Серьезной проблемой современного обучения стало противоречие между возрастанием объема научной информации и постоянным усложнением ее качества и возможностями образования, обусловленными биологическими, временными, социальными и методическими условиями осуществления учебного процесса: 1) критическое состояние в развитии общества, при котором объем накопленных знаний несопоставим с биологической возможностью человека к обучению за 4-5 лет; необходимость осваивать большой объем научной информации в ограниченные сроки; 2) период обновления информации гораздо меньше, чем период биологического обновления социума, что требует постоянного профессионального самосовершенствования; 3) в условиях пандемии ясно проявились проблемы в выполнении студентами большого объема самостоятельной работы в дистанционном режиме обучения.
Среди новых социальных условий необходимо отметить широкую альтернативность средств и способов предоставления информации, а также трансформацию ценностных ориентаций и общественных установок (на первый план выдвигаются умения и навыки работы с информацией, саморазвитие, самообразование, реализация творческого потенциала профессиональной личности, обеспечивающие конкурентоспособность современного специалиста). Следовательно, важнейшей задачей высшего образования становится развитие гибкости, мобильности, вариативности и нестандартности мышления выпускников.
Цель исследования – обосновать необходимость учета механизмов самоорганизации и саморазвития личности в разработке современных образовательных технологий, методик и средств обучения, в том числе электронных дидактических средств (ЭДС), с расчетом на перспективу – освоение новых знаний должно стать непрерывным процессом для специалиста.
Материал и методы исследования. С целью проверки результативности организации учебной работы студентов с помощью ЭДС была проведена опытно-экспериментальная работа, которая состояла в проведении закрытого эксперимента в условиях дистанционного обучения среди студентов ФГБОУ ВО «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет» (СибАДИ) (экспериментальная группа, 24 человека, продолжительность работы – 1 семестр). Использовались следующие эмпирические методы исследования: анкетирование, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.
Результаты исследования и их обсуждение. ЭДС – это программные средства, отображающие определенную предметную область и позволяющие реализовать технологию ее изучения посредством создания условий для осуществления различных видов учебной деятельности. К общим дидактическим функциям ЭДС можно отнести создание искусственной образовательной среды для изучения дисциплины, оптимизацию труда педагога, интенсификацию обучения и активацию речемыслительной деятельности студентов.
По методическому назначению ЭДС делятся на обучающие, тренажеры, контролирующие, поисковые, моделирующие, демонстрационные, учебно-игровые, досуговые [1].
Для разработки ЭДС существенное значение имеет определение цели их применения. По нашему мнению, в качестве общей цели выступает «портрет выпускника вуза». Частными целями применения ЭДС выступают «предметные» результаты (знания, умения и навыки, специфические для изучаемой предметной области; виды и алгоритмы умственной деятельности и т.д.). Выделим также цели, относящиеся к метапредметным результатам обучения (универсальным учебным действиям, далее – УУД), обеспечивающим успешность учебной работы студентов.
Для достижения образовательных целей необходимо определить подходы, общие и частные принципы обучения и требования, соответствие которым сделает ЭДС методически целесообразными и эффективно применимыми. На наш взгляд, в качестве основы организации дистанционного обучения с помощью ЭДС целесообразно использовать личностно ориентированный, деятельностный, психосемантический и информационный подходы к обучению, что способствует реализации психолого-педагогических требований к процессу обучения: 1) создание ЭДС и организация усвоения учебного материала на основе теоретических сведений о когнитивных психических процессах ощущения, восприятия и интерпретации, 2) создание и повышение мотивации обучающихся за счет продуманного педагогического дизайна ЭДС, разнообразия форм дистанционной работы и разноуровневости заданий, 3) активизация речемыслительной деятельности студентов за счет разного сочетания и комбинирования задействованных каналов восприятия информации (интеграции текстовой, звуковой, графической и динамической информации) [2], 4)использование ЭДС в соответствии с видами учебной деятельности и видами УУД [3], 5)соблюдение традиционных принципов педагогики и адаптированных к электронной образовательной среде принципов обучения.
Таким образом, ЭДС могут реализовывать различные функции в учебном процессе: методические рекомендации реализуют функцию фасилитации освоения алгоритмов переработки учебной информации; мастер-класс – изучение теории в проблемно-поисковой форме; теоретический раздел – изучение теории самостоятельно или под руководством педагога; практические задания – формирование навыков работы с информацией; дополнительный материал – формирование целостного представления об изучаемом предмете в структуре общего знания; блоки контроля – проверка усвоения и навыков применения освоенного теоретического материала.
Целесообразность использования ЭДС в дистанционном формате обусловлена: 1)ликвидацией пространственных и временных барьеров доступа к учебной информации; 2)эффективным предоставлением информации обучающимся через все возможные сочетания каналов восприятия (по степени эффективности ЭДС: аудиозапись – 5%, текст – 10%, картинки, видео – 55%, практическая деятельность – 75%, «обучи другого» = построение разных текстов эквивалентного содержания – 90% [4]); 3) рационализацией подачи информации за счет использования гипертекстовых технологий, оформления учебного материала с учетом психологических особенностей восприятия цвета, формы и т.д.; 4) демонстрацией изучаемых явлений и фактов в динамике; высокой информационной насыщенностью, ширококонтекстным обучением; 5) приближенностью к реальности. Соответственно, задачами используемых ЭДС становятся глубокое раскрытие содержания материала, организация активной познавательной деятельности, разнообразие способов и приемов обучения, развитие внимания и повышение мотивации путем переключения на разные виды учебной деятельности.
Многие педагоги отмечают такие явные преимущества ЭДС по сравнению с традиционными средствами обучения, как обеспечение визуализации объекта изучения в удобном темпе, порядке и форме; обеспечение индивидуализации обучения за счет навигации; формирование информационной культуры студента путем обучения его приемам работы с информацией; представление разных типов задач на примерах; возможность сопоставления и дополнения информации с информацией других источников и др. Ориентация на самостоятельную работу студентов требует разнообразия методических приемов, способов и форм обучения, разработки и применения индивидуально-личностных моделей взаимодействия субъектов учебного процесса с разнообразием видов обратной связи, обучения студентов построению индивидуальных стратегий обучения в соответствии со своими когнитивными предпочтениями и сферой профессиональных интересов. Многоуровневое предоставление учебного материала обеспечивает возможность студента обучаться по индивидуальной траектории; учебный диалог с реализацией оперативной обратной связи между студентом и ЭДС; моделирование изучаемых объектов, явлений, процессов; автоматизацию процессов информационно-поисковой деятельности; интеграцию разных видов информации и т.д. [5].
Рассмотрим группы требований, предъявляемых к ЭДС, выполнение которых обеспечит запланированные результаты обучения [1]: соответствие принципам традиционной дидактики и специфическим для электронной дидактики принципам; учет принципов методики обучения конкретной дисциплине; построение ЭДС с учетом психологических принципов обучения; соблюдение принципов эргономики; учет и реализация принципов эстетики.
С учетом перечисленных требований к ЭДС представляется целесообразным предложить следующие этапы разработки ЭДС для реализации дистанционного обучения:
1) определение цели и задач обучения дисциплине в целом и ее отдельных разделов, соотнесение цели и задач обучения с типами ЭДС, отбор типов ЭДС, наиболее эффективных для решения;
2) отбор содержания обучения (определение разделов, тем, подтем и культурных, научных, исторических, профессиональных контекстов предлагаемых сведений);
3) разработка структуры дистанционного обучения (подбор шаблонов для представления учебного материала и дизайна экранного представления, создание прототипа курса в виде иерархической структуры основных и периферийных понятий курса с выводом их на практическое использование (построение алгоритма усвоения информации студентами с системой продуманных гиперссылок и пояснений, обеспечивающих как доступность изучаемого материала, так и широкий контекст обучения дисциплине с возможностью выбора индивидуальной когнитивной траектории));
4) методические разработки отдельных сценариев и моделирование процесса изучения учебного материала (поуровневое изложение теории и поясняющих и дополняющих материалов, разработка средств визуализации информации, создание поуровневых средств тестового контроля);
5) реализация обучения, анализ хода и результатов учебного процесса, корректировка курса.
С целью проверки результативности учебной работы студентов с помощью ЭДС была проведена опытно-экспериментальная работа, которая включила: 1) разработку ЭДС для реализации дистанционного обучения по дисциплине «Иностранный язык»; 2)экспериментальное обучение с применением разработанных ЭДС; 3) диагностику и анализ показателей учебной деятельности обучающихся в процессе реализации экспериментального обучения.
На первом этапе эксперимента производилось определение общих и частных целей обучения, написание рабочей программы, адаптация ее содержания для использования студентами в целях самостоятельной ориентации в организации процесса обучения на протяжении всего периода обучения; размещение программы на учебном портале вуза в системе MOODLE в форме гипертекста. Для решения оперативных учебных задач были определены необходимые виды ЭДС, разработаны и размещены на учебном портале соответствующие дидактические материалы (табл. 1). Методические рекомендации были представлены отдельным блоком в меню с гиперссылками.
Таблица 1
ЭДС дисциплины «Иностранный язык» (примеры)
Дидактические задачи |
ЭДС |
Форма ЭДС |
- Ознакомление студентов с организацией процесса обучения в модуле. - Систематизация сведений об эффективной и безопасной работе в сети Интернет |
Теоретический раздел |
Веб-страница с поясняющими текстами, схемами и рисунками. Видеоконференция (для мини-лекции) |
- Приобретение опыта онлайн-поиска вакансии в иноязычном сегменте Интернета |
Мастер-класс |
Видеоконференция. Поисковая система Google. Ссылки на иноязычные сайты |
- Учебная работа с лексико-грамматическим материалом. - Анализ содержания и специфики документов для трудоустройства. - Анализ индивидуального опыта студентов и специфики процедуры собеседования при трудоустройстве |
Практические задания |
Видеоконференция (комнаты видеоконференции). Тест. Игра-кроссворд
|
Педагогический контроль и взаимоконтроль качества оформления документов для трудоустройства |
Блок текущего контроля |
Папка для оценки готовых работ. Видеоконференция (комнаты видеоконференции) |
Педагогический контроль и взаимоконтроль эффективности иноязычной коммуникации в ситуации трудоустройства в иностранной компании |
Блок итогового контроля |
Видеоконференция |
В ходе экспериментального обучения в начале каждого учебного модуля преподавателем проводилась мини-лекция о целях, задачах, организации обучения в модуле, включая основные пути достижения данных целей. Ее краткое содержание представлялось в виде схем в формате гипертекста на учебном портале вуза. В ходе лекций со студентами согласовывались и уточнялись учебные цели и формы проверки их достижения. По результатам этого обсуждения вносились некоторые корректировки в программу. Например, в модуле 3 (семестр 3) были уточнены требования к содержанию итоговой проверочной работы студентов: было решено представить процесс трудоустройства Великобритании, США и Австралии.
В процессе обучения преподавателем осуществлялось общее управление учебной деятельностью студентов: совместно с ними планировалась поэтапная учебная работа в модуле, анализировались затруднения и предлагались способы их решения. ЭДС использовались в качестве инструментов решения текущих дидактических задач, организации совместной и индивидуальной учебной работы студентов на занятиях, а также организации самостоятельной работы обучающихся. Практические задания для самостоятельной работы предполагали возможность студента неоднократного выполнять учебные действия и получать автоматизированную обратную связь, а также возможность получить консультацию преподавателя в чате. Посредством ЭДС организовывался итоговый контроль достижения результатов обучения в каждом модуле экспериментального обучения. Например, в модуле 3 (семестр 3) итоговый контроль осуществлялся в форме деловой игры в режиме видеоконференции.
Диагностика учебной деятельности обучающихся проводилась в начале и в конце эксперимента (ОЭР). Ее целью стало определение динамики показателей учебной деятельности, свидетельствующих о ее целенаправленности, мотивации и активности студентов (табл. 2).
Таблица 2
Показатели учебной деятельности студентов экспериментальной группы (%)
Критерии |
Начало ОЭР |
Конец ОЭР |
||||
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
|
Мотивационный |
33 |
42 |
25 |
25 |
46 |
29 |
Деятельностный |
38 |
45 |
17 |
29 |
50 |
21 |
Полученные данные свидетельствуют о некотором снижении доли студентов с низкими показателями учебной деятельности и одновременном увеличении количества обучающихся с высокими показателями учебной деятельности в процессе реализации опытно-экспериментальной работы с применением разработанного комплекса ЭДС.
Особый интерес для нашего исследования представляет непосредственное отношение студентов к компонентам обучения, представленным с помощью ЭДС. Данные анкетирования обучающихся (табл. 3) показывают, что в целом наблюдается положительная динамика в их оценке применения ЭДС в процессе обучения. Однако, согласно данным бесед со студентами, в качестве главных факторов, затрудняющих процесс обучения, выступают технические сбои в системе, индивидуальная ограниченность технических ресурсов для решения отдельных учебных задач, недостаточная самодисциплина для достижения более высоких учебных результатов.
Таблица 3
Отношение обучающихся к компонентам процесса обучения
Оценка компонентов процесса обучения |
Начало ОЭР, % |
Конец ОЭР, % |
Актуальность программы обучения |
83 |
95 |
Актуальность учебных целей |
79 |
95 |
Ясность, четкость учебных целей |
50 |
79 |
Ясность, четкость практических учебных задач |
54 |
63 |
Достаточное количество учебных задач |
67 |
87 |
Достаточное количество инструментов достижения учебных целей |
75 |
87 |
Доступность учебных инструментов, материалов |
58 |
63 |
Адекватность учебного взаимодействия студентов с преподавателем |
50 |
75 |
Адекватность учебного взаимодействия студентов со студентами |
42 |
50 |
Положительное отношение к практическим занятиям |
75 |
79 |
Положительное отношение к самостоятельной внеаудиторной работе |
50 |
54 |
Проявление дополнительной инициативы в учебной работе |
33 |
38 |
Анализ данных, полученных в ходе экспериментальной работы и отражающих мотивационные и деятельностные показатели учебной работы обучающихся, а также анализ современной литературы по проблемам дистанционного обучения [6-8 и др.] позволяет сделать вывод о том, что разработка и применение ЭДС в процессе обучения целесообразны при соблюдении ряда отмеченных выше требований. Организация учебной работы студентов на основе ЭДС может способствовать обеспечению целенаправленности и личностной ориентации учебного процесса за счет интерактивного диалога; формированию индивидуальной траектории обучения за счет использования автоматизированного подбора различных вариантов заданий и оказания оперативной помощи в условиях незамедлительной обратной связи; развитию у студентов умений самостоятельной работы за счет предоставления им возможности поиска информации в Сети; автоматизации контроля усвоенного материала; активации речемыслительной деятельности студента с помощью повышения его мотивации в условиях наглядного представления учебного материала на экране, использования аудиовизуальных средств, предоставления студентам возможности управления объектами; обеспечению разнообразия форм самостоятельной работы и разноуровневого обучения (комментарии, подсказки, гиперссылки, введение широкого контекста).
Заключение. Таким образом, в ходе эксперимента было подтверждено, что дидактическими условиями эффективного использования ЭДС в учебном процессе выступают комплексное применение ЭДС и традиционных средств обучения, придание проблемно-деятельностного характера когнитивной деятельности студентов, при котором очень важным является объединение средств обучения единым дидактическим замыслом; качественное управление познавательной деятельностью студентов, при котором устраняются недостатки традиционного обучения (ориентация на среднего обучающегося, непостоянство обратной связи, отсутствие возможности поддержания постоянной познавательной активности студентов) за счет разработки в ЭДС адаптивной модели действий педагога с учетом целей, методов, результатов обучения, типа и способа диагностики знаний и методов управления познавательной деятельностью обучающегося; подготовка преподавателя к использованию ЭДС и информационных технологий, которые усилят творческие функции педагога вследствие освобождения его от рутинной работы; положительная мотивация субъектов образовательного процесса (со стороны студентов – повышение интереса к представлению материала, приобретение опыта переживания ситуаций успеха, самоорганизации учебной деятельности; со стороны преподавателя – реализация творческого потенциала, снятие стресса).
Библиографическая ссылка
Цупикова Е.В., Рахуба Л.Ф. ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32452 (дата обращения: 21.03.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.32452