Поступательное движение современного российского общества непосредственно связывается с наличием национальной идеи, репродуцируемой властью и поддерживаемой подавляющим числом граждан государства. Консолидирующая национальная идея позволяет на базе позитивного и, возможно, негативного прошлого через призму настоящего строить будущее, отражающее исторические и национальные особенности населения, обеспечивающее его благополучие, безопасность и территориальную целостность [1]. Национальная идея апеллирует к чувствам человека, определяет его достоинство, формирует национальное самосознание [2].
Исследователи проблем, связанных с государственным управлением, отмечают, что функциональное назначение национальной идеи России определяется формированием патриотизма граждан, проявляющегося через ценностную, мобилизационную, объединяющую и мотивирующую составляющие [3]. На протяжении всей истории существования российского государства в национальном самосознании народа патриотизм связывался с бескорыстным служением Отечеству, с самопожертвованием и противостоянием внешней агрессии [4]. Патриотизм как составляющий элемент национальной идеи – это «цементирующая основа общества, субстанциональная составляющая сохранения суверенитета страны» [5, c. 69].
В 2013 г. впервые после распада СССР и уничижения его национальной идеи на государственном уровне было высказано мнение о том, что патриотизм может стать во главу угла национальной идеи российского государства. На Заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», которое состоялось 19 сентября 2013 г., В.В. Путин сказал, что «отсутствие национальной идеи, основанной на национальной идентичности» наносит «разрушительный удар по культурному и духовному коду нации» и любые дискуссии «об идентичности, о национальном будущем невозможны без патриотизма всех ее участников» [6].
В Указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» говорится, что «в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны» стоят «традиционные ценности» как «нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению» [7]. Реализация потенциала, заложенного в Указе, может быть осуществлена через целостный комплекс мероприятий, среди которых главенствующую роль следует отвести процессу воспитания патриотизма у молодого населения страны.
Несмотря на то что в научно-педагогической среде в последнее время тема, связанная с различными аспектами воспитания патриотизма, обсуждается достаточно часто, организация результативной систематической работы по формированию патриотических настроений в реальной образовательной практике не ведется, о чем свидетельствуют проведенные авторами опросы студенческой молодежи.
Таким образом, целями исследования являются оценка уровня патриотических настроений у современной студенческой молодежи и определение парадигмальных оснований, ориентированных на решение проблем, связанных с воспитанием патриотизма.
Материал и методы исследования
Предметом проведенного авторами исследования являлся процесс и главным образом результат деятельности педагогических коллективов в высших образовательных организациях по формированию и развитию патриотической направленности у обучающихся.
В качестве материала, на основании которого делаются выводы о необходимости возобновления работы по формированию патриотической направленности у студенческой молодежи, выступают регламентирующие документы, научно-педагогические исследования различных авторов и собранный в ходе констатирующего эксперимента статистический материал.
Методами послужили анализ Конституции РФ, выступлений Президента РФ, документов Министерства науки и высшего образования (в том числе и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»), диссертаций и научных статей последних лет, экспертные оценки научным сообществом и преподавательским составом уровня сформированности патриотической направленности у студентов путем наблюдения, опросов, собеседований с участниками констатирующего эксперимента.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследователи феномена «патриотизм» отмечают, что практически со времени появления homo sapiens ему были присущи такие качества, как привязанность к месту обитания, языку и традициям, которые складывались в общности окружающих его людей. Обобщенное понимание патриотизма, связанное с любовью к своему отечеству, готовностью служить его интересам, приносить пользу соотечественникам, защищать население и границы родного государства от посягательств агрессоров, складывалось и закреплялось в общественном национальном сознании человека веками. В периоды смены парадигм общественного развития, естественно, происходят изменения и в ментальной сфере человека, касается это и трансформаций в понимании и принятии каждым членом социума идей, связанных с категорией патриотизма[8].
В условиях распада СССР новое политическое руководство провозгласило в качестве национальной идеи построение гражданского общества путем продвижения в умы россиян идей либерализма, определяющих приоритеты частной сферы жизни человека над государственно-национальными. В результате в современном общественном сознании формируется «двумерный концепт» [9, c. 218], который называют парадоксом, заключающимся в том, что гражданское общество представляется как общество без гражданства [10, c. 11–20]. Подобная ситуация некоторым образом разделила население России на две части. Одна часть ориентирована патриотически по отношению к своей гражданственности, которая выражается в любви к родине, деятельности по усилению ее экономической и суверенной составляющих, чистоте языка и нетерпимости к искажению исторической действительности. Для другой части патриотизм не представляет собой ценности, актуальными для нее стали «двойные стандарты» рыночных отношений [5, c. 70]. Отвергать все российское, превозносить и преклоняться перед западными «культурными» образцами, стремиться покинуть родину – вот «образцы» поведения этой части населения.
В настоящее время существенное влияние на формирование национальной идентичности молодежи оказывает распространенность информационных технологий, позволяющих формировать общественно-политические настроения. Для информационного общества характерными становятся изменения социокультурных ценностей и трансформации образовательных стратегий, что, в свою очередь, приводит к изменению старых и появлению новых форм проявления гражданской и политической активности.
Становление и развитие гражданской позиции в условиях информационного общества и одной из форм ее проявления – патриотизма – происходит в условиях доступности информации из разнообразных источников, представленных в сети Интернет. В результате вариативности идеологической направленности информационного воздействия и многозначности форм социально-психологического воздействия у студенчества формируется состояние, которое можно назвать состоянием аксиологической неопределенности, на фоне которой наблюдается возникновение нового феномена гражданской и политической активности студенческой молодежи – политического киберповедения [11]. В то же время нельзя отрицать тот факт, что цифровые технологии позволяют активизировать социально-политические и личностные ресурсы студентов и развивают их гражданскую активность.
В современной международной и военно-политической ситуации архиактуальной становится проблема патриотической готовности россиян выполнить свой священный долг по защите Родины, закрепленный в Конституции РФ [12, статья 59, пункт 1]. Воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к памяти предков, передающих из поколения к поколению любовь к Отечеству, становятся важнейшим приоритетом государственной политики России [12, преамбула; статья 67.1, пункт 4].
Отражена необходимость воспитания патриотической направленности у молодежи и в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от февраля 2023г.) (далее – Закон). В этом документе в качестве одного из направлений воспитательной деятельности указывается «формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества» [13, статья 2, п. 2]. Воспитание «… гражданственности, патриотизма, ответственности…» в Законе выделяется в качестве одного из основных принципов государственной политики в сфере образования [13, статья 3, п. 3]. При этом воспитание обучающихся, осваивающих программы высшего образования (программы бакалавриата и программ специалитета), рекомендуется осуществлять на основе «федеральной рабочей программы воспитания и федерального календарного плана воспитательной работы» [13, статья 12_1, п. 2]. Безусловно, это не лишает образовательную организацию права на разработку собственных дополнительных программ по воспитанию чувств российской гражданственности и готовности на деле проявлять свою патриотическую позицию.
Актуальность анонсированной темы подтверждается также таким документом, как «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (далее – Стратегия) [14]. И, хотя она напрямую не связана с проблемами организации воспитательной работы со студенческой молодежью, а ориентирована на воспитание детей, отдельные ее положения определяют методологическую основу описываемых взглядов авторов на проблемы формирования патриотической направленности будущих специалистов производственной сферы. В первую очередь это касается того, что патриотическое воспитание напрямую связывается с формированием российской идентичности. Отдельное внимание в документе отводится военно-патриотическому воспитанию, ориентированному на «формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России…» [14, раздел III, п. 2]. Для контекста исследования, проведенного авторами, важным является то, что в Стратегии в качестве одного из путей формирования патриотической направленности молодежи предлагается «повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов» [14].
Постоянное реформирование высшей школы после распада СССР и последующее присоединение образования к Болонскому процессу привело к тому, что воспитание, в том числе и патриотическое, «вынесли за скобки» образовательных организаций. Воспитание студенческой молодежи подменили формированием различных компетенций, значительная часть которых связана с толерантным отношением к чуждым для российского человека проявлениям массовой западной культуры. В результате у молодого человека размываются представления о том, какова миссия российского государства в современном мире, каковы стратегии развития политического и экономического функционала российской государственности, какие целевые установки стоят перед российским народом. Единственной консолидирующей ценностью для граждан России является победа над немецким фашизмом в годы Великой Отечественной войны [15]. В этих условиях понятно усиление внимания политических лидеров РФ к воспитанию у подрастающего поколения ответственности за процветание государства, основу которой составляют патриотизм, высокая нравственность, социальная активность, преданность интересам государства.
Исследователи проблем, связанных с воспитанием патриотических настроений среди населения страны, выделяют два взаимосвязанных типа патриотизма: гражданский и военный[5]. Гражданский тип патриотизма проявляется через: любовь к Родине, ее народу и истории, ее культуре, языку и природе; гордость за свой народ, малую родину и страну в целом; верность ценностям и традициям своего народа; ответственность перед государством и активную жизненную позицию; готовность к труду на благо своего Отечества [16].
Военный патриотизм связывается с осознанным чувством верности Отечеству, готовностью к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины [17]. Военный патриотизм наряду с гражданским представляет собой важнейшую духовно-нравственную ценность, однако в качестве основы для проявления военного патриотизма выступает целенаправленная специально организованная подготовка по формированию готовности на различных уровнях профессионализма к службе в государственных ведомствах, «верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности» [18, c. 130].
Таким образом, возникает вопрос, насколько успешно в высшей школе используются социогуманитарные знания, связанные с формированием национально-государственной идентичности в процессе гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания. Базовые компоненты национально-государственной идентичности, связанные с представлениями о самоидентификации, патриотическими установками, эмоциональной оценкой политики государства, раскрыты в целом ряде отечественных исследований [19, 20, 21, 22].
Авторы статьи предлагают формировать патриотическую направленность студентов вузов в процессе изучения социогуманитарных дисциплин через целостную систему специально отобранного знания: о глобализации и мультикультурализме; о нациях и их роли в международных отношениях; собственно о понятиях «российская нация» и «суверенитет российского государства»; о становлении, развитии и причинах возникновения кризисов в идеологии национально-государственной идентичности; о смыслах гражданского и военного патриотизма. Теоретическая составляющая такого знания в работе со студентами в экспериментальной части исследования реализовывалась двумя моделями: корпускулярной и перманентной. Первая – малыми вкраплениями перечисленных позиций в традиционно излагаемый теоретический материал цикла социогуманитарных дисциплин (таких как «История», «Философия», «Экономика», «Политология», «Психология» и др.); вторая – в рамках специально разработанного факультативного курса «Патриотически направленная профессиональная позиция специалиста технического профиля».
Формирование устойчивых аттракторов российской идентичности и патриотической направленности у студентов выстраивалось и через специально организованные практикумы и социально значимые проекты: «Российские инженеры в разные периоды российской государственности», «Возьми в пример себе гражданский или военный подвиг представителя старшего поколения», «Современные герои России – мои сверстники», «Патриотический профессионализм – это…» и др.
В современной геополитической ситуации особую актуальность приобретает изучение чувственной составляющей настроений студенческой молодежи к собственной государственной идентичности с целью определения вектора воспитательного воздействия. Понятно, что чувственная сфера непосредственно связана с эмоциональным проявлением, поэтому студентам первого курса двух факультетов Брянского государственного технического университета было предложено ответить только на один вопрос: «Какие эмоции вызывает у Вас российское государство?» Опрос проведен в форме открытого офлайн-анкетирования. Заметим еще раз, что именно на чувственную сферу при формировании патриотических настроений обращается внимание в Законе и Стратегии.
Опрос производился в 2016 г. (число опрошенных 118), когда воспитательная работа со студентами не велась, и в 2022 г. (число опрошенных 96), когда работа по реализации предложенных моделей (корпускулярной и перманентной) по формированию российской идентичности у студентов технического университета дала первые результаты.
В таблице 1 приведены ответы студентов и осуществлена эмоциональная оценка отношения к своему Отечеству на основе использования шкалы семантического дифференциала.
Как видно из таблицы 1, ответы студентов в 2016 г. и в 2022 г. в значительной степени различаются. Первичная обработка эмпирических данных показывает значительное увеличение смешанных положительных чувств (надежд и удивления) с 7,6% до 37,5% и резкое уменьшение крайне негативного отношения (возмущение, стыд, ненависть) с 44,9% до 11,5%, что свидетельствует о позитивных сдвигах не только в эмоционально-оценочных, но, как можно предположить, и в нормативно-оценочных и поведенческих компонентах национально-государственной идентичности за прошедший период.
Таблица 1
Сравнительный анализ ответов студентов на вопрос: «Какие эмоции вызывает у Вас российское государство?»
№ |
Варианты ответов студентов |
2016 г. |
2022 г. |
1. |
Позитивные (гордость, патриотизм, воодушевление). |
5,9% |
26,0% |
2. |
Смешанные позитивные чувства (надежда, удивление). |
7,6% |
37,5% |
3. |
Смешанные отрицательные чувства (дисгармония, беспокойство) |
25,5% |
18,7% |
4. |
Крайне негативные чувства (стыд, ненависть) |
44,9% |
11,5% |
5. |
Безразличное отношение |
16,1% |
6,3% |
Значительно разнятся результаты оценки патриотической направленности студентов, замеренные в эти же годы. В качестве измерителей были выбраны: когнитивный, мотивационный и деятельностный показатели (табл. 2).
Таблица 2
Оценка показателей патриотической направленности студентов
Патриотический показатель |
2016 г. |
2022 г. |
Когнитивный |
35,8% |
60,4% |
Мотивационный |
12,7% |
28,1% |
Деятельностный |
18,6% |
34,4% |
Как видно из таблицы 2, респондентам предлагались анкеты с множественным выбором, в этой ситуации один респондент мог дать ответ по нескольким показателям. Поэтому число ответов и респондентов может различаться, в том числе и в относительном выражении.
Когнитивный показатель определял уровень знаний о государственной идентичности и патриотизме, за период с 2016 по 2022 гг. этот показатель дал прирост на 24,6 pp (процентных пункта). Мотивационный показатель, отражающий степень осознания патриотических ценностей, эмоций и чувств, вырос на 15,4 pp, деятельностный, характеризующий включенность студентов в активные виды патриотической деятельности, вырос на 15,8 pp. Полученные относительные разности имеют практическую значимость для авторов исследования.
Консолидация студенческой молодежи и рост чувственно-эмоциональных позитивных суждений по отношению к российскому государству в 2022 г. обусловлены, по нашему мнению, результатами проводимой воспитательной работы, а также ходом специальной военной операции. Определенное влияние оказал также тот факт, что российские вузы оказались исключенными из состава участников Болонской декларации. В результате неадекватных мер недружественных государств студенты российских вузов оказались изолированными от участия в культурной жизни европейского пространства, что также повлияло на положительную динамику показателей патриотических настроений молодежи.
Однако можно предположить, что наметившаяся положительная динамика усиления патриотической направленности студенческой молодежи будет укрепляться и в будущем, если парадигмальные основания российского образования изменят свой вектор от Болонской декларации к отечественной фундаментальной системе непрерывного образования [23] и будет в полной мере восстановлена воспитательная деятельность в вузах.
Выводы
1. Российская национально-государственная идентичность связана с ментальностью и исторической памятью народа, определяется гордостью за свою страну, идентификацией с населением и культурой, идентификацией с территорией, что является основой гражданско-патриотического и военно-политического воспитания молодежи и успешной реализации геополитических целей российского государства.
2. В условиях информатизации общества, когда информационные технологии приобретают исключительное влияние на когнитивное и ментальное развитие студентов, исключительную значимость приобретает специально проводимая в образовательных организациях корпускулярная и перманентная работа по формированию устойчивости к деструктивным влияниям интернет-среды посредством специально конструируемого содержания социогуманитарных дисциплин [11], а также ориентации на тематические практикумы и социально значимые проекты в рамках федеральной рабочей программы воспитания.
3. Часть педагогического исследования, отраженная в статье, показывает, что за прошедший период (2016–2022 гг.) произошел позитивный сдвиг в эмоционально- и поведенческо-оценочных показателях сформированности у студентов вузов патриотической направленности.
4. Основанием формирования российской идентичности у населения страны является смена парадигмальных представлений об организации воспитания в семье, школе и вузе. Переход от догм и административно навязанного компетентностного подхода Болонской декларации, сводящей на нет ценность феноменов, связанных с гражданским и военным патриотизмом, характерным для традиционного российского образования, явится отправным пунктом формирования и развития у молодежи национальной российской государственной идентичности.
Библиографическая ссылка
Спасенников В.В., Монахова Л.Ю., Печников А.Н. ПРОБЛЕМЫ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32471 (дата обращения: 13.10.2024).