Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЗАВЕРШЕННЫХ СУИЦИДОВ НА ТЕРРИТОРИИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Бабушкина К.А. 1 Емельянова А.С. 2
1 ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия Минздрава России"
2 БУЗ УР «Бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ УР»
Описаны результаты анализа 2658 случаев завершенных суицидов на территории Удмуртской Республики за период с 2015 по 2019 год. Исследование было проведено на базе БУЗ УР «Бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ УР», как городских, так и районных отделений. Также была проведена совместная работа с правоохранительными органами Первомайского района г. Ижевска, которая продемонстрировала важность учета индивидуальных факторов риска самоубийств. Было выявлено, что на всей территории республики основным способом самоубийства являлось повешение, и более предрасположенными к совершению суицида были мужчины. При рассмотрении других факторов риска были сделаны заключения, что наиболее привержены к данному социальному явлению лица трудоспособного возраста, имеющие среднее общее образование, в городской местности - это категория безработных граждан, а в районах - лица, занятые в экономике. В большинстве случаев суициденты были трезвые и без тяжелой соматической патологии. При анализе индивидуальных факторов риска самоубийств на примере Первомайского района г. Ижевска было установлено, что в наибольшем количестве случаев завершенных суицидов им предшествовала неудачная попытка и высказывания о суициде. Также немаловажным является наличие психической сопутствующей патологии и разрушительной эмоциональной травмы, что порой скрыто от врача – судебно-медицинского эксперта.
судебно-медицинская экспертиза
насильственная смерть
структура смертности
завершенные суициды
следственный комитет
1. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер. с фр. с сокр. / Под ред. В.А. Базарова. М.: Мысль, 1994. 399 с.
2. Трунов Д.Г. Определение суицида: поиск критериев // Суицидология. 2016. № 1 (22). С. 64-67.
3. Всемирная Организация здравоохранения. Предотвращение самоубийств. Глобальный императив. Копенгаген, 2014. 102 с.
4. Ромашева Ж.Ж. Гендерные особенности поведения в стрессовых ситуациях // Научные исследования. 2016. № 4 (5). С. 84-85.
5. Schneider B. Substance use disorders and risk for completed suicide. Arch Suicide res. 2009. № 13(4). Р. 303-316.
6. Шамсутдинова Н.К. Жители Башкортостана в оценках «счастья» и «несчастья» (опыт социологического исследования) // Проблемы востоковедения. 2014. № 3. С. 25-31.
7. Сахаров А.В., Говорин Н.В. Суицидальное поведение и потребление алкоголя: оценка взаимосвязей на популяционном уровне // Суицидология. 2015. № 2 (19). С. 38-46.

Суицид как явление стал существовать с началом формирования социальной организации человеческого общества, при этом, несмотря на его развитие, данное социальное явление приобрело статус неотъемлемого, негативного, социального феномена, присущего каждому государству, народу, народности и даже отдельным этническим группам [1; 2]. Смертность от самоубийств является одним из показателей, отражающих демографическую ситуацию государства, в связи с чем требует пристального внимания и комплексной разработки мероприятий для предотвращения и предупреждения суицидов и их попыток. Не существует единого объяснения, по каким именно причинам люди совершают самоубийства. Зачастую они совершаются импульсивно, без видимых окружающим на то причин. Многие авторы изучают проблему самоубийств, в частности и на территории Российской Федерации. При этом наибольшее внимание данному социальному явлению уделяют врачи-психиатры, социальные работники и врачи – судебно-медицинские эксперты. Для судебной медицины проблема суицидов не менее важна, так как все случаи завершенных суицидов относятся к категории насильственной смерти и являются объектом судебно-медицинского исследования. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в результате самоубийств погибают более 800 000 человек, а это один человек каждые 40 секунд [3]. Однако самоубийство является очень деликатной проблемой и в некоторых странах является противозаконным действием, и именно поэтому можно предполагать, что цифры являются заниженными. В странах с надежными данными записей актов гражданского состояния самоубийство часто может неправильно классифицироваться как несчастный случай или смерть от какой-либо другой причины (род смерти не установлен). Регистрация самоубийств является сложной процедурой, вовлекающей различные органы власти, часто включая органы правопорядка, а в странах, где нет надежной системы регистрации смерти, самоубийства просто никто не подсчитывает [3]. Судя по мировой, государственной и региональной статистике, проблема самоубийств по сей день остается актуальной для изучения. Именно поэтому мы полагаем, что совместная работа судебно-медицинских экспертов и сотрудников правоохранительных органов способна в полной мере оценить тенденции данного негативного явления, сформировать прогноз, определить региональные особенности, что в свою очередь сможет помочь в работе по предупреждению самоубийств.

Цель исследования: проанализировать случаи завершенных суицидов на территории Удмуртской Республики за период с 2015 по 2019 г. и выявить возможные причины, закономерности их совершения и индивидуальные факторы риска, совместно с органами следственного комитета, на примере Первомайского района г. Ижевска.

Материал и методы исследования. Исследование проводилось с использованием архивного материала отдела экспертизы трупов и районных отделений БУЗ УР «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Министерства здравоохранения Удмуртской Республики за период с 2015 по 2019 год, а также по данным уголовных дел и материалов проверок по факту совершения суицидов, находящихся в архиве Следственного отдела по Первомайскому району г. Ижевска Следственного управления Следственного комитета России по Удмуртской Республике с 2015 по 2019 год. Объем работы составил: 921 случай завершенных суицидов по г. Ижевску за изучаемый период и 1737 случаев по остальным районам Удмуртской Республики. Последовательность этапов исследования включала: 1) изучение архивного материала для сбора информации о причине наступления смерти субъектов и их личностных данных (пол, возраст, род деятельности, образование), о наличии алкоголя в крови и моче, сопутствующей патологии; при анализе данных уголовных дел и материалов проверок по факту совершения суицидов производился учет факторов, которые могли способствовать совершению суицида; 2) формирование единой базы данных; 3) проведение математической обработки полученной информации и ее анализ. Полученные данные регистрировались в таблицах согласно следующим позициям: 1) пол; 2) возраст; 3) судебно-медицинский диагноз (причина смерти); 4) образование; 5) род деятельности; 6) наличие и концентрация алкоголя в крови и моче от трупов, степень алкогольного опьянения; 7) сопутствующая патология; 8) наличие социальных факторов риска (для случаев завершенных суицидов в Первомайском районе г. Ижевска). Формирование базы данных и предварительная ее подготовка для анализа осуществлялась с помощью программы обработки электронных таблиц Microsoft Exсel. В процессе формирования базы данных, математической обработки данных и оформления полученных результатов использовались: персональный компьютер, программа для обработки электронных таблиц Microsoft Exсel, текстовый редактор Microsoft Word.

Результаты исследования и их обсуждение. В структуре общей смертности по г. Ижевску доля завершенных суицидов имела стойкое снижение, и таким образом в 2015 г. составляла 6,55 завершенного суицида на 100 вскрытий, а в 2019 г. – 3,99 случая (рис. 1). Стоит отметить, что население г. Ижевска составляет 43,4% населения Удмуртской Республики. Однако, рассматривая данный показатель в районах республики, стоит отметить, что с 2015 по 2016 год наблюдается рост этого показателя на 1,6 случая на 100 вскрытий, а с 2018 по 2019 год на 0,11 соответственно (рис. 2).

Рис. 1. Количество завершенных суицидов в структуре общей смертности по г. Ижевску за период с 2015 по 2019 год

Рис. 2. Количество завершенных суицидов в структуре общей смертности по районам Удмуртской Республики за период с 2015 по 2019 год

Известно, что мужчины и женщины по-разному реагируют на стрессовые и конфликтные ситуации, а именно, женщины находят положительные стороны в событиях, тем самым снижая негатив [4]. Также, по данным ВОЗ, в более развитых странах мужчины совершают самоубийства в три раза чаще, чем женщины, а в странах с низким и средним уровнем дохода соотношение мужских и женских самоубийств составляет всего 1,5 к 1 [3]. Вышеуказанная информация способствует рассмотрению структуры завершенных суицидов по половому признаку, что составило в соотношении мужского к женскому полу 2,99:1 в городской местности, в сельской этот показатель составил 5,24:1. В отношении возрастных групп наиболее интересен «рабочий возраст» - 16-59 лет, как наиболее отражающий социальную картину всего населения, и именно в этом возрасте, по данным ВОЗ, среди причин смерти самоубийства занимают второе место в глобальном масштабе. Однако не стоит обходить вниманием группу пожилого возраста, так как именно в ней, по нашим наблюдениям, возрастают случаи завершенных суицидов среди женщин, сравниваясь с их количеством среди мужчин. Наибольшее количество случаев приходится на лиц мужского пола 16-59 лет; у женщин в возрасте 16-54 года данная тенденция прослеживается на всей территории Удмуртской Республики за рассматриваемый период. Стоит отметить, что в возрастной группе до 15 лет завершенные суициды составляют менее 3 случаев на 100 вскрытий, и именно поэтому процессы возрастания и убывания случаев суицидов сопряжены в группах трудоспособного и пенсионного возрастов.

По мировым данным, наиболее распространенными способами самоубийства являются прием ядохимикатов, повешение и применение огнестрельного оружия. При анализе структуры завершенных суицидов по способу самоубийства ведущее положение занимает повешение, составляя в г. Ижевске в среднем – 60,79 случая на 100 завершенных суицидов за исследуемый период времени, а в остальных районах республики – 92,92 случая. Также в городе стоит выделить такие способы суицида, как падение со значительной высоты и отравления, составляющие в среднем 26,98 и 7,18 случая на 100 завершенных суицидов. Остальные способы представлены немногочисленными группами, не превышающими 5,00 случаев на 100 завершенных суицидов, такие как травма острыми предметами, огнестрельная и железнодорожная травмы, прочие виды асфиксии, действия высоких температур и технического электричества. Следует отметить, что в районах структура завершенных суицидов по способу их совершения более разнообразна, однако представлена единичными случаями, которые не превышают 3,5 случаев на 100 завершенных суицидов. Анализируя уровень образования суицидентов, отмечается превалирующее значение среднего общего образования на всей территории Удмуртии, однако в 2017 году в городе уровень среднего профессионального образования почти достиг уровня общего среднего образования в г. Ижевске и составил 35,98 случая на 100 завершенных суицидов. Стоит также отметить, что высшее образование среди лиц, совершивших самоубийство, чаще встречается в г. Ижевске, чем в районах УР, за весь исследуемый период. Некоторые авторы связывают уровень безработицы в государстве и показатель самоубийств, а именно в работе I. Waldroni и J. Eyer указывается, что рост безработицы на 1% приводит к увеличению числа самоубийств на 4% [5; 6]. Исследуя род деятельности суицидентов по данным выписанных свидетельств о смерти установили, что в Ижевске преобладающее количество лиц относилось к категории «Безработные» и только в 2018 году категория «Пенсионеры» заняла доминирующую позицию, составляя при этом 38,1 случая на 100 завершенных суицидов. В районах республики ведущее положение по данному показателю занимала категория «Занятые в экономике» на протяжении всех исследуемых 5 лет, при этом «Безработные» не превышают 20 случаев на 100 завершенных суицидов. О наличии прямой зависимости суицидов от злоупотребления алкоголем пишут некоторые авторы. Принято считать, что алкогольное опьянение способно усугубить степень кризисной ситуации, придавая ей характер безысходности [6]. При судебно-химическом исследовании крови от трупов самоубийц в преобладающем количестве случаев этиловый спирт и его производные обнаружены не были. Стоит отметить, что за последние два года изучаемого периода увеличивались случаи, относящиеся к сильному и тяжелому алкогольному опьянению на всей территории республики, составляя в 2018 году 5,44 и 4,76 случая на 100 вскрытий по г. Ижевску, а в районах Удмуртии эти цифры были 5,75 и 8,63; в 2019 году эти показатели по г. Ижевску составили 9,72 и 11,81 случая, а по районам УР – 7,57 и 14,14 случая соответственно (рис. 3, 4).

Рис. 3. Распределение суицидентов в зависимости от степени алкогольного опьянения на момент смерти на 100 завершенных суицидов в г. Ижевске за период с 2015 по 2019 год

Рис. 4. Распределение суицидентов в зависимости от степени алкогольного опьянения на момент смерти на 100 завершенных суицидов в районах УР за период с 2015 по 2019 год

Одним из главных факторов риска, по данным некоторых научных исследований, является наличие у человека тяжелой соматической патологии. К последней следует отнести: онкологические заболевания, ВИЧ-инфекцию, последствия нарушения мозгового кровообращения, а также последствия травм, которые привели к утрате какой-либо функции организма. При изучении данных такие случаи были единичными по Удмуртской Республике и составляли в среднем менее 10 случаев на 100 завершенных суицидов. Имелись единичные случаи беременности до 12 недель в 2015 г. в городе Ижевске.

Для полноты картины исследования, с учетом индивидуальных особенностей жизни суицидента, был проведен анализ случаев завершенных суицидов по Первомайскому району г. Ижевска совместно с сотрудниками следственного отдела по Первомайскому району г. Ижевска СУ СК России. Данная информация в большинстве случаев скрыта для судебно-медицинского эксперта, однако она может более полно отразить картину происходящего. При анализе предоставленных архивных сведений установлено, что на пострадавших влияла не одна причина, а множество их, наслаивающихся друг на друга. Индивидуальные особенности определяют вероятность возникновения суицидального поведения у человека. Имеющаяся в анамнезе суицидальная попытка, а также высказывания человека о намерениях его совершения, несомненно, является важным фактором риска возможного будущего суицида. Из числа завершенных суицидов на территории Первомайского района данный фактор встречался в 9,6% случаев, а высказывания о намерении совершить суицид встречались в 14,2% инцидентов. Различные виды психиатрической сопутствующей патологии имеют разную степень риска самоубийств; к наиболее распространенным нарушениям такого типа, которые могут привести к суицидальному поведению и попыткам, являются депрессия и расстройства, связанные с употреблением алкогольных и других психоактивных веществ [7]. В более половины случаев завершенных самоубийств на исследуемой территории у суицидентов в анамнезе имелись сведения о хроническом употреблении алкоголем, в том числе в 3,5% случаев были задействованы и наркотические вещества. Ситуацию с психическими расстройствами осложняет тот факт, что при необходимости получения психической либо психотерапевтической помощи люди не обращаются за ней своевременно ввиду стигматизации обществом данной проблемы. Также, на примере Первомайского района г. Ижевска, отметим, что отличительную роль в причине самоубийств сыграла тяжелая сопутствующая патология, которая составила 9,2% случаев за весь исследуемый период. В большинстве случаев важным аспектом данной патологии являлся болевой синдром, беспомощность и безнадежность состояния человека. Факторами риска суицидального поведения также являются одиночество и потеря близких людей, что зачастую является разрушительной эмоциональной травмой для многих людей, вызывает страх одиночества, а с ним повышенную тревожность, тоску, депрессию, которые повышают риски совершения самоубийств. Так, в Первомайском районе г. Ижевска за пять лет данный фактор составил 26,2 случая на 100 суицидов.

Заключение. Рассматривая результаты проведенного анализа за период с 2015 по 2019 год в структуре завершенных суицидов на территории Удмуртской Республики, выявили, что в превалирующем большинстве случаев как в городской, так и в сельской местности способом самоубийства было повешение. В преимущественном большинстве исследуемых случаев суицидентами были лица мужского пола, при этом в сельской местности. При рассмотрении возрастного параметра чаще встречаются лица юношеского, молодого, среднего возраста. Анализируя сведения об имеющемся у человека образовании на момент совершения суицида, определили, что в превалирующем большинстве суициденты имели среднее общее образование, в городской местности преимущественно безработные, в сельской – лица, занятые в экономике. С учетом полученных данных судебно-химического исследования установили, что только в половине случаев в крови и моче трупов был обнаружен этиловый спирт и его производные, свидетельствующие о состоянии алкогольного опьянения в момент совершения суицида. Рассматривая наличие тяжелой соматической патологии у суицидентов, могущей привести человека к принятию такого решения, выяснили, что количество их оказалось незначительным. Предшествующие попытки или высказывания человека о возможности совершения суицида, потеря близких, имеющиеся заболевания, сопровождающиеся физическими страданиями, индивидуальные особенности жизни и здоровья человека, несомненно, оказывают огромное влияние на его эмоциональный фон.

Резюмируя вышеизложенное, определили, что все рассматриваемые факторы оказывают комплексное действие на решение человека. Совместная работа врачей - судебно-медицинских экспертов и следственных органов дает возможность составить наиболее раскрытый образ каждого суицидента, что может помочь в выявлении групп лиц, склонных к совершению самоубийства, своевременно оказывать им помощь, тем самым предотвращая распространение в обществе увеличения случаев суицида. Данное исследование дает возможность в перспективе провести сравнительный анализ структуры завершенных суицидов на территории Удмуртской Республики в период пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19).


Библиографическая ссылка

Бабушкина К.А., Емельянова А.С. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЗАВЕРШЕННЫХ СУИЦИДОВ НА ТЕРРИТОРИИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32404 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674