В последние десятилетия в России и в рубежных странах вновь возросло внимание со стороны медиков, специалистов в области физической культуры и ученых к изучению физического здоровья с использованием количественных антропометрических индексов [1; 2]. Этот метод оценки физического развития основан на вычислении соотношения различных антропометрических показателей человека с использованием априорных математических формул, выраженных в количественных значениях.
Использование индексов для оценки физического развития человека имеет давнюю историю. Первая формула расчета весо-ростовых показателей физического развития человека была предложена исследователем Кетле в 1835 году [3]. В дальнейшем количество индексов значительно возросло, и к настоящему времени имеется несколько десятков формул расчета антропометрических показателей, которые используются для интерпретации состояния физического здоровья человека.
Особенностью индексной оценки физического развития человека является простота обследования и расчетов, относительная надежность, возможность использования этого метода для массового скринингового наблюдения, особенно в молодежной среде [4].
Морфофункциональные показатели, полученные при мониторинговом обследовании определенных групп населения, важны для создания региональных стандартов физического развития, а также для модернизации физкультурно-оздоровительных технологий при занятиях физической культурой и спортом. Представляется важным изучение специфики антропометрических и функциональных показателей у девушек фертильного возраста, у которых состояние здоровья определяет генофонд поколений [5].
Состояние физического развития студенческой молодежи с использованием различных количественных антропометрических индексов достаточно широко изучено на территории различных регионов России [2; 6] и зарубежных стран [7; 8].
Физическое развитие человека рассматривается исследователями как информационный критерий протекания в организме метаболических, гормональных, иммунных, ростовых и других процессов. Оно отражает особенности воздействия на организм природно-климатических, экологических, социально-бытовых и других факторов. Регион Прибайкалья, где проводилось настоящее исследование, относится к территории России с суровыми природно-климатическими характеристиками и высокой техногенной нагрузкой. Это оказывает негативное влияние на морфофункциональные параметры организма и может быть пусковым механизмом в возникновении различных заболеваний у человека [9; 10].
Значительные изменения в обществе, связанные с турбулентностью в политической, экономической, социально-бытовой жизни современных людей, влиянием процесса акселерации и ретардации на организм молодых людей [11], могут оказывать влияние не только на соматическое здоровье человека, но и воздействовать на морфологические и функциональные параметры его тела, особенно в юношеском периоде развития организма [12]. Поэтому индексная оценка физического развития организма человека может служить информативным маркером изменения состояния физического здоровья различных поколений людей.
Остается актуальным проведение мониторинга индексной оценки физического развития девушек-студенток разных популяций со значительным временным интервалом и с учетом их медицинской группы здоровья для занятий физической культурой и спортом. Это позволяет выявить и оценить вектор изменения параметров физического развития и вносить коррективы в организацию здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в студенческих и молодежных коллективах.
Цель исследования – провести со значительным временным интервалом сравнительную индексную оценку физического развития девушек-студенток различных групп здоровья для занятий физической культурой.
Материал и методы исследования
Индексная оценка физического развития девушек 17-20 лет проводилась в 2009/2010 и 2019/2020 учебных годах на кафедре физической культуры и спорта Иркутского национального исследовательского технического университета. Всего под наблюдением находилось 1368 девушек, из них 756 в 2009/2010 и 612 в 2019/2020 учебных годах, которые дали письменное согласие на участие в обследовании. По результатам медицинского осмотра 516 девушек относилось к специальной медицинской группе (СМГ) и 852 к основной медицинской группе (ОМГ). Распределение в разные годы количества девушек по группам здоровья приведено в таблицах 1 и 2. Учебные занятия физическим воспитанием студенток проводили по общепринятой учебной программе для высшей школы. С использованием общепринятой антропометрической методики проводили измерение морфологических параметров тела (длина тела, см; масса тела, кг; окружность грудной клетки в покое, см). Из функциональных показателей измеряли частоту сердечных сокращений в покое и после 20 приседаний за 30 с, уд./10 с; время восстановления пульса после нагрузки, с; определяли систолическое и диастолическое артериальное давление, мм рт. ст.; силу мышц кистей обеих рук, кг.
Для оценки физического развития использовали индексы: массо-ростовой индекс Кетле (масса тела / длина тела), г/см; Кетле II (масса тела / длина тела²), кг/м²; Рорера (масса тела / длина тела3), кг/см3; индекс Пинье (длина тела стоя, см – масса тела, кг + окружность грудной клетки на выдохе, см), усл. ед.; индекс пропорциональности Эрисмана (окружность грудной клетки, см – вес / 2), см.
Рассчитывали функциональные индексы: силовой индекс (динамометрия кисти, кг / масса тела, кг) × 100, %; индекс Робинсона (частота пульса в покое × систолическое артериальное давление, мм рт. ст. / 100), усл. ед.
Цифровой материал подвергнут статистической обработке параметрическим методом с вычислением средней арифметической, ее ошибки и критерия достоверности t Стьюдента. Статистически достоверными считали разницу значений показателей при р <0,05.
Результаты исследования и обсуждение
Индексная оценка антропометрических показателей популяции студенток в 2009/2010 учебном году представлена в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Значения показателей антропометрических индексов у девушек разных популяций и медицинских групп здоровья, М±m
Индексы |
2009/2010 учебный год |
2019/2020 учебный год |
||||
Основная группа (n=472) |
Специальная медицинская группа (n=284) |
р |
Основная группа (n=380) |
Специальная медицинская группа (n=232) |
р |
|
Кетле, г/см |
360,2±6,23 |
375,3±7,12 |
<0,05 |
375,3±6,45 |
395,6±9,12 |
<0,05 |
Кетле II, кг/м² |
20,3±0,22 |
22,0±0,23 |
<0,05 |
21,7±0,25 |
23,7±0,34 |
<0,05 |
Рорера, кг/см3 |
11,5±0,13 |
12,0±0,15 |
<0,05 |
11,8±0,21 |
13,3±0,27 |
<0,05 |
Эрисмана, см |
4,1±0,8 |
3,9±0,07 |
<0,05 |
3,7±0,07 |
3,5±0,09 |
<0,05 |
Пинье, усл. ед. |
22,4±0,29 |
24,6±0,32 |
<0,05 |
23,5±0,35 |
26,8±0,42 |
<0,05 |
Установлено, что значения показателей всех весо-ростовых антропометрических индексов у студенток, отнесенных к специальной медицинской группе, были достоверно больше значений показателей у девушек ОМГ во всех годах наблюдения, р <0,05. Эти данные свидетельствуют о более высокой массе тела девушек СМГ по сравнению с основной группой и увеличении веса тела девушек, обследованных в 2019/2020 учебном году, по сравнению с 2009/2010 учебном годом. Самое низкое значение индекса Эрисмана, характеризующего развитие грудной клетки человека, зарегистрировано у девушек СМГ в 2019/2020 учебном году (3,1±0,19 см), р <0,05. Увеличение индекса Пинье в 2019/2020 учебном году указывает на ухудшение телосложения девушек обеих групп. Процентная разница отличий значений антропометрических индексов у девушек разных медицинских групп в 2019/2020 учебном году по сравнению с 2009/2010 учебном годом представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Отличие значений показателей антропометрических параметров в 2019/2020 учебном году по сравнению с 2009/2010 годом
Как видно из рисунка 1, в 2019/2020 учебном году по сравнению с 2009/2010 учебным годом наибольшее увеличение массы тела, ухудшение телосложения и развитие грудной клетки регистрируется у девушек специальной медицинской группы по сравнению с основной медицинской группой здоровья.
Представляет научно-практический интерес определение количества студенток по значению индекса Кетле II, который описывает состояние массы тела у обследуемых (табл. 2).
Таблица 2
Распределение количества студенток разных поколений в группах здоровья по значению индекса Кетле II, %
Характеристика индекса Кетле II |
2009/2010 учебный год |
2019/2020 учебный год |
||
Основная группа (n=472) |
Специальная медицинская группа (n=284) |
Основная группа (n=380) |
Специальная медицинская группа (n=232) |
|
Дефицит массы тела |
27,3 |
19,3 |
27,1 |
22,4 |
Норма |
69,4 |
58,1 |
65,2 |
47,4 |
Избыток массы тела |
3,2 |
14,4 |
6,0 |
18,9 |
Ожирение I степени |
- |
7,0 |
1.6 |
8,2 |
Ожирение II степени |
- |
1,1 |
- |
3,0 |
Как видно из таблицы 2, количество девушек по значению индекса Кетле II имеет значительные отличия в различных медицинских группах здоровья и годах обследования. Различие количества девушек по значению индекса Кетле II в ОМГ и СМГ здоровья и анализ результатов изменения этого показателя от года обследования представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Изменение в 2019/2020 учебном году количества студенток по значению индекса Кетле II в ОМГ и СМГ здоровья
В 2019/2020 учебном году количество девушек в ОМГ и СМГ с нормальной массой тела уменьшилось на 6,1% и 18,4% соответственно. В СМГ значительно увеличилось количество девушек с дефицитом массы тела (16,1%) и ожирением I и II ст. (17,1% и 3,0% соответственно). В 2019/2020 учебном году количество девушек ОМГ, у которых отмечен дефицит массы тела, практически не изменилось. Однако отмечен прирост количества девушек с избытком массы тела (87,5%) и ожирением I ст. (1,6%). Такую динамику изменения количества девушек по значению индекса Кетле II в ОМГ и СМГ можно расценивать как негативную в характеристике соматического и физического здоровья современных девушек. Дефицит массы тела, ожирение и излишний вес тела отрицательно сказываются на физической подготовленности девушек, что подтверждается исследованиями некоторых авторов [1; 2; 4].
Анализ результатов исследования силового индекса кистей обеих рук и индекса Робинсона приведен в таблице 3.
Таблица 3
Значения показателей функциональных индексов у девушек разных популяций и медицинских групп здоровья, М±m
Индекс
|
Учебный год |
|||
2009/2010 |
2019/2020 |
|||
Основная группа (n=472) |
Специальная медицинская группа (n=284) |
Основная группа (n=380) |
Специальная медицинская группа (n=232) |
|
Силовой индекс левой кисти руки, %
|
28,6±2,44 |
23,4±1,34* |
23,9±2,79# |
19,4±1,34*# |
Силовой индекс правой кисти руки, % |
29,2±2,57 |
23,5±1,26* |
24,2±2,12# |
20,1±1,26*# |
Индекс Робинсона, усл. ед. |
92,4±4,34 |
107,2±5,25* |
102,5±4,12# |
118,7±6,2*# |
Примечание. * - достоверность различий значений показателей между группами здоровья; # - достоверность различий значений показателей в разные годы наблюдения, р <0,05.
Установлено, что силовой индекс обеих рук у девушек ОМГ был достоверно больше, чем у девушек СМГ, во все годы наблюдения, р <0,05. Результаты мониторинга свидетельствуют о снижении силы кистей рук у девушек обеих медицинских групп в 2019/2020 учебном году по сравнению с 2009/2010 учебным годом, р <0,05.
Важным функциональным индексом, который характеризует систолический выброс крови сердечной мышцей в состоянии покоя, является индекс Робинсона. Обращает на себя внимание достоверно меньший результат сердечного выброса у девушек СМГ по сравнению с результатом девушек ОМГ во все годы обследования, р <0,05. По нашему мнению, это связано с соматическим заболеванием у девушек этой группы и низкими показателями физической подготовленности [1; 2; 4]. При этом в 2019/2020 учебном году по сравнению с 2009/2010 учебным годом отмечается снижение адаптационных свойств сердечной мышцы у девушек обеих групп, р <0,05. Сравнительное снижение силовых способностей и ухудшение индекса Робинсона у девушек ОМГ и СМГ в 2019/2020 учебном году по сравнению с 2009/2010 учебным годом представлено на рисунке 3.
Рис. 3. Снижение силовых способностей и ухудшение индекса Робинсона у девушек в 2019/2020 учебном году по сравнению с 2009/2010 учебным годом
Как видно из рисунка 3, у девушек обеих групп здоровья установлено снижение силовых способностей в 2019/2020 учебном году по сравнению с 2009/2010 учебным годом. Значение индекса Робинсона ухудшилось более чем на 10% у девушек обеих групп здоровья. Эти данные указывают на ухудшение состояния физического здоровья современных девушек по сравнению с данными предыдущего наблюдения в 2009/2010 уч. году.
Заключение
Установлено, что значения весо-ростовых антропометрических индексов студенток, отнесенных к специальной медицинской группе, были достоверно больше значений показателей у девушек основной медицинской группы во все годы наблюдения, р <0,05. Эти данные свидетельствуют о более высокой массе тела, ухудшении телосложения девушек СМГ по сравнению с основной группой обследованных в 2019/2020 учебном году по сравнению с 2009/2010 учебным годом. Самое низкое значение индекса Эрисмана, характеризующего развитие грудной клетки человека, зарегистрировано у девушек СМГ в 2019/2020 учебном году (3,1±0,19 см), р <0,05. Увеличение индекса Пинье в 2019/2020 учебном году указывает на ухудшение телосложения девушек обеих групп. В 2019/2020 учебном году отмечен прирост количества девушек в обеих группах здоровья с избытком массы тела и ожирением I ст., уменьшение количества девушек с нормальной массой тела, ухудшение силовых способностей мышц кистей рук и адаптационных способностей сердечной мышцы к физической нагрузке. Установленные показатели индексов физического развития можно расценивать как негативные изменения в характеристике соматического и физического здоровья современных девушек.
Библиографическая ссылка
Колокольцев М.М., Амбарцумян Р.А. ИНДЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОК РАЗНЫХ ПОПУЛЯЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32492 (дата обращения: 13.10.2024).