Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Бочкарева С.В. 1
1 Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева
Статья подготовлена и исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО МГУ им. Н.П. Огарева в рамках прикладной НИР г/б 16-22 «Проблемы повышения уровня правовой культуры и правового воспитания школьников через призму преподавания в общеобразовательной школе предмета “Обществознание”». Цель исследования – показать влияние правовой культуры учителя общеобразовательной школы на восприятие и усвоение правовой информации при преподавании предмета «Обществознание». В статье дается характеристика правовой культуры как юридической категории с точки зрения качественного показателя правовой жизни общества и предложены методические рекомендации для повышения правовой культуры учителей общеобразовательных школ, преподающих предмет «Обществознание». Научная новизна исследования заключается в разработке методики совершенствования повышения уровня правовых знаний и развития профессиональных компетенций учителей общеобразовательных школ, преподающих предмет «Обществознание». Автором разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Актуальные вопросы повышения правовой культуры и правового воспитания», цель которой состоит в повышении уровня правовых знаний и развитии профессиональных компетенций учителей общеобразовательных школ, преподающих предмет «Обществознание». Данная программа, реализуемая в институте корпоративного обучения и непрерывного образования ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва», поможет повышению правовой культуры как начинающих педагогов, так и педагогов, имеющих опыт и методические наработки в этом направлении.
учитель
общеобразовательная школа
правовая культура
предмет «обществознание»
студент
университет
1. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера: монография. М.: ИНФРА-М, 2022, 314 с.
2. Бочкарева С.В. Правовая культура и правовая политика (на примере законодательства Республики Мордовия): дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2004. 196 с.
3. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие. М.: Юристъ, 2021. 300 с.
4. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. М.: Норма, 2019, 464 с.
5. Левитес Д. Г. Педагогические технологии: учебник. М.: ИНФРА-М, 2017. 403 с.

Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что учительская профессия не только почетная, но и одна из самых ответственных. Современному учителю доверены образование, обучение и воспитание многомиллионного поколения. Характерной особенностью педагогической профессии, из которой вытекает вся специфика педагогической деятельности, является то, что учитель имеет дело с самым ценным капиталом в мире – с человеком в период его физического, умственного и нравственного развития. В современном государстве школа является основным, главным учреждением, где подрастающее поколение получает воспитание, образование и обучение [1, с. 3].

Правильное и своевременное формирование у учащихся правовой культуры, а следовательно, и морально-нравственных ориентиров, поможет выработать у них индивидуальность, твердую гражданскую позицию и будет способствовать их адекватному развитию.

В рамках исследования необходимо решить следующие задачи:

− провести анализ сущности юридической категории «правовая культура», выделив ее структурные элементы и дав им характеристику;

– разработать методические рекомендации для повышения правовой культуры учителей общеобразовательных школ, преподающих предмет «Обществознание».

Методы, использованные в процессе исследования: диалектический, логический, сравнительно-правовой, формально-юридический, структурного и функционального анализа, обобщение педагогического опыта.

Теоретической базой исследования выступили статьи и научные труды советских и российских авторов: Е.В. Аграновской, А.И. Арнольдова, С.С. Алексеева, Р.С. Байниязова, Ю.Ю. Ветютнева, А.И. Иванникова, В.И. Каминской, Н.М. Кейзерова, Е.А. Лукашевой, О.В. Мартышина, И.М. Модель, А.А. Молчанова, С.А. Мурашова, И.В. Неважай, А. Папахистру, Р.К. Русинова, В.П. Сальникова, А.П. Семитко, Е.В. Татаринцевой, Л.С. Явича и др.

Практическая значимость данного исследования обусловлена разработкой дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Актуальные вопросы повышения правовой культуры и правового воспитания», цель которой состоит в повышении уровня правовых знаний и развитии профессиональных компетенций учителей общеобразовательных школ, преподающих предмет «Обществознание». Данная программа реализуется в институте корпоративного обучения и непрерывного образования ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва».

Общеизвестно, что правовая культура является элементом общей культуры общества, включающей в себя сложный комплекс правовой жизни общества. Среди его составных элементов – правоотношения, законность, правопорядок, правовое поведение, правосознание. Такое понимание основано на том, что одним из важнейших элементов культуры человечества выступает право, возникающее на определенном этапе развития социальной системы и оказывающее активное воздействие на мировоззрение членов общества.

Ранее в проведенном исследовании нами дана следующая дефиниция правовой культуры: «Под правовой культурой понимается обусловленное социально-экономическим и политическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития юридических актов и иных текстов правового характера, уровне правовой деятельности, правосознания и в целом правового развития личности, а также степени гарантированной государством свободы поведения личности в единстве с ответственностью ее перед обществом [2, с. 33].

В своей внутренней динамике правовая культура предстает как своеобразный, постоянно действующий механизм связи человеческой деятельности на всех уровнях социальной структуры – от индивида, группы до общества в целом.

Определяемые социальной структурой общества субъекты правовой культуры взаимосвязаны и взаимозависимы. Они соотносятся как общее (правовая культура всего общества, социального слоя), особенное (правовая культура социальной группы), единичное (правовая культура личности).

Каждый субъект правовой культуры не может существовать вне сферы действия культуры других носителей, не подвергаясь их воздействию и не оказывая обратного влияния на них.

Ведущая роль в формировании групповой и индивидуальной правовой культуры принадлежит правовой культуре всего общества.

По мнению профессора А.В. Малько, правовая культура общества – это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности [3, с. 141].

Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов: уровня правосознания и правовой активности общества; степени прогрессивности юридических норм (уровня развития права, культуры юридических текстов и т.п.); степени прогрессивности юридической деятельности (культуры правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).

Л.А. Морозова считает, что «правовая культура личности представляет собой такое ее свойство, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным уровнем правовой информированности, обеспечивающей правомерность поведения. Следовательно, лицо, обладающее правовой культурой, характеризуется, во-первых, определенным уровнем знания юридических норм; во-вторых, позитивным правосознанием, т.е. уважением права; в-третьих, поведением, основанным на уважении права. Отсюда вытекает, что правовая культура личности есть единство правовых знаний, положительного отношения к праву и правомерного поведения [4, с. 351].

Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение.

Не всякого индивида, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кого знания юридических правил сочетаются с потребностью соблюдения их предписаний, кто в своей деятельности им следует.

Таким образом, структура правовой культуры личности состоит из правовой психологии, правовой идеологии и юридически значимого поведения.

Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм.

Правовая культура индивидов может быть, в свою очередь, представлена, во-первых, как культура граждан и должностных лиц в правовой сфере, во-вторых, на основании социально-демографических, профессиональных критериев как правовая культура молодежи либо других возрастных категорий, как правовая культура юристов и не-юристов, руководителей, педагогов и иных, в-третьих, на основании тех или иных выполняемых личностью социальных ролей как правовая культура родителей, покупателей, пассажиров и т.д.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что правовая культура учителя – это есть деятельность и в сфере правового обучения, выражающаяся в знании государственно-правовых явлений и институтов (таких как государство, право, правовые нормы, законодательство, нормативно-правовые акты, правовые отношения, правосознание, законность и правопорядок и т.п.).

Проблема формирования правовой культуры школьников продолжает оставаться актуальной, несмотря на пристальное внимание к ней со стороны педагогов, правоведов, представителей правоохранительных органов. Существующая действительность показывает слабое знание подростками правовой системы государства, поверхностное знакомство с содержанием действующей Конституции Российской Федерации, отсутствие четких представлений о наличии Конституции или Устава субъекта своего проживания.

Правовая культура школьников закладывается и развивается в пространстве общеобразовательной школы, что налагает огромную ответственность на педагога-обществоведа, обеспечивающего ознакомление обучающихся с основами права, принципами государственного устройства и функционирования гражданского общества, соблюдения прав человека.

Слово «педагог» в переводе с греческого означает «ведущий ребенка». Так в древности называли раба, который отводил ребенка хозяина в школу. По сути, педагоги в Древней Греции не были учителями, чаще всего это были люди, просто присматривающие за детьми. Со временем это понятие стало трактоваться шире: педагог – «ведущий по жизни». Таковы были все великие педагоги прошлого: они обучали и воспитывали своих учеников, готовя их достойно пройти предстоящий жизненный путь. Сегодня мы именно так называем учителей, которые не только натаскивают своих учеников к экзаменам, но и подготавливают их к жизни в этом непростом взрослом мире, т.е. фактически «ведут по жизни» [5, с. 7].

Деструктивные процессы, имеющие место в среде подростков, требуют и повышения качества воспитательной работы в духе формирования правовой культуры, преодоления правового нигилизма, снижения уровня криминогенности в молодежной среде. Однако данная работа осложняется отсутствием или недостаточным уровнем у педагогов системно организованных знаний и представлений о формах и методах, структуре и содержании собственной деятельности по формированию правовой культуры у подростков. Это приводит нас к вопросу о психолого-педагогической подготовленности учителя-обществоведа к деятельности по формированию правовой культуры обучающихся как в рамках учебного курса «Обществознание», так и в ходе воспитательных мероприятий, о повышении профессионального уровня учителя в сфере правовых знаний.

Повышение уровня правовых знаний учителя-обществоведа объективно продиктовано и действующими образовательными стандартами, предполагающими подготовленность выпускника школы к сдаче ЕГЭ по обществознанию, задания которого с 2022 г. включают в себя несколько блоков заданий, предполагающих не только знание Конституции Российской Федерации и умение проиллюстрировать его соответствующими примерами, но и знание норм процессуального права.

В ФГБОУ ВО МГУ им. Н.П. Огарёва реализуются основная профессиональная образовательная программа высшего образования направления подготовки 40.03.01. Юриспруденция (бакалавриат) и основная профессиональная образовательная программа высшего образования направления подготовки 40.05.02. Правоохранительная деятельность (специалитет), учебные планы которых предусматривают изучение дисциплины «Теория и методика обучения праву».

Знания и навыки, полученные при изучении данной дисциплины, являются основой для прохождения педагогической практики.

Целью освоения данной учебной дисциплины является теоретическое и практическое освоение студентами особенностей обучения праву субъектов общего образования.

В результате освоения дисциплины сформируются следующие компетенции:

– знать теоретические и дидактические основы педагогической деятельности; особенности межпредметных связей в процессе обучения праву; организацию, планирование и проведение занятий по праву;

– уметь использовать современные приемы, методы и средства обучения праву;

– владеть навыками моделирования и проведения уроков по праву; воспитательной работы в процессе обучения праву; организации самостоятельной работы у обучающихся.

В итоге студенты-юристы моделируют уроки по праву или на правовые темы предмета «Обществознание», а потом проводят их под руководством учителей в школах Республики Мордовия.

Учитель обществознания преподает комплекс дисциплин, посвященных развитию человеческого общества. Он занимается разработкой учебно-методических программ и материалов для проведения уроков, формирует практические и теоретические знания об общественных науках и проводит контрольные мероприятия, направленные на оценку усвоения материалов.

Проведенная совместная работа студентов-юристов с педагогическими составами образовательных организаций выявила трудности, с которыми сталкиваются как начинающие, так и зрелые педагоги-обществоведы. У них нет понимания истоков и предпосылок возникновения государства и права, знаний основ законодательства в рамках основных отраслей права и документов правового характера, прежде всего Конституции Российской Федерации, страдает понятийный и терминологический аппарат, который формирует фундамент юридического мышления и приобщает к основам правовой культуры.

Изучение предмета «Обществознание» в современной школе направлено на выработку правильного понимания места и роли государства и права в развитии общества, формирование нетерпимого отношения к нарушениям российских законов, коррупции, взяточничеству, на подготовку людей, способных принимать участие в управлении делами государства и общества.

Необходимым условием эффективности воздействия учителя на восприятие правового материала предмета «Обществознание» обучающимися является его высокая правовая культура, которая позволяет сформировать не только важнейшие нравственные ориентиры, но и основы его правовой культуры.

С целью повышения правовой культуры учителей в ходе обоюдного сотрудничества кафедрой теории и истории государства и права была разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Актуальные вопросы повышения правовой культуры и правового воспитания». Данная программа построена по модульному принципу в виде взаимосвязанных блоков, что позволяет обсудить конкретные вопросы и погрузиться в актуальное содержание. Освоение правового теоретического материала позволит учителю выйти на более высокий уровень преподавания предмета «Обществознание». Кроме того, правовой материал имеет огромное воспитательное значение в системе формирования личности обучающегося.

Практические задания, имеющиеся в программе, представляют особый интерес с точки зрения отработки дидактических умений и навыков, основаны как на традиционных, так и на инновационных подходах к обучению.

На наш взгляд, данная программа поможет учителям обществознания методически правильно сконструировать уроки по правовым темам данного предмета, тем самым повысить свою правовую культуру и в то же время правовую культуру обучающихся.

Таким образом, в нашем понимании учителем обществознания, соответствующим современным требованиям, должен быть яркий и талантливый педагог.

Современный учитель должен мыслить и идти в ногу с тем временем, в котором он живет.

В современных геополитических условиях правовая культура учителя является архиважной составляющей его профессионального роста. Не секрет, что на сегодняшний день не все учителя, преподающие предмет «Обществознание», могут свободно ориентироваться в вопросах правоотношений, что само по себе проистекает из проблем правопонимания и государствоведения, конкретно рассматриваемых ситуаций и правовых проблем. Между тем всестороннее развитие учащихся, формирование у них правовой культуры предполагают достаточно глубокое знание основ государства и права.

Профессия учителя обществознания является многогранной, сложной, насыщенной, что предполагает необходимость постоянной мобилизации внутренних ресурсов.

В этом смысле дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Актуальные вопросы повышения правовой культуры и правового воспитания», цель которой состоит в повышении уровня правовых знаний и развитии профессиональных компетенций учителей общеобразовательных школ, преподающих предмет «Обществознание», реализуемая в институте корпоративного обучения и непрерывного образования ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва», поможет повышению правовой культуры как начинающих педагогов, так и педагогов, имеющих опыт и методические наработки в этом направлении.


Библиографическая ссылка

Бочкарева С.В. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32327 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674