Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АНАЛИЗ ДИСЦИПЛИН УЧЕБНОГО ПЛАНА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ПО СТЕПЕНИ ИХ ВКЛАДА В ИННОВАЦИОННУЮ ПОДГОТОВКУ СТУДЕНТОВ

Наумкин Н.И. 1 Забродин С.В. 1 Забродина Е.В. 1 Байчурина Ю.В. 2 Сильвестрова М.А. 2 Янкова Е.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»
2 ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева»
В статье рассматривается проблема подготовки будущих учителей технологии к инновационной деятельности. В связи с этим актуализировано определение понятия «инновационной деятельности в образовании» по результатам зарубежных и отечественных исследований. Раскрывается авторское понимание инновационной деятельности в образовательном процессе вуза. Выявляются компоненты компетентности в инновационной деятельности: мотивационный, познавательный, технологический, психологический, рефлексивный. Раскрываются используемые приемы обучения для формирования инновационных компетенций на занятиях технологического цикла (обучение в команде, коллективный продукт труда, планирование деятельности, состязательная среда и др.). Проводится анализ федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения с целью выявления дисциплин, направленных на инновационную подготовку студентов педагогических вузов. Рассматриваются методические рекомендации к подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»). Проанализирован предметно-методический модуль «Технология». Представлен и описан модуль дисциплин по профилю «Технология» с методом геймификации образовательного процесса. Приведена структура дисциплины «Техническое творчество и основы проектирования» с включением инновационных методов и средств геймификации, необходимых для изучения студентами-педагогами для формирования инновационной составляющей в подготовке учителей технологии.
студенты
инновационная деятельность
федеральный государственный образовательный стандарт
компетентность
дисциплина
геймификация
технология
ядро высшего педагогического образования
1. Орлова О.В., Титова В.Н. Геймификация как способ организации обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. С. 234-237.
2. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании: сб. науч. тр. Тюмень, 1990. С. 5-14.
3. Кондратьев С.С. Инновации в современном образовании // Молодой ученый. 2021. № 4 (346). С. 346-347.
4. Ягяджик С.С. Виды инновационных технологий и их характеристики // Молодой ученый. 2016. № 23 (127). С. 548-551.
5. Наумкин Н.И., Шекшаева Н.Н., Купряшкин В.Ф., Забродина Е.В. Подготовка будущих педагогов к инновационной деятельности в инновационной педагогико-технологической образовательной среде // Образование и наука. 2022. Т. 30. № 10. С. 124-165. DOI: 10.17853/1994-5639.
6. Серебренников Л.Н. Методика обучения технологии: учебник для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 226 c.

С развитием общества и государства инновационная деятельность в любой сфере (научной, общественной, производственной и др.) приобретает все большее значение. Постоянно обновляющаяся система образования требует новых эффективных методов и технологий обучения, которые являются результатом инновационной педагогической деятельности (ИД). Особенно ярко это проявляется в технологическом образовании, так как именно эта отрасль педагогики наиболее тесно переплетена с реальным сектором экономики и материальными инновационными продуктами, уровни развития которых определяют технический прогресс общества.

Цель исследования - выявление значимости дисциплин учебного плана подготовки будущих учителей технологии в формировании у них инновационных компетенций.

Материал и методы исследования. В работе использовались такие общенаучные методы и подходы, как: анализа-синтеза (анализ имеющихся источников, дисциплин учебного плана, образовательных стандартов и нормативных документов и синтез новых идей по повышению эффективности инновационной подготовки) [1]; проектирования и моделирования (проектирование схемы взаимодействия компонентов инновационной деятельности, структуры дисциплины «Техническое творчество и основы проектирования» и др.); эмпирические (экспериментальное выявление дисциплин, формирующих инновационные компетенции).

Результаты исследования и их обсуждение. Решение проблемы подготовки студентов к инновационной деятельности (ИД) начинается с раскрытия ее понимания, так, определение понятия «инновационная деятельность» в образовательном процессе рассматривается в работах зарубежных и отечественных исследователей (табл. 1).

Таблица 1

Определение понятия «инновационная педагогическая деятельность»

Автор

Определение понятия «инновационная деятельность в образовательном процессе»

В.И. Загвязинский [1]

…инновационный процесс по созданию, разработке и внедрению новшеств, в результате применения которых повышаются показатели компонентов образовательного процесса

Н.Р. Юсуфбекова [1]

…возможность удовлетворения личностного, профессионального и образовательного аспекта деятельности с применением различных нововведений

В.А. Сластенин [1]

…процесс осознания при внедрении чего-то нового в образовательный процесс

В.С. Лазарев и
Б.П. Мартиросян [1]

…процесс обновления образовательной системы

А.В. Хуторской [1]

…совокупность образовательных процедур и средств, с помощью которых образовательное пространство переходит в новое состояние

Т.В. Воронина [1]

…понимаются информационные, компьютерные технологии, лежащие в основе инновационных технологий

Анализ этих определений позволяет сформулировать собственное ее понимание как деятельность в образовании, осуществляемая образовательными организациями с целью разработки и внедрения новых продуктов в образовательную деятельность для повышения их эффективности. В качестве определяющих критериев ее эффективности выступают: 1) уровень образования обучающихся; 2) наличие квалифицированных педагогов; 3) наличие инновационной инфраструктуры и др. В зависимости от них образовательное учреждение может быть конкурентоспособно на рынке предоставления образовательных услуг или нет, что является весомым мотивом в получении «престижного» образования.

Все большее внимание уделяется правительством РФ развитию системы высшего образования, свидетельством чего являются регулярная смена образовательных стандартов (ФГОС) на всех уровнях образования в соответствии с новыми достижениями и изменениями в науке, технике и технологии. Не случайно для популяризации профессии педагога 2023 год был объявлен Годом педагога и наставника, в школах открываются классы психолого-педагогической направленности для ранней профориентации подрастающего поколения. Это определяет необходимость качественной подготовки специалистов, обладающих компетенциями, способствующими быстрой адаптации к меняющимся условиям образовательного пространства, включая инновационное, тесно входящее в профессиональную деятельность педагогического работника, повышая эффективность образовательного процесса.

Под подготовкой будущих учителей к ИД будем понимать формирование у них компетентности в инновационной деятельности (КИД) – способности к проектированию и реализации педагогической инновационной деятельности [2], в структуру которой входят пять компонентов: мотивационный (стимул) в достижении поставленной цели, потребность общества и государства в инновационном продукте; психологический (эврика) – разработка инновационной, креативной идеи; технологический (технология) – компетенции, необходимые для выполнения последовательных операций по изготовлению инноваций (hardskills и softskills); познавательный (знание) – изучение теоретической и практической информации по исследуемой проблеме; рефлексивный (самоанализ) – ответная реакция на новшество от социума, проведение самоанализа разработанного продукта, самооценка (рис.).

 


Компоненты инновационной деятельности

Все указанные компоненты подробно рассмотрены нами в предыдущих исследованиях [2], поэтому рассмотрим более детально только технологический, включающий компетенции, необходимые для выполнения последовательных операций по изготовлению инноваций (hardskills – профессиональные навыки, предназначенные для применения в конкретной сфере деятельности, и применение технических знаний, и softskills – качества личности, необходимые при работе в любой сфере деятельности, такие как целеустремлённость, ответственность, стрессоустойчивость и др.).

Определение понятия мягких навыков раскрывается во многих исследовательских работах отечественных и зарубежных авторов. В одних исследованиях [2] даются краткие определения понятия softskills – это навыки, позволяющие осуществлять взаимодействие с другими участниками процесса, другие вкладывают в данное понятие более широкий смысл, softskills – это комплекс взаимосвязанных компонентов личности с надпрофессиональными навыками, позволяющими креативно мыслить и творчески подходить к решению нестандартных задач. Мы придерживаемся определения этого понятия, раскрытого в работе, Д.В. Верин-Галицкого [3]: softskills – это социальные и личностные навыки, которые необходимы для решения жизненных ситуаций, таких как коммуникативность, лидерство, креативность, командосообразность и др.

Рассмотрим особенности формирования softskills в рамках предметной области «Технология». Данная область знаний активно задействована при формировании предметных и метапредметных результатов обучения. Softskills – это своего рода достижение метапредметных результатов или надпредметных результатов, которые включены в федеральный государственный стандарт основного общего образования. Мы считаем, что формирование мягких компетенций в основном происходит в процессе выполнения каких-либо заданий (кейс задания, проектная работа, нестандартные задания, проблемные ситуации и т.д.). Рассмотрим, как в рамках технологического образования в составе команды формируются и развиваются навыки коммуникативного общения, умение поддержать в трудной ситуации, навыки креативного мышления.

На занятиях технологического цикла возможно формирование мягких навыков посредством следующих приемов в обучении: 1. Обучение в команде. Учащиеся распределяются на команды для выполнения и решения нестандартной задачи, проблемной ситуации, квиза, кейсов и др. Все члены команды активно участвуют в процессе выполнения задания, привнося свой вклад в достижение результата решения задачи. Например, решение кейсов по теме «Робототехника», в рамках которых у студентов будет сформирован определенный набор коммуникативных и проектных компетенций, навыки работы в команде, план действий в нестандартных ситуациях и т.д. 2. Коллективный продукт труда. Учащиеся распределяются в мини-группы (3-4 человека) для выполнения проектной работы по технологии. Происходит распределение ролей. Выявляется лидер группы, который направляет группу для достижения определенного результата. Если проектная группа достигла поставленного результата, можно считать, что у членов данной группы успешно сформированы softskills. В рамках данного приема обучения формируются навыки работы в команде, реализация принципа «один за всех и все за одного», проявление лидерских качеств, самооценка и взаимооценка результатов проектной работы, решения нестандартных задач и проблемных ситуаций в процессе обучения. 3. Планирование деятельности. Составление последовательного алгоритма действий присуще технологической сфере деятельности, так как именно в рамках данной предметной области чаще всего применяются технологические или инструкционные карты выполнения определенного действия. Например, выполнение последовательности действий: выполнение шва, стачного шва взатяжку в рамках раздела «Швейное дело». Учащиеся получают инструкционные карты с последовательным алгоритмом выполнения шва с указанием всех необходимых материалов и инструментов для его выполнения. В рамках выполнения данного задания у учащихся сформируются компетенции в области планирования собственной деятельности, составление алгоритма решения задачи и т.д. 4. Состязательная среда. В рамках данного приема учащиеся пробуют себя в соревновательном моменте, организуя при этом характер соперничества, который в свою очередь моделирует умение действовать быстро, слаженно, креативно. В рамках данного приема обучения учащиеся получают необходимые навыки коммуникации, навыки управления коллективом, поиска решения проблемной ситуации, решения нестандартной ситуации, развивают уверенность в собственных силах, настойчивость, креативность и творческий подход к решению задач обучения [4].

В предыдущих исследованиях авторов предложена методическая система обучения учителя технологии ИД в рамках изучения дисциплины «Методика обучения технологии» со встраиванием в ее структуру гибкого учебного модуля инновационной подготовки [5] в инновационной педагогико-технологической среде. В данной работе авторы оценивают значимость дисциплин учебного плана направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование профиля «Технология», в соответствии с 15 выявленными компетенциями, определяющими компетентность в ИД (рис.).

В 2021 году Министерство просвещения России разработало методические рекомендации к подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»). Письмо Минпросвещения России от 14.12.2021 № АЗ-1100/08 содержало в себе рекомендации по унифицированию учебных планов педагогов-предметников уровня бакалавриата; согласованные требования к формированию программы подготовки высококвалифицированных кадров; единые профессиональные компетенции; общие подходы к содержательной части, планируемым результатам и условиям реализации программы.

Основная цель данной программы – это добиться единых методов и подходов к подготовке высококвалифицированных кадров в любом вузе страны. В соответствии с требованиями представленной программы разработаны и реализуются учебные планы в Мордовском государственном педагогическом университете имени М.Е. Евсевьева в рамках направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профиля «Технология. Образовательная робототехника» с 2022 года. В рамках данного учебного плана 75% составляет унифицированное во всех вузах ядро высшего педагогического образования; 21% - часть, сформированная вузом; 4% - государственная итоговая аттестация.

Рассмотрим более подробно предметно-методический модуль «Технология». Модуль направлен на формирование профессиональных компетенций и готовности к осуществлению профессиональной деятельности в сфере общего образования и дополнительного образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта в предметной области «Технология». Содержательное наполнение модуля сформировано в соответствии с технологической направленностью подготовки с учетом стратегии научно-технологического развития Российской Федерации в соответствии с требованиями информационного общества, инновационной экономики и научно-технологического развития общества. Учтен минимальный и максимальный объем модуля с распределением компетенций. Сформирован примерный план с указанием семестров и отчетностей по дисциплинам. При реализации дисциплин предусмотрены часы на практическую подготовку путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью педагога (табл. 2). В качестве обязательного компонента модуля добавлены учебная и производственная практики (табл. 2). Также в таблице приведены выявленные в ходе исследования компетенции инновационной деятельности (КИД), формируемые в рамках соответствующих дисциплин учебного плана.

Таким образом, все указанные на рисунке инновационные компетенции в той или иной степени формируются, но в недостаточной степени (не выше низкого уровня) [5], в связи с этим предлагается включить метод геймификации образовательного процесса при обучении всем вышеуказанным дисциплинам (табл. 2) [6].

Таблица 2

Предметно-методический модуль «Технология»

Курс/

семестр

Название дисциплины

Мин

з.е.

Форма оценки

Форма контроля дисциплин с геймификацией

Формируемые инновационные компетенции

Методическая часть - 25% от общего объема модуля 21 з.е.

3,4/5-7

Методика обучения и воспитания по профилю «Технология». Курсовая работа

15

Зачет, экзамен

проект

Геймификация курса, компетентностно ориентированные задания, кейс-задания

КИД-1 – 15

3/6

Организация проектной деятельности по технологии

3

Зачет

Квиз-игра, проектная деятельность

4/7

Профессиональное самоопределение школьников

3

Зачет

Квиз-игра, проектная деятельность, геймификация курса

Предметно-содержательная часть - 56% от общего объема модуля 46 з. е.

1,2/2-3

Инженерная и компьютерная графика

5

Зачет с оценкой

Геймифицированная образовательная среда

КИД-1 КИД-2, КИД-11,

КИД-14,

КИД-15

1/2

Материаловедение и новые материалы

3

Зачет с оценкой

Настольная образовательная игра

2/3

Прикладная механика

3

Зачет

Обучающая игра

2/3

Технологии обработки материалов и пищевых продуктов

6

Экзамен

Интерактивная деловая игра

КИД-1, КИД-2, КИД-11, КИД-14, КИД-15

2/4

Электротехника и электроника

3

Зачет

Геймифицированная образовательная среда

КИД-1, КИД-2, КИД-11, КИД-14, КИД-15

2,3/4-5

Мехатроника и робототехника

6

Зачет с оценкой

Обучающая игра

3/5

Передовые производственные технологии

4

Экзамен

Интеллектуальная битва

3/5-6

Техническое творчество и основы проектирования

6

Зачет, экзамен,

проект

Геймификация курса компетентностно ориентированные задания, кейс-задания; проектная работа

КИД-1 – 15

3/6

3D-моделирование и прототипирование

3

Зачет с оценкой

КИД-1, КИД-2, КИД-11,

КИД-14,

КИД-15

 

3/6

Дизайн и декоративно-прикладное творчество

4

Экзамен

Кейс-задания, проектная работа

4/8

Основы технологического предпринимательства

3

Зачет с оценкой

Дебаты, интерактивные игры

Практика 15 з.е.

1/2

УП Ознакомительная (предметная) практика

3

Зачет с оценкой

 

КИД-1 – КИД-8, КИД-14 КИД-15

3/6-7

ПП Педагогическая (методическая) практика

12

Отчет по практике

 

КИД-1–15

Рассмотрим на примере дисциплины «Техническое творчество и основы проектирования», каким образом в каждый модуль рабочей программы дисциплины добавить инновационные методы и средства геймификации, необходимые для изучения студентами-педагогами, способствующие формированию инновационной составляющей в подготовке учителей технологии (табл. 3).

Таблица 3

Структура дисциплины «Техническое творчество и основы проектирования»

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Форма контроля

Раздел 1

Творческая техническая деятельность

27 ч.

Компетентностно ориентированные задания

Раздел 2

Проектирование технических систем

27 ч.

Кейс-задания

Промежуточная аттестация

Зачет

Раздел 3

Интеллект-карты и STEM-образование

18 ч.

Кейс-задания

Раздел 4

Проектно-исследовательская деятельность и STEM-образование

18 ч.

Проектная работа

Промежуточная аттестация

Курсовая работа

Итоговая аттестация

Экзамен. Геймифицированный курс

В соответствии с проведенным анализом нормативно-правовых и иных документов на предмет необходимости подготовки студентов педагогических вузов к инновационной деятельности, можно сделать вывод о том, что данная тематика в современном образовательном пространстве является актуальной и значимой, так как педагогическое направление сейчас находится в стадии интенсивного развития, что подтверждается реализацией Национального проекта «Образование», федеральными проектами, а также тем обстоятельством, что 2023 год объявлен Годом педагога и наставника, что еще раз подтверждает значимый статут педагогического работника и важность этой профессии.

Заключение

Таким образом, по результатам выполненного исследования можно сделать следующие выводы: 1) актуализировано понимание термина «педагогическая инновационная деятельность», как деятельность в образовании, осуществляемая образовательными организациями с целью разработки и внедрения новых продуктов в образовательную деятельность для повышения их эффективности, и ее структура, включающая 5 компонентов (мотивационный, психологический, технологический, познавательный рефлексивный); 2) показано, что для формирования технологического компонента инновационной деятельности необходимы специальные навыки: hardskills – профессиональные навыки, предназначенные для применения в конкретной сфере деятельности, и применение технических знаний; softskills – качества личности, необходимые при работе в любой сфере деятельности, такие как целеустремлённость, ответственность, стрессоустойчивость и др., приведены примеры их формирования; 3) проанализированы дисциплины учебного плана с целью выявления в них потенциала для формирования инновационных компетенций; 4) предложено внедрение элементов геймификации в образовательный процесс обучения дисциплинам учебного плана, рассмотрен пример геймификации дисциплины «Техническое творчество и основы проектирования».


Библиографическая ссылка

Наумкин Н.И., Забродин С.В., Забродина Е.В., Байчурина Ю.В., Сильвестрова М.А., Янкова Е.А. АНАЛИЗ ДИСЦИПЛИН УЧЕБНОГО ПЛАНА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ПО СТЕПЕНИ ИХ ВКЛАДА В ИННОВАЦИОННУЮ ПОДГОТОВКУ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32414 (дата обращения: 27.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674