Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Лезина Е.П. 1
1 ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»
В статье рассматриваются понятие образовательной технологии, ее основные признаки, выделяются наиболее популярные образовательные технологии и показано их применение в целях формирования правовой культуры школьников в образовательной практике города Саранска. Целью исследования является анализ практики применения инновационных образовательных технологий в целях формирования правовой культуры школьников на примере г. Саранска Республики Мордовия. В заключение отмечается, что проектная технология, информационная и коммуникационная технологии и интерактивная технология используются в проведении школьных олимпиад, конференций и мероприятиях по профориентации и способствуют повышению уровня правовой культуры школьников, также даются рекомендации по более активному использованию проектов по актуальным вопросам нравственно-правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников. Также рекомендуется более активное использование интерактивных технологий нового поколения: кейсов, анимаций, квестов и других аналогов динамичных интеллектуальных игр. Отмечается, что одним из основных направлений увеличения эффективности знаний по праву является обучение педагогических работников, потому что именно от них во многом зависят формирование гражданской позиции и получение правовых знаний школьниками. Указанная система должна соответствовать запросам времени и уделять достаточно большое внимание новейшим образовательным технологиям. Уровень знаний учителя должен быть актуальным, то есть преподаватель должен быть подготовлен к выполнению трудовых функций в новых условиях инновационного развития России.
инновационные образовательные технологии
формирования правовой культуры
проектные технологии
информационные и коммуникационные технологии
интерактивные технологии
1. Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы, 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1f0bbe (дата обращения: 28.11.2022).
2. Некрасов С.И., Некрасова. Н.А. Философия науки и техники: тематический словарь-справочник. Орёл: ОГУ. 2010. 289 c.
3. Technology. Encyclopædia Britannica Inc. Wayback Machine. Encyclopædia Britannica Online.Web. 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://www.britannica.com/technology/technology (дата обращения: 28.11.2022).
4. Бочкарева С.В., Бочкарева Т.В. Современные образовательные технологии преподавания юриспруденции // E-SCIO. 2018. № 12. С. 59-67.
5. Мезенцева О.И. Современные педагогические технологии: учебное пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям / под. ред. Е.В. Кузнецовой. Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2018. 140 c.
6. Наука и общество в эпоху технологий и коммуникаций: материалы международной научно-практической конференции 3 декабря 2015 года / под ред. Ю.С. Руденко, Н.А. Рыбаковой, Э.Р. Гатиатуллиной. М.: ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2016. 955 с.
7. Методические рекомендации по разработке программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних / сост.: И. В. Минеева. Саранск: МРИО, 2019. 56 с.
8. Дерипаска А.С. Оптимизация преподавания истории и обществознания через применение ИКТ // Научный альманах. 2022. № 4-1 (90). С. 72-76.
9. Терехова В.И. Роль информационных технологий в преподавании истории и обществознания // Информатика: проблемы, методология, технологии: материалы XVIII Международной научно-методической конференции / под ред. Н.А. Тюкачева, А.А. Крыловецкого. Воронеж: ФГБОУ ВО ВГУ, 2018. С. 312-315.
10. Хмелевская Е.Б., Куяров А.Н. Технология обучения на основе информационно-коммуникационных технологий // Человек, общество и государство в современном мире. Сборник научных трудов международной научно-практической конференции (в 2 томах). Пенза, 2016. С. 414-419.
11. Гугнина О.В. Активные и интерактивные методы в преподавании обществознания: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и учителей обществознания. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2014. 64 c.
12. Шаравина Н.С. Использование интерактивных методов в преподавании истории и обществознания // Вестник научных конференций. 2019. № 9-2 (49). С. 123-124.

Обучение и воспитание относятся к древнейшему виду культурной деятельности человека. Приобретая определенный комплекс знаний и умений, человек стремится передать их другим. Обучение представляет собой специально организованный целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика, в результате которого происходит усвоение знаний, умений, навыков, а также осуществляются воспитание и развитие личности обучаемого.

Так как современное общество находится в условиях постоянных изменений, обучение и воспитание должны подготовить человека к жизни в таком обществе, научить принимать быстрые решения, решения в экстренных ситуациях и мыслить не только творчески, но и в «правовом поле». В Концепции прямо указывается, что главной целью преподавания и изучения обществознания является формирование в том числе и правовой культуры [1]. Реализация Концепции требует от учителя использования современных педагогических технологий и методов обучения. Вот почему приобретает актуальность анализ использования современных образовательных технологий для формирования правовой культуры школьников.

Целью исследования является анализ практики применения инновационных образовательных технологий для формирования правовой культуры школьников на примере г. Саранска Республики Мордовия.

Материал и методы исследования. В данной статье были применены диалектический метод в виде анализа использования инновационных образовательных технологий для формирования правовой культуры школьников на примере г. Саранска Республики Мордовия. Также применялись описательный метод, метод анализа педагогической литературы и аксиологический подход. Этот подход органически присущ современной педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и цель общественного развития.

Научная новизна исследования заключается в анализе региональной практики использования инновационных образовательных технологий для формирования правовой культуры школьников на примере г. Саранска Республики Мордовия.

Результаты исследования и их обсуждение. Термин «технология» – это сочетание двух греческих слов: «техно» – «мастерство, умение»; «логос» – «способ, методика, мысль», т.е. технология – это совокупность методов и инструментов, которые необходимы для достижения желаемого результата, в широком смысле под технологией принято понимать применение научного знания для решения практических задач [2, с. 207; 3].

Под образовательной (педагогической) технологией принято понимать систему взаимосвязанной деятельности педагога и обучающихся, которая основывается на концепции, созданной согласно конкретным принципам и с определенной координацией средств, способов, целей и содержания обучения [4, с. 60].

О.И. Мезенцев считает, что педагогическая (образовательная) технология «представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника» [5, с. 138].

На настоящий момент выделяют несколько десятков современных педагогических технологий [6, 7].

В задачи же правового воспитания школьников входит формирование знаний о праве, внутреннего уважения к праву, умения применять правовые знания на практике [8, с. 12].

К числу современных образовательных технологий, которые могут быть использованы педагогом для повышения уровня правовой культуры и правового воспитания школьников, можно отнести проектные технологии [6, с. 51].

Основной целью введения проектных технологий в процесс обучения в школе является формирование познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно создавать свои знания о праве и правовом поведении, анализировать полученную в процессе обучения информацию, определять гипотезы и методы достижения цели, проводить анализ конечного результата, развивать критическое мышление, способность к самооценке.

Использование проектных технологий делает процесс обучения наиболее творческим, сжатым, целенаправленным, а учащегося – достаточно ответственным по отношению к учебному процессу и целеустремленным. Суть использования проектных технологий – это анализ способа достижения цели путем разработки проблемы, которая должна закончиться практическим результатом, отраженным каким-либо выбранным способом. Для того чтобы добиться достаточно высокого результата, нужно научить самостоятельно принимать решения, выявлять и находить решение конкретной проблемы при помощи знаний из различных отраслей права.

Роль учителя заключается в том, чтобы научить новым приемам научного исследования. Немаловажную роль играют наличие опыта научной, исследовательской работы, интерес к ней у учителя и его стремление передать эти знания детям.

На конечном этапе проектной деятельности школьник должен оформить разработанный проект, например представить его аудитории в виде презентации, доклада, реферата, а также предложений по совершенствованию, преобразованию исследуемой правовой проблемы.

Так, например, в 2022 г. в школах города Саранска прошла ежегодная конференция школьников (Конкурс проектов и учебно-исследовательских работ учащихся образовательных учреждений городского округа) «Школьники города – науке XXI века», на базе Средне-Волжского института (филиала) в городе Саранске ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», впервые проводились Региональная научно-практическая конференция для обучающихся общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования, приуроченная к 28-летию Конституции Российской Федерации «Конституция Российской Федерации: история создания, модернизация и перспективы развития» и ежегодная олимпиада школьников «В мир права». Победители этой олимпиады получают право поступления без вступительных испытаний в Средне-Волжский институт.

Также проводились Всероссийская олимпиада школьников «На страже экономики», организованная Нижегородской академией МВД России, Республиканская олимпиада по граждановедческим дисциплинам и избирательному праву среди учащихся общеобразовательных школ муниципальных районов и городского округа Саранск Республики Мордовия. Конкурсы в рамках этих конференций и олимпиад предполагают написание проектов для прохождения в следующий тур.

Конкурсы спикеров на различную правовую тематику в РПА Минюста России, подготовка выступлений, проектов, домашних заданий как условия участия в финале, эссе как условия допуска к основному конкурсу по избирательному праву предполагают наличие умения формулировать и излагать свои мысли, грамотно оформлять их по соответствующим требованиям, умения работать с источниками, нормативно-правовыми документами, справочно-правовыми системами, сводками МВД и прокуратуры, статистическими данными.

Использование проектных технологий в процессе обучения праву на уроках обществознания должно быть основано на учебно-материальной базе, больших финансовых затратах, а умение учителя использовать проектные технологии в свой деятельности будет являться показателем высокой квалификации учителя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Наличие успешно реализованных проектов учащихся также служит важным условием аттестации педагога для получения категории, а для выпускника старшей школы – условием получения документа о среднем образовании. Успешная работа над исследованиями и проектами предполагает умение работать с большими массивами информации.

Следующим и, несомненно, очень важным видом современных технологий выступают информационные и коммуникационные технологии [9, 10].

Информационные и коммуникационные технологии (далее ИКТ) – это обобщенное понятие, которое описывает разнообразные конструкции, механизмы, способы и алгоритмы обрабатывания необходимой для обучения информации. Безусловно, важнейшими современными устройствами для реализации данных технологий являются компьютер, оснащенный соответствующим лицензионным программным обеспечением, и средства телекоммуникаций совместно с находящейся на них информацией.

Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью ИКТ предполагают возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знания и пробелы в знаниях обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации [11, с. 417].

Совершенно ясно, что есть два основных типа содержательных ориентиров информатизации образования.

Первый тип содержит в себе увеличение открытости образования для всех желающих благодаря применению ИКТ. Под этим понимается не только расширение доступа к данным технологиям, но также и обеспечение непрерывного и гибкого образовательного процесса.

К следующему типу государственных ориентиров в образовании относят изменение качества образования путем увеличения возможности самостоятельного обучения на базе использования современных информационных технологий.

Так, например, в 2022 г. на базе ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» прошла Евсевьевская открытая олимпиада школьников по праву, а Центральная избирательная комиссия Республики Мордовия провела XII Межрегиональную олимпиаду по вопросам избирательного права и избирательного процесса среди молодежи с целью формирования у школьников правосознания и активной гражданской позиции. Заочные отборочные этапы олимпиад проходили дистанционно.

Сейчас ИКТ занимают довольно устойчивое место в процессе обучения, их широкое применение способствует формированию новейших условий работы учеников и изучению новых способов учебной деятельности. ИКТ сыграли важную роль в организации учебного процесса в период пандемии и продолжают активно использоваться педагогами в ходе учебной деятельности, особенно в системе инклюзивного образования.

Современный учитель обязан применять в своей деятельности информационно-коммуникационные технологии, так как они относятся к современным средствам обучения и обеспечат качественное образование. Существует множество онлайн-платформ, позволяющих лучше освоить школьную программу по обществознанию, а следовательно, и повысить свою правовую грамотность, например Интернет-урок (https://interneturok.ru/), ЛогикЛайк (logiclike.com/), Скайсмарт (https://skysmart.ru), Учи.ру (https://uchi.ru/), Фоксфорд.ру (https://foxford.ru/), ЯКласс (https://www.yaklass.ru/). Эти платформы активно используются в школах города Саранска для проверки знаний учащихся.

В связи с динамичным развитием указанных технологий и постоянным увеличением числа новых программных продуктов педагог уже может применять достаточно сложные учебно-методические проекты на высоком техническом уровне без помощи специалистов, он также способен сам создавать необходимые компьютерные программы.

В связи с этим считаем необходимым ввести курсы повышения квалификации для учителей, чтобы проверить их знание компьютерных технологий, потому что, как показывает практика, ученики гораздо глубже разбираются в современной компьютерной технике. Специально разработанные программы для указанных курсов должны помочь преподавателям освоить постоянные изменения в информационной сфере. Педагоги должны научиться своевременно обновлять учебные программы, постепенно отказываться от устаревших технологий и переходить на новые актуальные технологии обучения.

К интерактивным технологиям нового поколения можно отнести кейсы, анимации, квесты и другие аналоги динамичных интеллектуальных игр. При этом активно используются цифровые и компьютерные технологии, видеошоу, панорамные проекции, а также арсенал других информационных технологий [12, 13].

Квест представляет собой один из главных жанров компьютерных игр, который состоит в интерактивной истории с участием главного героя, управляемого игроком. При этом основное значение в игровом процессе имеет решение головоломок и определенных заданий, которые призывают обучающихся проявить свои теоретические правовые знания, приобретенные практические навыки и умения, логическое мышление, профессиональное прогнозирование.

На юридическом факультете Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева проводится ежегодный правовой квест для школьников «Знай свои права», организованный совместно с профориентационным сектором Студенческого совета.

Следующий метод – это метод мозгового штурма [12, с. 13]. Это один из самых эффективных методов активизации коллективной познавательной, научной и творческой деятельности обучающихся. В процессе мозгового штурма решение правовых проблем или задач делится на три этапа:

– обсуждение проблемы и возникновение мыслей и идей;

– обработка предлагаемых обучающимися идей с целью отобрать наилучшие;

– проектирование определенных решений, которые возникли на основе отобранных идей.

Данный метод основан на том, что обычно критические замечания и страх замедляют мыслительные, познавательные и творческие процессы у учащихся. Учитель в процессе учебного занятия сначала выслушивает мысли и конкретные идеи, а только потом дает им критическую оценку и ведет учеников к пониманию важности правового знания и поведения и формированию гражданского самосознания. Так, например, в рамках «Недели правовых знаний» в школах города проводился мозгового штурм «Что значит быть законопослушным гражданином?».

Заключение

В заключение можно отметить, что все рассмотренные технологии способствуют развитию и повышению уровня правовой культуры школьников, а учитель должен уметь использовать в обучении те технологии, которые ему удобны, доступны, которые он считает более эффективными применительно к конкретной аудитории учащихся и которые будут соотносимы с личными качествами педагога.

Проектная технология, информационная и коммуникационная технологии и интерактивная технология используются в школах города Саранска при проведении школьных олимпиад, конференций и мероприятий по профориентации и способствуют повышению уровня правовой культуры школьников.

При использовании проектных технологий для повышения уровня правовой культуры следует рекомендовать более активное применение проектов по актуальным вопросам нравственно-правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников, а также более активное использование интерактивных технологий нового поколения: кейсов, анимаций, квестов и других аналогов динамичных интеллектуальных игр: «Я и закон»; «Права человека»; «Мои права и права других людей, мои обязанности» и т.п.

Одним из основных направлений увеличения эффективности знаний по праву является обучение педагогических работников, потому что именно от них во многом зависят подготовка гражданской позиции и получение правовых знаний школьниками. Указанная система должна соответствовать запросам времени и уделять достаточно большое внимание новейшим образовательным технологиям. Уровень знаний учителя должен быть актуальным, то есть преподаватели должны быть подготовлены к выполнению трудовых функций в новых условиях инновационного развития России.

Статья подготовлена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО МГУ им. Н.П. Огарева в рамках прикладной НИР г/б 16-22 «Проблемы повышения уровня правовой культуры и правового воспитания школьников через призму преподавания в общеобразовательной школе предмета «Обществознание».


Библиографическая ссылка

Лезина Е.П. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32350 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674