В современной ситуации потребности в высокопрофессиональных кадрах, способных легко и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям работы и реагировать на запросы общества, учитывается необходимость активизировать такие ресурсы, как самообразование, самовоспитание, самосовершенствование. В настоящее время процесс непрерывного образования профессиональных кадров является наиболее приоритетным и надежным путем контроля за качеством кадрового потенциала. Процесс непрерывного образования основывается не только на развитой системе доступных образовательных ресурсов, способных повышать профессиональное мастерство обучающегося, но и на стремлении и готовности человека самосовершенствоваться и саморазвиваться, определять возможности своего развития. В этой ситуации особую роль играет процесс профессионального воспитания студентов в период их обучения в вузе.
Значение профессионального воспитания в подготовке передовых кадров огромно. Оно не только позволяет раскрывать потенциал будущего специалиста за счет формирования профессионально важных и значимых качеств, но и делает упор на становление профессионального самосознания студентов и оценку ими возможного вклада в будущем в профессии. Помимо этого, профессиональное воспитание способно стимулировать качественный процесс обучения студентов еще в период обучения в вузе, поскольку формирует отношение студентов к процессу обучения как первому этапу осуществления своей профессиональной деятельности в виде ответственного и качественного подхода к подготовке к занятиям, участию в практиках, в разработках научных и других проектах и т.д. Профессиональное воспитание стимулирует упорство, трудолюбие, ответственность, взаимопомощь, коммуникацию и многое другое, что является проявлением профессиональных качеств и способностей специалиста. Таким образом, профессиональное воспитание студентов играет особую роль, выступая условием, которое обеспечивает качество обучения в вузе и поддерживает профессиональный рост в виде ответственности за результаты своей работы у начинающего специалиста в будущем, впоследствии становясь незаменимым критерием образа жизни.
Цель исследования – провести анализ подходов к определению понятия «профессиональное воспитание» и сформулировать ключевые характеристики, определяющие понимание направлений в изучении его природы, структуры, содержания и результатов.
Материалы и методы исследования
В качестве методов выступили обобщение и систематизация научной литературы, в которых представлены достижения в ходе изучения проблемы профессионального воспитания в вузе, конкретизированные в определениях изучаемого понятия.
Результаты исследования и их обсуждение
Появлению понятия «профессиональное воспитание» и формулировке его определения мы обязаны Н.Н. Дьяченко, который впервые ввел это понятие и определил его как необходимый «процесс, направленный на формирование профессиональных и моральных качеств, необходимых для конкретной профессиональной деятельности». Позже он раскрыл профессиональное воспитание «как сложный вид целенаправленного воспитания», объединив всю совокупность факторов, которые, помимо знаний и умений, определяют успешность профессиональной деятельности. Таким образом, Н.Н. Дьяченко сформулировал ключевые характеристики профессионального воспитания, представив их в виде разработанного понятия. Однако проблематика данного вопроса продолжалась оставаться открытой, поскольку существовала большое количество мнений и точек зрения на роль и значение профессионального воспитания студентов. Поиск актуальных и эффективных средств и методов профессионального воспитания поддерживает продолжающееся изучение данного понятия с использованием различных подходов. Все это нашло отражение в дальнейших разработках определения понятия «профессиональное воспитание» [1].
Прежде всего ряд исследователей профессиональное воспитание рассматривают через понятие «явление», давая оценку характеру и месту профессионального воспитания в общественной системе ценностей [2, 3]. Если профессиональное воспитание рассматривается как явление, то оно конкретизируется как необходимая составляющая подготовки молодых людей к исполнению своих обязанностей в обществе, в рамках осуществления профессиональной деятельности. Потребность в специалистах, способных грамотно и качественно осуществлять производственные задачи, является залогом успешного развития общества и затрагивает все сферы: производственную, экономическую, социальную, образовательную, медицинскую и т.д. Профессиональные изменения стимулируются самим человеком, в большей или меньшей степени стремящегося к своему самоформированию. Профессиональное воспитание служит тому, чтобы помочь человеку прибрести умения, навыки и мышление, необходимые для профессионального становления. При этом профессиональное становление – это не только требование, не условие для человека, но это определенный интерес, носящий личностную окраску и базирующийся на желании соответствовать запросам общества.
Эту идею развивали в своих работах О.Ю. Макарова, М.И. Шилова (как социально-педагогическое явление) и указывали на социальный характер профессионального воспитания, на социализацию студента через приобщение к профессиональной деятельности, в том числе и в процессе образования [4, 5]. Рассматривая профессиональное воспитание как явление общественной жизни и как фактор социализации, авторы определяют его место и роль, и, соответственно, в учебном процессе образовательного учреждения раздел профессионального воспитания должен быть запланирован [6].
Отличительной чертой понятия «профессиональное воспитание», сформулированного И.Ф. Исаевым, является рассмотрение его как адаптации обучающихся к требованиям современного общества. Однако трактовка понятия «профессиональное воспитание» через адаптацию к требованиям, условиям и нормам профессиональной деятельности (избранной профессии) указывает на формирование осознанного принятия студентами необходимости соблюдать и следовать раскрывает психологические и социальные механизмы осуществления воспитательного процесса [6].
Таким образом, профессиональное воспитание отражает определенные требования общества к развитию у человека потребности в качественном исполнении своих профессиональных обязанностей. Нужно отметить, что это предполагает определенную степень культуры нахождения в профессиональном обществе. Поэтому ряд исследователей определяют профессиональное воспитание через профессиональную культуру.
Понятие «профессиональное воспитание» рассматривается как воспитание у студентов профессиональной культуры, в процессе чего они усваивают нормы и ценности сообщества специалистов-профессионалов [7]. Придерживающиеся этой точки зрения специалисты конкретизируют, что в процессе профессионального воспитания студентом приобретается нравственный облик [1], происходят формирование духовности [8] и достижение студентами определенного уровня профессиональной воспитанности [9]. Однако такой подход может противоречить исследованиям, указывающим на длительный характер профессионального воспитания человека, где студенческий период ограничен временем и возможностями для профессионального воспитания.
Профессиональное воспитание, воспринимаемое как явление общественной жизни, определяет мировоззрение человека, которое выражается в том, что отношение к своей работе, к выполнению поручений контролируется системой оценок, формируемой в структуре личности человека-специалиста, несущего ответственность за качество и результаты работы. Причем как явление оно проникает во все сферы жизни и деятельности человека в качестве самовоспитания, когда человек осознанно реализует принципы профессионального подхода к своей работе, в том числе и учебной.
Объемность и масштабность профессионального воспитания как явления раскрываются в определениях, где оно связывается с особой культурно-воспитательной средой. Среда реализует запросы общества и государства, требования к уровню подготовленности студентов и готовности к дальнейшему самосовершенствованию. Обращает на себя внимание погружение студента в определенную среду профессионального сообщества, критериям которого кто-то будут стремится соответствовать, а кто-то посчитает это малозначимым. Задачами профессионального воспитания становятся создание условий для реализации определенного процесса, усвоение профессиональных норм и ценностей студентами. Профессиональное воспитание как среда представляет собой не ограниченное процессом или деятельностью пространство, а дополненное совокупностью условий, разнообразием объектов и предметов взаимодействия, стихиями [10]. Определение профессионального воспитания как среды раскрывает для исследователей возможность создания пространства, погружение в которое при соблюдении определенных требований обеспечит устойчивое развитие у студентов профессионального отношения к любой деятельности. Ценность такого подхода к рассмотрению профессионального воспитания позволит тиражировать эффективные практические результаты реализации средового подхода к профессиональному воспитанию.
Стремление изучить механизмы профессионального воспитания привело к попыткам его изучения как процесса [11, 12]. Рассмотрение профессионального воспитания через призму его как явления предполагает необходимость управления им как процессом. Процессуальность профессионального воспитания в его понятии конкретизируется в виде разработанной структуры хода воспитательных воздействий на студентов, указывает на необходимость соблюдения педагогических и психологических факторов и условий, а также следования разработанной системе средств и методов, оказывающих воспитательное воздействие. Такой подход к определению понятия «профессиональное воспитание» позволяет рассматривать его через систему согласованных действий и мероприятий, позволяющих управлять, формировать и изменять то, на что они направлены. Рассмотрение в понятиях процесса демонстрирует механизмы управления реальным ходом качественных изменений личности студентов, который в итоге может быть подтвержден профессиональной воспитанностью.
Изучение профессионального воспитания как процесса предоставило большие возможности для детализации сущности воспитательного процесса с учетом предметной подготовки студентов, особенностей студенческого периода, вузовской среды, взаимодействия объектов и т.д. Все эти точки зрения формируют широкое представление о профессиональном воспитании как о процессе и показали разнообразные подходы к анализу и выявлению ключевых характеристик профессионального воспитания. Как процесс профессиональное воспитание рассматривается специалистами с целью управления развитием личности [13], для идентификации студентом себя с избранной профессией и для выявления педагогических факторов в этом процессе [9, 14]. Трактовка понятия «профессиональное воспитание» через рассмотрение его как процесса раскрывает глубину и сложность, но в то же время конкретизирует для других исследователей пути для новых направлений изучения профессионального воспитания как явления.
В этом аспекте тесную взаимосвязь можно отметить и с определением понятия «профессиональное воспитание» как вида воспитания и как процесса воспитания. Профессиональное воспитание как вид воспитания рассматривалось несколькими исследователями, прежде всего указывающими на основные свойства и характеристики, общие у любых воспитательных процессов, в том числе и у профессионального воспитательного процесса. Такая трактовка дает возможность глубже смотреть на осуществление процесса профессионального воспитания через инструменты, рассмотренные в теории воспитания. Рассмотрение профессионального воспитания как воспитания логично, поскольку он представлен как его вид, предназначенный для решения определенного круга задач. Это расширяет границы изучения понятия «профессиональное воспитание» через его определение как явления, как процесса, как деятельности, как среды, как педагогического процесса. В результате понятие «профессиональное воспитание» дополняется характеристиками, свойственными воспитанию, явлению и управляемому процессу.
Часто в определениях понятия «профессиональное воспитание» отражается субъективность, указывающая на активную позицию студентов в процессе становления студента как специалиста, наделенного рядом профессиональных качеств. Тогда понятие «профессиональное воспитание» определяется неким процессом, предполагающим участие студента как субъекта в усвоении норм и ценностей профессиональной деятельности. Соглашаясь с пониманием сущности процесса воспитания, И.А. Шаршов в своем определении полагает существенным сознательный подход к организации процесса, в котором студент становится «субъектом своего развития». Л.В. Алиева еще глубже раскрывает его предназначение, обозначая цель – формирование человека-творца, человека-исследователя [14]. Таким образом, наблюдается уточнение понятия профессионального воспитания через конкретизацию характера участия студентов в воспитательном процессе в виде их субъектной позиции, что указывает на их включение в активную деятельность профессионального характера.
В стремлении более конкретно представить профессиональное воспитание авторы в определениях рассматривают его через структуру тех процессов и изменений, которые сопровождают профессиональное воспитания и позволяют достичь результата. Структурный подход определяет понимание логики процесса. Однако нужно отметить, что определение понятия «профессиональное воспитание» через уточнение его структуры раскрывает только одну – практическую – сторону.
Итак, до настоящего времени не существует единой точки зрения по поводу самой сущности понятия «профессиональное воспитание». Разнообразие подходов и попыток раскрыть суть профессионального воспитания свидетельствует о необходимости понять и сформулировать ключевые механизмы, которые способны целенаправленно воздействовать на личность студента с целью не только удовлетворения запросов общества, но и оказания помощи, поддержки молодому поколению на пути к профессиональной деятельности. Рассмотрение профессионального воспитания через процесс воспитания, социализации, адаптации и культуры говорит о стремлении гуманизировать этот процесс, обеспечить естественность вхождения студентов в профессиональную деятельность.
Изучив основные подходы к определению понятия «профессиональное воспитание» и проанализировав выделенные авторами в качестве главных характеристики, мы пришли к выводу, который позволил нам определить профессиональное воспитание как процесс формирования целевой установки студента на профессионально осуществляемую деятельность. В этом определении
Заключение
Таким образом, профессиональное воспитание представляет собой разноплановый объект для определения, понятия которого вмещают в себя все многообразие представлений о глубине и сущности этого явления общественной, профессиональной и личной жизни. Как явление оно фиксирует запрос на уровень и качество подготовки будущих специалистов, как процесс предназначено для создания условий и реализацию этого запроса. Полагая обучающегося субъектом собственного развития, система воспитания должна сосредоточить свои усилия на следующих его качествах: субъектность, понимаемая как сформированность жизненной позиции «деятеля», предполагающей самоопределение человека, его активность и ответственность; образованность, понимаемая как способность человека быть адекватным меняющейся ситуации и работать с расширяющимся знанием; нравственность, понимаемая как осознанное принятие базовых национальных ценностей, выстраивание на их основе личностного нравственного каркаса; функциональная грамотность, понимаемая как знание об окружающем мире и языке общения, обеспечивающее человеку возможность реализовывать жизненные цели различного масштаба.
В результате важно рассматривать профессиональное воспитание через анализ понятий «социализация», «воспитание», «среда», «управление», «адаптация», «формирование» как подходов к рассмотрению процесса формирования профессиональной личности студентов.
Библиографическая ссылка
Тома Ж.В. АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ» // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32451 (дата обращения: 07.10.2024).