Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Бичева И.Б. 1 Хижная А.В. 1 Фоменко М.В. 2 Угрюмова М.В. 3 Мазунова А.А. 4
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
3 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Высшая школа финансов и менеджмента
4 Приволжский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия»
В статье обосновывается значение самообразовательной деятельности педагога в достижении необходимого качества личностно-профессионального развития и становлении его как профессионала. Авторами выделяются ее характеристики: саморегулируемость, самостоятельность, целенаправленность, сформированность профессиональных способностей и умений. Представлен анализ планов самообразования педагогов из различных образовательных организаций г. Нижнего Новгорода. Выявлены достижения и проблемы, снижающие качество самообразования педагогов в общей системе профессиональной деятельности, возможность успешного индивидуального профессионального продвижения. Сделан вывод о важности системного методического сопровождения самообразовательной деятельности педагогов, предложены его возможные формы и методы. Раскрыто содержание аналитико-диагностического, информационно-обучающего, практического (внедренческого), оценочно-рефлексивного этапов самообразовательной деятельности педагогов, рекомендуемые способы работы, формы представления результата. В выводах подчеркнуто, что эффективность самообразовательной деятельности может быть достигнута, если она воспринимается и осознается педагогом как личностно значимая и непрерывно реализуемая. Самообразование педагога рассматривается не просто как обязанность, а как право на творческое развитие в профессии, один из способов личного совершенствования, повышения качества профессиональной деятельности. Перспективой исследования авторы считают разработку планов самообразовательной деятельности педагогов и их методического сопровождения.
самообразование
самообразовательная деятельность
личностно-профессиональное развитие педагога
профессионализм
методическое сопровождение
1. Игнатьева Г.А., Гришина А.В., Самерханова Э.К., Тулупова О.В. Рефлексивно-персонализированная модель формирования педагогической позиции наставника по развитию // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. № 4. https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1376 (дата обращения: 15.02.2023).
2. Мачехина О.Н. Модернизация образования как явление и предмет исследований // Modern Humanities Success. 2019. № 1. С. 27-34.
3. Романова Г.Н., Кукарцев Р.Д. Профессиональное самообразование педагога как ценнейший ресурс повышения качества обучения // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2012. Т. 6. № 3-3. С. 11-15.
4. Шабалина О.Л., Светлова В.А. Идея формирования готовности личности к самообразованию в ретроспективе отечественной педагогической мысли // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2014. № 1 (81). С. 170-173.
5. Синева Н.Л., Хижная А.В., Мазунова А.А., Сидоров А.Н. Особенности обучения персонала современной организации посредством чат-ботов // Наука Красноярья. 2020. Т. 9. № 2-3. С. 176-180.
6. Камерилова Г.С., Прохорова И.В. Профессиональный конкурс как значимый ресурс повышения педагогического мастерства // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. № 3. https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1305 (дата обращения: 15.02.2023).
7. Бичева И.Б., Хижная А.В., Сундеева М.О. Особенности формирования самостоятельности как качества педагога-новатора // Государственный советник. 2018. № 1 (21). С. 32-35.

Одной из особенностей современной российской образовательной системы является модернизация, что означает переосмысление, прежде всего, мировоззренческих, содержательных, технологических основ ее функционирования. Эти обновления отличаются комплексностью и масштабностью, отражая ведущую идею и центральную задачу образовательной политики [1]. Как подчеркивает О.Н. Мачехина, «модернизация образования – это процесс и результат приведения ключевых характеристик национальной образовательной системы в соответствие с ключевыми характеристиками общества на данном этапе, которые обусловлены вызовами и трендами, в условиях которых оно функционирует» [2, с. 30].

Реализовывать вызовы в новых образовательных условиях способен педагог, мотивированный на качественные изменения, понимающий необходимость постоянного саморазвития в различных областях профессиональной деятельности [3]. Достижение высокого результата самообразования возможно, если эта деятельность педагогом осознана, осуществляется систематически и последовательно, обеспечивает анализ новой информации и выбор способов ее присвоения. Следовательно, способность к творческой трансформации приобретаемых знаний и умений, применительно к собственной педагогической практике, становится условием профессиональных самоизменений, а ответственное отношение к процессу самообразовательной деятельности способствует профессиональным успехам.

Цель исследования состоит в теоретическом и методическом обосновании самообразовательной деятельности современного педагога.

Материалы и методы исследования. Материалами исследования явились теоретические и практические методы: анализ, систематизация и обобщение научной литературы по проблеме исследования, анализ планов самообразования педагогов, оценка полученных результатов.

Результаты исследования и их обсуждение. Самообразовательная деятельность характеризуется саморегулируемостью, самостоятельностью и целенаправленностью педагога в развитии и совершенствовании своих аналитических, проектировочных, коммуникативных, рефлексивных способностей, а также процессуальных умений. Их сформированность свидетельствует о профессионализме педагогов и позволяет им с высокой степенью эффективности реализовывать содержание и образовательные технологии для подготовки компетентного выпускника образовательной организации.

В структуре самообразования педагогов как деятельности рассматриваются мотивационные, когнитивные, специальные знания и умения, организационные, процессуальные, нравственно-волевые составляющие, характеризующие взаимосвязанность и взаимодополнение (рисунок).

Компонентный состав самообразовательной деятельности педагога

Вышеизложенное свидетельствует, что самообразовательная деятельность педагога – это процесс, отличающийся ориентированной направленностью конкретной личности, предполагающий сформированность нравственно-волевой саморегуляции и самоуправления. Задачи, решаемые педагогом самостоятельно, всегда персонифицированы, поскольку определяются индивидуальностью профессионального опыта, имеющимися профессиональными успехами и проблемами, возможностями использовать разнообразные ресурсы, в том числе информационные. Качество решения задач самообразования основано на понимании их важности и значимости для собственной профессиональной деятельности.

Рассматриваемый контекст обуславливает усиление мотивационного компонента в структуре самообразовательной деятельности. Это объясняется тем, что мотивированный педагог способен правильно поставить цель, точно сформулировать и реализовать необходимые шаги для ее достижения. Состояние успешности, которое испытывает такой педагог в процессе самообразования, вызывает его активность, инициативность, стремление к творческим преобразованиям. Он понимает свои преимущества и может рассчитать возможности профессионального совершенствования. Кроме того, педагог, готовый постоянно заниматься самообразованием, понимает этот процесс как часть единого целого в общей системе своего образования, в их «неразрывной взаимосвязи и взаимообусловленности» [4, с. 173]. Педагоги, у которых преобладает внутренняя мотивационная готовность, демонстрируют высокую степень включенности и осознанности при решении профессиональных задач, поскольку у них сформировано субъективное ощущение их ценности. Следовательно, можно предположить, что наличие у педагогов внутренней мотивации является важным условием для выбора более сложных целей, творческих способов профессиональной деятельности, что позволяет на высоком уровне выполнять нестандартные задания, проявляя креативность.

Однако не все педагоги имеют стабильную внутреннюю мотивацию к самообразовательной деятельности, что снижает их возможности профессионального роста и карьерного продвижения. Это положение подтверждается результатами анализа 54 планов самообразования педагогов из дошкольных образовательных организаций г. Нижнего Новгорода (МБДОУ «Детский сад № 54» и МБДОУ «Детский сад № 103»). С одной стороны, большинство педагогов ориентированы на изучение современных образовательных технологий, важность применения которых обозначена в нормативных документах. Это прослеживается в 48 планах по самообразованию и свидетельствует о понимании и осознании изменений в образовательной системе, стремлении им соответствовать. Тематика планов разнообразна и отражает изучение здоровьесберегающих, проблемно-игровых, проектных технологий в работе с дошкольниками в области познавательного, речевого, социально-коммуникативного и физического развития. В то же время были выявлены проблемы, указывающие на формальный подход педагогов к самообразовательной деятельности, главными из которых являются:

- в 24 планах отмечается несоответствие в постановке цели, задач, прогнозируемых результатов и выборе содержания, форм и методов самообразования;

- в 39 планах цели и задачи формулируются не конкретно, являются общими, поэтому оценить их достижимость в указанные сроки не представляется возможным, довольно часто используются глаголы «повысить», «углубить», в задачах редко указывается, какие компетенции педагоги хотят приобрести;

- в 46 планах педагоги не определяют период для решения конкретной задачи, поэтому указывают «в течение месяца, года», в результате чего самообразовательная деятельность «расплывается», «отодвигается» на неопределенный срок;

- в 23 планах самообразование педагогов сводится к простому прочтению пособия или статьи. Дополнительный опрос этой группы педагогов показал, что они затрудняются провести их качественный анализ, выделить достоинства, возможности адаптации и применения в собственной практической деятельности; др.

Указанные проблемы снижают качество самообразования педагогов в общей системе профессиональной деятельности, успешность на каждом этапе самообразовательной деятельности, возможность профессионального продвижения. Поэтому в образовательной организации важно создавать условия, при которых данный вид деятельности станет для педагогов значимым. Особую роль будет иметь системно организованное методическое сопровождение самообразовательной деятельности педагогов с целью оказания им персонально ориентированной поддержки в области диагностики, психолого-педагогического просвещения, профилактики и консультирования по тем проблемам, которые выявлены в конкретных профессиональных условиях.

Содержание самообразовательной деятельности может основываться на конкретных методических направлениях, которые требуют либо дополнительного изучения, либо способствуют профессионально-творческому саморазвитию педагога, становлению его как мастера. Так, для начинающего педагога самообразование становится источником конкретизации, обогащения или систематизации своего опыта по имеющейся проблеме, позволяет познакомиться с имеющимися педагогическими разработками, осознать их достоинства и возможности применения в профессиональной деятельности.

Среди индивидуальных форм самообразования педагогов хорошо зарекомендовали себя такие, как научно-исследовательская работа, методические и дидактические разработки, обобщение и тиражирование собственного опыта, изучение психолого-педагогической и методической литературы, составление на этой основе картотек, др.

Для активизации творческой деятельности педагогов, повышения их инициативности и самостоятельности целесообразно использовать интерактивные методы сопровождения и активные формы взаимодействия, которые в наибольшей степени стимулируют проявление профессиональных интересов, развивают аналитические, исследовательские, коммуникативные, рефлексивные и творческие способности, умение проектировать и реализовывать собственный образовательный маршрут на основе реальных достижений и трудностей, эффективно осуществлять коммуникативную деятельность в ситуациях профессионального сотрудничества. Например, во время дискуссий и дебатов педагоги выражают собственную позицию, имеют возможность сравнить свою точку зрения с мнением коллег, приобретают опыт конструктивного ведения спора, преодолевают неуверенность, получают профессиональное признание, др. Чат-бот, как один из интструментов дистанционного сопровождения, обеспечивает индивидуальный подход, может быть средством групповой работы педагогов, повышает мотивацию, самоконтроль и возможности обратной связи [5].

К эффективным формам организации и сопровождения процесса самообразования следует отнести участие педагогов в профессиональных интернет-сообществах и конкурсах профессионального мастерства различного уровня. Инновационный характер профессиональных конкурсов выводит педагогов из привычных условий своей деятельности («зоны комфорта») [6]. С одной стороны, это развивает у педагогов умение преобразовывать (адаптировать, конкретизировать, систематизировать) свой профессиональный опыт в соответствии с решаемыми конкурсными задачами. С другой стороны, расширяет возможности каждого педагога (участника конкурса) в представлении результатов своей профессиональной деятельности. Профессиональное интернет-сообщество педагогов устанавливает информационно-коммуникативные взаимосвязи между педагогами из разных регионов и стран. Основными преимуществами такого сетевого взаимодействия являются его открытость и динамичность, возможность обсудить интересные формы и методы работы, обменяться опытом, приобретая тем самым новые профессиональные знания, умения, повышая собственную профессиональную мотивацию [7].

Одним из новых направлений в процессе методического сопровождения самообразовательной деятельности педагогов рассматривается коучинг (англ. coaching). Данное понятие определяется как процесс, посредством которого раскрывается творческий потенциал личности, создаются условия для понимания тех способов, которые способствуют ее личностно-профессиональному развитию. Именно мобилизация внутренних профессионально-творческих резервов личности является характерной особенностью коучинга, что приводит к достаточно быстрому результату.

В области образования коучинг предполагает организацию длительного и субъект-субъектного сотрудничества участников по достижению высоких профессиональных результатов. Его важной особенностью является усиление мотивации педагогов к самообучению и самообразованию. Методическое сопровождение самообразовательной деятельности педагогов, осуществляемое посредством данной формы, позволяет оказывать помощь в постановке и достижении поставленных целей для адекватного решения имеющихся проблем в профессиональной деятельности, создавать условия для творческого поиска в решении профессиональных затруднений и выбора наиболее удачного, обеспечивающего реальные позитивные изменения. Посредством коучинга создается единое целевое пространство, в рамках которого педагоги демонстрируют индивидуальные возможности и профессиональное взаимопонимание при обсуждении идей и предложений.

Процесс самообразования осуществляется педагогами на основе индивидуальной программы саморазвития с учетом имеющихся трудностей и профессиональных запросов, в индивидуальном темпе и режиме. Это позволяет им выбрать оптимальное время и распределить свои усилия, проявляя организованность и ответственность.

Целенаправленность самообразовательной деятельности обеспечивается выполнением четырех частей (этапов): аналитико-диагностической, информационно-обучающей, практической (внедренческой), оценочно-рефлексивной (таблица).

Содержание этапов самообразовательной деятельности педагога

Рекомендуемые способы работы

Рекомендуемые формы представления результата

Срок

1 часть - аналитико-диагностическая

Провести самодиагностику профессиональной деятельности, определить «зону проблемы» и «точку роста».

Сформулировать тему, цель, задачи самообразовательной деятельности, продумать содержание и формы работы

Аналитический отчет.

Утвержденный план самообразования по конкретной теме

 

 

2 часть - информационно-обучающая

Подобрать для изучения необходимые психолого-педагогические исследования и программно-методические материалы, провести их анализ, осмысление, отбор с точки зрения возможного использования в практической деятельности

Список источников, аннотация их содержания.

Картотека методической литературы

 

3 часть - практическая (внедренческая)

Продумать способы адаптации изученного материала (форм, методов) к конкретным условиям.

Проанализировать промежуточные результаты и внести необходимые коррективы.

Разработать новые дидактические пособия и методические рекомендации

Самооценка результатов апробации.

Открытый просмотр педагогического мероприятия

 

4 часть - оценочно-рефлексивная

Провести самоанализ полученных результатов, оценить их значимость.

Систематизировать и оформить результаты самообразования. Подготовить творческий отчет.

Оценить возможность демонстрации полученного опыта в конкурсной деятельности

Презентация для педагогов.

Выставка методических разработок и комплектов (ситуаций)

 

На каждом этапе педагогом осуществляются конкретные виды деятельности, а также обеспечивается его методическое сопровождение, что придает планированию необходимую последовательность и системность.

В целом самообразование становится важным условием личностно-профессионального развития и совершенствования педагога, если осуществляется целенаправленно, непрерывно и планомерно с учетом опыта, поставленных задач, выбранных способов действий и их согласованности.

Заключение. Комплексный характер профессиональной деятельности отражает ведущие тенденции образовательной политики, которые обуславливают повышение роли самообразования конкретного педагога в контексте формирования мотивов достижения высоких профессионально-личностных результатов, развития общей и профессиональной культуры, обновления способов профессиональной деятельности.

Эффективность самообразовательной деятельности может быть достигнута, если она воспринимается и осознается педагогом как личностно значимая и непрерывно реализуемая. Поэтому самообразование педагога является не просто его обязанностью. Это его право на творческое развитие в профессии, один из способов личного совершенствования, повышения качества профессиональной деятельности.

В статье обозначены некоторые проблемы и направления самообразовательной деятельности педагогов. Перспективой исследования считаем необходимым изучение мотивационной готовности педагогов к педагогическому творчеству в процессе проектирования планов профессионального самообразования с целью их конкретизации и определения индивидуально-дифференцированных форм методического сопровождения.


Библиографическая ссылка

Бичева И.Б., Хижная А.В., Фоменко М.В., Угрюмова М.В., Мазунова А.А. САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32473 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674