Новая социально-экономическая реальность, сформировавшаяся в XXIвеке в нашей стране, требует подготовки педагогов, которые будут отличаться не только высоким профессионализмом, конкурентоспособностью, но и высокой социальной компетентностью. Компетентностный подход в современной образовательной политике профессионального обучения закреплен в большей части на уровне, предусмотренном законодательством нашей страны: в концепциях, доктринах, стратегиях, программах по оптимизации и совершенствованию российского образования, в том числе в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», и других нормативных документах. Компетентность специалиста обусловлена, прежде всего, набором определенных личностных качеств в соответствующей сфере деятельности, позволяющих грамотно и на высоком профессиональном уровне выполнять ее. В современном, быстро изменяющемся мире для будущего педагога наиболее важными характеристиками являются:
– умение адаптироваться в обществе, понимать его нормы и правила, действовать в соответствии с ними;
– умение принимать на себя ответственность за результаты профессиональной деятельности, взаимодействие с обучающимися (воспитанниками);
–умение осуществлять продуктивное социальное и межличностное взаимодействие с обучающимися (воспитанниками), их родителями, коллегами.
В связи с этим актуальным вопросом становится формирование социальной компетентности педагога как составляющей общей профессиональной компетентности. Согласно позиции авторского коллектива, компетентностью в социальной педагогике является «интегративное качество личности педагога, включающее в себя знания, умения, ценности, личностные качества, обеспечивающие конструктивность и результативность межличностного взаимодействия в педагогической деятельности» [1].
Цель исследования
Целью данной работы является анализ различий в содержании трактовок социальной компетентности. Различные подходы в трактовках связаны с интегративным содержанием понятия «социальная компетентность» и акцентом исследований на отдельных аспектах такого содержания. Проанализировано педагогическое содержание понятия «социальная компетентность», выявлены соответствующие исследовательские акценты и современная специфика решения проблем в данной области.
Материал и методы исследования
Методология профессионального образования является основой исследования. В нем наряду с общенаучными методами теоретического познания используются такие методы, как системный анализ, сравнение и обобщение передового российского и зарубежного опыта по данной проблеме.
Результаты исследования и их обсуждение
Понятие «компетентность» связывают, в первую очередь, с наличием у специалиста определенного комплекса компетенций, отражающих уровень его квалификации, профессиональных знаний, наличие определенных профессиональных практик и наработок, а также важных характеристик личности, необходимых для выбранной сферы деятельности (В.И. Байденко, А.А.Вербицкий, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, Г.Халаж, А.В.Хуторской) [2].
Анализ научно-методических источников позволил определить содержание профессиональной компетентности современного педагога, которое включает в себя следующие составляющие:
1)совокупность профессионально значимых личностных качеств: организованность, способность к целеполаганию и прогнозированию результатов межличностного общения, эмпатийность, способность к рефлексии, терпимость и др.;
2)компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности, которая отражает качество постановки цели, создание образа результата, объяснение системы требований к обучению; описание способа достижения результата и объяснение требований к нему; отслеживание и оценивание деятельности целеобразования обучающихся и собственной деятельности по целеполаганию;
3)мотивационную и личностную готовность педагога к взаимодействию с обучающимися, предполагающую желание и психологическую подготовку педагога;
4)обеспечение информационной основы педагогической деятельности, позволяющей анализировать и выбирать оптимальные формы, методы взаимодействия с обучающимися, основанные на теоретической и методической грамотности педагога, высоком уровне владения учебным предметом и методикой его преподавания, достаточным объемом знаний об особенностях взаимоотношений с обучающимися разного возраста, их интересов и потребностей, что обеспечивает профессиональную успешность педагога как специалиста;
5) готовность к выбору оптимальных, наиболее соответствующих образовательным целям программ, разработкуавторских программ и методических материалов, готовность определять действенные педагогические решения и реализовывать их в своей деятельности, что позволит добиться высоких результатов;
6)управление педагогической деятельностью, в основе которой лежит взаимодействие с обучающимися в процессе проведения занятий, оценки результатов, а также организацию такой деятельности [3].
Компетентность представляет собой синтез знаний, умений, навыков, установок поведения, ценностных ориентаций, мотивации, личностных характеристик, направленных на продуктивное решение профессиональной задачи. Отметим, что в психолого-педагогической литературе термин «социальная компетентность» используется достаточно редко. Анализ и обобщение научных работ по исследуемой проблематике показали, что понятия «социально-психологическая» и «коммуникативная» компетентность похожи, но не одинаковы. Первое понятие трактуется как способность человека эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. Второе – как ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида; способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психологических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды.
В своем исследовании мы рассматриваем понятие «социальная компетентность педагога» как интеграцию знаний, умений, опыта, профессионально значимых качеств педагога, необходимых для эффективного взаимодействия с обучающимися, родителями, коллегами [4].
Основываясь на исследованиях Е.А.Сусловой и Н.Н. Ершовой, целесообразно выделить следующие характеристики социальной компетентности педагога:
–ценностную направленность: нравственно-ценностные ориентации, мотивы, направленные на саморазвитие, социальное взаимодействие, принятие ответственности;
–индивидуализированность и объективность восприятия, понимание психологических особенностей себя и обучающихся, позволяющие реализовать себя как профессионала;
–рефлексивную составляющую: рефлексивно-перцептивные знания, умения и навыки, позволяющие объективно оценивать собственное состояние и поведение обучающихся;
–коммуникативный характер: коммуникативные навыки, посредством которых педагог выстраивает взаимодействие с обучающимися, их родителями и коллегами, образовательный и воспитательный процесс [5]. По справедливому утверждению исследователей (Н.Л. Галеевой, А.Н.Орловой, С.С. Савельевой и др.), в этом случае социальность как «нормативный критерий качества образования находит свое отражение в содержании образовательных программ, учебных дисциплин социального характера, в разнообразии социально значимых видов и смыслов деятельности обучающихся». Согласно исследованиям С.С.Савельевой, эффективность специально организованной, целенаправленной работы по формированию профессиональной компетентности учителя может достигаться через реализацию педагогических условий, важнейшими среди которых являются: ориентация на субъектность личности, способной к самоидентификации и самоактуализации; создание креативной среды; побуждение к рефлексивной деятельности; диалогизация образовательного процесса [6]. Профессионально-педагогическая и научно-исследовательская работа проводилась нами среди обучающихся по следующим направлениям подготовки: «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» (уровень бакалавриата), «Педагогика и психология девиантного поведения» (специалитет), а также по направлению классического университета 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Последующее формирование социальной компетентности осуществлялось согласно ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»).
Основываясь на вышесказанном, можно выделить несколько основных компонентов социальной компетентности педагога:
– когнитивный (знаниевый), включающий знания и теоретическую базу профессиональной педагогической деятельности;
–поведенческий, отражающий внешние проявления особенностей социального взаимодействия, включая выражение собственных эмоций, чувств и понимание эмоциональных переживаний обучающихся, эмпатию (социальный интеллект);
– операционно-деятельностный (практический), отражающий комплекс теоретических знаний и их применение в процессе межличностного общения, рефлексии;
–ценностно-мотивационный, формирующий ценности педагога как участника взаимодействия, мотивацию, индивидуально-психологические особенности личности педагога, самооценку.
Не вызывает сомнений тот факт, что основополагающими принципами формирования социальной компетентности педагога являются:
- принцип фундаментализации, способствующий освоению и осознанию педагогами основных положений методологической базы психолого-педагогической теории в социально-педагогической практике образования человека; формированию мировоззрения педагогов, способных осознавать и осмысливать на должном уровне социальные процессы в различных сферах жизнедеятельности в современных условиях;
- принцип социальности, предполагающий целенаправленное развитие профессиональных социально значимых качеств, выработку необходимых способностей «взаимодействовать с социальным миром» (О.А.Никитин), «вхождения в социальную жизнь» (А.В. Мудрик) и формирование единства общекультурной, психолого-педагогической, специальной подготовки будущего социального педагога;
- принцип новизны, позволяющий активизировать деятельность студентов в процессе обучения путем его оптимизации и совершенствования;
- принцип полисубъектности образовательной среды, направленный на формирование толерантной среды общения, взаимовыручки и взаимоучастия в обучении. Следует отметить, что «полисубъектное взаимодействие не только порождает своеобразную общность, обладающую деятельностной синергией личностных потенциалов ее субъектов, но и создает продуктивную среду для их развития» [7, с. 183];
- принцип проектирования и моделирования, позволяющий будущему педагогу выполнять, видеть и понимать свою будущую профессиональную деятельность многоаспектно, во взаимодействии с другими педагогами, а также приближать ее к реальным условиям обучения;
- принцип рефлексивности, основанный на регулярном осознании обучающимися своей деятельности, самоанализе ее целей и результатов.
Для более успешного результата в решении обозначенной проблемы как на теоретическом, так и на практическом уровне необходимо придерживаться данных принципов, поскольку они способствуют тесной взаимосвязи теории и практики работы в данном направлении. В нашей практике обучения мы стремились, опираясь на данные принципы, применять активные методы в работе, например метод моделирования и анализа учебных ситуаций, а также включали в учебный процесс сюжетно-ролевые игры, тренинги и др. Резюмируя выводы ученых (А.В. Мудрика и др.), можно констатировать, что формировать данную компетентность в процессе обучения необходимо, опираясь на социальное воспитание и соответствующий опыт будущего педагога.
Таким образом, в соответствии с представленными компонентами социальной компетентности педагога [7, 8, 9] нами выявлены следующие ее функции:
- компенсаторная, подразумевающая восполнение недостающих теоретических знаний и практических умений будущих учителей, а также исправление недостатков в уже имеющемся педагогическом опыте;
- акмеологическая, направленная на совершенствование личности будущего учителя, личностных свойств и качеств, значимых для его будущей профессиональной деятельности, в целом на формирование правильных нравственных и духовных представлений;
- специализирующая, ориентированная на требования общества к осуществлению и совершенствованию профессиональной деятельности специалистов;
- адаптивная, связанная с повышением квалификации и, соответственно, с профессиональным уровнем специалистов применительно к постоянно меняющимся условиям в развитии общества;
- развивающая, способствующая развитию духовно-ценностных ориентаций личности, ее творческого потенциала;
- интегрирующая, подразумевающая соединение профессиональных качеств и социальной адаптации в один профессиональный контекст;
- консультационная, необходимая для эффективной организации обучения; ее суть заключается в своевременном решении проблем, возникающих у студентов, внесении коррективов в их работу, исправлении ошибок; может осуществляться различными способами: в виде научных консультаций, путем создания и внедрения проектов обучения, посредством создания индивидуальных маршрутов и планов обучения и т.д.;
- прогностическая, нацеленная на формирование высокого уровня профессионализма специалистов, профессиональных работников, а также на развитие непосредственно у самих студентов потребности в предвидении результатов своей профессиональной деятельности, поиске альтернативных путей в достижении поставленных целей.
Таким образом, сегодняшняя практика обучения обязывает процесс подготовки в университетском комплексе социально-педагогического профиля быть открытым, приспосабливающимся к современным условиям жизнедеятельности, быстро реагирующим на потребности практики, способным к самоорганизации. Формирование социальной компетентности педагога осуществляется в первую очередь при помощи использования активных способов деятельности в обучении, где большая роль отводится самостоятельности в постижении себя, собственных знаний и умений и развитию личностного потенциала. Подобная организация работы способствует формированию субъект-субъектных отношений на занятиях в группе, при этом стиль педагогического общения позволяет преподавателям и студентам взаимодействовать на доверительной основе, что в полной мере может служить для студентов моделью их будущей профессиональной деятельности.
Все вышеназванные компоненты в совокупности определяют успешность педагога в профессиональной деятельности, позволяют достичь высоких результатов. При этом процесс творческого саморазвития педагога сопровождается его становлением не только как субъекта профессиональной деятельности, но и как личности.
Выводы
Основным элементом социально-педагогической компетентности педагога является его профессиональный опыт, в основе которого лежат его взаимоотношения с обучающимися, коллегами: обучение, воспитание, научно-педагогическая деятельность, межличностное взаимодействие и др. Успешность профессиональной деятельности зависит от того, насколько у педагога сформированы активность, гибкость, механизмы саморегуляции и поведения, насколько социальные отношения отражают в образовательном процессе профессиональные отношения. Среди перспективных линий исследования обозначим возможные направления дальнейшего научного поиска по исследуемой проблеме: сравнительно-сопоставительный анализ изучения подготовки педагогов в России и за рубежом; комплексная характеристика процесса формирования социальной компетентности педагога в системе непрерывного профессионального образования; выявление дидактических возможностей и создание методического инструментария, способствующего не только формированию социальной компетентности, но и в целом становлению профессиональной личности будущего социального педагога, и др. В дальнейшем мы намерены развивать полученные теоретические и практические выводы.
Библиографическая ссылка
Барболин А.А., Куликова Л.Г., Тырина М.П. СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32455 (дата обращения: 21.03.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.32455