Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ МОРСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Гордиенко Т.П. 1 Головко А.В. 2 Безусова Т.А. 3
1 Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова
2 Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова
3 Пермский государтсвенный национальный исследовательский униреситет
В военно-морском образовании, наряду с глубокими предметными знаниями, на передний план выходит целенаправленное формирование самостоятельности будущих офицеров. Самостоятельность курсантов в статье определена через рассмотрение мотивационно-волевого, содержательно-операционного и рефлексивного компонентов. В статье представлены эмпирические данные, полученные в ходе исследования, по оценке самостоятельности курсантов морских учебных заведений. Раскрыто понятие «самостоятельность», определены структурные элементы самостоятельности курсантов морских учебных заведений. Определены педагогические условия развития самостоятельности курсантов - обогащение содержания образования предметной области учебного плана по специальности 26.05.05 «Судовождение», путем внедрения практико-ориентированного задачного комплекса, направленного на развитие самостоятельности будущих морских специалистов; применение информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе; организация систематической самостоятельной работы, ориентированной на закрепление и углубление предметных знаний курсантов. Научная новизна исследования заключается в выявлении педагогических условий формирования самостоятельности курсантов. Представлен сравнительный анализ уровня самостоятельности курсантов разных курсов военно-морской образовательной организации высшего образования на начальном этапе эксперимента. Обозначены направления поведения формирующего эксперимента по развитию самостоятельности курсантов морских учебных заведений на основе задачного метода.
самостоятельность курсантов
морское учебное заведение
дисциплина «морская навигация»
1. Атанов И.В., Капустин И.В., Данилов М.В. Самостоятельная работа студентов – важнейшая составляющая учебного процесса // Вестник АПК Ставрополья. 2012. № 1(5). С. 4-6.
2. Болотский А.А. Диагностика сформированности познавательной самостоятельности студентов // Молодой ученый. 2016. № 12 (116). С. 821-824.
3. Мирза Н.И. Педагогические условия развития самостоятельности курсантов военно-морского вуза: дис…канд. пед наук. Красноярск, 2005. 2008 с.
4. Семашко П.В., Семашко А.В. Организация самостоятельной работы студентов на старших курсах. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nntu.sci-nnov.ru (дата обращения: 22.12.2022).
5. Приказ Министра обороны РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 13 февраля 2020 г. N 66/212 "Об установлении Порядка замещения должностей работников военного учебного центра при федеральной государственной образовательной организации высшего образования, Перечня отчетных документов, а также документов, которые разрабатываются и ведутся в военном учебном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования, документов по планированию, организации проведения образовательной деятельности, учету граждан, проходящих военную подготовку, учету и обслуживанию военной техники, Порядка контроля организации деятельности военных учебных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования и проведения военной подготовки" [принят 13 февраля 2020 г.]. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003240025 (дата обращения: 22.12.2022).
6. Чупрова Л.В., Муллина Э.Р., Мишурина О.А., Ершова О.В. Развитие самостоятельности студентов бакалавриата в условиях современного образовательного процесса // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 9. С. 162-165.
7. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. Профессиональное консультирование. Тест на определение степени самостоятельности. [Электронный ресурс]. URL: https://studfile.net/preview/2261284/page:51/ (дата обращения: 22.12.2022).
8. Методика Орлова Ю.М. Тест - опросник Потребность в достижении цели. Шкала оценки потребности в достижении успеха. [Электронный ресурс]. URL: https://psycabi.net/testy/475-metodika-orlova-yu-m-test-oprosnik-potrebnost-v-dostizhenii-tseli-shkala-otsenki-potrebnosti-v-dostizhenii-uspekha (дата обращения: 23.12.2022).
9. Худяков Г.В., Головко А.В., Больших А.В. Кораблевождение: учебник. Севастополь: ЧВВМУ им. П.С. Нахимова, 2018. 730 с.

Термин «самостоятельность» тесно связан с творческой активностью, познавательной инициативой личности. Проблеме формирования самостоятельности обучающихся образовательных организаций высшего образования посвящено немало научных работ [1-4]. Особый интерес вызывает способность к самостоятельному планированию целей и последующему их достижению у обучающихся военных и морских учебных заведений. Нестабильность современной социально-политической обстановки требует от будущих офицеров целеустремленности, ответственности, активности, инициативы, умения принимать самостоятельные решения в условиях недостаточных и противоречивых.

Динамика социальных процессов определяет пути модернизации подготовки военных кадров. При этом наряду с глубокими предметными знаниями на передний план выходит целенаправленное формирование самостоятельности будущих офицеров. В требованиях Министерства обороны к подготовке офицеров декларируется, что самостоятельность приобретает особое значение при действиях в отрыве от основных сил, в условиях нарушения связи с вышестоящим начальником. Самостоятельность и инициатива помогают быстро адаптироваться к конкретным условиям обстановки [5]. Существенный вклад в определение педагогических условий развития самостоятельности курсантов на материале дисциплин гуманитарного и социально-экономического циклов принадлежит Н.И. Мирза [3]. В контексте нашего исследования изучается образовательный потенциал предметов профессионального блока, в частности дисциплины «Морская навигация», в аспекте развития самостоятельности будущих офицеров. Противоречие между возможностями дисциплин профессионального блока в развитии самостоятельности курсантов военно-морского вуза и недостаточной изученностью этого в научной литературе определяет актуальность данного исследования.

Анализ понятия «самостоятельность» позволяет сделать вывод о его сложности и многогранности. Согласно Мирза Н.М. [3], под самостоятельностью будем понимать качество морского специалиста, которое способствует осознанному установлению границ свободы собственной деятельности офицера.

Следуя воззрениям Чупровой Л.В. [6], Атанова И.В. [1], Семашко В.П. [4] на проблему развития самостоятельности студентов, структурными компонентами самостоятельности будем считать следующие:

– умение анализировать проблемную ситуацию, определять цель и осуществлять поиск путей решения;

– умение ориентироваться в потоке противоречивой информации, определять и сопоставлять исходные данные;

– умение дополнять недостающие данные, осуществлять поиск недостаточной информации из дополнительных источников;

– осуществлять критический анализ и оценку результатов профессиональной деятельности.

Оценку уровня самостоятельности курсантов будем проводить через призму мотивационно-волевого, содержательно-операционного и рефлексивного компонентов [2]. Показатели критериев представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии и показатели самостоятельности

Критерий

Показатель

Мотивационно-волевой

Побуждение к выполнению самостоятельной деятельности, инициативность, целеустремленность, мотивация достижения, наличие внутренней мотивации к профессиональному развитию

Содержательно- операциональный

Объем и качество знаний, умение решать профессионально ориентированные задачи

Рефлексивный

Способность анализировать собственные ошибки, готовность к саморазвитию и совершенствованию профессиональных навыков

 

В целях выяснения исходного уровня самостоятельности курсантов были использованы следующие методы диагностики:

1. Анкетирование (самооценка обучающимися своей самостоятельности).

2. Тестирование (определение степени самостоятельности, потребность в достижении цели).

3. Анализ продуктов деятельности обучающихся (решение профессионально ориентированных задач с позиции демонстрации умений самостоятельной работы).

Обозначим диагностические методики, которые были применены в констатирующем эксперименте:

1. Оценка обучающимися своей самостоятельности [7].

2. Методика Ю.М. Орлова «Определение потребности в достижении цели» [8].

3. Методика «Определение степени самостоятельности» [4].

4. Самостоятельное решение задач в рамках дисциплины «Морская навигация».

Констатирующий эксперимент проводился в октябре 2021 года, в нем приняли участие курсанты вторых и четвертых курсов Черноморского высшего военно-морского орденов Нахимова и Красной Звезды училища имени П.С. Нахимова. Каждая группа испытуемых состояла из 62 человек. Эксперимент заключался в сопоставлении уровней самостоятельности курсантов второго курса и курсантов четвертого курса для выяснения вопроса об однородности эмпирических данных дифференцированно по курсам. Гипотеза: без специально организованной работы с курсантами по развитию самостоятельности нет значимых различий в уровне сформированности этого качества у курсантов вторых и четвертых курсов.

Анкетирование курсантов предполагало оценивание навыков самостоятельного выполнения учебно-теоретических заданий, учебно-практических заданий, оценку интересов, склонностей к подражанию, к соперничеству, направленностей активности и др. По данным исследования заключаем, что интересы курсантов 4 курса больше связаны с избранной профессией, чем у второкурсников. Испытуемые обеих групп склонны к сотрудничеству, стремятся добиться успеха. В среднем активность второкурсников направлена на себя, в то время как активность курсантов 4 курса направлена на продуктивную деятельность и взаимодействие.

Для выяснения вопроса статистической однородности выборок была сделана оценка однородности по критерию Манна - Уитни. В качестве гипотезы выступило предположение об отсутствии различий между обучающимися 2 и 4 курсов в самооценке своей самостоятельности. Альтернативная гипотеза звучала так: «Н1: Различия есть». На рисунке 1 представлены итоги проверки статистических гипотез.

Рис. 1. Итоги проверки показателя «Оценка обучающимися своей самостоятельности» по критерию Манна – Уитни

Проверка гипотез с помощью пакета SPSS показала отсутствие статистически значимых различий. Значит, принимается нулевая гипотеза. Нами был сделан вывод об однородности выборок на исходном этапе на уровне значимости р меньше 0,05.

Результаты оценивания по методике Ю.М. Орлова «Потребность в достижении цели», полученные с помощью компьютерной программы статистической обработки данных SPSS, говорят о том, что распределения однородные на уровне значимости р=0,613.

При выяснении вопроса о статистической однородности выборок с позиции определения степени самостоятельности испытуемых 2 и 4 курсов также была принята нулевая гипотеза об отсутствии значимых различий в степени самостоятельности испытуемых на уровне значимости р=0,609.

Результаты решения задач морской авиации по дисциплине «Морская навигация» говорят об однородности распределения. Нулевая гипотеза принимается на уровне значимости р=0,974. Задачный материал предлагался дифференцированно по курсам, в зависимости от изученного обучающимися предметного содержания.

Отметим, что по итогам констатирующего эксперимента курсанты 2 и 4 курсов имеют однородные распределения. Иными словами, курсанты 2 и 4 курсов находятся на одном уровне развития самостоятельности. Наша гипотеза подтвердилась. Приходится констатировать преобладающее среднее значение уровня (рис. 2).

Рис. 2. Уровень самостоятельности курсантов 2 и 4 курсов Черноморского высшего военно-морского училища ордена Красной Звезды имени П.С. Нахимова (октябрь 2021 года)

По данным, полученным в ходе констатирующего эксперимента, заключаем, что нет существенных различий в уровне самостоятельности курсантов вторых и четвертых курсов военно-морского вуза. Это обуславливает необходимость проведения специального формирующего эксперимента, направленного на целенаправленное развитие самостоятельности у будущих офицеров. С этой целью нами выделены педагогические условия, которые были положены в основы следующего этапа работы над исследованием.

Первое педагогическое условие - обогащение содержания образования предметной области учебного плана по специальности 26.05.05 «Судовождение» путем внедрения практико-ориентированного задачного комплекса, направленного на развитие самостоятельности будущих морских специалистов.

Второе педагогическое условие - применение информационных технологий в самостоятельном образовательном процессе.

Третье условие – организация систематической самостоятельной работы, ориентированной на закрепление и углубление полученных знаний, способствующих развитию самостоятельности курсантов.

Проведение опытно-экспериментальной работы планируется во время изучения дисциплины «Морская навигация» (табл. 2). Выбор дисциплины обосновывается высокой практико-ориентированностью данной дисциплины. Дисциплина является ключевой при подготовке морских специалистов [9].

Таблица 2

Тематический план опытно-экспериментальной работы

Раздел дисциплины

Темы практических занятий

Типы задач

1. Основы морской навигации

Основные понятия и определения морской навигации

Расчет географических координат.

Расчет направлений в море.

Расчет пройденного расстояния, скорости корабля и времени плавания.

Расчет координат, расстояний и направлений в море

Основные средства навигационного оборудования

Использование морских навигационных карт и специальных карт в решении задач.

Система навигационного оборудования плавучими предостерегательными знаками. Система МАМС

2. Кораблевождение в видимости берегов

Методы счисления пути корабля в различных условиях плавания с учетом маневренных элементов корабля и влияния на него течения, ветра и волнения

Решение элементарных задач на морской навигационной карте.

Ведение навигационного журнала.

Определение места корабля методом счисления.

Решение задач счисления пути корабля с учетом маневренных элементов корабля и влияния на него ветра и волнения.

Решение задач счисления пути корабля с учетом маневренных элементов корабля и влияния на него течения и волнения

 

Методы определения места корабля при плавании вблизи берегов

Определение места корабля по береговым ориентирам визуальными способами.

Определение места корабля при плавании вблизи берегов с помощью навигационной радиолокационной станции.

Определение места корабля при плавании вблизи берегов крюйс-способами.

Определение места корабля при плавании вблизи берегов по горизонтальным углам.

Определение места корабля при плавании вблизи берегов комбинированными способами

3. Кораблевождение при плавании в открытом море

Методы определения места корабля при плавании в открытом море

Определение места корабля при плавании в открытом море с помощью радионавигационных и спутниковых навигационных систем.

Определение места корабля при плавании в открытом море гидроакустическими способами

4. Оценка точности решения задач кораблевождения

Оценка точности решения задач кораблевождения

Навигационная прокладка с оценкой точности места корабля

 

5. Организационные основы и методы обеспечения навигационной безопасности плавания

Организационные основы и методы обеспечения навигационной безопасности плавания

 

Навигационная прокладка с оценкой точности и решением задач тактического маневрирования на карте.

Комплексные задачи тактического маневрирования

Дисциплина «Морская навигация» в соответствии с образовательной программой 26.05.05 «Судовождение» и согласно учебному плану изучается два года. Задачный материал, который предлагался в рамках экспериментальной работы, касается таких разделов, как [9] понятия о картографии и картографических проекциях, основы морской навигации, графическое счисление пути корабля, способы определения места при плавании вблизи берегов и в открытом море, основы электронной картографии, методы навигации в различных условиях плавания, основные технические средства навигации, гидрометеорологическое обеспечение массового плавания, основы маневрирования кораблей для безопасного плавания.

Выводы

1. Профессиональная подготовка курсантов военно-морских вузов ограничена рамками воинских уставов, инструкций и предписаний, что затрудняет развитие самостоятельности в процессе профессионального становления, это подтверждается эмпирическими экспериментальными данными.

2. Процесс развития самостоятельности курсантов требует создания педагогических условий: включение в содержание дисциплины профессионального блока практико-ориентированного задачного комплекса; организация различных форм самостоятельной деятельности на отведенных под дисциплину часах; использование информационных технологий в процессе изучения дисциплины.


Библиографическая ссылка

Гордиенко Т.П., Головко А.В., Безусова Т.А. РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ МОРСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32394 (дата обращения: 27.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674