Исторически назрела необходимость ревитализации устной традиции эпического сказительства народа. Порешению ЮНЕСКО, в 2005 г. героический эпос олонхо якутов саха причислен к шедеврам нематериального культурного наследия, в связи с чем в Республике Саха (Якутия) одним из важных направлений работы являются восстановление механизмов межпоколенной передачи традиционных форм эпического наследия и воссоздание аутентичного устного традиционного сказительства – олонхолоосун. В Республике создаются не только кружки и студии по подготовке маленьких исполнителей олонхо, но и специализированные Школы олонхо, в которых в той или иной мере разрабатываются соответствующие Программы и Концепции развития, но нет еще как таковой научной модели Школ олонхо, на которую могли бы ориентироваться вновь создаваемые школы. Школы олонхо следует признать как не имеющие аналогов инновационные формы социальных институтов культурного образования, где обучаются и воспитываются особого природного склада дети, наследники потомственных олонхосутов – сказителей. Последние бытовали в свое время по локальным центрам олонхо во всех улусах саха, и их родословные подлежат также отдельному изучению и воспроизводству.
В данной статье ставится цель обобщить создаваемый оригинальный опыт вновь организуемых специализированных Школ олонхо в системе общего образования Якутии и выявить концептуальное зерно в их программах развития.
Для успешного проведения исследования и достижения поставленной цели поэтапно использованы методы сбора материала по школам Республики, занимающимся приобщением детей к эпическому сказительству, дальнейшего его сопоставления, логического анализа и, наконец, систематизации и обобщения. Также широко использованы многолетний личный опыт и архивные материалы автора, являющегося активным участником как педагогической, так и научно-организационной деятельности в процессе приобщения детей и молодежи к эпическому наследию предков.
Результаты исследования выявили недостаточность теоретической обоснованности имеющихся программ Школ олонхо, но в определенной мере их продуктивность – в Республике растет юное поколение сказителей олонхо, и дети проявляют живой интерес к устному сказительству. Полученные выводы будут использованы для практической разработки концептуальной модели Школ олонхо, к разработке которой автор намерен приступить в скорейшем времени – это является социальным и правительственным заказом для якутской педагогической науки.
Сегодня наряду с традиционной школой получили развитие различные виды авторской школы: адаптивная школа, школа диалога культур, школа самоопределения, вальдорфская школа, школа развивающего обучения и др. В этом плане рассматриваемая нами Школа олонхо также может называться и авторской школой. Энтузиастами, исполнителями, исследователями феномена олонхо предпринимаются всевозможные усилия по сохранению и возрождению олонхо. В этих условиях социальный вес отдельно взятых уникальных народных талантов приобретает большую значимость, так как именно на них ложится огромная ответственность за передачу вековых традиций и ценностей растущим поколениям. Именно таким народным талантом обладают энтузиасты создания Школ олонхо – чаще всего это педагоги, но есть и самобытные носители олонхо, привлекаемые к обучению детей секретам, умениям, навыкам и владениям устного сказительства. Как социальный институт школа выполняет множество самых необходимых и одновременно незаменимых функций – обучающую, развивающую, воспитательно-нормативную, социализирующую, инкультурирующую, идентификационную, информационную, профориентационную и иные, но самое главное – это функцию креативной разрядки личности. В отношении к последней Школа олонхо призвана в первую очередь выполнять роль креатора – катализатора и реализатора творческого потенциала будущих слушателей и исполнителей эпического текста культуры саха – олонхо. Настоящих сказителей олонхосутов вырастет единичное количество, но в такой школе все дети получат личностное развитие для того, чтобы народ саха и впредь развивался в ногу со временем, в ногу с историей мировой культуры.
Теоретические разработки концепции Школы олонхо в данное время далеко не завершены, можно даже сказать, что к этому вопросу ученые Республики практически еще не приступали. Анализ степени разработанности изучаемой тематики дает весьма скудные результаты. Так, известно, что впервые термин «педагогика олонхо» использовал в своих трудах академик К.С. Чиряев, основавший Оросунский музей этнопедагогики Верхневилюйского улуса. Он один из первых обосновал актуальность образовательно-воспитательного потенциала олонхо в повседневной жизни. Педагогический потенциал олонхо представлен в трудах культурологов и педагогов Республики Саха, а также в трудах ученых других республик, занимавшихся проблемами фольклора. Исследователи (К.С. Чиряев, К.Д. Уткин, Е.М. Поликарпова, Е.П. Чехордуна, Н.И. Филиппова, М.Т. Гоголева, Н.Г. Никитина, М.И. Баишева и др.) и педагоги-практики единодушны во мнении, что «олонхо – это синтез многих искусств: словесного, музыкального, вокального, изобразительного, театрального, что это – вершина якутского фольклора, и что в нем отображаются мировоззренческие, эстетические, духовно-нравственные идеалы якутского народа. Преподавание олонхо и устного народного творчества как специального предмета затрагивает весь процесс формирования личности ребенка: развитие речи, мышления, формирование нравственности, эстетическое воспитание, формирование мировоззрения» [1, 2, 3]. Автором М.Т. Гоголевой дается «описание обучающего эксперимента в 5–11-х классах средней школы, обоснован учет художественного своеобразия олонхо и вытекающей из этого своеобразия системы методов и приемов чтения, анализа олонхо, дается психолого-педагогическое обоснование особенностей восприятия фольклорного эпоса» [1]. В целях повышения эффективности обучения автором разработана и предлагается система поэтапного приобщения учащихся к эпосу с 5-го по 11-й классы [1]. Подобного плана диссертационное исследование выполнено автором Н.Г. Никитиной, рассмотревшей особенности изучения олонхо в начальном звене общеобразовательной школы [2]. М.И. Баишевой исследованы этнопедагогические воззрения народа саха на материалах олонхо [3]. Авторы выносят следующие принципиально общие для всех положения.
1. Специфика жанра героического эпоса требует длительного процесса поэтапного приобщения школьников к жанровому своеобразию, идейно-эстетической целостности олонхо.
2. Поэтапное освоение учащимися поэтики, высокохудожественного языка олонхо способствует эффективности изучения.
3. Синкретизм эпоса способствует изучению олонхо посредством других видов искусства: живописи, музыки, сценического творчества.
4. Высокий уровень художественно-коммуникативной природы произведения способствует личностно значимому восприятию олонхо учащимися, развитию их эстетического вкуса и творческих способностей [1, 2, 3].
Но, как уже отмечено нами выше, собственно процесс создания специализированной Школы олонхо в науке пока еще не описан.
В Республике насчитывается несколько профильных учреждений, которые успешно внедряют педагогику олонхо в своей образовательной деятельности: Кутанинская Школа педагогики Олонхо Сунтарского улуса, Бетюнская средняя общеобразовательная школа (СОШ) Амгинского улуса, Тасагарская СОШ Вилюйского улуса, Кыйынская СОШ Таттинского улуса, Таратская СОШ Мегино-Кангаласского улуса, Кептининская СОШ Усть-Алданского улуса и иные, с которыми автор статьи поддерживает плодотворную связь и ведет совместную профессиональную деятельность [4].
В Мегино-Кангаласском улусе Республики в маленьком поселке Тарат работает общеобразовательная неполная средняя школа под названием «Школа-лаборатория олонхо». Научным руководителем в свое время работала доцент кафедры методики преподавания якутского языка и литературы СВФУ Олесова Саргылана Гаврильевна (1961–2019). С 2005 г. в ходе улусного эксперимента «Огону иитиигэ Айыы сырала (олонхо педагогиката)» разрабатываются и внедряются уроки олонхо; осуществляется продвижение новых педагогических технологий обучения школьников; внедряются достижения педагогической науки и практики в процессе профессиональной подготовки учителей. В соответствии с этим был разработан «Комплекс методических тем школы на период до 2010/11 уч.г.: разработка методическими объединениями модели обучения школьников по индивидуальным учебным планам с учетом внедрения в образовательный процесс уроков олонхо, индивидуально-проектной деятельности, здоровьесберегающих педагогических технологий; разработка программы “Школа-лаборатория олонхо” и вхождение в республиканскую сеть Школ олонхо. При этом учебную перегрузку детей предполагается устранить путем достижения следующих компетенций: с 5-го класса школьники будут свободно владеть общеучебными навыками и умениями, ведущими к формированию исследовательских умений; с 5-го класса школьники овладеют методами разного вида обобщений с последующим формированием системы знаний; за счет более тщательного отбора учителями учебной информации и подачей материала “крупными блоками”, использования проблемно-модульного подхода к обучению будут ограничены домашние задания» [5, 6]. Следовательно, благодаря научному руководителю-методисту учебный план школы был разработан до мельчайших подробностей и с обеспечением достаточного количества часов на изучение родного языка и литературы, куда и входили уроки олонхо, чего, к сожалению, не могут достичь в большинстве школ Республики.
Е.П. Чехордуной создана сеть школ и детских садов, работающих по системе «Педагогика олонхо». Так, в 2006–2012гг. Эгинская средняя общеобразовательная школа Верхоянского улуса работала по программе «Формирование школьного уклада в арктических условиях на основе педагогики олонхо». «Цель деятельности – использование человекосозидающей педагогики олонхо в воспитании жизнеспособной личности жителя Арктики. Основными задачами являются: изучение олонхо всеми субъектами образовательной деятельности вкультурологическом, философском, педагогическом аспектах; организация поисково-исследовательской работы детей по сбору сохранившегося наследия эгинских олонхосутов; активизация работы по историческому краеведению с целью изучения учащимися культурно-исторических традиций эгинцев; создание развивающей среды школы и детского сада по системе педагогики олонхо; внедрение элементов олонхо в учебный процесс и др.; возрождение живых традиций исполнительства эгинских (верхоянских) олонхосутов» [7]. В данную сеть входят Тыарасынская, Тасагарская, Таратская и Мастахская СОШ Республики. На опыте проведенной работы в Таттинском улусе под руководством И.А. Сивцевой создан кластер, объединяющий 6 школ-садов, 12 ДОУ и 11 школ, занимающихся с детьми по технологии СЭДИП, разработанной Е.П. Чехордуной [8, 9].
С 2000-х гг. в с. Тасагар Вилюйского улуса образовательные учреждения, общественные организации и энтузиасты занимаются популяризацией якутского героического эпоса олонхо. На основе этого опыта для сохранения и развития самобытной культуры народа, содержащегося в олонхо, посредством передачи ее детям в апреле 2016 г. был создан проект «Туску», где смыслообразующим ядром воспитания и образования является «Педагогика олонхо». Целью проекта является создание условий для формирования социально активной, свободной личности, способной осуществлять зрелый выбор способа самореализации на основе педагогики олонхо. Деятельность запланирована по трем основным направлениям проекта (спорт и здоровье – «Чэбдик», духовность и культура – «Айылгы», учеба – «Өркөн өй»). Построенное таким образом содержание образования обеспечивает доминирование на урочных и внеурочных занятиях исследовательской и проектной деятельности. С 2018 г. научное руководство инновационной программой школы ведется Ю.П. Борисовым, сотрудником института олонхо СВФУ, кандидатом филологических наук, сказителем-импровизатором. При разработке образовательных программ наравне с дидактическими принципами учитываются принципы: натурализма (ого ис айылгатынан чёл кута-сюрэ), социологизма (дьон тэнэ буолар бага), духовности (удьуор тыына), творческой активизации, гуманизации (сайдар бага, кэскили тутуу). Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, нацеливаясь на формирование свободной творческой личности с развитым интеллектом (ийэ ёйдёёх), развитым духовно (удьуор тыыннаах) и высоконравственным отношением к миру (айыы сиэрдээх киси) (по Г.С. Поповой) [10]. Следует отметить, что в данной школе во всех классах по всем предметным областям разработаны поурочные планы по внедрению материалов олонхо, и они действительно реализуются на практике. Ведется профессиональный психолого-педагогический мониторинг по многим показателям качества образования. Результатом такого системного подхода к реализации педагогики олонхо и энтузиастской деятельности отдельных учителей-усуйааччы, к примеру Маргариты Егоровны Григорьевой, является целое поколение, плеяда талантливых детей – исполнителей олонхо, имена которых занесены в республиканскую базу данных детей олонхосутов.
В целом, если рассмотреть по группам улусов саха, олонхо возрождается в детских (и не только детских) коллективах восточнобережных и Вилюйской группе улусов, притом охвачена и северо-восточная группа улусов, имеющих исторически общие корни с Ботурусским улусом. Таким образом, в данное время в Республике разворачивается работа по созданию системы воспитания под общим названием «Школа олонхо», и наша статья ставит своей целью обнаружение концептуальной линии программы таковой школы на примере более детального изучения Кэнтикского феномена.
«В Верхневилюйском улусе в XIX-XX вв. насчитывалось около 80 одаренных олонхосутов: Н.С. Александров-Ынта Никиитэ (Дюллюкю), Ф.Н. Тимофеев-Биэчэрэ (Оросу), Ф.Н. Суханов-Бааҕынаан (Быракан), Т.И. Филиппов-Сангыйах (Тобуя), М.П. Егоров-Адьыак (Кэнтик), В.Г. Степанов-Суор Баһылай (Сургулук) и др. В 2014, 2016, 2017 гг. в с. Верхневилюйск были проведены масштабные форумы олонхо “Үйэлээх үгэһи – оҕоҕо ыччакка” (“Вековые традиции – подрастающему поколению”), “Олоҥхо тыла – Ийэ тыл” (“Язык олонхо – праязык саха”), «XXI үйэҕэ саха норуотун духуобунаһын саҥа саҕахтара” (“Духовные ценности народа саха на путях инновационного развития в XXI веке”)с участием свыше 1800 работников науки, образования и культуры из 16 районов республики и г. Якутска» [11]. Эти научно-общественные мероприятия под руководством и по инициативе Института олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова, несомненно, стали серьезным подготовительным этапом в создании авторской Школы олонхо Сахаайты-А.М. Мойтохоновой. Воспитанники обучаются преимущественно на материале локального (тёлбэ) олонхо, что дает возможность, прежде всего, возродить эпическую традицию верхневилюйских сказителей.
В Программе развития Кэнтикской общеобразовательной школы создаваемая Школа олонхо отражена в направлении духовно-нравственного воспитания школьников одним словом «Олонхо» [12]. В целом школа по своему типу является агрошколой, и тема школы на период с 2019 по 2023 гг. определена как «Реализация профессионального самоопределения учащихся в системе школа – вуз». Говорится, что «по результатам проведенного опроса среди учащихся выявлен высокий интерес к таким видам ремесла, как керамика, автодело, кузнечное дело, швея, косторезное дело, овощевод. Соответственно, на сайте школы вывешены образовательные программы по данным профессиям. Также отмечено, что по анализу поступления учащихся выявляется картина изменения направления профилей выбранных специальностей у выпускников с высоким интеллектуальным потенциалом, с разносторонними способностями» [12]. Для реализации Программы развития создан и функционирует Центр профессионального самоопределения КСОШприВУЗ. По индивидуальным учебным планам возможны различные формы обучения: в потоке, в классе, во временных/предметных группах и индивидуальное обучение. При таком раскладе культурно-образовательной деятельности школьников собственно деятельность Школы олонхо в рамках сельской СОШ представлена также Образовательной программой, разработанной автором А.М. Мойтохоновой. На основе примерных программ и методических рекомендаций по фольклору автор составила учебную программу «Уһуйаан» (Творческое обучение) [13]. Программа получила положительный отзыв аттестационной комиссии. В 2015 г., защитив проект на республиканском конкурсе по концепции «Школы Олонхо», А.М. Мойтохонова добилась открытия «Школы Олонхо» на базе МБОУ «Кэнтикская СОШ им. Н.К. Седалищева–Дьуегэ Ааныстыырова». «Школа работает по Программе, утвержденной Министерством культуры РС(Я), также согласно утвержденному учебному плану, разработанному на основе федеральных государственных требований, рекомендованных Министерством культуры Российской Федерации. Срок обучения составляет 5 лет. Учебный процесс делится на 3 группы: Подготовительная группа – прием детей 5–6 лет; Основная группа – прием детей 7–12 лет; Профессиональная группа – прием детей 13–18 лет. Образовательная деятельность состоит из: тойук (горловое пение); осуохай (якутский круговой танец); народное пение; чабыргах (скороговорки); олонхо (эпос); история культуры народа саха; народный музыкальный инструмент; ансамбль; сольфеджио; предмет по выбору. В учебных планах учтены как групповые, так и индивидуальные занятия, репетиционные часы, а также часы предмета по выбору обучающихся. «Предмет по выбору» является свободным выбором учащихся и родителей, что позволяет обеспечить благоприятные условия для развития индивидуальных способностей обучающихся к какому-либо виду другой фольклорной образовательной деятельности, а также и для обучающихся, имеющих трудности в освоении каких-либо предметов.
В 2019-2020 учебном году Школа олонхо выпустила первых выпускников. Улусная Школа олонхо является опорной школой Института олонхо СВФУ им. М.К. Аммосова и Театра олонхо Республики Саха (Якутия). В том же году артисты Театра олонхо поставили для выпускников Школы олонхо спектакль по олонхо Н. Степанова-Ноорой «Кюн Эрили». В сентябре месяце был произведен новый прием детей, желающих учиться в Школе олонхо, куда приехали учиться дети из Среднеколымского, Усть-Алданского, Нюрбинкого улусов и из сел Верхневилюйского улуса» [13].
Как видно из текстового отчета работы ансамбля «Кылыһах» за 2020-й календарный год, дети-воспитанники получали призовые места в конкурсах по малым фольклорным жанрам, а собственно в известных по Республике детских фестивалях по исполнению олонхо школа еще не проявила себя заметным образом. По реалии наработанного на данном этапе развития школа пока осваивает групповую форму интонирования эпоса олонхо, на уровень одиночного исполнения в данном детском коллективе на республиканском уровне пока не заявляется.
В летнее время работа школы продолжается в форме лагеря – это комплексный учебно-воспитательный центр, где в тесной взаимосвязи сочетаются программы теоретических знаний «Олонхо», «Музыка олонхо» «Устное народное творчество», «Народные музыкальные инструменты», а также программа экскурсионно-практических занятий и досуговая деятельность учащихся. Находясь в условиях лагеря, школьник имеет возможность видеть конкретный результат своего труда, что является стимулом активизации его познавательной активности и деятельности. Программа образовательного лагеря включает в себя две части: 1. Образовательная (программа теоретических занятий и практическая деятельность); 2. Экскурсионно-развлекательная программа. Программы теоретических занятий включают в себя теоретические занятия, лекции, творческие работы по направлениям: язык олонхо; текстология олонхо; олонхо – энциклопедия жизни; олонхо и философия; олонхо и математика; олонхо и история; олонхо и астрономия; олонхо и география; олонхо и архитектура; культура общения; культура приветствия; культура поведения; этноэтикет; идиомы как педагогические изречения; народная песня как действенное средство эстетического воспитания; воспитывающее значение обрядовой поэзии; экологическая функция алгыса; педагогическое содержание мифологии; познавательное значение исторических легенд и преданий; тойук.
Ответственность каждого школьника должна проявляться, прежде всего, в активной созидательной деятельности по изучению фольклора, духовной культуры родного народа, пропаганде идей сохранения и передачи культурного наследия. Ожидаемые результаты Лагеря олонхо: Создание положительной мотивации к теоретическим и практическим занятиям, доверительных отношений и чувства защищенности перед невзгодами жизни; обретение подростками уверенности в своих силах; овладение детьми конкретными практическими навыками в области якутского музыкального фольклора; привитие навыка к чтению текста олонхо; улучшение здоровья детей, овладение элементарными жизненно значимыми навыками, предупреждение и сокращение правонарушений среди подростков [13].
В 2022 г. Республиканский национальный праздник Ысыах олонхо проводился в Верхневилюском улусе, и А.М. Мойтохоновой здесь принадлежала ведущая роль сразу в двух творческих коллективах – у себя в Кэнтикской СОШ и в Детской школе искусств им. Н.И. Бойлохова. Здесь к месту отметить факт того, что среди молодежи и взрослых пока еще выделились лишь единичные выходцы из данного улуса, но принятые меры к созданию Школы олонхо должны дать со временем реальный результат. Как видим из приведенной официальной информации, ни собственно Школа олонхо, тем более лагерь не ставят пока цель подготовки исполнителей эпоса олонхо, ограничиваясь привитием навыка к чтению текста олонхо, что, несомненно, имеет важнейшее значение.
Если вернуться в целом к фактическому конечному результату – воспитанию исполнителей и импровизаторов олонхо из числа детей, то из вышеперечисленных школ олонхо пока заметно результативны Бетюнская, Тасагарская, Кутанинская, Кэптэнинская СОШ. Остальные дети-олонхосуты выходят из рук отдельных педагогов – усуйааччы, которые в Республике объединены в общественной организации «Ийэ кут», руководимой сотрудником Республиканского научного Центра олонхо З.Г. Сысолятиной.
По результатам данного частного научного исследования можно сформулировать следующие обобщающие выводы. Во-первых, олонхо изучается в контексте общего культурного образования школьников. Во-вторых, все рассмотренные Школы олонхо ставят целью не массовую подготовку исполнителей олонхо, а основной упор делается на развитие личностных качеств и компетенций воспитанников, что полностью соответствует государственной политике и стандартам в области образования. В-третьих, занятия с детьми ведутся по всем видам и жанрам фольклора, а не только по исполнению олонхо, потому что привитие исполнительских навыков так и велось в якутской сказительской традиции – олонхосут мастерски владел всеми жанрами устного народного творчества. В-четвертых, преобладает способ исполнения олонхо в групповой форме, откуда постепенно выделяются отдельные одаренные дети – исполнители олонхо в традиционном стиле. В-пятых, большую надежду школы возлагают на дополнительное образование детей, где и возможны практические занятия по исполнению олонхо как в групповой, так и в индивидуальной форме. В-шестых, к созданию специализированной Школы олонхо склонны и способны лишь носители олонхо, обладающие организаторскими способностями, и лишь в местах, где встречают поддержку и одобрение со стороны руководства культуры и образования; либо в местах, где встречается удачный творческий тандем двух знаковых лиц: олонхосута – усуйааччы и организатора – менеджера образования и культуры. В-седьмых, исполнители олонхо из числа детей выявляются в исконных локальных центрах генерирования олонхо, где сохранились генетические родовые и культурные коды. Все остальные воспитанники Школ олонхо становятся настоящими Слушателями олонхо, а без Слушателей устное сказительство не может существовать. В этом последнем выводе и заключается концептуальное зерно идеи Школ олонхо.
На основании вышеизложенного можно сформулировать следующие задачи по укреплению позиции вновь создаваемых Школ олонхо:
– разработка и внедрение обобщенной теоретической модели Школ олонхо;
– совершенствование образовательных программ Школ олонхо;
– создание республиканской сети Школ олонхо по отдельным локальным центрам традиционного сказительства – ололхолоосун – и прикрепление руководства таковой сетью к определенному структурному подразделению министерств образования и культуры;
– создание методических курсов и семинаров для педагогов – усуйааччы, занимающихся подготовкой детей – исполнителей олонхо по локальным центрам олонхо;
– создание устойчивой системы регулярных улусных, республиканских, региональных, межрегиональных детских смотров, форумов, конкурсов, фестивалей, обучающих заездов по традиционному исполнению олонхо – олонхолоосун;
– по результатам изучения и обобщения передового педагогического опыта Школ олонхо разрабатывать научные, научно-методические, практические руководства для детских творческих объединений по подготовке нового поколения исполнителей эпоса олонхо – олонхосут.
Библиографическая ссылка
Попова Г.С. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ЯКУТИИ ПО СОЗДАНИЮ ШКОЛ ОЛОНХО // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32381 (дата обращения: 14.10.2024).