Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА САМОДИСЦИПЛИНУ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Быков А.А. 1 Киселева О.М. 2
1 Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Смоленский государственный университет»
Сегодня цифровые технологий занимают ведущие позиции во всех сферах жизни современного общества. Пандемия 2020 года оставила в наследство осознание значимости дистанционной деятельности, в том числе и в области образования. Вынужденные спонтанные переходы на удаленную форму взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса привели к бурному развитию научных, методических и практических исследований в области дистанционного обучения. В рамках исследования, приведенного в данной статье, авторы представляют свой взгляд на некоторые итоги всеобщего периодического обращения к онлайн-обучению. В работе описаны его положительные и отрицательные результаты с точки зрения информатизации образовательного процесса. Также более детально исследован один из негативных итогов, заключающийся в падении самодисциплины у студентов. Представлены некоторые аспекты вопроса формирования самодисциплины у обучающихся и проведен один из возможных подходов к решению обозначенной проблемы. В качестве экспериментальной базы для проведения констатирующего эксперимента был выбран филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске. Испытуемыми стали студенты второго и четвертого курсов.
образовательный процесс
информатизация
самодисциплина
информационные технологии
дистанционное обучение
1. Senkina G.E., Timofeeva N.M., Kiseleva O.M. Modernization of traditional educational forms in the context of distance learning // Journal of Higher Education Theory and Practice. 2022. V. 22. № 3. Р. 160-165.
2. Гаврилова Т.И., Тимофеева Н.М. Исследование готовности школьников к проектированию развивающих компьютерных игр // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № 6. С. 6-10.
3. Козлов С.В. Педагогическое проектирование индивидуального тестирования в личностно ориентированной обучающей системе: дис…канд. пед. наук. Смоленск, 2006. 204 с.
4. Тимофеева Н.М. О цифровизации образовательного процесса в условиях полного его переноса в онлайн // Системы компьютерной математики и их приложения. 2021. № 22. С. 388-394.
5. Сенчилов В.В., Тимофеева Н.М., Киселева О.М., Быков А.А. Подходы к проектированию дистанционных курсов по обучению математике детей с ограниченными возможностями здоровья // Мир науки. 2017. Т. 5. № 4. С. 7.
6. Смолянкин Н.Н., Быков А.А., Киселева О.М. Проблемы, возникающие при переходе вузов на дистанционное обучение // Современные проблемы науки и образования. 2021. №5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31099 (дата обращения: 20.02.2023).
7. Гаирбекова П.И. Актуальные проблемы цифровизации образования в России // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30673 (дата обращения: 20.02.2023).
8. Козлов С.В., Резванцева А.А. Чат-боты как одна из тенденций развития современного образования// Международный журнал экспериментального образования. 2022. № 5. С. 44-49.
9. Тимофеева Н.М., Сенькина Г.Е. Краткий карманный словарь-справочник по общей методике обучения математике. Смоленск: СГПУ, 2004. 72 с.
10. Глухов Д.Н., Кошутина Е.В. Формирование сознательной дисциплины учащихся в рамках воспитательного процесса школы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 10-2. С. 13-15.
11. Винник В.К. Модель организации самостоятельной работы студентов с применением учебной платформы Moodle // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9338 (дата обращения: 20.02.2023).
12. Быков А.А., Коткина Н.А., Сенчилов В.В., Тимофеева Н.М., Киселева О.М. Педагогические аспекты внедрения дистанционного курса по алгебре 9 класс для детей с особыми образовательными потребностями // Европейский журнал социальных наук. 2017. № 10. С. 193-200.
13. Николаева Л.В. Управление самостоятельной работой студентов в условиях дистанционного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2013. 27 с.
14. Ануфриева Н.В. Особенности самоконтроля учащихся в системе развивающего обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 2000. 18 с.

Современные информационные технологии выходят на лидирующие позиции во всех сферах жизни как отдельного человека, так и всего общества в целом. Образование не стало исключением, информатизация образовательного процесса сегодня востребована как никогда.

Пандемия 2020 года создала искусственную ситуацию, которая повлекла за собой вынужденную резкую трансформацию учебно-воспитательного процесса. Информатизация сферы образования получила значительное ускорение, поскольку к традиционному запросу, связанному с проникновением компьютерных технологий во все сферы жизни человека, присоединилась необходимость удаленной деятельности в кризисной для образования ситуации: всеобщий вынужденный переход на дистанционное обучение [1]. Цифровые технологии в современном образовательном процессе стали применяться слишком масштабно и быстро, без предварительной научной, технической и методической подготовки. Пришлось экстренно решать сложные проблемы организационного и правового характера, в том числе актуализировать нормативные акты, регулирующие санитарно-гигиенические требования. Ограничения, связанные с карантинами, прошли, а результаты вынужденного ускорения информатизации остались. Сегодня цифровая трансформация образования - одно из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации [2].

Целью исследования является описание положительных и отрицательных результатов вынужденных переходов на удаленное обучение во время пандемии, с точки зрения информатизации образовательного процесса, и более подробное рассмотрение одного из негативных итогов - падения самодисциплины у студентов.

Условия пандемии и временный вынужденный всеобщий переход на удаленное обучение сегодня в образовании имеет большое количество как позитивных, так и негативных последствий.

Положительными результатами, на наш взгляд, стало повышение общей готовности педагогов и обучающихся работать в дистанционном формате, которая включает:

1. Рост оснащенности рабочих мест как у педагогов, так и учащихся разнообразной компьютерной техникой.

2. Повышение качества онлайн-связи и уровня проникновения Интернета в образовательный процесс.

3. Расширение границ образовательного пространства. Сегодня обучающиеся могут повышать свой уровень образования за счет удаленного доступа не только к разнообразным российским, но и к зарубежным образовательным площадкам.

4. Разработка новых образовательных информационных систем и адаптация программных продуктов, уже успешно применявшихся в других областях. Сегодня широко используются как узкоспециализированные программные продукты, направленные на автоматизацию отдельных компонентов образовательного процесса [3], так и сервисы, позволяющие сопровождать все стадии учебно-воспитательного процесса [4; 5].

5. Массовое прохождение курсов повышения квалификации педагогами в области информатизации образования [6].

6. Повышение количества научных публикаций и методических разработок в области информатизации образования в целом и дистанционного обучения в частности.

Выделенные положительные факторы позволяют надеяться на то, что адаптация к онлайн-форме работы у всех участников учебного процесса проходит успешно, и дистанционное обучение встраивается в педагогическую практику наряду с традиционной очной учебной деятельностью. Например, современный карантин больше не является перерывом в занятиях, а становится только сменой формы преподавания на удаленную.

Однако необходимо обратить внимание и на итоги длительного опосредованного обучения, которые, на наш взгляд, имеют негативную окраску.

1. Во время карантина отсутствие очного общения обучающихся с учителями и между собой привело к поискам цифровых замен. Например, при удаленном обучении успешно использовались видеоконференции, образовательные чаты, группы в мессенджерах и т.п. [7]. Пандемия и временная изоляция прошла, однако определенные предпочтения к опосредованному общению остались, что сейчас может рождать проблемы психологического характера.

2. Организация дистанционного обучения без применения здоровьесберегающих технологий также негативно сказывается на развитии обучающихся. Малоподвижный образ жизни, высокая нагрузка на глаза при удаленной учебе и общении - это только малая часть проблем, о которых необходимо задумываться при выборе данной формы работы.

3. Дистанционное обучение требует высокой самодисциплины обучающихся и постоянного контроля со стороны преподавателя. Удаленные формы работы удобны тем, что доступ к возможности учиться практически не ограничен. Система управления обучением функционирует круглосуточно, так же как и виртуальные помощники по курсу [8], что для людей с низкой самодисциплиной рождает возможность не только работать в удобное для них время, но и постоянно откладывать выполнение заданий.

Обозначив положительные и отрицательные, на наш взгляд, результаты вынужденных всеобщих переходов на дистанционную форму деятельности, исследуем более подробно одно из негативных явлений онлайн-обучения - снижение уровня самодисциплины у студентов.

Материал и методы исследования

Для достижения цели, поставленной в данной работе, были применены следующие методы:

- анализ научно-методической литературы по теме работы;

- изучение практического педагогического опыта;

- проведение констатирующего эксперимента;

- математическая обработка полученных данных.

Экспериментальной базой для исследования был выбран филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске. Участвовали в констатирующем этапе эксперимента 40 студентов 4 курса и 40 студентов 2 курса.

Преподавателями было отмечено, что обучающиеся, которые длительное время находились на удаленном обучении, склонны значительно задерживать защиту лабораторных работ по сравнению со студентами, посещавшими занятия только в очной форме. Для проведения констатирующего эксперимента были выбраны студенты 4 курса в качестве испытуемых, которые значительное время обучались дистанционно, и студенты 2 курса, занятия с которыми проходили только очно.

Количественная оценка выполнения графика защиты лабораторных работ представлена в таблице.

Количественные результаты оценки сроков защиты лабораторных работ (в %)

 

Студенты

 

Сдают лабораторные

4 курса (после удаленного обучения)

2 курса (только очная форма работы)

вовремя

10

25

с небольшим опозданием

25

30

в конце семестра, перед зачетом

50

40

имеют задолженности и получают незачет

15

5

На основании полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента результатов и бесед с испытуемыми можно сделать следующие выводы.

Меньше половины обучающихся четвертого курса защищают лабораторные работы в соответствии с календарным графиком или с небольшим отклонением от него. Это ведет к увеличению числа незачетов у студентов, более двух лет периодически переходивших с очной на дистанционную форму обучения, по сравнению с обучающимися только в очном режиме. На наш взгляд, это можно объяснить одним из двух факторов.

1. Во время онлайн-обучения некоторая часть студентов устроилась на работу, и появление задолженностей для них является осознанным выбором, поскольку исполнение служебных обязанностей более приоритетно по сравнению с зачетом или экзаменом, которые можно сдавать несколько раз.

2. Сформированностью отрицательной привычки откладывать решение поставленных задач на последний момент или выполнять самостоятельную работу на основе отчетных материалов уже сдавших товарищей. Это, на наш взгляд, связано с тем, что при спонтанном переходе к удаленной форме обучения текущий контроль был ослаблен в связи с недостаточным техническим и программным оснащением рабочих мест всех участников учебно-воспитательного процесса, а также не всегда высоким уровнем связи у студента и преподавателя. В данном случае можно говорить о низком уровне самодисциплины.

Результаты исследования и их обсуждение

Самодисциплина - это качество человека, которое выражается в его способности организовать и контролировать свое собственное время, пространство и деятельность, проявлять ответственность в реализации разработанного плана (программы, регламента) действий вне зависимости от эмоционального состояния [9].

Данная тема широко и всесторонне представлена в научной литературе. С точки зрения взаимосвязи управления и самоуправления познавательной деятельностью вопрос самодисциплины рассматривался в работах Кулюткина Ю.Н., Сухобской Г.С. и др. С позиции мотивации исследовали проблему Божович А.И., Давыдов В.В., Леонтьев А.Н., Маркова А.К., Репин В.В., Славина Л.И., Эльконин Д.Б. и др. Изучением различных аспектов самостоятельной деятельности и самостоятельной работы обучающихся занимались Александрова Т.К., Галковская И.В., Голант Е.Я., Горычева С.Н., Исаева Л.А., Кириллова Г.Д., Лейкина Ю.Н., Пидкасистый П.Н., Феофилова Т.Г. и др. Прикладные исследования, связанные с адаптацией студентов к удаленному обучению, представлены в работах Галченковой И.С., Соколова A.A., Спицына В.А. и др.

Анализ научно-методической литературы по теме исследования показывает, что самостоятельная деятельность студентов при удаленной форме организации учебно-воспитательного процесса требует особого внимания. При дистанционном обучении средства информационных технологий становятся единственно доступными и при самой самостоятельной работе студентов, и при осуществлении ее регулирования преподавателем и контроле.

Онлайн-обучение требует повышения эффективности процесса управления самостоятельной деятельностью студентов, которое включает целенаправленную работу по формированию самодисциплины обучающихся.

Говоря о самодисциплине, необходимо подчеркнуть важность некоторых ее аспектов:

1) перед прохождением любого учебного курса студенты должны быть ознакомлены с требованиями, выдвигаемыми преподавателем к уровню усвоения дисциплины, формой отчетности и сроками сдачи выполненных работ;

2) педагог должен стремиться к формированию у обучающихся понимания необходимости своевременного выполнения поставленных задач;

3) систематичность и однородность требований позволяет формировать устойчивую привычку их выполнения [10].

При удаленном обучении самостоятельную работу обучающихся можно рассматривать как автономную деятельность студентов под руководством преподавателя. Поэтому информационно-образовательная среда, которой будут пользоваться обучающиеся, должна быть доступной, полной и структурированной [11]. Сегодня большинство высших учебных заведений успешно применяют для дистанционной работы и в качестве информационной поддержки очной формы работы системы управления обучением, например Moodle [12]. Они позволяют реализовывать модульный подход к организации учебного курса. Каждый из рассматриваемых разделов сопровождается подробным описанием требований к уровню усвоения материала, образцами отчетов и обозначением сроков сдачи выполненных работ. Системы дистанционной поддержки обучения дают возможность предъявлять студенту теоретические сведения порционно, делают доступными описания лабораторных работ и лабораторно-имитационные комплексы для их выполнения. А также позволяют осуществлять промежуточный контроль, который дает возможность отслеживать обучающихся с низким уровнем самодисциплины и своевременно принимать меры.

Самодисциплина подразумевает письменное планирование и соблюдение студентом графика выполнения поставленных преподавателем задач. Обозначение определенного режима деятельности и его выполнение играет значительную дисциплинирующую роль, а также побуждает обучающихся к определенному стилю поведения, тем самым способствует выработке навыков выполнения дисциплинарных требований. Современный уровень информатизации обучения позволяет педагогу автоматизировать процесс календарного планирования учебного курса, используя функцию групповой рассылки сообщений информационного виртуального помощника или группу по предмету в мессенджере [13].

Важную роль в формировании самодисциплины обучающегося играет рефлексивная деятельность [14]. По результатам удаленного освоения изучаемой дисциплины студентам необходимо предоставлять возможность самостоятельно оценить не только результаты своей учебной деятельности, но и процесс освоения учебного курса. Инструментом для этого может служить как тест, реализованный в используемой системе управления обучением или виртуальном помощнике, так и написание отзыва в свободной форме.

Самодисциплина предполагает осознание студентом важности дисциплинированности, умения рационально организовать и контролировать свое время и деятельность. При изучении различных предметов к одинаковым видам деятельности должны предъявляться одинаковые требования, поскольку их систематичность и однородность позволяет формировать устойчивую привычку их выполнения независимо от внешних факторов и эмоционального состояния.

Заключение

Самодисциплина студентов при дистанционной форме работы снижается без целенаправленной работы по ее формированию. Понижение способности организовывать и контролировать свое время и деятельность вне зависимости от эмоционального состояния и внешних факторов остается длительное время после возвращения к традиционной очной форме работы и в дальнейшем может перейти в отрицательное качество личности. Однако соблюдение преемственности требований между учебными курсами, построение и контроль своевременной реализации календарного графика выполнения работ, модульное построение учебного курса, а также формирование мотивации к учебной деятельности в целом, на наш взгляд, способны поддерживать необходимый уровень эффективности обучения.


Библиографическая ссылка

Быков А.А., Киселева О.М. ВЛИЯНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА САМОДИСЦИПЛИНУ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32422 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674