Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Биряева А.В. 1
1 МГУ им. Н. П. Огарёва
Внимание к исследованию механизмов формирования правового воспитания школьников определено необходимостью преодоления недостаточности теоретической изученности механизма правового воспитания, средств (инструментов) правового воспитания, практико-прикладных особенностей правового воспитания школьников, формирования их правосознания и правовой культуры. Представленная статья направлена на изучение как теоретических, так и практических аспектов механизмов формирования правового воспитания школьников. Автором исследованы научно-теоретические работы по вопросам правового воспитания, правосознания, педагогики школьников, а также проведено практическое исследование уровня их правовой воспитанности. В качестве методологической основы автор использовал всеобщий метод, а также общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение) и частнонаучные методы (социологический, статистический, психологический) исследования, а также междисциплинарный подход. Сделаны выводы об отсутствии единого подхода к пониманию механизма правового воспитания. Сформулированы выводы об управленческой природе механизма правового регулирования, направленной на транслирование правовых ценностей, установок общественного правосознания индивидуальному правосознанию. Автор подчеркивает, что школьники не воспринимают правовые ценности механически, а являются полноценными участниками правового воспитания, что требует применения инновационного подхода к правовому воспитанию школьников, а также профессиональной чуткости и внимания со стороны педагогов и школы, запрета на формальный подход к использованию механизмов формирования правового воспитания.
механизм правового воспитания
правосознание
правовая культура
правовой нигилизм
правовые ценности
1. Теория государства и права / под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. М.: Издательство Юрайт, 2022. 516 с.
2. Сухих И. А. Правовоспитательная деятельность в школе: вопросы теории и практики // Инновационный потенциал развития науки в современном мире: Сборник трудов по материалам IX Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ. Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр «Вестник науки», 2022. С. 155-165.
3. Долгополов О. А. Организация правового воспитания в современной России: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Рязань, 2004. 28 с.
4. Сапогов В.М. Правовая культура и правосознание несовершеннолетних. Работа с воспитанниками закрытых государственных учреждений. М.: Издательство Юрайт, 2022.
273 с.
5. Сапогов В.М. Теория и методика правовоспитательной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. М.: Издательство Юрайт, 2022. 192 с.
6. Адаева О.В. Основные формы правового воспитания в современной России: теоретические и практические аспекты // Теория и практика общественного развития. 2016. № 6. С. 98-100.
7. Селютина Е.Н. Проблемы теории государства и права. М.: Издательство Юрайт, 2022. 168 с.
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Российская газета. 8 июня 2015 г.
9. Михеев Д.Н., Фетисова А.А. К вопросу о правовом воспитании // Новый взгляд на систему образования: сборник материалов II Международной научно-практической конференции (г. Прокопьевск, 10 апреля 2019 г.) / отв. ред. Е. Ю. Пудов. Кемерово: Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева, 2019. С. 093.1–093.3.
10. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.03.2023).
11. Немного о правовом воспитании: методические рекомендации по правовому воспитанию учащихся в начальной школе (1-4 классы) / авторы-сост. Атагимова Э.И.,
Горбачева Е.В., Савичев А.А., Федоров И.Н. М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2016. 68 с.
12. Иванова Е.А. Пути преодоления правового нигилизма современных подростков // Психолого-педагогическая деятельность: сферы сотрудничества и взаимодействия. Материалы III межрегиональной заочной научно-практической интернет-конференции с международным участием (Кострома, 12-15 октября 2017 год). Кострома: Костромской государственный университет, 2017. С. 63-65.

Коренные изменения во внешней и внутренней политике России не могли не сказаться на организации воспитательного процесса учащихся общеобразовательных учреждений. Школа наряду с семьей выступает важнейшим социальным институтом, формирующим личность человека, его мировоззрение, убеждения, идеалы и установки. Правовое воспитание школьников как одно из направлений организации их духовно-нравственного развития и социализации преследует цель получения знаний о праве, законах, законности, правах и обязанностях человека, понимания ценности права, ориентации на законопослушное поведение, умения использовать правовые способы защиты, формирования уважения к праву и отрицательного отношения к правонарушениям [1, с. 470]. Иными словами, правовое воспитание школьников, учитывая, что абсолютное их большинство выпускается из общеобразовательного учреждения, достигая совершеннолетия, направлено на достижение ими такого уровня правовой культуры в субъективном смысле и правового сознания, которое обеспечивало бы их правомерное поведение, как минимум, и, как максимум, позволяло бы использовать правовые методы для обеспечения своих прав. Достижение такого уровня представляет сложную задачу для педагогов и образовательного учреждения в целом, поскольку связано с воздействием на сознание школьника, отличающегося психологической незрелостью. При этом каждый школьный возраст (начальной, средней, старшей школы) характеризуется психологическими и поведенческими особенностями.

В научной литературе теоретические вопросы правового воспитания освещены достаточно подробно, однако механизмы формирования правового воспитания как организованного процесса воздействия на сознание обучающегося [2, с.156] изучены недостаточно, что требует отдельного рассмотрения указанного понятия, а также исследования его практико-прикладных аспектов.

Необходимость устранения пробела в понимании механизма правового воспитания обусловило цель исследования – формулирование понятия механизма правового воспитания школьников; определение его элементов; выявление проблемных аспектов механизмов формирования правового воспитания и разработку рекомендаций по их разрешению.

Достижение указанной цели направлено на разрешение не только сугубо теоретических проблем в сфере права, но и конкретных практико-прикладных задач в сфере воспитания подрастающего поколения, формирование у него стойкого неприятия противоправного поведения. Помимо прочего, в современных условиях особое значение приобретает осознание школьниками ценности права.

Материал и методы исследования. Настоящее исследование основано на изучении как теоретических, так и прикладных материалов в сфере правового воспитания несовершеннолетних. Необходимо констатировать незначительное число подобных работ. В частности, механизм правового воспитания был предметом изучения в диссертационном исследовании О.А. Долгополова, рассматривающего его с позиции управленческого подхода [3, с. 9]. Несмотря на то что диссертация была написана уже в далеком 2004 году, тем не менее, до настоящего времени более подробного научного исследования механизма правового воспитания с сущностной точки зрения на текущий момент нет.

Тем не менее, к числу современных работ в части изучения механизма правового воспитания применительно к несовершеннолетним (школьникам) следует отнести труды В.М. Сапогова [4, 5]. Но его работы посвящены исследованию правовоспитательного процесса в отношении проблемной группы несовершеннолетних (воспитанников закрытых государственных учреждений; детей, оставшихся без попечения родителей).

В качестве методологической основы автор использовал всеобщий метод, а также общенаучные методы (анализ, синтез, обобщение) и частнонаучные методы (социологический, статистический, психологический) исследования, а также междисциплинарный подход. Среди последних ключевое место занимает психологический метод, что обусловлено выделением особой группы воспитуемых – учащихся общеобразовательных учреждений. Возрастная неоднородность выделяемой группы требует широкого применения психолого-педагогических методов исследования.

Эмпирическое исследование уровня правовой воспитанности школьников, а также предпочтительных средств и способов воспитания как функциональных элементов механизма правового воспитания включало проведение опросов, бесед и анкетирования со школьниками младшего (1–4-е классы; 250 человек), среднего (5–8-е классы; 261 человек) и старшего возраста (9–11-е классы; 121 человек) муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей № 4» (Республика Мордовия, г. Саранск).

С младшими школьниками было проведено три организационно-правовых мероприятия: классный час на тему: «Я, мои права и обязанности» (в форме беседы); мультимедийное занятие «Правила дорожного движения» (просмотр обучающих мультфильмов и решение наглядных задач); игра «Что такое хорошо и что такое плохо» (решение ситуативных задач; анализ изучаемых школьниками сказок на предмет одобряемого и порицаемого поведения). Результаты и эффективность мероприятий оценивались по мнениям обучающихся, а также выставляемой им оценке (применялся метод «смайлов»).

Уровень правовой воспитанности обучающихся средней школы и старшеклассников выявлялся по трем компонентам правовой воспитанности: когнитивному (правовая информированность школьников, владение правовыми знаниями); деятельностному (анализ поведения, основанного на правовых знаниях и убеждениях); мотивационному (исследование мотивов поведения и развития школьников). В качестве методов исследования применялись методы опроса и анкетирования.

В целях выявления предпочтительных средств и способов воспитания со школьниками среднего и старшего возраста проводились следующие мероприятия: правовой диктант; правовой турнир на знание правовых норм (включал решение тестовых заданий; ситуативных задач; подготовку эссе); семинар по теме «Ответственность несовершеннолетних»; классный час «Права и обязанности несовершеннолетних» (беседа); конкурс проектов (творческое исследование по проблемам права).

Изучение заявленной темы носит междисциплинарный характер: оно основано на применении достижений различных наук – правовой, педагогической и психологической.

Результаты исследования и их обсуждение. Единого научного подхода в понимании механизма правового воспитания не наблюдается.

Например, О.В. Адаева фактически приравнивает механизм правового воспитания к его формам, т.е. способам организации воспитательного процесса, среди которых выделяет правовое обучение, правовую пропаганду, юридическую практику, повседневный опыт и самовоспитание [6, с. 98]. В целом, подобные формы выделяют и другие ученые-теоретики [7, с. 76].

Однако такое понимание механизма правового воспитания не отражает сущности механизма правового воспитания как управленческого процесса воздействия субъектов правового воспитания на объекты правового воспитания.

Под механизмом правового воспитания следует понимать процесс перенесения правовых установок и идей общественного сознания (содержательный элемент механизма правового воспитания) на индивидуальное правовое сознание, осуществляемый через систему норм права, способы и средства правового воспитания (инструментальный элемент механизма правового воспитания). Механизм правового воспитания школьников определяется общей политикой государства, содержанием общеобразовательных программ различного уровня образования. Собственно развитие правовой и политической культуры детей, а также расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, объявлены Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 года № 996-р, важнейшей составляющей гражданского воспитания [8].

Любой управленческий процесс представляет собой взаимодействие субъекта и объекта управления, при этом субъект управления обладает достаточной властью, т.е. волей и возможностью воздействовать на субъект управления. Во взаимоотношениях учитель – ученик в качестве такого носителя власти выступает учитель, ученик же является подчиненным. Однако особенностью таких отношений является то, что, несмотря на достаточную власть учителя, достижение результата правого воспитания школьника зависит и от самого школьника.

Безусловно, учитель может игнорировать потребности школьника и в приказном порядке требовать особого поведения, что не будет значить фактического понимания школьником права как особой ценности, поскольку сам механизм правового воспитания рассчитан на работу с сознанием школьника.

Неслучайно под механизмом правового воспитания понимается процесс транслирования общественных правовых установок в правосознание личности (группы лиц). Общественное правосознание, выработавшее и содержащее определенные установки по отношению к праву, посредством правовых норм, способов и средств правового воспитания (инструментальная часть механизма правового воспитания) воздействует на сознание школьника и формирует его правосознание и уровень правовой культуры.

Общественное правосознание отвечает на вопросы о ценности права и отношения общества к нему, а инструменты (способы и средства правового воспитания) отвечают за внедрение этих установок и идей в сознание школьника. С управленческой точки зрения, применение того или иного инструментария зависит от выбранного типа управленческой деятельности. Лишь рекомендательный и информирующий стиль управления обеспечивают эффективность правового воспитания. Давление и приказной подход часто вызывают у школьников совершенно не ту реакцию, на которую рассчитывают учителя (школа, педагогический коллектив в целом). В особенности это касается старшеклассников, отличающихся противопоставлением своего мнения навязываемому [9, с.093.2].

Конкретный инструментарий, с помощью которого субъект правового воспитания (учитель, педагогический коллектив, школа) воздействуют на школьников, может также рассматриваться как конкретный механизм – инструментарий формирования правового воспитания школьников. В данном случае правовое воспитание необходимо понимать не как узконаправленный управленческий процесс, а как правовую социализацию личности, что отвечает пониманию воспитания как деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ (с изм. и доп.) «Об образовании в Российской Федерации») [10].

Именно государство транслирует те ценности общественного правосознания, которые должны быть усвоены школьниками, отразиться в их сознании. Правовые ценности, идеи и идеалы как некие правовые модели отражаются в нормах права. Первая и непосредственная задача школьника в любом возрасте – знать и понимать на уровне, доступном его психофизиологическому развитию, содержание правовых норм. В дальнейшем, при наступлении конкретных юридических фактов, правовые нормы должны накладываться на реальные общественные отношения с участием конкретного школьника, который, уже исходя из собственного уровня правосознания и правовой культуры, должен принимать решение в части его правового поведения. Если нормы права усвоены правильно, а ценность права осознана, то результатом будет правомерное поведение школьника в соответствующих обстоятельствах. Иными словами, речь идет о правовой воспитанности как результате правового воспитания, а именно – внутреннем психическом состоянии, когда конкретный человек принимает решение о выборе его поведения в соответствии с уровнем его правосознания.

Правовое воспитание школьника означает не только механическое освоение правовых норм, но и их понимание, формирование сознательного отношения к праву, что характеризует его уровень правовой воспитанности, включающей когнитивный компонент (знание правовых норм), эмоционально-оценочный (мотивационный) компонент (правовые убеждения, мотивы, установки), поведенческий (деятельностный) компонент (правовое поведение).

В целом, представленные общетеоретические конструкции можно отнести не только к школьникам. Отличие механизма правового воспитания школьников, а также механизмов как инструментария формирования правового воспитания состоит в том, что школьник является незрелой личностью, проходящей стадии взросления.

Правовое воспитание школьников осуществляется на всех этапах школьного обучения. Но инструментарий, используемый в отношении школьников старших и средних классов, не может быть применим к школьникам начальных классов.

В уже упомянутых выше трудах В.М. Сапогова были детально проанализированы труды ученых-педагогов, выделяющих возрастные группы несовершеннолетних и характерные для этой возрастной группы формирующиеся черты правосознания. Например, понимание нормативности в собственном поведении приходит в возрасте от 2 до 13 лет, а социальной нормативности в собственном поведении – только в 10–15 лет. Правовое самоуправление формируется только в возрасте с 12 до 18 лет, а глубокое осознанное понимание права появляется и того позже – с 15 лет и старше [4, с. 76].

Для школьников начальных классов важно понимание основных правовых норм, содержание которых представляется в основном в игровой форме в виде правил поведения, которых необходимо придерживаться в обществе. Поэтому в качестве механизмов правового воспитания используют наиболее доступные детям формы: сюжетно-ролевые игры, чтение и обсуждение познавательных и художественных книг, просмотр мультфильмов, беседы с детьми о трудностях, с которыми они могут столкнуться, встречи с представителями правоохранительных органов, организацию выставок рисунков по правовым темам и т.д. [11, с. 11].

Проведенные мероприятия с младшими школьниками показали, что наиболее эффективными средствами правового воспитания являются мультимедийные и наглядно-образные материалы. 90% младших школьников, участвующих в проводимых организационно-правовых мероприятиях, отметили просмотр обучающих мультфильмов как наиболее понравившуюся часть занятия. Эффективность использования именно указанных средств подтвердили и результаты опроса по выявлению уровня правовой воспитанности: если до проведения мультимедийного занятия «Правила дорожного движения» четко могли определить свою линию поведения на дороге 40% всех младших школьников, то после его проведения – 87%.

Игровая форма занятия «Что такое хорошо и что такое плохо» также продемонстрировала сходную эффективность: до проведения игры 33% младших школьников обладали высоким когнитивным и деятельностным уровнем в сфере оценки одобряемого, с точки зрения права поведения, после проведения – 79%.

В силу высокой возбудимости младших школьников, а также небольшой положительности концентрации их внимания высокоинформативное правовое обучение не имеет положительного результата.

Школьники средней школы и старшеклассники требуют более детального и трудоемкого подхода к правовому воспитанию со стороны педагогов. Это обусловлено вступлением несовершеннолетних в переходный возраст, характеризующийся осознанием своей собственной личности, положения в различных коллективах. Именно подростковый возраст является наиболее сложным с точки зрения убеждения школьников в необходимости правомерного поведения, поскольку они часто являются носителями идей правового нигилизма – негативного отношения к праву в целом.

Как правило, в юридической и педагогической литературе среди способов борьбы и профилактики правового нигилизма среди подростков и молодежи называют организацию правового просвещения и информирования, повышения юридической грамотности, организацию центров социально-правовой помощи и т.д. [12, с. 64]. Безусловно, подобные механизмы должны присутствовать (наряду с беседами, конференциями, брифингами, лекториями, семинарами, встречами с представителями юридических профессий и т.д.). Но они не должны носить формальный характер. Каждому подростку требуются внимание и общение, неподдельная заинтересованность в его судьбе. Если ребенок стал жертвой семейного насилия, то очень сложно будет перебороть его правовой нигилизм и неверие в закон.

По результатам проведения анкетирования и опросов наблюдаются отличия в уровне когнитивного компонента правовой воспитанности среди школьников среднего и старшего возраста: высокий уровень у первых – 45%, у вторых – 60%. Аналогична ситуация и по деятельностному и мотивационному компонентам: высокий уровень у школьников среднего возраста – 48%; у школьников старшего возраста – 51%. Низкие уровни отмечаются по всем трем компонентам: у школьников среднего возраста – 11%; у школьников старшего возраста – 9%.

Школьники среднего возраста назвали в качестве наиболее предпочтительных средств правового воспитания организационно-правовые мероприятия (встречи, круглые столы и т.д.; 75% от общего числа школьников среднего возраста); а школьники старшего школьного возраста – семинары и конкурсы проектов (82%).

Эмпирические исследования показывают, что старшие школьники в большей степени заинтересованы в получении максимального количества информации, а также реализации творческих проектов и их презентации, что объясняется, с одной стороны, большей мотивацией старших школьников в связи с планированием поступления в высшее учебное заведение (69%), стремлением защитить свои права и права близких (82%), с другой – потребностью самовыражения и анализа актуальных данных (77%).

Использование формальных методов и подходов не будет иметь успеха у подростков. Требуются внимание и участие со стороны педагогов, терпение, профессиональная выдержка, а также использование современных инновационных форм обучения праву, способных вызвать неподдельный интерес у школьников. У младших школьников в таком качестве выступают мультфильмы и игры, а у школьников среднего и старшего возраста – семинары и творческие проекты. Последние основаны на самостоятельном анализе правовой проблемы, определении формы представления проекта (рисунок, текст, театральная постановка, социологическое исследование правовых явлений и т.д.), планировании его реализации, организации работы команды, актуальном правовом исследовании, использовании источников разного рода (нормативно-правовой информации, научной, учебной литературы, интернет-материалов, статистических данных, средств массовой информации и т.д.).

При реализации творческих проектов старшеклассники муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей № 4» в основном выбирали следующие формы реализации: доклад с презентацией (67%); рисунок, плакат, коллаж (12%); социологическое исследование (10%); мультимедийный ролик (5%); анализ средств массовой информации по правовой проблематике (4%); театральная постановка (2%).

Выводы. Механизм правового воспитания является наименее изученным в теории права понятием. Тем не менее, именно через него раскрывается управленческий смысл взаимодействия субъектов и объектов правового воспитания. Механизм правового воспитания – это процесс, сутью которого является перенос правовых установок и идей общественного сознания (содержательный элемент) в индивидуальное правовое сознание. Механизм правового воспитания школьников направлен на формирование определенного уровня правосознания и правовой культуры школьников путем использования определенных средств и способов (инструментальный элемент механизма правового воспитания).

Механизмы формирования правового воспитания школьников зависят от их возрастной категории и уровня психического развития. При этом наибольшее значение имеет инструментальный элемент механизма правового воспитания. Для младших школьников наибольшую эффективность демонстрируют мультимедийные средства правового воспитания, а для средних и старших школьников – организационные мероприятия (беседы, семинары) и творческие проекты.

Школа, педагогический коллективы, учитель должны профессионально подходить к правовому воспитанию школьников, использовать инновационные методы, соответствующие духу времени (творческий проект, основанный на стимулировании самостоятельности), зарождать неподдельный интерес к праву у несовершеннолетних, а также формировать установки необходимости и поощрения правомерного поведения.


Библиографическая ссылка

Биряева А.В. МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32494 (дата обращения: 29.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674