Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНДЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОК РАЗНЫХ ПОПУЛЯЦИЙ

Колокольцев М.М. 1 Амбарцумян Р.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет»
Цель исследования – провести со значительным временным интервалом сравнительную индексную оценку физического развития девушек-студенток различных групп здоровья для занятий физической культурой. Индексная оценка физического развития девушек 17-20 лет проводилась в 2009/2010 и 2019/2020 учебных годах. Всего под наблюдением находилось 1368 девушек, из них 756 в 2009/2010 и 612 в 2019/2020 учебных годах. Проводили антропометрическое и функциональное обследование всех девушек. Физическое развитие оценивали с помощью индексов: Кетле; Кетле II; Рорера; Пинье; пропорциональности Эрисмана; силового и индекса Робинсона. Установлено, что значения весо-ростовых антропометрических индексов студенток, отнесенных к специальной медицинской группе, были достоверно больше значений показателей у девушек основной медицинской группы во все годы наблюдения, р <0,05. Эти данные свидетельствуют о более высокой массе тела, ухудшении телосложения девушек СМГ по сравнению с основной группой обследованных в 2019/2020 учебном году по сравнению с 2009/2010 учебным годом. В 2019/2020 учебном году в обеих группах здоровья отмечен прирост количества девушек с избытком массы тела и ожирением I ст., уменьшение количества девушек с нормальной массой тела, ухудшение силовых способностей мышц кистей рук и адаптационных способностей сердечной мышцы к физической нагрузке. Установленные показатели индексов физического развития можно расценивать как негативные изменения в характеристике соматического и физического здоровья современных девушек.
студентки
физическое развитие
индексы физического развития
физическая культура
1. Третьяков А.А., Воротник А.Н., Тарасов В.А., Ткаченко А.И. Исследование динамики показателей здоровья курсантов за время обучения в вузе // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 1 (191). С.371-376.
2. Тятенкова Н.Н., Аминова О.С., Уварова Ю.Е. Физическое развитие молодежи Ярославской области // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30230 (дата обращения: 19.01.2023).
3. Мартиросов Э.Г., Николаев Д.В., Руднев С.Г. Технологии и методы определения состава тела человека. М.: Наука, 2006. 248 c.
4. Колокольцев М.М., Амбарцумян Р.А. Сравнительная характеристика физического развития и физической подготовленности студенток технического вуза Прибайкалья в условиях поликультурной образовательной среды // Вестник ИрГТУ. 2013. №10(81). С.399-403.
5. Комиссарова Е.Н., Панасюк Т.В., Сазонова Л.А., Тамбовцева Р.В. Начальные этапы полового созревания девочек во втором детстве с учетом конституциональной принадлежности // Новые исследования. 2016. №1. C.29-36
6. Калюжный Е.А., Маслова В.Ю., Титова М., Маслова М. Реализация метода индексов для оценки физического развития студентов // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/06/36255 (дата обращения: 19.01.2023).
7. Саттаров А.Э. Индексы телосложения и физическое развитие подростков и юношей, проживающих в высокогорной сельской и городской местности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23151 (дата обращения: 19.01.2023).
8. Mazin, Vasyl, Kovalov, Yevhen, Bytsiuk Viktoriia. Effect of fitness classes on the physical and mental health of 35-55-year-old women living in Australia, Ukraine, and the UAE. Journal of Physical Education and Sport. 2021. Vol. 21 (3). Art 179. Р. 1406-1412. DOI:10.7752/jpes.2021.03179
9. Kolokoltsev M., Iermakov S., Jagiello M. Comparative analysis of the functional characteristics and motor qualities of students of different generations and body types. Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports. 2018. V. 22(6). 287-295. DOI: 10.15561/18189172.2018.0602.
10. Yang C.B., Dong M.K. A Study of the correlation between teachers’ teaching styles and students’ participation motivation in the physical education. Journal of Baltic Science Education. 2017. V. 16(2). Р. 199-206.
11. Саттаров А.Э., Карелина Н.Р. Особенности процессов роста у мальчиков и мальчиков различного телосложения и телосложения, проживающих в южной части Кыргызстана // Педиатр. 2018. V. 9(5). Р. 47-53.
12. Алексеева Н.Т., Усович А.К., Рожкова Е.А., Атякшин Д.А., Кварацхелия А.Г., Клочкова С.В., Никитюк Д.Б., Гасымова Т.М. Особенности содержания жирового компонента тела у девушек разных конституциональных групп // Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2017. Т. 16. №2. С.51-57.

В последние десятилетия в России и в рубежных странах вновь возросло внимание со стороны медиков, специалистов в области физической культуры и ученых к изучению физического здоровья с использованием количественных антропометрических индексов [1; 2]. Этот метод оценки физического развития основан на вычислении соотношения различных антропометрических показателей человека с использованием априорных математических формул, выраженных в количественных значениях.

Использование индексов для оценки физического развития человека имеет давнюю историю. Первая формула расчета весо-ростовых показателей физического развития человека была предложена исследователем Кетле в 1835 году [3]. В дальнейшем количество индексов значительно возросло, и к настоящему времени имеется несколько десятков формул расчета антропометрических показателей, которые используются для интерпретации состояния физического здоровья человека.

Особенностью индексной оценки физического развития человека является простота обследования и расчетов, относительная надежность, возможность использования этого метода для массового скринингового наблюдения, особенно в молодежной среде [4].

Морфофункциональные показатели, полученные при мониторинговом обследовании определенных групп населения, важны для создания региональных стандартов физического развития, а также для модернизации физкультурно-оздоровительных технологий при занятиях физической культурой и спортом. Представляется важным изучение специфики антропометрических и функциональных показателей у девушек фертильного возраста, у которых состояние здоровья определяет генофонд поколений [5].

Состояние физического развития студенческой молодежи с использованием различных количественных антропометрических индексов достаточно широко изучено на территории различных регионов России [2; 6] и зарубежных стран [7; 8].

Физическое развитие человека рассматривается исследователями как информационный критерий протекания в организме метаболических, гормональных, иммунных, ростовых и других процессов. Оно отражает особенности воздействия на организм природно-климатических, экологических, социально-бытовых и других факторов. Регион Прибайкалья, где проводилось настоящее исследование, относится к территории России с суровыми природно-климатическими характеристиками и высокой техногенной нагрузкой. Это оказывает негативное влияние на морфофункциональные параметры организма и может быть пусковым механизмом в возникновении различных заболеваний у человека [9; 10].

Значительные изменения в обществе, связанные с турбулентностью в политической, экономической, социально-бытовой жизни современных людей, влиянием процесса акселерации и ретардации на организм молодых людей [11], могут оказывать влияние не только на соматическое здоровье человека, но и воздействовать на морфологические и функциональные параметры его тела, особенно в юношеском периоде развития организма [12]. Поэтому индексная оценка физического развития организма человека может служить информативным маркером изменения состояния физического здоровья различных поколений людей.

Остается актуальным проведение мониторинга индексной оценки физического развития девушек-студенток разных популяций со значительным временным интервалом и с учетом их медицинской группы здоровья для занятий физической культурой и спортом. Это позволяет выявить и оценить вектор изменения параметров физического развития и вносить коррективы в организацию здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в студенческих и молодежных коллективах.

Цель исследования – провести со значительным временным интервалом сравнительную индексную оценку физического развития девушек-студенток различных групп здоровья для занятий физической культурой.

Материал и методы исследования

Индексная оценка физического развития девушек 17-20 лет проводилась в 2009/2010 и 2019/2020 учебных годах на кафедре физической культуры и спорта Иркутского национального исследовательского технического университета. Всего под наблюдением находилось 1368 девушек, из них 756 в 2009/2010 и 612 в 2019/2020 учебных годах, которые дали письменное согласие на участие в обследовании. По результатам медицинского осмотра 516 девушек относилось к специальной медицинской группе (СМГ) и 852 к основной медицинской группе (ОМГ). Распределение в разные годы количества девушек по группам здоровья приведено в таблицах 1 и 2. Учебные занятия физическим воспитанием студенток проводили по общепринятой учебной программе для высшей школы. С использованием общепринятой антропометрической методики проводили измерение морфологических параметров тела (длина тела, см; масса тела, кг; окружность грудной клетки в покое, см). Из функциональных показателей измеряли частоту сердечных сокращений в покое и после 20 приседаний за 30 с, уд./10 с; время восстановления пульса после нагрузки, с; определяли систолическое и диастолическое артериальное давление, мм рт. ст.; силу мышц кистей обеих рук, кг.

Для оценки физического развития использовали индексы: массо-ростовой индекс Кетле (масса тела / длина тела), г/см; Кетле II (масса тела / длина тела²), кг/м²; Рорера (масса тела / длина тела3), кг/см3; индекс Пинье (длина тела стоя, см – масса тела, кг + окружность грудной клетки на выдохе, см), усл. ед.; индекс пропорциональности Эрисмана (окружность грудной клетки, см – вес / 2), см.

Рассчитывали функциональные индексы: силовой индекс (динамометрия кисти, кг / масса тела, кг) × 100, %; индекс Робинсона (частота пульса в покое × систолическое артериальное давление, мм рт. ст. / 100), усл. ед.

Цифровой материал подвергнут статистической обработке параметрическим методом с вычислением средней арифметической, ее ошибки и критерия достоверности t Стьюдента. Статистически достоверными считали разницу значений показателей при р <0,05.

Результаты исследования и обсуждение

Индексная оценка антропометрических показателей популяции студенток в 2009/2010 учебном году представлена в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Значения показателей антропометрических индексов у девушек разных популяций и медицинских групп здоровья, М±m

Индексы

2009/2010 учебный год

2019/2020 учебный год

Основная

группа (n=472)

Специальная медицинская группа (n=284)

р

Основная

группа (n=380)

Специальная медицинская группа (n=232)

 

р

Кетле, г/см

360,2±6,23

375,3±7,12

<0,05

375,3±6,45

395,6±9,12

<0,05

Кетле II, кг/м²

20,3±0,22

22,0±0,23

<0,05

21,7±0,25

23,7±0,34

<0,05

Рорера, кг/см3

11,5±0,13

12,0±0,15

<0,05

11,8±0,21

13,3±0,27

<0,05

Эрисмана,

см

4,1±0,8

3,9±0,07

<0,05

3,7±0,07

3,5±0,09

<0,05

Пинье, усл.

ед.

22,4±0,29

24,6±0,32

<0,05

23,5±0,35

26,8±0,42

<0,05

Установлено, что значения показателей всех весо-ростовых антропометрических индексов у студенток, отнесенных к специальной медицинской группе, были достоверно больше значений показателей у девушек ОМГ во всех годах наблюдения, р <0,05. Эти данные свидетельствуют о более высокой массе тела девушек СМГ по сравнению с основной группой и увеличении веса тела девушек, обследованных в 2019/2020 учебном году, по сравнению с 2009/2010 учебном годом. Самое низкое значение индекса Эрисмана, характеризующего развитие грудной клетки человека, зарегистрировано у девушек СМГ в 2019/2020 учебном году (3,1±0,19 см), р <0,05. Увеличение индекса Пинье в 2019/2020 учебном году указывает на ухудшение телосложения девушек обеих групп. Процентная разница отличий значений антропометрических индексов у девушек разных медицинских групп в 2019/2020 учебном году по сравнению с 2009/2010 учебном годом представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Отличие значений показателей антропометрических параметров в 2019/2020 учебном году по сравнению с 2009/2010 годом

Как видно из рисунка 1, в 2019/2020 учебном году по сравнению с 2009/2010 учебным годом наибольшее увеличение массы тела, ухудшение телосложения и развитие грудной клетки регистрируется у девушек специальной медицинской группы по сравнению с основной медицинской группой здоровья.

Представляет научно-практический интерес определение количества студенток по значению индекса Кетле II, который описывает состояние массы тела у обследуемых (табл. 2).

Таблица 2

Распределение количества студенток разных поколений в группах здоровья по значению индекса Кетле II, %

 

Характеристика индекса Кетле II

2009/2010 учебный год

2019/2020 учебный год

Основная

группа (n=472)

Специальная медицинская группа (n=284)

Основная

группа (n=380)

Специальная медицинская группа (n=232)

Дефицит массы тела

27,3

19,3

27,1

22,4

Норма

69,4

58,1

65,2

47,4

Избыток массы тела

3,2

14,4

6,0

18,9

Ожирение I степени

-

7,0

1.6

8,2

Ожирение II степени

-

1,1

-

3,0

Как видно из таблицы 2, количество девушек по значению индекса Кетле II имеет значительные отличия в различных медицинских группах здоровья и годах обследования. Различие количества девушек по значению индекса Кетле II в ОМГ и СМГ здоровья и анализ результатов изменения этого показателя от года обследования представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Изменение в 2019/2020 учебном году количества студенток по значению индекса Кетле II в ОМГ и СМГ здоровья

В 2019/2020 учебном году количество девушек в ОМГ и СМГ с нормальной массой тела уменьшилось на 6,1% и 18,4% соответственно. В СМГ значительно увеличилось количество девушек с дефицитом массы тела (16,1%) и ожирением I и II ст. (17,1% и 3,0% соответственно). В 2019/2020 учебном году количество девушек ОМГ, у которых отмечен дефицит массы тела, практически не изменилось. Однако отмечен прирост количества девушек с избытком массы тела (87,5%) и ожирением I ст. (1,6%). Такую динамику изменения количества девушек по значению индекса Кетле II в ОМГ и СМГ можно расценивать как негативную в характеристике соматического и физического здоровья современных девушек. Дефицит массы тела, ожирение и излишний вес тела отрицательно сказываются на физической подготовленности девушек, что подтверждается исследованиями некоторых авторов [1; 2; 4].

Анализ результатов исследования силового индекса кистей обеих рук и индекса Робинсона приведен в таблице 3.

Таблица 3

Значения показателей функциональных индексов у девушек разных популяций и медицинских групп здоровья, М±m

Индекс

 

Учебный год

2009/2010

2019/2020

Основная

группа (n=472)

Специальная медицинская группа

(n=284)

Основная

группа (n=380)

Специальная

медицинская группа (n=232)

Силовой индекс

левой кисти руки, %

 

28,6±2,44

23,4±1,34*

23,9±2,79#

19,4±1,34*#

Силовой индекс

правой кисти руки, %

29,2±2,57

23,5±1,26*

24,2±2,12#

20,1±1,26*#

Индекс Робинсона,

усл. ед.

92,4±4,34

107,2±5,25*

102,5±4,12#

118,7±6,2*#

Примечание. * - достоверность различий значений показателей между группами здоровья; # - достоверность различий значений показателей в разные годы наблюдения, р <0,05.

Установлено, что силовой индекс обеих рук у девушек ОМГ был достоверно больше, чем у девушек СМГ, во все годы наблюдения, р <0,05. Результаты мониторинга свидетельствуют о снижении силы кистей рук у девушек обеих медицинских групп в 2019/2020 учебном году по сравнению с 2009/2010 учебным годом, р <0,05.

Важным функциональным индексом, который характеризует систолический выброс крови сердечной мышцей в состоянии покоя, является индекс Робинсона. Обращает на себя внимание достоверно меньший результат сердечного выброса у девушек СМГ по сравнению с результатом девушек ОМГ во все годы обследования, р <0,05. По нашему мнению, это связано с соматическим заболеванием у девушек этой группы и низкими показателями физической подготовленности [1; 2; 4]. При этом в 2019/2020 учебном году по сравнению с 2009/2010 учебным годом отмечается снижение адаптационных свойств сердечной мышцы у девушек обеих групп, р <0,05. Сравнительное снижение силовых способностей и ухудшение индекса Робинсона у девушек ОМГ и СМГ в 2019/2020 учебном году по сравнению с 2009/2010 учебным годом представлено на рисунке 3.

Рис. 3. Снижение силовых способностей и ухудшение индекса Робинсона у девушек в 2019/2020 учебном году по сравнению с 2009/2010 учебным годом

Как видно из рисунка 3, у девушек обеих групп здоровья установлено снижение силовых способностей в 2019/2020 учебном году по сравнению с 2009/2010 учебным годом. Значение индекса Робинсона ухудшилось более чем на 10% у девушек обеих групп здоровья. Эти данные указывают на ухудшение состояния физического здоровья современных девушек по сравнению с данными предыдущего наблюдения в 2009/2010 уч. году.

Заключение

Установлено, что значения весо-ростовых антропометрических индексов студенток, отнесенных к специальной медицинской группе, были достоверно больше значений показателей у девушек основной медицинской группы во все годы наблюдения, р <0,05. Эти данные свидетельствуют о более высокой массе тела, ухудшении телосложения девушек СМГ по сравнению с основной группой обследованных в 2019/2020 учебном году по сравнению с 2009/2010 учебным годом. Самое низкое значение индекса Эрисмана, характеризующего развитие грудной клетки человека, зарегистрировано у девушек СМГ в 2019/2020 учебном году (3,1±0,19 см), р <0,05. Увеличение индекса Пинье в 2019/2020 учебном году указывает на ухудшение телосложения девушек обеих групп. В 2019/2020 учебном году отмечен прирост количества девушек в обеих группах здоровья с избытком массы тела и ожирением I ст., уменьшение количества девушек с нормальной массой тела, ухудшение силовых способностей мышц кистей рук и адаптационных способностей сердечной мышцы к физической нагрузке. Установленные показатели индексов физического развития можно расценивать как негативные изменения в характеристике соматического и физического здоровья современных девушек.


Библиографическая ссылка

Колокольцев М.М., Амбарцумян Р.А. ИНДЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОК РАЗНЫХ ПОПУЛЯЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32492 (дата обращения: 29.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674