Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ

Гуцу Е.Г. 1 Деменева Н.Н. 1 Зайцева С.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»
Предметом исследования является профессиональная педагогическая ассоциация как добровольное объединение педагогов с целью совершенствования профессиональных компетенций, педагогического мастерства, обмена опытом преподавания и развития обучающихся. В статье обозначается проблема классификации ассоциаций, указывается на отсутствие аналитических материалов и научных исследований, в которых бы давалось целостное описание классификаций профессиональных педагогических ассоциаций. Целями статьи являются анализ видов профессиональных педагогических ассоциаций, их систематизация и классификация по разным основаниям, определение специфики деятельности каждой группы ассоциаций педагогов с учетом показателей эффективности. В статье предлагаются следующие критерии классификации профессиональных педагогических ассоциаций: количество участников (объединения образовательных организаций и профессиональные ассоциации как сообщества педагогов), уровень функционирования (международный, всероссийский, межрегиональный, региональный, муниципальный), юридический статус (ассоциации, имеющие или не имеющие статус юридического лица), инициатор создания (созданные на базе вузов, школ и пр.), содержание деятельности и формы интеграции (функциональная или проблемная интеграция). Предложенная классификация профессиональных педагогических ассоциаций будет полезна для педагогов и организаций, инициирующих создание новых ассоциаций или анализирующих работу уже созданных общественных педагогических объединений.
профессиональная педагогическая ассоциация
профессиональное сообщество педагогов
методическое объединение
виды педагогических ассоциаций
показатели эффективности деятельности ассоциаций
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.07.2021). [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (дата обращения: 10.12.2022).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения 10.12.2022).
3. Паспорт федерального проекта «Учитель будущего». [Электронный ресурс]. URL: https://edu54.ru/upload/files/2016/03/Федеральный%20проект%20Учитель%20будущего.pdf (дата обращения: 10.12.2022).
4. Белинова Н.В., Гуцу Е.Г., Деменева Н.Н., Зайцева С.А., Ханова Т.Г. Анализ основных направлений деятельности региональных ассоциаций учителей // Перспективы науки и образования. 2021. № 6 (54). С. 555-575.
5. Демидова Н.Н., Белинова Н.В., Гуцу Е.Г., Деменева Н.Н., Зайцева С.А., Рыжечкина Л.И., Сергеева Т.Н., Ханова Т.Г. Интегральная карта оценки эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций: методическое пособие / под ред. Н.Н. Демидовой. Н. Новгород, 2021. 56 с.
6. Белинова Н.В., Ханова Т.Г. Изучение эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций // Мир педагогики и психологии. 2021. № 12 (65). С. 27-32.
7. Методические рекомендации по развитию деятельности педагогических сообществ по актуальным вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. [Электронный ресурс]. URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-31.03.2020-N-07-2477/ (дата обращения: 10.12.2022).
8. Мелексов Г.А., Ерофеева Н.Е. Образовательный кластер подготовки педагогических кадров // Вестник ОГУ. 2014. № 3. С. 84-88.
9. Сорокин А.Н., Яковлева Е. И., Фильченкова И.Ф., Ширяева Ю.С., Краснопевцева Т.Ф. Компетенции научно-образовательного центра: определение, перечень и структура // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9. № 1. С. 4.

В последнее десятилетие большое внимание уделяется развитию государственно-общественного управления системой образования. Это зафиксировано как в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [1], так и в обновленном Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования [2]. Эффективным механизмом включения профессионального сообщества в принятие управленческих решений в сфере образования может стать создание общественных организаций, к которым относятся профессиональные педагогические ассоциации (ППА). Важность развития этого направления взаимодействия педагогов подчеркивается и в национальном проекте «Образование». Его составной частью является Федеральный проект «Учитель будущего» (срок реализации 2019–2024 гг.), одним из результатов которого названо стимулирование участия «педагогических работников в деятельности профессиональных ассоциаций» [3, с. 4].

В рамках нашего исследования проведен анализ основных направлений деятельности ППА и для каждого из них определены показатели и критерии эффективности [4, 5]. Они сгруппированы по следующим блокам: показатели организационно-управленческой деятельности; научно-исследовательской деятельности; учебно-методической деятельности; экспертно-аналитической деятельности; ценностно-нормативной деятельности; информационно-коммуникативной деятельности; координационно-развивающей деятельности. Но для создания новых ассоциаций и повышения эффективности уже действующих объединений педагогов важно рассмотреть типологию ППА, выделить основной функционал различных видов ассоциаций. В статье Н.В. Белиновой, Т.Г. Хановой [6] определены виды ассоциаций, создаваемых по территориальному признаку. В «Методических рекомендациях по развитию деятельности педагогических сообществ по актуальным вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [7] выделены виды педагогических сообществ, которые различаются по организационно-правовым формам, по профилю деятельности, по юридическому статусу, по территориальной сфере деятельности, по численности.

В то же время отсутствуют аналитические материалы и научные исследования, в которых бы давалось целостное описание классификаций профессиональных педагогических ассоциаций.

Целями работы являлись анализ видов профессиональных педагогических ассоциаций, их систематизация и классификация по разным основаниям.

Материалы и методы исследования. В качестве основного материала использовались сайты профессиональных педагогических ассоциаций, а также сайты образовательных организаций, на которых имеются сведения о различных видах региональных и муниципальных педагогических сообществ. Методами исследования являлись теоретический анализ материалов сайтов, статей и методических материалов, рекомендаций, посвященных деятельности ППА, а также сопоставление имеющихся данных и классификация ППА по разным основаниям.

Результаты исследования и их обсуждение. Большинство исследователей обозначают профессиональную педагогическую ассоциацию как объединение лиц (физических или юридических) с целью сотрудничества, совместной профессиональной деятельности и взаимопомощи. ППА является некоммерческой общественной организацией, которая действует в сфере образования и является добровольным объединением педагогов или образовательных организаций. Рассмотрим различные классификации ППА.

Педагогические ассоциации можно разделить на две большие группы в зависимости от их участников (субъектов деятельности): объединения образовательных организаций (образовательные кластеры, университетские учебные округа, ассоциации педагогических колледжей, школ, научно-образовательные центры) и профессиональные ассоциации как сообщества педагогов (профессиональные педагогические ассоциации, педагогические сообщества, методические объединения).

Образовательные кластеры в профессиональной педагогической сфере создаются, как правило, на базе классических или педагогических университетов [8]. В них могут входить педагогические колледжи, а также базовые общеобразовательные учреждения. В таком региональном кластере происходят взаимодействие и координация деятельности университета с другими образовательными организациями, осуществляются их совместная работа и взаимовыгодное сотрудничество. Разновидностью педагогических кластеров являются университетские учебные округа, создаваемые в регионах. Округ включает университет, организации среднего общего и среднего профессионального образования, научно-исследовательские учреждения, учреждения дополнительного образования, учреждения культуры и другие организации. Педагогический кластер, университетский округ могут стать центрами инноваций в области образования, науки и культуры, влияющими на образовательную политику региона.

В настоящее время получают распространение ассоциации образовательных учреждений, относящихся к одному уровню образования: ассоциации педагогических колледжей, ассоциации инновационных школ, лучших школ, языковых школ, инклюзивных школ, Вальдорфских школ и т.п.

Инновационным направлением в сфере образования является создание научно-образовательных центров (НОЦ). Это объединение университетов, научных организаций и бизнеса, т.е. организаций, действующих в реальном секторе экономики [9]. Ключевыми видами деятельности НОЦ являются исследовательская, инновационная, предпринимательская, инженерно-технологическая, образовательная.

Наиболее распространенными являются профессиональные ассоциации, объединяющие педагогов, а не образовательные организации. Ассоциация рассматривается как общественная организация, членами которой могут быть педагоги-практики, преподаватели вузов и организаций, занимающихся повышением квалификации, представители органов управления образования.

Встречаются и другие виды объединений педагогов, которые позиционируют себя как профессиональные сообщества. Они, как правило, не имеют официального статуса общественных организаций, у них может не быть необходимых нормативных документов и четкой организационной структуры, официальной процедуры принятия в члены сообщества. Но они реализуют некоторые из направлений деятельности, характерных для профессиональных ассоциаций. Такое сообщество может быть в дальнейшем оформлено в качестве профессиональной педагогической ассоциации.

В последние годы стали создаваться региональные (областные, городские) методические (учебно-методические, научно-методические) объединения, функционал которых также совпадает с направлениями работы профессиональных педагогических ассоциаций, хотя и не является таким широким. Они реализуют методическое, учебное и, иногда, научно-методическое направления деятельности, координируют работу муниципальных методобъединений педагогов, оказывают консультативную помощь школьным методическим объединениям учителей.

Далее будут рассматриваться только ассоциации педагогов, а не ассоциации образовательных организаций.

Профессиональные педагогические ассоциации функционируют на различном уровне с учетом территориального охвата. Это отражено в таблице 1.

Таблица 1

Виды ППА в зависимости от уровня их функционирования

Международный уровень

Федеральный

уровень

Региональный

уровень

Муниципальный

уровень

Международные ассоциации педагогов.

Европейские ассоциации педагогов

Всероссийские (общероссийские) ассоциации.

Межрегиональные ассоциации

Региональная ассоциация

Республиканская ассоциация

Краевая ассоциация

Областная ассоциация

Городская ассоциация

Муниципальная ассоциация

Создание международных ассоциаций затруднено в силу того, что в разных странах имеются существенные отличия в организации систем образования. Но, тем не менее, можно привести пример таких ППА: Международная ассоциация педагогов, Международная ассоциация социальных педагогов, Международная ассоциация конфликтологов, Европейская ассоциация образования взрослых (ЕАЕА). Российским педагогам участие в таких международных педагогических организациях дает возможность изучить мировой инновационный опыт, продуктивные тенденции мировой практики, представить на международном уровне собственные концепции и практические разработки.

Всероссийские ассоциации чаще всего объединяют педагогов одной специальности, учителей-предметников. Как правило, такие организации имеют достаточно большое количество региональных отделений, что позволяет организовать работу как на федеральном, так и на региональном уровне. Межрегиональные ассоциации обычно не имеют общероссийского охвата, но они объединяют несколько региональных ППА. По мере расширения состава этих ассоциаций они со временем могут стать всероссийскими.

Наиболее часто встречаются региональные ППА. В зависимости от того, на территории какого субъекта Российской Федерации организуется ассоциация, действуют республиканские, краевые, областные ППА. На муниципальном уровне чаще всего создаются городские ассоциации педагогов, гораздо реже – районные (муниципальные) сообщества. Особое значение в деятельности таких профессиональных сообществ имеют горизонтальные связи с партнерами и вертикальные с более крупными педагогическими ассоциациями.

Профессиональные педагогические ассоциации могут иметь разный юридический статус. К организациям, имеющим статус юридического лица, относятся ассоциации образовательных организаций (юридических лиц) и ППА как объединения физических лиц. К организациям, не оформленным как юридическое лицо, относятся ассоциации педагогов, педагогические сообщества, методические объединения педагогов.

Специфика деятельности ППА часто определяется тем, какая организация выступает в качестве инициатора ее создания (табл. 2).

Таблица 2

Виды педагогических ассоциаций в зависимости от инициатора их создания

Ассоциации, созданные на базе вузов, занимающихся профессиональной подготовкой педагогов

Ассоциации, созданные на базе организаций, занимающих повышением квалификации педагогов

Ассоциации, созданные по инициативе органов управления образованием

Ассоциации, созданные по инициативе педагогов

Ассоциации на базе классических университетов

Ассоциации на базе педагогических вузов

 

Ассоциации на базе институтов развития образования

Ассоциации на базе институтов или центров повышения квалификации

Ассоциации на базе Центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников

Ассоциации на базе республиканских или региональных Министерств (департаментов, управлений, комитетов) образования

Ассоциации на базе муниципальных органов управления образованием

Ассоциация, созданная по инициативе педагога-энтузиаста

Ассоциация, созданная по инициативе группы педагогов-практиков

Ассоциации, созданные на базе вузов, как правило, всегда предусматривают различные виды работы со студентами, будущими педагогами, а также профориентационную работу со школьниками. Ассоциации, создание которых инициировали институты развития образования, основной акцент делают на учебно-методической работе с педагогами. Если ассоциация создается по инициативе органов управления образованием, то важным направлением ее деятельности становится экспертно-аналитическое. Ассоциации, созданные по инициативе педагогов, чаще всего занимаются защитой прав педагогов, а также организуют мероприятия по обмену опытом работы (табл. 3).

Таблица 3

Виды ППА в зависимости от содержания деятельности и формы интеграции

Функциональная интеграция

Проблемная интеграция

Ассоциации дошкольных работников.

Ассоциации учителей начальных классов, учителей-предметников.

Ассоциации социальных педагогов, педагогов-психологов, дефектологов.

Ассоциации управленцев в сфере образования, руководителей образовательных организаций.

Ассоциация педагогов дополнительного образования

Ассоциации педагогов, реализующих определенную образовательную систему.

Ассоциации педагогов, участвующих в экспериментальной и инновационной деятельности

Ассоциации педагогов, решающих определенную педагогическую проблему или имеющих общие профессиональные интересы

В рамках функциональной интеграции создано наибольшее количество педагогических ассоциаций. Кроме педагогов-практиков, в состав ассоциации обычно входят и педагоги учреждений профессионального или дополнительного образования, представители органов управления образования. Основными целями создания и функционирования таких ППА служат обмен опытом работы и его диссеменация, распространение лучших практик и инновационных технологий, совместное решение проблем в определенной профессиональной сфере.

В рамках проблемной интеграции создаются ассоциации, которые имеют более узкую направленность своей деятельности, обусловленную целью объединения. В ассоциацию могут объединиться педагоги, реализующие определенную образовательную систему, имеющую свою оригинальную концепцию, например Монтессори-педагоги, педагоги, работающие по системе Л.В. Занкова или системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, и т.п.

Достаточно часто создаются ассоциации педагогов, участвующих в экспериментальной и инновационной деятельности.

Ассоциации педагогов, решающих определенную педагогическую проблему или имеющих общие профессиональные интересы, достаточно разноплановые. Например, Ассоциации молодых педагогов оказывают реальную поддержку молодежи в профессиональном становлении, выборе своего направления самосовершенствования в учительской профессии. Создаются также ассоциации педагогов – участников профессиональных конкурсов и другие организации.

При анализе видов ППА нужно также учесть способы взаимодействия участников. В последнее время все чаще стали возникать сетевые педагогические ассоциации. Такое неформальное объединение педагогов создается на основе их интерактивного взаимодействия в сети Интернет с целью профессионального самосовершенствования на основе общих целей, создания и использования ресурсной базы и диалогового взаимодействия в решении профессиональных задач. В рамках деятельности сетевого сообщества создается единое информационное пространство (профессиональная среда), доступное для каждого участника.

Заключение. Предложенная классификация ППА будет полезной для педагогов и организаций, инициирующих создание новых ассоциаций или анализирующих работу уже созданных объединений. Она дает возможность определить вид ассоциации и на этой основе выбрать основные направления ее деятельности. Определение видов ассоциации необходимо и для исследователей, занимающихся вопросами функционирования педагогических сообществ.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, научный проект № 730000Ф.99.1.БВ10АА00006 «Показатели эффективности деятельности профессиональных педагогических ассоциаций» в рамках выполнения государственного задания №073-00081-21-02от 14.07.2021 г.


Библиографическая ссылка

Гуцу Е.Г., Деменева Н.Н., Зайцева С.А. ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32320 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674