В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» воспитание детей и молодежи рассматривается как стратегический общенациональный приоритет. Одним из ценностных ориентиров государственной политики в области воспитания является воспитание здоровой личности в системе образования.
В педагогической науке последних десятилетий получила особое развитие идея сбережения и укрепления здоровья подрастающего поколения посредством формирования у обучающихся культуры здоровья [1].
Культура здоровья обучающихся нами определяется как система их знаний о здоровье человека как социально-культурном явлении, о компонентах здорового образа жизни, о методах самодиагностики психофизического состояния, обеспечивающих им осознание ценностной значимости индивидуального здоровья как условия здоровой жизни и деятельности и понимание необходимости личностного саморазвития посредством разработки и реализации индивидуальной стратегии сбережения и развития своего здоровья [2].
Проблема формирования у обучающихся культуры здоровья является достаточно исследуемым в педагогике научным направлением, однако показатели здоровья современных школьников имеют отчетливые негативные тенденции. Результаты 11-летнего лонгитудинального исследования психофизического развития школьников свидетельствуют о неуклонном росте распространенности школьно обусловленных нарушений здоровья [3].
В этой связи возникает необходимость в дальнейшем поиске эффективных способов деятельности общеобразовательных организаций в направлении формирования культуры здоровья обучающихся как неотъемлемого компонента базовой культуры личности, определяющего стратегию образа жизни человека.
Цель исследования: обоснование содержания индивидуальной программы здорового образа жизни как средства формирования культуры здоровья обучающегося.
Материал и методы исследования. Методами исследования выступают анализ научно-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта и результатов собственной практической деятельности по формированию культуры здоровья детей и подростков, педагогический эксперимент, анкетирование, методы математической статистики.
Опытно-поисковой базой исследования выступило муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13» г. Кунгура Пермского края.
В опытную группу вошли обучающиеся начального, основного и среднего уровней общего образования по одному классу с каждого уровня (n=67). Практико-ориентированная деятельность осуществлялась в течение двух лет, с 2019 по 2021 г., в соответствии с выявленным автором содержанием индивидуальной программы здорового образа жизни обучающегося. Контрольная группа была сформирована по аналогии с опытной группой (n=65) и участвовала в учебно-воспитательном процессе в традиционном формате.
Оценка эффективности формирования культуры здоровья обучающихся осуществляется на основе разработанных нами критериев и показателей, а также комплекса методик соответствии с компонентами исследуемого феномена: когнитивным, мотивационно-ценностным и деятельностным.
Когнитивный компонент культуры здоровья оценивается на основе таких показателей, как знания о здоровье и влияющих на него факторах; знания о составляющих здоровьеориентированного поведения; знания о способах ведения здорового образа жизни. Для выявления этих знаний применяется тестирование.
К показателям оценки мотивационно-ценностного компонента культуры здоровья относятся: понимание обучающимися здоровья как главной ценности человека; интерес к своему здоровью и здоровому образу жизни. Диагностика данного компонента проводится с помощью методики «Индекс отношения к здоровью» С. Дерябо и В. Ясвина.
Для определения уровня сформированности деятельностного компонента культуры здоровья используются показатели: гармоничность образа жизни и здоровьесозидающая активность. Диагностическим инструментом в данном случае является «Методика оценки культуры здоровья обучающихся» Н.С. Гаркуша.
Уровень сформированности культуры здоровья обучающегося определяется на основе суммы баллов, набранных по каждому показателю (табл. 1).
Таблица 1
Шкала определения уровня сформированности культуры здоровья обучающихся
Уровни |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Оценка в баллах |
11–14 |
4–10 |
0–3 |
Эта сумма баллов рассчитывается исходя из того, что низкий уровень по каждому из семи показателей соответствует 0 баллов, средний – 1 баллу, высокий – 2 баллам.
Исследование уровня сформированности культуры здоровья школьников проводилось в начале исследования в сентябре, а затем ежегодно в мае.
Результаты исследования и их обсуждение
Важнейшим условием успешной деятельности общеобразовательной организации в направлении формирования культуры здоровья обучающихся является интеграция урочной и внеурочной деятельности [4]. Такая интеграция предполагает целенаправленную совместную деятельность субъектов образовательного процесса школы: обучающегося, классного руководителя, учителя физической культуры, медицинского работника, тренера-преподавателя, учителя-предметника, родителей [5].
Как показала многолетняя опытно-поисковая работа, реализованная в нескольких общеобразовательных организациях Пермского края под научным руководством автора, эффективным средством формирования культуры здоровья обучающихся является индивидуальная программа здорового образа жизни.
Проектирование и реализация индивидуальных программ здорового образа жизни обучающихся предполагает создание особой педагогической среды, в рамках которой дети и подростки включаются в различные виды деятельности, оказывающие влияние на формирование их культуры здоровья.
Индивидуальная программа здорового образа жизни комплексно описывает деятельность обучающегося в направлении здорового образа жизни, включая индивидуальные цели, этапы и способы их достижения, а также анализ и оценку полученных результатов. Её разработка и реализация осуществляется в несколько этапов.
Проектирование такой программы осуществляется при активном взаимодействии обучающегося, учителя физической культуры, тренера-преподавателя школьного спортивного клуба, классного руководителя, психолога, медицинского работника и родителей или законных представителей обучающихся.
На первом этапе выявляются навыки деятельности обучающихся, связанные с ведением здорового образа жизни. С этой целью дети начальных классов отвечают на вопросы разработанной нами анкеты, а обучающимся среднего и старшего уровней общего образования предлагается написать эссе на тему «Мой здоровый образ жизни». В случае если первоклассник не умеет читать, то отвечает на вопросы анкеты вместе с родителем или классным руководителем. Кроме этого, на данном этапе в ходе бесед с обучающимися выявляются их индивидуальные интересы относительно здоровья, мотивации к здоровому образу жизни, а также анализируются продукты (результаты) их творческой, спортивной и другой деятельности обучающихся на основе изучения их портфолио.
В ходе реализации второго этапа составляется индивидуальный паспорт физического состояния обучающегося на основе результатов мониторинга соматического здоровья школьников и их физической подготовленности. Сбор соответствующих данных и их обработку осуществляют учитель физической культуры и тренер-преподаватель школьного спортивного клуба, привлекая при необходимости к этой деятельности классных руководителей и родителей. В настоящее время в общеобразовательных учреждениях существуют различные авторские или самостоятельно разработанные программно-аппаратные комплексы, позволяющие автоматизировать процесс обработки данных мониторинга физического состояния человека. Применение данных комплексов позволяет оперативно получить объективную информацию об индивидуальном уровне соматического здоровья и физической подготовленности школьника. Выявление уровня физического состояния обучающихся в нашей опытно-поисковой работе осуществлялось посредством применения специально разработанной диагностической информационной программы «Физмонитор».
Данная программа разработана на основе методики экспресс-оценки соматического здоровья С.В. Хрущева и Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
На третьем этапе с учетом имеющихся у обучающегося навыков ведения здорового образа жизни (здоровьеориентированной деятельности) и данных мониторинга физического состояния определяются цель и задачи предстоящей деятельности в течение учебного года и с соответствии с ними разрабатывается индивидуальный план здорового образа жизни, который в зависимости от цели и задач может иметь такие разделы, как физическая активность, рациональное питание, закаливание, активный отдых, отказ от вредных привычек и некоторые другие.
На четвертом этапе обучающимися осуществляется реализация плана здорового образа жизни. Для этого в школе создаются благоприятные условия посредством организации: учебно-тренировочных занятий в школьном спортивном клубе по различным видам спорта; классных часов с участием известных спортсменов и других успешных людей, ведущих и пропагандирующих здоровый образ жизни; уроков физической культуры образовательно-познавательной направленности с использованием активных и интерактивных форм учебной деятельности (кейс-технологий, метода анализа конкретных ситуаций, проектной технологии, мультимедиатехнологий, тренингов); проектной, исследовательской, волонтерской деятельности в урочное и внеурочное время по проблемам здорового образа жизни.
В результате у обучающихся формируются умения и навыки самостоятельного проектирования деятельности, направленной на сбережение и укрепление собственного здоровья посредством свободного выбора стратегий здоровьеориентированного поведения.
Эффективность реализации индивидуальной программы здорового образа жизни оценивается классным руководителем в таких формах, как беседа, обсуждение в малых группах, анализ содержания индивидуального паспорта физического состояния обучающегося.
Существенным фактором повышения эффективности работы по формированию культуры здоровья обучающихся является рефлексия процесса и результатов их здоровьеориентированной деятельности, а также навыков ведения здорового образа жизни в течение конкретного периода учебного года (учебной четверти, полугодия или всего учебного года).
Эффективность и качество формирования культуры здоровья обучающихся зависит, с одной стороны, от слаженности совместной деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса, а с другой стороны – от профессиональной компетентности педагогов в вопросах сбережения и укрепления здоровья обучающихся.
Как показала наша опытно-поисковая работа в направлении непрерывного повышения профессионального мастерства работников образования, достаточно эффективной формой является постоянно действующий семинар [2]. Данная форма позволяет мотивировать педагогов на постоянное совершенствование своей профессиональной компетентности, формировать профессионально важные знания в соответствии с их индивидуальными запросами и, что очень важно, создает предпосылки для согласованной совместной деятельности в интересах формирования культуры здоровья обучающихся.
Индивидуальная программа здорового образа жизни обучающегося является важным документом для учителя физической культуры и тренера-преподавателя, если школьник занимается тем или иным видом спорта. Наличие информации о текущем состоянии соматического здоровья, физической подготовленности и режиме занятий организованной двигательной активностью является основанием для индивидуализации дозирования физических нагрузок при выполнении упражнений. Благоприятными факторами успешного формирования культуры здоровья обучающихся в системе физического воспитания являются уроки физической культуры при условии их образовательно-познавательной направленности, а также функционирование школьного спортивного клуба. Наряду с этим высоким воспитывающим потенциалом в отношении формирования у обучающихся ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни обладают и другие учебные предметы.
Анализ данных оценки уровня сформированности культуры здоровья обучающихся опытной и контрольной групп позволил выявить эффективность деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса на основе проектирования и реализации индивидуальных программ здорового образа жизни.
Из таблицы 2 видно, что в ходе опытно-поисковой работы произошло приращение культуры здоровья обучающихся и опытной, и контрольной групп в пределах среднего уровня. В опытной группе это приращение составило 53,9%, а в контрольной 30,6%. Таким образом, анализ полученных данных позволяет сделать вывод об эффективности организуемого учебно-воспитательного процесса с опытной группой.
Таблица 2
Сравнение сформированности культуры здоровья обучающихся опытной и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапах опытно-поисковой работы
Группа |
Этап опытно-поисковой работы |
Приращение |
Приращение |
Достоверность разницы при p≤0,05 |
|||
Констатирующий |
Контрольный |
||||||
Баллы М±m |
Уровень |
Баллы М±m |
Уровень |
||||
Опытная |
6,3±1,9 |
Средний |
9,7±3,4 |
Высокий |
3,4 |
53,9 |
Тэмп<Ткр |
Контрольная |
6,2±1,8 |
Средний |
8,1±2,7 |
Средний |
1,9 |
30,6 |
Тэмп>Ткр |
Достоверность разницы средних арифметических значений, характеризующих уровень сформированности культуры здоровья обучающихся опытной и контрольной групп на констатирующем и контрольном этапах опытно-поисковой работы, установлена с использованием непараметрического Т-критерия Вилкоксона.
Заключение. Итоги практико-ориентированной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся дают основание заключить, что педагогический эффект целенаправленной деятельности всех субъектов учебно-воспитательной деятельности общеобразовательной школы по проектированию и реализации индивидуальных программ здорового образа жизни обучающихся проявляется: в осознании школьниками личностной и общественной ценности здоровья;в адекватном представлении о сущности здоровья как определяющем условии эффективной жизни и полноценной самореализации человека;в целенаправленной мотивации обучающихся к ведению здорового образа жизни на уровне своих возрастных и индивидуальных возможностей;в самостоятельном овладении навыками здоровьеориентированного поведения; в умении сотрудничать со взрослыми в вопросах здорового образа жизни;в активном участии в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни.
Библиографическая ссылка
Чедов К.В. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32504 (дата обращения: 13.10.2024).