Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОПЫТ КОРРЕКЦИИ ФЕНОМЕНА АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ АРАБСКИХ СТУДЕНТОВ КАК ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мальцева А.Е. 1 Обухова Л.Е. 1 Горячева М.В. 1 Требухов А.В. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
В статье рассматривается актуальный на сегодняшний день феномен академической прокрастинации, суть которого заключается в сознательной отсрочке выполнения учебных заданий и замене ведущей деятельности на менее значимую. Субъектами образовательного процесса в ходе изучения феномена являются обучающиеся 1-го курса факультета иностранных студентов (арабские страны). Все участники образовательного процесса ранжировались по изучаемой специальности – «Стоматология» и «Лечебное дело». Нами разработаны средства обучения, использование которых позволит формировать компетенцию самоорганизации учебной деятельности, снизить риск появления прокрастинации в учебных группах, а также скорректировать уже имеющиеся проблемы в обучении студентов-прокрастинаторов. В качестве новаторского подхода предлагается использование «дневника самоорганизации учебной деятельности» в комплексе с традиционными педагогическими средствами и приемами обучения. Разработанный дневник самоорганизации учебной деятельности включает примерную структуру оценки субъективных (от лица студента) и объективных (оценка успеваемости и пр.) показателей учебной деятельности. В статье приводятся варианты отработанных на практике приемов и средств обучения с целью профилактики и коррекции уже имеющейся академической прокрастинации, предлагаются рабочие варианты структуры дистанционных образовательных платформ и электронных журналов учебных дисциплин.
академическая прокрастинация
самоорганизация учебной деятельности
иностранные студенты
приёмы и технологии обучения
1. Черемухин Ю.М., Волков С.И., Ильюх М.П. Об опыте исследования и коррекции прокрастинации как психологического барьера профессионального развития личности на примере курсантов военного училища // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/42PSMN521.pdf (дата обращения: 25.12.2022).
2. Баринова О.Г., Королев А.А., Ляпина С.С. Особенности психических состояний и успеваемости студентов с высоким уровнем академической прокрастинации // Психология и Психотехника. 2022. № 1. DOI: 10.7256/2454-0722.2022.1.37586.
3. Ковылин В.С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2013. № 2. С. 22-41.
4. Попова Д.И., Беликова М.Е. Академическая прокрастинация: аспекты откладывания выполнения учебных заданий студентами. Северо-Кавказский психологический вестник. 2021. № 19 (1). С. 61-77. DOI: 10.21702/ncpb.202.
5. Романова Л.М. Проектирование программы формирования компетенции самоорганизации студентов ВУЗа // Вестник КГЭУ. 2017. № 1 (33). С. 105-114.
6. Воронова Т.А., Дубровина С.В., Чепурко Ю.В. Прокрастинация у студентов медицинского вуза с различной направленностью личности // Образование и наука. 2020. Т. 22. № 9. С. 86-106.

«Откладывание дел – вор времени»

Термин «прокрастинация» является относительно новым в педагогике, хотя его значение знакомо каждому субъекту педагогической деятельности. Для студентов прокрастинация означает осознанную отсрочку выполнения учебных заданий и замену ведущей деятельности (учебной) на посторонние, малозначимые занятия.

Несмотря на новизну термина «прокрастинация», он имеет достаточно длинную историю своего формирования и изучения. Так, первые изучаемый феномен упоминался в работах П. Рингенбаха в книге «Прокрастинация в жизни человека», изданной в 1977 г., и А.Эллиса, В. Кнауса в книге «Преодоление прокрастинации». В 1983 г. в научный свет выходит книга Дж. Бурка и Л. Юэн «Прокрастинация: что это такое и как с ней бороться»; разрабатываются опросники для изучения прокрастинации [1]. В конце XX – начале XXI вв. эта проблема начинает изучаться ведущими российскими психологами: Н. Шуховой, Е.Л.Михайловой, Я.И. Варваричевой [2].

Согласно имеющимся данным, прокрастинация является одним из наиболее существенных факторов, порождающих трудности в обучении. В связи с этим многие зарубежные университеты обеспечивают учащимся возможность посещения специальных занятий для борьбы с прокрастинацией и приобретения навыков адекватного планирования учебной деятельности, а также расстановки приоритетов и распределения своего времени.

После анализа и обобщения зарубежных исследований можно говорить о наличии 3 основных компонентов данного феномена: поведенческий, когнитивный и эмоциональный. При этом важно понимать, что проблема не связана с интеллектуальными способностями студента, она кроется в неадекватной оценке и восприятии времени. В то же время исследователями отмечается роль эмоциональной сферы [3]. Здесь можно логично предположить и использовать в качестве объяснения роль эмоций: как минимум на этапе афферентного синтеза, при формировании функциональной системы учебной деятельности.

Исходя из изложенного определена цель нашей работы: разработать и внедрить в учебный процесс средства формирования компетенции самоорганизации учебной деятельности путем коррекции академической прокрастинации.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на базе кафедры Биологии, гистологии, эмбриологии и цитологии ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Минздрава РФ. Участниками исследования являлись обучающиеся из арабских стран (1-й курс факультета иностранных студентов (ФИС), специальности «Стоматология» и «Лечебное дело», n=42). Все студенты дали письменное информационное согласие на участие в исследовании, дальнейшую обработку и использование результатов в публикациях.

На первом этапе оценивали уровень академической прокрастинации студентов ФИС с использованием оригинальной методики (шкалы) Тукмана (Tuckman General Procrastination Scale, TGPS) на английском языке. Методика включает в себя опросник, где студент должен выбрать цифру, наиболее соответствующую его ответу, от 1 до 5.

В результате анализа полученных данных проводилась интерпретация результатов по следующим шкалам: «низкий уровень академической прокрастинации, 35–47 баллов» – люди выполняют поставленные задачи и достигают целей вовремя, следуют намеченному плану, опозданий не допускают; «средний уровень, 48–54 балла» – выполнение не очень важных и менее интересных дел может откладываться людьми на определенный срок, но в итоге результат достигается вовремя либо незначительно задерживается, а его качество не ухудшается; «высокий уровень, 55–64 балла» – прокрастинация является повседневным состоянием. Как правило, каждое дело откладывается «на завтра» и выполняется в максимально короткий промежуток времени, в связи с чем ухудшается итоговое качество работы.

На следующем этапе произведена аналитическая оценка основных методов самоорганизации учебной деятельности, способствующих преодолению трудностей в обучении, обусловленных академической прокрастинацией.

Статистическая обработка данных и построение графиков осуществлялись с помощью программного обеспечения «Open office Calс».

Результаты исследования и их обсуждение

Изучаемый нами феномен академической прокрастинации неразрывно связан с несовершенностью или несформированностью у студентов компетенции самоорганизации учебной деятельности, рассматриваемой в литературе как способность личности, связанная с умением организовать себя (проявляется в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга).

Как показано на рисунке 1, высокий уровень академической прокрастинации среди студентов из арабских стран встречается у 13,5% испытуемых, еще у 29,7% наблюдается средний уровень.

Распределение по изучаемой специальности среди студентов из арабских стран представлено на рисунке 2.

 

средняя прокраст

Рис. 1. Распределение процентного соотношения встречаемости академической прокрастинации разного уровня в группе студентов из арабских стран

 

средняя прокраст

Рис. 2. Средние показатели академической прокрастинации в группе студентов из арабских стран в соответствии с изучаемой специальностью («Стоматология» и «Лечебное дело»)

Как показано на рисунке 2, студенты специальности «Стоматология» демонстрируют более низкие показатели академической прокрастинации (42,8 балла), чем студенты, изучающие «Лечебное дело» (46,6 балла).

При сравнении показателей в зависимости от пола сделан вывод о том, что девушки, в отличие от юношей, менее склонны к прокрастинации независимо от специализации и национальной принадлежности.

В качестве теоретической базы нами использовалась аналитическая оценка основных методов самоорганизации учебной деятельности и возможности их применения на занятиях по дисциплине «Гистология, эмбриология, цитология» (в том числе «Гистология полости рта»).

Рассмотрим сущность и методы самоорганизации учебной деятельности (рис. 3).

Рис. 3. Методы самоорганизации учебной деятельности

Самопознание – это первый этап формирования самоорганизации учебной деятельности (СУД), начинающийся с процесса осознания собственного потенциала. Главными методами самопознания на этом этапе становятся: самоанализ, самонаблюдение, самохарактеристика. Самоанализ и самохарактеристика сложны для понимания студентов 1–2-х курсов, поэтому самыми очевидными и простыми методами на этом этапе являются самонаблюдение за своей умственной деятельностью, соотнесение ее результатов с поставленными целями. Средством достижения результата самонаблюдения может выступать «Электронный журнал» (рис. 4).

 

Рис. 4. Пример оформления электронного журнала учебной дисциплины в вузе

Таким образом, из рисунка 4 видно, что данная форма электронного журнала позволяет студенту в полной мере наблюдать за динамикой достижения тех или иных результатов своей умственной деятельности. Рейтинговая система включает текущий рейтинг, рубежный и итоговый рейтинг с различными коэффициентами. Так, текущий рейтинг, включающий выполнение домашнего (письменного) задания, имеет коэффициент 0,1, рубежный рейтинг (итоговое занятие) соответственно – 0,89 и выполнение теста на платформе MOODLE – 0,01. Итоговый рейтинг включает 50% годового рейтинга (текущий + рубежный + MOODLE) и 50% экзаменационного рейтинга (теория + практика + MOODLE). Кроме этого, есть система поощрительных и штрафных баллов (пропуски лекций и практических занятий). Студент может контролировать динамику итогового балла в зависимости от выполнения или невыполнения им учебных заданий разного уровня сложности.

Структура журнала полностью отвечает структуре другого средства обучения – образовательной платформы MOODLE, где успешно реализован следующий важнейший метод самоорганизации деятельности – самоконтроль. С этой целью MOODLE по дисциплине «Гистология, эмбриология, цитология» насыщен теоретическими и практическими блоками, разноуровневыми выполняемыми заданиями, а также дает возможность студенту отмечать выполненные задания для более успешного самоконтроля. Для студентов 1-го курса элементы учебных заданий допустимо выполнять в разном порядке, на 2-м курсе для перехода к следующему заданию необходимо сначала выполнить предыдущее (рис. 5).

Рис. 5. Самоконтроль выполнения учебных заданий с помощью платформы MOODLE («отметить как пройденное» – делается самостоятельно студентом; «просмотреть» – автоматические настройки выполнения задания только после реального просмотра ролика)

Особое внимание в процессе самоконтроля следует также уделять планированию – выделению основных и промежуточных целей в предстоящей и текущей умственной деятельности и взаимодействиях ее с личными целями. По ходу самоконтроля с целью повышения эффективности самоорганизации деятельности целесообразно применять следующие приемы: самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самокоррекция [4].

Методы самоанализа и самоконтроля тесным образом связаны с методом самооценки. Самооценка – это оценивание личностью себя, своих возможностей, качеств, свойств, действий, результатов деятельности и места среди других людей [5]. В качестве средства обучения мы предлагаем использовать «дневник СУД», разработанный как пилотный проект на кафедре Биологии, гистологии, эмбриологии и цитологии для студентов ФИС (таблица).

Примерная форма «Дневник СУД» для обучающихся факультета иностранных студентов как средство формирования компетенции самоорганизации учебной деятельности

Элемент учебной деятельности

Самооценка

Объективная оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое занятие 1

Эмоциональный статус в начале занятия

Разноцветные карточки,

отражающие спектр эмоций, либо

карточки с изображением лиц (веселое, грустное, задумчивое) или смайликов

Тест на эмоции

Самонаблюдение

Самооценка степени выполнения учебных заданий в соответствии с планом

Электронный журнал

Самоконтроль

Таблица З-У-Х – фиксация знаний о каком-либо понятии

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать

 

 

 

 

 

MOODLE, электронный журнал

Самооценка (рефлексия)

Студентам предлагают

выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают их состояние на занятии: раздражение, злость,

радость, равнодушие, вдохновение,

удовлетворение, скука, тревога, покой, уверенность, неуверенность,

наслаждение

 

 

 

 

 

Тест «Выходной контроль», MOODLE, оценка текущего рейтинга занятия (включает все элементы занятия)

Индекс удовлетворенности занятием:

от 0 до 0,4 (не включая 0,4) – низкий;

от 0,4 до 0,6 (не включая 0,6) – близкий к норме;

от 0,6 и выше – высокий.

В таблице представлен пример оформления дневника самоорганизации учебной деятельности («дневник СУД») для каждого занятия; в зависимости от его структуры (итоговое занятие, лабораторная работа) можно менять элементы или использовать другие приемы и средства педагогической деятельности.

И, наконец, на последнем этапе, с учетом имеющихся в каждой группе студентов с прокрастинацией, помимо «дневника СУД», на занятиях по дисциплине «Гистология, эмбриология, цитология» мы используем «График индивидуальных отработок». Для прокрастинаторов с уже имеющейся текущей задолженностью на основе «дневника СУД» совместно с ними разрабатывается индивидуальный график. В нем прописываются темы, задание и предполагаемое время выполнения (выбирает студент), далее выполняются задания по личному графику. Как показывает практика, данный способ в большинстве случаев позволяет полностью ликвидировать возникшую текущую задолженность. Студент перестает бояться проблемы, видит стремление преподавателя помочь ему и идет навстречу. В ходе объективной оценки результатов работы было выявлено, что все студенты из арабских стран (обучающиеся аудиторно) в полном объеме ликвидировали текущую задолженность и успешно преодолели пороговый рейтинг при изучении дисциплины по итогам окончания 1-го курса.

Заключение

Таким образом, внедрение инновационных средств в обучение и способствование формированию компетенции самоорганизации учебной деятельности, коррекция прокрастинации, бесспорно, могут повышать качество образовательной деятельности. В целях организации целенаправленной работы по коррекции и профилактике прокрастинации данная работа целесообразна именно на 1-м и 2-м курсах обучения в связи с высоким уровнем информационной и учебной нагрузки [6].


Библиографическая ссылка

Мальцева А.Е., Обухова Л.Е., Горячева М.В., Требухов А.В. ОПЫТ КОРРЕКЦИИ ФЕНОМЕНА АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ АРАБСКИХ СТУДЕНТОВ КАК ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ САМООРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32357 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674