Современные реалии таковы, что требуют от человека пересмотра сформировавшихся ценностей, ориентированных на информатизацию, цифровизацию, роботизацию жизни и деятельности, дистанцирование в отношениях с окружающим миром, обесценивание красоты окружающей действительности и т.д. В связи с этим возникает необходимость воспитания у подрастающего поколения ценности красоты: в быту, в отношениях, в природе, искусстве, в деятельности и др.
Одним из актуальных средств решения данной задачи применительно к младшему школьному возрасту становится изобразительная деятельность – вид деятельности, носящий одновременно познавательный и созидательный характер, результатом которого является создание художественных образов с помощью красок и других подходящих материалов. В свою очередь, наиболее эффективными средствами изображения представляются нетрадиционные техники изобразительной деятельности, которые предполагают овладение младшими школьниками новыми способами создания художественных образов, освоения арсенала выразительных и изобразительных средств творческой работы.
Материалы и методы исследования. К настоящему времени в научно-педагогическом фонде накоплен достаточный опыт применения нетрадиционных техник изобразительной деятельности (НТИД) в обучении учащихся начальной школы изобразительному искусству: в контексте раскрытия креативного потенциала ребенка во время уроков (в процессе разных видов деятельности – изобразительной, конструкторской, дизайнерской, декоративной) (Л.Н. Габдуллина) [1]; в аспекте развития творческого воображения в различных форматах урочной и внеурочной деятельности (Е.И.Шешукова, А.М.Ершова) [2]; в процессе освоения основ изобразительного и декоративно-прикладного творчества (Л.И.Шаханина, Е.В.Федорищева, О.В. Рыжкова, З.И.Чепиженко) [3]; с целью развития творческих способностей (творческого воображения, творческого мышления, способности генерирования идей, способности преобразовывать результаты различных видов деятельности и т.д.) (Е.В. Максимова) [4]; освоения основ художественно-изобразительной деятельности на основе специального комплекта карточек-кейсов (В.А.Тюлюбаева, Н.С.Стерхова) [5] и др.
Результаты анализа приведенных выше исследований позволили нам выделить функции нетрадиционных техник изобразительной деятельности: 1)раскрытие творческого потенциала ребенка через расширение изобразительных возможностей, позволяющих в большей мере реализовать свой жизненный опыт; 2)обеспечение обогащения детей знаниями и представлениями о предметах и явлениях окружающей действительности и их значении в жизни человека; 3)стимулирование развития у детей младшего школьного возраста концентрации внимания и усидчивости, пространственного мышления и ориентации в пространстве (на первых ступенях – в рамках формата используемой для рисования бумаги), адекватного мировосприятия и мироощущения, моторики и координации движений рук и др.; 4)активизация развития художественно-графических навыков, необходимых для создания оригинальных образов; усиление развития эстетических качеств личности (эстетического вкуса, эстетической отзывчивости, опыта эстетической насмотренности); 5)балансировка эмоционального состояния детей; 6)помощь в преодолении чувства страха перед неудачами в изобразительной деятельности, обеспечивающая в дальнейшем формирование у ребенка чувства свободы, раскрепощения, ощущения незабываемых положительных эмоций, вселения уверенности в своих силах; 7)формирование стремления к нахождению оригинальных решений познавательно-творческих задач, к применению самых необычных, доступных ребенку материалов и инструментов и др.
Кроме того, рисование считается одним из важнейших средств познания мира, а разнообразие его нестандартных приемов дает возможность творчески подойти к их выбору для решения той или иной учебно-изобразительной задачи с учетом тематической, содержательной, технической сторон художественно-творческой деятельности.
В то же время учет интересов класса и отдельного ученика позволяет сделать процесс обучения младших школьников изобразительному искусству желанным, интересным и познавательным. Следовательно, необходимость актуализации потенциала нетрадиционных техник изобразительной деятельности в указанном процессе становится бесспорной.
Результаты исследования и их обсуждение
Термин «нетрадиционная техника изобразительной деятельности», по сути, интегрирует в себе понятия «нетрадиционный», «техника» и «техника изобразительной деятельности».
Термин «нетрадиционный» в контексте данного исследования можно трактовать как «… не являющийся общепринятыми, традиционными, широко известным» [6].
Определение понятия «техника» в специальной литературе осуществляется через поиск и представление различных смыслов: 1)своеобразные сочетания художественно-графических методов и приемов, используемые для создания художественных произведений [7]; 2)получение художником определенного, отличного от других (оригинального) результата созидательной деятельности с помощью специальных материалов и инструментов (таких как масляные краски, акварель, пастель, гуашь, художественные материалы по наждачной бумаге) [8]; 3)сочетание в определенной последовательности элементов изобразительного плана – передача вещественности предметов [9, 10].
Применив прием интегрирования содержания приведенных понятий и накладывая на них «художественно-изобразительную окраску», получаем следующее содержание термина «нетрадиционная техника изобразительной деятельности»: создание художественных образов с помощью материалов, инструментов, способов и приемов выполнения изображения, не являющихся общепринятыми, традиционными (рис. 1).
![]() |
Рис. 1. Механизм получения содержания понятия «нетрадиционная техника изобразительной деятельности»
Следует отметить, что в настоящее время арсенал нетрадиционных техник изобразительной деятельности (НТИД) велик. Существует большое множество техник в данной сфере творческой деятельности, связанных с использованием различных художественных материалов, инструментов, приспособлений и т.д. Поэтому ученым сложно представить единую классификацию данной группы техник. Однако наличие подобной классификации существенно облегчило бы формирование у педагога представлений об их разнообразии и соотношении. В своей работе мы представили попытку систематизировать различные групп НТИД, объединив их по разным критериям.
Проанализировав ряд научно-педагогических источников [11, 12], мы составили классификацию НТИД, используемых в процессе обучения детей изобразительному искусству в начальной школе, состоящую из пяти блоков. Каждый из выделенных блоков имеет свою характеристику, составленную на основе ключевого отличия от четырех других, и включает перечень соответствующих техник (рис. 2).
Рис. 2. Классификация современных нетрадиционных техник изобразительной деятельности (НТИД), применяемых в обучении младших школьников изобразительному искусству
Из рисунка 2 видно, что существует большое количество нетрадиционных техник изобразительной деятельности, которые можно классифицировать по разным критериям. Мы не претендуем на идеализацию данной классификации, поэтому считаем, что выделенные нами блоки условны и могут быть дополнены и изменены.
Использование каждой из представленных в данной классификации техник в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству в отдельности или в совокупности тем или иным образом продемонстрировано в различных исследованиях [5, 8, 12]. В свою очередь, потенциал нетрадиционных техник изобразительной деятельности, применяемых в указанном процессе, кроется в возможностях раскрытия и развития той или иной стороны личности ребенка. На рисунке 3 мы представили краткую характеристику данных возможностей.
Рис. 3. Потенциал нетрадиционных техник изобразительной деятельности, применяемых в обучении младших школьников изобразительному искусству
Из рисунка 3 видно, что использование НТИД в обучении младших школьников изобразительному искусству имеет широкий спектр возможностей раскрытия и развития того или иного аспекта личности ребенка: психофизиологических характеристик, волевых черт, чувственно-эмоциональной сферы, интересов, способностей, когнитивной сферы, индивидуально-личностных качеств личности и т.д.
Выводы. Таким образом, результаты проведенного нами исследования позволяют сделать следующие выводы.
Нетрадиционная техника изобразительной деятельности представляет собой создание художественных образов с помощью материалов, инструментов, способов и приемов выполнения изображения, не являющихся общепринятыми, традиционными.
Спектр используемых НТИД в данном направлении работы с детьми младшего школьного возраста достаточно широк, поэтому мы пришли к необходимости систематизации такого многообразия с помощью классифицирования их по блокам. В итоге нами выделено пять блоков НТИД: 1)позволяющие создать рисунок с использованием различных подручных инструментов и материалов и отличающиеся от традиционных рисунков по исполнению; 2)включающие в себя новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа с помощью нанесения красок определенным образом; 3)смешанного характера; 4)основанные на принципе простой печати; 5)основанные на принципе коллажа и др.
Использование определенной НТИД с детьми младшего школьного возраста предопределяется рядом факторов: фактором времени, фактором специфики предметно-пространственной среды, фактором цели, фактором особенностей контингента учащихся, фактором технологических особенностей НТИД и др.
В процессе работы нами выявлены возможности каждого блока НТИД, среди которых: возможность развития стремления экспериментировать со способами нанесения красок; возможность нивелирования чувства страха испортить результат своей работы; возможность формирования индивидуальности и собственного художественного видения создания художественных образов и многие другие; возможность расширения представлений детей о способах нанесения красок для достижения наибольшей выразительности изображения; возможность расширения представлений об интеграции разных художественных материалов и техник; возможность развития у детей стремления к достижению более необычных, оригинальных эффектов при смешении разных художественных материалов и техник; возможность формирования чувства меры при использовании разных художественных материалов и техник и т.д.
Однако следует заметить, что учебно-методическое и программное оснащение применения НТИД в контексте реализации данного процесса именно в младшем школьном возрасте требует совершенствования и доработки. Причинами такой ситуации могут быть следующие: 1)недостаточное уделение внимания освещению аспекта обучения младших школьников НТИД в примерной программе по изобразительному искусству (как следствие – в актуальных учебно-методических комплектах по ИЗО); 2)отсутствие единой учебно-методической базы, в которой был бы отражен накопленный к настоящему времени фонд НТИД; 3)отсутствие специального учебно-методического комплекта, ориентированного на обучение детей НТИД во внеурочной деятельности, являющегося существенным подспорьем для педагога и детей в области освоения НТИД, и т.д.
Данные причины стали основанием для обозначения перспектив нашего дальнейшего исследования, среди которых: 1)более детальное изучение нормативно-методических оснований для проектирования учебно-методического комплекта, ориентированного на обучение детей НТИД во внеурочной деятельности (программы, учебно-методического пособия и рабочей тетради); 2)проектирование данного УМК, его апробация и внедрение в образовательный процесс начальной школы.
Решение данных задач позволит не только в полной мере актуализировать потенциал нетрадиционных техник изобразительной деятельности в обучении младших школьников изобразительному искусству, но и пополнить научно-методический фонд в рассматриваемой области реализации образовательного процесса в начальной школе.
Библиографическая ссылка
Стерхова Н.С., Разливинских И.Н., Милованова Л.А., Хазова Т.М. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32384 (дата обращения: 21.03.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.32384