Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БИРСКОГО УЧИТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА В 1939–1952 ГГ.

Сергеев Ю.Н. 1 Хамидуллин Р.Р. 1 Шмелев Н.А. 1
1 Бирский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
Данная статья посвящена актуальным вопросам развития высшего педагогического образования в СССР в середине 20-го века на примере Бирского Учительского института. Она написана на основе архивных источников и трудов историков Башкортостана, вышедших в последние годы. 1939 год стал поворотным пунктом в истории развития педагогического образования в г. Бирске. Создание педагогического вуза в Бирске было обусловлено масштабными изменениями, которые происходили в советском обществе в 1930-е годы. Открытие трех отделений: исторического, физико-математического, языка и литературы вполне соответствовало задачам формирования педагогических кадров. Учебный процесс не прекращался и в 1941–1945 годах. Бирский учительский институт трансформировался в педагогический в результате временного объединения с педагогическим вузом из г. Орел, коллектив которого внес значительный вклад в становление преподавательского состава. В начале 50-х годов 20-го века началась масштабная реорганизация вуза, превратившая Учительский институт в педагогический вуз. Приказ о реорганизации был издан Министерством просвещения РСФСР 11 апреля 1952 г. Таким образом, в период своего становления, Бирский учительский институт сыграл значительную роль в подготовке профессиональных педагогов для 5-8 классов средней школы в Башкортостане.
педагогическое образование
преподавательский состав
Великая Отечественная война
педагог
Бирск
башкирия
1. Хазиев И.А. Появление и развитие учительских институтов России (1872–1917) // Бирская старина: историко-краеведческий альманах. Выпуск 2. Бирск. 2009. С. 155-180.
2. Архив Бирского филиала Башкирского государственного университета. Приказы директоров 1941/42 уч. год. Л. 1 об., 3.
3. Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан. Ф. 4707.
4. Ергин Ю.В. У истоков университетского образования. Очерки предыстории Башкирского государственного университета. Уфа, 2004. 352 с.
5. Сергеев Ю.Н. Очерки предыстории Бирской государственной социально-педагогической академии (1914-1952). Бирск. 2009. 110 с.
6. «Победа». Общественно-политическая газета Бирского района и г.Бирск. 28 декабря 2004. С. 3.
7. Архив Бирского филиала Башкирского государственного университета. Личное дело П.М. Чугункина за 1941 г.
8. Высшая школа в годы Великой Отечественной войны // Высшее образование в России. 1995. № 2. С. 5-14.
9. Каримов К.К. Культура Башкортостана (1917-2000). Уфа, 2006. 146 с.
10. Кульшарипов М.М., Низамов А.Г. История Башгосуниверситета. Уфа, 1997. 197 с.

Учительские институты появляются в российской империи в 70-е годы 19 века. Они создаются для подготовки средних педагогических кадров, их появление, как в дореволюционной России, так и в СССР в 30-е годы 20 века, было вызвано острой нехваткой педагогов со средним специальным образованием, так называемого повышенного типа. В учительских институтах до 1917 года срок обучения состоял из 3-х лет, в учительских институтах 1934–1954 из двух лет на дневном, третий - на заочном отделении. Советские учительские институты состояли максимум из 4-х отделений, минимум из 2-х. Это были отделения физико-математическое, русского языка и литературы, истории, естественных наук и географии.

Цель исследования заключается в анализе становления и развития Бирского учительского института как центра формирования педагогических кадров на Южном Урале в 1939–1952 годах.

Материал и методы исследования

В БАССР учительские институты появились в 1934 году после того, как Уфимский учительский институт Российской империи был закрыт в 1919 году [1, с. 176].

В 30-е - 40-е годы 20 века аналогичные институты появились в Бирске, Стерлитамаке и селе Месягутово. Последний был первым в СССР сельским учительским институтом [1, с. 179]. 1939 год стал поворотным пунктом в истории развития педагогического образования и в г. Бирск. 17 июня 1939 г. решением Совета Народных Комиссаров РСФСР Бирское педагогическое училище было повышено в статусе до вуза. Новое высшее учебное заведение получило название Бирский Учительский институт, сокращённо БУИ.

Обратимся к причинам появления нового вуза педагогического профиля на территории северных районов Башкортостана. Оно не было случайным. Бурное развитие индустриализационных процессов в 1930-е годы требовало обученных специалистов всех сфер советского планового хозяйства. Переход к всеобщей грамотности и введение семилетнего образования обусловило и крайнюю потребность в педагогических кадрах. Это привело к открытию новых педагогических вузов, одним из которых стал Бирский учительский институт.

Реорганизация Бирского Башкирского педучилища была осуществлена приказом администрации от 15 августа 1939 г. за № 100 [2, Д. 6. Л. 89]. Изменилось и положение обучающихся педучилища. Решено было первый курс уже не набирать, а уже принятые заявления (вместе с документами) направить в Бирское Татпедучилище. А вот обучающиеся вторых и третьих курсов становились студентами нового учительского института. Эти студенты и завершили обучение к 1941/1942 учебному году [2, Д. 6. Л. 89].

Руководителем вуза, а точнее временно исполняющим обязанности директора до августа 1939 г. был директор Бирского Башпедучилища А.Х. Акчурин, П.М. Чугункин, один из директоров школ г. Уфы, становится новым директором БУИ. А.Х. Акчурин остался в вузе, став заместителем по учебной части.

Административный аппарат нового учебного заведения был укомплектован, в большинстве своём, из сотрудников бывшего Башпедучилища. Это относится к постам заместителя директора по административно-хозяйственной части, главного бухгалтера, заведующего библиотекой, управляющего делами института [2, Д. 6. Л. 89].

То же самое относилось и к преподавательскому корпусу БУИ. В состав Учительского института из Башпедучилища перешли: Абдрахманов Н.А., Ахмадеев Г.Х., Батршин З.Г. (математика), Безруков И.Д. (физкультура), Гильмуллин Ш.Г. (татарский язык), Камалетдинов А.К. (история), Сидоркина З.Р. (русский язык), Галеева Г.Г. (педагогика), Шергин Н.А., Чирков А.Г. (военное дело) [2, Д. 6. Л. 9 об.]. В то же время в ряды преподавателей влилось заметное количество новых людей.

Штат педработников и сотрудников БУИ на новый учебный год был принят в соответствии со служебными циркулярами тех времен. На предполагаемое количество студентов в 120 человек было необходимо привлечь 19,5 единиц штатного профессорско-преподавательского состава. Но, однако, из-за дефицита специалистов, по штату реально работало 13 педагогов и 5 совместителей. Нужно отметить, что никто из них не имел учёной степени или ученого звания.[3, Д. 2. Л. 5].

А количество студентов превышало нормативы в 2,5 раза! На 1 декабря 1939 года в стенах БУИ насчитывалось 308 студентов вместо положенного 120. Самостоятельно вуз принял и обучал 148 человек. Еще 160 студентов направили из Уфимского учительского института, функционировавшего при Башгоспединституте [4, с. 57].

Какие же кадры готовил вуз первоначально? На трех отделениях БУИ готовили учителей основных направлений обучения, то есть 5,6 и 7 классов. Институт должен был закрыть потребности северных районов Башкортостана в педагогах истории, математики, русского языка и литературы, физики. Срок подготовки педагогов, как и положено, в учительских институтах СССР, составлял два года.

Излишнее количество студентов не было компенсировано дополнительным финансированием, усиленной материальной базой или решением квартирного вопроса. В отчёте о работе БУИ за 1939/1940 учебный год, его директор П.М. Чугункин писал: «Имеющееся оборудование кабинетов не соответствует учебным программам Учительского института. Общежитиями студенты обеспечены лишь на 30%. Общежитие крайне ветхое, нужен капитальный ремонт... Студентам остро не хватает постельных принадлежностей. Преподаватели не имеют квартир. Институт не обеспечен транспортом... Финансирование из бюджета БАССР идёт с перебоями, поэтому зарплата преподавателей и сотрудников, равно как и стипендия студентам, выплачивается с задержкой в полтора месяца...» [5, с. 53].

В июне 1940 г., первым заместителем директора БУИ по заочному отделению стал Н.А. Шергин. К лету 1940 г. руководящий состав БУИ был полностью укомплектован. Он состоял из директора (П.М. Чугункин), двух заместителей по учебной работе и заочному отделению (соответственно – А.Х. Акчурин и Н.А. Шергин) и помощника по административно-хозяйственной части (А.П. Аленченко).

Первоначально учебную деятельность осуществляли пять кафедр. Директор БУИ П.М. Чугункин в декабре 1939 года издает приказ о перечне кафедр, которые должны были полностью решить вопросы профессионального обучения. Кафедры четко делились на общевузовские и профильные. Ко второй группе относились кафедры истории, физики и математики, русского языка и литературы. Конечно же, учитывая идеологическую составляющую педагогического труда в те годы, вопросы педагогики и коммунистического образования должны были решать кафедры первой группы, то есть педагогики и основ марксизма-ленинизма [5, с. 54]. В следующем учебном голу была попытка создать при отделениях деканаты, но была признана неудачной, и спустя всего три месяца деканаты были ликвидированы в декабре 1940 года. Понимание повышения практических навыков будущих учителей привело к созданию в августе 1940 г. должности руководителя педпрактики БУИ. Решение верное, но вуз продолжало административно лихорадить. Иначе как объяснить, что летом 1940 года было ликвидировано заочное отделение БУИ. А уже осенью 1940 года открываются учительские курсы, которые должны были хоть как-то компенсировать отсутствие заочного обучения для преподавания в неполных школах.

Но, тем не менее, в июне 1941 года в соответствии с учебным планом осуществлен первый выпуск педагогов. Всего стены вуза покинули 64 подготовленных учителя, из них 26 по русскому языку и литературы, и по 19 – истории и физико-математического профиля [6].

Новый этап становления БУИ начался после вероломного нападения фашисткой Германии на Советский Союз. В первые дни войны директор П.М. Чугункин призван в РККА и ушел на фронт. В последующем он продолжил свою трудовую деятельность в районах БАССР как специалист школьного образования, в систему высшего образования он уже не вернулся [7].

Исполняющим обязанности директора института назначается вновь А.Х. Акчурин. Коллективу вуза приходится решать новые проблемы. Во-первых, начинается массовый призыв в РККА не только студентов, но и преподавателей пединститута. Во-вторых, необходимо было принять и отладить деятельность эвакуированного Орловского педагогического института.

Руководство страны понимало, что эвакуировать необходимо не только заводы и предприятия, но и учреждения культуры и образования. По подсчетам историков, в первый период войны на восток переместилось полностью или отдельными структурами свыше 250 вузов [8, с.7]. На территории Башкирии разместились: Институт нефти и газа из г. Москва, 1-й Московский медицинский институт, Рыбинский авиационный институт в г. Уфа, Московский библиотечный институт в г. Стерлитамак, Военно-политическая академия имени В.И. Ленина в г. Белебей [9, с. 68].

27 сентября 1941 г. приказом Наркомата просвещения РСФСР на основе БУИ формируется Бирский педагогический институт. Но ситуация была сложнее. Формально коллектив эвакуированного Орловского пединститута влился в ряды БУИ, что позволило бирскому вузу претендовать на более высокий статус. Но, во-первых, коллеги из Орла были более квалифицированными и более опытными, и именно из эвакуированных сотрудников, по решению вышестоящего руководства и формируется администрация нового вуза. Директор Орловского пединститута А.А. Овчинников стал директором Бирского пединститута, и.о. директора БУИ А.Х. Акчурин назначен его помощником.

Во-вторых, новая администрация видела новую структуру так, как в других пединститутах. То есть четырёхлетнее обучение студентов, разделенных по факультетам. И вот приказ № 1 от 9 октября 1941 г. директора А.А. Овчинникова формирует три факультета, которые повторяли структуру Орловского пединститута. Это факультеты физико-математический, естествознания и географии. Кстати, последний без четвертого выпускного курса. Формируются деканаты, руководящую роль в которых, естественно, играли коллеги из Орла. Деканом физико-математического факультета становится С.А. Пахута, географического – Е.Г. Захарик, естествознания – М.А. Воинов М.А.

В-третьих, в структуре ОрПИ был и учительский двухгодичный институт. Вот он то реально и объединился с двухгодичным БУИ. За счет приехавших сотрудников смогли сформировать четвертое отделение – естественно-географическое [5, с. 55]. Но, впоследствии, оно было ликвидировано в 1952 г., в связи с необеспеченностью кадрами.

Необходимо отметить, что процесс создания структур накладывался на большое количество проблем, с которыми сталкивался тыл в годы войны. Это нехватка помещений, как для учебы, так и для проживания сотрудников и студентов. Огромной проблемой становилось обеспечение помещений дровами, которые надо было заготавливать в течение года. И, конечно же, обеспечение продуктами.

В 1941–1942 годах сформировалась в БирГПИ двухуровневая структура – педагогический институт с факультетами и учительский институт с отделениями. Взаимодействие факультетов и отделений должно было осуществляться через профильную подчиненность. С направлениями физико-математическим и естественно-географическим так и сложилось. Но отделение истории и отделение языка и литературы учительского института напрямую руководилось помощником директора А.Х. Акчуриным [2]. Это, наверное, можно объяснить паритетом руководящих начал орловскими коллегами и бирян.

Если на деканаты возлагаются управленческие функции, то теперь кафедры могли стать основой научной и методической деятельности. Так кафедра физики и математики даже была трансформирована в две: общей и теоретической физики, математического анализа с алгеброй и геометрией. Кафедр становится уже десять, к пяти уже имеющимся кафедрам довоенного БУИ добавляются кафедры ботаники, анатомии и физиологии человека и животных, зоологии, химии и географии.

Преподавательский коллектив БирГПИ за счёт орловских педкадров заметно вырос и изменился качественно. Если в июне 1941 года общее количество преподавателей вместе с совместителями не превышало 18 человек, то к концу декабря 1941 г. на кафедрах и курсах института трудились 36 человек. В составе насчитывалось уже два профессора и восемь доцентов (28% профессорско-преподавательского состава).

Да, преподавательский состав усилился качественно и количественно, что позволило рассматривать, возможно, расширение учебного процесса. Речь идет о курсах иностранных языков и курсах военно-физкультурной подготовки. Изначально, с октября 1941 года курсы иностранных языков планировались как почасовые, но уже с декабря преобразованы в двухгодичные. Уже первый набор слушателей осуществлялся как двухгодичный: «немецкий язык» (набрали 17 слушателей) и «английский язык» (7 человек) [5, с. 56]. Завершая краткий экскурс об административном формировании БУИ, надо отметить и восстановление заочного отделения для обучения учителей-практиков с минимальным отрывом от их работы. Заместителем директора по заочному отделению стал А.А. Лебедев.

Впервые в истории высшего образования в г. Бирск создается ученый совет БирГПИ в составе 22 человек.

Тогда же (декабрь 1941 г.) выпускники эвакуированного Орловского педагогического института заканчивают свое обучение. Их было немного, так как много студентов уже ушли на фронт, и большинство выпускников были женщины, не подлежавшие призыву. Дипломы об окончании уже БирГПИ получили 18 человек с присуждением квалификации «преподаватель».

Этап становления нового вуза был пройден. Можно констатировать, что война чрезмерно осложнила, но не смогла прекратить учебный процесс в БирГПИ. Так в июне 1942 г. дипломы о высшем педагогическом образовании получили 18 выпускников.

Перелом в ходе Великой Отечественной войны и освобождение Орла ставил вопрос о возвращении орловчан. Так, в 1943 г. в связи с отбытием орловчан домой возникли очередные организационные проблемы. И.о. директора БирГПИ В.Д. Ходорович 15 октября 1943 г. издает приказ о реэвакуации Орловского пединститута. И.о. директора назначается З.А.Аминев, его замом - доцент, кандидат педагогических наук М.Н. Волокитина.

Казалось бы, внешне Бирский пединститут сохраняет статус и возможности именно высшего педагогического образования. Вуз сохранил два факультета (факультеты русского языка и литературы, естествознания) из четырех и шесть кафедр из десяти. Учительский институт сохранил все 4 отделения. [5, с. 57]. Можно констатировать, что после отъезда Орловского пединститута была предпринята попытка сохранить сформировавшуюся систему обучения. Но отъезд 95% остепененных преподавателей восполнить было некем.

С декабря 1943 года должность директора БирГПИ занял Г.И. Гужвенко [10, с. 43]. Профессиональный историк, кандидат наук, доцент обладал жестким характером и без сомнения был сталинцем. Новый директор ставил своей целью поднять дисциплину в вузе. Директор смог добиться улучшения снабжения сотрудников и студентов дровами и продовольственными карточками. Желая усилить идеологический контроль в стенах вуза, Г.И. Гужвенко объединяет в декабре 1944 г. и ликвидирует кафедру истории, увольняет часть сотрудников, а остальных включает в состав кафедры марксизма-ленинизма.

В июле 1944 г. Бирский вуз выпускает 13 педагогов с высшим образованием и 17 учителей [5, с. 61]. Но к концу 1944 года становится очевидным, что существующей материальной базы недостаточно для реализации программ именно педагогического института.

Квалификация преподавательского состава также была недостаточной. При обязательной для педвузов СССР 50 % остепенённости педколлектива, остепененность БирГПИ составляла всего 20%. Из 20 преподавателей БирГПИ (15 штатных и 5 совместителей) научную степень имели лишь 3 человека, включая директора Г.И. Гужвенко [3, Д. 11. Л. 2-4].

Понимая все аспекты проблем, Г.И. Гужвенко принял тяжелое, но, наверное, правильное решение. Он предложил Наркомату просвещения РСФСР вернуть бирскому вузу прежний статус. 15 января 1945 года восстанавливается Бирский Учительский институт в составе традиционных четырех отделений. В первой половине 1945 г. для восстановления учебных навыков будущими студентами, создается подготовительное отделение БУИ.

В «новом-старом» Бирском учительском институте продолжился плановый выпуск педагогов. Нужно отметить, что их количество начинает возрастать. Летом 1945 года дипломы получили 36 учителей [5, с. 62].

Такая структурная единица как факультет вновь признается излишней и ликвидируется. Основной структурной единицей в отделениях БУИ вновь становится кафедра. В октябре 1945г. два отделения БУИ – историческое и языка с литературой были слиты в историко-филологическое отделение. Во главе его была поставлена исполняющая обязанности заведующей кафедрой языка и литературы Кропачёва А.М. Подобное объединение продержалось недолго. Уже в сентябре 1946 г. историко-филологическое отделение вновь было разбито на два самостоятельных отделения.

В 1947 г. в институте была ликвидирована военно-физкультурная кафедра (приказ директора БУИ от 6 марта 1947 г.). Основанием для расформирования послужил приказ Министерства Высшего Образования СССР и Главкома Сухопутных войск СА № 86/40 от 5февраля 1947 г. «О прекращении проведения военной подготовки во всех педагогических и учительских институтах» [5, с. 21].

Состав профессорско-преподавательского состава института был очень подвижен в 1946–1947 гг. Этот процесс объяснялся реэвакуацией преподавателей-переселенцев на прежнее место работы, мобилизацией оставшихся на партийно-хозяйственную работу, в органы Минпросов. К августу 1948 г. в структуре БУИ оставалось 6 кафедр и один курс.

Результаты исследования и их обсуждение

В октябре 1950 г. Г.И. Гужвенко на посту директора БУИ был сменён преподавателем педагогики Г.Г. Неизвестных. При нём была проведена масштабная реорганизация вуза, превратившая Учительский институт в педагогический. Приказ об этом превращении был издан Минпросом РСФСР 11 апреля 1952 г. В новом пединституте осталось 2 факультета: физико-математический и филологический. Отделения истории и естествознания были закрыты. Закрытие исторического отделения было вполне обосновано разгромом преподавательского состава бывшим директором БУИ Г.И. Гужвенко. Закрытие отделения естествознания не обосновывалось ничем. К моменту закрытия кафедра естествознания была полностью укомплектована кадрами, возглавлялась известным в республике учёным, доцентом Барановым С.А., долгое время преподававшим в стенах Башгоспединститута (г. Уфа).

Заключение

Таким образом, за время своего существования, Бирский учительский институт в составе 4-х отделений, сыграл значительную роль в подготовке профессиональных педагогов для 5–8 классов средней школы в БАССР.


Библиографическая ссылка

Сергеев Ю.Н., Хамидуллин Р.Р., Шмелев Н.А. ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БИРСКОГО УЧИТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА В 1939–1952 ГГ. // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32368 (дата обращения: 27.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674