Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЛИЯНИЕ ЛОКДАУНА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУCНОЙ ИНФЕКЦИИ НА ШКОЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ФИНЛЯНДИИ

Лагойко А.Г. 1 Грубич У.В. 1
1 Санкт-Петербургский Политехнический Университет Петра Великого
В статье рассматриваются влияние коронавирусной инфекции и уровень готовности Финляндии перевести школьное обучение в онлайн-формат в период локдаунов по причине распространения коронавирусной инфекции в 2020–2021 гг. Финская система образования, которая включает в себя не только школьное образование, признается одной из лучших в мире. Именно поэтому зарубежным специалистам необходимо исследовать методы работы финских школ в период пандемии для возможности включения различных методик в теоретическую базу, которая в дальнейшем позволила бы вывести дистанционное обучение в школах на новый уровень. В статье проанализированы условия перехода в режим онлайн весной 2020 и 2021 гг. В рамках исследования были изучены постановления правительства о введении и окончании периодов локдауна, перечни мер и требований, выдвигаемых Министерством социального обеспечения и здравоохранения Финляндии, а также Министерством образования и культуры Финляндии для безопасного осуществления учебного процесса. Авторы приходят к выводу, что в периоды локдаунов в стране имелась материально-техническая база для перехода на дистанционный формат обучения, а принятые правительством меры обозначили определенные реалии, в которых финские преподаватели не только продолжили работу, но и смогли организовать обучение таким образом, чтобы качество образования не снизилось.
школьное образование
Финляндия
коронавирусная инфекция
локдаун
дистанционное обучение
онлайн
1. Pihlaja P. Erityisen tuen käytännöt varhaiskasvatuksessa – näkökulmana inkluusio. Practices of special support in early childhood education - inclusion as a perspective. Kasvatus. 2009. Vol. 49. P. 146–157.
2. Радина М.К., Балакина Ю. В. Вызовы образованию в условиях пандемии: обзор исследований // Вопросы образования. 2021. № 1. C. 178-194.
3. Hallitus on todennut yhteistoiminnassa tasavallan presidentin kanssa Suomen olevan poikkeusoloissa koronavirustilanteen vuoksi. Government, in cooperation with the President of the Republic, declares a state of emergency in Finland over coronavirus outbreak. [Электронный ресурс]. URL: https://valtioneuvosto.fi/-/10616/hallitus-totesi-suomen-olevan-poikkeusoloissa-koronavirustilanteen-vuoksi (дата обращения: 30.11.2022).
4. Valtioneuvoston linjaukset varhaiskasvatuksen, esiopetuksen, perusopetuksen, lukio- ja ammatillisen koulutuksen, korkeakoulutuksen, vapaan sivistystyön sekä taiteen perusopetuksen järjestäjille koronavirustartuntojen leviämisen hidastamiseksi. Government policy recommendations for providers of early childhood education and care, pre-primary education, primary and lower secondary education, general upper secondary education, vocational education, higher education, liberal education, and basic art education in order to slow down the spread of coronavirus infections. [Электронный ресурс]. URL: https://valtioneuvosto.fi/-/1410845/valtioneuvoston-linjaus-suosituksista-varhaiskasvatuksen-esiopetuksen-perusopetuksen-lukio-ja-ammatillisen-koulutuksen-korkeakoulutuksen-vapaan-sivist (дата обращения: 02.12.2022).
5. Hallituksen linjauksia koronavirustartuntojen leviämisen hidastamiseksi ja riskiryhmien suojelemiseksi jatketaan 13.5. saakka. Government policies to curb spread of coronavirus and protect at-risk groups to continue until 13 May. [Электронный ресурс]. URL: https://valtioneuvosto.fi/-/10616/hallituksen-linjauksia-koronavirustartuntojen-leviamisen-hidastamiseksi-ja-riskiryhmien-suojelemiseksi-jatketaan-13-5-saakka (дата обращения: 02.12.2022).
6. HS:n haastattelemat suomalaiset kertovat, miten koronavirus vaikuttaa arkeen. The Finns interviewed by HS tell how the coronavirus affects everyday life. [Электронный ресурс] URL: https://www.hs.fi/kotimaa/art-2000006439191.html (дата обращения: 22.11.2022).
7. Wilma. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hel.fi/helsinki/en/childhoodandeducation/comprehensive/cooperation/wilma/ (дата обращения: 11.11.2022).
8. На дистант без потерь: опыт Финляндии. [Электронный ресурс] URL: http://eddesignaward.com/na-distant-bez-poter-opyt-finljandii/ (дата обращения: 25.11.2022).
9. Аs finnish teachers move classes online, family routines change. [Электронный ресурс]. URL: https://finland.fi/life-society/as-finnish-teachers-move-classes-online-family-routines-change/ (дата обращения: 27.11.2022).
10. Statistics Finland. [Электронный ресурс]. URL: https://stat.fi/index_en.html [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: 15.11.2022).
11. Lähiopetus jatkuu torstaina 14. toukokuuta. Classroom teaching continues Thursday, May 14. [Электронный ресурс]. URL: https://okm.fi/-/lahiopetus-jatkuu-torstaina-14-toukokuuta (дата обращения: 26.11.2022).
12. Muistio. Valtioneuvoston asetus valmiuslain 106 §:n 1 momentissa ja 107 §:ssä säädettyjen toimivaltuuksien käyttöönotosta. Memo. Decree of the Government on the implementation of the powers provided for in section 106 subsection 1 and section 107 of the Emergency Act. [Электронный ресурс]. URL: https://valtioneuvosto.fi/paatokset/paatos?decisionId=0900908f807142a0 (дата обращения: 27.11.2022).

Школьное образование является важным элементом образования в современном обществе, формирующим у ребенка базовые знания и навыки. На данном этапе в жизни ребенка закладываются и совершенствуются необходимые навыки жизни человека в обществе, то есть школьное образование выполняет социальную функцию. Более того, школа имеет еще некоторые функции. Учебно-воспитательная функция предполагает воспитание учеников, осуществление охраны их жизни и здоровья. Наконец, школа предполагает функцию удовлетворения потребностей учащихся в получении необходимых знаний, а также в самообразовании.

Финляндия входит в список европейских стран с наиболее эффективной системой образования. В Финляндии широко распространена идея интегрированного воспитания детей, которая подразумевает воспитание детей разных национальностей, разных физических возможностей в одной среде [1, p. 147]. Более того, одним из важнейших принципов финской школы является индивидуализация, которая подразумевает такую организацию учебного процесса, которая является комфортной для каждого ученика в классе. Так, в одном пространстве, в классе одна часть учеников может читать, а другая – участвовать в обсуждении. Более того, если в классе есть ученики, которые отстают от общего темпа работы, то для работы в классе могут выделить еще одного преподавателя. Задача этого педагога – помочь отстающим ученикам догнать весь класс или же просто работать с этими учениками в удобном для них темпе [1, p. 148].

Возникает вопрос о готовности Финляндии перейти в формат онлайн-обучения в начале пандемии COVID-19. Невозможно отрицать влияние пандемии COVID-19 на системы образования по всему миру. Школы столкнулись с нарушением традиционного протекания образовательного процесса и вынужденным переходом на дистанционные формы обучения. Стоит отметить, что вынужденные карантинные меры обострили внимание к проблеме неравенства в образовании. Вынужденный переход на онлайн-образование усугубил данную проблему, многие страны не были готовы к этой мере [2, c. 179–180].

В период эпидемии коронавируса финские школы столкнулись с повсеместно введенным дистанционным обучением. Во время принятых карантинных мер финским школьникам пришлось некоторое время учиться исключительно в домашних условиях, используя различные онлайн-ресурсы. Построение учебного процесса в периоды закрытия школ представляет особый интерес. Разумеется, экстренный переход на онлайн-обучение не мог не сказаться на системе образования.

Целью данной работы является изучение особенностей функционирования финской системы школьного образования в период эпидемии COVID-19.

Материал и методы исследования. Объект исследования – финская средняя школа. Предметом работы является функционирование финских средних школ в период 2020–2022 гг. В настоящее время существует не так много исследований, посвященных проблеме влияния пандемии на школьное образование в Финляндии. В рамках исследования были изучены постановления правительства о введении и окончании периодов локдауна, перечни мер и требований, выдвигаемых Министерством социального обеспечения и здравоохранения Финляндии, а также Министерством образования и культуры Финляндии для безопасного осуществления учебного процесса. В ходе написания статьи были использованы такие общенаучные методы исследования, как наблюдение, анализ англо- и финноязычных источников, синтез и систематизация.

Локдаун переводится с английского языка как «строгая изоляция». В 2020 г. локдауном называли ограничения, которые государства ввели во время эпидемии коронавируса с целью замедления его распространения. К таким ограничениям относятся перевод учащихся на удаленный формат обучения, закрытие или изменение графика работы ресторанов и торгово-развлекательных мероприятий, отмена массовых мероприятий.

Результаты исследования и их обсуждение. Финские школы функционировали на протяжении двух лет пандемии коронавируса почти беспрерывно. За период 2020–2022 гг. финские школы закрывали дважды, однако обучение не приостанавливали, а переносили в онлайн-формат. Первый период закрытия школ в связи с введенным в Финляндии режимом чрезвычайного положения длился с 17 марта до 14 мая 2020 г. [3]. Согласно постановлению правительства Финляндии от 17.03.2020 г. [4], были предприняты следующие меры.

1. Работа всех учебных заведений была приостановлена. Исключение составили детские сады. Также исключением стало обучение в 1–3 классах школы для тех детей, чьи родители были задействованы в работе в жизненно важных сферах.

2. Было принято решение о проведении выпускных экзаменов в лицеях в ускоренном режиме.

3. Работа всех кружков, досуговых центров, спортивных секций для детей была приостановлена.

Постановления правительства от 17.03.2020 г. были приняты до 13 апреля того же года, однако в связи с нестабильной эпидемиологической обстановкой в стране было принято решение о продлении ограничений до 14 мая [5]. Таким образом, школьные учреждения были закрыты около 2 месяцев. Разумеется, для граждан Финляндии ситуация оказалась непривычной, правительство было вынуждено ввести локдаун, так как в начале 2020 г. не существовало ни точных исследований коронавирусной инфекции, ни вакцины.

Особый интерес для данного исследования представляет опрос проживающих в разных финских городах людей. В данном опросе были три ключевых вопроса, один из которых: «Каким образом коронавирус повлиял на вашу жизнь?» [6]. Были опрошены граждане от 24 до 90 лет, результаты опроса были опубликованы уже 14 марта 2020 г., за 2 дня до введения локдауна в Финляндии. Примечательно, что граждане в возрасте 35–45 лет, у которых есть дети, высказывали свои переживания именно за будущее детей. Нескольких опрошенных беспокоили закрытие дополнительных секций и возможное отстранение детей от занятий. Другие же высказали опасения за жизнь и здоровье детей в целом.

Таким образом, на момент введения карантина и закрытия большей части учреждений определенного плана реализации программ школьного образования не было, как, впрочем, и варианта дополнительного образования. В марте 2020 г. финские преподаватели выполнили важнейшую задачу по переводу занятий в режим онлайн. Стоит также отметить, что данная задача многими преподавателями была решена всего за несколько дней.

Впрочем, и до событий 2020–2022 гг. в системе образования Финляндии существовала определенная база в виде онлайн-платформы Wilma. Данная база во многом упростила процесс экстренного перехода финских школ на удаленный формат работы. Платформа Wilma [7] – привычное место общения финских школьников, их родителей и педагогов и до карантина. При необходимости родители могут связаться с преподавателями, ученики узнают свои оценки и получают задания. На этой платформе есть сведения о заданиях и оценках. Также учителя оставляют там отзывы об успехах учеников и рекомендации по учебе. Родители учеников могут оставлять сообщения о предполагаемых пропусках или больничных. Более того, многие финские школы уже либо частично, либо полностью перешли на электронный формат учебников, а некоторые школьные задания выполняются на планшетах или на компьютерах. С первого класса в детях воспитывают самостоятельность, они привыкают к разным типам и формам заданий. Также стоит отметить высокий уровень внедрения различных технологий в процесс обучения в средней школе Финляндии. У каждого учащегося есть возможность пользоваться школьными планшетами и ноутбуками. Техника в школах была внедрена для того, чтобы облегчить вес школьных портфелей, то есть у финских школьников нет необходимости носить с собой школьные учебники, так как все материалы загружены в предоставляемые планшеты. Обучение компьютерной грамотности начинается еще в начальных классах. На занятиях по компьютерной грамотности учащимся объясняют, например, каким образом вести свой блог, или рассказывают об основах безопасности в сети Интернет [8]. Таким образом, переход на онлайн-обучение в Финляндии можно считать менее «болезненным», чем в ряде стран, столкнувшихся с COVID-19.

Анализируя ежедневное расписание финских школьников во время обучения на дому, можно сделать вывод о том, что учебный процесс был организован насколько возможно приближенно к обычному расписанию в школе. Каждое утро ученики через Wilma получали информационные письма из школы о том, что будут проходить в конкретный день или в ближайшее время, какую тему нужно повторить, а с какой ознакомиться заранее, какие задания нужно посмотреть из учебника, а какие необходимо было найти самостоятельно на других платформах [8].

Онлайн-формат обучения в подходе финских учителей был представлен как видеоконференциями, так и самостоятельной работой. Например, учебный день начинался с рассылки заданий по различным предметам, и в течение дня у учеников были онлайн-конференции с учителями, однако в большинстве случаев обучение учеников было представлено в виде самостоятельной работы. Во время онлайн-конференции работа была построена таким же образом, как и в классе: учитель объяснял новый материал, а ученики по очереди высказывались или задавали вопросы [9].

Важным аспектом финской системы школьного образования является внимание к физической активности учащихся в течение учебного дня. Финские преподаватели решали проблему недостатка физических упражнений разными способами, один из наиболее популярных – это отправка учащимся танцевальных видеороликов из различных интернет-ресурсов, например Ютуба (YouTube).

В зависимости от возраста учащихся учебный процесс был построен по-разному. Для взаимодействия между младшими школьниками создавали специальные пространства или беседы для общения онлайн, например в мессенджерах. Учителя – кураторы классов находились онлайн в течение всего учебного дня для того, чтобы отвечать на вопросы учеников. Более того, учителя еженедельно осуществляли звонки каждому ребенку в установленное время [8].

Рассматривая организацию обучения у детей 12–15 лет, можно сделать вывод о том, что у учащихся подросткового возраста было больше свободы. У классов были общие чаты для общения, посещение которых было обязательным дважды в день. Вовлеченность родителей в учебный процесс заключалась в помощи детям в случае необходимости, а также в контроле за физической активностью учащихся и режимом питания.

Необходимо также отметить, что на время онлайн-обучения школы предоставляли учащимся возможность пользоваться школьной техникой для занятий. Таким образом, если семья не могла обеспечить детям технические ресурсы для обучения, школы оказывали необходимую поддержку.

Разумеется, без должного интернет-обеспечения переход на онлайн-обучение был бы невозможен. Согласно данным, предоставленным Статистическим управлением Финляндии [10], большинство финских домов имеют доступ к сети Интернет. Следовательно, ситуация, когда у учеников не было возможности прийти на онлайн-занятия по причине отсутствия связи, была крайне редкой. Однако на момент начала первого локдауна, как, впрочем, и в настоящее время, не у всех финских семей была возможность выхода в Интернет, также затруднения испытывали те дети, которые говорят на негосударственных языках, то есть не на финском или шведском. Такие отдельные случаи требовали индивидуального подхода.

Несмотря на перевод школьного учебного процесса в онлайн-формат, финские учителя продолжили следовать национальной образовательной программе. Главной целью преподавателей было обеспечить ту же степень вовлеченности учеников, как было бы на обычных уроках в школе. Новые условия продемонстрировали ситуацию, когда только совместная работа могла принести пользу образовательным учреждениям. Стоит отметить, что высокие результаты не были приоритетны в это непростое время. И правительство Финляндии, и, разумеется, учителя понимали, что совершенных знаний от учеников не стоит ждать в такой непривычной обстановке.

В середине мая 2020 г. финским правительством было принято решение открыть школы. Важно, что при этом необходимо было соблюдать требования Министерства социального обеспечения и здравоохранения. К требованиям относились:

1) организация учебного процесса таким образом, чтобы избежать большой концентрации учащихся в классных комнатах. В связи с этим в школах старались проводить занятия в просторных помещениях для того, чтобы сохранить возможность поддерживания социальной дистанции. При возможности учебные процессы также организовывались на свежем воздухе, на прилегающих к школам территориях;

2) запрет на проведение массовых мероприятий;

3) организация школьного питания в классных комнатах или небольшими группами учащихся в столовых;

4) внимание к вопросам гигиены рук;

5) при необходимости или желании учащиеся могли пользоваться масками [11].

Также обучение в школах могло быть организовано посменно при необходимости.

В дальнейшем школы и другие учреждения закрывали повторно, с 8 марта 2021 г. был введен локдаун сроком на 3 недели [12, p. 8]. Уже 8 апреля финское правительство приступило к постепенному снятию коронавирусных ограничений. В рамках вводимых ограничений в данный период на дистанционное обучение были переведены ученики средней и старшей школы, а также были отменены досуговые занятия для детей старше 12 лет. После вывода учеников на очное обучение в школы в апреле также сохранялись коронавирусные ограничения, которые были введены в 2020 г.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дважды введенный режим чрезвычайного положения в Финляндии особым образом повлиял на все сферы жизни в стране, среди которых и система школьного образования. Однако закрытие школ в период с 17 марта по 14 мая 2020 г. отличается от периода с 8 марта по 8 апреля 2021 г. Сложность обстоятельств 2020 г. обусловлена непривычной обстановкой в стране и отсутствием опыта в организации повсеместного онлайн-обучения для учеников школ. На период повторно введенного режима чрезвычайного положения у финских учителей уже был опыт организации учебного процесса в онлайн-формате.

Заключение. Прежде всего, необходимо отметить, что переходы на онлайн-обучение в марте – мае 2020 г. и марте 2021 г. не были одинаковыми. В период первого локдауна ученики и учителя оказались в непривычных для себя условиях, которые обозначили определенные трудности. Преподаватели, например, выражали обеспокоенность успеваемостью учеников, которым необходимо уделять больше внимания. Еще одним препятствием была трата большего количества времени на пояснения к заданиям и оценку каждого ученика [9].

Однако в период второго введенного режима чрезвычайного положения ситуация с организацией онлайн-обучения учеников школ была облегчена опытом первого локдауна.

Как и у каждого события, у дистанционного образования в Финляндии есть как положительные стороны, так и отрицательные. К отрицательным последствиям учебы онлайн можно отнести недостаток взаимодействия и социальных контактов у учащихся, а также недостаток физической активности. Однако необходимо отметить, что финские учителя различными способами пытались решить эту проблему. Например, преподаватели давали подопечным различные задания, включали физические упражнения в учебный процесс. Недостаток общения у учащихся преподаватели некоторым образом устраняли организованными видеоконференциями, однако данная мера, разумеется, не была достаточной. Еще одним недостатком дистанционного обучения было увеличение нагрузки учащихся в связи с большим количеством заданий для самостоятельной работы. Можно также отметить увеличение времени, проводимого детьми за компьютерами и другими гаджетами.

Однако у обучения на карантине были и положительные стороны. Родители учащихся отмечали, что у семей появилось больше возможностей для совместного времяпрепровождения. Более того, увеличилось также время пребывания на свежем воздухе. В Финляндии выход из дома не был ограничен с условием соблюдения социальной дистанции, в связи с чем семьи старались ежедневно проводить время на прогулках. Вторым положительным последствием онлайн-обучения является еще более возросший авторитет учителей [8]. И последнее – проблема дистанционного образования дала начало созданию различных онлайн-инструментов и платформ, которые учителя внедряют в образовательный процесс и в настоящее время.


Библиографическая ссылка

Лагойко А.Г., Грубич У.В. ВЛИЯНИЕ ЛОКДАУНА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУCНОЙ ИНФЕКЦИИ НА ШКОЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ФИНЛЯНДИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32325 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674