Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Стерхова Н.С. 1 Разливинских И.Н. 1 Милованова Л.А. 1 Хазова Т.М. 1
1 ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет"
В статье проведен теоретический анализ проблемы актуализации потенциала нетрадиционных техник изобразительной деятельности (НТИД) в обучении младших школьников изобразительному искусству. Проведенное исследование позволило авторам определить функции НТИД и продемонстрировать уточнение формулировки понятия «нетрадиционные техники изобразительной деятельности». Обобщение различных источников научно-педагогической и методической литературы обеспечило авторам возможность систематизировать многообразие НТИД с помощью их классифицирования по пяти блокам: первый блок включает группу НТИД, отличающихся по использованию нехудожественных материалов и инструментов; второй блок интегрирует в себе новые способы художественного исполнения; третий блок носит смешанный характер; четвертый блок НТИД основан на принципе простой печати; пятый блок содержит в своей основе принцип коллажа и др. В ходе исследования выяснено, что выбор той или иной НТИД зависит от времени, места, цели, особенностей их использования, а также от индивидуальных особенностей младших школьников. Важным аспектом данной работы является выявление авторами спектра возможностей НТИД в раскрытии и развитии личности учащихся младших классов. Среди данных возможностей можно выделить следующие: возможность расширения представлений детей об интеграции разных художественных материалов и техник; возможность развития у детей стремления к достижению более необычных, оригинальных эффектов при смешении разных художественных материалов и техник; возможность формирования чувства меры при использовании разных художественных материалов и техник и т.д. Полученные результаты исследования позволили выделить ряд его перспективных направлений, связанных с разработкой учебно-методического оснащения в формате учебно-методического комплекта, ориентированного на обучение детей НТИД во внеурочной деятельности.
младший школьник
изобразительное искусство
нетрадиционные техники изобразительной деятельности
классификация нетрадиционных техник изобразительной деятельности
потенциал нетрадиционных техник изобразительной деятельности
1. Габдуллина Л.Н. Нетрадиционные техники рисования на уроках ИЗО помогают развить креативное мышление у учеников // E-Scio. 2020. № 3 (42). С. 331-335.
2. Шешукова Е.И., Ершова А.М. Развитие творческого воображения младших школьников с помощью нетрадиционных техник рисования // Научное обозрение. Педагогические науки. 2021. № 2. С. 42-46.
3. Шаханина Л.И., Федорищева Е.В., Рыжкова О.В., Чепиженко З.И. Нетрадиционное рисование как один из способов развития креативного мышления младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 38. С. 191-195.
4. Максимова Е.В. Нетрадиционные техники рисования – средство развития творческих способностей детей // Искусство в школе. 2013. № 4. С. 19-21.
5. Тюлюбаева В.А., Стерхова Н.С. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в кружковой работе с младшими школьниками: учеб.-метод. пособие для студентов направления подготовки «Пед. образование» профиль «Нач. образование». Шадринск: ШГПУ, 2022. 96 с.
6. Стерхова Н.С. Эстетическое воспитание и развитие личности в контексте непрерывного образования: слов.-справ. Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», Каргапольский фил., 2011. 87 с.
7. Шабанов Н.К., Шабанова О.П., Тарасова М.С., Пронина Т.Д. Художественно-педагогический словарь. М.: Академический Проект, 2020. 480 с.
8. Демская Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях декоративной живописью: дис. … канд. пед. наук. Москва, 2016. 291 с.
9. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования. 5-е изд., стер. М.: Академия, 2014. 350 с.
10. Сьюзен Швейк Художественная мастерская для детей (Art Lab). СПб. Питер, 2014. 144 с.
11. Едзоева Л. Использование нетрадиционных техник рисования // Учитель. 2013. № 1. С. 40-42.
12. Жданова Л.У. Нетрадиционные техники рисования и их использование на уроках изобразительного искусства в начальной школе // Ступень в педагогическую науку: материалы IV Международ. форума работников образования (г. Таганрог, 29.09.2014 г.) Москва: Издательство «Перо», 2014. С. 36-38.

Современные реалии таковы, что требуют от человека пересмотра сформировавшихся ценностей, ориентированных на информатизацию, цифровизацию, роботизацию жизни и деятельности, дистанцирование в отношениях с окружающим миром, обесценивание красоты окружающей действительности и т.д. В связи с этим возникает необходимость воспитания у подрастающего поколения ценности красоты: в быту, в отношениях, в природе, искусстве, в деятельности и др.

Одним из актуальных средств решения данной задачи применительно к младшему школьному возрасту становится изобразительная деятельность – вид деятельности, носящий одновременно познавательный и созидательный характер, результатом которого является создание художественных образов с помощью красок и других подходящих материалов. В свою очередь, наиболее эффективными средствами изображения представляются нетрадиционные техники изобразительной деятельности, которые предполагают овладение младшими школьниками новыми способами создания художественных образов, освоения арсенала выразительных и изобразительных средств творческой работы.

Материалы и методы исследования. К настоящему времени в научно-педагогическом фонде накоплен достаточный опыт применения нетрадиционных техник изобразительной деятельности (НТИД) в обучении учащихся начальной школы изобразительному искусству: в контексте раскрытия креативного потенциала ребенка во время уроков (в процессе разных видов деятельности – изобразительной, конструкторской, дизайнерской, декоративной) (Л.Н. Габдуллина) [1]; в аспекте развития творческого воображения в различных форматах урочной и внеурочной деятельности (Е.И.Шешукова, А.М.Ершова) [2]; в процессе освоения основ изобразительного и декоративно-прикладного творчества (Л.И.Шаханина, Е.В.Федорищева, О.В. Рыжкова, З.И.Чепиженко) [3]; с целью развития творческих способностей (творческого воображения, творческого мышления, способности генерирования идей, способности преобразовывать результаты различных видов деятельности и т.д.) (Е.В. Максимова) [4]; освоения основ художественно-изобразительной деятельности на основе специального комплекта карточек-кейсов (В.А.Тюлюбаева, Н.С.Стерхова) [5] и др.

Результаты анализа приведенных выше исследований позволили нам выделить функции нетрадиционных техник изобразительной деятельности: 1)раскрытие творческого потенциала ребенка через расширение изобразительных возможностей, позволяющих в большей мере реализовать свой жизненный опыт; 2)обеспечение обогащения детей знаниями и представлениями о предметах и явлениях окружающей действительности и их значении в жизни человека; 3)стимулирование развития у детей младшего школьного возраста концентрации внимания и усидчивости, пространственного мышления и ориентации в пространстве (на первых ступенях – в рамках формата используемой для рисования бумаги), адекватного мировосприятия и мироощущения, моторики и координации движений рук и др.; 4)активизация развития художественно-графических навыков, необходимых для создания оригинальных образов; усиление развития эстетических качеств личности (эстетического вкуса, эстетической отзывчивости, опыта эстетической насмотренности); 5)балансировка эмоционального состояния детей; 6)помощь в преодолении чувства страха перед неудачами в изобразительной деятельности, обеспечивающая в дальнейшем формирование у ребенка чувства свободы, раскрепощения, ощущения незабываемых положительных эмоций, вселения уверенности в своих силах; 7)формирование стремления к нахождению оригинальных решений познавательно-творческих задач, к применению самых необычных, доступных ребенку материалов и инструментов и др.

Кроме того, рисование считается одним из важнейших средств познания мира, а разнообразие его нестандартных приемов дает возможность творчески подойти к их выбору для решения той или иной учебно-изобразительной задачи с учетом тематической, содержательной, технической сторон художественно-творческой деятельности.

В то же время учет интересов класса и отдельного ученика позволяет сделать процесс обучения младших школьников изобразительному искусству желанным, интересным и познавательным. Следовательно, необходимость актуализации потенциала нетрадиционных техник изобразительной деятельности в указанном процессе становится бесспорной.

Результаты исследования и их обсуждение

Термин «нетрадиционная техника изобразительной деятельности», по сути, интегрирует в себе понятия «нетрадиционный», «техника» и «техника изобразительной деятельности».

Термин «нетрадиционный» в контексте данного исследования можно трактовать как «… не являющийся общепринятыми, традиционными, широко известным» [6].

Определение понятия «техника» в специальной литературе осуществляется через поиск и представление различных смыслов: 1)своеобразные сочетания художественно-графических методов и приемов, используемые для создания художественных произведений [7]; 2)получение художником определенного, отличного от других (оригинального) результата созидательной деятельности с помощью специальных материалов и инструментов (таких как масляные краски, акварель, пастель, гуашь, художественные материалы по наждачной бумаге) [8]; 3)сочетание в определенной последовательности элементов изобразительного плана – передача вещественности предметов [9, 10].

Применив прием интегрирования содержания приведенных понятий и накладывая на них «художественно-изобразительную окраску», получаем следующее содержание термина «нетрадиционная техника изобразительной деятельности»: создание художественных образов с помощью материалов, инструментов, способов и приемов выполнения изображения, не являющихся общепринятыми, традиционными (рис. 1).

 

 
 

Рис. 1. Механизм получения содержания понятия «нетрадиционная техника изобразительной деятельности»

Следует отметить, что в настоящее время арсенал нетрадиционных техник изобразительной деятельности (НТИД) велик. Существует большое множество техник в данной сфере творческой деятельности, связанных с использованием различных художественных материалов, инструментов, приспособлений и т.д. Поэтому ученым сложно представить единую классификацию данной группы техник. Однако наличие подобной классификации существенно облегчило бы формирование у педагога представлений об их разнообразии и соотношении. В своей работе мы представили попытку систематизировать различные групп НТИД, объединив их по разным критериям.

Проанализировав ряд научно-педагогических источников [11, 12], мы составили классификацию НТИД, используемых в процессе обучения детей изобразительному искусству в начальной школе, состоящую из пяти блоков. Каждый из выделенных блоков имеет свою характеристику, составленную на основе ключевого отличия от четырех других, и включает перечень соответствующих техник (рис. 2).

Рис. 2. Классификация современных нетрадиционных техник изобразительной деятельности (НТИД), применяемых в обучении младших школьников изобразительному искусству

Из рисунка 2 видно, что существует большое количество нетрадиционных техник изобразительной деятельности, которые можно классифицировать по разным критериям. Мы не претендуем на идеализацию данной классификации, поэтому считаем, что выделенные нами блоки условны и могут быть дополнены и изменены.

Использование каждой из представленных в данной классификации техник в процессе обучения младших школьников изобразительному искусству в отдельности или в совокупности тем или иным образом продемонстрировано в различных исследованиях [5, 8, 12]. В свою очередь, потенциал нетрадиционных техник изобразительной деятельности, применяемых в указанном процессе, кроется в возможностях раскрытия и развития той или иной стороны личности ребенка. На рисунке 3 мы представили краткую характеристику данных возможностей.

Рис. 3. Потенциал нетрадиционных техник изобразительной деятельности, применяемых в обучении младших школьников изобразительному искусству

Из рисунка 3 видно, что использование НТИД в обучении младших школьников изобразительному искусству имеет широкий спектр возможностей раскрытия и развития того или иного аспекта личности ребенка: психофизиологических характеристик, волевых черт, чувственно-эмоциональной сферы, интересов, способностей, когнитивной сферы, индивидуально-личностных качеств личности и т.д.

Выводы. Таким образом, результаты проведенного нами исследования позволяют сделать следующие выводы.

Нетрадиционная техника изобразительной деятельности представляет собой создание художественных образов с помощью материалов, инструментов, способов и приемов выполнения изображения, не являющихся общепринятыми, традиционными.

Спектр используемых НТИД в данном направлении работы с детьми младшего школьного возраста достаточно широк, поэтому мы пришли к необходимости систематизации такого многообразия с помощью классифицирования их по блокам. В итоге нами выделено пять блоков НТИД: 1)позволяющие создать рисунок с использованием различных подручных инструментов и материалов и отличающиеся от традиционных рисунков по исполнению; 2)включающие в себя новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа с помощью нанесения красок определенным образом; 3)смешанного характера; 4)основанные на принципе простой печати; 5)основанные на принципе коллажа и др.

Использование определенной НТИД с детьми младшего школьного возраста предопределяется рядом факторов: фактором времени, фактором специфики предметно-пространственной среды, фактором цели, фактором особенностей контингента учащихся, фактором технологических особенностей НТИД и др.

В процессе работы нами выявлены возможности каждого блока НТИД, среди которых: возможность развития стремления экспериментировать со способами нанесения красок; возможность нивелирования чувства страха испортить результат своей работы; возможность формирования индивидуальности и собственного художественного видения создания художественных образов и многие другие; возможность расширения представлений детей о способах нанесения красок для достижения наибольшей выразительности изображения; возможность расширения представлений об интеграции разных художественных материалов и техник; возможность развития у детей стремления к достижению более необычных, оригинальных эффектов при смешении разных художественных материалов и техник; возможность формирования чувства меры при использовании разных художественных материалов и техник и т.д.

Однако следует заметить, что учебно-методическое и программное оснащение применения НТИД в контексте реализации данного процесса именно в младшем школьном возрасте требует совершенствования и доработки. Причинами такой ситуации могут быть следующие: 1)недостаточное уделение внимания освещению аспекта обучения младших школьников НТИД в примерной программе по изобразительному искусству (как следствие – в актуальных учебно-методических комплектах по ИЗО); 2)отсутствие единой учебно-методической базы, в которой был бы отражен накопленный к настоящему времени фонд НТИД; 3)отсутствие специального учебно-методического комплекта, ориентированного на обучение детей НТИД во внеурочной деятельности, являющегося существенным подспорьем для педагога и детей в области освоения НТИД, и т.д.

Данные причины стали основанием для обозначения перспектив нашего дальнейшего исследования, среди которых: 1)более детальное изучение нормативно-методических оснований для проектирования учебно-методического комплекта, ориентированного на обучение детей НТИД во внеурочной деятельности (программы, учебно-методического пособия и рабочей тетради); 2)проектирование данного УМК, его апробация и внедрение в образовательный процесс начальной школы.

Решение данных задач позволит не только в полной мере актуализировать потенциал нетрадиционных техник изобразительной деятельности в обучении младших школьников изобразительному искусству, но и пополнить научно-методический фонд в рассматриваемой области реализации образовательного процесса в начальной школе.


Библиографическая ссылка

Стерхова Н.С., Разливинских И.Н., Милованова Л.А., Хазова Т.М. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛА НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32384 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674