Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ В РАМКАХ КУРСА «УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ»

Юдаева Ю.А. 1 Негодяева О.А. 1 Свистунова В.А. 1 Баталина М.В. 1
1 Оренбургский государственный медицинский университет
Согласно требованиям ФГОС высшего профессионального образования самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом. При изучении дисциплины «Уход за больными» на кафедре реализуются три взаимосвязанные между собой формы самостоятельной работы студентов: аудиторная, внеаудиторная, творческая самостоятельная работа. Несмотря на то что студент выполняет работу самостоятельно, центральное место в системе организации самостоятельной работы принадлежит преподавателю. Только грамотное и качественное сопровождение самостоятельной работы студента преподавателем на всем ее протяжении может дать качественный и необходимый результат. При разработке заданий для самостоятельной работы необходимо опираться на следующие принципы: формы и виды самостоятельной работы должны соответствовать основным целям и задачам изучаемого предмета; задания должны быть практико-ориентированными; предлагаемые задания должны иметь практическую значимость, т.е. студент должен четко понимать целесообразность выполнения данного вида работы, что в значительной степени повышает его мотивацию; должна быть понятная и объективная система оценки самостоятельной работы студента. Несмотря на то что творческая форма самостоятельной работы более энергозатратна для преподавателя, наш опыт показывает, что ей стоит уделить особое внимание, так как при правильной организации и методическом сопровождении она в большей степени способствует развитию общекультурных и профессиональных компетенций, формирует навыки самоорганизации и самоконтроля, стимулирует познавательный интерес студентов.
самостоятельная работа студентов
практическая подготовка
1. Мещерякова М.А. Деятельностная теория учения как научная основа повышения качества подготовки специалистов в медицинском вузе // Система обеспечения качества подготовки специалистов в медицинском вузе / Под ред. П.Г. Ромашова. СПб.: СПБГМА им. И.И. Мечникова. 2004. С. 13–15.
2. Попова С.В. Практико-ориентированные инновационные технологии обучения в структуре среднего профессионального образования будущих медиков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 5. С. 149-162.
3. Галкина М.В. Развитие самоконтроля и самоорганизации и их значение в личностно-профессиональном становлении студентов ссуза // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 года). СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 286-290.
4. Меренков А.В., Куньщиков С.В., Гречухина Т.И., Усачева А.В., Вороткова И.Ю. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки: учебно-методическое пособие. М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. 80 с.
5. Шинник М.Э. Использование симуляторов пациента в обучении среднего медицинского персонала // Виртуальные технологии в медицине. 2011. № 2 (6). С. 11.
6. Тарасенко Ю.А. Роль предметной олимпиады в формировании профессиональных компетенций // Образование и воспитание. 2017. № 1. С. 50-54.
7. Постановление ВС РФ от 03.06.1993 N 5090-1 "Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации" Роль студенческих олимпиад и профессиональных конкурсов в подготовке специалиста [Электронный ресурс]. URL: http://www.informio.ru/publications/id1374/Rol-studencheskih-olimpiad-i-professionalnyh-konkursov-v-podgotovke-specialista (дата обращения: 13.01.2023).

Сегодня перед высшим медицинским образованием стоит важная задача – его реформирование и модернизация для повышения качества профессиональной практической подготовки медицинских работников. Чаще всего пробелы в практической (манипуляционной) подготовке связаны с использованием только традиционной формы отработки практических умений на занятии, нехваткой времени при большом количестве студентов в группах. Поэтому основным местом приобретения практического опыта для студента является клиническая база, на которой в ходе учебных и производственных практик он может применить свои знания, что, однако, не решает проблему в полной мере, так как в клинике не всегда встречаются необходимые «тематические пациенты», позволяющие приобрести требуемый опыт, а с некоторыми практическими умениями студент вообще сталкивается впервые и, не владея методикой, просто избегает их.

Сегодня большинство медицинских вузов для повышения уровня практической подготовки используют различные интерактивные педагогические технологии [1]. В первую очередь к ним относятся симуляционные методики, которые реализуются в симуляционных центрах. Однако с учетом большого количества студентов в группах и разного уровня усвоения материала некоторые студенты нуждаются в дополнительном времени для закрепления практического материала. В мировом высшем образовании сегодня четко прослеживается тенденция увеличения доли самостоятельной работы студентов. Это отличительная особенность университетского образования от школьного: все акценты смещаются с преподавания на учение.

В Оренбургском государственном медицинском университете современные интерактивные и практико-ориентированные технологии активно внедряются в учебный процесс на практических занятиях. Современные требования к подготовке студента-медика обусловливают создание специализированных центров, ориентированных непосредственно на практическую составляющую формируемых профессиональных компетенций [2]. В 2011 г. Оренбургский государственный медицинский университет открыл симуляционный центр, обучение в котором студенты начинают с первого курса в рамках цикла «Уход за больными». Несмотря на высокую эффективность симуляционных методик, в рамках аудиторных занятий не всегда удается сформировать все необходимые умения и довести их до уровня навыка. Для повышения уровня владения практическими навыками на кафедре большое внимание уделяется организации самостоятельной работы студентов [3].

Целями работы являются возможность представить собственный опыт организации самостоятельной работы студентов при реализации дисциплины «Уход за больными», разработка методологической основы самостоятельной работы, определение цели и задач, методов реализации в зависимости от специфики дисциплины. Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

1) анализ и обобщения данных учебной и научной литературы;

2) изучение и обобщение собственного педагогического опыта.

Согласно требованиям ФГОС высшего профессионального образования самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом. Без нее невозможно в полной мере освоить объемный и сложный программный материал, предлагаемый медицинским вузом. Любой вид самостоятельной работы способствует развитию клинического мышления, познавательной и творческой активности студента [4].

«Уход за больными» – это дисциплина, которая закладывает у студентов младших курсов общемедицинские навыки, дает представление об основе работы младшего и среднего медицинского персонала, формирует манипуляционную технику медицинской сестры. Поэтому вся самостоятельная работа студентов по дисциплине по специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия» реализуется в условиях симуляционного центра.

Симуляционный центр – это структурное подразделение, способствующее интеграции теоретических знаний и клинической практики [5]. Центр представляет собой систему учебных классов, оснащенных манекенами и симуляторами, имитирующими реальные клинические ситуации.

Самостоятельная работа в рамках образовательного процесса по дисциплине решает следующие задачи:

- закрепление методики выполнения практического умения;

- ориентация и установка на качественное освоение образовательной программы;

- развитие навыков самоорганизации;

- формирование способности к саморазвитию и самосовершенствованию, мыслить самостоятельно;

- формирование навыков эффективной самостоятельной профессиональной теоретической и практической деятельности.

Преподаватель обеспечивает следующие условия для решения задач самостоятельной работы:

- разработка структуры, определение видов самостоятельной работы, форм контроля;

- обеспечение взаимосвязи между видами самостоятельной работы и содержанием рабочей программы дисциплины;

- выделение обязательных и необязательных форм самостоятельной работы студентов, разработка системы учета результатов самостоятельной работы в балльно-рейтинговой системе;

- предоставление студенту всей необходимой информации о самостоятельной работе;

- сопровождение преподавателем студента на всех этапах выполнения самостоятельной работы с текущим контролем результатов.

При изучении дисциплины «Уход за больными» на кафедре реализуются три взаимосвязанные между собой формы самостоятельной работы студентов:

1) аудиторная самостоятельная работа;

2) внеаудиторная самостоятельная работа;

3) творческая (в том числе научно-исследовательская) работа.

Аудиторная самостоятельная работа студента регламентируется учебным планом на текущий год, рабочей программой дисциплины, расписанием и реализуется на практических занятиях под непосредственным руководством преподавателя. На нее отводится не менее 50% всего учебного времени практического занятия, направлена она на освоение методики выполнения практических умений. Преподавателем демонстрируется эталонный вариант выполнения медицинской манипуляции с подробными разъяснениями и акцентированием внимания на сложных и важных аспектах ее выполнения. После этого студенту предоставляется возможность на симуляционном оборудовании повторить эту манипуляцию несколько раз. На этом этапе реализуется низкий уровень самостоятельности, т.е. студент выполняет самостоятельную работу по образцу. В процессе выполнения этого вида самостоятельной работы студентами осуществляется перенос известной методики в аналогичную ситуацию. Работа основана на определенных алгоритмах и проводится под контролем преподавателя. Самостоятельная работа на этом этапе носит репродуктивный характер учебно-познавательной деятельности.

Внеаудиторная самостоятельная работа – это различные виды учебной и самообразовательной деятельности. Она подразделяется на обязательную и дополнительную.

Обязательная часть внеаудиторной самостоятельной работы включает в себя подготовку к практическому занятию и в большей степени направлена на изучение теоретического материала по теме и знакомство с теоретическими аспектами выполнения практических манипуляций (показания и противопоказания, возможные осложнения). В ходе практического занятия студенты осваивают методику выполнения медицинской процедуры, но в силу ограничения по времени не всегда имеют возможность перевести практическое умение в навык. В связи с этим преподавателями по расписанию во внеучебное время проводятся практико-ориентированные текущие консультации в симуляционных классах в соответствии с тематикой. При желании студент может прийти на консультацию и потратить на отработку практического навыка необходимое количество времени. Данный вид самостоятельной работы осуществляется под руководством преподавателя, но без его постоянного контроля. Преподаватель выдает тематическое симуляционное оборудование и ставит перед студентом учебную задачу.

Подобные практико-ориентированные текущие консультации проводятся по следующим модулям:

- обеспечение личной гигиены тяжелобольного;

- парентеральные методы введения лекарственных препаратов;

- клизмы и зондовые манипуляции;

- катетеризация мочевого пузыря;

- основы десмургии;

- первая помощь при синдроме кровопотери на доврачебном этапе;

- первая помощь при синдроме повреждения опорно-двигательного аппарата на доврачебном этапе;

- первая помощь при ранениях на доврачебном этапе;

- первая помощь при клинической смерти на доврачебном этапе.

Задача студента на этом этапе – сформировать устойчивый навык выполнения манипуляции в условиях, которые максимально приближены к реальным. На этом этапе выполняется самостоятельная работа реконструктивно-вариативного типа. Это пороговый уровень самостоятельности. Работа студента направлена на поиск дополнительной информации, позволяющей глубже разобраться в некоторых вопросах. После освоения базового алгоритма студент получает несколько индивидуальных заданий, целью которых является формирование навыка оперативного реагирования на разные ситуации, которые могут возникать в практике. Такая индивидуальная работа позволяет студенту осмысленно переносить знания в типовые профессиональные ситуации и анализировать ситуацию, создает условия для развития клинического мышления и продвинутого уровня освоения практического навыка.

Студентам второго курса также предлагается принять участие в реализации творческой формы самостоятельной (в том числе научно-исследовательской) работы. Поддержка талантливых студентов сегодня – одно из приоритетных направлений деятельности МО РФ в рамках высшего профессионального образования [6]. Методикой, ориентированной на развитие интеллектуальной и творческой составляющей обучающихся, является олимпиадное движение. Студенческие олимпиады и другие подобные конкурсы в медицинском образовании – это эффективный способ для студента показать высокий образовательный результат, а для преподавателя – выявить перспективных студентов [7].

В ОрГМУ ежегодно на базе Аккредитационно-симуляционного центра проводится внутривузовская междисдиплинарная практическая олимпиада «Medical Quest». Практическая направленность олимпиады является отличной базой для формирования профессиональных компетенций. В олимпиаде участвуют студенты 4–6-х курсов, она проходит в несколько этапов. Последним испытанием является массовый тренинг, в рамках которого студенты должны организовать работу в очаге массовых потерь с большим количеством пострадавших, при этом необходимо провести поиск раненых, сортировку и их эвакуацию.

Для решения задач, поставленных перед олимпиадой, организаторам олимпиады необходимо серьезно подойти к вопросу материально-технического оснащения. Соревновательная обстановка должна максимально полно воссоздавать реалистичную профессиональную среду – это способствует более полному погружению студентов в атмосферу своей профессии, повышает их мотивацию, и обучающиеся полностью выкладываются, проходя контрольные испытания.

В первую очередь созданию реалистичной среды способствует качественное симуляционное и реальное медицинское оборудование, которое есть в распоряжении Симуляционно-аккредитационного центра ОрГМУ. Однако при проведении последнего итогового испытания «Чрезвычайная ситуация» высокореалистичная имитация не требуется, так как этот этап предполагает действия соревнующихся во внебольничных условиях (например, на улице или в обычном здании). Студенты на этом этапе выступают в качестве врачей скорой помощи и медицинских работников, оказавшихся на месте происшествия и оказывающих первую помощь с помощью подручных и стандартных средств.

Чтобы придать этому этапу реалистичности, как правило, используется простое симуляционное оснащение, чаще всего это макетные фантомы и имитаторы травм. Но опыт первой олимпиады показал, что при их использовании реалистичность не очень высокая, и студенты не воспринимают эту ситуацию серьезно, соответственно не погружаются в нее эмоционально, а значит, отдельные важные моменты теряются. Для полного погружения участников в атмосферу «катастрофы» при проведении этого этапа уже несколько лет используется методика «симулированный пациент».

Симулированный пациент – это человек, который после определенной подготовки способен симулировать реального пациента, давая обучающемуся возможность отрабатывать навыки клинического мышления и отдельные практические навыки. Методика прочно вошла в систему подготовки медицинских кадров и хорошо себя зарекомендовала. Но, к сожалению, есть серьезная проблема с кандидатами на роль симулированных пациентов. Каждый вуз сегодня решает ее по-разному в зависимости от своих возможностей.

При проведении олимпиады «Medical Quest» студентам 1–2-х курсов предлагается выступить в качестве симулированного пациента в рамках творческой формы самостоятельной работы. Проект называется «Медицина катастроф. Симулированный пациент с синдромом повреждения. Первая помощь». Студент получает индивидуальное задание, например: «Симулированный пациент с рубленой раной головы», и начинает работать над проблемой, последовательно выполняя следующие этапы:

- анализирует теоретический материал по поставленной задаче;

- изучает основные причины, механизмы и клинические проявления данной клинической формы синдрома повреждения;

- определяет методы и способы реалистичной имитации повреждения;

- изучает правила оказания первой помощи при данной форме синдрома повреждения;

- составляет чек-лист для оценки действий соревнующихся;

- представляет проект куратору для оценки.

Данный вид работы требует от студента большой самостоятельной подготовительной работы: глубокого изучения проблемы, изготовления грима, проработки сценария, согласования результатов работы с преподавателем. Результат также зависит от способности студента, играющего роль пострадавшего, эмоционально погрузиться в ситуацию и воссоздать атмосферу «страха и боли». Участие студентов младших курсов в олимпиаде в качестве пострадавших значительно повышает зрелищность для участников, а им дает возможность повысить уровень теоретических знаний и практических умений в определенной теме.

Этот вид самостоятельной работы относится к продвинутому уровню самостоятельности. Студент, выполняя это задание, изучает и систематизирует теоретические и практические знания по теме, самостоятельно разрабатывает план решения учебной задачи, реализует ее под контролем преподавателя. Данный вид работы также способствует творческому развитию личности студента.

Выводы

Несмотря на то что самостоятельная работа является обязательным компонентом учебного процесса, достаточно часто преподаватели относятся к ее организации номинально, не придавая ей особого значения. Наш собственный опыт показывает, что самостоятельная работа студентов является важным и необходимым элементом в учебном процессе при реализации дисциплины «Уход за больными». Однако результат работы студента напрямую зависит от способности преподавателя обеспечить грамотное и качественно сопровождение самостоятельной работы студента.

Необходимо разработать объективную систему оценки самостоятельной работы, которая должна отражать уровень сложности выполняемого задания, энергозатратность для студента и обязательно учитываться при расчете текущего рейтинга по дисциплине.

При выборе форм самостоятельной работы нужно отталкивается от учебных целей изучаемого предмета. Основной целью дисциплины «Уход за больными» является формирование практической составляющей, поэтому при выборе форм и видов самостоятельной работы предпочтение отдается практико-ориентированным заданиям. Осознание студентом целесообразности выполняемой работы для будущей профессиональной деятельности является важным мотивационным моментом.

Творческая форма самостоятельной работы является самой востребованной, так как она стимулирует на результат, а не на оценку, не только заинтересовывает предметом, но и открывает для студента возможность практического использования знаний. Несмотря на то что творческая форма самостоятельной работы наиболее сложна в реализации, наш опыт показывает, что ей стоит уделить особое внимание, так как именно эта форма работы способствует развитию общекультурных и профессиональных компетенций, формирует навыки самоорганизации и самоконтроля, стимулирует познавательный интерес студентов.


Библиографическая ссылка

Юдаева Ю.А., Негодяева О.А., Свистунова В.А., Баталина М.В. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ В РАМКАХ КУРСА «УХОД ЗА БОЛЬНЫМИ» // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32431 (дата обращения: 17.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674