Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОТВОРЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ КАК ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ГУМАНИЗАЦИИ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Марковская Е.А. 1
1 ФГКОУ «Санкт-Петербургский кадетский военный корпус им. князя Александра Невского»
В представленной статье рассматривается сотворческая стратегия проектной деятельности как основная идея гуманизации кадетского образования. Целью исследования, являлось определение сотворческой стратегии внедрения проектного подхода в образовательный процесс кадетского военного корпуса, приводящий к гуманизации кадетского образования. Сотворческая стратегия опирается на ценность развития собственно творческого педагогического мышления, выбирая при этом эволюционные способы поддержки его становления. Реализация этой стратегии приведет к созданию открытого образовательного пространства кадетского военного корпуса для самореализации воспитанников в формате индивидуального образовательного маршрута и проектной деятельности. В гуманистическую сотворческую стратегию входят следующие проектные этапы: стартовые дни; музейные дни; дни индивидуального исследовательского проекта; профессиональные дни (знакомство с профессиями). Реализация сотворческой стратегии требует расширения диапазона профессиональных ролей педагога, которые предполагают как индивидуальную его работу, так и работу в команде. Сотворческую стратегию как основную идею гуманизации кадетского образования можно рассматривать для формирования профессионального сознания кадет, будущих офицеров, в основе этого лежат те качества личности, которые были сформированы у воспитанников в родительской семье, какие традиции и социальные правила он вынес из опыта предков.
кадетское образование
гуманизация образовательного процесса
сотворческая стратегия
компетентность
проектная деятельность
1. Лазарчук Е.А. Понятие педагогического сотворчества (включая кураторство) и вопросы его проблематизации в воспитательном процессе // Молодежь, власть, общество: проблемы и перспективы взаимодействия: сборник статей международной научно-практической конференции (Саратов, 27–28 мая 2021 года) / Под общей редакцией Е.Б. Дудниковой, Н.В. Шалаевой. Саратов: ООО "Центр социальных агроинноваций СГАУ", 2021. С. 101-107.
2. Марковская Е.А. Инновационная деятельность и сотворческая стратегия развития довузовской образовательной организации // Инновационные формы работы с педагогами: сборник материалов IV Всероссийского практико-ориентированного семинара (Санкт-Петербург, 16–17 января 2020 года) / Санкт-Петербургский кадетский военный корпус Министерства обороны Российской Федерации. Казань: ООО «Бук», 2020. С. 10-14.
3. Губайдуллин М.И., Валиева З.Х., Исангулова Р.Г. Педагогическая диагностика способности к работе с одаренными детьми и подростками // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2017. № 4 (125). С. 78-79.
4. Минеева Е.Г. Проектный метод обучения в урочной и внеурочной деятельности на уроках биологии как средство развития социализации обучающихся // Школа как платформа для успешной социализации обучающихся на уровне профессионального образования: материалы VI региональной научно-практической (очно-заочной) конференции (Волгоград - Котово, 15 февраля 2019 года). Волгоград-Котово: Волгоградский государственный технический университет, 2019. С. 170-173.
5. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: учебное пособие / под редакцией А.П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2006. 96 с.

Феномен педагогического сотворчества формируется в процессе социального взаимодействия педагога с обучающимися, а осознается это по мере перехода к информационному обществу и к эпохе инновационного развития, при котором происходят определенные трансформационные процессы в педагогике. Е.А. Лазарчук, рассматривая педагогическое сотворчество как одну из форм социального взаимодействия, говорит о том, что вне этой сферы формировать профессионализм будущего специалиста невозможно [1].

Профессиональное сознание, связанное с образом себя как будущего офицера, у воспитанника кадетского корпуса вырабатывается при взаимодействии и сотворчестве с воспитателями, в результате у него формируется определенный образ своего «Я». Кадеты осознают себя защитниками, будущими военнослужащими, поэтому их формирующееся сознание отличается от сознания ровесников, обучающихся в школе. От них требуются совершенно разные личностные качества и социальный опыт.

Сотворческую стратегию как основную идею гуманизации кадетского образования можно рассматривать для формирования профессионального сознания кадет – будущих офицеров. В основе лежат те качества личности, которые были сформированы у воспитанников в родительской семье, традиции и социальные правила опыта предков. Данный опыт и будет формировать ядро профессиональных компетенций личности кадета в процессе его обучения в кадетском военном корпусе.

Цель исследования

Определение сотворческой стратегии в образовательном процессе кадетского военного корпуса, приводящей к гуманизации кадетского образования.

Материал и методы исследования

При написании данной статьи использовались:

- теоретические методы работы с литературой, анализ и синтез исследовательских материалов;

- практические методы подготовки и проведения проектных работ;

- эмпирические методы: наблюдение, беседы, обобщение педагогического опыта.

Результаты исследования и их обсуждение

Введение в образовательный процесс кадетского корпуса гуманистической сотворческой стратегии на основе проектной деятельности воспитанников привело к формированию у детей способности самостоятельно мыслить, применять знания, обдумывать принимаемые решения, планировать действия, работать в группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Целеполагающий вектор сотворческой стратегии заключается в формировании системы поддержки воспитанников, развитии творческой личности, усилении внимания к вопросам воинской этики в сфере деловых, межличностных отношений, а также формировании широких междисциплинарных связей [2].

Реализация гуманистической сотворческой стратегии возможна по двум направлениям:

– первое (продвинутый уровень) может быть реализовано на метапредметном уровне проектно-исследовательской деятельности;

– второе (базовый уровень) ориентировано на средний уровень готовности воспитанников к решению задач по формированию компетентностей.

По мнению М.И. Губайдуллина, в педагогической работе с детьми необходимо руководствоваться следующими принципами:

- максимальное разнообразие возможностей для развития;

- индивидуализация и дифференциация обучения;

- создание условий для сотворческой работы обучающихся и педагогов [3].

Одной из приоритетных задач гуманистического сотворческого образования является создание условий, обеспечивающих развитие детей, реализацию их потенциальных возможностей, что дает возможность достижения ими успеха. Еще одной задачей гуманистического сотворческого образования является подготовка обучающихся к самостоятельной жизни в современной среде. Подростки начинают задумываться о своем месте в социуме, о выборе профессии, но они не всегда готовы к самоопределению, не знают, чем хотели бы заниматься в будущем [4].

В кадетском военном корпусе реализуется сотворческая стратегия проектной деятельности, которая, с одной стороны, знакомит воспитанников с направлениями профессиональной деятельности, а с другой – дает возможность реализовать свои интеллектуальные и творческие способности. Профориентационная направленность является мотивирующим фактором как для кадет, так и для педагогов, для которых реализация сотворческой стратегии требует расширения диапазона профессиональных ролей, предполагающих их работу в разновозрастной команде.

В гуманистическую сотворческую стратегию входят следующие проектные этапы: стартовые дни; музейные дни; дни индивидуального исследовательского проекта; профессиональные дни (знакомство с профессиями). Этапы проходят в один из дней каждой четверти одновременно для всех воспитанников корпуса. У каждого этапа своя технология проведения, день заканчивается рефлексией и самооценкой, которая может быть выставлена в виде отметки по одному из учебных предметов по желанию обучающегося. Направления профессиональной деятельности являются темами проектов на год: «человек – природа» (5-й класс); «человек – человек» (6-й класс); «человек – техника» (7-й класс); «человек – знак» (8-й класс); «человек – художественный образ» (9-й класс).

На подготовительном этапе проводятся разработка всех проектных дней, подготовка материалов и разъяснительная работа. Проектные дни проводит воспитатель при поддержке тьюторов, роль которых берут на себя преподаватели. Воспитатели и тьюторы обучаются технологиям проведения проектных дней на мастер-классах. На общих собраниях учебного курса для воспитанников проводится презентация проекта.

Стартовый день проекта проходит в виде творческой мастерской, которая начинается с актуализации знаний воспитанников по теме. Кадеты пишут на маршрутных листах основные понятия и объекты, затем позитивные и негативные стороны, проблемы данного направления. Вся информация вывешивается на стендах, так знания одних участников дополняются знаниями других. Группы получают конверты, в которых находится информация о том, какой творческий продукт они будут создавать: плакат, слоган или коллаж. Участникам выдаются справочная информация об особенностях создания данного продукта и различные материалы. Закон мастерской: делай по-своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта. В конце стартового дня в выставочном пространстве кадетского корпуса появляются красочные материалы, представляющие каждое направление проекта.

Следующим проектным днем является «выход в город». В этот день с обучающимися проводится интерактивное занятие по теме проектной деятельности. В результате этого каждый воспитанник должен понять, интересно или нет данное направление лично ему, может ли оно стать основой будущей профессии.

Очередной этап проекта – исследовательский. Он начинается с распределения тем для мини-исследований. Темы сформулированы в виде вопросов («Почему кошки не любят плавать?», «Как понять, что человек лжет?» и т.д.) и соответствуют возрасту воспитанников. На поиски ответа на вопрос дается один месяц, в течение которого воспитанники работают с различными источниками информации и готовят представление результатов. Форму представления каждый выбирает сам: это могут быть доклад, информационный бюллетень, статья в газету, видеоролик и т.п. На этом этапе воспитатель и тьюторы (преподаватели) направляют, консультируют, стараются мотивировать и поддерживать интерес к данной деятельности. Главная задача исследовательского этапа — развитие личностных, метапредметных умений через проектно-исследовательскую деятельность.

Итоговым этапом проекта (профессиональные дни) является знакомство с профессиями данного направления. Начинается он с посещения организации, где ребята могут посмотреть на профессиональную деятельность людей, задать им вопросы, составить собственное представление о профессии, примерить ее на себя. Результатом дня становится визитная карточка профессии, которая будет предъявлена в День профессий.

В результате работы над проектом обучающиеся знакомятся со всеми профессиональными направлениями. Различные технологии проведения проектных дней дают возможность участвовать в разных видах деятельности и выявляют склонности и таланты воспитанников. В этом заключается подготовка кадет к совершению осознанного профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям, а также такие технологии позволяют повысить их компетентность в области планирования карьеры.

Организация исследовательской деятельности обучающихся, по мнению М.В. Степановой, включает работу над исследованием, обсуждение в группах и индивидуальную работу, публичную защиту проекта. Формы проведения также могут быть разнообразными: это и дискуссии, и дебаты, и выступления на ученических конференциях, и участие в инновационных выставках, и т.д. Все эти формы и методы работы выполняют большую воспитательную функцию подготовки подростков к дальнейшей профессиональной деятельности [5].

Ознакомившись с каждым из этапов, можно сделать вывод, что реализация сотворческой стратегии позволяет развивать общие и специальные способности, определяющие диапазон различных видов деятельности, в которых человек может достичь высоких успехов, тем самым увеличивая гуманизацию кадетского образования.

Одна из главных задач гуманизации кадетского образования заключается в создании благоприятной обстановки в коллективе, где воспитанник продвигается по пути собственного совершенства, привыкает мыслить самостоятельно, нестандартно, творчески. Для решения этой задачи в кадетском корпусе был реализован проект «КаДетский театр». Одной из задач проекта является развитие творческой активности через индивидуальное раскрытие талантов каждого воспитанника, его эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения.

Посредством театрального искусства и сотворческой деятельности кадет и педагогов был проведен цикл мероприятий, повествующих о памятных датах и днях воинской славы России. Например, к годовщине одного из крупнейших сражений во Второй мировой войне – Сталинградской битве – творческой группой ребят была подготовлена театральная постановка по мотивам романа Ю. Бондарева «Горячий снег». Предельно сжато, но с точностью воспитанники донесли до публики информацию о сражении, которое решило исход всей Сталинградской битвы.

Особое значение для гуманизации сотворческой деятельности воспитанников и педагогов кадетского военного корпуса имеет патриотическое воспитание. В корпусе был реализован проект «Создание виртуального музея поискового отряда “Память” с использованием мультимедийных презентационных технологий». Тип проекта: информационно-исследовательский и практико-ориентированный. Основная идея проекта – создание доступного для всех воспитанников кадетского корпуса, родителей, педагогов виртуального музея, который будет способствовать появлению интереса к изучению истории поискового движения, а значит, и к истории своей страны, формированию патриотизма и приобщению к общечеловеческим ценностям. Проект направлен на развитие творческой инициативы и социально-преобразующей добровольческой деятельности воспитанников, родителей и педагогов по сохранению и изучению прошлого и настоящего своей страны.

Цель проекта: поисково-исследовательская деятельность (сотворчество), систематизация имеющихся материалов поисковой деятельности поискового отряда «Память», создание условий для развития личности путем включения ее в многообразную деятельность музея, а также заинтересованности в результатах своего труда.

В результате реализации проекта у воспитанников произошли развитие индивидуальных способностей, специализированных навыков поисковика и исследователя, умения их применять в практической деятельности; приобретение новых знаний по истории периода ВОВ через обучение различным видам поисковой и специфической музейной деятельности посредством углубленного изучения истории родного края, ИКТ-компетенций; воспитание патриотизма и формирование активной гражданской позиции у кадет (а также посетителей виртуального музея) на основе исторически значимой деятельности.

Большое значение для выработки гуманистической стратегии сотворческой деятельности имеют проходящие в кадетском военном корпусе практико-ориентированные семинары. На семинаре по теме «Формирование патриотизма и гражданственности воспитанников» решались вопросы стратегических направлений реализации деятельности по формированию патриотизма и гражданственности у воспитанников. На семинаре были представлены доклады о формировании гражданской идентичности личности кадета, важнейших психолого-педагогических особенностях развития гражданственности воспитанников кадетского корпуса, результатах исследования сущности понятий «патриотизм» и «гражданственность» среди воспитанников корпуса.

Выступления докладчиков явились содержательной основой дискуссии, развернутой в рамках круглого стола. В обсуждении приняли участие преподаватели отдельных дисциплин, методисты, психологи и воспитатели различных учебных курсов. Предметом обсуждения стала гуманистическая направленность процесса формирования гражданской идентичности воспитанников кадетского военного корпуса.

В ходе обсуждения были затронуты проблемы поиска наиболее эффективных форм работы с кадетами. Участники обсуждения сошлись во мнении, что процесс сопровождения формирования гражданской идентичности личности кадета должен осуществляться в соответствии с психолого-педагогическими особенностями его возраста. Были выделены три периода – эмоциональный (кадеты 5–7-х классов), диалоговый (кадеты 8–9-х классов) и деятельностный период (кадеты 10–11-х классов).

Эмоциональный период. Наибольший отклик у кадет в это время получают формы и методы, активизирующие эмоциональную активность, в частности игровые технологии.

Диалоговый период. В это время активизируется познавательная деятельность (кадеты задают много вопросов об устройстве человека, мира и общества), поэтому требуется максимальная поддержка взрослых в принятии детьми верной гражданской позиции.

Деятельностный период. Это время является ключевым для профессионального самоопределения кадета и становления личностной активности за счет включения его в деятельность, в которой возможно максимальное приложение полученных ранее знаний.

Примерами такой деятельности могут быть:

1) экскурсии по Военно-историческому залу для педагогов кадетского корпуса с целью определения возможностей использования его в конкретной работе преподавателя, воспитателя, психолога с кадетами;

2) представление успешного опыта работы педагогов в формате выступлений, мастер-классов, презентаций;

3) информация на сайте корпуса, создание раздела «Виртуальный музей»;

4) разработка дополнительной общеобразовательной программы «Формирование патриотизма и гражданской идентичности у кадет»;

5) организация ротно-педагогических совещаний с целью определения, согласования, планирования эффективных форм совместной учебно-воспитательной работы, направленной на становление личности кадета как гражданина и патриота.

Заключение

В результате обсуждения было решено, что формирование гражданской идентичности личности кадета должно носить комплексный характер, необходимым условием этого формирования является гуманистическое сотворчество преподавателей и воспитателей кадетского военного корпуса, а ключевыми аспектами такого сотрудничества служат системность, регулярность и максимальный охват кадет.

При этих условиях воспитанники оттачивают приобретенные при работе над исследовательскими проектами метапредметные навыки и получают возможность работы с тьюторами – преподавателями разных предметов (междисциплинарные связи). Подобная деятельность осуществляется индивидуально или в группе в зависимости от темы, глубины и направленности рассматриваемых проблем и стадии их изучения.


Библиографическая ссылка

Марковская Е.А. СОТВОРЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ КАК ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ГУМАНИЗАЦИИ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32377 (дата обращения: 04.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674