Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Барболин А.А. 1 Куликова Л.Г. 2 Тырина М.П. 1
1 ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет"
2 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»
В статье представлена проблема профессионального развития успешности как фактора социальной компетентности педагога в современных условиях образования. Цель обращения к данной проблеме – анализ и обобщение исследовательских подходов к содержанию социальной компетентности педагога. Методология профессионального образования является основой исследования. В нем наряду с общенаучными методами теоретического познания используются такие методы, как системный анализ, сравнение и обобщение передового российского и зарубежного опыта по данной проблеме. Определены основные исследовательские подходы к содержанию социальной компетентности педагога в профессионально-педагогическом процессе. Особенностью современной компетентности как социального феномена является единство знаний, умений, навыков, установок поведения, ценностных ориентаций, мотивации, личностных характеристик, направленных на продуктивное решение профессиональной задачи. В данном контексте социальная компетентность педагога подразумевает интеграцию знаний, умений, опыта, профессионально значимых качеств педагога, необходимых для эффективного взаимодействия с обучающимися, родителями, коллегами. Рассматриваемая компетентность представлена и охарактеризована как многокомпонентная структура, вбирающая в себя не только основные знания, умения и навыки, но и личностные качества педагога, его профессиональный опыт. В завершение статьи дается обобщение по проблеме исследования с акцентом на перспективные линии возможного направления научного поиска исследуемой проблемы.
компетентность
социальная компетентность педагога
образовательная деятельность
компоненты социальной компетентности
формирование социальной компетентности
1. Барболин А.А., Куликова Л.Г., Тырина М.П. Разработка модели социально-педагогической компетентности будущего педагога // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48073437 (дата обращения: 03.02.2023).
2. Логинова Н.Ф. Подходы к работе с молодыми специалистами в условиях введения профессионального стандарта // Инновации в непрерывном образовании. 2016. № 1. С. 25-32.
3. Адольф В.А. Становление профессиональной компетентности педагога // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5. С. 38-41.
4. Галеева Н.Л. Правовое поле современного педагога (самоучитель по основным государственным документам для педагогических работников). М., 2019. 180 с.
5. Новикова А.А. Социальная компетентность: критерии и определения // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17693 (дата обращения: 03.06.2022).
6. Савельева С.С. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза: монография. Саратов, 2013. 187с.
7. Губаренко И.В., Коваленко В.И., Коваленко О.В., Соколова О.А. Принципы формирования социальной компетентности будущего специалиста // Наука. Искусство. Культура. 2020. № 4 (28). С. 177-187.
8. Орлов А.Н., Калачев Г.А., Куликова Л.Г. Развитие антропологических идей в системе профессиональной подготовки учителя // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 13. С. 41-47.
9. Tyrina M.P., Kulikova L.G. Development of didactic culture for educational cooperation in Eurasia. Journal of Higher Education Theory and Practice. 2022. V. 22. № 1. P. 20-25.

Новая социально-экономическая реальность, сформировавшаяся в XXIвеке в нашей стране, требует подготовки педагогов, которые будут отличаться не только высоким профессионализмом, конкурентоспособностью, но и высокой социальной компетентностью. Компетентностный подход в современной образовательной политике профессионального обучения закреплен в большей части на уровне, предусмотренном законодательством нашей страны: в концепциях, доктринах, стратегиях, программах по оптимизации и совершенствованию российского образования, в том числе в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», и других нормативных документах. Компетентность специалиста обусловлена, прежде всего, набором определенных личностных качеств в соответствующей сфере деятельности, позволяющих грамотно и на высоком профессиональном уровне выполнять ее. В современном, быстро изменяющемся мире для будущего педагога наиболее важными характеристиками являются:

– умение адаптироваться в обществе, понимать его нормы и правила, действовать в соответствии с ними;

– умение принимать на себя ответственность за результаты профессиональной деятельности, взаимодействие с обучающимися (воспитанниками);

–умение осуществлять продуктивное социальное и межличностное взаимодействие с обучающимися (воспитанниками), их родителями, коллегами.

В связи с этим актуальным вопросом становится формирование социальной компетентности педагога как составляющей общей профессиональной компетентности. Согласно позиции авторского коллектива, компетентностью в социальной педагогике является «интегративное качество личности педагога, включающее в себя знания, умения, ценности, личностные качества, обеспечивающие конструктивность и результативность межличностного взаимодействия в педагогической деятельности» [1].

Цель исследования

Целью данной работы является анализ различий в содержании трактовок социальной компетентности. Различные подходы в трактовках связаны с интегративным содержанием понятия «социальная компетентность» и акцентом исследований на отдельных аспектах такого содержания. Проанализировано педагогическое содержание понятия «социальная компетентность», выявлены соответствующие исследовательские акценты и современная специфика решения проблем в данной области.

Материал и методы исследования

Методология профессионального образования является основой исследования. В нем наряду с общенаучными методами теоретического познания используются такие методы, как системный анализ, сравнение и обобщение передового российского и зарубежного опыта по данной проблеме.

Результаты исследования и их обсуждение

Понятие «компетентность» связывают, в первую очередь, с наличием у специалиста определенного комплекса компетенций, отражающих уровень его квалификации, профессиональных знаний, наличие определенных профессиональных практик и наработок, а также важных характеристик личности, необходимых для выбранной сферы деятельности (В.И. Байденко, А.А.Вербицкий, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, Г.Халаж, А.В.Хуторской) [2].

Анализ научно-методических источников позволил определить содержание профессиональной компетентности современного педагога, которое включает в себя следующие составляющие:

1)совокупность профессионально значимых личностных качеств: организованность, способность к целеполаганию и прогнозированию результатов межличностного общения, эмпатийность, способность к рефлексии, терпимость и др.;

2)компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности, которая отражает качество постановки цели, создание образа результата, объяснение системы требований к обучению; описание способа достижения результата и объяснение требований к нему; отслеживание и оценивание деятельности целеобразования обучающихся и собственной деятельности по целеполаганию;

3)мотивационную и личностную готовность педагога к взаимодействию с обучающимися, предполагающую желание и психологическую подготовку педагога;

4)обеспечение информационной основы педагогической деятельности, позволяющей анализировать и выбирать оптимальные формы, методы взаимодействия с обучающимися, основанные на теоретической и методической грамотности педагога, высоком уровне владения учебным предметом и методикой его преподавания, достаточным объемом знаний об особенностях взаимоотношений с обучающимися разного возраста, их интересов и потребностей, что обеспечивает профессиональную успешность педагога как специалиста;

5) готовность к выбору оптимальных, наиболее соответствующих образовательным целям программ, разработкуавторских программ и методических материалов, готовность определять действенные педагогические решения и реализовывать их в своей деятельности, что позволит добиться высоких результатов;

6)управление педагогической деятельностью, в основе которой лежит взаимодействие с обучающимися в процессе проведения занятий, оценки результатов, а также организацию такой деятельности [3].

Компетентность представляет собой синтез знаний, умений, навыков, установок поведения, ценностных ориентаций, мотивации, личностных характеристик, направленных на продуктивное решение профессиональной задачи. Отметим, что в психолого-педагогической литературе термин «социальная компетентность» используется достаточно редко. Анализ и обобщение научных работ по исследуемой проблематике показали, что понятия «социально-психологическая» и «коммуникативная» компетентность похожи, но не одинаковы. Первое понятие трактуется как способность человека эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений. Второе – как ориентированность в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида; способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психологических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды.

В своем исследовании мы рассматриваем понятие «социальная компетентность педагога» как интеграцию знаний, умений, опыта, профессионально значимых качеств педагога, необходимых для эффективного взаимодействия с обучающимися, родителями, коллегами [4].

Основываясь на исследованиях Е.А.Сусловой и Н.Н. Ершовой, целесообразно выделить следующие характеристики социальной компетентности педагога:

–ценностную направленность: нравственно-ценностные ориентации, мотивы, направленные на саморазвитие, социальное взаимодействие, принятие ответственности;

–индивидуализированность и объективность восприятия, понимание психологических особенностей себя и обучающихся, позволяющие реализовать себя как профессионала;

–рефлексивную составляющую: рефлексивно-перцептивные знания, умения и навыки, позволяющие объективно оценивать собственное состояние и поведение обучающихся;

–коммуникативный характер: коммуникативные навыки, посредством которых педагог выстраивает взаимодействие с обучающимися, их родителями и коллегами, образовательный и воспитательный процесс [5]. По справедливому утверждению исследователей (Н.Л. Галеевой, А.Н.Орловой, С.С. Савельевой и др.), в этом случае социальность как «нормативный критерий качества образования находит свое отражение в содержании образовательных программ, учебных дисциплин социального характера, в разнообразии социально значимых видов и смыслов деятельности обучающихся». Согласно исследованиям С.С.Савельевой, эффективность специально организованной, целенаправленной работы по формированию профессиональной компетентности учителя может достигаться через реализацию педагогических условий, важнейшими среди которых являются: ориентация на субъектность личности, способной к самоидентификации и самоактуализации; создание креативной среды; побуждение к рефлексивной деятельности; диалогизация образовательного процесса [6]. Профессионально-педагогическая и научно-исследовательская работа проводилась нами среди обучающихся по следующим направлениям подготовки: «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» (уровень бакалавриата), «Педагогика и психология девиантного поведения» (специалитет), а также по направлению классического университета 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Последующее формирование социальной компетентности осуществлялось согласно ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»).

Основываясь на вышесказанном, можно выделить несколько основных компонентов социальной компетентности педагога:

– когнитивный (знаниевый), включающий знания и теоретическую базу профессиональной педагогической деятельности;

–поведенческий, отражающий внешние проявления особенностей социального взаимодействия, включая выражение собственных эмоций, чувств и понимание эмоциональных переживаний обучающихся, эмпатию (социальный интеллект);

– операционно-деятельностный (практический), отражающий комплекс теоретических знаний и их применение в процессе межличностного общения, рефлексии;

–ценностно-мотивационный, формирующий ценности педагога как участника взаимодействия, мотивацию, индивидуально-психологические особенности личности педагога, самооценку.

Не вызывает сомнений тот факт, что основополагающими принципами формирования социальной компетентности педагога являются:

- принцип фундаментализации, способствующий освоению и осознанию педагогами основных положений методологической базы психолого-педагогической теории в социально-педагогической практике образования человека; формированию мировоззрения педагогов, способных осознавать и осмысливать на должном уровне социальные процессы в различных сферах жизнедеятельности в современных условиях;

- принцип социальности, предполагающий целенаправленное развитие профессиональных социально значимых качеств, выработку необходимых способностей «взаимодействовать с социальным миром» (О.А.Никитин), «вхождения в социальную жизнь» (А.В. Мудрик) и формирование единства общекультурной, психолого-педагогической, специальной подготовки будущего социального педагога;

- принцип новизны, позволяющий активизировать деятельность студентов в процессе обучения путем его оптимизации и совершенствования;

- принцип полисубъектности образовательной среды, направленный на формирование толерантной среды общения, взаимовыручки и взаимоучастия в обучении. Следует отметить, что «полисубъектное взаимодействие не только порождает своеобразную общность, обладающую деятельностной синергией личностных потенциалов ее субъектов, но и создает продуктивную среду для их развития» [7, с. 183];

- принцип проектирования и моделирования, позволяющий будущему педагогу выполнять, видеть и понимать свою будущую профессиональную деятельность многоаспектно, во взаимодействии с другими педагогами, а также приближать ее к реальным условиям обучения;

- принцип рефлексивности, основанный на регулярном осознании обучающимися своей деятельности, самоанализе ее целей и результатов.

Для более успешного результата в решении обозначенной проблемы как на теоретическом, так и на практическом уровне необходимо придерживаться данных принципов, поскольку они способствуют тесной взаимосвязи теории и практики работы в данном направлении. В нашей практике обучения мы стремились, опираясь на данные принципы, применять активные методы в работе, например метод моделирования и анализа учебных ситуаций, а также включали в учебный процесс сюжетно-ролевые игры, тренинги и др. Резюмируя выводы ученых (А.В. Мудрика и др.), можно констатировать, что формировать данную компетентность в процессе обучения необходимо, опираясь на социальное воспитание и соответствующий опыт будущего педагога.

Таким образом, в соответствии с представленными компонентами социальной компетентности педагога [7, 8, 9] нами выявлены следующие ее функции:

- компенсаторная, подразумевающая восполнение недостающих теоретических знаний и практических умений будущих учителей, а также исправление недостатков в уже имеющемся педагогическом опыте;

- акмеологическая, направленная на совершенствование личности будущего учителя, личностных свойств и качеств, значимых для его будущей профессиональной деятельности, в целом на формирование правильных нравственных и духовных представлений;

- специализирующая, ориентированная на требования общества к осуществлению и совершенствованию профессиональной деятельности специалистов;

- адаптивная, связанная с повышением квалификации и, соответственно, с профессиональным уровнем специалистов применительно к постоянно меняющимся условиям в развитии общества;

- развивающая, способствующая развитию духовно-ценностных ориентаций личности, ее творческого потенциала;

- интегрирующая, подразумевающая соединение профессиональных качеств и социальной адаптации в один профессиональный контекст;

- консультационная, необходимая для эффективной организации обучения; ее суть заключается в своевременном решении проблем, возникающих у студентов, внесении коррективов в их работу, исправлении ошибок; может осуществляться различными способами: в виде научных консультаций, путем создания и внедрения проектов обучения, посредством создания индивидуальных маршрутов и планов обучения и т.д.;

- прогностическая, нацеленная на формирование высокого уровня профессионализма специалистов, профессиональных работников, а также на развитие непосредственно у самих студентов потребности в предвидении результатов своей профессиональной деятельности, поиске альтернативных путей в достижении поставленных целей.

Таким образом, сегодняшняя практика обучения обязывает процесс подготовки в университетском комплексе социально-педагогического профиля быть открытым, приспосабливающимся к современным условиям жизнедеятельности, быстро реагирующим на потребности практики, способным к самоорганизации. Формирование социальной компетентности педагога осуществляется в первую очередь при помощи использования активных способов деятельности в обучении, где большая роль отводится самостоятельности в постижении себя, собственных знаний и умений и развитию личностного потенциала. Подобная организация работы способствует формированию субъект-субъектных отношений на занятиях в группе, при этом стиль педагогического общения позволяет преподавателям и студентам взаимодействовать на доверительной основе, что в полной мере может служить для студентов моделью их будущей профессиональной деятельности.

Все вышеназванные компоненты в совокупности определяют успешность педагога в профессиональной деятельности, позволяют достичь высоких результатов. При этом процесс творческого саморазвития педагога сопровождается его становлением не только как субъекта профессиональной деятельности, но и как личности.

Выводы

Основным элементом социально-педагогической компетентности педагога является его профессиональный опыт, в основе которого лежат его взаимоотношения с обучающимися, коллегами: обучение, воспитание, научно-педагогическая деятельность, межличностное взаимодействие и др. Успешность профессиональной деятельности зависит от того, насколько у педагога сформированы активность, гибкость, механизмы саморегуляции и поведения, насколько социальные отношения отражают в образовательном процессе профессиональные отношения. Среди перспективных линий исследования обозначим возможные направления дальнейшего научного поиска по исследуемой проблеме: сравнительно-сопоставительный анализ изучения подготовки педагогов в России и за рубежом; комплексная характеристика процесса формирования социальной компетентности педагога в системе непрерывного профессионального образования; выявление дидактических возможностей и создание методического инструментария, способствующего не только формированию социальной компетентности, но и в целом становлению профессиональной личности будущего социального педагога, и др. В дальнейшем мы намерены развивать полученные теоретические и практические выводы.


Библиографическая ссылка

Барболин А.А., Куликова Л.Г., Тырина М.П. СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32455 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674