий, в процессе которых осуществляются межпредметные связи, с одной стороны, и сохраняется целостность базовых учебных дисциплин - с другой [12]. В работах исследователей подчеркивается роль междисциплинарной интеграции в развитии гармоничной личности, интеллектуальных и творческих способностей будущего специалиста и в формировании его профессиональной компетенции [1]. По мнению Е.А. Бушковской, интеграция является важным принципом развития современного образования. Ученый указывает, что междисциплинарная интеграция предполагает разработку содержания дисциплины на основе глобальных, основополагающих тем [3]. Интересным для нашего исследования является метод Л.В. Львова, использующего уровневый подход при рассмотрении междисциплинарной интеграции. Ученый исследует междисциплинарную интеграцию на методологическом уровне как подход к проблеме, на теоретическом уровне в качестве возможного педагогического условия и на практическом уровне как форму организации обучения. При этом ученый дифференцирует понятие «межпредметные связи», связывая этот процесс с координированием и комбинированием дисциплин с сохранением содержательной и функциональной самостоятельности каждой. В то время как при междисциплинарной интеграции происходит взаимопроникновение содержания дисциплин, ведущее к появлению качественно новой образовательной единицы [13].
Анализ определений понятия «междисциплинарная интеграция», предложенных учеными, и собственное исследование позволяют предположить, что междисциплинарная интеграция в среднем профессиональном учреждении – это сложное, комплексное, системное и разноуровневое явление, предполагающее использование интегрированных занятий, содержанием которых становится новая дисциплина, появляющаяся в процессе синергии фундаментальных тем разрабатываемых предметов, а результатом – профессиональная компетентность будущего специалиста.
Анализ современных исследований междисциплинарной интеграции показал, что ученые рассматривают сущность этого педагогического явления, исходя из образовательной цели, которая предполагает развитие мотивации к учению и творчеству, подготовку выпускника к системному гуманитарному мышлению и высокому уровню научно-исследовательской компетентности [12]. При этом ученые отмечают, что междисциплинарная интеграция в профессиональном образовании должна не только сводить учебные дисциплины в блоки, комплексы или модули, но согласовывать все компоненты учебного процесса, в том числе цели, результаты, содержание, формы и методы обучения и характеризоваться связью учебных дисциплин с профессиональной деятельностью будущих специалистов [8].
Педагогические исследования указывают на дифференцированную сущность различных взаимодополняемых видов интеграции – горизонтальной и вертикальной. Так, горизонтальная интеграция предполагает изучение проблем или решение практических задач двух-трех дисциплин в рамках одной, а вертикальная интеграция, дополняя горизонтальную, включает в содержание интегрируемых дисциплин научно-прикладные проблемы и решает таким образом междисциплинарные задачи [8]. Сущность междисциплинарной интеграции отражается в системной структуре этого комплексного педагогического явления. Для нашего исследования интерес представляет работа Л.В. Львова, в которой ученый указывает на существование трех уровней. Переход к каждому следующему уровню осуществляется только по мере того, как исчерпываются возможности предыдущего уровня [13].
На первом уровне конструируются межпредметные связи, согласуются сроки и последовательность учебных программ интегрируемых дисциплин, координируется и упорядочивается содержание с учетом формирования единого терминологического и понятийного аппарата. Обучающая деятельность педагога и учебная работа обучающегося направлены на то, чтобы компетенции, приобретенные при изучении интегрированной дисциплины, могли применяться и в других дисциплинах.
Второй уровень междисциплинарной интеграции предполагает развитие сформированных компетенций и включает в себя процесс объединения, слияния и взаимопроникновения содержания интегрируемых дисциплин для повышения учебного уровня и подготовленности к профессиональным действиям.
Для того чтобы возникла целостная учебно-профессиональная компетентность, по мнению ученого, необходим переход на следующий уровень междисциплинарной интеграции, который предполагает полную междисциплинарную интеграцию по содержанию и методам учебных, а также профессиональных действий. Знания, приобретенные при изучении специальных дисциплин, должны преобразоваться в профессиональную компетентность [13].
Для студентов участие в междисциплинарном проекте должно завершиться достижением поставленных учебных целей. Учащиеся должны обладать междисциплинарными навыками, то есть знать и понимать проблему с точки зрения разных дисциплин; уметь критически оценивать знания по широкому кругу дисциплин; иметь способность заниматься междисциплинарными исследованиями и решать проблемы, используя различные способы познания; иметь метадисциплинарное понимание природы знаний и дисциплин; быть в состоянии интегрировать, синтезировать, уравновешивать и приспосабливать знания из нескольких дисциплин, чтобы производить нечто большее, чем это было бы возможно с точки зрения какой-либо одной дисциплины; иметь навыки применения полученных знаний на практике [14].
Анализ исследований научно-педагогической литературы позволил выявить противоречие между потребностью образовательных организаций в педагогах по физкультуре и спорту, успешно реализующих педагогическую деятельность, и существующим уровнем цифровой компетентности студентов физкультурного училища, недостаточным для успешной реализации будущей профессиональной деятельности [4; 5]. Выявленное противоречие актуализирует проблему исследования: определить возможность эффективного использования междисциплинарной интеграции в физкультурном училище с учетом работы в цифровой образовательной среде. Выявленная проблема определяет цель исследования, которая заключается в выявлении уровня мотивационной готовности студентов к обучению с использованием интегративного курса «Педагогические информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» в образовательной практике физкультурного училища.
Материалы и методы исследования. В процессе теоретического исследования проблемы междисциплинарной интеграции в образовательном процессе физкультурного училища для получения объективных и полных данных, а также с целью выявления уровня проработанности научной проблемы использовались теоретические методы изучения, обобщения, анализа педагогической научной литературы и педагогического опыта. Анкетный опрос студентов Казанского училища олимпийского резерва позволил выявить мотивационную готовность опрошенных к изучению интегративного курса «Педагогика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)».
Результаты исследования и их обсуждение. При проектировании новой дисциплины на констатирующем этапе педагогического эксперимента было необходимо выявить мотивационную готовность студентов к обучению с использованием интегративного курса, а также разработать рабочую программу интегрированной дисциплины, включающую педагогический прогноз ожидаемых результатов уровня знаний, умений и навыков студентов; фонд оценочных средств, с помощью которого определить критерии, показатели и уровни оценивания учебных действий учащихся. Необходимо учитывать каждый из перечисленных этапов в процессе разработки, организации и реализации интеграционного проекта. Упущение любого из этапов может повлиять на эффективность обучающей деятельности.
На констатирующем этапе для выявления мотивационной готовности студентов к обучению с использованием интегративного курса «Педагогические информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» использовался метод анкетирования. В анкетном опросе принимали участие 47 студентов первого курса Казанского училища олимпийского резерва, которые по результатам анкетного опроса и внутреннему убеждению смогли сделать выбор обучаться педагогике и ИКТ раздельно в контрольной группе или в рамках интегративной дисциплины в экспериментальной группе. Разработанная анкета включала вопросы закрытого типа, что предполагает ограничение временных затрат; возможность автоматической обработки; отсутствие сложности при заполнении; возможность получения точной шкалированной оценки результатов анкетирования. Анкетный опрос включал следующие вопросы:
1. Считаете ли Вы, что интеграция дисциплин «Педагогика физической культуры и спорта» и «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» будет способствовать повышению уровня знаний в обеих областях знаний?
2. Влияет ли междисциплинарная интеграция на повышение уровня взаимодействия преподавателей и студентов?
3. Создает ли дисциплинарная интеграция более благоприятную среду для изучения дисциплины на занятиях?
4. Хотели бы Вы изучать педагогику и ИКТ в качестве интегративного курса? (Если да, просим ответить на следующий вопрос.)
5. Какие педагогические технологии могут повысить эффективность дисциплинарной интеграции в цифровой образовательной среде вуза? (Можно выбрать несколько предложенных вариантов ответа.)
6. Какие цифровые инструменты, средства, платформы, коммуникационные порталы Вы хотели бы освоить в процессе изучения интегративного курса? (Можно выбрать несколько предложенных вариантов ответа.)
Статистический метод обработки анкет, который подтверждает достоверность проведенного исследования и используется в том случае, если анкета содержит менее 10 вопросов и количество респондентов не превышает 150 человек – это использование рядов распределения ответов для каждого предложенного вопроса. При этом ряд чисел, то есть частот выбора соответствующего варианта ответа, дополняется рядом процентов, где каждой частоте соответствует доля, выраженная в процентах. Проценты рассчитывают по формуле: Pi= ni/ N * 100, где i – номер варианта ответа; ni– частота выбора i-го варианта ответа на данный вопрос в рассматриваемой совокупности анкет; N – общее количество анкет. Результаты количественной обработки анкетного опроса в соответствии с указанной формулой представлены в таблице.
Мотивационная готовность будущих педагогов по физкультуре и спорту к обучению с использованием интегративного курса
№ вопроса |
Варианты ответов, количественные показатели ответов в % |
||||
|
Да
|
Возможно
|
В небольшой степени
|
Не уверен
|
Нет
|
1 |
51% |
19% |
15% |
9% |
6% |
2 |
47% |
24% |
19% |
6% |
4% |
3 |
44% |
25% |
14% |
11% |
6% |
4. |
53% |
15% |
17% |
9% |
6% |
5. |
Проектные технологии 19%
|
ИКТ-технологии
49% |
Кейс-технологии
13% |
Модульное обучение 4% |
Игровые технологии 15% |
6 |
Обучающие платформы
89%
|
Коммуникативные порталы
83% |
Инструменты для создания обучающих демонстрационных материалов 96% |
Библиотечные сайты для поиска источников информации 76% |
Развлекательные платформы
34% |
Качественный анализ ответов будущих педагогов по физкультуре и спорту показал, что 51% студентов считают, что интеграция дисциплин «Педагогика физической культуры и спорта» и «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» будет способствовать повышению уровня знаний в обеих областях знаний. 47% студентов уверены, что междисциплинарная интеграция влияет на повышение уровня взаимодействия преподавателей и студентов; 44% респондентов считают, что междисциплинарная интеграция создает более благоприятную среду для проведения занятий; 49% анкетируемых указали, что информационно-коммуникационные технологии позволят усовершенствовать дисциплинарную интеграцию в цифровой образовательной среде вуза. 53% будущих педагогов хотели бы изучать педагогику и ИКТ в качестве интегративного курса. 89% и 96% анкетируемых студентов хотели бы освоить цифровые обучающие платформы и инструменты для создания обучающих демонстрационных материалов. Полученные цифровые данные свидетельствует об осознании студентами роли междисциплинарной интеграции и достаточно высоком уровне мотивации на использование цифровых образовательных ресурсов в процессе изучения интегративного курса «Педагогика и ИКТ в профессиональной деятельности».
В учебном плане 2022 года образовательной программы среднего профессионального образования Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Казанское училище олимпийского резерва» по специальности среднего профессионального образования 49.02.01 Физическая культура, квалификация: педагог по физической культуре и спорту, очное обучение, были включены факультативные дисциплины по выбору: «Информатика» и интегративный курс «Педагогические информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности». На первой встрече со студентами был проведен мотивационный опрос о перспективе изучения педагогики и ИКТ с использованием интегративного курса, в котором приняли участие студенты двух групп (47 студентов) первого курса. По результатам опроса, 24 студента выбрали интегративный курс «Педагогические информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности», а 23 студента выбрали дисциплину «Информатика».
Констатирующий этап педагогического эксперимента проводился в рамках пилотной реализации рабочей программы интегративного курса «Педагогические информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности». Данная факультативная дисциплина относится к разделу ОУД.09. Общеобразовательный цикл. Для специальности 49.02.01 Физическая культура, квалификация: педагог по физической культуре и спорту, очное обучение.
Целью освоения дисциплины «Педагогические информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» является повышение уровня ИКТ-компетентности будущих педагогов по физкультуре и спорту в педагогической деятельности. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы – 108 часов. Контактная работа обучающихся с преподавателем – 72 часа, в том числе лекции – 24 часа, практические занятия – 48 часов. Самостоятельная работа студентов – 36 часов. Форма промежуточного контроля дисциплины: дифференцированный зачет во втором семестре. Форма итогового контроля дисциплины: экзамен в третьем семестре.
В качестве задания на зачет студенты будут участвовать в тестировании по дисциплине. Зачет включает в себя 100 вопросов, соответственно по 25 вопросов для оценивания знаний по педагогике, ИКТ, этикету сетевого взаимодействия, педагогическим ИКТ-технологиям в образовательной среде учебного учреждения. Экзаменационное задание включает в себя защиту творческого проекта физкультурного занятия или спортивного мероприятия с использованием ИКТ «Цифровая педагогическая технология в физкультурно-спортивной деятельности». Учебный процесс осуществлялся дистанционно с помощью коммуникационного портала TEAMS и электронного образовательного ресурса по дисциплине. Студенты используют свободный доступ к таким библиотечным ресурсам, как электронно-библиотечная система «Знаниум», электронная библиотека (ИЦ «Академия»), электронно-библиотечная система «КОНСУЛЬТАНТ СТУДЕНТА», электронно-библиотечная система «ЛАНЬ», электронно-библиотечная система издательства «ЮРАЙТ», журнал «Среднее профессиональное образование», образовательные сайты для учителей физической культуры.
Также будущие педагоги используют образовательные интернет-ресурсы на YouTube, демонстрационные возможности Prezi, ClearSlide, VoiceThread, TopHat, PosterMyWall и PowerPoint для создания электронных презентаций, инструменты для создания графики: Canva, PosterMyWall, Piktochart, GesidnCap, Visme, Storybird, инструменты для редактирования и обработки видео и создания видеозаданий: Movavi, Cantazia, oCam Screen Recorder, iMovie, Flipgrid, Thingling, для демонстрации записи обучающего этапа проекта дистанционного урока студенты использовали платформу Vimeo.
Перспектива дальнейшего исследования проблемы использования интегративного курса «Педагогические информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» предполагает поэтапный анализ полученных промежуточных результатов по оценке дисциплинарных знаний, умений и навыков студентов, разработку рекомендаций по коррекции выявленных недостатков и внедрение интегративной дисциплины в практику физкультурного училища. Анализ междисциплинарной интеграции как педагогического явления позволяет сформулировать требования к ее эффективной реализации в образовательном процессе физкультурного училища. Во-первых, необходимо установить необходимость междисциплинарной интеграции, а также ожидаемые результаты. Во-вторых, педагог должен определить интегрируемые дисциплины, выявляя объединяющее их ядро; согласовать функции, уровни, форму, вид и тип интеграции. В третьих, важно обосновать эффективные приемы междисциплинарной интеграции, учитывая специфику учебного материала и условия ЦОС физкультурного училища, развивать цифровые компетенции педагогов и студентов. И наконец, определить условия внедрения учебных результатов в профессиональную практику через проектную деятельность с использованием цифровых технологий.
Выводы
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1) эмпирические данные, полученные в результате анкетного опроса будущих педагогов, свидетельствуют о достаточно высоком уровне (53% опрошенных) мотивационной готовности студентов к обучению с использованием интегративного курса «Педагогические информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» в образовательной практике физкультурного училища с учетом работы в цифровой образовательной среде;
2) междисциплинарную интеграцию дисциплин «Педагогика физической культуры и спорта» и «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» в учебном процессе физкультурного училища можно определить как поэтапный организационный процесс и результат учебных действий, направленных на получение педагогических ИКТ-компетенций, не присущих до этого интегрируемым дисциплинам;
3) необходимо продолжить исследование для выявления и апробации условий эффективного внедрения междисциплинарного курса в образовательную практику физкультурного училища.
Библиографическая ссылка
Сигачев М.Ю. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32505 (дата обращения: 13.10.2024).