Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОНЛАЙН-ВОРКШОП КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПАРТИСИПАТИВНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Минцаев М.Ш. 1 Алисултанова Э.Д. 1 Темирова А.Б. 1
1 Грозненский государственный нефтяной технический университет имени акад. Миллионщикова
Целью данной статьи является рассмотрение теоретических и практических аспектов использования workshop в процессе профессиональной подготовки, как инструмента практико-ориентированного обучения. Актуальность workshop для практико-ориентированного обучения обосновывается на выявлении реально существующих проблем в сфере профессиональной подготовки. В исследовании авторами ставилась задача теоретического обоснования эффективности практики проведения воркшопов в онлайн-формате на основе инфокоммуникационных технологий обучения. Решение данной проблемы позволило акцентировать внимание на инновационных методиках на пути достижения качественной профессиональной подготовки как конечной цели. Другим важным результатом использования данной технологии является восполнение дефицита коллегиального профессионального общения студентов в неформальной обстановке. Поставленная гипотеза о том, что практико-ориентированный подход в профессиональной подготовке на основе использования workshop нацелен на конечный продукт профессионального обучения, доказана методами теоретического анализа и систематизации результатов педагогического эксперимента. В статье обоснованы способы реализации учебных активностей и коммуникаций в онлайн-формате с использованием основных онлайн-приложений в процессе планирования и реализации партисипативного проекта. При этом достигнуты результаты: обоснована эффективность применения программы онлайн-воркшопа в учебно-практической деятельности для профессионального развития личности студента.
онлайн-воркшоп
проектная деятельность
неформальное образование
коммуникации
партисипативные проекты
динамические знания
1. Дегтярева Е.А. Воркшоп как средство формирования готовности к инновационной деятельности // Концепт. 2017. Т. 31. С. 1386-1390.
2. Лыжин А.И., Коновалов А.А. Научный workshop как инновационная форма вовлечения студентов в исследовательскую деятельность // Проблемы современного образования. 2021. № 6. С. 248-256.
3. Стрельникова Т.Д., Некрасова Е.А., Пучнина А.А., Иванова Н.В. Интерактивные методы обучения в вузе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 1. С. 47-49.
4. Шуклина Е.А. Партисипаторные исследования: методология, методика, опыт применения // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2017. № 4. С. 18-34.
5. Юдина А.М. Информационно-коммуникативная культура как инструмент формирования образовательной среды вуза // Перспективы науки. 2019. № 5 (116). С. 250-252.
6. Коджешау М.А. К проблеме педагогического дизайна в системе изучения интернет-технологий // Общество, наука и инновации: сборник статей. 2014. С. 206-212.

Карантинные ограничения, вызванные пандемией COVID-19, внесли коррективы в различные сферы жизнедеятельности и способствовали активизации использования онлайн-форматов формального и неформального образования и коммуникаций, в том числе и среди учащейся молодежи. В настоящем исследовании акцентировано внимание на методическом аспекте практики проведения онлайн-воркшопов. Результатом проведенного анализа практики применения технологий workshop явились характеристики интенсива группового взаимодействия, уровня получения динамического знания и точечной тематической направленности. Кроме того, обозначена эффективность использования онлайн-воркшопов, как действенное средство формирования предпринимательской компетентности.

В условиях постпандемийных трансформаций системы образования для активных подростков особые потери стали ощутимыми в возможностях реализации партисипативных проектов, которые предусматривают «привлечение целевой аудитории к основным процессам проектирования, то есть активное участие пользователей в совместной разработке и реализации» [1]. Также карантинные ограничения повлияли не только на формальное, но и неформальное обучение подростков, что обусловлено в первую очередь низким уровнем информационно-коммуникационной компетентности, в частности навыков работы с онлайн-инструментами обучения и коммуникации. Результатом поиска ответов на эти вызовы стало инициирование нами в образовательном процессе для студентов ряда мероприятий активного обучения в онлайн-формате.

Цель исследования. В нашем исследовании мы сосредоточили внимание на практике проведения онлайн-воркшопов и будем рассматривать термин «воркшоп» (с англ. workshop - «рабочая мастерская», «практический семинар», «рабочая встреча») в широком значении, а именно как «сбор участников для деятельности производственного или учебного характера продолжительностью до нескольких дней, который ставит целью решение определенных задач и сопровождается демонстрацией практического опыта работы» [2]. Соответственно, онлайн-воркшоп рассматриваем как воркшоп, который проводится в онлайн-формате с активным использованием информационно-коммуникационных технологий обучения и организации коммуникации его участников.

В переводе с английского workshop - мастерская, указывающая на центральную идею: каждый из участников имеет уникальный и неповторимый жизненный опыт и взгляд, который обуславливает его отношение к конкретной проблеме; в основе метода – интенсивное групповое взаимодействие, акцент делается на получении динамического знания, которое является продуктом активной деятельности самих участников, что многократно повышает эффективность его усвоения; все участники действуют самостоятельно, что наиболее подходит для работы с взрослой аудиторией. Как метод обучения workshop характеризуется точечной тематической направленностью, и это позволяет рассматривать реально существующие проблемы объемно, с разных ракурсов, актуализировать имеющийся опыт и интегрировать новое понимание данной проблемы. Таким образом, workshop помогает его участникам стать более компетентными, что делает данный инструмент обучения актуальным.

С коммуникативной точки зрения workshop – это формат групповой работы, имеющий целью активное решение определенного вопроса его участниками. Наравне с другими это - то учебное мероприятие, на котором участники получают знания самостоятельно. Основное отличие – высокая интенсивность группового взаимодействия, активность и самостоятельность участников, использование жизненного опыта и личных переживаний [3]. Руководитель (ведущий) помогает участникам определить цель, задачи, подбирает методы и приемы для активного взаимодействия. Традиционно ведущий организует процесс обсуждения (ставит «правильные» вопросы, проясняет те или иные аспекты и тому подобное) и не навязывает своего экспертного мнения. Участники мероприятия делятся личным опытом, имеющимися знаниями и умениями. Ведущий контролирует процесс, направляя деятельность группы, а с содержательной точки зрения workshop представляет собой исследование, которое решает отдельно взятую неоднозначную проблему.

Материал и методы исследования. Темы в учебном процессе определяются путем анализа наиболее типичных профессиональных проблем с дальнейшим выявлением интересных для студентов тем с помощью их опроса. Такой подход к выбору тематики существенно повышает ценность workshop для практико-ориентированного обучения, поскольку основывается на выявлении реально существующих проблем в сфере профессиональной подготовки, как по конкретной специальности, так и в целом в условиях рынка [4].

Результатом workshop становится ранее неизвестное решение данной проблемы, позволяющее увидеть и учесть все подводные камни на пути достижения качественной профессиональной подготовки как конечной цели. Другим важным результатом использования данной технологии является восполнение дефицита коллегиального профессионального общения студентов в неформальной обстановке. После окончания работы над проблемой у членов группы сформирована модель поведения как определенный инструментарий в конкретной рыночной ситуации [5].

В этом аспекте workshop целесообразно рассматривать как инструмент практико-ориентированного обучения, поскольку практико-ориентированный подход в непрофессиональной подготовке рассматривается как ориентация учебного процесса на конечный продукт профессионального обучения - конкретизированные виды действий. На пути формирования компетентностей workshop позволяет решить следующие задачи: внедрение инновационных технологий с целью придания учебному процессу нового импульса; повышение интереса к процессу профессиональной подготовки; реализация принципа обратной связи и обеспечение интерактива; реализация проблемы командообразования; реализация специфических запросов и ожиданий будущих специалистов.

Данная форма организации обучения делает упор на динамическом знании. Ответственность за результат распределяется между участниками и ведущим. Результативность мероприятия определяется вкладом участников. Вопросы формируют продолжительность мероприятия такого формата, поскольку именно это создает самую большую проблему. Практика показывает, что минимальной продолжительностью является половина дня, максимальной – пять-семь дней. Таким образом, минимальный формат рассчитан на решение одной комплексной проблемы в течение нескольких практических (лабораторных) занятий, сгруппированных в расписании занятий одновременно, а максимальный формат может применяться для интенсификации практической подготовки, эффективность которой по традиционной форме организации является нулевой. Целесообразные методы и приемы – анализ и разбор ситуаций, создание проектов и презентаций, «мозговой штурм», параметрический практикум, выполнение индивидуальных и групповых заданий [1]. Теоретические «вкрапления» в форме лекций целесообразны очень редко и в минимальном (необходимом для полного освещения темы) объеме. В плоскости указанной темы мы считаем целесообразным сначала определить особенности современного студента в образовательном процессе высших учебных заведений.

К характерным особенностям современных студентов можно отнести:

1. Заинтересованность в использовании цифровых технологий в жизни и образовании. По состоянию на начало 2022 года крупнейшие в мире социальные сети имеют несколько миллиардов активных пользователей, и количество пользователей указанных сетей увеличивается с каждым годом.

2. Цифровые технологии и социальные сети стали для студентов возможностью создавать другие онлайн-идентичности, которые трудно реализуются в реальном мире.

3. Стремление к лучшему. Современный студент ни за что не согласится с условиями, которые ему не по душе, он постоянно стремится к лучшему. Современный студент активный и амбициозный, это подтверждает ежегодный аншлаг на студенческих форумах, где молодые люди представляют свои амбициозные проекты. Они знают, чего хотят от жизни, стараются достигать всего самостоятельно.

4. Новые подходы к образовательному процессу. Раньше студенты должны были запомнить каждую часть информации, которую им предоставляли в процессе обучения, сегодня нужно только знать, где найти нужную информацию. Эти изменения привели к появлению новых способов выполнения самостоятельной работы.

5. Неформальное обучение. Ценность и эффективность учебных программ уменьшается с десятилетиями, но, с другой стороны, существует потребность в высококвалифицированных специалистах. Это противоречие привело к мощному развитию неформальных образовательных программ. Например, такие программы, как Erasmus, Coursera, KhanAcademy, CodeAcademy, предлагают множество программ по неформальному образованию, в том числе онлайн-курсы по сотням специализаций, начиная от программирования до рисования и музыкальной импровизации [2].

6. Многоязычность. Учебный прогресс в университете открывает большие карьерные перспективы, но возникнут языковые трудности, которые ранее не были так актуальны. Сегодня иностранные языки необходимы для бизнеса, перемещения и свободного общения, обмена знаниями. При этом возможности для улучшения своего знания языков только расширяются, в том числе и онлайн-ресурсы.

7. Лень против тяжелой работы. Процессы глобализации сделали многих студентов более инфантильными и менее продуктивными. На это повлияло увеличение имеющегося выбора и его разнообразие, а это в свою очередь блокирует процесс принятия решений. Мнение об отсутствии необходимости образования в вузах заставляет многих студентов оставлять учебу или учиться вне аудиторий университетов, чтобы иметь опыт в управлении проектами и находить способы заработать средства для будущей деятельности [5].

Современного студента отличает тесная связь с цифровым пространством (социальные сети, игры и тому подобное), стремление к лучшей жизни, поиск новых знаниевых подходов к приобретению профессиональных компетенций, жажда обучения с помощью современных технологий обучения (неформальное образование, мобильное и электронное обучение), знание иностранных языков как залог успешной профессиональной реализации. Все вышеупомянутое требует изменений в организации образовательного процесса, одним из которых может быть активное использование современных новейших технологий и методов активного и интерактивного обучения. Среди последних главенствующее место занимает «воркшоп» как активная технология групповой работы, в основу которой заложено интенсивное групповое взаимодействие, направленное на получение динамического знания [6].

Результаты исследования и их обсуждение. В рамках проводимого теоретического исследования и педагогического эксперимента был разработан план проведения онлайн-воркшопа «Технологии реализации партисипативных проектов для учащейся молодежи», основными задачами которого были обозначены следующие:

- углубить знания о проекте, его характеристиках и структуре;

- ознакомить с инструментами планирования и реализации партисипативных проектов;

- проработать алгоритм деятельности проектной команды во время планирования и реализации партисипативного проекта;

- проработать онлайн-приложения для электронной партисипации учащейся молодежи.

Результатом онлайн-воркшопа должно стать создание онлайн-платформы «Палитра онлайн-возможностей для неформального образования детей и молодежи». Для достижения поставленных целей во время проведения онлайн-воркшопа планируется использовать подходы интерактивного обучения, обучение за участие и обучение через опыт, что отразилось в содержании учебных модулей (таблица).

Примерная программа онлайн-воркшопа

Модуль

Содержание

І модуль

«Мы команда!»

Нормативная основа партисипации детей и молодежи.

Сферы партисипации детей и молодежи

I этап партисипативного проекта: объединяемся в

проектную команду

ІІ модуль

«Чудесная идея!»

Инструменты исследования социальной среды.

Инструменты обсуждения и принятия решений

II этап партисипативного проекта: выбираем лучшую

идею проекта

ІІІ модуль

«Нужен план!»

Стейкхолдеры участия детей и молодежи на местном

уровне.

Адвокация участия молодежи на местном уровне

ІІІ этап партисипативного проекта: разрабатываем план

действий

ІV модуль «Двигаемся дальше!»

Подводные камни в реализации проектов.

Быть лидером для себя/для других

IV этап партисипативного проекта: просматриваем

выполнение текущих задач

V модуль

«Настал час славы!»

Секреты успешной презентации.

Секреты успешного выступления

V этап партисипативного проекта: готовимся к презентации проекта

VІ модуль «Празднуем успех!»

Критерии качества партисипативных проектов.

Полезные советы: от идеи до реализованного проекта

VI этап партисипативного проекта: оцениваем качество

проекта

Как видно из таблицы, программа онлайн-воркшопа предусматривает проведение шести модулей в течение двух месяцев, которые состоят из двух сессий: I сессия имеет просветительско-учебный характер, II сессия - учебно-практический. Следует отметить, что программа является универсальной для проведения в офлайн- и онлайн-формате. Для осуществления учебных активностей и коммуникации в онлайн-формате предусмотрено создание группы в Telegram и проведение сессий на платформе Webinar.ru с использованием следующих основных онлайн-приложений в процессе планирования и реализации партисипативного проекта:

− на этапе командообразования: Padlet, Jamboard, AnswerGarden;

− на этапе генерирования идей: Padlet, Jamboard;

− на этапе планирования: Google Документы, MindMeister, Flippity;

− на этапе реализации: Google Документы, Netboard, ThinkLink, Milanote;

− на этапе подготовки к презентации: Emaze, Renderforest, Canva;

− на этапе оценивания: Timetoast, AnswerGarden, Mentimeter.

Заключение. Разработанная программа онлайн-воркшопа и организованная в соответствии с ней учебно-практическая деятельность реально предназначена способствовать профессиональному развитию личности студента, в частности лидерских качеств и способности к лидерству в онлайн-формате взаимодействия. К тому же опыт, полученный обучающимися во время участия в онлайн-воркшопе, поможет активизации деятельности в онлайн-формате студенческого самоуправления и инициирования молодежью партисипативных проектов.


Библиографическая ссылка

Минцаев М.Ш., Алисултанова Э.Д., Темирова А.Б. ОНЛАЙН-ВОРКШОП КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПАРТИСИПАТИВНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32347 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674