Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТОВ ПО ФИЛОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПОЕЗДЕ «АРКТИКА»)

Коренева А.В. 1 Девяткова Т.Н. 2
1 Мурманский арктический государственный университет
2 МБОУ Мурманска Гимназия № 3
В статье обосновывается необходимость использования проектной технологии при обучении предметам филологического цикла. Выявлены трудности, существующие в практике реализации проектов, в частности: отсутствие у многих учителей успешного практического опыта применения проектной технологии, недостаточное владение ими методикой выявления актуальных тем исследований, снижение у школьников внутренней мотивации при выполнении проектов, которые не позволяют создавать действительно новые, практически значимые продукты. Описан положительный педагогический опыт словесников Мурманской области по решению данной проблемы, по разработке актуальных и востребованных в реальной жизни проектов по филологии. Более подробно представлен регионально ориентированный проект «Литературное путешествие по Мурманской области на поезде «Арктика», реализованный учителями и учащимися гимназии №3 города Мурманска. Характеризуется понятийный аппарат проекта (актуальность и практическая значимость, гипотеза, цель и задачи, прогнозируемый продукт), описан ход его разработки и реализации. В статье отмечается эффективность использования проектов по филологии, обладающих реальной новизной и практической значимостью. Доказывается, что в этом случае развивается познавательный интерес к предметам филологического цикла, повышается внутренняя мотивация обучающихся к проектной деятельности, совершенствуются исследовательские умения и творческие способности учащихся. Кроме того, проектная технология позволяет индивидуализировать учебный процесс, сделать его более интенсивным. Учебная деятельность становится разнообразной и приобретает исследовательско-поисковый характер.
проектная технология
проектная деятельность
проект по филологии
исследовательские умения
творческие способности
литература
филологическое образование
1. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителей начальных классов. М.: Вентана-Граф, 2013. 106 с.
2. Уминова Н.В. Возможности проектных технологий обучения литературе в школе // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2016. № 1 (35). С. 35-38.
3. Севастьянова А.А. Учебные проекты по литературе с использованием информационных технологий // Литература в школе. 2014. № 6. С. 24-27
4. Челышева И.Л. Групповая проектная деятельность учащихся // Литература в школе. 2015. № 2. С. 25-26.
5. Белова Т. А. Отношение педагогов и преподавателей к организации проектной деятельности учащихся // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2011. № 10 (112). С. 153-156
6. Вахрушев С.А., Дмитриев В.А. Некоторые проблемы внедрения проектной деятельности в школьном образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 1 (34). С. 40-44.
7. Шилова Н.В., Милейко Н.С. Подготовка учителей Мурманской области к проектной деятельности // XX Масловские чтения: сборник научных статей. Мурманск: МАГУ, 2021. С. 102-106.
8. Коренева А.В. Технология проектов в системе филологического образования Мурманской области // Метапредметный подход в образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам. сборник статей IV всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Московский педагогический государственный университет. Москва, 2021. С. 89-96.
9. Коренева А.В., Шилова Н.В. Влияние проектной технологии на формирование исследовательских умений школьников в процессе лингвистического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-1. С. 127-131.

Одна из важнейших задач учителя-словесника - развить у обучающихся способность приобретать опыт в различных видах исследовательской и творческой деятельности по предметам филологического цикла. Решить данную задачу помогает проектная технология, дающая возможность «проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления» [1, с. 61]. Существует значительное количество публикаций о специфике использования технологии проектов в процессе филологического образования, где рассматриваются преимущества данной технологии, характеризуются типы и виды проектов, описывается процесс их создания [2, 3, 4]. Вместе с тем многие учителя до сих пор испытывают серьезные трудности при реализации проектной технологии, редко и, как правило, бессистемно применяют ее на практике [5, 6, 7]. В связи с этим актуальным является формирование банка перспективных методик создания проектов по филологии и распространение инновационного опыта организации проектной деятельности, в ходе которой обеспечивается мотивированное и осмысленное применение учащимися знаний и умений по русскому языку и литературе.

Цель исследования: презентация опыта разработки и реализации проектов по филологии как средства развития исследовательских умений и творческих способностей обучающихся в школах Мурманской области.

Материалы и методы исследования

Ведущими методами исследования выступают анализ и обобщение опыта использования проектной технологии при изучении предметов филологического цикла, а также прогностические методы (моделирование и проектирование учебного процесса). Описывается разработка и реализация проектов по филологии в МБОУ г. Мурманска Гимназия № 3. В центре внимания - региональный проект «Литературное путешествие по Мурманской области на поезде «Арктика», направленный на развитие у школьников мотивации к проведению гуманитарных исследований арктической тематики, привлечение обучающихся к участию в изучении языка и литературы Русского Севера, совершенствование их исследовательских умений и творческих способностей.

Результаты исследования и их обсуждение. При анализе сложностей внедрения проектной деятельности в учебный процесс ученые обращают особое внимание на следующее. Большинство учителей, независимо от стажа работы в школе, не имеют успешного практического опыта применения проектной технологии и не владеют методикой выявления актуальных тем исследований. Нередко предлагаются проекты, не вызывающие у обучающихся познавательного интереса ввиду отсутствия в своей основе реальных проблем, которые необходимо решить. При выполнении таких «скучных» проектов невозможно почувствовать себя первооткрывателем, предложить объективно новое решение вопроса. В результате снижается внутренняя мотивация, и «проектная деятельность учащихся, привыкших все делать по готовому образцу, превращается в рутинный, репродуктивный процесс переписывания из книг, интернета и других источников «чужих» мыслей с ярко выраженным стремлением выдавать их за свои» [6, с. 42]. .

Проводимый нами на протяжении 2018-2022 года анализ опыта разработки и реализации проектов по филологии в школах Мурманской области свидетельствует, что данная проблема, безусловно, снижающая потенциал проектной деятельности, существует и в нашем регионе [8; 9]. Вместе с тем есть учебные заведения, где ее весьма успешно решают, предлагая учащимся творческие и исследовательские проекты, позволяющие создавать новые, актуальные, практически значимые продукты.

В рамках данного исследования обобщен опыт гимназии №3 г. Мурманска, учащиеся которой активно занимаются проектной деятельностью, представляют результаты своих работ на научно-практических конференциях и конкурсах (конференция «Юные исследователи – будущее Севера», фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо», конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы», конкурс научно-исследовательских работ им. Д.И. Менделеева и др.). Достижения в проектной деятельности позволили гимназии успешно пройти серьезный конкурсный отбор (отобраны 10 образовательных организаций России из более 400 подавших заявки) и стать участницей федерального проекта «Развитие личностного потенциала», организованного АНПО «Школьная лига». В рамках данного проекта на базе гимназии работают «Мастерские роста» по созданию актуальных и востребованных в реальной жизни проектов: мастерская экологов «5R» (экологические проекты), мастерская сайтостроителей «Клик» (проект по разработке школьного сайта, который отвечает запросам гимназистов), мастерская «Продюсеры подкаста» (создание подкастов об интересных событиях в гимназии), мастерская «Печа-куча книжных открытий» (проекты по повышению интереса к чтению) и другие.

Помимо общегимназических проектов разрабатываются исследовательские и творческие проекты по предметам, в том числе по филологии. Практика показывает, что особый интерес учащихся вызывают регионально ориентированные проекты, то есть проекты не связанные напрямую со школьным материалом. В течение последних лет были успешно реализованы творческие проекты по созданию рукописных книг «Северные фантазии», «Создадим поморскую азбуку», «Путешествие в страну Тре», исследовательские проекты «Отражение истории и культуры поморов в этноактуальной лексике», «Экспрессивные возможности поморских песен» и другие. Многие проекты имеют ярко выраженную практическую направленность. Так, конечным продуктом проекта «Поляна тропов», в ходе которого ученики находили тропы в стихотворениях региональных поэтов и систематизировали найденные выразительные средства, стали дидактические материалы по теме, которые активно используются на уроках русского языка и литературы.

В данной статье более подробно опишем собственный опыт разработки и реализации регионального проекта «Литературное путешествие по Мурманской области на поезде «Арктика», участниками которого стали учащиеся 7-х классов. В начале учебного года, выявляя готовность семиклассников к проектной деятельности, мы предложили им ответить на вопрос, как они относятся к проектам, нравится ли им этот вид деятельности. Анализ ответов показал, что 56% учащихся любят работать над проектами, так как это «весьма интересно», «увлекательно», «позволяет узнать много нового». Однако многие семиклассники (44%) ответили, что им не нравится заниматься проектами, так как это «сложно», «отнимает много сил», «бессмысленная трата времени», «никому не нужно».

В связи с такими неоднозначными результатами крайне важно было предложить для выполнения проект, в ходе которого можно было создать действительно новый, практически значимый продукт и тем самым повысить мотивацию школьников. Идея проекта родилась в связи с активным развитием внутреннего туризма на Кольском полуострове и необходимостью новых форм туристического обслуживания, одной из которых, по нашему мнению, может быть цикл экскурсий, разработанных на региональном литературном материале. Ученики седьмого класса, получив задание проанализировать предложения туроператоров, убедились в актуальности потенциального проекта и выразили готовность претворить его в жизнь.

Вначале был разработан понятийный аппарат проекта.

Актуальность проекта и его практическая значимость обусловлены необходимостью развития внутреннего туризма на Кольском Севере, который отличается разнообразием природных ресурсов и обладает богатым культурным наследием. Анализ предложений туроператоров свидетельствует о следующем:

1. Мурманская область специализируется на спортивном и экологическом туризме. Однако все большее значение приобретает культурный туризм, позволяющий познавать историко-культурные ресурсы края.

2. Экскурсионные туры связаны, как правило, с передвижением по территории Кольского полуострова на автобусах или автомобиле.

3. Предложения туроператоров распространяются на одни и те же населенные пункты: Мурманск, Териберка, Ловозеро, Умба, Варзуга, Кировск. Туры по другим городам, в которых тоже есть достопримечательности, не разработаны или разработаны недостаточно.

4. Развитие туристической отрасли предполагает поиск новых форм туристского обслуживания, которые способны привлечь туристов различных целевых аудиторий.

Гипотеза проекта. Данные выводы позволили предположить, что одной из инновационных форм туристического обслуживания может быть экскурсия, разработанная на литературном материале (поэзия Кольского Севера), транслируемая по радиовещанию в вагонах пассажирского поезда «Арктика» (Москва – Мурманск). Такая экскурсия позволит не только удовлетворять познавательные потребности гостей Мурманской области, но и получать новые знания о крае бесплатно.

Цель проекта: разработать литературный экскурсионный маршрут по Кольскому Заполярью для пассажиров поезда «Арктика», который позволит гостям Мурманской области получить интересную и полезную информацию о регионе и его культуре и тем самым мотивирует их к новым поездкам на Кольский Север.

Тип проекта: групповой, комбинированный (творческий с элементами исследования), метапредметный.

Задачи проекта:

1. Исследовать творчество мурманских поэтов, выявив литературные произведения, посвященные населенным пунктам Мурманской области.

2. Изучить маршрут поезда 016А «Арктика» и на основе этого разработать структуру литературной экскурсии, определить последовательность изложения материала.

3. Найти интересную информацию о населенных пунктах, мимо которых проезжает поезд, отобрать стихотворения мурманских поэтов об этих городах и поселках.

4. Составить текст литературной экскурсии и создать ее аудиовизуальное сопровождение.

Проектный продукт – литературный экскурсионный маршрут по Кольскому Заполярью (на поезде «Арктика»).

Актуальность данного проекта, его практическая значимость и новизна были подтверждены Проектным офисом развития Арктики «ПОРА». Руководитель проекта (учитель русского языка и литературы, директор гимназии Т.Н. Девяткова), и участники (обучающиеся 7 А класса) получили грант на его реализацию (социально значимый проект № 359-Г).

Опишем ход реализации проекта, который состоял из 7 этапов.

На первом этапе на основе анализа региональной литературы семиклассники составили банк поэтических текстов, посвященных городам и поселкам Кольского Севера, в который вошли более 50 стихотворений таких поэтов, как В. Смирнов, В. Тимофеев, Н. Колычев, М. Солдатов, Т. Шевченко, Г. Иванов, А. Клячин, А.Миланов и др.

На втором этапе были изучены маршрут и расписание поезда «Арктика». Участники проекта выяснили, что поезд отправляется со станцииМосква(Ленинградский вокзал) в 00:41, а прибывает на станциюМурманск через 35 часов- в 11:45 по местному времени. За это время поездделает 33остановки.На территории Мурманской области он останавливается в городах Кандалакша, Полярные Зори, Апатиты, Оленегорск, Кола, Мурманск. На основе данного материала был разработан план экскурсии.

На третьем этапе была составлена краткая справка о населенных пунктах Мурманской области по пути следования поезда «Арктика», об их уникальности и историко-культурной ценности, подготовлены карточки, представляющие собой информационное сопровождение. На этом же этапе учащиеся, используя составленный ранее банк текстов, нашли стихотворения мурманских поэтов о городах, мимо которых проезжает поезд «Арктика», и отобрали те поэтические тексты, которые будут включены в литературную экскурсию.

На четвертом этапе разработчики проекта изучили требования, предъявляемые к структуре и содержанию экскурсии, правила ее проведения; разработали текст экскурсии «Литературное путешествие по Мурманской области на поезде «Арктика» и записали его для последующей трансляции в поездах.

Приведем отрывок из экскурсии.

«Доброе утро, уважаемые пассажиры! Мы приближаемся к Мурманской области, расположенной на территории Кольского полуострова! Здесь живут люди, которые не только любят и знают свой край, но и умеют его показать гостям, рассказать о нем (звучит песня «Мое Заполярье» на стихи В. Смирнова).

Кольский полуостров – это уникальный регион России, где можно достичь арктических тундр, находясь при этом недалеко от цивилизации. Долгая полярная ночь, северное сияние, дыхание Ледовитого океана и незабываемой красоты хрупкая и суровая северная природа привлекают в эти суровые места любителей туризма.

А что знают наши гости о населенных пунктах Мурманской области? Обычно путешественники вспоминают, что Мурманск – форпост России в Арктике; Мончегорск – «Северная Пальмира» Кольского полуострова; Кировск – сердце Хибин; Североморск – база северного флота; Териберка находится вдали от цивилизации. Вот, пожалуй, и все. Но существуют и другие не менее интересные города и поселки, о которых пишут в своих стихах поэты Кольского Севера, признаваясь в любви к родному краю. О населенных пунктах, мимо которых будет проезжать поезд, мы и расскажем. Приглашаем вас в «Литературное путешествие по территории Мурманской области».

Нас встречает маленькая станция Полярный круг (звучит стихотворение М. Солдатова «Полярный круг»).

Пролетают за окном вагона станции: Княжая, Жемчужная, Ручьи, Белое море… И вот остановка в Кандалакше! Это один из самых старинных северных городов Российской Федерации. Известен как скромный поселок еще с XV века. Бурное развитие современной Кандалакши началось в XX веке после основания Мурманска и прокладки до него полноценной железнодорожной магистрали. Современный город – важный индустриальный центр Заполярья и морской порт на Белом море. Город растянут вдоль берегов Кандалакшского залива Белого моря. Объекты культурного наследия (федерального и регионального): каменный лабиринт, 1500 лет до н. э., стоянка эпохи позднего неолита, II тыс. до н. э., обелиск погибшим железнодорожникам в годы Великой Отечественной войны, памятник жертвам интервенции 1918—1920 гг. (звучит стихотворение Г. Иванова «Кандалакша – село поморское»).

Совсем скоро следующая станция – Полярные Зори. Полярные Зори – самый молодой город Мурманской области. Он расположен на берегу реки Нива и озера Пинозеро. Поселок строителей Кольской АЭС и энергетиков образовался в 70-х годах 20 века. Город Полярные Зори встречается в романах А. Буторина «Север», «Осада рая» и «Дочь небесного духа» из проекта «Вселенная Метро 2033», а также упоминается в оригинальных романах Д. Глуховского «Метро 2034» и «Метро 2035», как мифический город, в котором осталась цивилизация, благодаря электричеству Кольской АЭС. В 1978 г. режиссёром В. В. Бортко был снят художественный фильм «Комиссия по расследованию». Натурные съёмки проводились на Кольской АЭС и в Полярных Зорях (звучит стихотворение Т.Шевченко «Мой город»).

Поезд движется по берегу озера Имандра. Здесь нет остановок, но какие картины природы открываются путешественникам! Озеро Имандра — крупнейшее озеро на Кольском полуострове, и уж точно, одно из красивейших (звучит стихотворение Ю.Ушакова «Имандра – светлое озеро Севера!»)…»

На пятом этапе разрабатывалось аудиовизуальное сопровождение. Для заочной формы экскурсии подготовлены фотоматериалы (фото вокзалов тех населенных пунктов, мимо которых проезжает поезд). На платформе Тilda.cc создана интерактивная карта литературного путешествия, представляющая собой лонгрид. В основе лонгрида карта Мурманской области с железнодорожными путями. Каждая остановка (населенный пункт, железнодорожная станция) – это отдельный блок, визуализированный фотографиями и содержащий аудиофайл – стихотворение о данном населенном пункте.

На шестом этапе осуществлялось представление результатов проекта. Текст экскурсии и иллюстративный материал размещены на сайте гимназии. Разработчики проекта, семиклассники, проводили экскурсию «Литературное путешествие по Мурманской области» для учащихся других классов.

После реализации проекта была проведена рефлексия. Этот этап был важен для того, чтобы понять, изменилось ли отношение учащихся к проектной деятельности. Анализ письменных высказываний показал следующее: все участники проекта положительно оценивают процесс и результаты своей работы, отмечают, что это был один из самых интересных проектов, подчеркивают его важность для региона. Приведем ряд высказываний:

Проект произвел на меня отличное впечатление! Познакомиться с таким количеством стихотворений о родном крае всегда волнительно. Литературная экскурсия на поезде – это оригинальный способ популяризации нашего края для туристов. Участие в данном проекте – привилегия для меня (Арина К.)

В процессе разработки проекта мы узнали, что такой формы экскурсий по Кольскому краю нет. Поэтому я считаю, что продукт работы нашей проектной группы будет полезен пассажирам поезда «Арктика». Кто-то получит новые знания о Заполярье, кто-то впервые услышит стихотворения мурманских поэтов, кто-то с гордостью послушает гимн Мурманской области. А кто-то откроет Интернет и продолжит знакомство с творчеством поэтов, о которых узнали в ходе экскурсии (Софья К.)

На уроках мы знакомимся с произведениями, включенными в программу, на внеурочных занятиях – с книгами по выбору. Читаем, обсуждаем, даже инсценируем фрагменты книг, создаем презентации. Но впервые мы разрабатывали такую форму подачи изученного материала. Сначала не совсем понимали, что у нас получится. Очень понравилось объединять исторические факты и поэтические произведения. Считаю, что получилось познавательно и эмоционально одновременно. Работа над проектом увлекла нас новизной, необычностью. Мы почувствовали свою значимость для родного края! (Юлия Б.)

Для учащихся, которые создавали данный проект, крайне важно, что он может иметь реальное воплощение в жизнь. Планируется обращение в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области с ходатайством о транслировании экскурсии «Литературное путешествие по Мурманской области» для пассажиров поезда «Арктика». В случае поддержки данной инициативы семиклассники готовы создать варианты экскурсии для других маршрутов следования пассажирских поездов: «Санкт – Петербург – Мурманск», «Новороссийск – Мурманск», «Адлер – Мурманск», «Минск - Мурманск» и пр.

Заключение. В статье отмечается эффективность использования проектов по филологии, обладающих реальной новизной и практической значимостью. Именно в этом случае развивается познавательный интерес к предметам филологического цикла, повышается внутренняя мотивация обучающихся к проектной деятельности, совершенствуются их исследовательские умения и творческие способности. Кроме того, проектная технология позволяет индивидуализировать учебный процесс, сделать его более интенсивным. Особо подчеркнем важность регионально ориентированных проектов, которые предполагают обращение к культурным ценностям края, выраженным в слове, способствуют личностному развитию школьников, формируя при этом не инвариантную личность, а личность человека, который живет на Кольском Севере и гордится своей малой родиной.

Исследование выполнено в рамках инициативной НИОКР № 122061400030-3 («Родной язык и литература в социокультурном и образовательном пространстве Кольского Севера») Мурманского арктического государственного университета.


Библиографическая ссылка

Коренева А.В., Девяткова Т.Н. ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТОВ ПО ФИЛОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПОЕЗДЕ «АРКТИКА») // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32298 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674