Проблема, связанная с использованием в обучении наглядно-дидактических средств, находится в центре внимания педагогов уже много лет и по-прежнему остается актуальной. Степень использования наглядно-дидактических средств определяет эффективность решения обучающей, развивающей и воспитывающей задач обучения. Это связано с тем, что методы использования наглядности способны показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию дозировано и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний.
Цель исследования: разработать и описать методику формирования системы естественно-научных понятий по дисциплине «Технологии начального естественно-научного образования» средствами инфографики.
Материал и методы исследования:
– методы теоретического уровня: теоретический анализ научной литературы проблемного поля исследования; метод синтеза, позволивший диагностировать степень разработанности данной проблемы в науке; метод интерпретации основных терминов и понятий; метод обобщения и анализа опыта педагогов-практиков.
– методы эмпирического уровня: педагогический эксперимент, опрос, анкетирование, контрольный срез.
Результаты исследования и их обсуждение. Целью дисциплины «Технологии начального естественно-научного образования» является подготовка компетентного специалиста, владеющего современными технологиями начального естественно-научного образования и умеющего решать профессиональные информационно-технологические задачи в образовательном процессе; формирование готовности к использованию современных методов и технологий для осуществления образовательной деятельности по предмету «Окружающий мир» в начальной школе.
Успешность и эффективность образовательного процесса при изучении предмета «Технологии начального естественно-научного образования» зависит от использования современных форм, методов и средств обучения, направленных на повышение познавательной активности учащихся и формирование у них предметных знаний.
В рамках дисциплины «Технологии начального естественно-научного образования» будущие учителя начальных классов изучают научно-педагогические основы начального естественно-научного образования, формирование у младших школьников представлений и понятий в процессе изучения курса «Окружающий мир», Методы обучения интегративному курсу «Окружающий мир», Результаты обучения окружающему миру в начальной школе, способы их диагностики и оценивания, Педагогические технологии естественно-научного образования, Формирование экологической и гражданской культуры младших школьников как составных частей курса «Окружающий мир».
В процессе изучения дисциплины «Технологии начального естественно-научного образования» организуется аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа. Аудиторная самостоятельная работа предполагает выполнение заданий семинарских и практических занятий: определение целей урока; проведение экспертизы учебника; выполнение алгоритма работы с естествоведческими и обществоведческими понятиями на уроках «Окружающий мир»; анализ урока. Внеаудиторная самостоятельная работа включает подготовку теоретических вопросов к семинарским занятиям, изучение отдельных тем программы по основной и дополнительной литературе, использование Интернет-ресурсов, выполнение общих и индивидуальных заданий, конструирование наглядно-дидактических средств обучения.
Наглядно-дидактические средства обучения бывают разные, но особый интерес представляет собой инфографика, как одно из современных эффективных дидактических средств формирования знаний будущих учителей начальных классов, способное выражать содержание изучаемых предметов и явлений, позволяет изменять обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития [1].
Под инфографикой мы понимаем графический подход к представлению информации, данных и знаний, преимуществом которого является скорость и чёткость в преподнесении сложной информации [2]. Основное отличие инфографики от других видов визуализации информации заключается в ее метафоричности, то есть это не просто график, диаграмма, построенная на большом количестве статистических данных, это график, который включает в себя визуальную информацию, жизненные сравнения, объекты и процессы, явления для изучения. Пример инфографики, разработанный авторами данной статьи, представлен на рисунке [3].
Среди задачи использования технологии инфографики выделяют следующие: 1)акцентирование внимания и улучшение качества восприятия передаваемого сообщения; 2)повышение продуктивности обучения; 3)экономия времени для создания и осмысления.
Особенностями инфографики являются: графические объекты, которые ассоциативно связаны с представляемой информацией, являющейся графическим выражением данных; полезная информационная нагрузка; красочное представление – яркие изображения явлений и процессов, фотографии и иллюстрации; простота в использовании – инфографику можно вывести с помощью проектора на доску или распечатать; внятное и осмысленное представление темы [2].
Цель использования инфографики на дисциплине «Технологии начального естественно-научного образования» заключается в обеспечении максимальной наглядности, доступности и простоты усвоения естественно-научных понятий, объектов и явлений.
Инфографика на тему «Подготовка будущих учителей начальных классов к формированию естественно-научной грамотности младших школьников»
Выделяют несколько аспектов, учёт которых позволяет сделать инфографику успешной в процессе формирования знаний студентов: актуальность и востребованность темы; учет возрастных особенностей обучающихся; простота и краткость; креативность; образность; пригодность (насколько полно, достоверно, интересно содержание); точность и организованность информации; эстетическая привлекательность [4].
В инфографике могут быть использованы различные средства визуализации: графики, изображения, диаграммы, таблицы, карты, схемы, инструкция, информационный плакат, памятка, путеводители [2].
Использовать инфографику как наглядно-дидактическое средство при формировании знаний студентов можно на различных этапах учебного процесса:
1) в начале занятия на этапе актуализации знаний, необходимых для более эффективного восприятия последующей информации;
2) при объяснении преподавателем нового материала;
3) во время повторения изученного материала;
4) при первичном закреплении знаний или же при обобщении и закреплении имеющихся знаний [5].
Студентам полезно не только использовать готовую инфографику, но и при необходимости создавать свою: рисовать ссылки и схемы, придумывать символы для идей.
В процессе создания собственной инфографики студенты должны не только самостоятельно получать необходимую информацию, но также самостоятельно ее обрабатывать, не только систематизировать факты, но и наглядно представлять результат их систематизации, создавать мотивацию к изучению нового предмета [6].
Преподаватель, который использует инфографику для объяснения учебного материала в максимально сжатой и удобной форме, может избежать потерю информации и времени. Кроме того, запоминание студентами такой информации проходит лучше, в отличие от традиционного заучивания большого количества теоретического материала, который не связан друг с другом внешне [1].
Можно сделать предположение, что применение инфографики при формировании системы естественно-научных понятий будет способствовать повышению качества знаний по дисциплине «Технологии начального естественно-научного образования» у будущих учителей начальных классов.
Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов:
Констатирующий этап проводился с целью установления исходного уровня знаний естественно-научных понятий по дисциплине «Технологии начального естественно-научного образования» у студентов – будущих учителей начальных классов.
На поисковом этапе был разработан и реализован комплекс занятий у студентов с применением инфографики как наглядно-дидактического средства при формировании системы естественно-научных понятий на дисциплине «Технологии начального естественно-научного образования».
На формирующем этапе определялся уровень знаний естественно-научных понятий студентов по дисциплине «Технологии начального естественно-научного образования», сформированных в результате проведения разработанных занятий с применением инфографики.
Изучение исходного уровня знаний естественно-научных понятий по дисциплине «Технологии начального естественно-научного образования» у студентов на констатирующем этапе показало следующие результаты.
Высокий уровень знаний показали 10% студентов – ответили на все вопросы, при ответах не возникало затруднений. Средний уровень показали 56% студентов – справились не со всеми вопросами. Низкий уровень показали 34% – при ответах студенты пропускали больше половины вопросов. Анализ полученных ответов позволил установить, что исходные предметные знания у студентов по дисциплине «Технологии начального естественно-научного образования» находятся на низком уровне. Выявлено общее, поверхностное понимание студентами основных понятий курса «Технологии начального естественно-научного образования». Полученные результаты позволяют сделать вывод, что необходимо повышать уровень знаний естественно-научных понятий студентов по данной дисциплине.
Целью поискового этапа опытно-экспериментальной работы было создание оптимальных методологических условий для формирования системы естественно-научных понятий при изучении предмета «Технологии начального естественно-научного образования», а также разработка методических рекомендаций для дальнейшего исследования:
На данном этапе при изучении дисциплины «Технологии начального естественно-научного образования» определяются методические условия формирования системы естественно-научных понятий с помощью инфографики, формирование целенаправленных, системных и поэтапных понятий; использование междисциплинарных коммуникаций; комплексное использование методов и средств обучения за счет усиления роли инфографики; организация совместной и индивидуальной деятельности студентов и преподавателей, направленной на использование приемов логического мышления в процессе создания инфографики; повышение практической направленности изучаемого материала.
На занятиях по дисциплине «Технологии начального естественно-научного образования» в зависимости от этапа учебного процесса были использованы различные виды инфографик.
1. Вводная инфографика – используется на вводных занятиях для ознакомления студентов с новой темой, в рамках которой изучаются теоретические конкретные понятия. В процессе занятия педагог сопровождает свой рассказ или объяснение демонстрацией заранее подготовленных графических объектов, иллюстрирующих вводный учебный материал рассматриваемой темы. Каждое ключевое понятие преподаватель представляет в виде картинки или рисунка, тем самым создавая наглядный образ изучаемого понятия в сознании студентов.
2. Инфографика-изучение содержания – раскрытие преподавателем простых и сложных понятий, их элементов, из которых создается фактическое содержание изучаемого понятия при объяснении нового материала.
3. Инфографика-систематизация понятий – во время повторения изученного материала для установления взаимосвязи и взаимодействия понятий и их существенных признаков
4. Инфографика-контроль – проверка знаний естественно-научных понятий на основе поэтапного выполнения студентами заданий самостоятельной работы.
5. Создание собственной оригинальной инфографики при выполнении самостоятельной или групповой работы – используется на итоговом семинаре при завершении изучения темы для обобщения и закрепления имеющихся знаний.
Для выявления уровня знаний естественно-научных понятий после проведения занятий с применением инфографики, был проведен контрольный срез знаний студентов. Высокий уровень знаний показали 25% студентов. Средний уровень знаний показали 67%, низкий уровень определился у 8% студентов.
Заключение Проведенная работа способствовала качественному изменению уровня знаний естественно-научных понятий посредством применения инфографики как наглядно-дидактического средства на дисциплине «Технологии начального естественно-научного образования», число студентов с низким уровнем сократилось, а с высоким и средним уровнем – возросло, что говорит о положительной динамике в процессе применения инфографики.
Таким образом, результаты проведенного эксперимента подтверждают повышение качества знаний естественно-научных понятий студентов на занятиях по дисциплине «Технологии начального естественно-научного образования» в рамках предложенной нами методики.
Библиографическая ссылка
Яскина О.А., Лев Я.Б. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕХНОЛОГИИ НАЧАЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» СРЕДСТВАМИ ИНФОГРАФИКИ // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 6-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32332 (дата обращения: 11.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.32332