В современных условиях во всех сферах экономики происходит процесс перехода на новый уровень, что определяется как цифровая трансформация. В России разработан Национальный проект «Цифровая экономика в Российской Федерации» [1], предполагающий внедрение цифровых технологий во всех областях, в том числе в образовании, здравоохранении и др. Подготовка кадров нового поколения, способных работать в условиях цифровой трансформации и вопросов инновационного развития и конкурентоспособности системы высшего образования в РФ [2].
Цифровое преобразование отрасли затрагивает широкий спектр аспектов, включая автоматизацию операционных процессов, алгоритмов и протоколов лечения, внедрение электронного сбора данных о работе медицинских учреждений, клинических показателях пациентов и последующее применение статистических методов анализа, использование удобных онлайн- и мобильных приложений, внедрение инструментов телемедицины. Применение информационных технологий повышает эффективность работы персонала и качество диагностики. Благодаря им соблюдаются единые стандарты лечения, медицинские услуги становятся доступнее [3]. Автоматизация на рабочих местах медицинских работников, автоматизированных систем в медицине, развитие телемедицины, модернизация программного обеспечения в отрасли и другие направления реализации мероприятий по оснащению медицинских организаций, внедрение и применение искусственного интеллекта в медицине в диагностике, голосового помощника и др.
В последние годы определяется также и единый цифровой контур на уровне региональных органов здравоохранения на основе федеральных проектов, таких как региональныйпроект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении Удмуртской Республики на основе государственной информационной системы здравоохранения» (ЕГИСЗ) [4]. Благодаря цифровой трансформации здравоохранения стираются географические границы, становятся доступными высокотехнологические сервисы и др.
В связи с этим на сегодняшний день требуются высококвалифицированные кадры, специалисты новой формации по решению широкого спектра задач, необходим пересмотр программ для качественного уровня обучения и требований к выпускникам в цифровую эпоху экономических преобразований. Так, например, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (далее – ФГОС 3++ ВО), программе «Медицинская информатика» для 1-го курса по подготовке по специальностям 31.05.01 Лечебное дело, 31.05.02 Педиатрия, 31.05.03 Стоматология ФГОС 3++ предусмотрена соответствующая общепрофессиональная компетенция (ОПК-10) в категории информационная грамотность, направленная на формирование способности понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности [5].
Важную роль в формировании цифровых компетенций могут играть практические и самостоятельные занятия при освоении дисциплины «Медицинская информатика» с учетом современных требований к использованию цифровых технологий и ресурсов в будущей профессиональной деятельности студентов медицинского вуза.
Целями данного исследования являются изучение знаний студентов по использованию цифровых ресурсов в профессиональной деятельности будущих медиков и обоснование необходимости включения в программу подготовки по дисциплине «Медицинская информатика» соответствующих тем, направленных на формирование у них цифровых компетенций.
Основными задачами явились:
- изучить уровень востребованности цифровых компетенций в профессиональной подготовке студентов медицинского вуза;
- провести дистанционный опрос среди студентов ИГМА о значении цифровой грамотности для подготовки будущих специалистов;
- обосновать необходимость включения в программу дисциплины «Медицинская информатика» по специальностям 31.05.01 Лечебное дело, 31.05.02 Педиатрия, 31.05.03 Стоматология тем, связанных с формированием цифровых компетенций на основе требований ОПК-10.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1) анализ научно-методической литературы и интернет-ресурсов, федерального стандарта ФГОС 3++, связанных с цифровой трансформацией здравоохранения и формированием цифровых компетенций в подготовке студентов медицинского вуза;
2) опрос студентов в системе дистанционного обучения (СДО) LMS MOODLE;
3) статистическая обработка результатов анкетирования.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось на базе Ижевской государственной медицинской академии (ИГМА) в весенний семестр и осенний семестр 2022 г. Для организации исследования использовалась электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС); опрос в форме анкетирования проводился в системе дистанционного обучения (СДО). В системе управления учебным процессом (СУУП) «Магеллан» создавалось цифровое портфолио студенческих достижений; задания для практических занятий и самостоятельные работы предусматривались в электронном учебном курсе «Медицинская информатика», а также использовались электронные библиотечные системы (ЭБС) [6]. При этом основными задачами анкетирования являлись выявление у студентов знаний и умений по цифровой грамотности, а также определение необходимости коррекции программы «Медицинская информатика» с учетом современных тенденций цифровой трансформации здравоохранения.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ научно-методической литературы показал, что у истоков информатизации отечественных медицинских учреждений стоял И.С. Гаспарян [7]. Вопросам методологического и информационно-аналитического управления отраслью здравоохранения на основе системного анализа, медицинской кибернетики и этапов развития информатизации здравоохранения на региональном уровне посвящены работы В.К.Гасникова и В.Н. Савельева [8], модернизация обучения медицинской информатике в ИГМА в период 1998–2008 гг. [9].
В работах Т.В. Зарубиной [10], Б.А. Кобринского [11] и Ю.Ю. Мухина [12] рассматриваются вопросы, связанные с использованием осмысленного реинжиниринга в здравоохранении, обоснованием персоноцентрированной модели, гибридных проектных подходов и методов искусственного интеллекта в реинжиниринге общественного здоровья, с созданием единой концепции построения персональных электронных медицинских карт, определением понятия «единое информационное пространство» с последующим подходом к созданию в России Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) и переходом к широкому обмену данными в системе охраны здоровья населения.
Единая государственная информационная система предполагает осуществление цифровой трансформации здравоохранения на основе создания единого информационного пространства в отрасли, регионе и цифровой трансформации деятельности медицинских учреждений. Она должна охватывать все разделы оказания медицинской помощи, включать в себя более 100 подсистем и модулей, направленных на достижение целевых показателей федерального проекта «Создание единого цифрового контура здравоохранения на основе ЕГИСЗ». К ключевым подсистемам должны быть подключены: электронная медицинская карта, поликлиника, стационар, управление потоками, льготное лекарственное обеспечение, реестры и др. Так, например, платформа РТ МИС позволяет автоматизировать процессы сбора, обработки и хранения медицинской, экономической и статистической информации, обеспечивает информационный обмен между медицинскими организациями, органами управления здравоохранением, территориальными фондами обязательного медицинского страхования, страховыми медицинскими организациями, аптеками, интегрируется с федеральными информационными системами. Система предоставляет цифровые решения врачам, пациентам, руководству медицинских организаций и региональным менеджерам отрасли и обеспечивает следующие возможности:
- интеграцию с федеральной ЕГИСЗ;
- интеграцию с ЕПГУ: запись к врачу, на диспансеризацию и профосмотры, доступ к ЭМК, анкетирование;
- модульную платформу – каждое рабочее место отвечает за ведение определенных процессов;
- единый интуитивно понятный и простой интерфейс;
- гибкую и быструю настройку доступов к рабочим местам;
- оформление электронных медицинских документов: больничных, рецептов, родовых сертификатов и т.д.;
- интеллектуальные сервисы: система поддержки принятия решений, справочники, классификаторы, пакетные назначения;
- автоматическое заполнение медицинских документов и голосовой ввод при заполнении документов;
- самостоятельное создание протоколов и шаблонов документов;
- сервисы для граждан: дистанционный мониторинг, доступ к электронным медицинским картам (ЭМК) через личный кабинет, онлайн-запись, система уведомлений [13].
По материалам научных исследований по актуальным вопросам современного медицинского образования и совершенствования подготовки медицинских кадров отмечено, что есть возможность реализации смешанного (гибридного) обучения [14], то есть накопленный опыт проведения занятий в дистанционном формате способствует более активному внедрению цифровизации в образовательный процесс. Это обусловлено применением видеоматериалов, вебинаров, онлайн-конференций и интерактивных форм организации учебного процесса, что повышает наглядность и заинтересованность обучающихся и возможность общения студентов на международном уровне [15]. Также применение чат-бота как информационной поддержки преподаваемой дисциплины и иных образовательных платформ увеличивает эффективность учебного процесса [16]. Все сказанное выше предъявляет серьезные требования к подготовке будущих врачей и овладению ими цифровой грамотностью и компетенциями, позволяющими решать профессиональные задачи в цифровой среде, владеть платформами программного обеспечения в медицинских информационных системах, коммуникационными компетенциями в телемедицинских технологиях, осуществлять электронный документооборот, управлять информацией и цифровыми массивами в медицинских базах данных и т.д.
Для выяснения отношения студентов к цифровым ресурсам проводилось анкетирование, в котором приняли участие 120 студентов 1-го курса. На вопрос: «Какие ресурсы ЭИОС Вы использовали чаще всего при выполнении различных задач: электронную библиотечную систему (ЭБС); систему дистанционного обучения (СДО); систему управления учебным процессом СУУП “Магеллан”?» – обучающиеся ответили, что использовали СДО – 65%; ЭБС – 45%; СУУП – 25%. Как видно из ответов на данный вопрос, большинство используют ресурс СДО, но предполагается, что 99% должны уметь пользоваться всеми ресурсами в процессе обучения.
На вопрос: «Какие цифровые ресурсы (инструменты) Вы применяете в самостоятельной подготовке? – отвечать можно было, выбирая несколько вариантов из предложенного перечня. Получены следующие ответы: онлайн-лекции (You Tube) – 66,7%; вебинары – 25%; презентации и лекции в СДО – 78%; 3D-Anatomy – 85%; 3D-атласы – 79%; Zoom сессии со студентами – 20%. Выяснилось, что студенты активно применяют цифровые ресурсы в самостоятельной работе по другим дисциплинам.
На вопрос: «С какими трудностями Вы столкнулись в процессе выполнения практических заданий на занятиях (самостоятельно в аудитории)?» – были получены следующие ответы: «Сложность выполнения практических заданий по алгоритму, без объяснения преподавателя» – 23%; «Большой объем задаваемых материалов» – 7,9%; «Недостаточное владение информационными технологиями» – 3,5%; «Никаких трудностей» – 45%. Ответы на вопросы показывают, что большинство студентов справляются с самостоятельными заданиями на занятиях в аудитории.
На вопрос: «Какие виды деятельности понравились Вам в применении цифровых платформ?» – обучающие ответили: «Использование информационных технологий обучения» – 53%; «Самообучение» – 25%; «Дополнительный объем материала по дисциплине» – 33%; «Индивидуальный темп обучения» – 33%; «Пройти тестирование» – 41%; «Возможность повторно посмотреть задание преподавателя или видеозапись лекции» – 35%; «Возможность скачать материалы лекции, презентации» – 30%. Ответы респондентов показывают, что цифровые платформы активно применяются студентами в учебной деятельности.
На вопрос: «Какие формы работ используют преподаватели в электронном обучении?» – были получены следующие ответы: «Размещение учебных материалов и заданий для самостоятельной работы» – 83%; «Проведение индивидуальных занятий» – 8%; «Проверка заданий для домашнего выполнения» – 33%; «Онлайн-тестирование» – 58%. Ответы на вопросы студентов показали, что преподаватели активно применяют электронный курс обучения как одну из форм для выполнения студентами самостоятельно (аудиторно и внеаудиторно) видов работ.
На вопрос: «Какие пожелания в среде дистанционного обучения при выполнении самостоятельной работы (вне аудитории) наиболее важны для Вас?» – студенты ответили: «Приобретение цифровой грамотности» – 25%; «Возможность архивации материала для дальнейшего изучения» – 38%; «Применение обучающего теста» – 45%; «Не закрывать лекции в курсе быстро» – 48,5%; «Сложно выполнять задания» – 7%; «Несложно выполнять задания» – 60%. Ответы респондентов в выполнении заданий для самостоятельной внеаудиторной работы составили более 50%, и пожелания студентов учитываются.
Для студентов были разработаны практические задания. Например, в системе управления учебным процессом (СУУП) «Магеллан» студентами создавалось «Цифровое портфолио» студенческих достижений», которое они смогут заполнять в дальнейшем на следующих курсах; в электронном учебном курсе «Медицинская информатика» предусматривались задания для практических занятий и самостоятельной работы, а также использовались электронные библиотечные системы (ЭБС) для создания базы данных «Цифровая библиотека» по дисциплинам для 1-го курса.
Выводы
На основании вышеизложенного полагаем, что формирование цифровых компетенций обучающихся путем закрепления в рамках теоретических занятий и практических заданий (аудиторных и внеаудиторных) видов самостоятельной работы с применением электронной информационно-образовательной среды вуза, стратегий новых форм образовательного процесса в цифровой сфере, уже наработанных в период пандемии, способствует изменению подхода к подготовке студентов посредством применения комплексных решений реализации и развития профессии на основе «медицины будущего». Цифровая трансформация отрасли способствует развитию цифровой грамотности у студентов с использованием цифровых технологий и ресурсов, инструментария и платформ, возможностью активного использования образовательной среды вуза, электронного обучения в учебном процессе. Она в значительной степени влияет на уровень формирования цифровых профессиональных компетенций у обучающихся, что является перспективным направлением деятельности со стороны профессорско-преподавательского состава образовательной организации на 1-м курсе и представляется основной задачей формирования цифровых компетенций.
Библиографическая ссылка
Сабитова Н.Г. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ПО РАЗВИТИЮ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32352 (дата обращения: 21.03.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.32352