Общение без преувеличения является основным средством решения педагогических задач обучения, воспитания и личностного развития обучающихся, поскольку его качество определяет отношение к обучающимся и коллегам, стиль, эмоциональную атмосферу и зависит от того, какие жизненные цели, ценности, нравственные нормы приняты педагогами в качестве императива их индивидуального поведения. С этих позиций оценка качества общения педагогов представляет актуальную проблему современного образования.
Оценивать качество общения можно с объективных и субъективных позиций. Объективная характеристика качества общения представляет собой эмпирически зафиксированные события и обстоятельства общения, которые можно описать в дефинициях «время», «место», «действия», «участники». Такое фактологическое оценивание общения дает объективную картину в категориях «истина – ложь», но сильно сужает поле его исследования, поскольку не включает отношение субъектов общения друг к другу, переживание процесса и результата взаимодействия. В отличие от объективной, изучение субъективной оценки позволяет получить информацию для понимания отражения объективного процесса общения в сознании, эмоциональном реагировании и переживаниях человека. Субъективная оценка фактов общения связана с эмоциональным отношением к собеседнику, личностной значимостью обсуждаемых событий и процессов и зависит от ценностных ориентаций, потребностей и убеждений личности. Качественные характеристики общения субъективны по своей природе, поскольку обусловлены многообразием возможных мнений, основанных на отношениях предпочтения, личностной значимости и полезности. Субъективная оценка не носит вторичного характера по отношению к объективной. Напротив, изучение множества социальных процессов строится именно на сходстве или различии субъективных оценок тех или иных явлений. К таким процессам относится и общение педагогов, качество которого можно оценить на основании оценочных суждений его участников для заключения о том, насколько оно является для его участников ценностно-значимым, эмоционально комфортным и результативным. При оценке качества общения можно условно выделить три параметра – личностный смысл, который можно описать в категориях «ценность – антиценность», личностную значимость, которую можно описать в категориях «полезность – бесполезность», и эмоциональное принятие – «удовольствие – неудовольствие». Фиксация параметров качества общения возможна на основе оценочных суждений его участников, выражаемых с помощью ценностно-смысловых маркеров – слов различных грамматических классов: прилагательных, существительных, глаголов, а также сочетаний существительных и прилагательных, отражающих личностный смысл, личностную значимость и эмоциональное принятие. Эта длинная цепочка рассуждений приводит нас к выводу о том, что субъективная оценка качества общения непосредственно связана с пониманием его личностного смысла, эмоциональным отношением и проявляется в речевой деятельности человека.
Целями данной работы являются теоретическое обоснование, выделение ценностно-смысловых маркеров в субъективной оценке качества общения педагогов, разработка и апробация методики ее изучения. Отметим, что в работе рассматривается только качество общения педагогов, вопросы общения педагогов с обучающимися остаются за пределами исследовательского поля.
Материалы и методы исследования. Исследование осуществлялось совокупностью взаимосвязанных теоретических и эмпирических методов, адекватных цели исследования. Методом структурно-функционального анализа изучались сущность, структура и функции субъективной оценки. Структурно-семантический анализ применялся для определения субъективно-оценочных слов-маркеров, выражающих субъективное отношение к актам общения. Для изучения словесного пространства, окружающего субъективно-оценочные слова-маркеры в виде синонимов, применялся метод дистрибутивного анализа. Эмпирические методы исследования включали метод ассоциаций для изучения субъективной оценки качества общения, эксперимент по ее изучению у педагогов экспериментальной группы, интерпретацию полученных данных. Экспериментальная группа состояла из 33 учителей начальной школы.
Результаты исследования и их обсуждение. В соответствии с указанными методами исследования были определены его этапы: 1) изучение сущностных характеристик понятия «субъективная оценка»; 2) обоснование и выделение субъективно-оценочных слов-маркеров, характеризующих качество общения; 3) подготовка методики изучения субъективной оценки качества общения; 4) эмпирическое изучение субъективной оценки качества общения у педагогов экспериментальной группы. Обратимся к результатам первого этапа исследования – анализу содержания, структуры и функций субъективной оценки. Понятие «субъективная оценка» является объектом философии, социологии, лингвистики, психологии, педагогики. Как показано в работе В.В. Сутужко, в философии субъективная оценка представлена как «единство личностного смысла и общего значения, которые пронизывают систему персональных и социальных ценностей». Иными словами, субъективное оценивание является процессом актуализации ценности, в ходе которого проявляется ценностная предметность, отражающая значимые для субъекта стороны социального бытия [1]. Субъективная оценка как социологический концепт учитывает включенность субъекта в социальные отношения и понимается как соединение личностного опыта человека и окружающего социального фона, выраженное в нормативно-ценностных категориях. По мнению Н.Н. Григорик, субъективное восприятие оцениваемых объектов является связующим элементом между мировоззрением личности и общественным мнением и в определенной мере влияет на поведение членов социума, регулируя взаимодействие между ними [2]. В лингвистике проблеме субъективной оценки качества общения посвящены работы Н.А. Крупновой, в которых данная дефиниция изучается в аспекте языковой репрезентации в вербальном и невербальном речевом дискурсе по маркерам эмоционального состояния, манифестирующим ценности и смыслы речевого взаимодействия. Маркеры эмоционального состояния, выраженные средствами языковой идентификации, указывают на эмоции, чувства, переживаемые человеком в момент общения, поскольку проецируются на внешние проявления в виде вербальных (слов) и невербальных (мимики, жестов, пантомимики) сигналов [3]. Иными словами, маркеры передают информацию эмоциональной оценки участниками качества общения – как актуального, так и уже свершившегося или ожидаемого. По мнению Е.М. Вольф, система значений субъективной оценки связана с понятием «норма» и основана на двух основных признаках — «хорошо/плохо» или «отрицательная/положительная» [4]. Значения располагаются по шкале оценок, на которой есть зоны положительного и отрицательного, а между ними лежит зона нейтрального, где признаки «хорошо/плохо» находятся в некотором равновесии. Выбор значений на оценочной шкале отдельным индивидом определяется целым рядом параметров. Одним из них является субъективное восприятие участниками общения друг друга. И здесь речь идет не только о личностных характеристиках, но и о предшествующем опыте общения, мотивах общения, восприятии его цели каждым участником, ожиданиях в отношении его результатов, предположениях о целях и мотивах другого человека, предшествующих опыту общения с данным человеком.
Психологическая наука также отдает приоритет субъективным оценкам, возникающим не только на когнитивном уровне, но и на эмоциональном. Такие оценки не всегда имеют вербальное выражение, поскольку могут не осознаваться и проявляются в виде переживания. Отдельный интерес представляют субъективные оценки событий прошлого, то есть «переживаний пережитого». Кроме этого, психологию интересуют ценностно-смысловые образования личности, формирующиеся в течение жизни и проявляющиеся в оценочном отношении к миру, людям, обществу, себе самому. N.W. Hudson, R.E. Lucas, M.B. Donnellan полагают, что таким параметром является ценностная картина мира участников общения, основанная на их представлениях о должном/запретном, приятном/неприятном [5]. По мнению J. Sun, K. Harris, S. Vazire, субъективная оценка качества общения также зависит от количества и качества социальных взаимодействий, характеристикой которых является зависимость людей друг от друга, когда их действия во многом определяются взаимной ориентацией партнеров по отношению друг к другу и ответными реакциями [6]. Исследователями D.F. Sacco, M.M. Ismail выявлены и другие факторы субъективной оценки – социальная принадлежность, социальная идентификация и зависимость от группы [7]. Социальная принадлежность означает объединение человека с конкретной социальной общностью на основе преобразования ее целей, интересов и ценностей в свои собственные, а также способы поведения для достижения жизненных целей с помощью данной общности или группы. Человек может стремиться к «слиянию» с группой, добровольно принимая ее нормы (социальная идентификация), либо, напротив, находиться в отношениях антагонизма к членству в данном сообществе. Зависимость от группы проявляется в эффекте интрагруппового фаворитизма, когда нормы и правила «своей» группы субъективно воспринимаются как положительные, а «чужой» группы – как отрицательные.
В педагогической науке изучение качества педагогического общения в большей степени смещено к анализу его объективных характеристик – стиля общения педагогов, компетенций в области коммуникативных техник и в области конфликтологии и т.п. Исследование субъективной оценки общения как педагогической категории не располагает большим массивом эмпирических данных и до настоящего времени не получило должного теоретического освещения. Таким образом, в результате первого этапа исследования, посвященного изучению сущностных характеристик понятия «субъективная оценка качества общения», были получены данные, которые позволяют выделить первый элемент научной новизны исследования: субъективную оценку качества общения можно рассматривать как междисциплинарную категорию, отражающую личностные смыслы, ценностное отношение и эмоциональное принятие актов общения, проявляющиеся языковой репрезентацией в вербальном речевом дискурсе по маркерам эмоционального состояния.
Перейдем к описанию второго этапа исследования – обоснованию и выделению субъективно-оценочных слов-маркеров, характеризующих качество общения. Опираясь на данные структурно-функционального анализа сущностных характеристик субъективной оценки качества общения, которые можно выразить в категориях «полезность – бесполезность», «ценность – антиценность», «удовольствие – неудовольствие», мы определили ценностно-смысловые маркеры как слова, передающие субъективно-оценочное значение качества общения педагогов в паре или в группе, и выделили три группы маркеров – рассудочно-оценочные, экспрессивно-оценочные и действенно-оценочные.
Рассудочно-оценочные маркеры отражают субъективную оценку полезности общения и выражаются словами «азарт», «безразличие», «отстраненность» и др. Экспрессивно-оценочные маркеры показывают эмоции, эмоциональные состояния, переживания, выраженные словами «восторг», «возмущение», «враждебность», «страх» и др. Действенно-оценочные маркеры указывают на субъективную оценку результативности общения – гордость за результат, разочарование, неудовлетворенность и др. Кроме этого, были выделены слова-маркеры, которые можно условно назвать сквозными, поскольку они могут относиться к любой из трех групп – «удивление», «любопытство», «напряжение» и др. Результаты, полученные на данном этапе, позволяют выделить второй элемент научной новизны – определение понятия «ценностно-смысловые маркеры общения» – и определить три группы ценностно-смысловых маркеров общения – рассудочно-оценочных, экспрессивно-оценочных и действенно-оценочных.
На третьем этапе исследования была разработана методика изучения субъективной оценки качества общения, предполагающая общение педагогов в различных ситуациях – деловой игры, совместной разработки проекта и др. В рамках методики участникам задаются формат общения, цель, время работы, форма презентации результатов и предлагается список ценностно-смысловых маркеров, в котором нужно отметить те, с которыми ассоциируются эмоции, состояния, чувства на разных этапах общения. Список содержит 45 слов, обозначающих положительные, отрицательные и нейтральные эмоции, эмоциональные состояния, чувства и переживания – азарт, апатия, безразличие, безмятежность, беспокойство, бессилие, вдохновение, возмущение, восторг, враждебность, гордость, досада, замешательство, злость, любопытство, напряжение, неудовольствие, настороженность, неудовлетворенность, обида, огорчение, отвращение, отстраненность, подавленность, привязанность, радость, раздражение, разочарование, симпатия, скука, стеснение, страдание, стыд, счастье, страх, тревога, уважение, увлеченность, удивление, удовлетворенность, удовольствие, унижение, уныние, усталость, ярость.
На четвертом этапе исследования апробировалась методика изучения субъективной оценки качества общения. Исследовалось субъективная оценка качества общения в ситуации коллективной разработки проекта урока в мини-группах по 3–4 человека на различных его этапах: формирования группы, выбора темы проекта, разработки проекта, презентации готового проекта, рефлексии после завершения работы. В таблице приведены данные выборов ценностно-смысловых маркеров, которые указали более 20% педагогов.
Данные субъективной оценки качества общения педагогов на разных этапах проектной деятельности
Общение на этапах проектирования |
Выбор ценностно-смысловых маркеров |
|||
Рассудочно-оценочные Человек/% |
Экспрессивно-оценочные Человек/% |
Действенно-оценочные Человек/% |
Сквозные Человек/% |
|
Формирование группы |
Увлеченность 11/33 Вдохновение 10/30 Азарт 7/21
|
Симпатия 12/36 Уважение 10/30 Замешательство 8/24 |
Радость 8/24 Удовлетворение 8/24 |
Любопытство 8 /24 |
Выбор темы проекта |
Вдохновение 13/40 Азарт 12/36 Увлеченность 12/36 Замешательство 11/33 |
Беспокойство 7/21 |
– |
Любопытство 16/48 Удивление 5/15 |
Разработка проекта |
Увлеченность 18/55 Вдохновение 9/27 Азарт 8/24 |
Беспокойство 8/24 Замешательство 6/18 Тревога 6/18 Уважение 6/18 Усталость 5/15 Настороженность 4/12 |
Гордость 8 /24 |
Любопытство 21/63 Напряжение 9/27 Удивление 6/18 |
Презентация проекта |
Увлеченность 7 /21 |
Тревога 11/33 Настороженность 5/15) |
Беспокойство 19/58 Удовлетворенность 9/27 Гордость 8/24 |
Напряжение 14/42 Любопытство 7/21 Стеснение 5/15 |
Рефлексии после завершения работы |
Вдохновение 7/21 |
Радость 15/55 Восторг 11/33 Уважение 8/24 Счастье 7/21 |
Удовлетворенность 18/55 |
– |
Как видно из данных таблицы, на этапе формирования групп (состав групп определялся по желанию педагогов) были выбраны маркеры всех четырех типов с преобладанием рассудочно-оценочных и эмоционально-оценочных. Субъективная оценка качества общения ассоциировалась с маркерами «симпатия», «уважение», «увлеченность», «уважение», «удовлетворенность», «азарт». Четверть педагогов выбрали маркеры «замешательство» и «любопытство». На этапе выбора темы проекта преобладал выбор рационально-оценочных маркеров. Так, примерно у половины учителей качество общения ассоциируется с вдохновением и азартом, у каждого третьего – с увлеченностью. Тем не менее, треть учителей отметили «замешательство» и «беспокойство». Наибольшее количество маркеров, причем всех четырех типов, были выбраны на этапе разработки проекта. Из рассудочно-оценочных маркеров лидировали «увлеченность» и «вдохновение», их указали более половины учителей экспериментальной группы. Каждый четвертый учитель выбрали «азарт» и каждый шестой – «восторг». Однако в выборе эмоционально-оценочных маркеров явно преобладали негативные – «беспокойство», «тревога», «усталость» и «настороженность». Были выбраны всего два действенно-оценочных маркера – «гордость» (24%) и «удовлетворенность» (12%). Субъективная оценка качества общения на этапе презентации проекта была смещена в сторону действенно-оценочных и сквозных маркеров. Примерно половина учителей отметили «беспокойство» и «напряжение». В эмоционально-оценочных маркерах преобладал выбор маркеров «тревога» и «настороженность». На этапе рефлексии после окончания работы преобладала частотность выбора эмоционально-оценочных маркеров – «радость», «восторг», «уважение», «счастье». Более половины педагогов указали действенно-оценочный маркер «удовлетворенность».
Заключение
Проведенное исследование показало, что субъективная оценка качества общения связана с этическими категориями, социальными процессами, речевым поведением, психологическими процессами, поэтому ее целесообразно рассматривать в контексте междисциплинарного «узла» философии, социологии, лингвистики, психологии. В наименьшей степени она изучена и подкреплена эмпирическими данными в педагогической науке, поэтому данные исследования в определенной степени восполняют этот пробел. Определение сущности субъективной оценки качества общения, обоснование субъективно-оценочных слов-маркеров, отражающих его качество, обогащают теорию и практику педагогического общения. Апробация методики изучения субъективной оценки качества общения показала, что использование ассоциативного метода предоставляет информацию, по которой можно судить о личностных смыслах, ценностном отношении и эмоциональном принятии актов общения. Перспективами развития данного направления мы полагаем расширение пространства ценностно-смысловых маркеров и изучение субъективной оценки качества общения в разнообразном спектре ситуаций общения педагогов – игровых, соревновательных, конфликтных и др.
Библиографическая ссылка
Яковлева Н.Ф. ЦЕНННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ МАРКЕРЫ В СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГОВ // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32382 (дата обращения: 21.03.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.32382