С развитием общества и государства инновационная деятельность в любой сфере (научной, общественной, производственной и др.) приобретает все большее значение. Постоянно обновляющаяся система образования требует новых эффективных методов и технологий обучения, которые являются результатом инновационной педагогической деятельности (ИД). Особенно ярко это проявляется в технологическом образовании, так как именно эта отрасль педагогики наиболее тесно переплетена с реальным сектором экономики и материальными инновационными продуктами, уровни развития которых определяют технический прогресс общества.
Цель исследования - выявление значимости дисциплин учебного плана подготовки будущих учителей технологии в формировании у них инновационных компетенций.
Материал и методы исследования. В работе использовались такие общенаучные методы и подходы, как: анализа-синтеза (анализ имеющихся источников, дисциплин учебного плана, образовательных стандартов и нормативных документов и синтез новых идей по повышению эффективности инновационной подготовки) [1]; проектирования и моделирования (проектирование схемы взаимодействия компонентов инновационной деятельности, структуры дисциплины «Техническое творчество и основы проектирования» и др.); эмпирические (экспериментальное выявление дисциплин, формирующих инновационные компетенции).
Результаты исследования и их обсуждение. Решение проблемы подготовки студентов к инновационной деятельности (ИД) начинается с раскрытия ее понимания, так, определение понятия «инновационная деятельность» в образовательном процессе рассматривается в работах зарубежных и отечественных исследователей (табл. 1).
Таблица 1
Определение понятия «инновационная педагогическая деятельность»
Автор |
Определение понятия «инновационная деятельность в образовательном процессе» |
В.И. Загвязинский [1] |
…инновационный процесс по созданию, разработке и внедрению новшеств, в результате применения которых повышаются показатели компонентов образовательного процесса |
Н.Р. Юсуфбекова [1] |
…возможность удовлетворения личностного, профессионального и образовательного аспекта деятельности с применением различных нововведений |
В.А. Сластенин [1] |
…процесс осознания при внедрении чего-то нового в образовательный процесс |
В.С. Лазарев и |
…процесс обновления образовательной системы |
А.В. Хуторской [1] |
…совокупность образовательных процедур и средств, с помощью которых образовательное пространство переходит в новое состояние |
Т.В. Воронина [1] |
…понимаются информационные, компьютерные технологии, лежащие в основе инновационных технологий |
Анализ этих определений позволяет сформулировать собственное ее понимание как деятельность в образовании, осуществляемая образовательными организациями с целью разработки и внедрения новых продуктов в образовательную деятельность для повышения их эффективности. В качестве определяющих критериев ее эффективности выступают: 1) уровень образования обучающихся; 2) наличие квалифицированных педагогов; 3) наличие инновационной инфраструктуры и др. В зависимости от них образовательное учреждение может быть конкурентоспособно на рынке предоставления образовательных услуг или нет, что является весомым мотивом в получении «престижного» образования.
Все большее внимание уделяется правительством РФ развитию системы высшего образования, свидетельством чего являются регулярная смена образовательных стандартов (ФГОС) на всех уровнях образования в соответствии с новыми достижениями и изменениями в науке, технике и технологии. Не случайно для популяризации профессии педагога 2023 год был объявлен Годом педагога и наставника, в школах открываются классы психолого-педагогической направленности для ранней профориентации подрастающего поколения. Это определяет необходимость качественной подготовки специалистов, обладающих компетенциями, способствующими быстрой адаптации к меняющимся условиям образовательного пространства, включая инновационное, тесно входящее в профессиональную деятельность педагогического работника, повышая эффективность образовательного процесса.
Под подготовкой будущих учителей к ИД будем понимать формирование у них компетентности в инновационной деятельности (КИД) – способности к проектированию и реализации педагогической инновационной деятельности [2], в структуру которой входят пять компонентов: мотивационный (стимул) в достижении поставленной цели, потребность общества и государства в инновационном продукте; психологический (эврика) – разработка инновационной, креативной идеи; технологический (технология) – компетенции, необходимые для выполнения последовательных операций по изготовлению инноваций (hardskills и softskills); познавательный (знание) – изучение теоретической и практической информации по исследуемой проблеме; рефлексивный (самоанализ) – ответная реакция на новшество от социума, проведение самоанализа разработанного продукта, самооценка (рис.).
Компоненты инновационной деятельности
Все указанные компоненты подробно рассмотрены нами в предыдущих исследованиях [2], поэтому рассмотрим более детально только технологический, включающий компетенции, необходимые для выполнения последовательных операций по изготовлению инноваций (hardskills – профессиональные навыки, предназначенные для применения в конкретной сфере деятельности, и применение технических знаний, и softskills – качества личности, необходимые при работе в любой сфере деятельности, такие как целеустремлённость, ответственность, стрессоустойчивость и др.).
Определение понятия мягких навыков раскрывается во многих исследовательских работах отечественных и зарубежных авторов. В одних исследованиях [2] даются краткие определения понятия softskills – это навыки, позволяющие осуществлять взаимодействие с другими участниками процесса, другие вкладывают в данное понятие более широкий смысл, softskills – это комплекс взаимосвязанных компонентов личности с надпрофессиональными навыками, позволяющими креативно мыслить и творчески подходить к решению нестандартных задач. Мы придерживаемся определения этого понятия, раскрытого в работе, Д.В. Верин-Галицкого [3]: softskills – это социальные и личностные навыки, которые необходимы для решения жизненных ситуаций, таких как коммуникативность, лидерство, креативность, командосообразность и др.
Рассмотрим особенности формирования softskills в рамках предметной области «Технология». Данная область знаний активно задействована при формировании предметных и метапредметных результатов обучения. Softskills – это своего рода достижение метапредметных результатов или надпредметных результатов, которые включены в федеральный государственный стандарт основного общего образования. Мы считаем, что формирование мягких компетенций в основном происходит в процессе выполнения каких-либо заданий (кейс задания, проектная работа, нестандартные задания, проблемные ситуации и т.д.). Рассмотрим, как в рамках технологического образования в составе команды формируются и развиваются навыки коммуникативного общения, умение поддержать в трудной ситуации, навыки креативного мышления.
На занятиях технологического цикла возможно формирование мягких навыков посредством следующих приемов в обучении: 1. Обучение в команде. Учащиеся распределяются на команды для выполнения и решения нестандартной задачи, проблемной ситуации, квиза, кейсов и др. Все члены команды активно участвуют в процессе выполнения задания, привнося свой вклад в достижение результата решения задачи. Например, решение кейсов по теме «Робототехника», в рамках которых у студентов будет сформирован определенный набор коммуникативных и проектных компетенций, навыки работы в команде, план действий в нестандартных ситуациях и т.д. 2. Коллективный продукт труда. Учащиеся распределяются в мини-группы (3-4 человека) для выполнения проектной работы по технологии. Происходит распределение ролей. Выявляется лидер группы, который направляет группу для достижения определенного результата. Если проектная группа достигла поставленного результата, можно считать, что у членов данной группы успешно сформированы softskills. В рамках данного приема обучения формируются навыки работы в команде, реализация принципа «один за всех и все за одного», проявление лидерских качеств, самооценка и взаимооценка результатов проектной работы, решения нестандартных задач и проблемных ситуаций в процессе обучения. 3. Планирование деятельности. Составление последовательного алгоритма действий присуще технологической сфере деятельности, так как именно в рамках данной предметной области чаще всего применяются технологические или инструкционные карты выполнения определенного действия. Например, выполнение последовательности действий: выполнение шва, стачного шва взатяжку в рамках раздела «Швейное дело». Учащиеся получают инструкционные карты с последовательным алгоритмом выполнения шва с указанием всех необходимых материалов и инструментов для его выполнения. В рамках выполнения данного задания у учащихся сформируются компетенции в области планирования собственной деятельности, составление алгоритма решения задачи и т.д. 4. Состязательная среда. В рамках данного приема учащиеся пробуют себя в соревновательном моменте, организуя при этом характер соперничества, который в свою очередь моделирует умение действовать быстро, слаженно, креативно. В рамках данного приема обучения учащиеся получают необходимые навыки коммуникации, навыки управления коллективом, поиска решения проблемной ситуации, решения нестандартной ситуации, развивают уверенность в собственных силах, настойчивость, креативность и творческий подход к решению задач обучения [4].
В предыдущих исследованиях авторов предложена методическая система обучения учителя технологии ИД в рамках изучения дисциплины «Методика обучения технологии» со встраиванием в ее структуру гибкого учебного модуля инновационной подготовки [5] в инновационной педагогико-технологической среде. В данной работе авторы оценивают значимость дисциплин учебного плана направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование профиля «Технология», в соответствии с 15 выявленными компетенциями, определяющими компетентность в ИД (рис.).
В 2021 году Министерство просвещения России разработало методические рекомендации к подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»). Письмо Минпросвещения России от 14.12.2021 № АЗ-1100/08 содержало в себе рекомендации по унифицированию учебных планов педагогов-предметников уровня бакалавриата; согласованные требования к формированию программы подготовки высококвалифицированных кадров; единые профессиональные компетенции; общие подходы к содержательной части, планируемым результатам и условиям реализации программы.
Основная цель данной программы – это добиться единых методов и подходов к подготовке высококвалифицированных кадров в любом вузе страны. В соответствии с требованиями представленной программы разработаны и реализуются учебные планы в Мордовском государственном педагогическом университете имени М.Е. Евсевьева в рамках направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) профиля «Технология. Образовательная робототехника» с 2022 года. В рамках данного учебного плана 75% составляет унифицированное во всех вузах ядро высшего педагогического образования; 21% - часть, сформированная вузом; 4% - государственная итоговая аттестация.
Рассмотрим более подробно предметно-методический модуль «Технология». Модуль направлен на формирование профессиональных компетенций и готовности к осуществлению профессиональной деятельности в сфере общего образования и дополнительного образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта в предметной области «Технология». Содержательное наполнение модуля сформировано в соответствии с технологической направленностью подготовки с учетом стратегии научно-технологического развития Российской Федерации в соответствии с требованиями информационного общества, инновационной экономики и научно-технологического развития общества. Учтен минимальный и максимальный объем модуля с распределением компетенций. Сформирован примерный план с указанием семестров и отчетностей по дисциплинам. При реализации дисциплин предусмотрены часы на практическую подготовку путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью педагога (табл. 2). В качестве обязательного компонента модуля добавлены учебная и производственная практики (табл. 2). Также в таблице приведены выявленные в ходе исследования компетенции инновационной деятельности (КИД), формируемые в рамках соответствующих дисциплин учебного плана.
Таким образом, все указанные на рисунке инновационные компетенции в той или иной степени формируются, но в недостаточной степени (не выше низкого уровня) [5], в связи с этим предлагается включить метод геймификации образовательного процесса при обучении всем вышеуказанным дисциплинам (табл. 2) [6].
Таблица 2
Предметно-методический модуль «Технология»
Курс/ семестр |
Название дисциплины |
Мин з.е. |
Форма оценки |
Форма контроля дисциплин с геймификацией |
Формируемые инновационные компетенции |
Методическая часть - 25% от общего объема модуля 21 з.е. |
|||||
3,4/5-7 |
Методика обучения и воспитания по профилю «Технология». Курсовая работа |
15 |
Зачет, экзамен проект |
Геймификация курса, компетентностно ориентированные задания, кейс-задания |
КИД-1 – 15 |
3/6 |
Организация проектной деятельности по технологии |
3 |
Зачет |
Квиз-игра, проектная деятельность |
|
4/7 |
Профессиональное самоопределение школьников |
3 |
Зачет |
Квиз-игра, проектная деятельность, геймификация курса |
|
Предметно-содержательная часть - 56% от общего объема модуля 46 з. е. |
|||||
1,2/2-3 |
Инженерная и компьютерная графика |
5 |
Зачет с оценкой |
Геймифицированная образовательная среда |
КИД-1 КИД-2, КИД-11, КИД-14, КИД-15 |
1/2 |
Материаловедение и новые материалы |
3 |
Зачет с оценкой |
Настольная образовательная игра |
|
2/3 |
Прикладная механика |
3 |
Зачет |
Обучающая игра |
|
2/3 |
Технологии обработки материалов и пищевых продуктов |
6 |
Экзамен |
Интерактивная деловая игра |
КИД-1, КИД-2, КИД-11, КИД-14, КИД-15 |
2/4 |
Электротехника и электроника |
3 |
Зачет |
Геймифицированная образовательная среда |
КИД-1, КИД-2, КИД-11, КИД-14, КИД-15 |
2,3/4-5 |
Мехатроника и робототехника |
6 |
Зачет с оценкой |
Обучающая игра |
|
3/5 |
Передовые производственные технологии |
4 |
Экзамен |
Интеллектуальная битва |
|
3/5-6 |
Техническое творчество и основы проектирования |
6 |
Зачет, экзамен, проект |
Геймификация курса компетентностно ориентированные задания, кейс-задания; проектная работа |
КИД-1 – 15 |
3/6 |
3D-моделирование и прототипирование |
3 |
Зачет с оценкой |
КИД-1, КИД-2, КИД-11, КИД-14, КИД-15
|
|
3/6 |
Дизайн и декоративно-прикладное творчество |
4 |
Экзамен |
Кейс-задания, проектная работа |
|
4/8 |
Основы технологического предпринимательства |
3 |
Зачет с оценкой |
Дебаты, интерактивные игры |
|
Практика 15 з.е. |
|||||
1/2 |
УП Ознакомительная (предметная) практика |
3 |
Зачет с оценкой |
|
КИД-1 – КИД-8, КИД-14 КИД-15 |
3/6-7 |
ПП Педагогическая (методическая) практика |
12 |
Отчет по практике |
|
КИД-1–15 |
Рассмотрим на примере дисциплины «Техническое творчество и основы проектирования», каким образом в каждый модуль рабочей программы дисциплины добавить инновационные методы и средства геймификации, необходимые для изучения студентами-педагогами, способствующие формированию инновационной составляющей в подготовке учителей технологии (табл. 3).
Таблица 3
Структура дисциплины «Техническое творчество и основы проектирования»
№ п/п |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
Форма контроля |
Раздел 1 |
Творческая техническая деятельность |
27 ч. |
Компетентностно ориентированные задания |
Раздел 2 |
Проектирование технических систем |
27 ч. |
Кейс-задания |
Промежуточная аттестация |
Зачет |
||
Раздел 3 |
Интеллект-карты и STEM-образование |
18 ч. |
Кейс-задания |
Раздел 4 |
Проектно-исследовательская деятельность и STEM-образование |
18 ч. |
Проектная работа |
Промежуточная аттестация |
Курсовая работа |
||
Итоговая аттестация |
Экзамен. Геймифицированный курс |
В соответствии с проведенным анализом нормативно-правовых и иных документов на предмет необходимости подготовки студентов педагогических вузов к инновационной деятельности, можно сделать вывод о том, что данная тематика в современном образовательном пространстве является актуальной и значимой, так как педагогическое направление сейчас находится в стадии интенсивного развития, что подтверждается реализацией Национального проекта «Образование», федеральными проектами, а также тем обстоятельством, что 2023 год объявлен Годом педагога и наставника, что еще раз подтверждает значимый статут педагогического работника и важность этой профессии.
Заключение
Таким образом, по результатам выполненного исследования можно сделать следующие выводы: 1) актуализировано понимание термина «педагогическая инновационная деятельность», как деятельность в образовании, осуществляемая образовательными организациями с целью разработки и внедрения новых продуктов в образовательную деятельность для повышения их эффективности, и ее структура, включающая 5 компонентов (мотивационный, психологический, технологический, познавательный рефлексивный); 2) показано, что для формирования технологического компонента инновационной деятельности необходимы специальные навыки: hardskills – профессиональные навыки, предназначенные для применения в конкретной сфере деятельности, и применение технических знаний; softskills – качества личности, необходимые при работе в любой сфере деятельности, такие как целеустремлённость, ответственность, стрессоустойчивость и др., приведены примеры их формирования; 3) проанализированы дисциплины учебного плана с целью выявления в них потенциала для формирования инновационных компетенций; 4) предложено внедрение элементов геймификации в образовательный процесс обучения дисциплинам учебного плана, рассмотрен пример геймификации дисциплины «Техническое творчество и основы проектирования».
Библиографическая ссылка
Наумкин Н.И., Забродин С.В., Забродина Е.В., Байчурина Ю.В., Сильвестрова М.А., Янкова Е.А. АНАЛИЗ ДИСЦИПЛИН УЧЕБНОГО ПЛАНА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ ПО СТЕПЕНИ ИХ ВКЛАДА В ИННОВАЦИОННУЮ ПОДГОТОВКУ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32414 (дата обращения: 05.12.2024).