Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Красильникова Ю.С. 1 Седов И.А. 1 Герасимова Д.М. 1 Логинова А.С. 1
1 Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина
В данной статье проведен анализ научной литературы по проблеме эффективной организации соревновательной деятельности в вузе. Выявлена актуальность, которая заключается в необходимости поиска новых путей организации соревновательной деятельности в вузе в современных условиях. Определены такие структурные компоненты, участвующие в организации соревнований в вузе, как администрация вуза, деканат, студенческий спортивный клуб, кафедра физического воспитания и спорта, «профорг», «спорторг», студенты. Сформулирована искомая проблема, которая состоит в изучении того, каким образом обеспечить эффективность организации соревновательной деятельности в вузе. Для организации исследования авторами были использованы следующие методы: анализ и обобщение данных литературы, моделирование и визуализация. Представлена поэтапная организация соревнований в вузе на примере НГПУ им. К. Минина. Схематично оформлена структура организации соревновательной деятельности. Выделены особенности организации соревновательной деятельности в вузе в современных условиях, которые заключаются в том, что, в отличие от прошлых особенностей организации соревнований, в нынешних условиях требуется «многокомпонентная структура организации»; в современных условиях необходим более сложный способ финансирования соревнований, который может включать в себя: поступления из государственного бюджета, субсидии региональных и местных властей, спонсорскую помощь, спортивный маркетинг (мерчендайзинг). Кроме того, в нынешних условиях нужны новые, более актуальные способы оповещения студентов, включая информационно-коммуникативные технологии (социальные сети). Также в современных условиях организации соревновательной деятельности имеет смысл включение каких-либо мотиваторов для участников соревнований.
взаимодействие
современные условия
студенческий спортивный клуб
кафедра физического воспитания и спорта
организация соревновательной деятельности
1. Устойчивое развитие: наука и практика: сборник трудов IV Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы физического воспитания и студенческого спорта» (3 февраля 2022 г.). Дубна: Государственный университет «Дубна», 2022. 189 с.
2. Малинин В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования // Вестник Мининского университета. 2022. № 1. C. 21-32.
3. Перевощикова Е. Н. Образовательные результаты в подготовке будущего педагога и средства оценки их достижения // Вестник Мининского университета. 2022. № 1. С. 33-51.
4. Развитие образования, педагогики и психологии в современном мире: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. №6. Воронеж, - НН: ИЦРОН, 2019. 28 с.
5. Бодакин А.В., Филимонова С.И. Физическая культура. М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2012. 209 с.
6. Ермакова Е.Г. Роль спортивного клуба в популяризации физической культуры и спорта в вузе // Эпоха науки. 2020. №24. С. 292-296.
7. Рахматов А.И. Физкультурно-спортивные мероприятия в вузе // Образование и воспитание. 2020. №3. С. 66-67.
8. Залялова Э.Р., Григорьев А.П., Петров А.Е. Спортивные клубы и студенческий спорт в образовательных учреждениях как база организации самостоятельных занятий спортом в вузах // Вестник научных конференций. 2018. №10. С. 43-44.
9. Актавина К.М. Исследование вовлеченности студентов в спортивные мероприятия (на примере СПбПУ) // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. №3. С. 43-47.

Развитие физической культуры студентов и способности реализовать ее в различных видах деятельности, подготовка к будущей профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья обучающихся – это самые главные цели, которые стоят перед кафедрой физического воспитания и спорта. Чтобы прийти к этому конечному результату, в высших учебных заведениях реализуется множество разнообразных видов деятельности, одним из которых являются различные спортивные соревнования. На данный момент этот вид деятельности наиболее активно набирает популярность, поскольку в процессе участия в ней студенты не только удовлетворяют личные потребности в физической активности, но и проходят интенсивный этап коммуникации друг с другом и социализации [1].

Стоит отметить, что при участии в спортивных соревнованиях у обучающихся формируются такие ценные личностные качества, как трудолюбие, целеустремленность, дисциплинированность. Кроме того, участвуя в спортивных соревнованиях, студенты имеют возможность самоактуализироваться и повысить свой социальный престиж личности [2]. Таким образом, в результате участия в спортивных соревнованиях у будущих специалистов формируется большое количество двигательных знаний, умений, навыков, определяющих развитие различных физических качеств и свойств личности, а также еще одним результатом данной деятельности является сформированность у студентов необходимых общих и профессиональных компетенций [3].

Однако нужно сказать, что для того, чтобы спортивные соревнования состоялись, они должны пройти длинный и достаточно долгий путь организации. Этот процесс осуществляется исключительно благодаря совместной интенсивной работе следующих взаимосвязанных между собой компонентов: «администрация вуза», «деканат», «студенческий спортивный клуб», «кафедра физического воспитания и спорта», «профорг», «спорторг», «студенты». Выборная должность «спорторга» в учебной группе является актуальной, его функции направлены на установление коммуникации между студенческим сообществом и структурными подразделениями, на помощь в комплектации и организации команд для участия в спортивно-оздоровительных мероприятиях. «Спортогр» – важная часть системы взаимодействия спортивного клуба и кафедры, что важно учитывать при организации совместной работы, продумывая поручения и возможные способы поощрения таких обучающихся. На базе Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина (далее – НГПУ им. К. Минина) налаживание взаимодействия представленных выше субъектов находится на начальном этапе.

Отсюда была сформулирована проблема исследования, каким образом обеспечить эффективный процесс взаимодействия администрации вуза, деканата, студенческого спортивного клуба, кафедры физического воспитания, «профорга», «спорторга» и студентов в ФГБОУ ВО «НГПУ им. К. Минина».

Для определения векторов решения данной проблемы следует проанализировать опыт научных авторов, представленный в научно-методической литературе, а также в процессе беседы со структурными подразделениями и спорторгами определить общие точки соприкосновения.

Проблема взаимодействия студенческого спортивного клуба и кафедры физического воспитания и спорта рассматривалась в различных исследованиях, результатом которых стали многие научные труды. К примеру, вышеназванная проблема определена и конкретизирована в статье В.П. Демеша, В.А. Чугуновой, в которой речь идет о том, что первоначальной задачей интеграции кафедры физической культуры и спортивного клуба является повышение результативности развития студенческого спорта в вузе, заключающееся в приобщении обучающихся высшего учебного заведения к активной соревновательной деятельности [4].

Важность сотрудничества студенческого спортивного клуба с кафедрой физического воспитания и спорта отмечается в учебном пособии А.В. Бодакина, в котором идет речь о том, что спортивный клуб качественно и эффективно выполнить свои профессиональные обязанности, достичь поставленных перед ним целей, а также прийти к решению определенных конкретных задач может лишь при совместной деятельности с кафедрой физического воспитания [5].

Сущность спортивного клуба раскрывается в работе Е.Г. Ермаковой. В ней автор показывает полную картину того, что такое спортивный клуб, и определяет его задачи [6]. А.И. Рахматов в своей работе повествует о составе спортивного клуба в высшем учебном заведении [7]. Деятельность студенческих спортивных клубов, в частности организация спортивных соревнований, представлена в трудах И.Д. Котурановой, Э.Р. Заляловой, А.П. Григорьева, А.Е. Петрова. Кроме того, в данных работах описаны функции, задачи студенческих спортивных клубов [8].

Необходимо отметить, что студенты высшего учебного заведения являются активным звеном в процессе организации спортивных соревнований, поскольку они не только участвуют в них, но и могут выдвигать определенные идеи по организации и проведению спортивных соревнований, занимать различные позиции (должности), которые играют важную и большую роль в процессе организации соревнований. Данная мысль представлена в статье К.М. Актавиной [9].

Цель исследования – рассмотреть особенности организации спортивных соревнований в вузе в современных условиях.

Следует предположить, что уровень взаимодействия студенческого спортивного клуба и кафедры физического воспитания и спорта будет иметь более высокие и качественные показатели при условии проектирования и создания системы взаимодействия этих тесно взаимосвязанных и неразрывных друг с другом структур.

Материалы и методы исследования. Среди педагогических методов исследования использовались следующие: анализ и обобщение данных литературы, моделирование и визуализация.

Особенности анализа и обобщения учебно-методической литературы заключаются в глубоком последовательном изучении, разборе определенных данных, которые имеют прямое отношение к теме исследования. Анализ и обобщение учебно-методической литературы как метод исследования были необходимы для полного понимания изучаемой проблемы и ее смысла.

Особенности моделирования и визуализации заключаются в представлении данных по теме исследования в виде графического изображения, а именно схемы, которая полно передает суть проведенного анализа и обобщения учебно-методической литературы. Моделирование и визуализация как методы исследования были необходимы для конкретизации и компактного описания данных по изучаемой проблеме, для отображения поэтапной системы организации соревновательной деятельности в вузе.

Анализ научной литературы позволил выявить основные компоненты, которые непосредственно участвуют в организации соревновательной деятельности в вузе: администрация вуза, деканат, студенческий спортивный клуб, кафедра физического воспитания, «профорг», «спорторг», студенты.

Результаты исследования и их обсуждение. Рассмотрим особенности организации соревновательной деятельности в вузе в современных условиях. Организация соревновательной деятельности включает следующие этапы (рисунок).

Структура организации соревновательной деятельности в вузе в современных условиях

1. Организационный этап, в котором участвуют такие структуры, как: администрация вуза, деканат, студенческий спортивный клуб, кафедра физического воспитания. Данный этап организации соревновательной деятельности включает в себя: составление календарного плана спортивных соревнований, в котором определяются сроки и места соревнований; разработку и утверждение положения о соревнованиях и сметы расходов, выделение ответственных за проведение или создание организационного комитета. Кроме того, на организационном этапе назначается и утверждается судейская коллегия.

2. Подготовительный этап, в который, помимо администрации вуза, деканата, студенческого спортивного клуба, кафедры физического воспитания, включаются «профорг», «спорторг» и студенты. На подготовительном этапе активно сотрудничают студенческий спортивный клуб», «профорг» и «спорторг», студенты. Целью их взаимодействия является обеспечение оповещения о соревнованиях среди обучающихся вуза в виде различных информационных источников: афиш, листовок и т.д. В современных условиях наиболее актуальным средством оповещения о соревнованиях представляются информационно-коммуникационные технологии, а конкретно социальные сети, которые являются важной и неотъемлемой частью жизни большинства нынешней молодежи. Также на данном этапе организуются прием и обработка заявок на участие в соревнованиях, составляется программа проведения соревновательной деятельности. Кроме того, на подготовительном этапе интенсивно взаимодействуют и такие структурные элементы, как администрация вуза, деканат, студенческий спортивный клуб, кафедра физического воспитания. Перед ними ставятся следующие цели: составление ритуалов открытия и закрытия соревнований, награждения, подготовка или аренда спортивных сооружений, проверка готовности мест, оборудования и инвентаря, который будет использоваться в процессе проведения спортивных соревнований, разработка культурной программы и мероприятий по обслуживанию зрителей и участников соревнований.

3. Основной (соревновательный) этап включает в себя непосредственно студентов, которые являются участниками соревнований или зрителями. Администрация вуза, деканат, студенческий спортивный клуб, кафедра физического воспитания совместно проводят открытие, закрытие и награждение победителей соревнований. Данный этап в современных условиях может реализовываться с использованием информационно-коммуникационных технологий с целью привнесения в соревновательный процесс яркости, масштабности, чтобы сделать соревнования более интересными, а также для оповещения о результатах спортсменов в ходе соревнований и окончательных итогах соревновательной деятельности.

4. Заключительный этап соревнований подразумевает под собой подведение всех итогов соревнований, проведение финансового расчета с судьями, составление и сдачу финансового отчета о проведенных спортивных соревнованиях. В реализации данного этапа принимают участие кафедра физического воспитания и спорта, деканат и администрация вуза.

Заключение. Таким образом, из данной схемы можно сформулировать следующие особенности организации соревновательной деятельности в вузе с учетом современных условий.

1. В отличие от прошлых особенностей организации соревнований, в нынешних условиях требуется многокомпонентная структура организации.

2. В современных условиях необходим более сложный способ финансирования соревнований, который может включать в себя: поступления из государственного бюджета, субсидии региональных и местных властей, спонсорскую помощь, спортивный маркетинг (мерчендайзинг).

3. Кроме того, в нынешних условиях нужны новые, более актуальные способы оповещения студентов, включая информационно-коммуникативные технологии (социальные сети).

4. Также в современных условиях организации соревновательной деятельности имеет смысл включение каких-либо мотиваторов для участников соревнований.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что для наиболее эффективной организации соревновательной деятельности в современных условиях необходимо учитывать ее особенности, а также то, что организация соревновательной деятельности – это сложный, трудоемкий и длительный процесс, который требует активного взаимодействия и сотрудничества всех структурных компонентов, поскольку только в результате совместной работы получится организовать качественные спортивные соревнования в вузе.


Библиографическая ссылка

Красильникова Ю.С., Седов И.А., Герасимова Д.М., Логинова А.С. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32326 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674